Правило руки или Правило пяти пальцев при оценке кандидатов


В чем суть метода

Рефлексия по методу пяти пальцев состоит из пяти этапов, направленных на разные сферы человеческой жизни:

  • Интеллект;
  • Достижение целей;
  • Эмоции;
  • Взаимодействие с другими людьми;
  • Здоровье и самочувствие.

Суть метода в том, чтоб оценить, как прошедший день или завершенная задача повлияли на каждую из этих сфер. Чтобы легче было запомнить этапы, в методе используется простая мнемотехника: каждый этап соответствует своему пальцу на руке. Вот как это выглядит:

Метод пяти пальцев был предложен немецким специалистом по тайм-менеджменту Лотаром Зайвертом. По его первоначальному замыслу эта технология предназначалась для быстрого подведения итогов дня. Она задумана так, чтобы ею легко можно было воспользоваться в любую свободную минуту: в общественном транспорте, за рулем автомобиля или во время ожидания в очередях.

Но вскоре стало понятно, что метод, предложенный Л. Зайвертом, может иметь более широкое применение. Например:

  • Подведение итогов недели, месяца, года (а не только дня).
  • Разбор завершенных задач и проектов.
  • Оценка произошедших событий.

Кроме того, его можно использовать не только для быстрого анализа в уме, но и для вдумчивого «разбора полетов» с бумагой и карандашом.

Давайте теперь посмотрим, как использовать метод пяти пальцев на практике.

GuruTest

Очень важно соблюдать гигиену сознания. Если вы не умеете этого делать, то стрессы и негатив появляются в вашей жизни чаще. Одновременно с техникой пяти пальцев научитесь этой простой гигиене. Это как мыть руки, только духовно.

Введение в технику пяти пальцев

Любые негативные воспоминания дают о себе знать с некоторой периодичностью. Страхи, переживания и стресс мешают заниматься тем, что мы любим и тем, что мы хотим. Чем дольше нас «дрессирует» травма прошлого или какая-то психологическая проблема, тем, сложнее от нее избавиться.

Техника пяти пальцев основана на мнемонике. Пальцы символизируют что-то конкретное, поэтому вам будет проще запомнить эту технику, чтобы не напоминать себе постоянно о ней, перечитывая статью снова и снова. Это очень простой метод, который зарекомендовал себя как весьма действенный, но относительно неизвестный, поэтому вы могли о нем никогда не слышать.

Эта техника основана на том, чтобы останавливать влияние внешней проблемы передачей контроля себе. Чтобы приблизиться к независимости, необходимо взять все в свои руки. Необходимо прерывание неприятной ситуации.

Как работает эта техника

Это достаточно простая техника, так как ученый по имени Ричард Грэннон, который ее изобрел, стремился создать что-то понятное для детей, когда работал в школах. Пользоваться техникой необходимо пять раз в день в течении 30 дней. Учитывая, что техника очень проста вам понадобится меньше пяти минут в день для очищения разума от негативных воспоминаний и мыслей, тревожности.

Всего есть пять утверждений, которые напоминают вам о ваших целях. Главная цель — это собранность, свобода, позитив. Сформулируйте свою цель, к которой вы будете стремиться. Пять пальце пять раз в день будут помогать вам двигаться к эмоциональному выздоровлению и балансу.

Первый палец. Стучите по большому пальцу, который символизирует вас самих, ведь он самый толстый и самый главный из всех. Повторяйте себе: «Я — это я. Я — это не мои страхи, не мои проблемы, не мои негативные воспоминания». Кажется, что это не помогает, но это не так. Этими словами вы создаете пустоту, разрыв между негативными воспоминаниями и вашей реакцией на них. Можно заменить размытую фразу более четкой: «Я — это не проблемы с работой, не развод, не проблемы с деньгами, не тревожность, не гнев, не грусть и так далее». Главное — повторять одно и то же. Первый шаг говорит вам, что не важно, насколько всё плохо. Важно принять текущую ситуацию.

Второй палец. Он напоминает вам о цели. Это указательный палец, который всегда на что-то указывает. Он указывает вам на то, к чему вы стремитесь. Проговаривайте, постукивая по указательному пальцу: «Я двигаюсь к целевому состоянию. Я становлюсь эмоционально стабильнее, добрее, спокойнее и так далее». Это лишь пример, ведь тут тоже важно сформулировать всё в соответствии с вашими целями.

Третий палец. Средний палец — это мудрость. Он напоминает вам о том, что важно с теплом открывать двери к своим чувствам. Еще Ричард Грэннон называет его пальцем приветствия, ведь он приветствует и впускает позитивные эмоции. Этот палец самый длинный, поэтому важно воспринимать его как антенну, которая принимает позитивный сигнал. Постукивая по нему, повторяйте: «Я принимаю то, что чувствую: грусть, гнев, слабость и так далее». Если не принимать негативные эмоции, которые поступают к вам, можно перестать чувствовать и хорошее.

Четвертый палец. Безымянный палец — эгоист. Он напоминает о том, что важно ставить себя на первое место. Он напоминает о том, что нужно для вас. Он помогает снимать груз с плеч, который давит на нас каждый день. Повторяйте себе, держась за этот палец: «Я буду делать только то, что нужно мне. Это важно для меня, для моего очищения».

Пятый палец. Мизинец символизирует разделение. От отделяет все постороннее от нас самих. Повторяйте себя, держась за мизинец: «Только я владею собой. Это мое тело, моя судьба, моя жизнь, моё время». Ваше право владеть вами даровано самой природой, Богом, законом — на ваше усмотрение.

Вот быстрая версия того, что вам нужно говорить: «Я — это не мои проблемы, негатив и стресс. Я вижу цель и иду к ней (проговариваем цель). Я принимаю то, что чувствую. Я буду делать то, что нужно мне. Я владею собой».

Пять раз в день напоминайте себе об этом. Проговаривайте то, что рекомендует ученый. Вы увидите, как ваша жизнь и отношение к ней изменятся по истечении 30 дней. Потом можно будет сменить цели и проработать другие проблемы. Важно испытывать негативные эмоции, принимая их точно так же, как и позитивные. Важно помнить, что вы — центр Вселенной для самих себя.

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

17.03.2020 01:27

Анализ выполненной задачи

Для анализа завершенных проектов и задач используется фактически тот же алгоритм, что и для подведения итогов дня.

1. Мизинец (мысли). Обобщите полученный опыт. Чему вы научились после выполнения задачи? Какие новые приемы использовали? Какие у вас появились идеи?

Примеры:

Утренняя пробежка1. Нужно поддерживать постоянный ритм дыхания: так легче бежать.
2. Через старый парк лучше не бегать, ибо там много собачников.
Порядок в платяном шкафуУложила белье и носочки по методу Мари Кондо: освободилось сразу два ящика.
Создание корпоративного блога1. Самописные движки — вещь неудобная, глючная и дорогая.
2. Лучшие статьи получаются при совместной работе автора и эксперта из компании.

3. Неисчерпаемый источник тем для блога — это вопросы и проблемы клиентов.

2. Безымянный (близость цели). Как задача помогла вам в достижении целей? Как она повлияла на вашу жизнь?

Примеры:

Утренняя пробежкаВесь день чувствую себя бодрым (цель: улучшить самочувствие).
Порядок в платяном шкафуЭто был самый сложный этап генеральной уборки.
Создание корпоративного блогаЗа первых две недели работы блога число посетителей в нашем интернет-магазине увеличилось на 20%.

3. Средний (состояние). Что вы испытываете после выполнения задачи? Удовлетворены ли вы результатом?

Примеры:

Утренняя пробежкаНесмотря на легкую усталость, настроение улучшилось. Голова стала лучше работать.
Порядок в платяном шкафуЧувствую себя профи по укладке белья. Хочется таким же образом «довести до ума» всю квартиру.
Создание корпоративного блогаРаботой и результатом удовлетворен. Жалею, что послушался всяких «умников» и не запустил блог еще полгода назад.

4. Указательный (услуги). Оцените взаимодействие с другими людьми (если оно было). Как выполнение задачи повлияло на отношение с ними? Кому еще эта задача принесла пользу?

Примеры:

Утренняя пробежка
Порядок в платяном шкафу
Создание корпоративного блога1. Нужен главный редактор, который будет работать с фрилансерами (у меня не хватает терпения).
2. С трудом уговорил компаньона не набивать блог рекламой и новостями компании.

5. Большой (бодрость). Насколько трудным было выполнения задачи? Почему? Как изменилось ваше физическое состояние?

Примеры:

Утренняя пробежкаЭнергии стало больше: выполнил сегодня все, что запланировал.
Порядок в платяном шкафуПока наводила порядок, слушала приятную музыку и фактически не устала.
Создание корпоративного блогаСамым сложным было договариваться, объяснять и контролировать выполнение. Физически не устал, но временами нервничал.

Иногда бывает так, что по некоторым пунктам ничего в голову не приходит. Например, ваша задача не подразумевала никакого общения с людьми. Или, допустим, вы не можете вспомнить, каким было ваше физическое и эмоциональное состояние во время выполнения задачи. Это означает, что данный этап анализа не содержит значимой информации, и его смело можно пропустить.

Инструменты ведущего

Наш проект практически готов. Для завершения нам недостает только одного — подобрать подходящие методики, формы и “фишки”, которые помогут нам раскрыть выбранные темы и украсить наш проект. Мы называем это инструментами.

Приведем некоторые примеры инструментов, чтобы лучше понимать, что мы включаем в это понятие:

  • дискуссия,
  • дилеммы с вариантами/без вариантов ответа,
  • лекция,
  • работа с текстами,
  • атмосферное оформление помещения,
  • спокойная или, наоборот, ритмичная музыка,
  • подарки всем участникам лагеря,
  • ведение интернет-ресурса во время и после проекта,
  • фото- и видео-отчеты о проделанной работе.

Мы не будем составлять перечень всех инструментов, которые могут быть использованы – в интернете и в различной литературе описано очень много интересных находок.

Для ведущего это, пожалуй, самый творческий и интересный этап написания проекта. Однако, бывает, что выбранный инструмент подобран неточно и значительно меняет акценты в поднятой теме. Часто, заигравшись с выбором инструментов, ведущий теряет то, ради чего мы используем тот или иной инструмент. В большинстве случаев это происходит из-за того, что ведущий вначале выбирает инструмент, а потом подгоняет под него весь остальной проект.

Для того, чтобы эти инструменты работали правильно, то есть выполняли цель, мы советуем вам вначале пройти весь подготовительный процесс, то есть пройти по всем пунктам схемы с самого начала, а только на последнем этапе переходить к выбору форм и методик. На наш взгляд, если ведущий ясно осознает, чего он хочет достичь от поднятия данной темы, то подбор подходящего инструмента будет проходить гораздо легче.

Проиллюстрировать путь от написания цели до инструментов можно с помощью лестницы, ведущей от “проблемы” до “идеального участника”. При этом каждая ступень — это выбранная тема, к каждой из которых в свою очередь подобран подходящий инструмент.

Пример из жизни:

Ведущий хочет получить от участников обратную связь о проекте и поставил целью данного мероприятия “Сбор конструктивной обратной связи”. При этом он создает в комнате романтическую атмосферу — приглушенный свет, свечи, спокойная музыка, начинает разговор с группой полушепотом. Можно ли ожидать в этой обстановке конструктивной критики? Все эти инструменты, скорее, будут способствовать тому, что участнику будет неловко в заданной атмосфере говорить о моментах, которые ему не понравились и которые он хотел бы изменить. При этом нельзя сказать, что это мероприятие пройдет неудачно. Вовсе нет, оно будет успешным и, скорее всего, очень понравится участникам. Просто оно выполнит другую цель — “сплочение и объединение участников”. Для выполнения поставленной цели можно использовать инструмент, который задает участникам рамки, в которых они будут высказывать свое мнение по поводу проекта. Например, таким инструментом может стать анкета с тщательно продуманным списком вопросов.

Трудно сформулировать простые и понятные критерии и понять, подходит ли выбранный инструмент. Для этого есть личный опыт и коллективное обсуждение ведущих. В любом случае, каждому ведущему желательно иметь на вооружении много разнообразных инструментов, чтобы было из чего выбирать. Это мы отдаем на откуп каждого из вас. Интернет, литература и творческий подход — лучшие в этом помощники. Используйте известные и проверенные, придумывайте новые, экспериментируйте, создавайте инструменты — это невероятно интересно!

Идеальный участник

Итак, у нас уже есть цель нашего проекта — сверхзадача, которую команда всеми силами стремится воплотить в жизнь. И тут возникает главный вопрос — какие же действия предпринять, чтобы в конце проекта наши участники поняли, что мы хотели до них донести? На наш взгляд, следующим этапом мы должны понять для себя, каким должен быть “идеальный участник”. “Идеальный участник” — это участник, полностью выполнивший все цели нашего проекта. При этом, чем подробнее мы опишем, что должен знать, уметь и чувствовать наш “идеальный участник”, тем лучше поймем, по какому пути нам нужно его провести.

Вот так это может выглядеть:

  1. Участник знает, в каком году произошло Бородинское сражение.
  2. Участник вступил в группу “История Европы” в социальной сети “Вконтакте”.
  3. Участник включает телевизор громче, когда в новостях слышит о новых открытиях в области нано-технологий.
  4. Участник начал читать книгу “Методичка вожатых”.
  5. Участник может различать субкультуры “хиппи” и “эмо”.
  6. Участник добавил в свой плейлист музыку, которую слышал на вашем проекте.
  7. Участник знает принципы вашей организации и считает себя её частью.

Представить идеального участника “после проекта” иногда может помочь детальное описание участника “до проекта”, то есть, еще не прошедшего с нами процесс. Также могут помочь вопросы: “А каким НЕ должен быть идеальный участник?” или “А что участник будет делать с полученным опытом после окончания проекта?”

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]