Консультирование
Показатели одаренности ребенка: шпаргалка для педагогов
Татьяна Васильева
доцент БФУ им. Э. Канта, г. Калининград
Одна из задач педагога-психолога в работе с одаренными детьми — создать условия, которые помогут достичь высоких результатов в той деятельности, которая им интересна. Не менее важно рассказать педагогам об особенностях этих детей, дать рекомендации, какие умения и способности необходимо развивать у одаренного ребенка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, благодаря которому человек достигает более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.
Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными). Одаренность может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных — интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических — способностей. |
Уровни детской одаренности
Одаренность развивается поэтапно и проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме.
Выделяют следующие уровни развития одаренности:
1) психический процесс
, который:
· дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;
· обусловливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;
· развивается в одаренность, если созданы благоприятные условия;
2) психическое состояние
, которое:
· возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становится ярким;
· стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания;
3) личностная черта
, свойства, которые:
· превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;
· стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.
Одаренность — это уникальное системное качество конкретного ребенка, природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов.
Методы диагностики потенциала человека
Основные методы диагностики одаренности применяются педагогами и педагогами-психологами на очном приеме. Работают специалисты взрослого и детского профилей соответственно.
Вне зависимости от возраста, необходимо установление базовых факторов:
- выявление поведенческой составляющей, определение типов личности;
- основные склонности человека, его интересы и определение перспектив, целей, желаний в будущем (у детей это наиболее показательный момент, поскольку исходя из цепочки рассуждений, можно сделать выводы относительно некоторых свойств личности и характера);
- интеллектуальные способности в разных вариациях;
- креативность;
- волевые признаки.
Все это устанавливается посредством дифференцированных и комплексных тестов на одаренность и разные ее аспекты. Рассмотрим основные методы диагностики.
Тест Векслера
В вариации в зависимости от возраста. Определяет базовые интеллектуальные способности человека. Применяется наиболее часто. Он куда точнее стандартного теста IQ за счет более вариативного подхода, широкого комплекса вопросов и их выборки. Но одного его недостаточно.
Тест по шкале Торренса
Стандартный способ проверки креативности и творческого мышления. Предполагает использование стимулирующего графического материала для работы под контролем психолога. Незаконченные фигуры, прямые линии и прочие. Задача заключается в самостоятельном дополнении представленных материалов. Интерпретация проводится специалистом. По результатам выставляется конечный балл, который как раз и конкретизируется как тот или иной уровень креативности. Это подвижный показатель, его можно изменить посредством тренировки креативного мышления и подхода.
Задача психолога на этом этапе — проверить текущий уровень способностей и определиться с возможной программой развития. Она составляется индивидуально, с упором на основные аспекты, необходимые в конкретной ситуации.
Тест Стенфорд-Бине
Использует еще одну методику исследования интеллекта. Преимущественно проводится при анализе способностей детей и подростков, при поступлении в школу, ВУЗы. Активно применяется в странах Европы и США для исследования умственного потенциала ребенка и текущих особенностей его интеллектуального склада. Представляет собой стандартный опросник, во многом схожий с исследованием по Айзенку, с некоторыми отклонениями. Дает довольно точные результаты. Интерпретация проводится в системе с прочими исследованиями.
Исследование феноменов Пиаже
Задачи Пиаже позволяют с ранних лет определить степень интеллектуального, творческого потенциала, исследовать степень одаренности. Применяется наиболее активно в работе с людьми младшего возраста.
Матрицы Равенна
Графическая методика исследования интеллектуального потенциала и способности к аналитическому, пространственному мышлению. Используются не только для выявления одаренности, но и при проверке профпригодности в определенных местах. Методика предельно простая, но результаты обладают высокой информативностью.
Тест Слоссена
Очередная модификация исследования умственных способностей.
Тесты преимущественно проверяют именно когнитивную, мнестическую составляющую. Что касается творческого компонента, тут все куда сложнее. Оценка проводится в динамике, определяется условным анамнезом.
В обязательном порядке психолог проводит серию личностных тестов. В том числе исследование акцентуации характера по Леонгарду и прочие, чтобы определить особенности характера. Не обходится и без устной беседы, направленной на выявление важных факторов: логики, нестандартности мышления, реакций на различные раздражители.
Диагностика требует определенного времени. Обычно выводы с первого сеанса делать рано. Необходимо наблюдение на протяжении нескольких раз.
Особенности образовательной среды для развития одаренности
Дети с процессуальным уровнем развития одаренности
нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством раскрытия и развития природных задатков. Ее черты:
· ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;
· максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.);
· способность вызывать любопытство, а далее — интерес.
Каждому ребенку в такой образовательной среде взрослые (педагоги, родители) предоставляют возможности и создают условия для того, чтобы попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в образовательном процессе, кружках, школах искусств и т. д.).
Дети с одаренностью на уровне психического состояния
нуждаются в типе образовательной среды, которая служила бы средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта. Такая среда должна:
· способствовать обучению операционной деятельности;
· быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;
· поддерживать развитие творческого мышления;
· способствовать «проживанию состояния успеха».
Дети с личностным уровнем одаренности
нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством личностного становления и самоутверждения. Ее черты: напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям. Она должна:
· удовлетворять потребность ребенка выполнять интересующую его деятельность (формы работы — от индивидуальной до специальных групп и специальных школ);
· быть средством личностного становления и самоутверждения;
· обеспечивать условия для участия в состязаниях, конкурсах, олимпиадах и т. п.
Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен деятельностью, чтобы имел возможность реализовать свои личные устремления.
Педагоги, работая с одаренными детьми, должны создать условия, которые максимально способствовали бы проявлению одаренности как становящегося системного качества, раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.
Показатели одаренности ребенка
Показатели одаренности условно можно распределить на пять сфер: интеллектуальная, творчество, общение и лидерство, художественная деятельность, двигательная.
1. Интеллектуальная сфера
Показатели:
наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).
Сфера академических достижений:
· чтение
— ребенок выбирает чтение своим частым занятием; демонстрирует богатый словарный запас; зачатки навыка произвольного владения речью; чувствительность к синтаксической структуре речи; желает продемонстрировать умение читать; сохраняет внимание при чтении;
· математика
— ребенок проявляет интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов; способность легко разобраться в измерении времени, денег; чувствительность к составу числа;
· естествознание
— ребенок проявляет внимание к предметам, явлениям мира; интерес к любопытным фактам, явлениям природы, к происхождению предметов и явлений.
2. Творчество Показатели: пытливость; любознательность; способность «с головой уходить» в занятие; высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством); стремление делать по-своему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности. 3. Общение и лидерство Показатели: ребенок легко приспосабливается к новым условиям; его предпочитают выбирать в качестве партнера по играм другие дети; в общении он сохраняет уверенность в себе; легко обращается к взрослым; может принять на себя ответственность. 4. Художественная деятельность Дошкольник может проявить себя в изобразительном искусстве и в музыке. Показатели: · изобразительное искусство — ребенок демонстрирует интерес к визуальной информации; в деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т. д.; получает удовольствие от этих занятий; использует оригинальные средства выразительности; уделяет внимание деталям; · музыка — ребенок проявляет интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки; легко воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам. 5. Двигательная сфера Показатели: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; хорошая зрительно-моторная координация; любовь к движениям; широкий диапазон движений; ребенок хорошо удерживает равновесие; хорошо владеет темпом; демонстрирует высокий уровень освоения двигательных навыков. |
Все ли люди склонны к той или иной деятельности? Что влияет на перспективы развития и прогресса?
В той или иной мере — да. Все люди. Ответ на вопрос положительный. Далее, перспективы формирования личности по тому или иному типу, раскрытие заложенного потенциала, все это определяется группой факторов.
Социальная среда
Играет едва ли не основную роль в жизни детей. Все зависит от того, какую модель воспитания применяют родители. При императивной модели, когда превалирует приказной характер отношений и строгая вертикаль в определении поведения ребенка, постепенно утрачивается инициатива. Человек становится податливым, вялым, не готов бороться с трудностями. Отличается повышенной конформностью, соглашательством, действием по типу «как все». Это создает большие проблемы с точки зрения реализации и может быстро поставить крест на самом талантливом человеке. При превалировании партнерской или свободной модели, потенциал раскрывается наиболее полно. Это наиболее верная модель поведения, не угнетающая личность и не предполагающая применение насилия в разных его видах.
Склонность к самостоятельному познанию
Определяется опять же моделью воспитания. Но при достаточной развитости, возможно самостоятельное дальнейшее существование качества, несмотря на жесткие императивные методы родителей. В процессе формирования необходимых свойств личности ребенок оказывается способен самостоятельно анализировать и мыслить. Это основной способ добиться раскрытия потенциала. Особенно, если речь идет об интеллектуальных и академических формах.
Сенситивность
Повышенная чувствительность к окружающим раздражителям. В частности, речь идет о сочетании хорошей памяти, способности воспроизводить факты и явления, быстро усваивать новую информацию, учиться и прогрессировать даже без помощи со стороны. Хотя и в более медленных темпах. Развитие одаренности в этом контексте быстрее идет под контролем наставников.
Физические аспекты
В данном случае имеет место состояние здоровья. Некоторые заболевания изначально ставят в невыгодное положение: плохое зрение, недостаточная острота слуха и прочие. Они осложняют развитие навыков и необходимых способностей. Порой вовсе ставят крест на возможности реализации в определенной сфере. Этот вопрос нужно рассматривать на месте, по ситуации.
Тип личности, определяющий и тип поведения
Темперамент, склонность к социальным контактам, прочие факторы. Они налагают определенный отпечаток на скорость прогресса и раскрытия задатков.
Большая роль отводится наследственному фактору
По наследству передаются многие факторы, в том числе некоторые особенности поведения, интеллектуальный потенциал.