Олимпиада ментального здоровья: чему нас может научить спортивная психология


По часовой стрелке с левого верхнего угла: Бьянка Уолкден (тхэквондо, 2019), Марк Кавендиш (велоспорт), Адам Гемили (легкая атлетика, 2019), Джордан Пикфорд (футбол), Симона Байлз (гимнастика), Маркус Рэшфорд (футбол), Наоми Осака (теннис) , Брэдли Синден (тхэквондо), Букайо Сака (футбол), Эмма Радукану (теннис). Композитный: Getty, EPA, Reuters, Rex / Shutterstock Ожидание Олимпиады-2021 было не слишком радостным. Но потом спорт сделал свое дело, и, несмотря на отсутствие толп и надвигающуюся угрозу ковида, игры в Токио получились потрясающими. Помимо всего прочего, их можно также назвать Олимпийскими играми по ментальному здоровью.

Когда Симона Байлз отказалась от участия в гимнастических соревнованиях, она привлекла беспрецедентное внимание к психологическим вызовам профессионального спорта. Одна из величайших спортсменок всех времен решила сделать выбор в пользу своей психики, а не воли к победе и сопряженного с этим стресса.

«Жизнь состоит не только из гимнастики», — сказала она. После глубоких раздумий в токийском спортивном зале она всё же решила выступить на бревне и выиграла бронзовую медаль. Эта награда ощущалась ею как одна из самых больших побед в ее жизни.

Этим летом психическое здоровье было одной из главных тем в спорте. По словам Байлз, ее вдохновила Наоми Осака, японская звезда тенниса, которая отказалась от участия в Открытом чемпионате Франции, чтобы облегчить свою тревогу и депрессию.

Лозунг «Мозг превыше мускулов» вызвал дискуссию во время матча на стадионе Уэмбли в финале Евро-2020, где над англичанами вновь нависло «проклятие пенальти», и во время Уимблдонского турнира, на котором британская уайлд-кард теннисистка Эмма Радукану преждевременно покинула корт № 1. Тем временем Марк Кавендиш эффектно вернулся на «Тур де Франс», преодолев депрессию.

Такое проявление честности оказалось заразительным.

В июле Бен Стоукс решил сделать перерыв от крикета на неопределенный срок, чтобы заняться своим психологическим благополучием. Его решение, по словам бывшего игрока Майкла Воана, было «тревожным сигналом для всех нас». На следующий день защитник сборной Англии Тайрон Мингс попал на первую полосу издания The Sun, когда заявил, что его «психическое здоровье резко ухудшилось» в преддверии Евро-2020 из-за беспокойства по поводу отбора в состав команды.

«Я очень много прорабатывал эту тему с психологом, — говорит Мингс. — Мне порекомендовали набор стратегий управления стрессом: дыхание, медитация или внимание к настоящему моменту — чтобы не давать подсознанию брать верх».

Спортсмены сталкиваются с беспрецедентным стрессом не только во время выступлений, но и в СМИ, и как лица брендов. «В конце концов, мы — не просто развлечение, мы — люди, и за кулисами есть вещи помимо спорта, с которыми мы тоже пытаемся справляться», — говорит Байлз.

Если выдающиеся атлеты ничем не отличаются от нас, то область спортивной психологии, которая традиционно была прерогативой элитных спортсменов, оказывается актуальной и для обычных людей.

Чаще, чем когда-либо, спортивные психологи утверждают, что уроки, извлеченные атлетами из острых моментов их карьеры, могут быть полезны и для нас с вами.

Подъем спортивной психологии

Эмма Радукану появилась на «Уимблдоне» внезапно и очаровала страну, победив ряд игроков более высокого ранга в потрясающей серии матчей. Но после прохода на корт № 1 (и попадания на все первые полосы изданий) для четвертого раунда в матче против Айлы Томлянович из Австралии, 18-летняя спортсменка начала страдать от головокружения и затрудненного дыхания — она была вынуждена сняться с соревнований. «Я думаю, что все эти переживания в итоге захватили меня», — позже сказала она.

Доктор Клэр-Мари Робертс с болью узнавала в этой истории себя. В свое время Робертс была многообещающей пловчихой-подростком; она квалифицировалась на дистанцию 100 м брассом на Олимпийских играх 1996 года. Робертс смогла сделать это, несмотря на почти парализующую тревогу перед соревнованиями.

«Перед заплывами меня тошнило в туалетах из-за неуверенности в себе и огромного количества абсурдных сценариев, которые разыгрывались в моем сознании, — говорит она. — Я волновалась о том, что разочарую своего отца и тренера, и мне казалось, что каждый соперник был намного лучше меня. Иногда я представляла себя в надувных наплечниках, пытаясь изо всех сил доплыть хотя бы до конца бассейна».

По счастливому (и весьма необычному для тех времен) случаю, у Робертс был спортивный психолог, к которому она обратилась за помощью: «В начале 1990-х никто толком не знал, что из себя представляет спортивная психология». Только после этого ей удалось справиться со своей тревогой и пройти квалификацию на Олимпийские игры 1996 года в Атланте в составе сборной Великобритании.

Робертс получила травму прямо перед соревнованиями, и ее олимпийская мечта была разбита. Но этот опыт вдохновил ее на смену рода деятельности. Сейчас она работает спортивной психологиней в Университете Западной Англии в Бристоле и менеджеркой по обучению и развитию в Премьер-лиге. До футбола она консультировала несколько олимпийских атлетов и команд.

Ее путь длиной в четверть века является хорошей иллюстрацией развития спортивной психологии, которое, в свою очередь, связано с более широкой осведомленностью о психическом здоровье. Ментальное благополучие стало частью британского общественного дискурса. Голоса таких разных людей, как принц Гарри и Маркус Рашфорд, призывают всех нас не молчать об этой теме и заботиться о себе. Рашфорд, еще до того как промахнулся с пенальти в финале Евро-2020 против Италии, отправил Эмме Радукану — после ее отказа от соревнований — письмо поддержки, и рассказал, что сам переживал похожие чувства во время матча в юношеской сборной Англии по футболу.


Симона Байлс на бревне в Токио. Фото: Уолли Скалидж / Los Angeles Times / Getty Images

Определение понятия

Психология спорта — это наука об уже существующих и разрабатывающихся новых диагностических, терапевтических и профилактических методах работы со спортсменами, как профессиональными, так и начинающими. Ее главная задача — сформировать правильную мотивацию, а также создать подходящую эмоциональную среду для каждого отдельного человека.

Появилась спортивная психология еще в первой половине прошлого столетия. Это понятие ввел учредитель олимпийского движения Пьер де Кубертен. Однако, несмотря на ее существование, внимания психологии спорта уделялось совсем мало. И так было практически до Второй мировой войны. Все из-за того, что спорт не считался какой-то важной частью человеческой жизни. Нет, отдельные его виды, конечно, изучались. Но руководители государств не считали нужным исследовать возможности спортсменов.

После Второй мировой войны ситуация кардинально изменилась. Переживая небывалый упадок, страны пытались выделиться друг перед другом хотя бы в спортивной сфере. И уже вскоре победа на международных соревнованиях считалась небывалым достижением. Кроме того, она давала возможность государству не только заявить о себе на мировой арене, но и изменить политическое положение.

Со второй половины 20 века и по сегодняшний день в Европе и Америке ежегодно проводятся десятки семинаров, посвященных психологии спорта. Многие ведущие психологи проходят дополнительное обучение или полную переквалификацию для того, чтобы участвовать в разработке еще лучших методов тренировок.

Готовность к любому исходу

Профессор Стив Питерс — ветеран спортивной психиатрии; он работал с десятками команд и спортсменов, включая сборную Англии по футболу, Федерацию велоспорта Британии и спринтера Адама Джемили, а в Токио — с британской командой по тхэквондо. Петерс часто беседует с атлетами о последствиях соревнований. «Я мог бы поговорить со спринтером и перечислить всё, что может произойти во время предстоящего забега на 100 метров: мировой рекорд, неудовлетворительный результат или что-то неожиданное, — сказал он.

— Я предпочитаю пройтись по всем возможным результатам и разобрать их, чтобы спортсмены не перебирали их в голове, когда им нужно сконцентрироваться. Меня всегда удивляет, что люди не делают этого заранее, а просто реагируют на то, что подбрасывает им жизнь».

Питерс также пытается определить, что мешает атлету выложиться на полную. Иногда для этого нужна беседа с его или ее тренером — и немного дипломатии. «Часто между ними есть какое-то разногласие, — говорит Питерс. — Прыгун в высоту может зациклиться на положении стоп, в то время как тренер скажет, что проблема в подъеме бедра. Я выясняю истину».

Психология командных видов спорта

Подготовка к командной игре занимает отдельное место в работе спортивного психолога. Умение работать в связке с другими игроками, ставить общие интересы выше своих — это настоящее искусство. Но для того, чтобы овладеть им, нужно приложить массу усилий.

Для развития командного духа понадобится:

  1. Правильное воздействие на волевую направленность коллектива.
  2. Создание внутри команды здоровой атмосферы.
  3. Поэтапная подготовка спортсменов к соревнованиям.

Последний пункт рассмотрим подробнее. Для того, чтобы подготовить игроков к любому исходу событий, нужно:

  1. Оценить психологическое состояние каждого спортсмена, который будет играть в команде.
  2. Исследование психики «новичков».
  3. Составление прогноза относительно того, как игроки будут вести себя в команде.
  4. Тренировки, главная задача которых — развитие чувства принадлежности к одному коллективу, мотивации на достижение общего результата.
  5. Снятие перенапряжения, возникающего при общении и совместной деятельности с другими людьми.
  6. Помощь в адаптации перед соревнованиями, во время и после них.

В психологической подготовке должны участвовать все без исключения члены команды, тренеры и психологи. Только в таком случае она принесет ощутимые результаты.

Дисциплина

Доктор Андреа Ферст, спортивная психологиня, которая работает со сборной Англии по регби и австралийской командой по яхтингу, говорит, что главное отличие элитных спортсменов от «простых смертных» — это дисциплина. Спортсмены умеют сосредоточиться на том, чтó им необходимо улучшить, и работать над этим. «Многие вещи, необходимые, чтобы стать профессионалом, не особо сложны, но требуют ежедневного повторения. Способность выполнять это требование и делает спортсменов лучшими среди подобных», — говорит она.

«Один из наиполезнейших советов для повседневной жизни: выбрать одну вещь, которую нужно улучшить, — и сосредоточиться на ней».

Современная психология спорта

Бешеный жизненный ритм оставляет свой отпечаток абсолютно на всех живущих на планете людях. Что уж говорить о спортсменах, у которых к эмоциональным нагрузкам добавляются физические? И эти нагрузки постоянно растут, из-за чего снизить воздействие стресса крайне сложно. В результате развиваются серьезные нарушения в виде повышенной тревожности, демотивации т.д.

Задача тренера и спортивного психолога в такой ситуации — минимизировать все проявления дискомфорта. Здесь важно сотрудничать и правильно распределять обязанности. Тренер, используя личный и профессиональный опыт, направляет спортсменов, а психолог выявляет и устраняет все негативные факторы, которые могут возникнуть в процессе тренировок.

Честность

По словам Робертс, растущая популярность спортивной психологии улучшает систему поддержки спортсменов и то, как они говорят о себе в публичном поле. «В ситуации с Радукану воодушевляющей стала открытость, с какой она говорила о случившемся, — считает Робертс. — Я сомневаюсь, что это могло бы произойти десять лет назад; атлеты обходили стороной обсуждение подобных проблем, возлагали вину на испорченную еду или другие внешние обстоятельства, чтобы скрыть реальные причины, по которым они вынуждены были отказаться от выступления».

Байлз рассказывала о своих трудностях так честно, что это казалось чем-то радикальным. Она сказала, что поддержка, которую она тогда получила, помогла ей понять, что она больше, чем ее спортивные достижения, — раньше она в это не верила.

«Образ бога-спортсмена — это опасная иллюзия», — добавляет психологиня Пиппа Грейндж, которая работала с несколькими профессиональными спортсменами и командами, в том числе со сборной Англии во время Чемпионата мира по футболу 2022 года (сейчас она работает в Right to Dream, футбольной академии в Гане и Дании). В сборной Англии она сделала психологию ядром командной работы, а не просто услугой, которой игроки могли воспользоваться, если чувствовали (и могли признать), что нуждаются в ней.

Грейндж предлагала игрокам делиться своим жизненным опытом и тревогами в небольших группах, чтобы улучшить сплоченность и доверие — это остается стержнем успешного стиля управления Гарета Саутгейта, тренера сборной.


«Я слишком сильно давила на себя»: защищая свой титул, олимпийская чемпионка по тхэквондо Джейд Джонс выбывает из игры в первом раунде. Фотография: ANL / Shutterstock

«Выступления, которые западают в душу больше всего — те, в которых спортсмены демонстрируют большое сердце, глубину характера и вдохновляющее мастерство; в которых мы можем увидеть человечность, а не роботизированное совершенство и безэмоциональное исполнение, — говорит Грейндж. — Нам всем есть что извлечь из этого».

Панические атаки перед крупными соревнованиями

Один из самых распространённых барьеров для спортсменов — приступ панических атак перед началом важных соревнований. Несмотря на годы упорных тренировок, многие не могут перебороть страх и тревогу и в конечном счёте терпят неудачу. Более того, в отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но вселяют в человека ощущение неопределённости и ожидание отрицательных событий.


Фото: Clive Brunskill/Getty Images

Страх и тревога, которые перетекают в панические атаки, — истинные враги спортсменов. Чтобы решить эту проблему, особенно важно обратить внимание на дыхательные и концентрационные техники, которые способны устранить приступы и переместить фокус внимания на победу.

Радость

Доктор Гейр Джордет, профессор Норвежской школы спортивных наук в Осло, пользуется популярностью у бизнесменов, пытающихся извлечь уроки из чрезвычайно напряженного сценария серии пенальти. Бывший норвежский футболист, который занялся спортивной психологией после травмы, провел пять лет, анализируя каждую серию пенальти на чемпионатах мира с 1976 года и на финалах Евро и Кубка Америки. Он также опросил двадцать пять игроков. «Механизмы, которые мы используем для работы в условиях стресса, универсальны», — говорит он.

Когда финал Евро-2020 между Англией и Италией дошел до пенальти, Джордет схватил свой блокнот. Его анализ, который покрывал серии пенальти за более чем 45 лет, показал, что когда гол с пенальти означает для команды победу, игрок, который его выполняет, забивает в 92% случаев. Если же промах с пенальти означает проигрыш (как в случае с ударом Букайо Саки в матче за сборную Англии), игрок забивает лишь в 62% случаев. «В жизни намного важнее рассуждать о положительных последствиях того, что делаешь, чем накручивать себя негативными последствиями неудачи», — говорит он.

Джордет обнаружил, что даже способ, которым игрок празднует успешное пенальти, имеет значение! «Если ты празднуешь ярко, показываешь свою крутость и демонстрируешь радость от того, что только что сделал, это сразу же увеличивает шансы команды на победу», — говорит он.

Работая с десятками лучших команд (он предпочитает не называть клиентов, но говорит, что ему звонили перед матчем Евро-2020 на случай, если дело дойдет до пенальти), Джордет обнаружил, что чрезвычайно веселые празднования голов увеличивают шансы не только на успех следующего удара, но и на промах следующего удара соперника. «Бизнесменам я говорю, что когда вы заключаете важный контракт или преуспеваете на встрече, важно всем показать, что вы счастливы. Это заразительно».

Особенности

Предмет изучения спортивной психологии — личностные особенности человека, пребывающего в условиях специфической деятельности. Спорт рассматривается как отдельный вид деятельности, приближенный к условиям экстремального выживания.

Спортивная деятельность требует задействования потенциала, находящегося на пределе возможностей.

Экстремальной спортивную деятельность делают специфические факторы, относящиеся ко всем видам спорта:

  • усиленные физические, психические нагрузки;
  • жесткие условия отбора;
  • высокая конкуренция;
  • соревновательный элемент внутри команды;
  • особая социальная ситуация;
  • напряженная предсоревновательная подготовка;
  • психологические, социальные последствия поражений.

Современный спорт — отражение модели общества. Взаимосвязь механизмов, регулирующих жизнь социальных групп, отражается в поведении спортсменов. Знание механизмов и применение основанных на них методик позволяет значительно повысить результаты, усовершенствовать систему подготовки, минимизировать риски при отборе кандидатов в команду.

Не спешить, но и не тянуть

Джордет измерил время, которое требуется игроку, чтобы ударить по мячу после того, как судья дал разрешающий свисток. Игроки, которые спешат, чаще промахиваются: возможно, говорит Джордет, потому что они стремятся побыстрее сбросить стресс. Всего две секунды для того, чтобы оценить ситуацию и взять ее под контроль, значительно повысят шанс забить гол.

’It’s OK to not be OK’: что говорят ведущие спортсмены о психическом здоровье в спорте

Но слишком длинная пауза тоже может помешать. Джордет был ошеломлен, когда Рашфорд подождал целых 11 секунд прежде, чем провести свой удар и промахнуться. По его словам, за последние 45 лет в крупных матчах никто не ждал перед ударом настолько долго. «Я никогда не спешил и собирался мыслями перед пенальти, но в тот раз что-то было не так, — написал Рашфорд на следующий день в твиттер. — Я долго собирался с силами, пытаясь выгадать себе время, но, к сожалению, результат оказался не таким, как я хотел». Какой из этого следует урок? Слишком длительное ожидание может привести к накоплению стресса.

Цели и задачи спортивного психолога

А теперь рассмотрим функции и обязанности спортивного психолога подробнее. Можно сказать, что он — семейный психотерапевт, который заботится об а и о каждом отдельном ее члене. Это «правая рука» тренера, которая участвует в психологической подготовке команды. Иногда требуется участие специалистов, которые проводят индивидуальную работу. Они помогают спортсменам, которые из-за личных трудностей и дискомфорта не могут добиться успеха.

Выделяют несколько задач, которые поставлены перед спортивным психологом:

  1. Изучение методов воздействия на психику. Специалисту нужно выяснить, какие личностные характеристики данного человека помогут ему стать победителем в выбранном виде спорта. Для этого он проводит диагностику особенностей характера, оценивает имеющиеся навыки, а также программу тренировок и даже бытовые условия. Только после этого он может сделать вывод, есть будущее у спортсмена или нет.
  2. Создание атмосферы, которая повысит общую эффективность команды. Здесь важно работать в связке с тренером. Только так получится смоделировать ситуацию, которая будет максимально приближена к настоящим соревнованиям. Анализ и оценка поведения каждого игрока поможет выбрать лучшую позицию для него, вовремя увидеть и проработать слабые моменты, а также стратегии, которые могут привести к поражению.
  3. Разработка индивидуальных тренировок. Наблюдая за спортсменами, спортивный психолог разрабатывает такие методы подготовки к соревнованиям, которые помогут справиться со стрессами и поддерживать в норме психическое здоровье.
  4. Разработка профилактических мероприятий. Они нужны для того, чтобы снизить уровень травматизма, предотвратить сильное переутомление и предупредить профессиональную деформацию личности.
  5. Выявление и последующее разрешение конфликтных ситуаций. В кризисах и конфликтах нет ничего удивительного. Они случаются в жизни каждого человека. Но спортсмены сталкиваются с ними чаще. Виноваты в этом не только чрезмерные нагрузки. Как известно, те, кто профессионально занимается спортом, рано уходят на «заслуженный отдых», они уже не так востребованы, как раньше, сложнее переживают поражения и проигрыши. Задачи психолога в этом случае: показать человеку, как гармонично сочетать личную и спортивную жизнь, научить его получать положительные эмоции не только от спорта, но и от других занятий.

Это лишь часть обязанностей спортивного психолога. При необходимости он выполняет и другие функции. Все зависит от потребностей конкретной команды.

Чувствовать контроль

Данные свидетельствуют о том, что пенальти — это не лотерея: «Мы обнаружили, что чем сильнее игроки верят в то, что исход пенальти — случайность, тем больше шансов, что они будут переживать деструктивную тревогу. Ощущение контроля — ключ к успеху».

Саутгейт знает об этом и потому соответствующе подготовил свою команду, выбирая игроков, которые будут бить пенальти, по определенным критериям, а не по зову сердца. Но вне зависимости от того, является ли ощущение контроля субъективным или объективным, матч против Италии в финале показал, что это лишь часть дела.

Именно такие техники, которые в то время были новинкой, помогли Робертс избавиться от стресса, поглощавшего ее перед значимыми соревнованиями по плаванию. Этот стресс никогда не останавливал ее, но сделал ее очень тревожным подростком.

По словам Робертс, рост осведомленности об этих факторах стресса, подкрепленный честностью Радукану и Байлз, — выдающаяся заслуга подъема спортивной психологии.

«Если посмотреть на спортсменов, соревнующихся в Токио, некоторые из них очень юны. Участие в Олимпиаде является чрезвычайно сильным стрессом для любого, но для подростка это особенно трудно. Я думаю, что люди только сейчас начинают полностью понимать это», — говорит она.

Не требовать стойкости от таких людей, как Сака, Байлз и Радукану (и даже аплодировать им), — значит признавать их человеческую реакцию на стресс, несмотря на то, что их спортивные способности могут казаться божественными. Это то, о чем стоит подумать в следующий раз, когда мы выйдем на пенальти, подойдем к гимнастическому коню или к базовой линии.

Как оставаться хладнокровным, несмотря на стресс. Советы спортивных экспертов

  • Разбивайте свои цели.
    «Если вы столкнулись с особенно сложной ситуацией, очень помогает разбить большие задачи на части», — говорит спортивный психолог Клэр-Мари Робертс.
  • Избегайте синдрома самозванца, разговаривая с самим собой.
    «Используйте положительные утверждения, — говорит Робертс. — Скажите себе: „Я могу это сделать, я уже делала это раньше, я должна быть здесь“».
  • Визуализируйте успех.
    «Это основа для развития уверенности, — говорит Робертс. — Представьте, как вы достигаете целей, которые перед собой поставили».
  • Сосредоточьтесь на последствиях.
    «Если мы не рассмотрим возможные результаты того, что мы пытаемся сделать, мысли о них могут застрять в сознании и подорвать фокус, — говорит спортивный психиатр Стив Питерс. — Переберите последствия неудачи или успеха и разберите их по очереди».
  • Расслабьтесь.
    «Дыхание, расслабление мышц, медитация или даже музыка могут помочь вам снизить уровень возбуждения и сместить фокус», — говорит Робертс.
  • Осознайте, что не работает.
    «Спросите себя, чего вы хотите добиться и определите, что не помогает вам достичь цели. Концентрируйтесь на цели, а не на бесполезных инструментах», — советует Питерс.
  • Празднуйте свои триумфы.
    «Если вы работаете в команде, празднуйте свой успех вместе. Важно показать свою радость всем, кто вас окружает — она заразительна», — говорит Гейр Джордет, профессор психологии.
  • Сделайте разумную паузу перед тем, как выполнить какое-либо действие.
    «Не ждите просто ради того, чтобы подождать — это может привести к накручиванию и лишнему стрессу, — говорит Джордет. — Лучше потратьте несколько секунд, концентрируясь на том, что вы можете контролировать».

Какая роль психологии в спорте

Спортивная психология преследует такие цели:

  1. Изучение психологического здоровья каждого отдельного спортсмена.
  2. Создание базы данных, в которой будет храниться полученная диагностическая и терапевтическая информация.
  3. Составление плана действий на основании полученных данных, а также поиск наилучших путей индивидуального или командного развития.
  4. Оказание помощи в формировании правильных психологических установок, которые помогают спортсменам бороться с трудностями в процессе тренировок.
  5. Помощь новым игрокам в адаптации.
  6. Разработка, а также последующее проведение корректирующей терапии.
  7. Повышение качества психологической культуры.
  8. Разработка методов устранения психологического напряжения перед соревнованиями и после них.
  9. Оказание при необходимости всех видов психологической помощи.

Спортивный психолог не только контролирует атмосферу в команде. Он участвует в разработке тренировок, выборе игроков для тех или иных позиций, создании игровой стратегии. При этом он старается максимально раскрыть потенциал каждого отдельного человека, принимая во внимание особенности его личности и характера.

Литература:

  1. Ильин Е.П. Психология спорта. — СПб: Питер, 2008. — 590 с.
  2. Сафонов В.К. Психология спорта как направление психологической науки // Вестник СПбГУ. Серия 6. — 2012. — Вып. 2.
  3. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест диагностики нервно-психических состояний: Методическое руководство. — 2-е изд. — СПб: ИМАТОН, 2015. — 40 с.
  4. Сафонов В.К., Филимоненко Ю.И., Суворов Г.Б. Возможности диагностики состояния спортсмена в спорте высших достижений // Психические состояния. — СПб: Питер, 2000.
  5. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Аппаратурная методика «Арка». Диагностика малой группы в совместной деятельности: методическое руководство. — СПб: ИМАТОН, 2016. — 50 с.
  6. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе: методическое руководство. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: ИМАТОН, 2022. — 64 с.

Боязнь травмы и долгого восстановления

Боязнь боли — это, в первую очередь, инструмент самосохранения, который иногда способен усилить физические показатели. Однако необходимо понимать, что сильный страх перед травмой становится преградой в жизни любого человека, а спортсмена особенно. Ведь каждый профессиональный атлет сталкивается с большим количеством «ранений». Некоторым после сильных травм даже приходится заканчивать карьеру.


Фото: David Ramos/Getty Images

Синдром нереализованных возможностей — это психологическая травма практически любого спортсмена, которая будет идти с ним всю жизнь. Если не удаётся справиться с ней в одиночку, то стоит обратиться к специалисту — он поможет разобраться в проблеме.

Психологическая характеристика спорта

Как вид деятельности спорт имеет целый ряд своих психологических особенностей.

К психологическим особенностям Е.В. Мельник и Ж.К. Шемет относят 7 основных:

  • Психомоторика – важнейшая особенность спортивной деятельности, представляющая функциональную взаимосвязь психических процессов с движениями и деятельностью. Психомоторика обеспечивает владение техникой того или иного вида спорта и связывает основные факторы и закономерности психического развития, которые и обеспечивают это владение. Специализированные восприятия, например, чувство мяча, произвольно управляемые действия, быстрота и точность реагирования на раздражители относят к психомоторным процессам;
  • Любой спортсмен, естественно, стремится к совершенствованию в своем виде спорта и это вторая особенность. Для достижения высоких результатов он должен в совершенстве владеть техникой выполнения физических упражнений, а это требует длительной и регулярной тренировки. В ходе тренировок происходит формирование и совершенствование тех двигательных навыков, которые необходимы для конкретного вида спорта;
  • Третья особенность связана с наличием спортивной борьбы, сопровождающейся яркими эмоциями, приобретающими острый характер во время спортивных соревнований;
  • Четвертая особенность связана со стрессогенным характером современного спорта. Особенно ярко стресс выражен на уровне соревнований крупного масштаба, исход которых в значительной степени определяется психологическими факторами. Физиологическая и техническая подготовка спортсменов находится примерно на одном уровне. Молодые спортсмены ещё не отличаются эмоциональной устойчивостью и психической зрелостью;
  • Наличие психологических особенностей личности спортсмена, способствующих спортивному успеху;
  • Взаимодействие участников, которое может протекать в форме непосредственной или опосредованной борьбы, а во время соревнований выступает в двух формах – соперничество по отношению к противнику и сотрудничество по отношению к своей команде;
  • Последняя седьмая особенность спортивной деятельности связана с вербальным и невербальным общением – это жесты, пантомимика, непроизвольные моторные действия.

Замечание 1

Психологическая деятельность как любая другая имеет свою психологическую структуру, её можно представить схемой: цель – мотив –способ – результат.

Цель оказывает влияние на выбор конкретных средств, с помощью которых можно достичь желаемого результата. Цель – это итог мыслительной работы, в ходе этой работы спортсмен разрешает противоречие между требованиями спортивной деятельности и собственными возможностями.

Двигаться к цели побуждает мотив, а спортивная деятельность всегда полимотивирована. Мотивом является переживание того, что является для спортсмена личностно значимым. Мотивация является пусковым механизмом спортивной деятельности, поддерживает нужный уровень активности в тренировках и соревнованиях, а также регулирует содержание активности для достижения необходимого результата.

К способам спортивной деятельности относятся действия и операции, образующие технику и тактику своего вида спорта. Результаты можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Узкий смысл – это спортивные достижения, выраженные в метрах, баллах, секундах, титулах спортсмена. Широкий смысл – это влияние спорта на развитие человека и общества в целом.

Психология профессиональной деятельности

Большинство людей вовлечены в определенную профессиональную деятельность, которую выбирают по разным причинам: одни по призванию, другие по стечению обстоятельств или по совету близких. Но в любом случае каждому человеку необходимо знать психологические особенности своей профессиональной деятельности.

Психология труда — это область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления умственной деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональной деятельности. В психологии труда рассматриваются вопросы профессиональной пригодности, психологической готовности к профессиональной деятельности, ее психологические особенности.

Профессиограмма — описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

В психологии труда рассматривается возникновение той или иной профессии, предмета деятельности, средства, результат деятельности и структура профессии.

В данной статье исследуется профессиограмма практического психолога, а точнее педагога-психолога.

Основным результатом работы практического психолога считается все реальное, что получается в процессе решения психологической проблемы. Это и материалы психодиагностики, и результаты развивающей и корректирующей работы, консультаций и воспитательной деятельности. Результатами работы психолога могут стать рост его профессиональной компетенции, оптимизация работы и многое другое.

Деятельность цикл практического психолога может быть представлен следующим образом. Получив заказ, он изучает предмет труда, определяет цель и принимает решение о выполнении определенного вида работы. В то же время, характер отношений и связей установлено, роли участников в работе и условия для получения желаемого результата будут определены. Все эти вопросы обсуждаются, и решение фиксируется. Затем психолог выбирает оптимальную модель, алгоритм и технологию практической деятельности.

К основным направлениям деятельности психолога относятся: организационно-методическая, диагностико- аналитическая, психотерапевтическая и консультационно-воспитательная работа, а также повышение профессиональной компетентности и условий труда.

Организационно-методическая работа включает все уровни планирования своей деятельности, а также подготовительные и непосредственные мероприятия по аспектам социально-психологического обеспечения. Сопровождением учебного процесса занимается педагог-психолог. В рамках данного направления проводится работа по обучению менеджеров использованию знаний из области психологии.

Диагностико- аналитическая работа предусматривает разработку концептуальных подходов к изучению психологических явлений, аналитическую работу с полученной информацией, адаптацию психодиагностических методик к условиям реальной практики. Кроме того, психолог ищет закономерности в существующих психологических явлениях.

Коррекционно-развивающее направление предполагает целенаправленное воздействие на клиента с целью изменения необходимых свойств и качеств.

Психологическое консультирование — это работа психолога, носящая рекомендательный характер, основанная на совместном выяснении с клиентом причин и недостатков существующих условий.

Психологическое образование направлено на повышение психологической культуры клиентов и реализуется как в контексте повседневной жизни, так и в виде целевых мероприятий.

Повышение профессиональной компетентности — это самостоятельная работа психолога по продвижению к вершинам мастерства.

Для реализации этих направлений практический психолог во всех структурах, где он выполняет свои функции, получает нормативно закрепленный статус. Государственный комитет по народному образованию определил, что статус психолога в образовательных учреждениях утверждается областным городским или районным центром психологической службы на соответствующей должности, в которой четко сформулированы задачи, права и обязанности практических психологов.

Практика показывает, что наиболее продуктивно реализовывают свои функции те психологи, которые уделяют должное внимание организации своего рабочего места. Под рабочим местом понимается сбалансированный набор функций его деятельности, обеспеченный средствами для их выполнения, возлагающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права.

Примерное материальное обеспечение рабочего места психолога включает такие обязательные компоненты, как:

  • Кабинет с сейфом для хранения материалов.
  • Комната психологической разгрузки (для релаксации, снятия стресса, индивидуальной и групповой работы, для телефона доверия)
  • Материальная база психотерапевтического воздействия (аудиотехника, аудиокассеты, специальная система освещения).
  • Материальная база психодиагностики (канцелярские товары, специальные методики, специальные бланки, персональный компьютер).

Важная перспективная задача психологии — объединить все науки о духе, выполнить по отношению к ним методологические функции.

Педагогическая деятельность в области психологии представлена ​​не только преподаванием психологии, но и реализацией возможностей психологии (как практически ориентированного знания) в образовательной сфере. Важность психологических знаний в образовательной сфере объясняется тем, что они помогают выбрать наиболее подходящий метод педагогического воздействия, создать оптимальные психологические условия для полноценного умственного и личностного развития студентов.

Психологическая практика связана с выполнением следующих социальных функций:

  • повышение психологической культуры людей и общества в целом;
  • гуманизация социальных институтов (социальной системы), экономики, политики, межличностных отношений, всех видов деятельности;
  • улучшение условий жизни и деятельности людей, включая технологии, инструменты;
  • оказание непосредственной практической помощи людям, испытывающим психологические трудности и проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности.

На сегодняшний день существует два основных подхода к пониманию сущности психологической практики, ее теоретических и методологических особенностей. Первый подход интерпретирует психологическую практику как психологическую поддержку функционирования индивидов в различных сферах (спорт, промышленность, образование и т. д.). Второй подход рассматривает психологическую практику как отдельное направление деятельности практических психологов.

Появление психологической практики привело к качественному изменению самой психологической теории. В его составе активно формируется психотехническая теория, основными отличительными чертами которой считают специалисты ( Ф.Е. Василюк ):

  • практичность как выражение ориентации теории не на внешний для исследователя объект, а на работу с объектом;
  • ценностная ориентация на критерии истины, добра, красоты, святости, пользы в отличие от критериев объективности, характерных для академической психологии;
  • целенаправленность, сосредоточение внимания на практикующем психологе как на его внутреннем характере и значении для его внутреннего опыта;
  • субъективность познания, обусловленная интересом всех участников психотехнической практики (как психолога, так и клиентов) к качеству процесса и результатам их деятельности;
  • гибкость и разнообразие используемых методических инструментов, обеспечивающих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как клиента, так и психолога;
  • личностный характер знаний, полученных в результате взаимодействия, как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а о том, что присутствует во мне или в том, что я присутствую.

Те теоретические аспекты различных психологических наук, которые могут быть использованы для помощи конкретным людям, а также положения психотехнической теории составляют контур развития практической психологии.

Практическая психология — это раздел психологии, предметом которого является психологическая помощь, то есть практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека с его проблемами, запросами, потребностями и т. д.

Основные черты практической психологии показывают главное отличие психотехнической теории от традиционных психологических знаний. Он состоит в том, что предметом практической психологии является метод, формирующий и создающий пространство психотехнической работы с объектом. Это метод, который выступает центральным звеном в системе взаимодействия психолога-практика и клиента. И в зависимости от того, что и как он делает, формируется понимание того, что и почему в данный момент происходит в психике клиента и психолога. В результате психотехническая теория обогащается обобщениями особого рода, которые уже по своему происхождению являются универсальными способами совместной деятельности по преодолению психологических трудностей.

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, влияющие на нее.

Психическая реальность — это реально существующее психическое, субъективное отражение; явления психики, сознания.

Более того, если в академической психологии ментальная реальность как бы разделена на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках определенных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то в психологической практике человек предстает целостно, в единстве своей специфики. процессы, качества, способности. Поэтому практикующий психолог вынужден использовать сочетание различных методов, разработанных в разных школах и областях психотерапевтической практики.

Особенностью деятельности практического психолога является то, что он воздействует на внутренний мир человека, исходя из этических соображений и признания ценности его личности. Однако этот эффект носит косвенный характер (в отличие, например, от хирургического вмешательства врача). Психолог, используя обобщенные знания о людях в целом, помогает человеку осознать, с одной стороны, свою уникальность, с другой — типичный характер стоящих перед ним проблем. Таким образом, активируется главный мобилизующий фактор предстоящих изменений — психическая реальность данного человека.

Специфика деятельности практических психологов более отчетливо видна при сравнении их с деятельностью ученых-исследователей. Логика деятельности ученого — это логика постоянного поиска в мире идей и концепций ( Б.П. Бархаев ). Сначала он ищет проблемы, еще не замеченные другими, а затем — неизвестные ответы другим. Факты — явления действительности, представленные в свете существующих научных взглядов, выступают для ученого исходным материалом. То, что для агента является основой оценки — феномен и его свойства — для ученого является объектом понимания. Уже на этапе выбора явлений для последующего исследования психолог оказывается в ситуации выбора. Поэтому дальше все имеет значение только в рамках избранного им теоретического подхода. Именно в этом концептуальном пространстве разворачивается вся последующая работа исследователя, который на основе определенной концепции изучения реальных явлений в достаточно большом объеме формирует (уточняет) представления о норме того или иного качества, определяемого ему.

Логика деятельности практикующего психолога — это логика действий, направленная на использование результатов научных исследований в интересах тех, кто обратился к нему за помощью. Это означает, что практикующий работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным типом услуг. Психолог работает с клиентами — лицами, нуждающимися в психологической помощи. Другой отличительной чертой практики является то, что она всегда опирается на норму, установленную в ходе научных исследований (отправную точку для сравнения).

Это норма, которая служит отправной точкой для всех дальнейших действий практикующего психолога. Он позволяет оценить значимость проявления тех или иных факторов в реальной жизни клиента.

Процедура соотнесения нормы с реальным объектом основана, как правило, на комплексном применении психодиагностических приемов. Если отклонения значительны и превышают значение допустимых колебаний нормы (а это также указывает исследователь), то практикующий врач фиксирует наличие такого несоответствия и предлагает клиенту свои услуги по устранению недостатков. Влияние психолога — это определенная процедура регуляции психических состояний. Результат работы практикующего психолога — изменение качественных и количественных показателей трудности, с которой обратился клиент.

Таким образом, разница между психологами-исследователями и психологами-практиками состоит в том, что целью психологов-исследователей является новое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений, а целью практики психологов является выявление и регистрация состояния объект по самым важным параметрам. а также прямое коррекционно-развивающее воздействие на объект с учетом выявленных закономерностей и известных норм.

Негатив в социальных сетях

Социальные сети — это возможность общения с аудиторией и увеличение медийности. Однако из этого может вытекать и другая психологическая проблема, связанная с негативом в социальных сетях. Каждый начинающий или опытный спортсмен тяжело переживает даже самое маленькое поражение, а когда об этом пишут СМИ или в роли критиков выступают незнакомые люди в комментариях, становится особенно трудно. Важно научиться не обращать внимание на «диванных экспертов», стараться воспринимать только позитив, который посылают поклонники, и дарить его в ответ.

Социальные сети заставляют нас подсознательно сравнивать себя с другими. Так мы сталкиваемся с неким «зеркальным» эффектом — хочется такую же обувь, как у кого-то, смартфон, автомобиль и так далее. При правильной работе над собой именно мы можем быть хорошим и позитивным примером — а спортсмен, в первую очередь, должен быть примером для своих последователей и подписчиков. «Я хочу бежать, плыть, как он/она! Хочу добиться всего, чего добились эти спортсмены!» — вот такая мотивация положительно влияет на людей, которые следят за тем или иным атлетом в соцсетях. Таким образом, идёт взаимный обмен позитивом и полезными действиями.


Фото: Justin Setterfield/Getty Images

Каждому спортсмену — и не только — стоит помнить, что абсолютно любой страх можно повернуть в свою пользу. Не стоит ждать, пока фобия «закончит» вашу карьеру. Преодолеть такие барьеры спортсменам часто помогают спортивные психологи — они как члены команды или самые преданные болельщики всегда будут на вашей стороне. Совместная проработка страхов и постановка новых задач и целей — отличная мотивация для роста.

Вариационная хронорефлексометрия

Методика предназначена для диагностики функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) человека и прогнозирования его работоспособности на основе показателей вариационной хронорефлексометрии — динамических характеристик времени простой зрительно-моторной реакции. Разработана и запатентована Маргаритой Павловной Мороз, доктором биологических наук, старшим научным сотрудником Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Апробация методики проведена в ВМА имени С.М. Кирова: результаты сопоставлялись с результатами большого диагностического комплекса, направленного на исследование физиологических, психологических и психофизиологических показателей.

Методика может быть использована для решения задач диагностики, экспертизы, реабилитации и научных исследований, в частности для контроля за процессом спортивных тренировок, оценки психофизиологического состояния, функциональных возможностей, прогноза работоспособности (и, соответственно, утомляемости) спортсменов, а также для оценки функционального состояния при спортивных травмах. Методика реализована в форме компьютерной программы, которая позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора, обработки и хранения диагностических данных. Вся процедура тестирования занимает буквально 5 минут и может проводиться многократно, поскольку не вызывает эффекта тренировки [6].

Сегодня психологи владеют обширным и разнообразным диагностическим инструментарием, позволяющим изучать различные психологические аспекты деятельности спортсменов. Выбор методов и инструментов зависит от множества факторов: вида спорта; непосредственных проблем, встающих перед спортсменом или командой; условий проведения диагностики; личностных особенностей испытуемого, его мотивов, целей и опыта. В данный момент специалисты продолжают активно работать над модификацией существующего психодиагностического инструментария, а также стараются найти новые, более совершенные методы, позволяющие повысить эффективность отбора в спортивные команды, прогнозировать успешность спортсменов и помогать им справляться с трудностями и травмами.

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

СПОРТ ПСИХОЛОГИЯСЫ ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ БІЛІМНІҢ ҚОЛДАНБАЛЫ САЛАСЫ РЕТІНДЕ

Жоспар:

1.Спорт психологиясының психология ғылымына еңуі

2.Шет ел ғалымдарының спорттық психологияны зерттеу жолындағы еңбектері

3. Спорттық психологияның мақсаттары мен міндеттері

Cпорт психологиясы адамның жаттығу және жарыс жағдайындағы психикалық әрекет заңдылықтарын қарастырады. Спорт психологиясы психология ғылымының өте жас қолданбалы саласына жатады. «Спорт психологиясы» түсінігі қазіргі Олимпиада ойындарының негізін қалаған Пьер де Кубертеннің мақалаларында алғаш кездескен. 1913 жылы Пьер де Кубертеннің ұйымдастыруымен Лозаннадағы Халықаралық олимпиадалық комитетте өткен спорт психологиясы бойынша арнайы конгрессте ол жеке сала ретінде бөлініп шықты. Осы конгресстен кейін спорт психологиясының мәселелері қарастырыла бастады. 1920 жыл мен 1940 жылдар аралығында олардың зерттеу жұмыстары Германия, АҚШ және басқа мемлекеттерде белсенді жүрді. Бірақ осы кезде спорт психологиясы мәселелері ғылыми жетілмеді [1].

Спорт психологиясы екінші дүниежүзілік соғыстан кейін қарқынды дами бастады. Себебі бүкіл әлемде спорттық жетістіктер күрт өсті және спорт мәртебесі көтерілді. Бұл әсіресе олимпиада ойындарында және әр түрлі спорт түрлері бойынша әлемдік біріншіліктерде байқалды.

1965 жылы Италиядағы спорттық медицина федерациясының беслменділігімен Римде спорт психологиясы бойынша конгресс ұйымдастырылды. Халықаралық спорт психологиясы қоғамы пайда болды. Осыдан кейін спорт психологиясы халықаралық қолдауға ие болды. Римдегі конгресстен кейін ол: 1968 жылы Вашингтонда, 1973 жылы Мадридте және 1977 жылы Прагада өтті. 1970 жылдан бастап “Международный журнал психологии спорта” атты журнал басылымға шықты [2].

Халықаралық спорт психологиясы қоғамы құрылғаннан кейін спорт психологиясының аймақтық одақтары құрылды. 1967 жылы спорт психологиясының солтүсті америкалық одағы, 1969 жылы спорт психологиясының Еуропалық ассациациасы құрылды. Кейін спорт психологиясының ұлттық ұйымдары Канадада, Жапонияда, Германияда, Англияда, Францияда, Бразилияда, Австралияда, және басқа мемлекеттерде құрылды.

Спорт психологиясы бойынша баяндамалар ХVIII және ХХ Халықаралық психихологиялық конгресстер ұйымдастырылды. 1972 жылы Мюнхендегі Олимпиадалық ғылыми конгресс және 1974 жылы Мәскеуде өткен “Қазіргі заманғы қоғамдағы спорт” атты әлемдік конгресс бағдарламасы жоғары деңгейде өтті [3].

Қазіргі заманда әлемнің көптеген елдерінде спорт психологиясының ғылыми жетілуі жүруде.

Ресей психологиясының тарихында физикалық тәрбиелеу және спорт психологиясының пайда болған уақыты деп алғашқы ғылыми жұмыстардың шыққан мерзімін атауға болады. Ең алғашқы психология кафедрасының профессорлары П.А.Рудиктің (“Влияние мускульной работы на процесс реакций”, “Иследование реакции в применении к оснавным вопросам физической культуры”) және Т.Р.Никитиннің (“Значение внушения и подражания в деле физического воспитания”) зерттеулерін атауға болады.

1927 жылы Мәскеуде алғашқы рет, кейін 1930 жылы профессор А.П.Нечаевтің “Психология физической культуры” атты монографиясы қайта басылып шықты. Осы жылы А.Ц.Пунидің шаңғымен жарыс, үстел теннисі бойынша және басқа жарыстардың спортсменнің психикалық аймағына әсерін зерттеуге арналған жұмыстары және Украиналық психоневрологиялық институттың профессоры З.И.Чучмаревтің мектептегі дене шынықтыру сабағының оқушының интеллектуалдық қызметіне әсері және олардың өзінөзі басқара алуы жайлы жұмыстары баспаға шықты. 1930 жылы П.Ф.Лесгафт атындағы институттың психология кафедрасында физикалық тәрбиелеу және спорт психологиясының мәселелері қарастырыла бастады.30шы жылдардың ортасында спорт психологиясы студенттердің психология курсына енгізілді. Алғашқы “Спорт психологиясының” арнайы курс бағдарламасы жасалды.

Соғыс жылдарынан кейін спорт психологиясы өте қарқын дамыды. Осы уақытта ғылыми зерттеулер базасы кеңейді. Оған дене шынықтыру институтының педагогика және психология кафедралары қатысты. Қарастыратын мәселелері де кеңейе түсті. Зерттеу жұмыстарының негізгі бағытына: спортшы және жаттықтырушының тұлға психологиясы, спорттық іс-әрекеттің психологиялық ерекшеліктері, спортта тәрбиелеу және оқытудың психологиялық негізі болып табылды. Сонымен қатар спорттық жарыстың психологиялық аспектілері, спортсменді жарысқа дайындаудың психологиялық негізі, спортсмендердің жарысқа дейінгі, жарыстағы және кейінгі жағдайы мен іс әрекетін реттеуі және өзінөзі реттеуі қарастырылды.

1952 жылы Психология институтында А.Ц.Пуни “Спорт психологиясы” тақырыбына алғашқы докторлық диссертациясын қорғады. Кейін спорт психологиясы бойынша О.А.Черникованың, В.Г.Норакидзенің, С.Ч.Геллерштейннің, Г.М.Гагаеваның, А.В.Родионованың, Н.А.Худадова-ның, А.А.Лалаяның және тағы да басқалардың монографиялары шықты [4]. Спорт психологиясы бойынша еңбек жинақтары басылымға шыға бастады.

Физикалық тәрбиелеу және спорт психологиясы психологиялық ғылымның арнайы саласы ретінде психологиядан Бүкілодақтық кеңестер бағдарламасына, кейін КСРО психологтар қоғамының Бүкілодақтық съезінің бағдарламасына енді. Физикалық тәрбие және спорт психологиясының соғыстан кейінгі дамуы оның практикаға жақындауымен мінезделеді. 1948 жылы дене шынықтыру және спорт комитетінің ғылымиәдістемелік кеңесінде спорт психологиясы бойынша комиссия құрылды. Ол кеңестік спорт психологтарының басын қосқан орган болды. 1987 жылының мамыр айында КСРОда алғашқы спорт психологиясының Федерациясы құрылды.

Қазіргі таңда спорт психологиясын зерттеуге деген зор қызығушылықтар туындауда. Спорт психологиясының негізгі мақсаты  спортсмендерде және спорттық шеберлік және сапалық командаларында жарыстарға қатысу үшін қажет психологиялық заңдылықтардың қалыптасуын анықтау, сонымен қатар психологиялық негізделген жаттығу әдістері мен жарысқа дайындықты өндеу болып табылады. Бұл мақсатқа жету үшін келесі міндеттерді шешу керек:

) Спорттық іс әрекеттің спортсмен психикасына әсерін зерттеу.

— жарыстың психологиялық талдауы;

— жарыстың спортсменге әсер етуінің сипатын анықтау;

— жарыстың спортсменнің психикасына қоятын талаптарын анықтау;

— жарысты сәтті өткізу үшін қажетті адамгершілік, еріктік және басқа психологиялық сапалардың жиынтығын анықтау;

— жаттықтыру әрекеті жағдайына психологиялық анализ жасау;

2) Спорттық жаттығулардың тиімділігін арттыру үшін психологиялық жағдайларды жетілдіру. Спорт психологиясы спорттық шеберліктің жетілуінің механизмдері мен заңдылықтарын қарастырады.

Бұның бәрі психологтан келесі жағдайларды талап етеді:

а) спорттық жаттығулардың әдістәсілдерін психологиялық негіздеу;

б) психикалық функцияны дамыту арқылы және жаттығудың аппараттық әдісін жасау арқылы спортсмен ағзасының барлық мүмкіндіктерін максималды қолдана алу үшін жолдарды қарастыру;

в) спорттың жеке түрлерін психологиялық сипаттау әдісін, әлеуметтік құрылым және спорттық команданың психологиялық ахуалын, спорттық мүмкіндіктерді психодиогностикалау әдісін өңдеу;

г) жаттығу жағдайында жарыстық жағдайды ғылыми негізделген модельдеу әдісін өңдеу.

3) Спортсмендердің жарыс алдыңдағы дайындықтарының психологиялық негізін жетілдіру [5].

Қазіргі уақытта спортсменнің жарыс алдыңдағы дайындығының мазмұны мен сипаты түбірімен өзгерген. Жарысты сәтті өткізу үшін физикалық және тактикалық дайындықтың жоғары деңгейде болуы жеткілікті емес. Қозғалыс, сенсомоторлы дағдылармен қоса интеллектуалды дағдылар және топтық әрекет дағдыларының маңыздылығы артуда.

Сондықтан жарыс алдындағы дайындықта әр түрлі психикалық процесстер мен қалыптар үлкен мәнге ие болуда. Сондай – ақ психихологиялық факторлар мен жарысқа қатысу үшін спортсменді психологиялық дайындаудың рөлі өсуде. Мұндай дайындықтың әдіс – тәсілдері өңдеу – спорт психологиясының негізгі қызметінің бірі. Бұл қызметті жүзеге асыру үшін мыналарды іске асыру қажет:

а) жарыс жағдайында психика қызметінің заңдылықтарын зерттеу және жарыстық әрекеттің тұрақтылығы мен сенімділігін арттыратын әдістерді өндеу;

б) жарыс алдындағы және жарыс жағдайында пайда болатын психикалық қалыпты зерттеу;

в) психопрофилактиканы дамыту, спортсменді шынықтырудың психо-логиялық жолдарын, әдістерін және тәсілдерін қалыптастыру және психологиялық жарақатқа төзімділігін арттыру.

Спорт психологиясының пәні- әр түрлі спорттық әрекеттің және спортсмен тұлғасының психологиялық ерекшеліктері. Қазіргі заманғы қоғамда спорт үлкен орын алады. Ол адамның жанжақты физикалық дамуын ғана қамтамасыз етпейді, сонымен қатар, онда моральдіеріктік қасиеттерді тәрбиелейді.

Спорт түрлері алуан, бірақ оның бәрі спорттық жарыстарда және жүйелік жаттығуларда қатысуды талап етеді. Спорттық жаттығулардың тиімді әдістерін өңдеу үшін біріншіден, спорттық әрекетке тән заңдылықтар мен ерекшеліктерді, екіншіден, осы әрекеттің субъектісі ретінде спортсмен тұлғасын зерттеу керек. Басқа ғылымдар сияқты спорт психологиясы спорттық әрекеттің маңызды жақтарына талдау береді және көптеген мәселелерін шешуге көмектеседі.

Спорт психологиясы  спорттық әрекет жағдайында адамның психикасының заңдылықтарын, дамуын, көрінісін зерттейтін психологиялық ғылым саласы. Спорттық әрекеттің адамның басқа әрекеттерінен қандай айырмашылығы бар? Спорт спецификасы  жарыстарда жеңіске жету мақсатымен өзін күнделікті физикалық және психикалық жүктемеге салуға мүмкініндік беретін жоғары мотивацияда, осы мотивация арқасында спорт адамның мүмкіндіктерінің табиғи лабораториясына айналды. Спорт психологиясы жарыс және жаттығу жағдайындағы ұжым және жеке адамның психикалық әрекетінің заңдылықтарын зерттейді.

Спорт психологиясы еңбек психологиясы, ойын психологиясы, педагогикалық психология сияқты адам әрекетінің нақты түрлерінің негізін зерттейтін психология бағыттарының бірі. Ғылымдар жүйесіндегі спорт психологиясының орны екі сипатпен анықталады: психологиялық ғылымдар саласы ретіндегі орны және спорт жайлы ғылымдар жүйесіндегі орнымен.

Психология саласы ретінде спорт психологиясы жаратылыстану, философия, әлеуметтік ғылыми дисциплиналар жүйесінде ортаңғы орынға ие. Жаратылыстану ғылымдары бағытында спорт психологиясы физиологиямен, психофизиологиямен, медицинамен, биологиямен, математикамен, физикамен тығыз байланысты. Әлеуметтік бағытта спорт психологиясы педагогикамен, әлеуметтанумен, мәдениеттанумен тығыз байланысты.

Спорт психологиясы спорт жайлы ғылымдар ретінде физикалық тәрбиелеу теориясы мен методикасымен, спорт гигиенасымен, спорт медицинасымен, спорт биомеханикасымен, кинезиологиямен, спорт метрологиясымен тығыз байланысты. Сонымен қатар спорт психологиясы математиканың, статистиканың, кибернетиканың, электрониканың, модельдеудің әдіс–тәсілдерін қолданады. Спорт әлеуметтік құбылыс сияқты және адам әрекетінің ерекше түрі ретінде көптеген ғылымдардың зерттеу объектісі болып табылады. Олардың барлығы, сонымен қатар психология спорттық әрекетті өзінің негізгі міндеттері, өзінің әдіснамалық ұстанымын зерттейді. Адам әрекетінің, сонымен қатар, спорттың кез келген міндетіне психологиялық компонентке тән, сондықтан психика жұмысын нәтижелі ететін психология. Спорттың әр түрі жарысты сәтті өткізу үшін физикалық және психикалық қасиеттердің белгілі бір қалпын талап етеді, бүгін спортсменнің физикалық дайындығы жоғары деңгейде болғандықтан, жарыста жеңу үшін шешуші фактор психологиялық дайындық болып табылады. Болашақ чемпиондарды табуға көмектесу, қажетті психикалық қалыптың дамуының алғы шарттарын анықтау – спорт психологиясының міндеті болып табылады. Қорытындылай келе спорт психологиясы бүгінгі таңда жан жақты зерттеуді қажет ететін ғылымдардың бірі болып қала бермек.

Тақырыпқа глоссарий

дене жүктемелеріне төтеп беруді оқыту — машықтандыру құралдарын және дене шынықтырумен шұғылданатындардың дамуындағы бақылаудың физиологиялық әдістерін қолдану бойынша дағдыларды қалыптастыру;

Адам құқықтары – белгілі бір игілік алуды, өмір сүруді қамтамасыз ететін адамдар мен мемлекет арасындағы ережелердің өзара қатынастары, кепілдіктері.

Азаматтық қоғам – жеке тұлғаның емін-еркін дамуын қамтамасыз ететін қоғамның күйі. Азаматтық қоғамның құрамына адамдардың өздері тудырған қауымдастықтар (қоғамдық, кәсіби, шығармашылық ұйымдар, ассоциациялар және т.б.) азаматтардың өндірістік және жеке өмірі, әдет-ғұрыптары, салттары кіреді. Бұл қоғамда мемлекеттің жеке адам өміріне араласуына шек қойылады. Онда адамның халықаралық дәрежеде танылған ережелерге сай құқықтары сақталады.

Адамды қалыптастыру процесі – біздің қоғамымыздың осы міндетті шешу үшін жасаған барлық жағдайлардың бірлігімен анықталады;

Біліктілік – бітірушінің білімі туралы құжатында көрсетілген кәсіптік қызметті орындауға немесе білімін жалғастыруға деген кәсіби даярлығының түрі мен дәрежесі.

Дағды – бұл қайта-қайта орындалатын практикалық әрекеттерге машықтандыру.

Жеке адамның дамуы – бұл ішкі және сыртқы факторлардың ықпалымен жеке адамның қалыптасып жетілу процесі. Жеке адамның қалыптасуында өзін-өзі тәрбиелеудің маңызы зор.

Жеке тұлға – адамның анатомиялық-физиологиялық пісіп-жетілуі, оның жүйке және психикалық жүйесінің жетілуі, сонымен бірге танымдық және шығармашылық іс-әрекетті, дүниетанымдық, қоғамдық-саяси көзқарастарды, наным-сенімдерді байытудағы сандық және сапалық өзгерістердің өзара байланысу процесі.

Жеке тұлға даралығы – индивид тұлғасының және психологиялық өзіндік ерекшелігі, қайталанбастығы, оның темпераментінен, мінез-құлықтарынан, интеллектуалдық саласынан, қабілеттерінен көрініс береді.

Қабылдау – адамға тікелей әсер ететін заттардың, құбылыстардың адам санасында бейнелеу процесі.

Конференция – кейбір тақырыптарды тереңірек меңгерту, ғылыми дәрежесін көтеру мақсатын көздейді.

Қозғаушы күш деп қойылатын талаптар мен оларды орындауда оқушылардың мүмкіншіліктері арасындағы қайшылықтарды айтады.

Қосымша білім беру – азаматтардың, қоғам мен мемлекеттің білімге деген қажеттерін жан-жақты қанағаттандыру мақсатымен барлық деңгейдегі қосымша білім беру бағдарламаларының негізінде жүзеге асырылатын тәрбиелеу мен оқыту процесі.

Сендіру – бір адамның екінші адамға немесе ұжымға әсері ырықты немесе ырықсыз түрде іске асады.

Сынақ – жоғары сынып оқушыларына енгізудегі мақсат – бағдарламадағы теориялық білімдерді күшейту, бекіту және оқыту процесінде оқушылардың жоғары белсенділігін, жауапкершілігін, дербестігін орнықтыру.

Психокоррекция психологиялық әсердің арнайы құралдарының көмегімен адамның мінез құлқының немесе психологиялық дамуында кемшіліктерді жоюға бағытталған шаралар.

Психопрофилактика — это система мероприятий, цель которых — изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение.

Психодиагностика (психо… және гр. diagnostikos — айырып тануға қабілетті) — адамның психикалық қасиеті мен күйін ғылыми дәлелді тәсілдер арқылы сандық сипатта бағалайтын және нақты сапалық тұрғыдан талдайтын,сөйтіп адам психологиясының көрінісі туралы дұрыс болжамдық мәлімет беретін ізденіс аумағы.

Жеке адамның қалыптасуы — күрделі, ағзаның өсуі мен жетілуін, стихиялы әсерлерді, мақсатты, ұйымдасқан тәрбиені қамтитын қарама-қайшылықты процесс.

Жеке адамның қалыптасуы өмірге келген сәтінен басталады, жеткіншек және жасөспірім шақта жедел жүреді, ересек шақта өзінің біршама аяқталу кезеңіне жетеді.

Мораль (латын moralіs – әдет-ғұрып) – адамдар мен әлеуметтік бірлестіктер арасындағы қарым-қатынастарды реттейтін қағида; адамның мінез-құлқын реттеу қызметтерін атқаратын әлеуметтік институт. Мораль әлеуметтік шындықтың этикалық сапаларын (ізеттілік, мейірбандық, әділеттілік, мінез-құлық, әдет-ғұрып, т.б.) бейнелейтін қоғамдық сананың ерекше нысанына жатады. Моральдың бірқатар ерекшеліктері бар:

Моральдық ережелер мен талаптар қоғамның ғасырлар бойы қалыптасқан құндылық негізін құрайды және жалпылама сипатта болады;

Моральдық қағидалар мен сезімдер нормативті, міндетті, тиісті болып табылады;

Мораль әлеуметтік мұраттың бір түріне жатады, ол күнделікті тұрмыс қалыптарынан жоғары қойылады;

Мораль мемлекеттік күшпен танылмайды, ол адамның еркіндігі аясымен байланысты.

Әдебиеттер:

1.Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.: ACADEMIA, 2004.

2.Попов А.Л. Спортивная психология / Учебное пособие для физкультурных вузов. – М.: «Флинта», 2000.

3.Кретти Дж. Б. Психология в современном спорте. – М.: ФиС, 1988.

4.Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС, 1976.

5.Бабушкин Г.Д. Проблема психологического обеспечения подготовки спортсменов // Психология и педагогика в средней и высшей школе. – 2007. №2.

5. Выготский Л.С. Собр.сочинений в 6 томах. М., 1986.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1996.

7..Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., 1984.

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. М., 1988.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1980.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 2000

12. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М., 1997.

13. СабироваР.Ш., Жансерикова Д.А., Смагұлова С.А. Дене мәдениеті және спорт психологиясы.- Қарағанды «САНАТ-ПОЛИГРАФИЯ», 2005.

14. Жалпы психология. В.В.Богословский, А.Г.Ковалев т.б. редакциясымен. А., 1980

15. Жарықбаев Қ. Психология. А., 1993.

16. Жарықбаев Қ.Б. Жан тану негіздері Алматы.,2002.

17. Жарықбаев Қ. Қазақ тәлім-тәрбиесі А., 1995

18. Жұмабаев М. Педагогика А., 1992

19. Зинченко Т.П.Память в экспериментальной о когнитивной психологии — СП.,2002

20. Итбаев Н.И. Жалпы психология. Ақмола, 1992.

21. Изард К. Психология эмоций (перевод с английского). — СПб., 2000

22. Крайг Г. Психология развития (перевод с английского). — СПб., 2000

23. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985

24. Крутецкий В.А. Психология. — М., 1986

25. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. — М., 1996

26. Коломинский Я.Я. Человек: психология. — М., 1986

27. Кан-Калик В.А. Грамматика общения М.,1995

28. Құдайқұлов М.Ә. Қабілеттілік, дағды, шеберлік. А., 1986

29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981

30. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М., 1975

31. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту: ТТУ,1974

32. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М.,1981

33. Мирза Н.В.,Румянцева Л.Е. Основы профессионально- педагогического общения. Караганда, 2003

34. Немов Р.С. Психология. СС в 3-х томах. Т. 1. — М., 1995

35. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986

36. Популярная психология. Хрестоматия./Сост. Мироненко В.В. – М., 1990

37. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.,1995

38. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред А.А. Крылова. — СПб., 2000

39. Психологический словарь. — М., 1990

40. Психологиядан тестер жинағы А., 1991

41. Практикум по общей и экспериментальной психологии. / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.А. Ганзен и др. — Л., 1987

42. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общие образовательных учреждений. — Ростов ., 1998. — 544 с.

43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000

44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов — на — Дону, 1996

45. Сәбет Бап-Баба Жалпы психология Алматы., 2003

46. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995

47. Столяренко И.С. Психология управления и делового общения СП., 2001

48. Тәжібаев Т. Психология. А., 1996

49. Темірбеков А. , Балаубаев С.П. Психология А., 1966

50. Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987

51. Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1968.

52. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976

53. Ярошевский М.П. История психологии. — М., 1997

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Еуразия гуманитарлық институты

Баяндама

Тақырыбы: СПОРТ ПСИХОЛОГИЯСЫ ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ БІЛІМНІҢ ҚОЛДАНБАЛЫ САЛАСЫ РЕТІНДЕ

Дайындаған : Аймагамбетова Мадина

Группа: ППСК-1-3

Астана 2013 жыл

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]