4.3.1. Подросток и Интернет
Нам, взрослым интернет-пользователям, сеть нужна в первую очередь для работы, но, помимо этого, мы используем Интернет в соответствии со своими интересами, вкусами и пристрастиями. Мы знаем, что при желании можем найти там практически все. А что предпочитают делать и что ищут в сети наши дети? Доступность сети, высокая пользовательская компетентность в сочетании с рисками интернет-среды и отсутствием достаточного жизненного опыта превращают подростков в группу риска при использовании Глобальной сети.
Диаграмма 1. Количество времени, проводимое школьниками в интернете
По данным нашего опроса старшеклассников, 25 % опрошенных учеников указали, что тратят на интернет около часа в день, около 50% ответили, что проводят четыре и более часов в интернете и социальных сетях. Ежедневно 50 % учеников используют интернет свободно без ограничений со стороны родителей. И только 25 % указали, что у них есть временное ограничение. Как видно из диаграммы более половины целевой аудитории проводят существенное время в интернете.
Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).
Используя широкие возможности интернета, подростки могут удовлетворять большую часть своих запросов. Причем с помощью сети это иногда можно сделать гораздо быстрее, чем в реальной жизни. Кроме того, в интернете подросток может действовать независимо от родителей или кого-либо другого. Здесь в полной мере реализуется одна из ведущих социальных потребностей этого возраста — в самостоятельности и автономии.
Какие нужды подростки удовлетворяют с помощью интернета? Психологи выделили 7 типов подростков — пользователей интернета:
Любознательные Для любознательных детей Интернет — это средство для поиска информации.
Интернет – по их словам, это: «справочное бюро», «информационная яма», «неограниченные возможности поиска информации», «свободное личное пространство, где можно найти много информации», «очень удобное и увлекательное средство для поиска информации», «это большой архив, в котором находится информация о необходимых, интересных тебе вещах».
Интернет как неисчерпаемая сокровищница информации в современном обществе является основным инструментом для удовлетворения познавательной активности подростков. Любознательные характеризуются разносторонними интересами. В сети они узнают новости, ищут информацию по различным интересующим их темам, смотрят фильмы и видеоролики, слушают музыку. Поисковые возможности сети помогают расширить кругозор и представляют любознательным все разнообразие мира. Для подростков этой категории главное — не знать, а уметь найти необходимую информацию. Таким образом, познавательная активность превращается в поисковую : вместо стремления «думать» и «учить» такой подросток предпочитает «искать». Кроме того, именно эта категория подростков-пользователей в наибольшей степени страдает информационной перегрузкой, которая приводит к серьезным стрессам.
Любопытство и поисковая активность пересиливают чувство осторожности, снижается способность критически оценивать достоверность информации. Именно любознательные бродяги по интернету больше всех недооценивают угрозы и опасности сети. Поэтому любознательные чаще других сталкиваются с нежелательной информацией и являются наиболее вероятными получателями всевозможных вирусов и спама.
Бунтари
Интернет для бунтарей — это: «место, где можно сделать все, что хочется», «свободное и вольное пространство», «интернет — это просто свобода!!!»
Деятельность бунтарей в большой степени направлена на удовлетворение потребности в автономии и самостоятельности. В процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей. Как правило, дети и подростки остаются один на один с монитором, по ту сторону которого — манящий виртуальный мир. Большинство родителей (70%) не препятствуют этому процессу и не ограничивают детей в использовании сети. Мы вместе с интернетом воспитываем в наших детях индивидуализм и свободу. И бунтари первыми усваивают эти уроки.
Бунтари открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. На этих манящих и неизведанных территориях сети их могут ждать не только неожиданные открытия и интересные новости, но и ненужные, обременяющие подростка сведения, а иногда и просто вредная информация. Бунтари не стесняются признаваться, что нередко используют интернет для неблаговидных целей: например, скачивают порнографию, вступают в конфликты с другими пользователями, взламывают закрытые сайты.
Подобная деятельность позволяет подростку ощутить свою самостоятельность, почувствовать себя ведущим во взаимодействии. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности.
Бунтари больше, чем другие типы интернет-пользователей, представляют свои персональные данные в интернете, а также чаще встречаются с незнакомцами из сети в реальной жизни, подвергая себя опасности. Кроме того, перед ними стоит риск непонимания того, что нет разницы между преступлениями в сети и в реальности.
Тусовщики
Для тусовщиков интернет — это место поиска друзей и средство общения. Интернет – по их словам, это- «место, где можно пообщаться с друзьями», «средство связи, …свободное общение», «глобальная сеть, где ищут друзей», «возможность общения с людьми из разных уголков планеты».
Тусовщики используют интернет для удовлетворения социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви и признании. С этой целью они ведут блоги, общаются с друзьями в ICQ, через Skype, в социальных сетях, в чатах и на форумах. С помощью всего этого они строят отношения, обсуждают планы и встречи, получают признание и самореализуются. Через форумы и чаты у подростков появляется возможность высказать свое мнение о наболевшем или просто принять участие в обсуждении какого-либо вопроса. Главная цель, с которой тусовщики приходят в сеть, — это найти друзей и поддерживать с ними контакты. Поэтому их основное местонахождение в интернете — социальные сети, где они создают свои сообщества по интересам и имеют возможность общаться с определенным кругом людей. Подростки, имеющие трудности в общении, в сети гораздо легче находят себе друзей и единомышленников. В социальных сетях тусовщики часто не просто ведут активный образ жизни — они производят контент: создают свои странички или собственные профили, загружают разнообразную информацию, пытаются выразить себя через различные мультимедийные функции: аватары, стену, граффити, фото, видео. Большинство тусовщиков (80%) ведут блоги на том или ином социальном сервисе. Среди блогеров гораздо больше девушек, особенно из старших классов.
Кроме того, подростки, вошедшие в эту группу, чаще, чем другие, в силу высокой интенсивности общения сталкиваются с различными угрозами, особенно с вымогательством, агрессией и сексуальными домогательствами. Они подвержены риску случайных знакомств и чаще делятся своей личной информацией, таким образом становясь потенциальными жертвами различного рода мошенников и преступников.
Потребители
Современная сеть — одна из школ подготовки будущих граждан общества потребления. Для потребителей интернет — это большой магазин. Они описывают интернет как: «место, где можно найти нужное для себя», «где можно много скачать», «средство обмена информацией и файлами», «большая дыра, где можно найти все — от картинки до схемы ядерной бомбы».
Обычно подростки этого типа скачивают картинки, музыку, клипы, фильмы через интернет. А так же пользуются услугами интернет-магазинов.
Интернет удовлетворяет их потребность в обладании, а значит, в признании, познании и принадлежности. Для подростка важно обладать информацией и множеством знаковых вещей и продуктов, которые объединяют его со сверстниками: слушать одну музыку, смотреть одно и то же видео, иметь те или иные вещи, использовать какую-нибудь программу, знать, что и где можно найти. Подростки-потребители учатся ориентироваться в большом потоке информации и в условиях большого выбора. Они привыкают сравнивать, выбирать. Интернет-потребители более информированы и искушены, более рациональны и приземлены в постановке своих целей. Одна из основных проблем, с которой могут столкнуться потребители, — мошенничество. Такие пользователи привыкают к тому, что многое (программы, книги, музыку, фильмы) можно достать бесплатно. В поисках более выгодных условий приобретения чего-либо они могут клюнуть на удочку преступников: скачать бесплатный файл и получить вирус или заплатить гораздо больше, чем обговаривалось, а получить совсем не то, на что рассчитывали. Но, как раз потребители чаще представителей других типов наиболее полно осознают всевозможные угрозы сети, а значит, имеют по сравнению с другими более высокий уровень психологической защищенности.
Ботаники
Для ботаников интернет — это прежде всего источник учебной информации. Интернет — это: «это добыча знаний», «хороший источник знаний», «учебный центр», «источник информации для школы».
Как правило, ботаники — это дети, которые хорошо учатся и меньше разделяют бунтарские интересы сверстников. Сами подростки говорят, что ботаники — это «образ жизни», они зануды, скучные и несовременные, слишком правильные и послушные. Зато они могут быть интересными собеседниками и очень полезны на контрольных или когда не выполнил домашнее задание.
Ботаники удовлетворяют в интернете познавательную потребность, с его помощью они пишут рефераты и доклады, учат уроки, готовятся к экзаменам. Используя интернет для учебы, подростки не только удовлетворяют свою потребность в новых знаниях и расширяют кругозор — найденная информация способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации.
Дети из этой группы меньше, чем другие типы, встречаются с опасностями в сети, гораздо реже дают интернет-знакомым персональные данные и встречаются с ними в реальной жизни. Главный риск для них состоит в возможном некритичном отношении к той информации, которую они находят в сети. Часто в поисках материала для учебы они могут сталкиваться с непроверенным, недостоверным или нежелательным контентом.
Деловые
К этой самой малочисленной группе относятся подростки, для которых интернет является средством поиска работы или какой-либо деятельности и местом, где это можно найти. Интернет для них это: «место работы», «заработок», «место, где можно найти все для работы». Деловые ищут в интернете работу, пишут программы и игры, создают и редактируют сайты, интересуются бизнес-новостями.
Эти подростки уже начинают искать различные пути для своего развития и карьеры. Пока их сверстники только начинают определяться с будущей профессией, они пробуют создавать что-то свое, реализовываться в какой-либо деятельности. Пользователи этого типа относятся к интернету серьезнее, чем их ровесники, они видят, помимо развлечений, самые разнообразные его возможности.
При этом возникает угроза некоторого дисбаланса ценностей и целей: зачем учиться, если зарабатывать на жизнь можно и без школьного аттестата. Кроме того, пытаясь найти работу через интернет, можно натолкнуться на аферистов. Порой юные бизнесмены могут не учитывать некоторые важные факторы, например, правовые.
Игроки
Для этой категории пользователей интернет, в первую очередь, — средство для игры или, как говорят сами подростки, «место, где можно играть». О них подробно описано в разделе 3.3.2.
По данным нашего опроса среди старшеклассников Бишкека и Чуйской области преобладают «любознательные» и «тусовщики».
Диаграмма 2. Содержание сайтов, которые посещают школьники
На первом месте по посещаемости ученики старших классов указали развлекательные сайты для просмотров фильмов и прослушивания музыки — 83% и на втором образовательные сайты — 42 %. И только 34 % от общего числа опрошенных указали, что посещают новостные сайты.
Анализируя все типы пользователей по оценке степени опасности интернет-среды, получена закономерность: чем интенсивнее подростки пользуются Интернетом, тем менее чувствительны они к угрозам, исходящим из сети. С одной стороны, чем привычнее, понятнее и доступнее Интернет, тем менее значимы факторы новизны и неизвестности, которые определяют чувство страха и опасности. Подросток уверен, что всегда может сам выбрать, чем, где и как заниматься, с кем общаться, что искать и что делать, а когда что-то не нравится — просто сменить деятельность или выключить компьютер. В результате возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности — одну из базовых в системе потребностей человека. В то же время в онлайне все меняется гораздо стремительнее, чем в реальной жизни. Полный контроль и владение ситуацией в сети — всего лишь иллюзия. Самоуверенность, неосторожность и беспечность подростков повышают риск их попадания в неприятные ситуации. Поэтому все типы школьников-пользователей находятся в одной группе риска. Особенно те из них, кто путешествует по всемирной паутине чаще других.[13]
Итак, построение в КР высокоэффективного информационного общества невозможно без создания безопасной и этичной Интернет-среды, в первую очередь, для такого массового контингента пользователей Интернета, как дети и подростки. Для этого необходимо провести разносторонний анализ ситуации системы «дети – Интернет» с точки зрения существующих и потенциально возможных рисков и опасностей глобальной сети для подрастающих поколений.
Причины
Среди основных причин кризиса у подростков отмечается изменение отношений с близкими и окружающими его людьми. Эти изменения проходят посредством развития самопознания.
Обострение подросткового кризиса усиливают внешние факторы:
- гиперопека;
- родительский контроль;
- зависимость, прослеживаемая в отношениях между членами семьи.
К внутренним факторам, обостряющим кризисное состояние, относится психологическое состояние, характерное для отдельного подростка. У него уже сформирован определенный набор привычек и особенностей характера, которые препятствуют новым потребностям и стремлениям.
4.3.2. Компьютерные и онлайн-игры
Игра сопровождает развитие человека с раннего детства до вершин его самореализации. Игровая потребность напрямую связана с потребностями в признании и познании. Желание играть не уходит с детством. Игра востребована в любом возрасте. А в Интернете можно поиграть во что угодно. Диапазон игр очень широк. Электронные игры за последние 10–12 лет прошли эволюцию от примитивных, как в технологическом, так и в психологическом плане до высококачественных продуктов, с многомиллионными бюджетами, реалистичной графикой, звуком и видео. В настоящее время, кроме того, появилось огромное количество всевозможных периферийных устройств (рули, педали, вибро-кресла, шлемы и костюмы виртуальной реальности), обеспечивающих обратную связь созданного в игре мира с игроком. Средствами сети Интернет осуществляется связь между игроками по всей планете.
В Интернете также есть игры, приложения, которые получили широкое распространение, где вроде бы нет ничего особенного: ни мутантов, ни крови, ни насилия, но затягивает она почти как наркотик. Например, компьютерная игра «Моя любимая ферма». Дети, прибегая домой, буквально бросаются за компьютер, чтобы полить огород или поухаживать за животными, зачастую забыв про обед, уроки или помощь по дому. Такие игры привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, знакомых и незнакомых. Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в онлайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план.
Можно смело говорить, что современная компьютерная игра способна создать интерактивный воображаемый мир со своими законами, нормами и ценностями. Причем, чем более «привлекателен» созданный мир для игрока, тем большее влияние на процесс социализации игрока имеет данный продукт.
Наиболее популярны сейчас многопользовательские ролевые онлайн-игры, в которых большое количество игроков может играть в режиме реального времени. Особое внимание здесь уделяется развитию героя, росту его умений и способностей. Действие в таких играх происходит в фантастических мирах с участием большого количества интересных персонажей, сюжетные линии могут развиваться в различных направлениях в зависимости от действий игрока. Эти игры могут объединять в себе элементы разных жанров, чем привлекают еще большее количество игроков. И одними из первых в них начинают играть подростки.
Традиционно считается, что компьютерная игра увлекает человека тогда, когда ему необходимо реализовать свои сиюминутные потребности и выплеснуть эмоции. Но на самом деле все значительно сложнее. Многие геймеры согласны с утверждением, что в виртуальном мире компьютерной игры вполне можно жить – в психологическом смысле. Особенно это верно для масштабных интернет-миров, моделирующих общественные отношения. Но что такого особенного в компьютерных играх и в самореализации, которую они дают? Отличительной особенностью компьютерной игры (в сравнении с обычной игрой) является существенно большая сила виртуализации «Я», которую обеспечивают технические средства. Игровое пространство в обычной ролевой игре задано правилами, и играющие вынуждены держать эти правила в голове, чтобы не нарушить их, иначе игра потеряет смысл, поэтому человек вынужден постоянно напоминать себе о том, что он в игре. А тому, кто играет в компьютерную игру, не нужно сознательно очерчивать игровое пространство и держать в голове правила игры – в компьютерной игре нарушить правила просто невозможно, поскольку границы допустимого строго очерчены игровой программой. В результате человек гораздо глубже погружается в игровой мир.
Позитивные возможности
- Онлайн-игры требуют усидчивости, внимания и ловкости, способствуют развитию пространственного и стратегического мышления;
- Возможность и необходимость общения с другими игроками в многопользовательских онлайн-играх развивает коммуникативные навыки и удовлетворяет потребность в общении.
- Игры способствуют достижению признания сверстниками: важно, во что ты играешь, на чем играешь и какого уровня достиг твой персонаж. Геймеры используют своих персонажей и для самореализации: ведь онлайн-игры позволяют не только выбирать, за кого играть, но также давать имя, изменять какие-то настройки, менять статус, совершенствоваться в экипировке, вооружении и повышать разные показатели (уровень, достижения, популярность), можно даже влиять на сюжет.
- Любители игр следят за техническими новинками, хорошо разбираются в компьютерах и Интернете. У них формируется определенный круг общения — с другими игроками, партнерами по игре, участниками специальных форумов.
- Компьютерная игра может помогать более мягко переживать возрастные кризисы, связанные с несоответствием потенциала развития и средств его реализации. Подросткам свойственно ставить перед собой высокие жизненные цели, но недостаток жизненного опыта создает психическое напряжение, которое мешает их реализовать. В игре ребенок находит способ понизить это напряжение, в итоге его жизнь и деятельность в чем-то налаживаются.
Риски игры
- В ролевых компьютерных играх игрок постепенно принимает на себя роль своего игрового персонажа, что может привести к проблеме идентичности: живя жизнью своего героя, игроки могут настолько включаться в виртуальную жизнь, что забывают о реальной. Уход от реальности и принятие роли считаются основными причинами привязанности к игре. Это может вызвать зависимость или выразиться в психологических нарушениях.
- Игроки проводят перед экраном монитора много часов в день. Это сказывается на их здоровье и психическом состоянии: появляются бессонница, раздражительность, невнимательность, повышенная утомляемость.
- Общаясь от лица своего персонажа с другими, игроки начинают хуже распознавать реальные человеческие эмоции.
- Увлечение онлайн-играми может наносить и материальный ущерб: многие из них требуют финансовых вложений, которые в итоге могут вылиться в большую сумму.
- Увлекшийся компьютерными играми человек попадает под влияние эффекта иллюзорной самореализации: не осознавая или даже отрицая это, он начинает «жить» в виртуальных мирах, реализуя там свои ведущие мотивы и жизненные цели. Ловушка заключается в том, что человек при этом вполне доволен своими достижениями и зачастую не осознает, что на самом деле не самореализуется.
Кстати, исследования показывают, что компьютерными играми больше увлечены дети, характеризующиеся высокой школьной успеваемостью и нормальным развитием. Дети с затруднениями адаптации, наоборот, реже увлекаются компьютерными играми. Увлечение играми приводит к затруднениям самореализации лишь в том случае, когда игровая самореализация подменяет собой самореализацию в продуктивной деятельности (трудовой, учебной, спортивной). Вместе с тем эффект самореализации в игре может быть и полезен для коррекции некоторых видов затруднений самореализации в реальной жизни. Иногда подростку нужно почувствовать вкус успеха, пусть виртуального, повысить свою удовлетворенность жизнью, пусть временно – для того, чтобы поверить в себя и начать жить в реальности.
Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет
Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.
В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.
Таких новообразований несколько.
Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают
Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.
4.3.3.Подросток и СМИ
Современные средства массовой информации несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории.
Диаграмма 3. Источники информации для школьников
Проведенный нами опрос показал, что ученики используют интернет как основной источник информации о событиях в мире. 80 % опрошенных указали, что получают информацию о событиях в мире посредством интернета, 8% из радио и 54 % через телевидение.
Опрос показал, что ученики старших классов получают новости из разных новостных сайтов. Все основные новостные сайты имеют одинаковое количество посещаемости со стороны учеников старших классов.
В воспитательном плане исследователи выделяют как значимые следующие функции средств массовой информации:
- Рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);
- Релаксационная — снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.
- Информационно-познавательная — Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях.
- Нормативная — С помощью средств массовой информации пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей, в связи с этим средства массовой информации выступают важным общественным регулятором жизнедеятельности людей.
- Интегративная— Средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, способствуют формированию у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий и создают психологический тонус в обществе.
- Развлекательно-компенсаторная — Отдых перед телеэкраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких ощущений, впечатлений. Эта функция средств массовой информации особо значима для подросткового и юношеского возраста.
- Фоновая — Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества.
Результаты многочисленных исследований позволяют сделать вывод, что влияние информационных технологий на человека изучено не до конца. В последние десятилетия интерес многих ученых обращен на проблему воздействия телевидения на подростков, которые много времени уделяют просмотру телепередач, кино и рекламы. Данные теле — и видео-продукты изобилуют различными эффектными приемами для убеждения и навязывания определенного мнения — звуком, музыкой, ярким изображением, имиджем кумиров, актеров, слоганами, лексикой современной молодежи, модной жизнью и другим. В отличие от взрослого человека, подросток не всегда может распределить поступающую информацию на «хорошую» и «плохую». Сцены насилия, изобилующие на многих телевизионных каналах, постепенно приводят к тому, что человеческая жизнь в глазах неокрепшего психически подростка обесценивается.
Психика подростка в этот период очень нестабильна, поэтому он не всегда может объективно оценить ситуацию, предлагаемую данными передачами. Молодой человек копирует действия экранных героев, переносит их в свою жизнь, формируя и развивая тем самым интересы, идеалы, отношения с окружающими, отношение к миру, его ценностям, основанные на действиях героев с экрана.
Этапы взросления
- Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
- Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
- Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок — от 11 до 14 лет.
- И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.
- Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.
Психология подростков — основные моменты
Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.
В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.
Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.
Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.
Эмоциональная сфера подростков и мотивации
В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.
Шизоидный
Это замкнутые, необщительные (не хотят или не могут) подростки. В поведении, интересах и характере противоречивы (например, холодны, но сентиментальны). Шизоиды заметны с детства. Это тихие дети, «мамина радость». Они не хулиганят, не бегают, не тянутся к другим детям. Обладают слабой интуицией, что часто создает им образ Кая с замороженным сердцем. Из-за чрезмерной закрытости и низкой эмоциональности они кажутся непредсказуемыми и сложными другим людям. Отличаются богатой фантазий, нестандартными увлечениями.
Опасности
Шизоидный тип развивается на фоне эмоционального отвержения. Опасен тип полной социальной изоляцией.
Критичные ситуации
Неформальное общение и неформальные контакты, роль организатора, участие в коллективных играх или делах, смена привычного уклада.
Склонность к девиациям
Одиночные самостоятельные правонарушения, преступления, алкоголизм.
Рекомендации родителям
Найти увлечение подростку; признавать его идеи, но не вторгаться чрезмерно во внутренний мир.
Неустойчивый
Это слабохарактерные личности, не отличающиеся ответственностью. Непослушны, нередко асоциальны. Хотя внешне могут быть вполне общительными, услужливыми и послушными.
Не хотят учиться, тянутся к беззаботному времяпрепровождению. Часто попадают в нехорошие истории. Их привлекает все запретное. К семье равнодушны. Формируется такой тип на фоне низкого контроля родителей.
Критичные ситуации
Длительная концентрация внимания и воли, самостоятельное принятие решения, дисциплина, поручения, ограничения в удовольствиях.
Склонность к девиациям
Сексуальная распущенность, асоциальное поведение.
Рекомендации родителям
Во-первых, наберитесь терпения, такта и настойчивости (в хорошем смысле этого слова). Позитивное влияние окажут систематические занятия в спорте. Важное условие – единство действий педагогов и родителей.
Сензитивный
Это пугливые и боязливые подростки. Часто неуверенные в себе и ощущающие свою неполноценность. Они стеснительны, замкнуты, боятся рисковать. Всегда привязаны к семье (даже при ее неблагополучии). Сверстникам предпочитают ребят помладше.
Обладают высокими моральными установками, требовательны к себе. Могут долго следовать своему идеалу. Способны объективно оценивать себя, обладают развитой интуицией. Страхи сопряжены с тем, что о подростке думают окружающие.
Опасности
Такой тип развивается на фоне чрезмерной требовательности и холодности родителей, гиперопеки. При неблагоприятном развитии может сформироваться шизофрения, депрессия, фобии.
Критичные ситуации
Резкая смена деятельности, ситуация выбора, трудные поручения, несправедливые обвинения, критика, изоляция от близких (невозможность поделиться чувствами), ситуации, требующие лидерства и ответственности.
Склонность к девиациям
Не склонны. Иногда отмечается тяга к суицидальным мыслям. Алкоголь вызывает отвращение.
Рекомендации родителям
Работа должна быть направлена на повышение самооценки и уверенности ребенка. Главный метод – беседы наедине.
Полезно найти ту деятельность, в которой ребенок силен, и направить его туда. Способствовать его самоутверждению в ней. Однако вместе с этим важно помогать ребенку утверждаться на других позициях (где он слаб).
Недопустима излишняя опека и мелочный контроль, насмешки и постоянные запреты. Ребенок должен учиться самостоятельности. Для этого нужны ошибки, а их не будет, если подросток не будет пробовать.
Психастенический
Это робкие, пугливые, неуклюжие подростки. Отличаются физической слабостью. Раскрывается тип чаще всего при поступлении ребенка в школу и чрезмерной требовательности родителей.
Подростки мнительны, отличаются самокопанием, тягой к рассуждениям. Страхи тесно сопряжены с будущим. В защиту приходят ритуалы, символы, формализм. Привязываются к одному члену семьи. Избегают сверстников. Они верны, надежны, стабильны в настроении.
Опасности
Существует риск развития синдрома навязчивых состояний или шизофрении.
Критичные ситуации
Самостоятельное принятие решения (выбор), задания без инструкций, быстрая смена деятельности, страх, физические и психические длительные нагрузки.
Склонность к девиациям
Не склонен.
Рекомендации родителям
Нужно способствовать инициативности ребенка, не призывать к чувству ответственности. Начать разговор следует со вспоминания и обсуждения его успехов. Если доверие от ребенка получено, то потом нужно напрямую обсудить с ним все его страхи. Вместе разобраться, чем это реально грозит и грозит ли. Во время беседы также нужно поощрять инициативу (высказывания подростка, принятие им решений).
Эпилептоидный
Часто пребывают в состоянии уныния, озлобленности, раздражения. Это взрывные люди. Они бережливы с вещами, но жестоки с людьми и животными. Стараются получить власть. Не отличаются гибкостью, упрямы. От семьи стараются оторваться, полностью оборвать все связи. Для компании выбирают безвольных ровесников или младших по возрасту. Любят, чтобы их боялись. Однако перед авторитетными людьми могут сами пресмыкаться.
Критичные ситуации
Безвластие, необходимость креативных решений, ущемление интересов, конкуренция, критика, притеснение.
Склонность к отклонениям в поведении
Возможны садомазохистские наклонности, гомосексуализм, тяга к асфиксии, употребление алкоголя «до отключки», тяга к разрушениям.
Рекомендации родителям
Важно быть неторопливыми, чуткими, тактичными, но настойчивыми. Такому ребенку нужно поручать руководство группами или занятиями. Важно найти отвлекающее его от негативных мыслей дело.
Циклоидный
Дает о себе знать в подростковом возрасте, сначала у девочек. Проявляется:
- апатией,
- пессимистичным настроем,
- снижением аппетита,
- низкой работоспособностью.
Неудачи могут спровоцировать суицидальные мысли. На смену этому циклу приходит полная противоположность. Один цикл длится от недели до двух.
Критичные ситуации
Смена стереотипов, традиций, жизненных ориентиров; неожиданные поручения; смена правил, режима, обязанностей; неудачи, психические перегрузки.
Склонность к отклоняющемуся поведению
Не склонны. В редких случаях отмечается гомосексуализм и алкоголизм.
Рекомендации родителям
Важно выучить цикл своего ребенка и составить комплекс заданий на каждый цикл. Задания должны соответствовать настроению и силам ребенка, отвлекать его от негативных мыслей.
Как помочь пережить тяжелый период
Изменения на уровне физиологии наряду с психологическими проблемами во время кризиса подросткового возраста достаточно тяжелы для взрослеющего ребенка. Родителям требуется приложить максимум своих усилий, сопряженных с деликатностью ситуации. Каждый ребенок – уникален, поэтому и подход к нему в период подросткового возраста должен быть уникальным.
Необходимо набраться терпения и попробовать следовать представленным советам:
- Ненавязчиво войти в окружение ребенка. Основная задача – стать настоящим другом подростку. Родителю придется противопоставить уверенности в непонимании со стороны взрослых спокойный и доброжелательный подход.
Можно дать понять подростку свои слабости и недостатки, обнажить свои комплексы. Войдя в окружение ребенка, родитель сможет участвовать в жизненных ситуациях, которыми тот будет делиться, и помогать в разрешении проблем при необходимости.
- Проявление интереса к увлечениям и занятиям ребенка. Поддержка и похвала не станут лишними для формирующейся личности. Также полезны будут разговоры о мыслях и рассуждениях подростка, его точках зрения на различные вопросы. Не лишним будет интересоваться его мнением в решении вопросов семейного характера.
- Предоставление свободы. Для подростка особенно важно личное пространство, в идеале – собственная комната. Свобода и право выбора – это основополагающий принцип в общении и отношениях с ребенком переходного возраста. Необходимо удержать себя от желания контролировать действия, вещи и чувства подростка.
Пренебрежение данным советом способно привести к появлению неприятностей в общении. Лучшее в общении с подросшим ребенком – поиск компромиссов и ненавязчивое направление хода его мыслей в нужное русло.
- Недопустимость критических замечаний. Если без них не обойтись, то значительно лучше указать на критичность поступка, чем на недостаточно хорошие качества самого человека. Подростки слишком остро реагируют на негативные замечания в свой адрес, поэтому необходимо высказываться мягко, а иногда и в сопровождении с похвалой.
- Признание личности. Подросток – полноценный человек с личными интересами и мнением. Не стоит пытаться навязать свои умозаключения.
- Похвала. Особенно важна для ребенка в этом возрасте ввиду формирования психических процессов и осознания собственной личностной ценности.
- Терпеливое отношение к эмоциональным выпадам со стороны ребенка. Не нужно забывать, что бурная реакция на непозволительное поведение подростка со стороны родителя способно подорвать его авторитет и привести к нарушению доверительности отношений. Необходимо проводить беседы в спокойной обстановке и спокойным тоном.
Как для ребенка, так и для его родителей, подростковый возраст, является сложным временем. Однако его особенности – это временные явления, которые во многом зависят от правильности восприятия ребенка родителями и окружающими людьми.
Родители в силах помочь пережить своему ребенку кризисный период и помочь ему сформировать необходимую целостность своей личности и жизненные установки, соответствующие общепринятым моральным нормам.
Оформление статьи: Натали Подольская
Конформный
Главная характеристика – отсутствие своего мнения. Эти люди всегда плывут по течению, подстраиваются под окружение и условия. Им проще изменить себя, чем ситуацию. При этом адаптация к новым условиям происходит тяжело. Они не ищут доказательств и опровержений, все принимают как данность. Девиз этого типа: «быть как все».
Опасности
Такой тип редко переходит в патологию. Но, например, при потере близкого человека может развиться депрессия, при аресте – паранойя.
Критичные ситуации
Самостоятельный выбор, новое занятие без образца или помощника, непринятие авторитетной группой, ситуации волевых решений и действий, новые знакомства, просьбы рассказать о себе или проявить себя.
Девиантное поведение
Мелкие правонарушения, алкоголизм (под влиянием группы).
Рекомендации родителям
Поставьте перед подростком цель (лучше общественное дело). Вместе с ним увлеченно занимайтесь этой идеей, так вы сможет заслужить авторитет. Поговорите с подростком об его планах, не высмеивайте их (даже странные и нереальные на ваш взгляд цели).
Лабильный
Заметен с детства. Это часто болеющие дети с нестабильным настроением. В группе сверстников стараются занять роль «любимца». Как в отдалении от семьи, так и в сближении с ровесниками подвержены настроению. Умеют строить глубокие и продолжительные отношения. При хорошем настроении – общительны и добры, при плохом – раздражительны и драчливы.
Опасности
При эмоциональном игнорировании родителями, смерти или уходе члена семьи лабильный тип способен страдать депрессией; подвержен неврозам, истерикам.
Критичные ситуации
Конкуренция, критика, неуспех, страх, наказание, принижение достоинства.
Склонность к девиациям
Не склонен.
Рекомендации родителям
Важно доброжелательно и сочувствующе относиться к подростку, чтобы установить доверительные взаимоотношения. Для данного типа это важно. После эмоциональной разгрузки он становится готов к продуктивной беседе. Необходимо всегда подбадривать ребенка и вырисовывать ему положительные перспективы.