Тема 7. Стиль жизни. Определение, виды стилей жизни, выделенные А. Адлером, современные описания стилей жизни Сидоренко Е.В.

Каждый сам несет ответственность за свою судьбу. Как он использует свои возможности, как справляется с напастями, как протекает жизнь — все эти факторы в ведении самого человека. Мы опишем здесь шесть возможных способов поведения и соответствующие им стили жизни.

Вам наверняка известны семьи, в которых братья и сестры обладают очень разными характерами. И поэтому у них очень разные судьбы. Это подтверждает, что саморегуляция играет первостепенную роль в том, как мы поступаем со своей жизнью. Общество определяет нашу судьбу не в такой высокой степени, как считают некоторые мудрецы, и как утверждается во многих политических идеологиях. Каждый сам несет ответственность за свою судьбу. Как он использует свои возможности, как справляется с напастями, как протекает жизнь — все эти факторы в ведении самого человека. Сможем ли мы избежать давления, вовремя разорвать бесплодные отношения, разумно использовать благоприятные возможности — все это зависит от нас самих. Еще римский император Марк Аврелий (121-180) говорил: «Наша жизнь есть то, во что ее превращают наши мысли».

И судьба нашего тела тоже зависит от стиля жизни, притом в значительно большей степени, чем предполагает рассуждающий с точки зрения естествознания медик. Каждое чувство — это одновременно и состояние организма. Чувства возбуждения или покоя вызывают напряжение или расслабление. Инструментальные измерения состояния организма, субъективные жалобы показывают, в каких частях тела проявляется воздействие чувств на организм.

Четыре чувства себя: самоуважение, уверенность в себе, внутренняя свобода и внутренне удовлетворение у многих людей развиты ненормально. Два чувства себя могут быть, к примеру, сильными, а два других — слишком слабыми. У многих людей то или иное чувство себя может даже попасть в разрушительный заколдованный круг переоценки или недооценки самого себя.

Из всех возможных способов поведения мы опишем здесь всего шесть характеров и соответствующие им стили жизни, которые проявляются в тех случаях, когда два из четырех чувств себя преобладают, а два других — недостаточны. При этом мы, наверное, будем узнавать самих себя и, конечно, других знакомых нам людей. Узнаем, когда увидим: одни хотят быть могущественными, а другие любимыми, кто-то хочет принадлежать к элите, а кто-то стать популярными, кому-то любой ценой надо изобразить из себя знаменитость, а кому-то необходимо общение, или хотя бы присутствие при общении.

Четыре чувства себя соответствуют восприятию четырех цветов:

  • темно-синий соответствует удовлетворенности;
  • синевато-зеленый соответствует самоуважению;
  • оранжево-красный соответствует уверенности в себе;
  • светло-желтый соответствует внутренней свободе.

Через восприятие этих точно определенных цветовых оттенков можно проникнуть в сущность душевного состояния всех шести стилей жизни. Поэтому каждый раз в названии описываемого стиля жизни присутствуют два преобладающих цвета.

Красно-зеленый стиль жизни: могущественность

Тот, кому необходима защита от чувства слабости и беспомощности, мечтает стать сильным и мужественным, чтобы обрести чувство уверенности в себе.

И тот, кто не в ладу с чувством самоуважения и переживает чувство неполноценности, обманывая себя, тоже, с надменным высокомерием стремится играть роль могущественного человека.

Приобрести уверенность в себе и вызвать уважение — из этих двух побуждений часто возникает потребность быть могущественным и властвовать. По-видимому, воля к власти и возникает в состоянии беспомощности и бессилия. Боксер экстра-класса рассказывал, что в юности его часто колотили, и он решил превзойти своих обидчиков. Известно немало случаев, когда дети из бедных семей, пережив в юные годы чувство обойденности, сделали удачную карьеру: стали крупными промышленниками, успешными коммерсантами, добились выдающихся результатов в спорте или в искусстве.

Чувство неполноценности нередко переносится на какое-либо внешнее обстоятельство — на маленький рост, физический дефект и т.д. И такое чувство может вызвать стремление к превосходству и к власти над другими людьми.

Исследования семьи показали: если старший сын берет на себя роль лидера по отношению к младшим братьям и сестрам, то и в будущем он исполняет эту же роль в любой профессии — директора, учителя, священника, политика. А происходит это так… Старший сын переживает состояние мнимой отверженности, потерянности и беспомощности, когда в семье появляется еще один ребенок. Ему кажется, что он обойден вниманием и родительской любовью, что все это отдано новорожденному. Но в роли помощника и «разумного старшего брата» он восстанавливает чувство собственной значимости.

Потребность могущества, вытесняющего беспомощность и неуверенность в себе, свойственна отнюдь не только диктаторам. Власть проявляется не только на поле битвы, но и в кабинетах, и в спальнях. Насильники, бранящиеся критиканы, энтузиасты нравоучений, спорщики и все граждане с поднятым вверх указательным пальцем надеются добиться благоприятного состояния через власть. Жажда власти свойственна многим — политикам и руководителям, дельцам мелкого и крупного масштаба, карьеристам и честолюбцам, проводящим время за письменным столом.

Власть всегда проявляется по отношению к партнерам, поэтому всегда связана с социальной ответственностью и справедливостью. Известный историк из Базеля Якоб Буркхардт (1818-1897) считал, что власть «сама по себе не является злом». Если же ответственность и справедливость отсутствуют, и особенно если властители нарушают эти социальные ценности, то это уже злоупотребление властью. Могущественные люди, чуждые справедливости и ответственности, — это не лидеры, а совратители, злоупотребляющие своей властью. (Игра слов: в немецком тексте Fuhrer — лидер, Ver — Fuhrer — совратитель, соблазнитель. — прим. редактора).

Судья в суде или в спорте признается авторитетной персоной, если он, принимая решения стремится к справедливости. Обладать властью и отдавать приказы имеет право лишь тот, кто готов быть справедливым и ответственным. Если эти принципы выдерживаются, то учитель, родители, начальник, офицер и государство могут с полным основанием отдавать приказы.

Понятие «антиавторитаризм» применимо лишь к злоупотреблению властью. Многие люди утратили необходимое с этической точки зрения уважение к справедливым и ответственным общественным авторитетам. Компетентный человек всегда действует обоснованно и убедительно. Возвышенный положением компетентный лидер, безусловно, обладает властью, он — авторитетен, но не авторитарен.

Власть может преследовать две цели. Один стиль власти — сохранение установившегося порядка и традиций. Таковы старая аристократия и адепты фундаментальных догматических наставлений.

Другой стиль власти — стремление к расширению и совершенствованию жизнедеятельности, к присоединению новых территорий, к проникновению на новые рынки, к открытию и освоению новых сфер активности.

Локальные партнерские отношения тоже могут нести на себе отпечаток обоих стилей власти: желание подчинить партнера, или стремление к обладанию всем.

Власть обязательно представляет себя знаками престижа. Мелкий обыватель — своим автомобилем, более крупный — своей виллой, а самый могущественный — чем-то триумфальным в глазах потомков.

Чего не достает типичному представителю власти, так это душевной любви. Поэтому и его по-настоящему никто не любит. Прав был преуспевающий босс, который говорил: «Хотя я тот, кто приносит деньги в дом, единственный кто меня любит, это наша собака».

О теме любви речь пойдет дальше, при описании «сине-желтого» стиля жизни.

Японский.

  • Уважение к старшим. Семейные ценности для японцев крайне важны, потому бабушки и дедушки здесь в почете, даже если они чужие.
  • Власть машин. Япония – высокотехнологичная страна. Квартиры здесь могут жить по собственной экосистеме благодаря «умной» технике, а вот мебели в доме, как правило, мало. Все, что может сделать машина, японец предпочитает не делать самостоятельно.
  • Работа одна на всю жизнь. Увольнение считается позором. Многие японцы за всю жизнь ни разу не меняют работу, считается, что достигать карьерных высот нужно именно в одной компании и желательно с нуля.
  • Управление эмоциями. Японцы крайне неэмоциональны, причем это касается, как излишней радости, так и гнева.
  • Правильное питание. В Японии существует культ еды. Сам процесс питания – это определенная церемония. На обеденных перерывах японцы поедают то, что принесли из дома.

Как узнать, что вы живете по-японски? Тщательность, усердие, трудолюбие – три слона, на которых строится жизнь человека, перенявшего японский стиль. Работа священна, отложить или передать ее нельзя, взял на себя ношу, значит, должен ее вынести. Можно и нужно интересоваться всем новым, но внедрять его в свою жизнь, следует только в том случае, если это не перечит жизненным принципам.

Важна приверженность устоям и правилам, но это отнюдь не говорит о зацикленности или узколобости. Уверенность в завтрашнем дне. На первое место выдвигается удобство жизни, избавление от лишнего. Вряд ли на балконе найдется место одной старой лыже. Порядок во всем, от пространства в доме до мыслей в голове.

Пройти тест на тип личности

Сине-желтый стиль жизни: потребности в любви

Переживание беспомощности, которое часто испытывают дети, может обернуться стремлением к власти, или вызвать другую мощную потребность — потребность в любви.

Ребенку необходимы внимательная забота родителей и их постоянная готовность понять своего маленького человека. Ребенок нуждается в защищенности.

Хотя такое обращение называется материнской любовью, все люди до вполне взрослого возраста такое чуткое родительское отношение понимают как собственно любовь. Обладающие подобным свойственным ребенку ожиданием любви, сами еще не любят, а только испытывают потребность быть любимым.

Оба могут стать нуждающимися в любви: и тот, кто вырос без любви, и тот, кто привык к избалованности и к состоянию любимого. Привыкший к любви может не осознать, что любовь — это действие, воплощающееся в том, чтобы с пониманием и заботой повернуться лицом к другому человеку. Кто не научился любить сам, ждет, чтобы полюбили его, но такие надежды чаще всего не исполняются.

Почему мы не подходим к человеку, который кажется нам симпатичным? Почему мы боимся быть отвергнутыми? Почему у нас отсутствует внутренняя свобода, чтобы поступать так, как нам хочется?

Маленький ребенок нуждается в привязанности и защищенности. Свобода не даст ему ничего, она лишь создает ощущение опасности. Позже, когда его духовные и физические способности разовьются до определенного уровня, он сможет, мелкими шагами, учиться принимать свободные решения. Благодаря свободе в принятии решений — верных или ошибочных, благодаря свободе действовать — правильно или неверно, человек становится самостоятельным. Так он сам берет на себя ответственность за свои поступки и за последствия своих решений.

Почему многие страшатся этой свободы и сопряженной с ней ответственности за последствия? Мой ответ: человеку, для которого состояние любимого и изнеженное обращение стали привычными, очень трудно представить себе, что любовь — это собственное действие. А действовать ему еще труднее.

Постоянно любимому и изнеженному существу обрести любовь-действие мешает еще одно препятствие: боязнь быть отвергнутым. Кто испытывает острую потребность в любви, или изначально избалован любовью, тот не переносит отказа. Он ведет себя абсурдно, подобно тому игроку, который признается: «Я играю только тогда, когда выигрываю». При такой установке любовь остается трудно исполнимым страстным желанием.

Неутоленную потребность любви тяжело перенести. Человек недоволен, потому что не находит того, чего хочет и что считает имеющим смысл. Но он не находит этого потому, что не решается даже выразить свои желания. Почему он не осмеливается проявить свое желание любви? Потому что он боится получить отказ, потому что сам не готов отказаться от желания любви. Такой человек воспринимает отказ как личное отвержение, а надо бы научиться принимать реальность такой, какая она есть, вместо того, чтобы, лелея свою эгоцентрическую гордость, чувствовать себя униженным. Только тот, кто в состоянии свободно выражать свои желания, будучи готовым и отказаться от них, обладает истинной, и редкой, внутренней свободой. Но если человек не обладает внутренней свободой, достаточной для того, чтобы найти и испытать искреннюю и восхищающую любовь, в нем возникает невыносимый дефицит любви. Так разгорается необходимость, во что бы то ни стало, найти выход из этой «безнадежной» ситуации. Стиль жизни очарованных потребностью любви расходится по трем путям — трем путям бегства. Первый путь используется наиболее часто, по нему идут прежде всего разведенные. Это постоянный поиск идеальной любви. Искатели идеальной любви вытесняют свою печаль надеждой на будущее. Некоторых странников любви этот путь приводит к постоянной смене партнеров или к банальному нравственному разложению, другие сбегают в мир спиритических грез.

Находящиеся в вечном поиске идеальной любви часто очень сильно привыкают к своему состоянию. Они даже не подозревают, что сами уже не готовы к настоящей привязанности. Они с какого-то момента начинают стремиться не к любовной привязанности, а к расположению. Их можно встретить в различных Обществах, Клубах, в Группах самопознания. Они ходят туда чтобы поболтать о любви , пообниматься, или чтобы пережить озарение.

Второй путь выбирают чувствительные эстеты. Их любовь больше не распространяется на партнеров — партнеры могут разочаровать. Их любовь отдается прекрасным предметам и обезличенным переживаниям: музыке, литературе, путешествиям.

Третий путь бегства — самый рискованный. Этот путь имитирует настоящую любовь. Настоящая любовь строится на двуедином отношении — «давать» и «брать». Но жаждущий любви, исповедующий стиль третьего пути, погружается в состояние односторонней преданности. Он не хочет и не может брать. Безответно дающий убежден: чтобы быть любимым, он обязан в любое мгновение быть готовым прийти на помощь к объекту любви, и приходит — иногда навязчиво. Балуя любимого человека чрезмерной заботой, он или она беспрестанно навязывает себя партнеру и неотрывно вцепляется в предмет своей безмерной любви. Партнер такую любовь воспринимает как стеснение и подавление. Навязчивая преданность может стать невыносимой, когда от любимого постоянно ждут, или даже со страдальческим выражением лица требуют доказательств и подтверждений ответной любви. Объекту преданности нередко запрещают проявлять малейший интерес к чему-то, или к кому-то. Эта скрытая ревность возникает не из-за желания «владеть», а из-за боязни потерять любовь и, в конце концов, из-за собственной потерянности: не только в любви — во всем. Люди, страстно нуждающиеся в любви, с их потребностью заботиться о ком-то, легко и безоглядно привязываются к детям, домашним животным, к беспомощным и слабым. Они ведут себя, как алкоголики, которые чрезвычайно ценят подобных себе страдальцев.

Реклама

Сафарян А. В. Понятие «стиль жизни» в социологии

Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №3 2008 – Социология
УДК 316

Safarian A. V. The Concept “Life Style” in Sociology

Аннотация

: В статье анализируются различные подходы в определении понятия «стиль жизни». Подчеркивается, что стиль жизни может быть рассмотрен как синоним свободного выбора индивидом своего повседневного поведения и непосредственно связан с самореализацией личности. Автор приходит к выводу, что применение тезаурусного подхода при изучении данной проблематики позволит более тщательно изучить феномен повседневности.

Ключевые слова

: стиль жизни, повседневность, Э. Гидденс, П. Бурдье, тезаурусная концепция молодежи.

Внимание к тематике стиля жизни в мировой социологии в последние десятилетия стало устойчиво расти. В Германии, в частности, в 1990-е годы число публикаций по проблемам стиля жизни достигло 300 в год[1]. Это обстоятельство важно оценить не само по себе, а в контексте исследований социальной структуры. Стиль жизни, трактуемый как совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, стал своего рода лазейкой для многих исследователей в их стремлении преодолеть трудности социально-структурного анализа в условиях быстрых социальных перемен. Как показывает анализ многих работ, суть этой лазейки в том, что перевод исследования на микросоциологический уровень, позволяющий зафиксировать тесную связь социального неравенства и стиля жизни, позволяет «погасить классическую вертикальную парадигму»[2], т. е. уйти от социально-классового анализа действительности.

В более общей форме аспект стиля жизни становится важной частью теорий индивидуализированного общества, исходящих из утверждения, что в современных условиях развитых стран поведение людей в большей мере определяется их склонностями, а не фактором социального неравенства. Придается, в частности, значение влиянию на индивида его потребительских стандартов, отношения к религии, политике, здоровью, его ценностных ориентаций. Эти факторы, конечно, связаны с социально-классовым расслоением, но, во-первых, не непосредственно, во-вторых, лишь в конечном счете. В этой связи небезынтересно наблюдение П. ДиМаджио, что «макроструктурные измерения социальных классов выглядят как своеобразные ударные группы, брошенные в военные действия с непонятыми и необъясненными разногласиями»[3]. И именно концептуализация стилей жизни позволяет не ограничиваться макросоциальными факторами и более основательно связывать действия и мышление людей с многообразием факторов, характерных для индивидуализированного общества.

Такая трактовка стиля жизни достаточно распространена не только в эмпирических исследованиях, но и в собственно теоретических работах, включая и труды, получившие широкое признание в мировой социологии. В этом отношении заслуживает внимания по­зиция видного английского социолога Энтони Гидденса, авторитет которого в мировой социологии очевиден.

Трактовка стиля жизни в социологии Энтони Гидденса в работах 1990-х годов опирается на концепцию человека, противопоставленную постмодернистскому пониманию Я. Учитывая радикальные изменения в социальной среде, утверждение самореференции личности в ситуации неопределенности, распространение экспертного знания в сфере повседневности и ряд других факторов, Гидденс делает вывод о переходе от «политики эмансипации» к «жизненной политике», иначе говоря, от борьбы за воплощение в жизнь идеалов свободы, равенства, справедливости к выбору жизненного стиля на основе ответа на вопрос о том, как следует жить[4]. Этот выбор носит нравственный характер и в известной мере противостоит безнравственности институтов модерна. У Гидденса он соотносится преимущественно с проблемами биоэтики (допустимые границы технических нововведений и применения генной инженерии, право на жизнь человеческого эмбриона и др.), социальной справедливости (равенство полов и др.), охраны окружающей среды, но они могут трактоваться и в более широких социальных контекстах (например, в связи с воздействием на человека и общество фактора глобализации, что показал и сам Гидденс в последующих работах[5]). В целом важно, что «жизненная политика», по Гидденсу, выводит в центр проблематики жизненного стиля нравственную доминанту.

Эта позиция вытекает из теории структурации Гидденса, согласно которой дифференциация в обществе строится на различии социальных практик, которые выступают единицей его анализа. Социальные практики образуют непрерывное воспроизводство социального действия, итогом чего становится производство структур, правил, ресурсов. Те, в свою очередь, порождают действия акторов[6]. Собственно, в этом случае речь идет о порождающих действия индивидов структурах не в обычном для социологии структурно-функционалистской направленности смысле, а об организованных социальных практиках[7]. Их в духе теории структурации можно рассматривать как стили жизни.

Несколько с иной стороны, но в том же направлении дает трактовку стилям жизни французский социолог Пьер Бурдье. Его исходные позиции связаны с представлением о классообразовании как процессе, происходящем вмногомерном пространстве социальных отношений. У Бурдье фундаментальное значение приобретает понятие социального пространства, а не социальной структуры, поскольку оно фиксирует реальность как устойчивых, так и случайных форм связей. Здесь имеют значение связи и реальные, и воображаемые, и постоянные, и нестабильные, и сосуществующие параллельно, и накладывающиеся одни на другие, и сходящиеся, и разбегающиеся[8]. В этом пространстве происходит распределение капиталов разного рода (по Бурдье, есть четыре основные формы «капитала» — экономический, культурный, социальный и символический), чем и предопределена близость/отдаленность того или иного агента с точки зрения значимых различений и соединение/расхождение агентов в борьбе за позиции внутри социального пространства. В итоге структура социального пространства подчиняется игре распределения «капитала» и «прибыли». Социальное пространство со спонтанно проявляющимися различиями функционирует символически как пространство жизненных стилей,

или как ансамбль групп, характеризующихся различным стилем жизни[9].

В соответствии с этим измерение социальной стратификации, по Бурдье, должно вестись в двумерном режиме, с учетом того, что выбор жизненных стилей предопределен в одних случаях стремлением усилить социальную позицию путем демонстративного потребления в духе концепции Т. Веблена, в других — стремлением закрепись свой статус ориентацией на «высокую культуру». Следовательно, потребление и становится формой знакового различия социальных классов[10], а стилизация жизни усиливает эти различия и легитимизирует их. Это – и форма воздействия на группы с другими жизненными стилями, навязывания им своего видения человека и мира.

Идеи Бурдье получили широкое признание, и прежде всего в европейской социологии. Исследования «капиталов», пересекающихся полей социального пространства и соответствующих им жизненных стилей дало определенные результаты в изучении современного общества, особенно при установлении роли таких факторов выбора жизненных стилей, как культурный и материальный капитал родителей, образование, профессиональный статус, личный доход[11].

В американской социологии проблематика стилей жизни исследуется в несколько ином ключе. Заслуживает внимания то направление исследований, в которых различие в трактовке оснований для выделения стилей жизни проявило себя в практической деятельности по управлению развитием города. Это, в частности хорошо видно на материале урбанистской социологии США, где в ХХ веке не один раз менялась концепция управления городом. Следует подчеркнуть, что значительный прорыв, который осуществила в этом направлении Чикагская социологическая школа, повлекла за собой укоренение в США такого подхода к планированию городской политики, который опирался на определенную социологическую концепцию города. Даже когда в начале 1930-х годов позиции Чикагской школы были оттеснены на второй план и структурный функционализм стал приоритетной теоретико-методологической платформой в большинстве отраслей социологии (включая и социологию города), идея «чикагцев» об экологии города оставалась и остается сейчас стержнем принятия соответствующего курса в области городской политики.

Иное дело, само представление о том, что же создает город, его среду и что следует ставить на первое место при принятии городскими властями управленческих решений, претерпело значительную эволюцию. Как указывает З. Л. Миллер, обстоятельно исследовавший данный вопрос, эта эволюция имела своим основанием изменение взглядов на роль социальных групп в жизни города[12]. В межвоенный период (1920–1930-е годы) исходным для проектирования городов и для оценки эффективности городской политики был тезис, согласно которому социальные группы – основной регулятор образа и стилей жизни, индивид же лишь в той мере значим в общественной жизни города, насколько он идентифицирует себя с той или иной социальной (культурной, этнической, профессиональной и т. д.) группой. Соответственно этому и городская политика стремилась найти свое место в процессе выстраивания межгрупповых отношений путем воздействия на факторы и через факторы, которые дей­ствуют на группы, не будучи подконтрольными их членам (в частности, миграционный фактор, фактор экономических и технологических изменений и т. п.). В этом случае город выступает как территория, на которой поддерживается плюрализм не личностей, а групп и где в результате такой политики создаются наилучшие усло­вия как для реализации новых технологий и, соответственно, совершенствования управления, так и для повышая на этой основе качества жизни для всех групп. Такой подход может быть назван детерминистическим культурным плюрализмом[13]. Групповой интерес и компромисс групповых интересов составляли в этом варианте и концептуальную основу и основу технологии управления при определении городской политики.

Однако такой подход на практике породил немало противоречий, в итоге чего после 1950-х годов получила распространение концепция «смерти города» как системы, встраивающей в себя индивида, и городская политика стала опираться на принцип культурного индивидуализма. В частности, это было результатом разочарования в принципах культурной инжене­рии, применение которых в 1920–1930-е годы не дали заметных результатов в установлении атмосферы терпимости между этническими группами и всеобщей социальной гармонии.

Существенным с точки зрения нашего исследования обстоятельством следует считать то, что бунт против детерминизма, как пишет об этом З. Л. Миллер, исходил из осознания необходи­мой вовлеченности людей в выбор их собственных стилей жизни и куль­туры как выражения автономного, свободного, индивидуализи­рованного существования. Ключевыми словами новой эпохи куль­турного индивидуализма стали разнообразие и выбор, саморазвитие скорее как психологическое, чем как политическое благо. Право на самореализацию рассматривалось как часть гражданских прав[14]. Нельзя не учитывать, что и сегодня трактовка человеческого Я в США (как, впрочем, и в Европе) сохраняет характеристики крайнего индивидуализма. Из исследований в этой области вытекает, что акцент на самодостаточности автономного индивида, которому вменяется в обязанность непрерывная самоактуализация и опора на самого себя, остается наиболее типичным в теории[15], что не может не отражаться и на трактовках стиля жизни.

Позже идея культурного индивидуализма была подвергнута критике, а частью и обструкции, что и следовало бы ожидать, но наша задача сейчас не углубляться в особенности американского муниципальной политики, а в установлении того содержания, которое придавалось в осмыслении преходящих событий в жизни американских городов стилям жизни.

Из анализа литературы становится ясным, что стиль жизни может рассматриваться как синоним свободного выбора индивидом своего повседневного поведения и что со стилем жизни определенные теоретики связывают самореализацию личности. Это дает повод посмотреть на проблематику стиля жизни сквозь призму тезаурусного подхода.

Тезаурусные конструкции формируются в рамках социальных и культурных практик, что составляет важный аспект социализации индивида, особенно в возрасте юности, когда тезаурусы еще не устоялись, но уже в меньшей степени зависят от воспитательного воздействия значимых других, т. е. когда уже есть возможность говорить о свободном выборе линии поведения.

Вал. А. Луков, формулируя тезаурусную концепцию молодежи, подчеркивает, что «тезаурус как упорядоченное знание, достаточное индивиду (группе) для ориентации в обществе, обладает своеобразным свойством структуры информации: ее иерархия строится не от общего к частному, а от «своего» к «чужому»

. Тезаурусы схватывают мозаику рассеянных событий как целое. Этим открываются широкие возможности для анализа феноменов молодежных сообществ»[16]. Действительно, выбор линии поведения в значительной своей части есть выбор стиля жизни, который и выступает в повседневности как совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения. Но одновременно это и характеристика других компонентов повседневной жизни, которые нередко не учитываются в исследовании молодежи, сосредоточенных на фиксации поведенческих реакций или культурных ориентаций. В этом отношении эвристична трактовка молодежи Вал. А. Луковым как «
социальной группы, которую составляют (1) люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также (2) распространенные в этой социальной группе тезаурусы и (3) выражающий и отражающий их символический и предметный мир
»[17]
.
То, что в поле зрения исследователя не как частность, а как составная часть понимания молодежи включены символический и предметный мир молодежи, особенно сближает тезаурусную концепцию молодежи с проблематикой стиля жизни.

Описание молодежных субкультур в литературе[18] подтверждает значимость символического применения тех или иных вещей (одежды, украшений, обустройства жилища, предметов почитания и т. п.) не только для маркировки своей принадлежности к той или иной группе, но и как фильтр информации, воспринимаемой из внешних источников, ее структурирования и иерархизации в рамках тезауруса и использования для переконструирования образа человека и мира. Но следует учитывать, что субкультурные формы молодежной активности — лишь наиболее заметные для внешнего наблюдения феномены, характеризующие специфику молодежи на этапе активной социализации. Аналогичные процессы происходят в жизни любого молодого человека, вещный и символический мир которого не имеет демонстративных отличий от принятых в окружающей его социальной и культурной среде социальных и культурных норм.

Поскольку в молодости тезаурусы подвержены динамичным изменениям, динамично могут меняться и стили жизни, сохраняя на новых этапах социализационной траектории[19] некоторые следы освоенного социального и культурного опыта. Это одновременно означает и специфическое в молодом возрасте изменение социальной и культурной идентичности, а также активное применение молодежью социального конструирования реальности.

Если иметь в виду, что самореализация молодого человека составляет основную цель государственной молодежной политики в современной России, то для российских условий немаловажно понять, не может ли быть в таком случае задача поддержки самореализации личности сведена к поддержке многообразия стилей жизни. По крайней мере, это соответствовало бы распространенному представлению о «человеке постмодерна» — толерантному, открытому «множеству голосов» и далекому от намерения «объявлять войну неверным, отстаивая свой собственный стиль жизни»[20].

Итак, проблематика стиля жизни, получившая распространение в современной социологии главным образом как альтернатива структурированию общества по социально-классовому признаку, имеет более широкое поле для применения, когда изучаются социальные и культурные феномены, связанные с молодежью. Если в трактовке социальной структуры обращение к понятию «стиль жизни» во многом носит компенсаторный характер и направлен на лучшее описание и объяснение процессов, возникших в конце XX — начале XXI века, то в сфере молодежных исследований стиль жизни характеризует устойчивость некоторых жизненных форм в условиях общей неустойчивости самой системы, каковую составляет молодежь и каждый отдельный молодой человек. При использовании тезаурусного подхода стиль жизни позволяет более основательно классифицировать структурные основы организации повседневности применительно к молодому человеку и молодежным сообществам.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Hermann D. Bilanz der empirischen Lebensstilforschung // Kölner Ztschr. für Soziologie und Sozialpsychologie. Köln, 2004. Jg. 56. H. I. S. 153.

[2] Ibid.

[3] DiMaggio P. Social Stratification, Life-Style, and Social Cognition // Social Stratification: Class, Race, and Gender in Sociological Perspective / Ed. by D. Grusky. Boulder: Westview Press, 1994. P. 458.

[4] См.: Giddens A. Modernity and self-identity: self and society in the late modern age. Stanford (Ca), 1991.

[5] Напр. в кн.: Giddens A. Runaway World: How Globalisation Is Reshaping Our Lives. London: Profile Books, 1999.

[6] См.: Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press, 1984. P. 354.

[7] Ibid. P. 25–31.

[8] См.: Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. С. 55–58.

[9] См.: там же. С. 60–71.

[10] Там же. С. 69.

[11] См.: Ganzeboom H. B., Kraaykamp G. Life-Style Differentiation in Five Countries // Social Correlates and Social Consequence of Social Stratification. Prague, 1989.

[12] См.: Miller Z. L. The death of the city // The social sciences go to Wash­ington: The politics of knowledge in the postmodern age / Ed. by H. Cra­vens. New Brunswick (L.), 2004. P. 181–213.

[13] См.: Ibid.

[14] См.: Ibid.

[15] См., например: Smith M. B. Selfhood at risk: Postmodern perils and the perils of postmodernism // Amer. psychologist. Wash., 1994. Vol. 49, No. 5. P. 405–411.

[16] Луков Вал. А. Тезаурусная концепция молодежи // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Москва, 30 сент. — 2 окт. 2003 г. М.: Альфа-М, 2003. Т. 3. С. 71–72.

[17] Там же. С. 71.

[18] См.: Левикова С. И. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004; Омельченко Е. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Симбирск. кн., 2004; Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики; Ч. 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты… аутентичные свидетельства за и против «нормализации» / Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск: Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2005; Гуманитарное знание: перспективы развития в XXI веке: В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского /Под общ. ред. Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006. С. 478–506.

[19] См.: Ковалева А. И. Социализационные траектории современной российской молодежи // Молодежь и общество на рубеже веков: Междунар. науч.-практич. конференция, 20–21 октября 1998 г.: Секция «Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики». Ч. 1. М., 1998. С. 33–34.

[20] Smith M. B. Op. cit. P. 408.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.

Гуманитарное знание: перспективы развития в XXI веке: В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / Под общ. ред. Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006.

Ковалева А. И. Социализационные траектории современной российской молодежи // Молодежь и общество на рубеже веков : Междунар. науч.-практич. конференция, 20–21 октября 1998 г.: Секция «Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики». Ч. 1. М., 1998.

Левикова С. И. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

Луков Вал. А. Тезаурусная концепция молодежи // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Москва, 30 сент. — 2 окт. 2003 г. М.: Альфа-М., 2003. Т. 3. С. 71–72.

Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики. Ч. 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты… аутентичные свидетельства за и против «нормализации» / Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2005.

Омельченко Е. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Симбирск. кн., 2004.

DiMaggio P. Social Stratification, Life-Style, and Social Cognition // Social Stratification: Class, Race, and Gender in Sociological Perspective / Ed. by D. Grusky. Boulder: Westview Press, 1994.

Ganzeboom H. B., Kraaykamp G. Life-Style Differentiation in Five Countries // Social Correlates and Social Consequence of Social Stratification. Prague, 1989.

Giddens A. Modernity and Self-identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford (Ca), 1991.

Giddens A. Runaway World: How Globalisation Is Reshaping Our Lives. London: Profile Books, 1999.

Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press, 1984.

Hermann D. Bilanz der empirischen Lebensstilforschung // Kölner Ztschr. für Soziologie und Sozialpsychologie. Köln, 2004. Jg. 56. H. I.

Miller Z. L. The Death of the City // The Social Sciences Go to Washington: The Politics of Knowledge in the Postmodern Age / Ed. by H. Cravens. New Brunswick (L.), 2004. P. 181–213.

Smith M. B. Selfhood at Risk: Postmodern Perils and the Perils of Postmodernism // American Psychologist. 1994. Vol. 49. No. 5. P. 405–411.

Сафарян Арег Вартанович

— аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета.

Библиограф. описание

: Сафарян, А. В. Понятие «стиль жизни» в социологии [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 3 — Социология. URL: https://zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Safarian/ (дата обращения: дд.мм.гггг).

Сине-зеленый стиль жизни: элита

Элитарный стиль жизни передается понятием «почтенный». Этот эпитет указывает, что именно определяет элитарную установку и поведение. Для элиты важны два чувства себя: самоуважение и внутреннее удовлетворение. Непосвященному в элитологию сразу бросается в глаза категория «почтенный». Действительно, в первом приближении, можно подумать, что для элиты важно почтенное одобрение. Для «избранных» большая ценность — жить согласно собственным убеждениям, чтобы благодаря этим началам сохранить самоуважение. Но не исключено, что признание и самоуважение служат для элиты всего лишь средством достижения удовлетворенности жизнью. Одно убеждение, несомненно, вошло в плоть и кровь представителей элиты: удовлетворенным жизнью может быть только тот, кто живет согласно собственным убеждениям и бескомпромиссно сохраняет самоуважение.

Еще одно понятие отличает элитарный образ жизни. Прежде всего — поведение, соответствующее высоким этическим и эстетическим критериям. Истинное качество жизни элитарный человек ищет не в модной повседневности, а в ценностях, выдержавших испытание временем. Истинное качество жизни элитарный тип находит там, где лучшие представители общества достигли вершин культуры. Там, где многие поколения выдающихся людей создали общепризнанный высокий стиль. Поэтому носителя элитарности проще всего встретить в антикварном магазине. Он ищет редкую книгу, которой нет в списке заказов. Любимые книги он одевает в кожаный переплет и наслаждается, бережно держа раритет в руках. В лавке старьевщика он отыскивает шкафчик или столик, выкрашенный в непривлекательный цвет, но совершенный по форме, чтобы, устранив следы безвкусицы, насладиться дивным предметом. Он вполне знает нормальную цену всему, но за хорошее вино или шелковый ковер готов выложить огромные деньги. Один древний летописец охарактеризовал жителей моего родного города следующими словами: «Больше быть, чем казаться». Настоящий человек не показывает, чем и в каком количестве он владеет.

Когда я был студентом, меня пригласил в гости профессор философии и математики. Он сделал это редкостное исключение для меня, потому что я уже тогда разделял его любимый тезис: «Психика функционирует согласно математическим закономерностям». Всегда, когда я озвучивал это утверждение, он подтверждал: «Конечно, ведь еще Прокл говорил…» Далее каждый раз следовало длинное высказывание на греческом. Значение этого выражения я не знаю до сих пор. Не знаю, наверное, и потому, что очень тонко чувствовал: я никогда не смогу признаться этому элитарному ученому, что по-гречески знаю всего несколько слов. Профессор принадлежал к роду патрициев, который был представлен в нашем университете несколькими поколениями.

Парк и дом профессора находились в самой дорогой части города: за те деньги, которые здесь стоил участок земли размером 10×10 квадратных метров, можно было бы построить небольшой дом. Профессорский простой кирпичный дом находился в конце тополиной аллеи. Дом был обставлен стильной мебелью, увешан картинами, написанными маслом, которые в то время меня совсем не интересовали. Однажды профессор захотел объяснить мне один эстетический принцип при помощи математики. Он разъяснил этот принцип на примере картины, висевшей над софой, на которой обычно сидел. В заключение профессор сказал: «Вы видите, Леонардо знал, что красота — понятие математическое». На стене действительно висел подлинный Леонардо да Винчи. «Больше быть, чем казаться » — для представителя элиты это нечто само собой разумеющееся. У этого человека не было автомобиля. Он ходил пешком или ездил на трамвае. Если ученый в трамвае замечал человека, который ему нравился, он направлялся к нему со словами: «Меня зовут С.. . А как Ваше имя?» Самоуважение, которым обладает элита, исключает чувство неполноценности. Человек обрел внутренний покой, он доволен жизнью. Такая установка превращает человека в тактичного заинтересованного наблюдателя. Он — ценитель, а если надо, то и эксперт. Главное для него — качество, истинное достоинство. Он разборчив в выборе людей, с которыми общается. Строг в интересах, которые поддерживает. Избирателен в предметах, которыми себя окружает.

Для самоуважения и удовлетворенности необходимо качество. Но оно необходимо не только в эстетическом, но особенно — в этическом поведении. Этические качества, свойственные элитарному человеку, — это, прежде всего, справедливость, надежность и ответственность. Именно такой круг обязанностей включает в себя тезис: «положение обязывает».

Напротив, люди без соответствующего происхождения («sine nobihtate»), то есть снобы — это псевдоэлитарные пижоны. Сноб пытается изобразить из себя знатного человека. А свое высокое положение он создает внешними средствами. Снобы покупают не всегда самые лучшие, но обязательно дорогие вещи. Снобам неважно плохи или хороши вещи сами по себе, им важна известная марка, имя производителя вещей. Они надели бы на себя даже «новое платье короля», если бы на этом «ничто» стояло имя известного модельера. Они вывешивают на себя и на стены то, что считается престижным. Проще всего подражать эстетическим образцам. Научиться «тонкому» пониманию стиля можно в два счета: достаточно обратиться к антиквару. Каким должен быть возраст антикварных вещей, я узнал от одного американца. Он показывал мне свою просторную виллу, подробно описывая каждую картину, каждый стол, каждую лампу. Он рассказывал о вещах, которые я, со всеми достоинствами, видел собственными глазами, но свои комментарии к каждой вещи американец всегда заканчивал словами «… и старше 150 лет».

Представитель элиты ничего не выставляет на показ — ни своего имущества, ни образования, ни знаний, ни званий. Сноб же, наоборот, демонстрирует все возможное. Он «показушник». Его жизненный принцип: «Больше казаться, чем быть». Для видимости годится все — машина, которую можно взять напрокат, звание, которое можно купить, титул который состоит из нескольких ничего не значащих букв. В ресторане он изображает, что разбирается в хороших винах, ориентируясь при этом по ценам. На вернисажах ему всегда рады, а это для него очень важно, да и картины ему не мешают. Присутствуя на концерте, он, конечно же, знает имя известного дирижера. Он в состоянии отличить фуги Баха от марша Радецкого — по громкости звучания. При разговоре со снобом уже после нескольких фраз поражаешься, сколько же у него влиятельных и знаменитых друзей. В его элитарной позе нет реального качества, есть видимость качества. Мнимая элитарность (снобизм) — это не уважение к себе, а желание вызвать восхищение публики.

Стиль и образ жизни — Две Ники

Стиль жизни. Я долго задумывалась над этим понятием, стиль жизни — слишком объёмно, это ведь не стиль одежды или стиль интерьера. Стиль целой жизни. Что должно включать в себя такое объёмное понятие? Одно из найденных определений в Интернете меня вполне устроило. Стиль жизни – это образ жизни человека, его интересы и мнения, то, как он тратит собственные время и деньги. Плюс сюда же ещё вполне можно добавить и его внешний образ, то, как он себя преподносит. Проще говоря, стиль жизни – это и то, что снаружи, и то, что внутри.

В этой жизни все мы играем определённые роли: замученной судьбой тихой домохозяйки, не менее уставшей от жизни офисной служащей. Или же странной и не понятной, а может, и не понятой художницы. Или же томной аристократки, или же деятельной супруги миллионера. От простого к сложному. Можно и наоборот, смотря что считать невыносимо трудным. У каждого своя роль. А интересно лишь то, что мы считаем сложным. Нам не интересна медсестра и учительница, рабочий и инженер. Нам интересны лишь те, кто находится на недосягаемой высоте, в мире роскоши и глянца. Те, кто смотрит на нас с обложек дорогих журналов. А ещё нам интересны ненормальные, те самые бедные, но вечно и во всём творческие художники. О них также очень интересно читать. Вот он, стиль жизни! – восхититься читатель.

Стиль жизни, он очень разный, его лишь можно свести к общим формулам: например, известные актрисы и актёры или же певицы и певцы, нам непременно будут интересны, во что они одеваются, а главное от кого, в каких мероприятиях участвуют, с кем живут и где, как отдыхают, и конечно же во-первых, или всё-таки во-вторых?, их творчество. В жизни богатых людей набор нашего интереса, кстати, очень похож, исключается только творчество, его заменяет количество денег, а вернее интерес к тому, как же они были заработаны.

Стиль и образ жизни персонажей.

Прав был кто-то, написав, что любой известный человек для нас, зрителей, лишь персонаж. И мы следим за его жизнью, а жанр, жанр может быть любым – от романа до детектива. Впрочем, персонаж может быть не один, известные люди всегда рядом и наши истории полны переплетений ролей и судеб, взаимодействий и взаимоотношений персонажей.

Знают ли персонажи, а в общем-то они ведь живые люди, на что они идут, приобретая известность? Должны знать, они ведь и раньше читали газеты, смотрели телевизор, можно заметить с усмешкой. А можно задуматься и о том, почему же так сложилось, что публике не столь интересно творчество, сколь интересна сама жизнь актёров, певцов, музыкантов. Что здесь не так? И почему однажды восхищение их жизнью переходит в зависть, а все падения и неудачи этих самых «персонажей» вызывают ликование толпы?

Стиль жизни – не устойчивое понятие. Стиль жизни определённого человека создаётся им самим, но в большей степени прессой и тем мнением, которое складывается о нём. Нельзя всю жизнь следовать одному стилю и одному образу, даже пить каждое утро кофе – относительное постоянство, придёт утро, когда ты его просто забудешь выпить. Но образ создан. И этот образ интересен.

Я расскажу о двух образах. Я не буду опираться на информацию из третьих рук. В блогах, личных дневниках, каждый волен писать о себе всё, что он сам считает нужным. В своём блоге человек самостоятельно создаёт свой образ и свой стиль, в том числе и жизни.

Я расскажу о двух Никах. Одна – супруга достаточно богатого человека. Вторая художница – из богом забытой страны и богом забытого города. Что у них общего? Умение увлекательно писать и армия поклонников- читателей их блогов в ЖЖ. Назовём их Ника Б. и Ника С.

Ника Б. жена достаточно богатого человека, для многих даже слишком. Она живёт во Франции, иногда бывает и в Москве. Её жизнь, для многих, наверное, могла бы стать просто воплощением идеала и мечты. На двоих с мужем у них пятеро детей. Но как заметила, то ли в одном из интервью, то ли в своём блоге Ника Б.: однажды она поняла, что «я превращаюсь в хрестоматийную жену на выселках» и уже почти готова примкнуть к подобному монтекарлийскому сообществу и начать обсуждать, «кто кому сколько дает в месяц и как невыносимо долго идет очередная крокодиловая сумка. Ужас».

Решив для себя, что это ужас она развернула бурную деятельность. Благо, у неё хорошие задатки, её мать была родом из Одессы, отец – из Питера. И Ника Б. в детстве колесила между двумя этими городами. Городами с характером и особой культурой. Вот и характер, как на подбор, у неё также интереснейший. И она стала известна широкому сообществу в Интернете. И не только. Ника Б. стала готовить и писать рецепты, причём превращая всё это в уникальнейшие истории. Но в её жизни главное не только кухня, есть ещё и путешествия, о которых она пишет также увлекательно. Есть ещё и фотография. Ах, эти прекрасные фотографии аппетитнейших блюд.

У неё было четверо мужей, первый – художник. Она посещала Высшие режиссёрские курсы в Москве, и была владелицей крупного бизнеса – рекламного агентства. Начала издавать журнал. Во многом она авантюристка и хулиганка, это чувствуется даже в манере писать, но вот только в последнее время очень сдержанная, забывшая о былых шалостях.

Нику Б. интересно читать, её стиль – стиль домашнего уюта, семьи и друзей, запах выпечки и морского прилива. Но при этом с долей неуловимого, её личного шарма, по которому чувствуется, что она будет женщиной «с изюминкой» в любой ситуации. Она во всё принесёт эту только свою необычность. И сделает мир вокруг себя интересным, совершенно не банальным. Ведь и её нынешней сюжет – жена миллионера, в общем-то, банален до ужаса, но вот только она сама не банальна и её ванильно — сладкие истории с запахом морской воды и шумом волн. Этакий дамский роман, или его счастливый финал?, рассказанный в кулинарных рецептах.

Ника С. – она также женщина «с изюминкой», со своей энергией и умением развлекать себя и окружающих. Её дед, кстати, был греком. Ника С. умеет быть не скучной в самых обыденных вещах. Она также сменила не одного мужчину. Она эмоциональна и неожиданна. Рисует лишь то, что ей нравится, её искусство тяжело вписать в какие-то определённые рамки и направления. Училась на географа, но так и не стала работать по профессии. Занималась автобизнесом, а затем с головой окунулась в творчество.

Ника С. , читая её блог (муха-ёлка), создаётся такое впечатление, что она — очень искренней человек. Всё что она не делает, всё, что она не говорит, она неизменно делает от души: злится, восхищается, участвует в «революциях». Её блог – это сплошная мозаика от личного до общественного и политического, но последнее всё же реже, но во всём всё равно есть личное. И в последнем, и в предпоследнем она иногда говорит вслух то, о чём думают очень многие белорусы. А ещё в её блоге много картинок и фотографий, странных и прекрасных одновременно.

Если забыть обо всех смыслах, которые вкладываются в понятие светская львица, а оставить лишь один – известность, пускай и в узких кругах, и жизнь, своя жизнь, становящаяся публичной плюс общение с людьми определённого круга, пускай, к примеру, творческого, то Нику С. вполне можно назвать белорусской светской львицей.

Две Ники, они обе, скорее всего не являются мудрыми, в классическом понимание мудрой женщины, они больше хулиганки и больше дети. И они совершенно не добрые. Как дети, они не умеют жалеть и понимать. Они просто сами и для себя, а весь остальной мир согласен и услужливо вертится вокруг них. Возможно, Ника Б. взрослее и поэтому более спокойна. Ник С. – стихия: непредсказуема и опасна.

Но это лишь мнение, основанное на строчках из их дневников.

Красно-желтый стиль жизни: популярность

Впервые я осознал отличия разных жизненных стилей очень давно. Тогда я был в одном местечке для отдыха. Как-то мы сидели с одним режиссером на рыночной площади. К нам подошел известный эстрадный певец. «Роберт, твой фильм об известном X — это фантастика!» — начал певец. — Ты непременно должен снять фильм обо мне». «Ты — последний, о ком я возьмусь делать фильм», — последовал откровенный ответ. Мастер шлягера настаивал: «Роберт, меня знает каждый. Я популярен. Если же ты снимешь обо мне фильм, я стану очень известным, а я хочу стать очень известным». Ни сам певец, ни его песни не были в моем вкусе, но меня удивила точность, с которой он подбирал слова и честная оценка своего имиджа. Благодаря этому певцу я задумался: что же такое — популярный, известный, знаменитый? И что означают другие общественные статусы и соответствующие им жизненные стили? Многие из тех, кто хочет стать популярным, не могут даже надеяться на то, что у кого-то о них сложится слишком высокое мнение. Если официант или барменша называет таких «неизвестных знаменитостей» по имени, это для них уже бальзам на сердце.

А вот тот, кто стремится к настоящей популярности, должен приложить большие усилия. Он участвует в работе какого-нибудь союза или партии, потому что его коллеги делают это. А чтобы стать еще более известным, он взваливает на себя обязанности корпоративного казначея, или какую-нибудь массовую работу, потому что надо постоянно быть на виду. Если он замечает, что хотя с ним и здороваются, но многие не знают его по имени, то такое унижение возбуждает в нем еще большее рвение. Стать президентом и зваться в будущем «Господин Майер, наш президент» — вот в чем жаждущий популярности видит воплощение своей мечты. Он внимательно читает газеты, чтобы позаимствовать какое-либо новшество.

Если его провозгласят «нашим предприимчивым президентом», он будет счастлив, потому что это знак прогрессивной персоны. При участии в работе какого-то союза, партии или секты главное для него — развитие, будущее, потому что развитие — это одновременно и увеличение его популярности. Такого человека, в принципе, можно причислить к прогрессивным. К умеренно прогрессивным, разумеется. Другое отношение было бы несправедливым.

С некоторой оговоркой такого прогрессиста можно причислить к элите. Но это — не сведущий в специальных областях эксперт, он — только выразитель (или даже транслятор) популярных мнений. Ему достаточно быть глашатаем, чтобы получать аплодисменты. Он участвует во всем и бывает везде, где его должны знать. В зависимости от веселости или серьезности момента, у него всегда наготове обычные джинсы индивидуалиста или реакционный фрак. Но на все случаи жизни у него готова эффектная речь без всякого содержания, выступление ни о чем.

Скрытой мотивацией всех этих поступков служат два ослабленных чувства себя, от которых он хочет избавиться с помощью популярности. Первое — боязнь быть отвергнутым, страх потерянности. Второе — слабая уверенность в себе, боязнь не добиться признания. Тот, кто добился популярности, уже не чувствует себя потерянным, он может вообразить себе, что добился признания. Но это всего лишь приукрашенная фантазия. Чаще всего к такой цели стремятся не воистину элитарные личности, а знаменитости.

Реклама

Американский.

  • Показная вежливость. Американцы не всегда прямо говорят о том, что им не нравится, особенно если дело касается выше стоящего начальства. Потому у них есть привычка намеренно проигрывать начальнику в чем-то, чтобы выказать уважение.
  • Добрососедство. Дружба с соседями выражается в частых барбекю на выходных, украшении домов на праздники «как у всех». Практикуется приветствие новых жильцов, обязательно с угощением.
  • Оплачивается любой труд. Во многих американских семьях дети получают карманные деньги за выполнение посильной работы по дому – стрижки газона, уборки в гараже. Иногда они помогают соседке за денежное вознаграждение.
  • Свобода передвижения. Переехать из одного штата в другой по работе или учебе для американца достаточно легко (не в материальном, а именно в моральном плане). За политической карьерой едут в Вашингтон, за популярностью – в Лос-Анжелес. Они свободно заводят дружбу с соседями и коллегами, потому переезд не кажется им эмоционально сложным.
  • Общественная жизнь. Участие в клубе гольфа, бриджа, игра в Бинго, воскресные походы в церковь. Американцы любят «кучковаться».

Как узнать, что вы живете по-американски? В основе этого стиля жизни лежит практичность. Все делается с определенной целью. Семья – спасение от одиночества; работа – для заработка и построения карьеры. Время – самый ценный ресурс, потому все схвачено и четко разделено. Все имеет свою цену, за что-то придется заплатить деньгами, за что-то принципами.

Главное в американском стиле жизни – вера, что мечты сбываются при должном приложении усилий. Целеустремленность, широкий кругозор, смелость в построении планов – вот, что значит жить по-американски.

Зелено-желтый стиль жизни: знаменитости

У стиля жизни знаменитостей нет никаких внешних отличительных признаков. Их характерной чертой является жизненная установка, поднимающая на ту ступеньку, которую они занимают на общественной лестнице. Но нам необходимо уяснить, что же означает понятие «знаменитость», и что отличает ее от популярности, элитарности и могущественности. Я полагаю так: «знаменитость» занимает место между положением «быть могущественным» и «быть элитарным». А по отношению к «популярности» все три состояния расположены выше.

Нельзя ответить на вопрос, что такое знаменитость, не определив различия между понятиями «известность» и «знаменитость». Дикторы телевидения или даже популярные ведущие телевизионных программ — люди известные, но не знаменитые. Бульварная журналистика, которая держится на преувеличениях и фальсификациях, любого вездесущего сочинителя может возвести в ранг знаменитости, чтобы извлечь выгоду из его публичности. Потом, когда сочинитель покинет свой искусственно сооруженный трон, затраты на искусственную знаменитость будут оправданы. Для настоящих же знаменитостей представители средств массовой информации — просто корреспонденты.

Если подумать, то можно представить себе, каков стиль жизни Папы Римского. Есть знаменитые художники, ведущие самобытный образ жизни, есть другие знаменитости, которые живут в обычном окружении. Нобелевский лауреат, — безусловно, знаменитая личность, но нобелевский лауреат не стремится перенести свою частную жизнь на страницы светских журналов. Кого-то из знаменитых людей привозят в черном лимузине, а кто-то приедет туда же на велосипеде. Один может жить во дворце, а другой спать на раскладушке в лаборатории. Нет обязательных внешних проявлений, типичных для стиля жизни знаменитых людей.

Что делает человека знаменитой личностью? Что объединяет крупного ученого, великого мыслителя, видного государственного деятеля, прославленного художника , почитаемого церковного деятеля? Чем человек может быть знаменит?

У меня есть друг Рольф, который всегда попадает в самую точку, поэтому я и спросил у него, что он понимает под словом «знаменитый». Он нашелся: «Знаменит тот, кто открывает новые масштабы». Это и есть то, что относится ко всем, кого я считаю знаменитым. Это люди, которые в наше время благодаря своей образцовой убежденности осуществили большие свершения. В ряду выдающихся и знаменитых людей — Мартин Лютер Кинг, Альберт Эйнштейн, Горбачев, Пикассо, Папа Иоанн XXIII. Присвоение ранга «знаменитый» делает честь обществу, когда этот ранг присваивается обдуманно, по реальным выдающимся достижениям личности.

Если же лейбл знаменитости приклеивают на словоохотливого политика, на набитый денежный мешок, или на полногрудую обнаженную кинозвезду, то это напоминает позолоченную жесть.

Свое величие знаменитости не получают в колыбели. Чтобы достичь величия, необходима мотивация. Сначала функцию такого мотива выполняет личное тщеславие или стремление превзойти кого-то. Знаменитости такого рода, чтобы добиться своего, часто действуют согласно учениям и даже догмам. Те же, в ком живет стремление, что-то понять и правильно действовать, достигают зрелости через напряженное критическое внимание к действительности. У таких людей вместо эгоцентрического тщеславия на первый план выходит создание гармонии, социальное, научное или художественное творчество.

Те, кого общество делает своим избранником в знаменитости, несут перед ним многогранную ответственность. Поэтому общество таит обиду на знаменитых людей, если они оказываются вовлеченными в те же интриги, что и обыкновенные люди.

Реклама

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]