Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.
Выделяют следующие факторы развития ребенка:
- Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
- Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
- Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
- Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
- Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.
Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.
Биологические факторы развития ребенка
Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.
Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.
Генетика
Генетические особенности характера ребенка проявляются достаточно часто и являются одним из факторов влияния на воспитание ребенка. Как говорится, «от осинки не родятся апельсинки», и очень часто характер родителя передается и ребенку. Неудивительно, если ваш ребенок гиперактивный, если в детстве вы сами не могли усидеть не месте.
Корректировать характер ребенка можно, но не стоит ломать его хрупкий мир, привнося методом наказа важные жизненные ценности. Только обсуждение поступков и личный пример способны показать ребенку важность умения контролировать себя, сдерживать свои негативные эмоции и порывы.
Факторы психического развития ребенка
К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.
Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.
Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:
- нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
- полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
- наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
- сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.
Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.
Что влияет на процесс развития
Мы выяснили, что на развитие личности оказывает влияние генетика, воспитание и социум. Существует ли дополнительный механизм формирования индивидуума помимо указанных факторов? В сознательном возрасте личность может самостоятельно управлять своим развитием, выбирая ту или иную образовательную сферу. До сознательного возраста определяющее значение в становлении личности играли родители:
- они выбирали для ребенка подходящее окружение;
- они выбирали для него школу, водили в кружки.
То есть, до сознательного возраста этим процессом полностью управляли родители.
Психологи утверждают, что личность развивается неравномерно. Наиболее активно этот процесс проявляет себя во время обучения. В дальнейшем развитие приостанавливается либо совсем исчезает.
Этапы развития личности:
- дошкольный возраст;
- школьный возраст;
- студенческие годы;
- возраст 26-30 лет;
- возраст 30-35 лет;
- возраст 35-40 лет;
- возраст 40+ лет.
Активное становление личности и развитие происходит с момента рождения и до 276 лет, когда человек оканчивает университет. В эти годы личность быстро усваивает новые знания, интересуется всем новым и формирует собственное мировоззрение.
После 26 лет наблюдается упадок, человек концентрируется на формировании семьи, и ему не до новых знаний и навыков. Однако если в этот период появляется новое увлечение, оно дает толчок и импульс к саморазвитию.
После 35 лет человек продолжает развиваться, но мозг работает не так интенсивно, и знания усваиваются намного медленнее. После сорока лет происходит заметное снижение уровня внимания, память работает не на всю мощность. Происходят физиологические изменения в организме, которые отражаются на качестве жизни индивидуума.
Социальные факторы развития
Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.
По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.
Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.
Какие условия обеспечат успешное формирование личности
Важные условия для формирования личности ребенка.
Пример родителей
Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.
Коммуникация с окружающими
Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.
Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.
Забота и внимание
Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.
Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.
Внешнесредовые факторы, обеспечивающие нормальное развитие ребенка
Реализация информации любого гена зависит прежде всего от воздействия внутренней среды, создаваемой другими генами, а затем от внешней среды, оказывающей влияние как на генотип в целом, так и на отдельные его части. К внешнесредовым относятся все негенетические влияния, действующие на развивающийся организм до и после рождения. Во время внутриутробного развития средой для плода является организм матери, обеспечивающий соответствующую температуру, питание, дыхание и другие жизненно важные факторы. После рождения ребенок как социальное существо долгое время находится в условиях среды, искусственно регулируемой взрослыми соответственно возможностям и потребностям его организма. Сам по себе вопрос о взаимодействии генотипа с внешней средой на всех этапах развития ребенка легко доступен для понимания. Сложность состоит в том, что трудно предсказать, как подействует на каждого отдельного индивидуума тот или иной фактор окружающей среды.
При изучении различий между индивидуумами соотносительное влияние наследственности и среды более определенно можно учесть, анализируя измеримые компоненты признака. Например, масса тела может нарастать при увеличении калорийности пищи. Однако это не значит, что у всех индивидуумов при одинаковом повышении калорийности произойдет одинаковое возрастание массы тела. У людей с пониженным обменом веществ увеличение будет большим, с повышенным — меньшим. Два и более генотипов в одних условиях будут давать сходные реакции, в других — значительно отличающиеся или совершенно противоположные. Только монозиготные близнецы, как имеющие идентичные генотипы, обычно почти одинаково реагируют на одни и те же средовые влияния.
Изучение фенотипов двух монозиготных детей-близнецов, воспитывающихся в одной семье, и двух дизиготных близнецов, также живущих в условиях одной семьи, позволяет выяснить, как действует одинаковая окружающая среда на формирование фенотипических признаков у детей с идентичным и разным генотипами. Исследования показывают, что у монозиготных близнецов реакции на одни и те же внешнесредовые агенты в 70 — 80 % одинаковы, тогда как у дизиготных совпадение в проявлении признака встречается в 2 — 3 раза реже. Большой интерес представляют и данные об изменении признаков или о характере реакций на внешнесредовые агенты, когда монозиготные близнецы живут и воспитываются в разных условиях. В этом случае совпадение (конкордантность) в проявлении реакций у монозиготных близнецов достоверно выше, чем у дизиготных. Интерес подобных исследований состоит не только в том, что они доказывают первостепенное значение наследственной информации в формировании фенотипических признаков, но и в том, что в определенном проценте случаев при одинаковом генотипе наблюдается несовпадение реакций на влияние средовых факторов. Установление причин разных реакций на одни и те же внешнесредовые агенты у монозиготных близнецов позволит оказывать более целенаправленное воздействие на формирование положительных фенотипических признаков и вести профилактику болезней.
Многие заболевания развиваются в связи с неблагоприятным влиянием факторов внешней среды: бактерий, вирусов, грибов, животных паразитов и др. Нерациональное питание, неблагоприятные сезонные и климатические факторы предрасполагают к болезням или непосредственно вызывают патологические состояния. Однако при воздействии их на организм одни люди заболевают, другие остаются здоровыми или болеют в легкой форме.
Выяснение предрасположенности и резистентности к заболеваниям у детей, позволяющее сделать профилактику более индивидуализированной и целенаправленной, возможно с помощью ряда методов. Наиболее доступным из них, особенно участковому педиатру, является способ изучения семьи ребенка, при котором обращается внимание на особенности питания, характер жилищных условий, материальную обеспеченность, культуру родителей, взаимоотношения между родителями и детьми, методы воспитания, соблюдение режима ребенком и др. На фоне всего этого важно собрать генеалогический анамнез и в карточке развития ребенка составить его родословную, которую при каждой встрече с родственниками необходимо уточнять, опрашивая и даже осматривая их. Особое внимание следует обращать на распространенность заболеваний в ближайших к больному поколениях данной семьи.
О предрасположенности или резистентности к заболеваниям могут свидетельствовать ранее отмечавшиеся у ребенка реакции на внешние агенты (аллергия и др.) и заболевания. Определенное значение для диагностики склонности к заболеваниям может иметь характеристика физического и нервно-психического развития, а также конституциональные особенности ребенка.
Не секрет, что люди имеют разный уровень интеллектуального развития, причём эта разница заметна уже в детстве. Но что является причиной? Какие факторы определяют интеллектуальное развитие человека? В статье мы рассмотрим ключевые из этих факторов и разберёмся с тем, какое влияние они оказывают.
Какие ошибки допускают родители при воспитании личности
При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.
Категорический запрет
Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.
Гиперопека
При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.
Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.
Чрезмерная требовательность
Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.
Нотации
Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.
Безмерное баловство ребенка
Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.
Факторы окружающей среды
Недостаточное количество принимаемой пищи в первые полгода жизни может очень сильно сказаться на развитии ребенка. Однако если после полугода он начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях, к 4-5 годам он догоняет своих сверстников в развитии. Но такого опыта, конечно же, стоит избегать.
Психическая стимуляция также крайне важна. Если малыш испытывает дефицит в общении, то уже ко второму году жизни он начинает отставать в речевой и двигательной сфере.
Поэтому важно постоянно общаться с ребёнком, давать ему возможность манипулировать различными предметами и осваивать различные новые навыки, учиться чему-то.
Семейные факторы
Чем больше в семье детей, тем ниже их IQ. Это было доказано в 1970-х годах в Нидерландах. Количество исследованных людей составило более 300 000 юношей со средним возрастом 19 лет. Причём первенцы, как правило, умнее своих младших братьев и сестёр.
Также уровень развития ребёнка зависит от социальной среды. Во Франции в 1980 году было проведено исследование: сравнили коэффициент интеллекта детей из бедных семей, но воспитанных в привилегированном слое, и их братьев и сестёр, воспитанных в низшем социальном слое. Разница составила примерно 20 пунктов в пользу воспитанных в привилегированном обществе.
Влияние школы
В школе больше всего ценят послушание. Часто это выступает ограничением для творческих детей. Множество ограничений, правил и шаблонов душат их природную оригинальность.
Ещё в двадцатом веке итальянка Мария Монтессори предложила систему образования, в которой каждый ребёнок занимается в своём собственном ритме, то есть индивидуально. Это привело к положительным результатам. Но поскольку свобода и самостоятельность не допускается обществом, метод Марии Монтессори не используется.
Средства массовой информации
В наше время огромную роль в воспитании ребенка играют средства массовой информации. Знания, полученные детьми из просмотра телепередач и страниц в интернете, зачастую пагубно влияют на воспитание ребенка. Контролировать этот процесс очень сложно, но родители в силах привить своему чаду интерес к положительным примерам из жизни, тогда дети будут стараться искать ту информацию, которая будут полезной.
Факторов, влияющих на воспитание ребенка, множество. Родителям важно уметь контролировать их, ведь именно семья играет самую важную роль в воспитании.
Личностные качества ребёнка
Многое зависит от характера и темперамента. Например, флегматикам будет достаточно сложно проявить себя в школе. Их могут начать считать малоспособными только ввиду их темперамента.
Можно условно разделить детей на вдумчивых и импульсивных. Первые могут углубиться в задание и работать с ним столько, сколько им нужно, несмотря на сложность. Вторые же нацелены на быстрый результат, поэтому зачастую дают тот ответ, который первым пришёл в голову. Это затрудняет процесс обучения.
Также вдумчивые дети избегают участия в жизни коллектива (класса) и стараются не попадать в незнакомые социальные ситуации. Импульсивные же легко входят в коллектив и не боятся рисковать.
Закономерности воспитания
Теперь рассмотрим закономерности, действующие в образовательном компоненте системы образования. Согласно нашему определению, они будут относиться к специфическим (частным), так как описывают только отношения в подсистеме образования.
Законы воспитания — это общие, объективные, постоянные отношения, существующие между явлениями и процессами воспитания. В образовании одновременно действует множество законов. Хотя на первый взгляд кажется, что в этом процессе много случайностей, вызванных стечением обстоятельств, неконтролируемых условий, процессы и результаты воспитания глубоко детерминированы действием главных и не всегда заметных сил. Закономерности образования отражают взаимосвязи и взаимозависимости между его основными компонентами.
Как и в других процессах, здесь имеет место одновременное и сложное действие многих звеньев. Некоторые из них относятся к отдельным аспектам (частям, компонентам) процесса, другие охватывают систему в целом, а есть и такие, влияние которых выходит за рамки образовательной системы и распространяется на все процессы развития и формирования человека. Первые, как мы уже знаем, называются частными, вторые — общими, а третьи — общими законами воспитания.
Сфера действия общих законов распространяется на всю систему образовательного процесса. Напомним, что они выражают связи между основными, самыми крупными компонентами этого процесса. Общие закономерности включают в свой объем связи в отдельных компонентах системы — частные (конкретные, специфические) закономерности. Это и есть иерархия закономерностей. Образовательный процесс, в свою очередь, как часть более общего образовательного процесса, подчиняется своим специфическим закономерностям. В нем также проявляются взаимосвязи, характерные для еще более крупных систем — развития и образования, а сами эти системы являются компонентами общей глобальной системы — человеческой жизни. Это приводит к осознанию огромной сложности и многоуровневой природы образования. Конечно, общие закономерности, подлежащие анализу, не отражают всех взаимосвязей; они являются лишь малой частью взаимозависимостей, пронизывающих систему.
Более важным для практики в образовании является связь продуктивности (эффективности, качества) образовательного процесса с теми компонентами, которые оказывают на него наибольшее влияние. Таким образом, с одной стороны, мы фиксируем большой компонент (влияние, условие, действие), а с другой — продуктивность образовательного процесса.
Личностные качества родителей
У детей с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития родители обычно имеют положительное отношение к жизни, любят свою работу.
Родители детей с высоким уровнем развития интеллекта энергичны и динамичны, предпочитают культурное времяпрепровождение, отличаются независимостью во мнении, нонконформизмом, свободой в принятии решений.
Если родители сами отличаются высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, если они дают ребёнку возможность для развития, поддерживают его и уважают, то это оказывает благотворное влияние и помогает ребёнку максимально реализовать свой потенциал.
Личная мотивация
Чтобы добиваться поставленных целей и иметь успех, нужна личная мотивация. И развить ее у ребенка — одна из важных задач родителей. Для этого необходимо быть в контакте с ребенком, правильно организовывать индивидуальную и совместную деятельность, использовать нематериальные поощрения. Важно не делать ребенка зависимым от похвалы и неодобрения. Если хвалить только за успехи, а за промахи — упрекать, то вместо мотивации у ребенка разовьется страх поражения.
В мы создали среду для комфортного комплексного развития детей. Наши занятия построены по особым методикам, а педагоги умеют грамотно развить в ребенке личную мотивацию и заинтересовать его.