Ассоциативная теория памяти в психологии и её ключевые положения

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти.

В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

История о том, как Михаил развивал свою память

Ещё со школьных времён у меня есть друг Михаил, чья память всегда поражала меня. Он с лёгкостью мог запомнить стихотворение или математическую формулу. Спустя годы, поступив в университет, его способности не утратились, а лишь приумножились.

Мне стало интересно, как он смог добиться таких результатов. Секрет оказался прост – он использует различные упражнения для развития своих мозговых способностей. Оказалось, что ежедневные тренировки, даже самые короткие, способны привести к отличным результатам.

С тех пор я тоже стала интересоваться развитием собственных возможностей, в чём проявляется неплохой успех. Данная статья поможет всем желающим развить свою ассоциативную память.

Тренировка памяти

Память, надо тренировать, как и любой человеческий навык. В нашем мозгу в десятки, сотни раз больше вмещается информации, чем в компьютере, но для раскрытия это потенциала надо упорно тренироваться.

Таким образом, тренировать память можно по-разному и перед тем как приступить к тренировке, необходимо ответить на несколько вопросов:

В каких объемах надо запоминать?

Существует разница, между запоминанием 1-3 человек и запоминания группы из 30 человек. Запоминание небольшого отрывка текста или целой книги.

На какой срок мне будет нужна эта информация?

Надо запомнить очень много информации сразу и на короткий срок. Тогда работает быстрая память, кратковременная, и хранит она информацию совсем немного. Так же бывает когда надо запоминать информацию на месяц, год или вообще на всю жизнь и тогда включается долгосрочная память, которая способна запоминать надолго без поддержания информации в активной – быстрой памяти.

Что такое ассоциативная память

Ассоциативная память – это некая связь между представлениями и произошедшими обстоятельствами. Ассоциативная память изучается наукой уже достаточно продолжительное время. В ходе времени и её изменений были созданы основные принципы. Они называются принципы ассоциаций, хорошо используемые в области психологии. Они представлены в 3 группах:

  1. Ассоциации по смежности. Сохраненные, в какой-то прожитый момент жизни, образы вызывают у нас воспоминания. В зависимости от произошедших событий зависит характер воспоминаний, будут они положительными или отрицательными.
  2. Ассоциации по сходству. Примером послужит фотография или картина, вызывающая схожесть с лицом человека или с местом, которое ярко запомнилось.
  3. Ассоциации по контрасту. Запоминаемые предметы или моменты жизни способны вызвать в сознании противоположные образы.

Для того чтобы лучше запомнить определённый материал или событие человеку необходимо подобрать ассоциацию, которая будет связана с запоминаемым явлением. Использование их поможет в подходящий момент времени сполна воспроизвести важные детали. Чтобы создать ассоциацию, не нужно прикладывать много усилий. Этот процесс скорее творческий, чем умственный. Чтобы человек без труда запомнил ассоциацию, она должна быть простой, необычной и детализированной.

Разные моменты способны отложиться в памяти и долго храниться не по отдельности, а в виде логической цепочки связанных событий. В основном одно воспоминание влечёт за собой другие. К тому же специалисты выяснили, что ассоциативная память человека сохраняет информацию выборочно. Происходит это не осознанно. Мозг сам фильтрует информацию и с помощью доработок или преображения откладывает то, что человек запомнил. Это легко объяснить тем, что мы либо не можем вспомнить элементарное событие или же воспроизводим какой-нибудь незначимый факт с мельчайшими подробностями.

Кривая забывания Эббингауза

Похоже, что время отрицательно также сказывается на емкости хранилища. Эббингауз был первым, кто систематически исследовал потерю памяти с течением времени.

Он оценил свою способность сохранять информацию через промежутки времени от двадцати минут до месяца. Он построил свою знаменитую кривую забывания на результатах этих экспериментов.

Речь шла о прояснении того, как долго память может хранить информацию, если человек не будет ее повторять. Результаты его исследования показали, что многое забывается даже в самые короткие промежутки времени. Кроме того, Эббингауз обнаружил, что бессмысленная информация, лишенная ассоциаций, облегчает ее забывание.

Типичная кривая забывания показывает, как в течение нескольких дней или недель люди забывают большую часть того, что узнали. Это происходит, когда они не пытаются повторить информацию. В то же время Эббингауз обнаружил, что повторения полезны: если нужно что-то запомнить, первое повторение должно произойти через час после первого изучения. Тогда можно отложить следующее повторение на более длительный срок.

Как влияет на развитие способностей человека

Ассоциативная память считается достаточно эффективным методом по изучению нового материала. Учеными было доказано, что проще запомнить материал, наполненный смыслом, нежели бессмысленный набор слов. Поэтому изучаемые данные нужно делить на блоки и создавать к ним ассоциации.

Данный процесс позволить усвоить необходимую информацию, создать логическую цепочку и пользователь без труда сможет воспроизвести нужный текст в будущем.

Используя ассоциативную память, человек развивает в себе следующие способности:

  • запоминает большой объём информации;
  • помогает создавать новые идеи;
  • развивает память;
  • стимулирует развитие воображения;
  • улучшает процесс запоминания нового.

В случае, когда человеку срочно нужно запомнить сложный материал, можно провести ассоциацию с уже знакомым образом или предметом. Таким способом связанные между собой данные гораздо легче воспринять и сохранить в памяти. Данный процесс помогает привязать новые знания к имеющимся. Это хорошо влияет на развитие способностей человека.

Промышленные стандарты адресуемой содержанием памяти

Определение основного интерфейса для АП и других Сетевых Элементов Поиска (Network Search Elements, NSE) было специфицировано в Соглашении о возможности взаимодействий (Interoperability Agreement), названном Интерфейс предысторий (Look-Aside Interface) (LA-1

и
LA-1B
), который был разработан Форумом Сетевой Обработки, который позже был объединен с Оптическим Межсетевым Форумом (Optical Internetworking Forum, OIF). Многочисленные устройства были произведены компаниями Integrated Device Technology, Cypress Semiconductor, IBM, Netlogic Micro Systems и другими по этим соглашениям LA. 11 декабря 2007, OIF издал соглашение об интерфейсе последовательной предыстории (Serial Lookaside,
SLA
).

Особенности и классификация ассоциативной памяти

Основными являются следующие виды классификаций:

  • причинно-следственные ассоциации (туча-дождь, ушиб – синяк);
  • противоположные или контрастные (сухой – мокрый, твёрдый – мягкий);
  • близость во времени или пространстве (коржи – торт);
  • сходство (спичка – костёр).

Ассоциации складываются не только со смысловым значением другого слова, но и с характерными признаками предмета, например, форма, цвет, запах, ощущение.

Смысло­вая теория

В первой половине XX века возникает смысловая теория памяти. Ее самые яркие представители, А. Бине и К. Бюлер, утверждают, что работа памяти непосредственно зависит от смысловых связей (их наличия или отсутствия), которые объединяют подлежащий запоминанию материал в смысловые структуры – более или менее обширные

Особое внимание представители данной теории памяти в психологии уделяют смысловому содержанию материала. По их мнению, смысловое запоминание происходит по иным, отличным от механического запоминания, законам

Они утверждают, что подлежащий заучиванию материал является частью контекста определенных смысловых связей.

Представители этой теории стремятся представить память в виде воспроизведения чистых мыслей, которые совершенно не зависят от речевой формы. Ведь они разрывают и противопоставляют запоминание слов и мыслей, приходя к выводам, которые смыкаются с антагонистической теорией.

Упражнения для развития ассоциативной памяти

Мышление с помощью ассоциаций – это основа для творческой деятельности каждого человека. Развивать данную способность не только можно, но и нужно. Лучше всего такое мышление развивается у детей, потому что их голова не заполнена бытовыми проблемами, а как губка впитывает всё новое и интересное. Детское воображение работает намного лучше, чем у взрослых. Они создают необычные и интересные ассоциации к словам, что помогает развить творческие способности у ребёнка.

Взрослые люди тоже могут заняться развитием ассоциативной памяти. Для этого существует ряд упражнений:

Упражнение 1

Нужно взять тетрадь и на чистом листе выписать в столбик все числа от 1 до 100. Далее нужно выбрать 10 чисел, с которыми возникает определённая ассоциация, и выписать их на другой чистый лист. К примеру, 24 – свой возраст на данный момент, 8 – международный женский день, 2- лебедь и т.д. После окончания нужно подождать 3-4 минуты и на 1 листке с оставшимися числами записать напротив каждого ассоциативное событие.

Далее опять выписать ряд чисел с ассоциациями и проделать данные операции пока не закончится столбик. Главное в данном процессе придумывать такие ассоциации, которые надёжно закрепятся в сознании и будут сочетаться с данным числом.

Данное упражнение поможет не только развить память, но и создаст много новых ассоциаций, которые в свою очередь помогут запомнить важную дату или номер телефона.

Упражнение 2

Нужно запомнить ряд разных слов, не связанных между собой. Например: стол, зуб, бык, лампочка, дерево, озеро, гриб, каракатица, автомобиль, носорог, лестница, солнце, кроссовок, зеркало, кошка, шкаф, тумбочка, земляника, рынок, общество, водопровод, ракета, инопланетянин.

Далее нужно придумать ассоциации, чтобы связать все эти слова в записанной последовательности. Начиная с первого слова надо создать образ, и чем ярче он будет, тем лучше образ закрепится в сознании. Картинку к каждому слову нужно осмысливать примерно по 10 секунд. После работы над пятью словами, нужно их повторить для закрепления и продолжить размышлять над следующей пятёркой.

Естественно с первого раза повторить всю последовательность слов не каждый сможет. Расстраиваться по этому поводу не стоит, потому что от частоты тренировок будет зависеть положительный результат. Постоянная работа над собой поможет быстро развиться необходимым навыкам.

Упражнение 3

Нужно придумать первое слово, от которого начнётся развитие ассоциативной цепочки. Отталкиваясь от смысла первого слова, придумайте последующие слова. Например: собака – лай – шум…

Упражнение 4

Нужно придумать два не связанных по смыслу слова. Одно слово будет началом цепочки, а второе её концом. Создание ассоциации будет заключаться в продвижении событий от первого слова к последнему. Например: исходные слова кошка – холодильник. Цепочка: кошка – мышь – сыр – холодильник.

Упражнение 5

Необходимо придумать два исходных слова, а затем создать ассоциации по внешним признакам, форме, цвету, запаху. Исходные слова: тусклый и холодный. Ассоциациями будут: снег, комната, еда, погода.

Упражнение 6

Нужно придумать исходное слово и подобрать такую ассоциацию, которая не будет означать прямую связь или близкий смысл. В данном случае связь должна быть необычной. Например: горшок. Первая мысль, которая придёт в голову – это цветок, растущий в горшке. Но нужно подумать ещё, что можно связать. В горшок можно посадить семена и вырастет лимонное дерево, в свою очередь на нём вырастут плоды лимона. Значит, в конкретном случае слова будут горшок и лимон.

Психоаналитическая теория

Представители психоаналитической теории памяти, основоположником которой является З

Фрейд, особое внимание в рассмотрении сохранения и запоминания информации уделяют бессознательному уровню психики. Психоаналитическая теория памяти показывает значительную роль, которую играют ранние эмоциональные переживания, способные оказывать влияние на всю последующую жизнь

Особое внимание представители данной теории уделяют вытеснению из сознания негативной информации и проявлению ее через юмор, сновидения, оговорки и прочие проявления бессознательного.

Благодаря психоанализу было обнаружено и описано много инте­ресных психологических механизмов подсознательного забывания, связанных с функционированием мотивации.

Коррекция нарушений памяти

Нарушения и расстройства памяти человека во многих случаях при своевременном обращении поддаются медикаментозной коррекции и лечению. Способы коррекции зависят от вида нарушений памяти, при особо тяжелых на излечение не следует надеяться, лишь на облегчение сопутствующей симптоматики. Основная схема лечения строится на следующей терапии:

  • купирование острого состояния (при психозах, травмах);
  • витаминотерапия;
  • психотропные средства (транквилизаторы элениум, диазепам);
  • восстановление мозгового кровообращения (Ноотропил, Винпоцетин, Пирацетам, Гингко Билоба).

В дополнение к лечению назначаются:

  • сбалансированное питание;
  • фитотерапия (шалфей, имбирь, настой из пустырника или валерианы лекарственной);
  • когнитивное развитие памяти помогает держать ее в тонусе до самого преклонного возраста (новое хобби, разгадывание кроссвордов, изучение иностранных языков).

Диагностика нарушений памяти

Основные нарушения памяти должен диагностировать врач, чтобы не пропустить серьезное сопутствующее заболевание (опухоли, деменция, СД). Стандартная диагностика включает в себя комплексное обследование:

  • анализы крови (общий, биохимия, гормоны);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • компьютерная томография (КТ);
  • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).

Психодиагностика нарушений памяти основана на методах А.Р. Лурия:

  1. Заучивание 10 слов. Диагностика механической памяти. Психолог или психиатр медленно по порядку называет 10 слов и просят больного повторить в любом порядке. Процедура повторяется 5 раз, и при повторении врач отмечает сколько из 10 слов были правильно названы. В норме, после 3-го повторения все слова запоминаются. Через час больного просят повторить 10 слов (в норме 8 – 10 слов должны быть воспроизведены).
  2. Ассоциативный ряд «слова+картинки». Нарушения логической памяти. Терапевт называет слова и просит больного подобрать к каждому слову картинку, например: корова – молоко, дерево-лес. Через час, больному предъявляются картинки с просьбой назвать слова соответствующие изображению. Оценивается количество слов и сложность-примитивноть в составлении ассоциативного ряда.

Виды памяти

Память бывает двух видов краткосрочная память или по-другому быстрая и долгосрочная память.

Быстрая память хранит только небольшой набор необходимых объектов, с которыми идет работа в текущий момент. Обычный человек в краткосрочной памяти может хранить от 5-8 разных объектов. Соответственно у тренированного человека эта цифра может быть в разы больше.

Если объект, помещенный в быструю память, может понадобиться человеку в будущем, то после работы с ним он автоматически или волевым усилием человека попадает в долгосрочную память и хранится там пока не потребуется. Потом снова встает вопрос о его необходимости.

Так же память может быть визуальной, аудиальной, тактильной, чувственной, эмоциональной, ассоциативной.

Визуальная память

Визуальная память хранится в образах и картинках. Люди, у которых развит этот вид памяти, называются Визуалами. Эта память способна хранить воспоминания о местах, которые посещали, лица и внешний вид людей, картины, фильмы, и даже тексты.

Аудиальная память

Аудиальная память это речь, звуки и музыка, которую слышит человек. Есть люди, которым намного проще запоминать информацию в звуковом виде, когда им кто-то рассказывает, чем читать книги. Такие люди называются аудиалами.

Tактильная память

Есть так же и тактильная память, такие люди запоминают ощущениями. Им хочется все потрогать и почувствовать, прикоснуться к предмету, оценить его материал: твердость, шероховатость, температуру, эластичность и так далее. Такие люди вспоминают в первую очередь именно эти ощущения, если они знакомы.

Чувственная память

Чувственная память основана на чувствах, когда в первую очередь запоминаются именно чувства: любовь, радость, гнев, страх. Вспоминая что-то, человек вспоминает свои душевные переживания и предметы, как правило, очень сильно ассоциируются с ними. Так одни вещи нравятся, потому что вызывают теплые чувства, а другие отвергаются, потому что напоминают о том, о чем не хочется знать, думать и вспоминать.

Эмоциональная память

Эмоциональная память, она схожа с чувственной, но основана только на эмоциях. Можно объединить эти два вида памяти в один. Многие грамотные маркетологи, когда рекламируют свой товар, стараются в своей рекламе вызвать, как можно больше хороших эмоций, тем самым решается сразу две проблемы:

  1. Во-первых, человек испытывает хорошие чувства и ему этот товар симпатичен, а если эмоции сильные, то он купит его.
  2. Во-вторых, мы хорошо запоминаем то, что нам нравится.

Этот пример приведен для того, чтобы показать, что чем сильнее эмоции, тем лучше запоминаемость. Самые яркие события жизни запоминаются на всю жизнь, особенно если эти события произошли в детстве, потому что ребенок все воспринимает чувствами и эмоциями. А с чувствами и эмоциями очень хорошо запоминаются визуальные образы, музыкальные и звуковые колебания, тактильные ощущения, которые ассоциируются между собой.

Теперь мы подошли еще к одному очень мощному инструменту человеческой психики – ассоциативной памяти.

Ассоциативная память

Ассоциативная память — это мощнейший инструмент, который позволяет создавать связи между разными воспоминаниями и объектами, превратив их в паутину, подобно интернету, где каждое маленькое воспоминание является отдельной страничкой, которая содержит ссылки на другие воспоминания или объекты. Любое написанное мной слово в этом тексте имеет целый список ассоциаций. Выбрите по 5 первый ассоциаций для каждого слова этого предложения и Вы убедитесь, что это действительно так.

Ассоциативную память тоже можно и нужно тренировать. У человека, который хорошо развит на каждое слово будет выходить по несколько ассоциаций, что позволит ему очень быстро вспоминать, генерировать идеи, домысливать ситуации и так далее.

Так же чем больше ассоциативных связей ведут к воспоминанию или объекту воспоминания, тем лучше оно помнится и быстрее вспоминается. Такой объект вы можете полностью забыть, как только «порвутся» все ассоциативные связи. И можно легко вспомнить, когда появится такая связь, подобная ссылке на нужный материал в сети Интернет, в котором Вы сейчас читаете этот текст.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]