Словесно-логическое мышление и его развитие у ребенка

Одной из важных особенностей ребёнка в будущем является развитие мышления уже сегодня. Важно как можно раньше начать уделять этому внимание.

Есть такое понятие как «сензитивный период». Это оптимальный этап для развития того или иного навыка. Для детей периодом, когда закладывается фундамент, является возраст от 1 года до 7 лет.

В статье мы поговорим о стадиях развития мышления у детей, способах, а также связи мышления с другими навыками.

Особенности мышления в дошкольном возрасте

Мозг дошкольника подвижен и податлив, открыт новым знаниям. Именно поэтому полезные привычки, желание заниматься спортом, музыкой, театральным и художественным искусством закладываются именно в дошкольный период.

Для того чтобы ребенок мог анализировать и мыслить необходимо постоянно ставить перед ним новые задачи, а также модернизировать и усложнять уже полученные навыки.

Можно выделить несколько факторов, оказывающих сильное влияние на мышление ребенка:

  • Круг общения. Чем старше ребёнок, тем больше вокруг него должно быть детей и взрослых. В этом помогают детские сады, кружки и секции. Малыш должен наблюдать разные модели поведения как взрослых, так и детей.
  • Развитие речи. Ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли.
  • Формирование аналитического мировосприятия. Дошколята характеризуются тем, что обращают внимание на формы, цвет, величину, пространственное расположение и временные рамки.
  • Приобретение навыков и умений. Ребенок учится пересказывать, читать по слогам, петь.
  • Становление личностных качеств. Характер, адаптивность, инициативность, организованность – всё это формируется в результате воспитательных мероприятий.
  • Формирование самооценки. Развитый ребёнок способен оценивать себя.
  • Появление самоконтроля. Ребенок учится управлять своим поведением и поступками.

Стадии развития мышления

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление формируется в возрасте 1-3 лет. Когда в результате своих действий ребенок, сам того не осознавая, делает выводы «на будущее». И подтверждением тому являются разобранные на запасные части игрушки, клавиатуры, родительские гаджеты. Целью этих действия является познание «а что там внутри?».

В возрасте 3-7 лет формируется наглядно-образное мышление. Именно в этот период проявляются первые признаки анализа. Например, имея определённые навыки, ребёнок уже может сказать какой игрушка будет на ощупь, видя её на витрине магазина. Многие уже могут прогнозировать ситуацию.

Ближе к 6 годам появляются первые задатки словесно-логического мышления. На этой стадии ребенок начинает давать развернутые ответы после анализа информации, способен выстраивать в правильном порядке последовательность событий, может охарактеризовать практически любой предмет. Речь оказывает первостепенное значение на развитие мышления ребёнка.

Что это такое?

Если опираться на конкретное определение, то термин логическое мышление произошел от слов «логика» и «мышление». В философии логика определяется как наука, которая познает законы интеллектуальной познавательной деятельности и имеет предпосылки в античности. Она изучает методы, при которых можно узнать истину. Мышление – это психический процесс, позволяющий обработать ранее полученную информацию.

Благодаря правильному и объективному мышлению любой из нас имеет представление об окружающем мире и законах природы.

Если объединить логику и мышление, то мы получим некий процесс, где применяются логические конструкции. Когда такой процесс запускается в действие, то человек получает точные объективные знания и делает определенные выводы, в том числе и формальные. Кроме того, логика также причастна к созданию абстрактных понятий. Когда объединяются понятия, тогда систематизируется полученная информация. Такой процесс свойственен только человеку. Изначально личность получает абстрактную информацию, а потом связывает ее между собой. Именно так включается в этот процесс логика, состоящая из таких факторов, как анализ и синтез. Если говорить более точно, то анализ – это распад информации на отдельные части. Благодаря процессу наш мозг может определить суть информации.

Когда к анализу подключается синтез, то происходит объединение проанализированных информационных частей. Именно так и работает в нашем сознании логическое мышление. Нужно понимать: кто умеет мыслить логически, тот способен осуществлять эффективную мыслительную деятельность. Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности человека. Рассмотрим основные этапы, которые лежат в основе научного, житейского, мифологического и художественного познания человека.

Для чего это нужно

Мы постоянно мыслим, мозг не прекращает деятельность ни на секунду. Человек обрабатывает тонны информации ежесекундно, и чтобы объективно оценивать происходящее, принимать верные решения и меньше ошибаться, надо полагаться на логику. Сначала это будет требовать усилий, но потом мозг будет принимать правильные решения автоматически, потому что натренируется.

Это не только одиночные умозаключения, а цепочка личностного поведения, образ жизни, часть индивидуальности. От каждого решения зависит будущее, даже если оно кажется незначительным. Овладев навыком логически мыслить, человек способен:

  • подобрать рациональный способ решить жизненную ситуацию и найти выход;
  • выбрать быстрый и эффективный метод достижения поставленных целей;
  • заранее просчитывать шаги конкурентов, быть впереди и обходить их, предугадывая каждое действие;
  • уметь вести дискуссии, светские беседы, научные дебаты и просто поддерживать разговор;
  • высказываться грамотно, лаконично и понятно для всех;
  • делать выводы на основе своих ошибок и становится лучше каждый день, благодаря грамотному самоанализу и рефлексии;
  • критически подходить к другим людям и себе, трезво оценивать происходящее;
  • овладеть ораторским искусством, влиять на других людей, приводя весомые аргументы;
  • избежать манипуляций со стороны, не стать жертвой обмана и аферы;
  • уметь компетентно отвечать на вопросы, выкручивать линию разговора в свою пользу, не попадать на уловки на собеседника;
  • не поддаваться самообману и эффекту Барнума – субъективного подтверждения, основанного на высокой оценке точности характеристик своей личности из обобщенных выводов (гороскопы, тесты, соционика).

Мыслительные операции

Наблюдая за тем, как развивается мышление ребенка, весь мыслительный процесс можно поделить на стадии:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • обобщение.

На стадии сравнение ребёнок учится находить одинаковое в разном, разное в одинаковом. Уместно в этот период давать картинки «найди отличия», играть в мемори (начинать с 6 пар картинок, постепенно увеличивая количество).

На стадии анализа происходит выделение черт, качеств, свойств, используемых материалов и предметов. В своем воображении ребенок может разделить любое изделие на составные части.

Стадия синтеза тесно связана со стадией анализа. Без анализа синтезировать не получится. Пример тому чтение. Не запоминая букв, не понимая как они сливаются в слоги, ребёнок не сможет читать.

Яркими признаками обобщения являются выделение общих признаков предметов, объединение в группы. Как только у ребёнка появляется связная речь, использование большого количества обобщающих понятий – знайте, началась стадия обобщение.

Конструирование

Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

Лего поможет изучить многие математические понятия.

Математика очень тесно связана с логикой, поэтому не забывайте о математических играх для детей.

Ну и, конечно же, игра Танграм — великолепно развивает логическое и пространственное мышление детей.

Очень интересная и полезная книга «Танграм в загадках».

У всех детей вызывает восторг удивительный лист Мёбиуса.

Как развивать мышление дошкольника

Развитие мышления идёт через игру, так как это ведущий вид деятельности. Обыграть можно всё. С педагогической точки зрения следует развивать в разных направлениях. Больше вовлекайте ребёнка в работу по дому.

Ознакомьтесь с таблицей, в ней размещены основные типы упражнений для развития мышления у детей, на которые мы делаем акцент в своих занятиях.

Виды занятийОписание
Задание на развитие памятиЗапоминание элементов изображений, последовательность деталей и прочее
Логические упражненияНайти то, чего недостает, определение закономерности, используя анализ, сравнение, рассуждение
Задачи на классификациюСортировка, группирование по признакам и подобное
Упражнения на концентрацию вниманияНахождение одинаковых свойств, различия между предметами, изображениями и т.п.
Задания на развитие пространственного восприятияРазвитие визуализации, пространственного расположения, решение ребусов и головоломок
Упражнение на развитие аналитических способностейПоиск деталей, лишнего или не соответствующего действительности
Задачи на формирование стратегического подходаПродумывание целой цепочки действий. Анализ последовательностей и результатов

Аналогии

Задания на нахождение смысловых связей трудно выполнять детям с плохо развитым логическим мышлением и маленьким словарным запасом. Одновременно выполнение подобных упражнений будет способствовать и обогащению словаря ребёнка, и развитию логики.

Как выполнять? Надо выявить отношения между первыми двумя словами. Затем во второй паре найти аналогичную связь.

Например: пятница/воскресенье, вторник/ (среда, четверг, суббота, воскресенье)

Разбираем: «пятница — воскресенье» какая связь? Это дни недели, идущие через день. Во второй паре к слову «вторник» подойдёт «четверг». Он тоже приходит через день после вторника.

Бежать/ стоять Кричать/(Вопить, орать, ученик, звать, молчать)

Театр/ зритель Библиотека/ (Слушатель, книги, стеллажи, читатель)

Железо/ кузнец Дерево/ (Стол, шкаф, столяр, доска, рубанок)

Ель/ стол Дуб/ (Дерево, доски, шкаф, пила, шлифовальная машинка)

Пароход/ пристань Поезд/ (Проводник, рельсы, купе, вокзал, вагон)

Машина/ мотор Яхта/ (Море, парус, капитан, палуба, рулевой)

Глаза/ очки Нога/ (Ходьба, обувь, костыль, перевязка, носки)

Паровоз/ вагоны Конь/ (Копыта, телега, скачки, дорога)

Иголка/ острие Бритва/ (Парикмахер, лезвие, борода, усы, лицо)

Музыка/ оркестр Пение/ (Песня, хор, музыкальная школа, певец)

Коровы/ стадо Волки/ (Нападение, охота, стая, серые, вожак)

Рожь/ поле Яблоня/ (Яблоки, урожай, сад, садовник, сок)

Гора/ пещера Дерево/ (Сад, дупло, лес, ветки, ствол)

Дом/ этажи Лестница/ (Дом, перила, ступени, ходить, подъём)

Число/ цифры Слово/ (Листы, книга, тетрадь, буквы, чтение)

Болезнь/ лечение Поломка/ (Машина, мотор, ремонт, слесарь, автомойка)

Прохлада/ мороз Голубой/ (Синий, небо, фиолетовый, красный)

Враг/ недруг Рынок/ (Покупатель, базар, прилавки, продавцы)

Малина/ ягода Математика/ (Учебник, учёный, наука, ученик, школа)

Растение/ семя Утка/ (Птица, пруд, утята, крякает, яйцо)

Год/ весна Жизнь/ (Человек, юность, длинная, весёлая)

Глава/ книга Квартира/ (Новая, балкон, трёхкомнатная, дом)

Голод/ тощий Труд/ (Тяжёлый, усталый, в поле, на заводе)

Фильм/ экран Опера/ (Занавес, театр, сцена, артисты, оркестр)

Понедельник/ вторник Воскресенье/ (Неделя, понедельник, календарь, суббота, послезавтра)

Вторник/ четверг Воскресенье/ (Среда, вторник, пятница, вечер)

Утро/ ночь Зима/ (Весна, осень, год, лето, неделя)

Шар/ круг Куб/ (Фигура, квадрат, кирпичик, конструктор)

Коза/ животное Хлеб/ (Печка, пища, форма, тесто, булка)

Голос/ эхо Лицо/ (Отражение, зеркало, чистое, красивое)

Упражнения и игры на развитие мышления у дошкольников

Давайте рассмотрим варианты упражнений и игр, которые можно легко использовать в быту всей семьёй.

Игры на развитие наглядно–действенного мышления

  1. «Разложи по группам» — игра при которой работа глаз и рук является ведущей. Например, разложите перед ребёнком большие ложки, десертные и чайные. Попросите их рассортировать. Ребенок должен решить сам по какому принципу это сделать.
  2. Игра «Построй ряд». Здесь можно использовать блоки цилиндров, цветные таблички, тепловые бутылочки, вкусовые бутылочки, танграм и другие материалы. Например, необходимо построить ряд от большого к маленькому. Используются блоки цилиндров из метода Монтессори. Цветные таблички одного цвета, но разных оттенков, необходимо разложить от самого темного до самого светлого.
  3. Игра «Найди место для матрёшки». Для нее потребуются матрёшки (минимум из 6 частей). Расставляем фигурки в ряд на равном расстоянии друг от друга. Потом просим ребёнка закрыть глаза, убираем одну фигурку, а остальные выравниваем. Малыш открывает глаза и пытается найти место, между какими фигурками стояла матрёшка. По мере выполнения задания количество составляющих должно увеличиваться.

Игры на развитие наглядно-образного мышления

  1. Игра «На что похоже?». Ее вариаций очень много. Одним из них может быть показ изображения причудливой кляксы. Дайте возможность ребёнку продумать что это, кто это, какой на вкус, какой на запах, чем занимается и другие признаки.
  2. Игра «Назови одним словом». В зависимости от возраста у ребёнка будет меняться подход к определению предметов. Для у детей 3-4 лет – простые обобщение типа: мебель, посуда, ягоды, цветы. Для ребёнка в возрасте 5 лет обобщение должно быть более глубокое, например: насекомые, дикие животные, домашние животные, профессии и прочее. Дети 6-7 лет уже оперируют такими понятиями, как животные Африки, Азии, фрукты Европы, Азии и т.п.
  3. Игра «Дай определение». Ребёнку предлагается предмет, который он характеризует. Например, показываем кружку, которую нужно описать: большая, папина, хрупкая, стеклянная и др. А потом ребёнок вам показывает предмет, а вы характеризуете.

Игры на развитие словесно-логического мышления

  1. Игра «Собери картинку». Она является аналогией пазлов. Задача ребёнка из нескольких деталей собрать целую картинку. Чем старше малыш, тем больше деталей.
  2. Игра «Продолжи ряд». Нарисуйте цепочку и ряд бусин в определенной последовательности жёлтая, зелёная, голубая, розовая, а потом повторите ряд один раз и предложите ребёнку продолжить. Чем старше ребёнок, тем больше бусин, меняются их размеры.
  3. «Противоположности». Игра на подбор противоположного. Например, вы говорите холодный, а ребёнок подбирает горячий; мокрый-сухой; чёрный-белый и прочее.
  4. Игра «Угадай о чём речь». Вы последовательно описываете предмет, а ребенок догадывается о чём идёт речь. Например: круглый, полосатый, сладкий, сочный – арбуз.

Работа с закономерностями

Закономерность может быть скрыта в рисунках, между числами, буквами, любыми элементами ряда.

Чтобы научиться правильно находить закономерность действуем по следующему алгоритму:

  • Внимательно смотрим на ряд чисел, фигур, животных, предметов.
  • Пробуем догадаться, на чем основана закономерность – по какому правилу расположены элементы.
  • Пробуем определить тип закономерности.
  • Проверяем наши предположения одно за другим, чтобы увидеть какое правило соблюдается.
  • Убедившись, что «задуманное» правило соблюдается, мы сможем точно назвать следующие элементы ряда.

Примеры закономерностей с числами:

2, 5, 8, 11, 13, …

3, 4, 7, 8, 11, 12, …

99, 10, 88, 20, 77, …

4, 16, 5, 25, 6, …

Для детей 5-9 лет прекрасно подойдут раскраски с логическими закономерностями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]