Что такое публичное выступление
Публичное выступление — это комплексное понятие, которое объединяет выступление перед аудиторией, на открытых площадках, по телевидению, а также общение с руководством, работодателем и просто дружеское общение в компании хороших знакомых. Знания психологии публичного выступления пригодятся в любой ситуации, где нужно проявить свои лучшие качества, продемонстрировать умение коммуницировать, презентовать свои профессиональные навыки. Успешный устный спич — это не просто беседа, а подписанный контракт, новая работа, деловые партнеры, признание общества. Цель публичной эскапады — заинтересовать аудиторию, чтобы слушатели ловили ваше каждое слово, жест, реагировали на интонации голоса, это умение вдохновить людей своми идеями.
Если говорить о прагматичном вещании перед аудиторией, как форме делового общения — это воздействие на аудиторию не только словами, но также позой, мимикой, жестами, паузами, ритмом речи, визуальным контактом, силой голоса. Это требует от оратора владения собственным голосом, телом, мимикой лица, соблюдения особых правил и применения специфических техник.
Такое искусство освоит далеко не каждый человек. Из нашего материала вы узнаете — что такое публичное выступление, его виды и формы, и, как успешно выступить перед публикой.
Правила подготовки и основные приемы
Опытные ораторы при подготовке выступления соблюдают определенные каноны:
- Ответственно относятся к определению темы: она должна быть конкретной, не подразумевать большого количества информации, базироваться на опыте из жизни рассказчика или на требованиях заказчика либо соответствовать тематическому плану и учебной программе (для учителей и преподавателей).
- Продумывают и формулируют название, точно выражающее суть выступления. В заголовке используют понятные слова, избегают сложных терминов и длинных предложений.
- Определяют цели выступления для выступающего и для слушателей, которые прямо или косвенно доводятся до аудитории. Чаще всего речи произносят с целью:
- информировать;
- сформировать мнение;
- изменить точку зрения;
- оказать воздействие на сознание людей и побудить к действию.
- Подбирают, изучают и анализирует информацию из:
- официальных источников,
- научной и научно-популярной литературы,
- справочной литературы,
- статистических данных,
- публицистики,
- интернет-ресурсов.
Важно! Сведения берут из нескольких источников и тщательно обрабатывают.
- Анализируют состав предполагаемых слушателей и общую обстановку в помещении. Текст выступления составляется с учетом возраста, социального статуса и интересов аудитории (дети воспринимают информацию иначе, чем взрослые).
- Работают над содержимым речи:
- составляют план,
- отбирают материал,
- подбирают стиль речи,
- композиционно и логически выстраивают части выступления,
- трудятся над написанием полного текста,
- записывают тезисы и конспект сообщения (некоторые докладчики используют рассыпные или карточные конспекты).
Подготовка к выступлению
Типы и формы выступлений перед публикой
Типы:
- информационная речь — используется в докладах на политическую или научную тематику, лекциях для студентов, выступлениях перед учениками, рассказах о каком-либо явлении;
- протокольно-этикетная — в такой форме приветствуются делегации, готовится поздравление с днем рождения или юбиляру, вступительное или заключительное слово на официальном мероприятии;
- развлекательная — любая неофициальная речь (тост, рассказ из жизни о забавном происшествии);
- убеждающая — главная цель — убедить слушателей в правоте выступающего, продемонстрировать правильность позиции и суждений, применяется в рекламных роликах, политических, научных дискуссия, программах агитации.
Важно! Одна речь может иметь разные цели, в результате типы выступлений перед публикой сочетаются и получаются информационно-убеждающие или информационно-развлекательные.
Формы выступлений перед аудиторией:
- доклад — обращение на важную тематику (социальную, научную, медицинскую), продолжительность от четверти часа до 3 часов;
- сообщение — короткий спич, посвященный одной теме, максимальная продолжительность 10 минут, обязательно содержит факты, статистические сведения;
- выступление — краткое сообщение продолжительностью до 5 минут, тематика выбирается заранее или возникает в результате обсуждения конкретной темы;
- лекция — изложение конкретной темы специалистом с использованием научных фактов, продолжительность в диапазоне от четверти часа до 1,5 часов;
- беседа — диалог лектора со слушателями, тематика и формат определяются заранее, временными рамками не ограничивается, предполагает вопросы аудитории, ответы оратора.
Как подобрать для себя тему?
Тема может стать основой успешной речи, только если она будет соответствовать пяти требованиям:
- актуальность. Никому не интересно слушать об устаревших вещах, которые никак не влияют на нынешнее (или хотя бы будущее) положение;
- перспектива. Если предложенные идеи не решают проблем, в них нет смысла;
- знания. Без должной осведомленности в теме нельзя построить логических суждений, тем более — объяснить их другим людям;
- заинтересованность спикера. Запал, воодушевление рассказчика передается слушателям. Чем сильнее автор увлечен тематикой — тем легче зрителям перенимать этот азарт;
- интерес публики. Важно заранее определять целевую аудиторию. Доклад “Особенности разборки и чистки автомата” вряд ли придется по душе гуманитариям.
Выполнение этих условий поможет подобрать хорошую тему и обеспечить успех речи.
Особенности публичной речи
Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.
Речь оратора имеет ряд особенностей:
- Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменные настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
- Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
- Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
- Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.
Возможные ошибки
Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки:
- Демонстрируют отсутствие уверенности (докладчик слабо знает освещаемый вопрос или боится людей).
- Начинают оправдываться и утрачивают доверие слушателя.
- Не иллюстрируют речь примерами из опыта или из литературы.
- Используют излишнюю жестикуляцию и хаотичную мимику (для контроля за языком тела анализируют видеозапись выступления и избавляются от ненужных движений).
- Не точно подбирают слова и составляют предложения (например, частое использование отрицательных частиц приведет к неправильному пониманию текста).
- Уделяют мало внимания подготовке.
- Монотонно читают сообщение без юмористических отступлений и не поддерживают зрительный контакт.
- Не используют паузы для удержания внимания – остановка на 10 секунд пробудит любопытство у всех отвлекшихся.
- Показывают излишнюю серьезность, самоуверенность и сверхэрудицию.
- Употребляют большое количество слов-паразитов.
- Суетятся или, наоборот, зажимаются.
Важно! Качественная подготовка и неоднократные репетиции позволяют избежать многих ошибок.
Ошибки оратора
Составление и использование плана
Часто выступающие люди понимают важность правильно составленного плана, в который обычно включают:
- продуманный способ зацепить публику;
- вводную часть, очерчивающую некую проблему, понятную и близкую слушателям;
- краткий перечень основных идей выступления;
- основную часть, содержащую не более 3-4 ключевых моментов, чтобы не перегружать аудиторию информацией;
- заключительную часть, в которой делаются четкие и значимые выводы по всему выступлению.
План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей.
Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план (лучше тезисный), который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы.
Психологические приемы влияния на партнера во время делового общения
Эффективность делового общения зависит от глубокого знания предмета разговора, создания атмосферы взаимного доверия, умения обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов. При подготовке к беседе определите: что необходимо и уместно сказать, что обязательно вызовет интерес партнера. Ваше поведение на встрече должно нести отпечаток вашей личности.
При ведении деловых бесед придерживайтесь следующих правил:
Соблюдайте срок договоренности с точностью до минуты. Дайте понять партнеру, что вы человек надежный. Постарайтесь установить хорошие отношения с сотрудниками вашего партнера. Узнайте имена всех участников беседы. Запомните или запишите их и обращайтесь к каждому по имени. Тщательно готовьтесь к началу беседы. Продумайте, какие вопросы может поставить вам партнер в начальной части. Попытайтесь устранить факторы, мешающие ходу беседы.
Будьте интересным собеседником. Если вы создадите непринужденную обстановку, партнеру доставит удовольствие иметь с вами дело. Беседа с вами должна стать для него событием. Не будьте назойливым, не проявляйте ни чрезмерного рвения, ни суетливости. Внесите немного юмора в разговор, но не плоские шутки или банальные высказывания. Придерживайтесь дружелюбного тона. Чаще улыбайтесь, если обстоятельства беседы позволяют.
Говорите спокойно, внятно и убедительно. Держитесь независимо. Не показывайте нервозного, беспокойного или рассеянного настроения, если оно возникло у вас до беседы. Не позволяйте партнеру довести вас до раздраженного состояния или сбить с толку. Сдерживайте эмоции и волнение, спокойнее реагируйте на его высказывания.
Не избегайте обсуждения сложных и щекотливых вопросов — обязательной части деловых бесед. Будьте непреклонны, но сохраняйте при этом хладнокровие. Проявляйте уважение к мнению партнера. Не говорите ему прямо, что он не прав. Если он делает заявление, с которым вы не согласны, лучше начинать со слов: «Я считал иначе, но, возможно, я ошибаюсь. Давайте проверим факты». Эти слова могут обезоружить собеседника, который ожидал возражений.
Деловая беседа — это открытый диалог. Побуждайте партнера больше высказываться. Внимательно слушайте его. Если в беседе участвуют несколько человек, поощряйте каждого высказать свое мнение, оставляя за собой право выступить последним. Не перебивайте говорящего. Тем самым вы можете уточнить, развить и интерпретировать его мысли в выгодном для вас направлении.
Выражайтесь конкретно, а не отвлеченно. Излагайте подробности, факты, цифровые данные. Не просто говорите, а подкрепляйте сказанное записями или схемами. Подключайте визуальные средства. Вручите некоторые материалы партнеру. Во время беседы у вас под рукой должны быть в распоряжении все необходимые материалы. Их следует держать в полном порядке.
Ведите беседу настойчиво, энергично и конкретно. Не пытайтесь сломать партнера «бурным потоком» речей и большим числом аргументов, не давая ему вставить слово. На вопросы партнера давайте прямые, деловые ответы. Применяйте те специальные термины, которыми пользуется партнер. Не употребляйте слов, смысл которых понятен только вам. Излагая какую-либо информацию, делайте паузы, чтобы дать возможность вашим словам воздействовать на собеседника.
Больше оперируйте вопросами, особенно такими, которые заставляют партнера согласиться с вами. Задавая вопросы, вы имеете возможность:
- получить информацию;
- проанализировать условия, выдвигаемые партнером;
- установить новые обстоятельства, влияющие на вашу позицию;
- проверить воздействие вашего высказывания;
- выслушать мнение, противоположное вашему.
Помните, что ваш партнер не только логично рассуждает, но и имеет эмоции и предрассудки, может быть тщеславен и честолюбив. Используйте эти обстоятельствав своих целях. Старайтесь целенаправленно затронуть мотивы, которые движут партнером. Представьте список преимуществ, которые он получит, согласившись с вашими предложениями. Приведите ему доказательства в пользу этих преимуществ:
- он стремится к безопасности — покажите ему программу,
- обеспечивающую безопасность;
- стремится к признанию — покажите, что вы его сторонник;
- стремится к экономической выгоде — покажите ему расчеты, доказывающие, что он может выиграть, снизить расходы или избежать их вовсе, повысить эффективность;
- стремится к удобствам — покажите в деталях, что может
- обеспечить ему удобства.
Наблюдайте за тем, как он воспринимает происходящее. Предоставьте ему возможность сохранить свою репутацию и удовлетворить тщеславие. Сопровождайте положительными комментариями некоторые его высказывания. Скажите, что его идеи производят на вас большое впечатление. Идите на уступки, которые важны для поддержания престижа партнера и принципиально не меняют желаемого вами результата. Попытайтесь, делая запланированную уступку, побудить этим партнера к положительному ответу. Иногда бывает полезно позволить ему дать вам совет или оказать помощь.
Подводя предварительные итоги, выявите, по скольким вопросам достигнуто согласие и сколько вопросов остались открытыми. С учетом проведенной беседы составьте план дальнейшей работы с партнером.
Памятка по технике установления контакта:
- установить визуальный контакт (посмотреть на лицо, в глаза собеседнику)
- установить контакт на одном горизонтальном уровне (стоя или сидя)
- установить вербальный контакт
- добиться ощущения понимания (получить три утвердительных ответа)
- сформулировать и высказать «три истины» (истинные высказывания о себе и о партнере по общению).