Словесно логическое или вербальное мышление — что это


Мышление и речь – это то, что отличает человека от животного. Словесно логическое мышление присуще только человеку, оно формируется в процессе его развития и взросления.

Мышление – высший уровень познания, процесс воссоздания окружающей нас действительности. Часто мышление отождествляют с умом. Это не совсем верно.

Если ум – это способность думать и находить решение различных задач, то мышление – это предпосылка ума, инструмент человека думающего, работа со смыслами.

Мышление, речь и логика

Мышление человека речевое, оно формируется в процессе общения и его становление возможно только при совместной деятельности людей. Все люди разные, одним легче думать, если они видят или представляют предметы – это наглядное мышление. Другие оперируют отвлеченными структурами (словами) – именно это и отличает словесно логическое мышление.

Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций, созданных по исторически сложившимся правилам, высшая психическая функция человека. Речь формулирует мысли с помощью слов и предполагает их понимание и восприятие другим человеком.

Логика в дословном переводе означает – рассуждение, речь, мысль. Логика – это наука, которая учит делать выводы косвенным путем, то есть не из сенсорного опыта, а из полученных ранее знаний.

Как способствовать формированию?

Существует несколько методик формирования и изучения мышления и к каждой из них необходимо подходить со всей серьезностью, терпеливо занимаясь на протяжении длительного периода:

  • Берем книгу. Желательно, чтобы это было произведение с хорошо знакомым сюжетом. И начинаем читать его текст с конца до начала (в обратном порядке), стараясь не терять суть и последовательность событий.
  • Выбираем одного из своих знакомых и начинаем в красках представлять, как бы он отреагировал на определенное событие. Разыгрываем в голове самые разные сценарии: негативные, радостные, нейтральные. Можно вспомнить людей, с которыми приходилось общаться в течение дня и еще раз «прокрутить» в голове разговор с каждым из них, не упуская ни единой детали (взгляды, мимика, жесты, интонации, движения и т. д.).
  • Придумываем как можно больше противоречий (сухая вода, сладкая соль и т. п.).
  • Выбираем любой предмет и начинаем называть его функции. (Стул нужен для того, чтобы сидеть, чтобы достать предмет с высоты шкафа и т. п.). Также можно придумать несколько неприсущих данному предмету функций, но при этом обязательно их визуализировать.
  • Придумываем сокращения словосочетаний (аббревиатуры). Самые разные, и чем больше – тем лучше.
  • Делим лист на две части: на одной пишем существительные, на другой – прилагательные. Затем – подбираем каждому пару, подходящую по смыслу.
  • Выбираем любую букву и пишем на бумаге максимальное количество слов, которые с нее начинаются.
  • Вспоминаем какое-нибудь важное событие из жизни. Восстанавливаем в памяти эмоции, яркие детали, необычные моменты и выделяем из всего этого самый удивительный сюжет. Придумываем ему необычное название и визуализируем в уме картинку.
  • Рисуем. Можно выбрать карандаши, фломастеры, краски, мелки – что угодно! Главное – изобразить на листе бумаги или холсте какой-нибудь предмет или человека так, чтобы с первого взгляда был виден его характер.

Интересная игра для развития вербального мышления на видео:

Упражнения и игры

Совершенствовать словесно-логическое мышление помогут специальные упражнения и игры. Также подобные занятия способствуют развитию воображения и интеллекта. Главное – помнить, что для получения результата от любых занятий важна система.

Именно поэтому нужно выполнять упражнения регулярно и качественно:

  • Избавляемся от монологов в мыслях. Каждый человек в течение дня ведет воображаемый монолог, в основании которого лежат различные мысли и рассуждения. Но чтобы дать сознанию хоть немного отдохнут очень важно регулировать «потоки» монологов, особенно, если они основаны на негативных ощущениях и страхах.
  • Тренируем внутренний голос. Для этого необходимо выбрать одну фразу и произносить ее про себя в течение дня. Причем делать это нужно изменяя темп, эмоциональную окраску, громкость и т. д. Также можно «проговаривать» ее так, как бы произносили ее разные люди (знакомые и незнакомые). В завершении упражнения необходима представить фразу в виде объемных букв, которые медленно проплывают перед глазами «рассмотреть» каждую из них.
  • Читаем быстро. Высокая скорость чтения позволяет охватить глазами большой объем страницы, поскольку глаза «прыгают» от одной фразы к другой. Такой подход стимулирует аналитические процессы. И следовательно – способствует развитию мышления.
  • Проводим кластерный анализ. Для этого обозначаем одну существующую проблему, записываем ее на отдельном листе бумаги и обводим кружком. Затем прислушиваемся к своим ощущениям и записываем все ассоциации, вызываемые данной проблемой, и также обводим кружочком каждую из них. После этого соединяем круги стрелочками, соединяя тем самым собственные мысли в одно целое.
  • Проводим развлекательное занятие. Участвовать в нем должны несколько человек (можно пригласить детей). Берем небольшие листочки бумаги или картона, пишем на них любые слова и перемешиваем. Затем даем каждому участнику вытянуть по одной такой карточке. Задача: по очереди читать слово и быстро придумывать предложение с ним.
  • Читаем скороговорки. Участники игры садятся в круг и поочередно читают слово-сплетения. При этом каждое новое задание должно быть еще более запутанным (труднопроизносимым), чем предыдущее.
  • Играем в «инакомыслие». Занятие отлично развивает абстрактное мышление и особенно нравится детям. Суть его в том, чтобы называть вещи необычным образом (ковер – подстилка, стул – сиделка и т. п.). За основу берутся предметы, которые находятся в комнате.
  • Играем в инопланетян. Суть игры – представить, что человек общается с инопланетным существом, которое понятия не имеет о жизни землян. И главное задание – объяснить ему самые обыкновенные вещи, чувства и явления так, чтобы оно поняло, о чем идет речь.

Такие методики будут интересны и полезны как детям, так и взрослым. Но чтобы занятия принесли результат, следует проводить их регулярно и качественно.

Для диагностики (оценки) уровня словесно-логического мышления можно использовать методики Федосеевой О.А. «Обобщение понятий», К. Гольдштейна «Классификация предметов».

Виды логического мышления

В дошкольный период формируются все познавательные процессы, среди которых важнейшее место принадлежит развитию и формированию мысли и речи.

  • Наглядно действенное формируется в раннем детском возрасте примерно с полутора лет. Первые обобщения ребенка связаны с одними и теми же действиями, выполняемыми с похожими предметами. Предположим, ребенок увидел бутылочку с молоком – сейчас его будут кормить. Во взрослой жизни оно используется, например, при экспериментах, результат которых невозможно предугадать заранее.
  • Наглядно образное обычно наиболее ярко проявляется у детей 4-6 лет. Оно оперирует образами и предполагает визуализацию ситуации. Чаще всего не требуется непосредственного контакта с предметом, но необходимо его отчетливо представлять. Если у ребенка спросить, что такое собачка, он покажет на картинку или сидящего рядом щенка, а не станет перечислять количество лап и ушей животного. Взрослые оперируют им для описания понятий, которые видеть они не могут – строение молекулы, земного ядра.
  • Словесно логическое обычно начинает развиваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжая формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Это способность думать при помощи рассуждений, осуществляемое с помощью языка и логических действий с понятиями, самый поздний этап эволюции мышления.

В качестве примера можно привести пример с монеткой. При наглядно действенном человек увидит упавшую монетку и сообразит, что ее можно взять в руку или засунуть в рот, так как она туда поместится. При наглядно образном – будет подбрасывать ее и наблюдать, что выпадет, орел или решка. При словесно-логическом он начнет рассуждать о том, может ли она зависнуть в воздухе или стать на ребро, и если нет, то почему.

Личная история

Английским языком меня начали «мучать», когда мне было 5 лет. У моей любимой бабушки есть сестра, которая была преподавателем английского языка в школе, а потом и в университете. В общем, довольно умная женщина. И вот когда мне исполнилось 7 лет и я пошла в первый класс, в меня, так сказать, решили серьезно загрузить «инглиш». Я очень хорошо помню, что нехотя ходила к тете на занятия, но все равно училась. И конечно, как любой ребенок в моем возрасте, я совершенно не понимала, зачем мне знать этот язык. Хорошо, что хоть уроки были 2 раза в неделю.

Я прекрасно училась в школе, но когда решила поступать в высшее учебное заведение, а учиться я хотела в “Киево-Могилянской Академии” мне потребовался этот злосчастный язык. Знать его «на зубок» было обязательным критерием при поступлении. И вот через 12 лет, мне опять пришлось обратиться за помощью к бабушкиной сестре, она занималась со мной абсолютно бесплатно по-родственному, что очень радовало. На изучение языка у меня ушло 3 месяца, по прошествии которых я могла вполне уверенно говорить на «инглише». Бабушкина сестра сказала, что у меня довольно неплохо развит вербальный интеллект, поскольку я впитываю все очень быстро. Хочу сказать, что секретов у меня не было. Все очень просто и понятно:

  1. У меня не было установки: «Ничего не получится».
  2. Я горела желанием поступить и сделала задуманное.
  3. Я постоянно занималась и даже спланировала график своей подготовки.
  4. Во время подготовки я не теряла ни минуты.
  5. Мне помогли всего два учебника и просто огромное количество разных аудио и видеокурсов.

Когда я поступила в универ, у меня совсем не было практики разговорной речи на английском, но эту ситуацию я исправила в течение первого курса. Моя личная формула успеха звучит так: мотивация + трудолюбие + практика=достижение цели.

Словесно логическое мышление

Благодаря вербальному мышлению мы оперируем такими понятиями, как честь, совесть, любовь, стоимость. Ведь визуализировать их мы не можем – это вербальные конструкции, возможно, каждый вкладывает в них свой смысл.

Вследствие словесно логического мышления личность может оперировать самыми отвлеченными понятиями, не отрываясь полностью от чувственного опыта. С его помощью мы ищем и находим закономерности, обобщаем ранее полученный опыт — и чувственный, и наглядный.

Словесно логическое мышление не снисходит на нас в одночасье, оно формируется в процессе всей жизни постепенно, в процессе обучения и приобретения личного опыта. Кто-то овладевает им в большей мере, чем другие, их мы называем талантами или гениями, а кто-то в меньшей.

Специальные тренажеры

Между словарным запасом человека и его уровнем дохода есть прямая и четкая зависимость. Богаче лексикон — приятнее доход. Человек, владеющий умением составлять точное и яркое описание (устно или письменно) зависит успех продажи любого товара или идеи. Это умение, помноженное на аналитические способности, делает из человека незаменимого профессионала в любой сфере деятельности.

Готовый ключ к освоению этих умений — тренажеры и курсы Викиум. Например, интенсив «Развитие мышления» позволит научиться молниеносно принимать верные решения, одерживать верх в словесной полемике, освоить искусство грамотного убеждения и логичных умозаключений. Такие навыки необходимы и исполнителям, и руководителям любого уровня.

Операции словесно логического мышления

В процессе обучения мы оперируем определенными понятиями.

  • Анализ – переход от общего к частному, расчленение объекта на компоненты, разграничение в нем различных свойств, элементов, связей.
  • Синтез – переход от частного к общему. Объединение составляющих частей в единое целое.
  • Сравнение – это сопоставление явлений и предметов, вычленение в них отличий и схожести друг с другом.
  • Обобщение – объединение явлений и предметов по значимым признакам, одному или нескольким.
  • Классификация – группировка по признакам. В противовес к обобщению, основанием для которого служат значимые признаки, классификация признает в качестве основания желательные, но малозначительные признаки, например, по предпочтению напитка.

СИМПТОМАТИКА

Говорит человек с дизартрией непонятно, нечетко, у него, что называется «каша во рту». Происходит это из-за плохой взаимосвязи (иннервации) мышц голосовых складок, дыхательной мускулатуры, языка, мягкого неба, губ – всего того, без чего невозможно воспроизведение речи.

Артикуляционная моторика бывает разной, и связано это с состоянием мышц:

  • их спазм мышц сопровождается напряжением мускулов языка, шеи и губ. Последние плотно сжимаются, что ограничивает произношение звуков;
  • при гипотонии (пониженном тонусе) рот остается полуоткрытым, так как губы не сомкнуты, с него течет слюна. Язык, не двигаясь, находится на дне полости рта. Парез (расслабление) мягкого неба приводит к речи «в нос»;
  • дистония повышает мышечный тонус при попытке говорить.

Звукопроизношение зависит от степени дизартрии. Так, стертая характеризуется слабыми искажениями и некоторой смазанностью, а 2 и 3 – речью невнятной, очень медленной, безэмоциональной, звуки в которой пропускаются или неправильно произносятся. Тотальный паралич мышц, участвующих в речи – самая тяжелая степень, 4-ая, при которой что-то сказать вообще невозможно.

Звуки при дизартрии артикулируются тяжело, это относится и к согласным, и к гласным. Свистящие и шипящие произносятся между зубами или боковым способом, твердые звуки смягчаются, звонкие – приглушаются.

Речевое дыхание нарушено при различных видах патологии – оно учащено и даже прерывисто, на выдохе укорочено. Голос слабый, утихающий, глухой, назализированный. Речь монотонная, отсутствуют модуляции.

Важность развития вербально логического мышления у детей

Развивать вербально логическое мышление у дошкольников нужно потому, что скоро дети приступят к учебе. С первых дней они будут изучать предметы, основанные на логике, и неподготовленным детям придется очень трудно.

Неразвитое вербально логическое мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми. Именно поэтому так сложна адаптация в нашем обществе глухонемых. Они ходят в специальные школы, их обучают по специальным методикам, у них даже есть свой язык.

Для того чтобы помочь ребенку, можно:

  • попросить его пересказывать мультфильмы;
  • сочинять вместе с ним сказки;
  • решать вместе с ним простые задачки на логику;
  • разгадывать загадки;
  • попросить его объяснить значение пословиц и поговорок.

Освоение нового

Определите для себя новый навык — то, что вы еще не умеете. Например, освоить скорочтение или незнакомый язык. Распишите, какие ресурсы вам понадобятся для его освоения, с какой периодичностью и в каких условиях вы будете это делать, по какому плану? В случае со скорочтением, например, очень помогут одноименные курсы и тренажеры от Викиум. Пройдя их, вы сможете «проглатывать» книги, глубоко осознавая их содержание (это можно будет сделать даже в магазине, не отходя от стеллажа!), более оперативно и продуктивно готовить учебные и рабочие презентации, отчеты, доклады, а также высвободить огромное количество времени для себя.

Все расписали? А теперь приступайте к реализации!

Словесно логическое мышление в жизни человек

Вербально логическое мышление подразумевает не только умение мыслить логически, но и виртуозное владение словом. Именно оно задействовано у нас в момент общения с другими людьми. Ведь если человек что-то знает, но не может донести этого окружающим посредством речи, он уподобляется немому. Если человек красиво говорит, но не в ладах с логикой, он все равно, что глухой.

Именно ему мы обязаны всем открытиям, которые сделало человечество за время своего существования. Если человек не может логически мыслить, он ничего не откроет. Если он не может донести свою мысль до других, его открытие умрет вместе с ним.

ПРИЧИНЫ

Предпосылки для такого нарушения речи обычно возникают в период развития плода, при родовом процессе и первых годах жизни малыша (65-85%). Этим оно сходно с ДЦП, а также сопровождает его, причем, чем тяжелее двигательные нарушения при такой серьезной патологии, тем сильнее выражена дизартрия.

Перинатальные причины:

  • сильный токсикоз у будущей матери;
  • резус-конфликт;
  • наличие хронического заболевания у роженицы;
  • гипоксия плода;
  • внутриутробная асфиксия;
  • сложные роды;
  • недоношенность;
  • ядерная желтуха у новорожденного.

Другие факторы:

  • интоксикация организма;
  • гидроцефалия;
  • энцефалит и менингит;
  • черепно-мозговая травма;
  • гнойный отит.

У взрослых людей дизартрия может появиться вследствие травмы головы, перенесенного инсульта, нейрохирургической операции, а также в связи с опухолью мозга.

Такая патология, кроме ДЦП, может быть у страдающих болезнью Паркинсона, олигофренией, рассеянным склерозом, миастенией, нейросифилисом и др.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]