Основные положения «Психологии народов и масс». Книга первая «Психология народов». Книга вторая «Психология масс».


В ходе предыдущих уроков мы достаточно много узнали о приемах массовых коммуникаций, которые используют в общении с аудиторией лидеры мнений, СМИ, прочие инициаторы массовых коммуникаций. И для того, чтобы до конца разобраться, как это все работает, нужно глубже вникнуть в такое понятие, как «психология масс».
Мы уже успели рассмотреть некоторые аспекты массовой психологии и психологии толпы, которые важны для обезличенных коммуникаций. Вы уже имеете представление, что такое предвзятость подтверждения, групповая идентичность и групповое подкрепление, пузырь фильтров, эвристика доступности и прочие социальные искажения. И сейчас мы продолжим вникать в тему психологии масс.
Цель урока: понять, как работает психология масс, чтобы учитывать ее нюансы во взаимодействии с аудиторией в синхронных и асинхронных коммуникациях (вопросы, ответы, комментарии) в качестве инициатора коммуникации. А также научиться понимать свои реакции на различные аспекты массовых коммуникаций, участниками которых вы вольно или невольно становитесь каждый день.
Итак, начнем, и для начала уточним, что подразумевается под психологией масс.

Масса

Фрейд при противопоставлении индивидуальной и массовой психологии не находит между ними существенных отличий. При этом он подчеркивает, что противопоставление социальных и нарциссических душевных процессов входит в область психологии личности и не используется как отличительная характеристика для отделения психологии личности от массовой психологии. При первоначальном прочтении данного тезиса не сразу понятно, что именно имеет ввиду автор: имеется ввиду наше отношение к членам общества либо наши нарциссические желания? Однако, далее он поясняет это следующим образом: отношение личности к членам социума (к родственникам, друзьям и близким) – это отношение к конкретной личности, а не к массе людей в целом. При массовой психологии – это влияние на человека отношений с большим количеством людей (массой) единовременно и в целом. Под отдельным человеком он понимает члена сообщества, который при соединении с несколькими такими же членами превращается в массу. С точки зрения социальных наук с таким обобщением, сделанным автором, можно согласиться, поскольку не выявляются какие-либо ярые противоречия.
При этом Фрейд спорит с теми, кто выделяет существенные отличия между массовым и индивидуальным психологическим поведением. И при этом отмечает, что социальные явления берут свои начала в семейных отношениях. В настоящее время мнение автора также подкрепляется опытом индивидуальной и коллективной психоаналитической терапии.

В своей работе Фрейд приводит критику трудов Лебона, выделяя в ней ряд противоречий и недоработок:

  1. Лебон говорит о массовой, коллективной душе, которую приобретают индивиды, ставшие членами массы, при этом они по разному мыслят и чувствуют, нежели чем действовали и мыслили по отдельности. То есть масса по Лебону – это не сумма членов ее составляющих, а некая новая характеристика. Однако Лебон не отвечает на вопрос о том, что является связующим звеном в массе, что является такой характеристикой массы?
  2. Лебон говорит о том, что в массе расовое бессознательное вступает на первый план. Фрейд считает, что обнажается не расовый, а бессознательный фундамент, который у всех одинаков.
  3. Лебон придает слишком большое значение появлению новых качеств в массе, Фрейд, однако, на этом акцента не делает, подчеркивая тот факт, что в массе устраняются вытеснения и на первый план выходят проявления бессознательного.
  4. Хоть Лебон и упоминает вскользь о заражаемости массы, но Фрейд придает этому феномену гораздо большее значение.
  5. Недостаточное разграничение Лебоном понятий заражаемости и повышенной внушаемости. Фред истолковывает заражение как влияние друг на друга отдельных членов массы, а внушение в массе – подобны феноменам гипнотического внушения. При описании внушения Лебон также не упоминает ничего о внушающей фигуре – гипнотезере.
  6. Лебон не формирует описание фигуры вождя массы, закономерности массообразования у него с выделением образа вождя недостаточно четко описаны. Также не упоминается в его работе описание роли вождя и такого явления, присущего вождю, как наличие власти, или престижа.
  7. Фрейд в критику Лебона замечает, также, что и массовая душа способна к мыслительной работе с принятием великих решений, к сотворению произведений искусства.

Обобщая позицию Фрейда относительно работы Лебона можно сказать о том, что Лебон не вводит новизны в описание понятия и проявлениях массовой души. Также, на по его мнению не является новым взгляд Лебона о торможении коллективом интеллектуальной деятельности и о повышении в массе эффективности. Фрейд подчеркивает тот факт, что Лебон описал далеко не все проявления массовой души, а также что эти проявления носят прямо противоположный характер. При дальнейшем прочтении работы Фрейда можно говорить о том, что он детально рассматривает вышеупомянутые вопросы, по которым критикует недоработки своих предшественников, изучающих вопросы массовой психологии.

Стоит отметить, что Фрейд выражает искреннее удивление тому факту, что самым ярким феноменом массы является повышение аффективности, вызванное в каждом отдельном ее члене с помощью так называемого эмоционального заражения. Далее на страницах своего произведения он уделяет большое внимание данному вопросу.

В итоге Фрейд отмечает, что в работах по массовой психологии есть противоречия, которые он попытается устранить в своем труде, что ему во многом удается.

Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу, она же пирамида потребностей – это иерархия потребностей человека от базовых физиологических (еда, жилье, безопасность) до высших эстетических потребностей и потребностей в самоактуализации.

Эта иерархия представлена в виде пирамиды с широким основанием и сужающимся верхом. Так ее представили последователи автора иерархической модели потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Отсюда и название «пирамида Маслоу»:

Интересно, что сам автор модели пирамиду нигде не изображал. Уровни пирамиды следует рассматривать последовательно снизу вверх от базового до самого высшего. Мы именно так и поступим, попутно поясняя, каким образом каждая ступень пирамиды может быть учтена в технологиях массовых коммуникаций.

Пирамида Маслоу в массовых коммуникациях:

  • Физиологические потребности – обещание всех благ, лучшей жизни, светлого будущего, доступного жилья.
  • Потребность в безопасности – обоснование необходимости тотального контроля за всем и всеми.
  • Потребность в любви и принадлежности к группе (семья, социум) – идеальная почва для формирования групповой идентичности, группового подкрепления, навязывание практически любых ценностей, если это ценности группы.
  • Потребность в уважении – восхваление народа, обращение к прошлым заслугам предков, что позволяет «заболтать» тему сегодняшних актуальных проблем.
  • Потребность в познании и понимании – обращение к амбициям молодежи, обещание «социальных лифтов», доступного высшего образования и прочего.
  • Эстетические потребности – актуально для интеллигенции и людей, решивших свои другие задачи и теперь желающих приобщиться к элите.
  • Потребность в самоактуализации – высший уровень потребностей, свойственный по-настоящему творческим самоотверженным личностям.

Абрахам Маслоу утверждал, что до стадии самоактуализации доходят не больше 2 % людей [А. Маслоу, 1943]. Очень большое количество людей проводят всю свою жизнь в попытках обеспечить базовые потребности первого и второго уровня.

Именно к этим потребностям и обращаются правители всех стран и народов, когда нужно получить поддержку населения. Так, 5 сентября 2005 года Владимир Путин на встрече с правительством анонсировал три приоритетных национальных проекта: «Жилье», «Здоровье», «Образование». Сейчас проектов больше, и почти все они, так или иначе, призваны убедить население, что с жильем, образованием, здравоохранением и прочим вот-вот станет лучше, осталось лишь немного потерпеть [Правительство РФ, 2021].

Отдельно стоит сказать о втором уровне пирамиды Маслоу. Безопасность занимает второе по важности место сразу же за физиологическими потребностями. В исключительных случаях, когда, к примеру, человек оказывается в зоне боевых действий или массовых беспорядков, эта потребность может выйти на первое место. При обычном течении жизни в социуме безопасность – это, в том числе, желание человека принадлежать к какой-то группе, чтобы его мысли и идеи разделял кто-то еще. Что, кстати, многократно подтвердили эксперименты Аша, о которых мы тоже говорили выше.

В каком-то смысле второй уровень как бы плавно переходит в третий, который как раз и «охватывает» потребность в любви и принадлежности к группе. Только применительно ко второму уровню речь идет не о любви, а, скорее, об отсутствии отторжения и социальной изоляции. Выше мы уже рассмотрели, как это проявляется в виде спирали молчания, социальной конформности, апелляции к большинству (argumentum ad populum). Прямым следствием всего этого является приобретенная беспомощность в масштабах общества.

Многие люди не готовы брать на себя ответственность за свою жизнь даже тогда, когда у них появляются возможности для этого. В упомянутом выше интервью беженца из Северной Кореи есть ценная мысль, что людям, всю жизнь прожившим в социалистическом обществе, тяжело перестроиться на капиталистический лад.

Как метко заметил интервьюируемый, «Север на уровне партии всю жизнь говорит тебе четко, что ты должен делать, и ты не принимаешь никаких решений, а Юг вынуждает тебя принимать все решения самому. Поначалу это невероятно трудно понять, принять и применить к жизни» [Р. Супер, 2016]. Для заинтересовавшихся уточним, что сам герой интервью имел опыт частного предпринимательства, которое разрешено в Северной Корее с 2002 года, поэтому после бегства в Южную Корею смог адаптироваться к новой жизни быстрее, чем многие его соотечественники.

Виды масс по Фрейду

Под искусственными Фрейд понимает те массы, которым необходимо внешнее принуждение. При этом попытка выхода строго наказывается. Пример таковых в современном мире достаточно разнообразен, поскольку и в настоящее время достаточно популярна поговорка «кто не с нами, тот против нас», которая применяется как в массах с простым аппаратом управления, так и в более сложных и структурированных (например, политические партии).

Автор говорит о том, что в церкви и войске культивируется наличие верховного властителя, который, как позиционируется, любит каждого отдельного члена массы равной любовью. Фрейд считает это иллюзией, с чем мы не можем с этим не согласиться, поскольку иное являлось бы абсурдным и практически не выполнимым. На этой иллюзии, по его мнению, все и держится в массе. Христос и Полководец играют схожие роли к представителям паствы и войска. Примеры руководства массами со стороны выдающихся полководцев (Македонский, Наполеон, Суворов и др.), а также пророков (Иисус, Магомет) подкрепляют выводы, сделанные Фрейдом в данной работе.

По мнению автора либидинозный фактор лежит в основе сплочения членов массы. Каждый член массы (человек) либидинозно связан как с вождем, так и с другими индивидами. Проверить данный тезис можно практически, вступив в какую-либо массу под руководством вождя, либо вспомнив примеры из истории, кинематографа. При этом одним из главных явлений массовой психологии Фрейд считает несвободу в массе отдельного человека, что также подкрепляется примерами личного или наблюдаемого со стороны участия в массовых образованиях.

Феномен массового сознания

Основным отличием массы от структурированной, устойчивой группы является наличие массового сознания, характеризующегося неорганизованностью и общностью переживаний. Оно воплощается в объединении индивидуальных сознаний, однако не совпадает c каждым из них в отдельности. Его структура содержит эмоционально-действенный (первичный) и рациональный (вторичный) уровни. Особенности психологии массового сознания определяются обстоятельствами, порождающими единство переживаний. В зависимости от характера событий подобный вид общественного сознания может захватывать все новых индивидов из различных социальных групп, а может, наоборот, уменьшать массу. К таким обстоятельствам относятся войны, стихийные бедствия, экономические кризисы, политические митинги и т.д. Высшая точка переживания проблемы является основополагающим фактором массового сознания. Яркие эмоции и чувства подавляют привычные правила поведения, нормы и ценности, появляется необходимость незамедлительных действий.

Выделяют свойства массовой психологии:

  • эмоциональность;
  • изменчивость;
  • подвижность;
  • заразительность;
  • неоднородность.

Немного позднее формируется рациональный уровень, включающий общедоступную и широко обсуждаемую информацию. Этот уровень подразделяется на 3 блока:

  1. Ожидания людей, оценка своих возможностей оказывать влияние на ситуацию.
  2. Изменение мнения, настроения людей в связи с оценкой существующего положения.
  3. Социальные ценности, отражающие отношение общественного сознания к событиям.

Проявлением массового сознания в действии является массовое поведение, характеризующееся ситуативностью, временностью. Например, всеобщая паника, связанная с поражением в войне. Психология массового поведения определяется тем, какой уровень (первичный или вторичный) будет в итоге преобладать. В случае преобладания эмоционально-действенного уровня поведение становится более неорганизованным и стихийным, рационального уровня – более управляемым.

Либидные связи в массе

Фрейд уделяет внимание аспектам повышения аффектов и снижения мыслительной работы в примитивной массе. Однако, не совсем прозрачным является термин «примитивная масса», поскольку она может включать как определение объединение (стада) древних народов, так и современные простые массообразования. Фрейду важно найти психическое объяснения душевного изменения, происходящего под влиянием массы, с чем он практически справляется. Так, например, по его мнению, следующие аспекты не является таковыми:

  • рациональные объяснения (инстинкт самосохранения);
  • внушение (по мнению Лебона, Макдугалла).

Фрейд не сомневается в том, что мы впадаем в аффект, признаки которого замечаем в другом человеке. Постулируя наличие аффективности при вступлении в массу, Фрейд подходит к понятию либидо, тем самым уходя от объяснения душевных изменений посредством внушения на членов массы.

Как мы уже сталкивались, либидо – это его термин из области учения об аффективности. Однако, при введении этого термина в работе не сразу понятна его взаимосвязь с массовыми феноменами. Но далее при упоминании термина «аффективност» картина для читателя проясняется. Либидо трактуется им как энергия первичных позывов, как любовь. Таким образом, автор синонимизирует первичные любовные позывы и первичные сексуальные позывы.

Следует согласиться с мнением автора о том, что любовные отношения представляют собой сущность массовой души, ибо:

  • Масса объединяется некой силой;
  • У индивида возникает потребность, а не противоборство (т.е. из любви действовать в интересах массы).

При этом сложно представить, что такой объединяющей силой может быть менее мощная, энергетически заряженная сила, либо сила, имеющая негативную степень окрашенности.

Рассматривая вопросы взаимоотношения людей друг к другу в аффективной среде, Фрейд приводит следующую цепочку умозаключений:

  • Существует непереносимость слишком интимного приближения между людьми и формирование осадка враждебных чувств;
  • При образовании массы и в массе наблюдается исчезновение такой нетерпимости;
  • Исчезновение непереносимости как результат ограничения нарциссизма возникает вследствие либидинозной связи с другими людьми;
  • Таковыми связями являются, как было упомянуто автором ранее, любовные первичные позывы, которые не потеряв энергии, все же отклонились от непосредственной цели.

Логика, построенная автором в своей работе, позволяет прояснить читателю общую картину построения аффективных связей в массообразованиях и согласиться со сформулированными выводами.

Однако, рассматривая такой феномен, как паника Фрейд говорит о том, что аффективные связи в массе разрываются, а опасность для ее членов кажется существенно выше. Паника с его точки зрения — это разложение массы (потеря связи с вождем). Вследствие этого появляются жестокие и враждебные импульсы к другим людям, которых ранее не было. При обращении к примерам панических состояний армии во время сражений, либо масс людей, охваченных паникой в социально-бытовых ситуациях в современном мире, разрыв аффективных связей при панике является неопровержимым фактом.

При этом автор выстраивает параллели между массовым страхом (паникой) и невротическим страхом отдельного индивида, что в свою очередь подтверждается его ранее сформированными выводами.

Идентификация

Фрейд разрабатывает механизм массообразования на основании принципов идентификации, как самых ранних проявлений эмоциональной связи с другим лицом. Его выводы подкрепили следующие особенности идентификации:

  • Возникновение эмоциональной связи с объектом;
  • Замена либидинозной связи;
  • Возможность идентификации при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов.

Если взять за основу первоначальные вводные, предлагаемые автором относительно особенностей идентификации, можно согласиться со сформулированными им выводами о том, что идентификация является механизмом образования масс и формирования в ней эмоциональных связей между объектами таких масс.

Фрейд выделял разницу между идентификацией с отцом (кем хотят быть) и объектным избранием отца (чем хотят обладать), выделяя при этом об амбивалентность чувств: от выражения нежности до желания устранения. Примеры такой идентификации в настоящее время являются одними из типичных прорабатываемых вопросов при работе психоаналитика с пациентами.

Фрейд также рассматривал идентификацию при невротическом образовании симптомов и говорил о том, что идентификация лишена объектного отношения к копируемому лицу (психическая инфекция). Мнение автора относительно психической инфекции сложно каким-либо образом прокомментировать, поскольку он не приводит более детальной цепочки рассуждений, на основании которых был сделан данный вывод.

Связь влюбленности, гипноза и массообразования

Функция Я-Идеала, которую описывает Фрейд формируется следующим путем:

  • При возникновении влюбленности возникает психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения (низменная чувственная любовь), таким образом:
  1. объект освобождается от критики
  2. большая часть нарциссического либидо перетекает на объект
  • Происходит замена объекта никогда не достигнутого Я-Идеала (объект занимает место Я-Идеала).

При этом Фрейд связывает понятия гипноз, влюбленность и массообразование. Он приводит доказательства того, что влюбленность близка к гипнозу, гипнотезер занял место Я-Идеала. При этом с логикой и выводами автора нельзя не согласиться. Фрейд подчеркивает, что поскольку влюбленность схожа с гипнозом, а гипнотическая связь – образование массы из двух лиц, таким образом он связывает массообразование и влюбленность. При этом образование масс занимает промежуточное положение между гипнозом и влюбленностью:

[Влюбленность ←Образование масс → Гипноз]

Рассматривая либидо, замену Я-идеала, влюбленность Фрейд выводит формулу либидинозной конституции массы, которая подытоживает его рассуждения о логике построения масс при связи с функциями «Я».

Масса и первобытная орда.

Рассматривая массу, Фрейд доказывает тот факт, что логика построения массы схожа с процессом построения и функционирования первобытной орды:

  1. Осуществление регресса психической деятельности к более ранней ступени (то, что характерно для дикарей и детей);
  2. Отдельный индивид находится во власти установок массовой души. При этом выполняется суггестивное влияние: не только от вождя, но и от каждого индивида на каждого другого индивида;
  3. Осуществление процесса идентификации: формирование таких социальных чувств, которые основаны на изменении первоначально враждебных чувств в связь положительного направления.

Вышеуказанные характеристики также присущи и такому образованию, как первобытная орда (базируясь на описаниях историков и антропологов).

При этом Фрейд приводит критику сформированных до него мнений о том, что стадный инстинкт неразложим, примарен как инстинкт самосохранения (возражение Троттеру). Троттер исходит и того, что необходимые у массы психические феномены берут начало в стадном инстинкте, как в продолжении многоклеточности. По его мнению, отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один.

Страх маленького ребенка Троттер рассматривает как стадный инстинкт, а Фрейд утверждает, что этот страх обращен к матери. По данному вопросу следует согласиться с обоснованием Фрейда в связи с более поздними открытиями, произведенными в психоанализе детей, а также исходя из практического наблюдения за поведением детей при общении с матерью либо членами масс (например, социальных сообществ).

Таким образом, Фрейд модифицирует высказывание Троттера о том, что человек животное стадное, на то, что «человек – животное орды, особь, предводительствуемая главарем орды». Данные выводы основаны на упомянутых ранее выводах автора относительно логики массобразования и процессов формирования либидозных связей в массе.

Как защититься от манипуляций?

Индивид перестает контролировать свое поведение, как только попадает в толпу и снова становится собой, как только из нее выходит. Полноценно реализовать свой потенциал, раскрыть талант, приносить пользу можно только в индивидуальной деятельности. Но здесь есть проблема: один в поле не воин. Выход один – не поддаваться манипуляциям со стороны.

Предупрежден, значит, вооружен. Вот 9 популярных психологических приемов, которые незаметно, но верно влияют на людей.

Пресуппозиция.

Это одна из самых используемых НЛП-моделей, позволяющая речью создать «реальность, в которой существуют только нужные варианты поведения». Пресупппозиция помогает аккуратно внушить человеку, что что-то обязательно произойдет.

Например, политик агитирует избирателей: «Когда я буду президентом, я сделаю…». И даже не обсуждает вариант, что этого не случится.

Лесть.

Простой, но действенный прием «ниже пояса», которым манипулятор пытается привести другого в хорошее настроение и использовать в своих интересах. Здесь идет работа над самооценкой оппонента: комплименты, поощрение, слова благодарности.

Например, руководитель убеждает сотрудников выйти на работу в выходной: «Я знаю, что вы ответственные работники, поэтому сможете потратить свой выходной и сделать срочную работу».

Превдовыбор.

Работает по принципу: из двух зол выбираем меньшее. С одной стороны здесь нет запретов и есть право выбора. Но с другой – нет других вариантов ответа, кроме предложенных.

Например, в рекламе нам предлагают: «Выбираете Фанту или Спрайт (бургер или чизбургер)?». Хотя обе марки принадлежат одной компании-производителю.

Воодушевление.

Воодушевление помогает работать без усталости, совершать открытия, верить в свои сверхспособности. Так что когда манипуляторы хотят сагитировать кого-то на подвиг, они организуют ему воодушевление.

Например, командир перед боем говорит солдатам: «То, что вы делаете – нужно! У вас все получится! Все ради мира на земле!»

Эмоциональная атака.

Игра на эмоциях – простой способ добиться нужных действий от сотрудников, родственников, друзей. Это многократное повторение одних и тех же требований, смена интонации, попытка раскрутить на чувство вины.

Например, учитель стыдит класс: «Я к вам относился как к взрослым людям, а вы меня подвели. Вы знаете, как меня отругал директор из-за вас?».

Социальное доказательство.

Так называемый стадный инстинкт помнят большинство жителей Советского Союза, которые становились в очередь только потому, что она была символом дефицита. «Если все берут, значит, хорошая вещь» думает человек, который не хочет или не успевает разобраться в ситуации.

Например, когда люди хотят выбрать из большого количества моделей гаджетов, они ориентируются на рейтинги и отзывы. И даже не задумываются, что отзывы пишут «свои» сотрудники из компании-производителя.

Принцип взаимного обмена.

Правило гласит: человеку нужно ответить добром на добро. А поскольку любые обязательства угнетают, хочется избавиться от них как можно быстрее. Этим пользуются умелые манипуляторы – оказывают мелкую услугу и ждут ответного расположения.

Например, религиозные сектанты раздают на улице бесплатную литературу, а взамен просят послушать их наставления.

Мотивация страхом.

Страх – мощная человеческая эмоция и безотказный мотиватор. Следовательно, чтобы заставит человека сделать что-то, нужно его как следует напугать «наперед»: рассказать о будущей поломке автомобиля или предупредить о статье за воровство.

Например, на запугивании людей построена работа страховых компаний – чем больше устрашающих примеров приводится, тем чаще покупаются страховые полисы.

Прояснение механизма гипноза

После прояснения механизмов массообразования и основ гипноза Фрейд демонстрирует, каким образом он функционирует в массе на примере первобытной орды:

  • Исходные предпосылки Фрейда:
  1. Масса – вновь ожившая первобытная орда;
  2. Психология массы – древнейшая психология человечества;
  3. Любовь ограничивает нарциссизм;
  4. Праотец принуждает «сыновей» к воздержанию, то есть к массовой психологии;
  5. Гипнотезер похищает волю субъекта, обладает силой- животным магнетизмом, что носит характер табу у примитивных народов.
  • Объяснение Фрейдом механизма гипноза на примере орды:
  1. Демонстрация любви. В первобытной орде поддерживается иллюзия о том, что вождь любит каждого ровным и справедливым образом (идеалистическая переработка условий первобытной орды: все сыновья знали, что их одинаково преследует отец и одинаково его боялись).
  2. Концентрация внимания/похищение воли. Гипнотезер как и вождь орды требует смотреть ему в глаза, что является трудновыносимым. Он избегает направлять сознательное мышление субъекта на свои намерения. Субъект концентрирует свое внимание на гипнотезере, устанавливая с ним связь и готовность к перенесению внутренних процессов.
  3. Пробуждение страха перед родительской фигурой. При гипнозе будится у субъекта часть его архаического наследия, которое проявлялось и по отношению к родителям. У субъекта при этом оживало представление о сверхмогущественной и опасной личности. Аналогичное отношение первобытного человека орды к праотцу.

На основе сделанных ранее выводов хотелось бы отметить, что Фрейд объясняет принудительный характер массообразования, в т.ч. происхождение первобытной орды с помощью гипноза (внушения), основанное не на мыслительной работе, а на эротической связи, что не совпадает с выводами, сделанными ранее его предшественниками. Однако логичность рассуждений и приведение доказательной базы позволяет согласиться с мнением автора.

Психология массовых коммуникаций

Массовая коммуникация представляет собой процесс производства информации, ее распространения среди широких, анонимных, рассредоточенных аудиторий. Советский и российский ученый Грушин в рамках исследования такого типа коммуникации выделяет 5 функций:

  1. Информационная. Выступает в качестве основной задачи.
  2. Социализация. Функция направлена на формирование, изменение интенсивности установок, ценностей аудитории.
  3. Организация поведения. Эта функция связана с побуждением аудитории к действиям или с их прекращением, изменением.
  4. Создание эмоционально-психологического тонуса.
  5. Коммуникация. Предполагает усиление, поддержание или ослабление коммуникативных связей между различными аудиториями.

Самым ярким примером массовых коммуникаций является интернет.

С точки зрения психологии масс это явление направлено на формирование массовой психологии, формирование массы как субъекта социального действия.

Психология массовой коммуникации изучает особенности психики людей, включенных в пространство такого вида коммуникации.

Ступень в конституировании человеческого Я

Как можно предположить после прочтения данной главы работы Фрейда о массах, он рассуждает о процессах формирования человеческого «Я». Данная глава является, на наш взгляд, наиболее трудно анализируемой с точки зрения ее логики и формировании выводов.

Как отмечает автор, в массе отельный человек отказывается от своего «Я-идеала» и заменяет его массовым идеалом, воплощенным в вожде. Далее объяснение либидозной структуры массы он сводит к различию между Я и Я-идеалом и двойному виду связи: идентификации и замещению Я-идеала объектом. «Я» становится в положение объекта по отношению к развившемуся из него «Я-идеалу». Затем в процессе развития человека происходит разделение душевного мира на связное «Я» и на бессознательно вытесненную часть. Устойчивость которого подвержена постоянным потрясениям. К сожалению, недостаточность примеров и пояснений не позволяет нам согласиться либо опровергнуть данный ряд умозаключений. Однако работы Фрейда и далее построены на таком разделении, что говорит о том, что от своих выводов он со временем не отказался.

По мнению автора разделение «Я» и «Я-идеала» не может выноситься длительно и временами должно проходить обратный процесс. Также он рассматривает процесс совпадения чего-либо между «Я» и «Я-идеалом», что является триумфом для «Я».

Фрейд рассуждает о механизме смены мании и меланхолии. Я-идеал таких людей растворяется в «Я». В случае мании «Я» и «Я-идеал» сливаются. Несчастье меланхолика – раскол между инстанциями «Я», при котором идеал осуждает «Я». При этом автор поднимает вопрос о том, следует ли искать причину измененных отношений между «Я» и «Я-идеалом» в периодических возмущениях против новой институции или это зависит от иных причин и приходит к выводу, что переход к мании не является обязательным при меланхолии и наоборот.

Суммируя вышесказанное можно отметить тот факт, что хоть Фрейд и упоминает о сложном механизме конституирования «Я» и разделение его на «Я-идеал», однако, он не приводит достаточных примеров и более подробной логики рассуждений, которые бы позволили проследить сделанные им выводы и умозаключения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]