Начало изучения гендерной психологии
Собственно, гендерная психология берет начало в 70-х гг. XX века. На ее формирование оказало влияние немало факторов, в том числе и феминистское движение. Тем не менее, до сих пор среди ученых нет единой концепции по поводу этой области науки. Также и история гендерной психологии излагается специалистами совершенно по-разному, что часто приводит скорее к путанице, нежели к прояснению вопроса.
Основная проблема заключается в самом истолковании термина «гендерная». Некоторые под ней понимают сугубо феминистскую психологию. Вторые – просто женскую. А третьи определяют гендерные исследования, как науку о психологических различиях полов.
Другая сторона вопроса состоит в том, что комплекс гендерных исследований одновременно стал проводиться в разных науках людьми разных специальностей. Поэтому при изучении собственно половой психологии и ее истории невозможно пройти мимо ряда философов, социологов, этнографов, а также общественных деятелей.
Традиционная семья и половые роли
Большинство современных семей придерживаются традиционной модели, в которой мужчина занимается финансовым обеспечением семьи, а женщина — воспитанием детей. Такая модель семьи приводит к социальной изоляции женщин, невозможности нормальной самореализации, дискриминации, созданию предпосылок для семейного насилия.
Современные психологи полагают, что традиционная модель семьи является устаревшей и в скором времени будет преобразована в более актуальную. Они представляют различные модели семьи, в которых обязанности «добытчика» и «домохозяйки» делятся поровну, становятся сменными, полностью исключаются. Это позволит эффективнее распределять личное время мужа и жены, позволить им реализоваться как профессионалам и родителям.
Этапы истории гендерной психологии
Чаще всего психология гендерных различий разбивается на пять последовательных временных этапов. В общем своем виде они выглядят следующим образом:
1. Исследование проблем, соответствующих области гендерной психологии, философами. Начало этого периода уходит в античность, а конец приходится на XIX век. Как видно, это самый продолжительный этап, имеющий довольно обширную внутреннюю периодизацию.
2. С конца XIX века до начала века XX происходит обозначение предмета и общее формирование основных разделов гендерных исследований.
3. Третий период связывается с Фрейдом, отчего он также носит название фрейдовского. Ведущая роль в нем отводится развитию идей психоанализа в их связи с общей канвой гендерных исследований. Временные пороги этого этапа можно обозначить, как начало – 30-х годов XX века.
4. Далее следует эпоха практических экспериментов и, как следствие, происходит накопление теоретической базы. Этот период продолжается до 1980-х годов.
5. Пятый, заключительный период, продолжающийся по сей день, выводит гендерные исследования в психологии на новый уровень. Наблюдается активный рост заинтересованных исследователей, увеличивается число экспериментов. Происходит стремительное накопление материала, что обеспечивает благоприятную базу для дальнейшего изучения предмета.
Период философов. Платон
Согласно общепринятому мнению, гендерная психология своим появлением во многом обязана Платону. Так, он впервые заострил внимания на гендерной проблеме отношений полов. Платон в ряде своих произведений развивает учение об их взаимодополняемости и вводит термин андрогина – существа, соединяющего в себе мужские и женские признаки. Он первый высказывает мысль о том, что полы в своих отношениях равноправны. Женщины в платоновской теории идеального общества могут участвовать вместе с мужчинами во всех социальных делах, а также быть воинами, философами. Потомство же они воспитывают наравне с мужьями.
Гендерные стереотипы в современном обществе
За долгое время существования людей в общественном сознании сложились и прочно укрепились нормативные образцы поведения и особенностей маскулинного и феминного характера. Это так называемые гендерные стереотипы, проявляющиеся во всех сферах человеческой жизни: в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а также в самосознании индивида. Являясь достаточно устойчивыми, они определяют:
- Межполовой статус и доминирующие роли (мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага; он – умный, она – красивая).
- Гендерные черты личности и поведения (маскулинные – активность, уверенность, доминантность, эгоцентризм, рациональность, агрессивность и т. д.; феминные – пассивность, зависимость, тревожность, эмоциональность, заботливость и др.).
- Представления о семейных и профессиональных ролях (женщина – домохозяйка, мать, исполнитель труда; мужчина – труженик, общественник, организатор, руководитель).
Люди, живущие в определённом обществе, сопоставляют себя с присущими ему стереотипами. Кто-то пытается как можно точнее соответствовать этим образцам, что основано на механизме долженствования. Другие же предпочитают противопоставлять своё поведение принятым нормам.
К положительным моментам использования стереотипов относится то, что с их помощью проще классифицировать людей и стандартизировать их модели поведения. Но, по сути, неосознанное следование гендерной стереотипизации приводит к негативным результатам:
- ограничивает самореализацию и самовыражение индивида (в особенности женского пола);
- выступает барьером в развитии индивидуальности;
- игнорирует личные интересы;
- формирует зависимость и покорность;
- ухудшает качество жизни.
Можно сделать вывод, что независимость от подобных предрассудков общества даёт личности возможность обрести свободу, духовное здоровье и способность жить полноценной жизнью.
Томас Мор
Теперь перенесемся в эпоху Возрождения, когда веками «законсервированная» христианским догматизмом мысль начала пробуждаться к свободной жизни. Так, например, интересна теория Томаса Мора, описанная им в «Золотой книге». Его образ идеального государства предполагает, что мужчины и женщины трудятся в равной степени над всеми делами без разделения труда на «женскую» и «мужскую» области. В числе прочего сюда входят религиозная деятельность, служба в армии и высшие должности в органах власти.
После Мора гендерные отношения под тем или иным углом зрения рассматривали такие мыслители, как Томмазо Кампанелла и Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и множество других блестящих мыслителей.
Ограничения мужской ролевой модели
Мужская модель включает ряд ограничений, направленных на формирование личности, сочетающей качества, противоположные темы, которые общество определяет как феминные. Предполагается, что мужчина должен:
- обеспечивать семью;
- сдерживать эмоции;
- стремиться к лидерству.
В патриархальном обществе мужчина занимает активную социальную роль, а женщина — пассивную. Получая экономические и социальные преимущества, он в то же время вынужден постоянно утверждать свой статус, сознательно отказываясь от проявления мягких черт характера. Это приводит к развитию различных личностных нарушений, подавлению эмпатии, невозможности создать полноценные отношения.
Второй этап
Следующий за философской рефлексией период развития, который прошла гендерная психология, характеризуется рождением и расцветом движения за освобождение женщины в обществе. Это в равной мере справедливо для США, Англии и Франции. В какой-то степени данное движение затронуло и Российскую Империю. Сам по себе этот процесс, конечно, мало соотносился с учеными изысканиями, а потому не является частью истории гендерной психологии, как науки. Однако он послужил фоном и катализатором, благодаря которому гендерные исследования привлекли к себе внимание многих ученых.
Ограничения женской ролевой модели
Традиционная феминная модель предписывает женщинам:
- подавлять негативные эмоции, культивировать эмпатию, покорность, желание соответствовать ожиданиям;
- реализоваться через роль жены и матери, брать на себя обязанность по воспитанию детей;
- выражать себя через тело, стремясь подгонять себя под принятые стандарты красоты.
Рамки гендера вгоняют женщин в парадигму матери-карьеристки. В обществе женщина зачастую воспринимается только в роли матери и домохозяйки, и стремление создать карьеру или соединить обе роли получает негативную реакцию вплоть до отказа в идентичности.
Научные работы
Появляются в это время и научные труды. Например, в конце XIX века издаются две книги П. Е. Астафьева, посвященные психологии полов и психологии женщины.
Примерно в это же время австрийский исследователь Отто Вейнингер опубликовал свой труд «Пол и характер». Во многом эта книга оказалась знаковой, а проблемы, поднятые в ней, как и споры вокруг них, актуальны до сих пор.
Вместе с тем Германия, Франция и ряд других европейских государств развертывают широкое научное изучение женской психологии. Этот период рождает плеяду выдающихся исследователей как среди мужчин, так и женщин: Т. Хиггинсон, Х. Марион, Э. Кей и другие.
Третий (фрейдистский) этап
Как уже было сказано, на третьем этапе своего становления гендерная психология неразрывно была связана с именем Зигмунда Фрейда. Он отличался взглядами, дискуссии вокруг которых не угасают и по сей день. У исследователей женской психики мало кто смог вызвать столько отрицательной критики, как отец психоанализа. Безусловно, он не был именно исследователем конкретно в этой области. Но тем не менее некоторые его мысли, доктрины и труды затронули гендерные особенности в психологии. Отражение они нашли, к примеру, в книге «Психология женщины».
Полемика с Фрейдом
В споры с отцом психоанализа вступали даже многие его ученики. Его тезис о подсознательном комплексе женщины, заключающимся в зависти к мужским гениталиям, сподвиг немало людей к созданию психологических теорий касательно полов и их взаимоотношений. Поэтому, так или иначе, Фрейд оказал огромное позитивное влияние на развитие гендерных исследований. Хотя, повторимся, его собственные убеждения в этой области считаются более чем сомнительными.
Закончилось это тем, что в середине XX века психоанализ был признан, как опасная для женского психологического благополучия доктрина.
Однако и сейчас школа психоанализа представляет собой классическое направление в области исследования психологии представительниц прекрасной половины человечества.
Основные направления гендерной теории
Психологическое сопровождение образования. Школа, как основной институт социализации в целом и гендерной социализации в частности, играет значительную роль как в воспитании, так и в поддержании существующей системы гендерных стереотипов. Эта роль обычно описывается концепцией «скрытого учебного плана». Скрытый учебный план включает, во-первых, организацию самого учебного заведения, гендерные отношения на рабочем месте и гендерную стратификацию профессии учителя; во-вторых, содержание предметов и учебных материалов; в-третьих, стиль преподавания. Именно понятие скрытого учебного плана показывает, что работа психолога с гендерными стереотипами в средней школе обязательно должна строиться на комплексной основе с привлечением всех участников образовательного процесса: Преподаватели, студенты и родители.
Помощь жертвам насилия. Отсутствие гендерного подхода в этой области особенно негативно сказывается на эффективности образовательной деятельности. Насилие рассматривается как часть патриархальной культуры, крайняя форма мужского доминирования и агрессии, которая приветствуется в культуре, построенной на традиционных гендерных ролях. Патриархальные гендерные установки приводят к искаженному восприятию ситуации насилия, включая восприятие себя жертвой и мнение, что женщины «виноваты» в происходящем. Не случайно одним из основных направлений психологической помощи жертвам насилия является работа с чувством вины, которое часто оказывается центральным в структуре посттравматических переживаний.
Семейное консультирование. Классическими проблемами здесь являются так называемый ролевой конфликт работающей женщины и форма угнетения мужчины (ценность мужчины определяется уровнем его дохода и способностью выполнять роль «кормильца» и «кормилицы»).
Воспитание детей — ощущается острая нехватка психологически обоснованной литературы, написанной с позиций идей гендерного равенства. семейные стратегии воспитания детей формируют жесткую систему гендерных стереотипов. В этих условиях задача написания гендерно-чувствительных учебников по семейному воспитанию и психологии остается весьма актуальной.
Консультирование в области сексуальных отношений. Механизм таких трудностей очень часто можно объяснить тем, что гендерные стереотипы подавляют более тонкие механизмы межличностного восприятия и мешают партнерам видеть друг в друге уникальные личности, а не объекты манипуляции. Консультирование людей с так называемой «гомосексуальной идентичностью», чье сексуальное поведение не вписывается в каноны традиционной гетеросексуальности, также следует рассматривать в рамках этой области психологической помощи. Первый подход рассматривает все как патологию желаний, тогда как гендерный подход представляет плюрализм и вариативность сексуальности и сексуального поведения.
Другим традиционным практическим приложением психологической науки являются межэтнические отношения, включая проблемы миграции и перемещения.
Гендерный подход может успешно применяться и в других отраслях практической психологии: в политической психологии (здесь особенно актуальна работа с женщинами-политиками, испытывающими на себе влияние сексизма и феномена так называемого «стеклянного потолка»); в психологии спорта (существующая система гендерных стереотипов формирует, в том числе, представления о «мужских» и «женских» видах спорта и часто не позволяет спортсменам и спортсменкам реализовать свой потенциал; в психологии рекламы и СМИ.
Третий этап в России
В нашей стране после революции тон исследований в области гендерных различий несколько изменился. С приходом советской власти было законодательно закреплено равенство полов. Первоначально женщин пытались оторвать от семьи, чтобы привлечь к производству и труду, однако затем правительством был запущен обратный процесс. Казалось бы, это были лучшие условия для развития объективных взглядов по гендерным вопросам. Но на практике все это привело к отрицанию разницы полов. Советской наукой в принципе не признавались гендерная психология и педагогика.
Хотя ради справедливости стоит сказать, что в СССР были некоторые ученые, не согласные с такой позицией. Они пытались продвинуться в области гендерных исследований. К их числу можно отнести выдающихся ученых П. П. Блонского и Е. П. Аркина. Но к 1930-м годам их работу запретили, соответственно, прекратилась и публикация их трудов, а все исследования в данной области на просторах Советского Союза были заморожены до самого распада страны.
Перерыв в исследованиях
Заметим, что между третьим и четвертым периодом наблюдается некоторый разрыв. Понять его причину довольно трудно. Но наиболее вероятно, что виной тому стало развитие феминизма. Если ранее, на втором этапе, оно сыграло положительную роль, инициировав бурное изучение гендерной психологии, то в данном случае оно его затормозило. Каким образом? Дело в том, что в западном обществе за исследованиями, касавшимися гендерной проблематики, был установлен жесткий социальный контроль. Развитие феминизма в этот раз получило в свой адрес критику широких слоев общественности, что создало для ученых трудности для объективного изучения. Научный мир Запада, исследующий гендерные отношения, мог бы серьезно пошатнуться, если бы позволил себе вмешаться в этот социальный конфликт.
Из авторов-исследователей этого времени можно вспомнить следующие имена выдающихся ученых (причем, женщин): Э. Маккоби, С. Бэм и К. Гиллиган.
Итогом периода для Запада стало накопление колоссального теоретического материала, появление множества гипотез по поводу тех или иных аспектов гендерной проблематики.
Что касается России, то первые проблески света, ознаменовавшие возобновление научных исследований в области гендерной психологии, пробились сквозь тучи идеологии в 60-х годах. Сделали это возможным такие люди, как Г. Ананьев. Он в это нелегкое время противостояния стал основателем целой школы психологии, носящей имя Петербургской или Ленинградской школы (по городу, где проживал исследователь).
Также немалое значение для истории гендерной психологии в России имеют имена В. П. Багрунова, Э. С. Чугуновой и других.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Психология гендерных различий. Психология любви |
Психологические основы выбора партнера. Супружеская совместимость |
Супружеские дисгармонии. Психология развода |
Повторный брак. Социально-психологическая помощь семье |
Все страницы |
Страница 3 из 6
VI. Психология гендерных различий
1. Категория пола в психологии. Формирование психологического пола В психологии гендер — это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, — это нормативное и информационное давление. Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. Гендерным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается такими делами, и если ребенок — девочка, то это будет интересовать ее гораздо больше, чем если бы на ее месте был мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация — это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью: — учителя, другие дети, родители других детей, родственники; — игрушки; — книги, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация; — телевидение и др. СМИ. 2. Гендерные различия между мужчинами и женщинами Выделяют некоторые психологические отличия между полами: способность ориентироваться в пространстве, речевые навыки и агрессивность. Способность ориентироваться в пространстве успешно проявляется у большинства мужчин, что связано с более высоким содержанием в крови горомона тестостерона. Центры речевой активности у большинства женщин крупнее, нежели у мужчин, что подтвердили нейрофизиологические исследования. Агрессивность присуща представителям обоего пола, однако проявляется по-разному. Женщины чаще прибегают к вербальной (словесной) агрессии, мужчины используют физическую силу. Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам. Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают. Рассмотрим для примера одно из основных отличий — эмоциональность. Как показывают исследования, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях, требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию — качеств, которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Жесткость считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины». Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же, наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти, и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности испытывать эти чувства. Из вышесказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному. 3. Половая идентичность и усвоение половых ролей Одним из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время является то, что работающая женщина продолжает нести бремя домашних забот и ответственность за детей. Увеличение доли времени, которое женщины посвящают работе, привело лишь к небольшому сокращению их домашних обязанностей, а количество времени, отнимаемого у них заботой о детях, и вовсе осталось неизменным. В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Женщины гораздо реже занимают должности осуществления контроля над ресурсами и определения того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом. Еще одной проблемой работающих женщин является то, что они трудятся дома немного больше, чем их работающие мужья, что приводит к разрыву во времени отдыха. У домохозяек также существует множество проблем. Большинство из них не может удовлетворить свои социальные потребности. К тому же большинство социологов согласны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме большей властью. На сегодняшний день существует сравнительно немного исследований, касающихся ограничений, которые накладывает традиционная мужская роль. Структура ролевых норм мужчины: 1. Норма успешности (статуса) — мужчины завое вывают статус и уважение других. Встречаются следующие стереотипы. Социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. Большинство мужчин не способно на 100% ей соответствовать, из-за чего имеют заниженную самооценку. Компенсация чувства несостоятельности в профессиональной и экономической сферах называется компенсаторной мужественностью. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендерной роли, он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области. Одной из таких областей является тве рдость (же сткость). 2. Норма тве рдости отражает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической тве рдости. Норма физической твердости — это ожидание от мужчины физической силы и мужественности. Самооценка мужчин, которые не являются физически сильными, хотя чувствуют, что окружающие ожидают от них именно этого, может серьезно снизится. Временами норма физической твердости может довести до насилия, особенно в том случае, когда социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет не по-мужски, или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой. Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет выглядеть компетентным и знающим. Человек, пытающийся соответствовать этой модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что чего-то не знает. Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных отношениях мужчина, старающийся соответствовать этой норме, часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше, чем он. Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. То, что делает мужчину мужчиной, обедняет его отношения с детьми и другими людьми. 3. Норма антиженственности. Ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности. Некоторые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит исключительно женщинам. Очень важная часть функционирования человека в качестве родителя — это нежность, забота, эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по-настоящему или нет. Существует предположение, что страх женственности (фемифобия) происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами женственности.
VII. Психология любви
1. Любовь как психологический феномен. Теории любви Страсть любить, как отмечает Э. Фромм, — это самое существенное проявление человеческих влечений. Современному человеку в любви присущи следующие особенности: • большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым», а не «как любить»; • представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; • смешиваются понятия «влюбле нность» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь — это искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях (любовь к труду, к Родине, удовольствиям и т. п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником энергии. Любовь часто путают с переживанием «влюбле нности», внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми. Кроме этого, за любовь часто принимают влечение друг к другу, которому способствует обманчивый характер полового желания. Теория Л. Каслера. Он считает, что существуют три причины, заставляющие одного человека полюбить другого. Влюбленный человек относится к объекту своей любви крайне амбивалентно. Он одновременно испытывает к нему и позитивные чувства, например, благодарность как к источнику жизненно важных благ, и негативные — ненавидит его, как того, кто имеет над ним власть и может в любой момент прекратить подкрепление. Действительно свободный человек, по Л. Каслеру, это человек, не испытывающий любви. Теория А. Маслоу. Любовь психически здорового человека характеризуется, по А. Маслоу, прежде всего, снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологического комфорта. Удовлетворенность психологической и сексуальной стороной отношений у членов пары с годами не уменьшается, а увеличивается. Партнеры испытывают постоянный и растущий интерес друг к другу, заинтересованность в делах друг друга и т. д. Они очень хорошо знают друг друга, в их отношениях практически нет элементов искажения восприятия, свойственного романтической любви. Им удается сочетать трезвую оценку другого, осознание его недостатков с полным принятием его таким, какой он есть, что и является основным фактором, обеспечивающим психологический комфорт. Интересно, что, хотя секс играет большую роль в отношениях обследованных А. Маслоу пар, они легко переживают фрустрацию сексуальной потребности. Отношения этих людей подлинно равноправны, у них нет разделения на мужские и женские роли, нет двойных стандартов и других предрассудков. Они хранят верность друг другу, что проявляется как в повседневной жизни, например, в отсутствии супружеских измен, так и в период трудностей. 2. Типы любви Глубина любви и ее видовое многообразие определяются отточенностью самой способности любить, развитостью человеческих качеств любящего. В каждую эпоху выделялись разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и смыслу. Так, для выражения различных аспектов и оттенков любви в Древней Греции использовали различные термины. Словом «эрос» обозначались чувства, направляемые на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Этот термин выражает любовь-страсть, ревность и чувственное влечение и связан с его пафосом, аффектной, чувствительной стороной. Слово «philia» («любовь-дружба») означает духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь, выражает соединение подобных принципов (тогда как эрос — борьба и соединение противоположных). Слово «storge» означает любовь, которая связана с органическими родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейные связи). Это нежная, уверенная, наде жная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности. Термин «agape» у греков означал разумную любовь, возникающую на основе оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т.п.; эту любовь человек может разумно обосновывать, ведь она основана на убеждениях, а не на спонтанных чувствах, привычках. Это воля, направляемая разумом. Э. Фромм выделяет: • Братскую любовь, которая является наиболее фундаментальным видом, составляющим основу всех других типов любви. Она основывается на чувстве, что все мы — одно, а существующие различия не в счет. • Материнскую любовь. Это безусловное утверждение жизни ребенка и его потребностей. Из-за своего альтруистического характера она считается высшим видом любви. • Эротическую любовь. В противоположность вышеперечисленным, стремиться к полному слиянию с близким человеком, и в ней также есть предпочтительность. • Любовь к себе, которую следует отличать от эгоизма, поскольку эгоист не любит себя, а ненавидит. Чрезмерно заботясь только о себе, эгоист, в действительности, делает безуспешные попытки компенсировать свой неуспех в деле заботы о других. • Любовь к Богу. Р. Стернберг (1987) в своей концепции рассматривает три базовых компонента любви (страсть, интимность и преданность), на основании которых определяются возможные индивидуальные стили любовных отношений: любовь-страсть, любовь-дружба и любовь-обязательство. При этом идеальной считается совершенная любовь — сочетание всех трех компонентов. 3. Структура и содержание любовных переживаний Вопрос о внутренней структуре или составляющих любви решался на разных уровнях. И здесь одной из первых и наиболее цитируемых структур является структура, предложенная Э. Фроммом. Он выделяет следующие составляющие любви: заботу, ответственность, уважение и знание. Р. Хаттисс (1987) в качестве составляющих любви обозначил шесть факторов: уважение, положительные чувства по отношению к партнеру, эротические чувства, потребность в положительном отношении со стороны партнера, чувство близости и интимности, чувство враждебности. Присутствие негативных чувств в синдроме любовных переживаний, хотя и противоречит романтическому канону, представляется вполне закономерным. Любовные отношения исключительно значимы для их участников, они предполагают тесный контакт между людьми и их взаимную зависимость (хотя бы на бытовом уровне). Объект любви не может в этой ситуации не вызывать время от времени отрицательных чувств, например раздражения. Многие же люди, как показывает психокоррекционная практика, отказываются принять закономерный характер периодического появления отрицательных переживаний и либо оправдывают их, приписывая партнеру даже и не свойственные ему негативные проявления, и, как следствие, проводят переоценку и партнера, и своих с ним отношений, либо вытесняют эти чувства, что, естественно, также имеет деструктивные последствия для отношений в паре. Следует остановиться еще на одной структуре, которая была предложена З. Рубиным (1987). Он выделил в любви привязанность, заботу и интимность (доверие). 4. Генезис и развитие любви Многими авторами база способности к любви виделась в развитии человека как существа стадного, выживание которого было возможно лишь в сотрудничестве с себе подобными. Результаты научных исследований свидетельствуют о роли раннего периода жизни человека (от рождения до 3 лет) в формировании способности к любви. В качестве предпосылок любви могут выступать как положительные, так и отрицательные эмоциональные состояния, например, страх. Любовь между Ромео и Джульеттой, представляющая собой один из признанных в европейской культуре образцов любовных отношений, разворачивается на фоне смертельной опасности, вызванной враждой Монтекки и Капулетти. Выявление роли момента самоинтерпретации в генезисе чувства любви делает более понятной и отмечавшуюся многими авторами близость различных видов любви между собой и их взаимную обусловленность. А.С. Макаренко (1957) отмечал, что способность к любви проистекает из опыта положительных отношений с родителями, товарищами. По- видимому, эта общность связана с тем, что, хотя объекты любви в течение жизни меняются, сам принцип — объяснение себе своего состояния как любви, а не как, скажем, корыстной заинтересованности, — остается неизменным. Если человек в детстве научился такой интерпретации, он будет использовать ее и в других жизненных ситуациях. А. Маслоу отмечает важную особенность устойчивой долговременной любви. Длительное и близкое общение не дает человеку возможности не видеть отрицательных качеств партнера — согласно обыденной логике, выводящей любовь и симпатию из наличия у объекта экстраординарных достоинств, это делает любовь невозможной. Умение же принимать окружающих, характерное для психически здоровых людей, позволяет им сохранить чувство любви, несмотря на осознание объективных несовершенств друг друга. Существуют определенные закономерности развития чувств. Страстная любовь, какой бы она ни была пылкой, в конце концов неизбежно угасает. Чем продолжительней взаимоотношения, тем меньше эмоциональных подъемов и спадов. 5. Личностная предрасположенность к сильным и глубоким любовным переживаниям Изучение мужчин и женщин, сначала влюбившихся, а потом разлюбивших, дало следующие результаты: — мужчины более влюбчивы, экспрессивны и иногда на основе этого совершают необдуманные поступки; — мужчины, медленнее выходят из состояния влюбленности, в отличие от женщин, менее склонны разрывать отношения, когда дело уже идет к женитьбе; — влюбленные женщины эмоционально вовлечены в любовные отношения более сильно, чем их партнеры, и именно они более склонны говорить, что чувствуют эйфорию, приятное головокружение и беззаботность, что они как будто «парят в облаках»; — женщины склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере; — у женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают; — в период установившихся любовных отношений женщины склонны к большему самораскрытию по поводу своих чувств (которые, кстати, носят более соответствующий романтическому канону характер, чем у мужчин). Склонность к переживанию чувства любви связана с такими чертами, как: — уровень романтизма; — высокая самооценка сочетается с высоикоинтенсивным романтическим поведением у мужчин и с низкоинтенсивным — у женщин; — высокий уровень принятия себя обеспечивает возможность любви к другому человеку. — определяющими факторами успешных долговременных любовных отношений выступают такие характеристики индивида, как уровень психического здоровья, самопринятие, компетентность.
<< Предыдущая — Следующая >>
Пятый период
Последний на данный момент этап в истории гендерной психологии, длящийся уже четверть века, характеризуется огромным, как никогда прежде, размахом исследований, широтой проводимых экспериментов и развитием движения гендерных исследований. Появляются новые теории, разрабатываются методики изучения проблем отношений полов.
С другой стороны, детализация исследований привела к тому, что внутри гендерной психологии начали выделяться не только отдельные школы, но и новые направления и разделы науки. Некоторые из них в своих теоретических взглядах и практических принципах довольно далеко ушли друг от друга.
Среди бесчисленных имен и трудов этого этапа отметим блестящую книгу Меган Берн — «Гендерная психология».
Что касается российского мира науки, то, к сожалению, годы застоя привели к отсутствию базы, на которой можно было выстроить конкурентоспособную исследовательскую школу. В нашей стране гендерная психология только начинает развиваться, что не лишает нас перспективы занять ведущее положение в будущем. Предпосылкой к этому служит то обстоятельство, что западные исследователи вместе с грандиозным опытом накопили и значительное количество неразрешенных проблем и противоречий. Слабость этих школ заключается в том, что они уделяют основное внимание частностям, тогда как до сих пор очень слабо разработаны теории, которые позволили бы обобщить весь опыт гендерных исследований и создать целостный взгляд на природу этого явления. Эта перспектива раскрывается сегодня перед российскими исследователями.
Среди последних достижений наших соотечественников можно отметить такие важные труды, как «Гендерная психология» (Клецина И.С.) и «Гендерная социализация» (Курамшев А. В.).
Как проявляются такие отношения в браке?
Самым ярким примером маскулинных и феминных взаимоотношений на межличностном уровне являются супружеские, которые могут обнаруживаться в двух ключевых моделях:
- Партнёрская. Представляет собой равноправие членов семьи, уважение личности, принятие во внимание принципов и интересов супругов. Основные черты:
- общение построено на доверии, взаимоуважении, эмпатии;
- авторитет обоих супругов;
- гибкое разделение обязанностей;
- семейные роли взаимозаменяемы;
- стремление к нахождению компромисса в возможных конфликтах;
- отсутствие посягательства на индивидуальность избранника;
- обсуждение проблем, неудач на доверительном уровне, без упрёков, с оказанием поддержки;
- учёт прав и желаний детей, принятие их мнения;
- семья воспринимается как островок, основанный на любви, безопасности, спокойствии, уверенности в завтрашнем дне.
- Доминантно-зависимая. Представляет собой превалирование одного супруга и подчинение другого. При этом доминант демонстрирует независимость, хладнокровие, властность, уверенность, собственную значимость. Ключевые признаки:
- игнорирование интересов и мнения зависимого супруга и исключительное принятие решения властного партнёра;
- разделение власти, строящееся на силе;
- чёткое разделение семейных обязанностей;
- конфликты, как правило, разрешаются деструктивным способом;
- осуждение и осмеяние проблем, неудач, ошибок;
- тотальный контроль;
- отгороженность семьи от общества;
- авторитарное воспитание детей, построенное на принципах гиперконтроля и подчинения;
- семья воспринимается как нежелательная долговая обязанность, основанная на чувстве одиночества, тревоги, незащищённости.
В современном индустриальном обществе гендерные отношения в семье предполагают наличие двух основных ролей:
- Экспрессивная – отдаётся супруге. Заключается в поддержании комфортного климата в доме.
- Инструментальная – соответствует супругу. Заключается в материальном обеспечении семьи.
Часто эти роли бывают взаимозаменяемыми и соответствуют, как правило, партнёрской модели взаимоотношений.