Панибратство против формальности, или когда наступает время для формализации служебных отношений?


Наличие социального взаимодействия, то есть отношений в коллективе — один из важнейших элементов сохранения психического здоровья человека. Ну не могут люди, помимо редких исключений, жить без социума. Вспомните хотя бы героя Даниэля Дефо прославленного Робинзона Крузо, который сразу же приободрился, встретив Пятницу. Такая тяга к общению заметна и в условиях офисных джунглей. Не зря вопрос «Как коллектив?» задается одним из первых тому, кто только устроился на работу, причем подразумевается вовсе не профессиональный уровень новых коллег, а их личностные качества и характеристики. Когда же отношения между коллегами должны иметь чисто формальный характер, и может ли навредить работе неформальный стиль ведения бизнеса? Об этом и пойдет речь далее.

Что такое межличностные взаимоотношения

Межличностными отношения — этоотношения, возникающие непосредственно между личностями (двумя людьми или в группе) в процессе общения, сотрудничества друг с другом. Их отличительные особенности: взаимность, непосредственный контакт. Успешность межличностных отношений зависит от трех составляющих:

  1. Взаимопонимание. С одними людьми человек сразу находит «общий язык», других не может понять. Взаимопонимание достигается при наличии общих взглядов на жизнь, целей, интересов, схожести в характерах. Кроме того, желание понять другого, должно быть взаимным, заинтересованность в общении должны проявлять оба собеседника;
  2. Взаимодействие – это способность осуществлять совместную деятельность, объединять усилия для достижения ожидаемого результата. Если цели участников отношений отличаются, о взаимодействии не может идти речь. Только наличие общей цели, задач, может сплотить разрозненную деятельность людей;
  3. Взаимовосприятие–это оценка людьми физических характеристик и умственных способностей друг друга. В процессе познания внешних особенностей и качеств характера собеседника, у человека формируется ответная реакция на данную личность.

Пример. У 7-б появился новый учитель биологии. У педагога с классом сразу установились хорошие взаимоотношения. Он так интересно организовывал деятельность на уроках, что все учащиеся стали с радостью выполнять домашнее задание, хотя раньше этого не делали.

Межличностные отношения могут возникать между людьми по их личному желанию или под воздействием внешних факторов.

В первом случае, намного легче будет достичь взаимопонимания, так как желание общаться было совместным, общность интересов притянула людей друг к другу. Во втором – могут возникать конфликты, разногласия между участниками межличностных взаимоотношений, так как их объединила чья-то воля, решение, что им нужно сотрудничать.

Пример. Школьный класс формируется школьной администрацией, а не в результате личных пожеланий учеников. Не все одноклассники в классе подружатся друг с другом, у некоторых могут возникать конфликты из-за взаимного неприятия.

Взаимная выгода

Любое производство образуется для получения материальной выгоды. Исключения составляют предприятия социальной сферы. Но так или иначе любая деятельность направлена на достижение определенного результата, вследствие которого производство может считаться эффективным. С этой целью происходит объединение внешней и внутренней мотивации персонала.

Кроме того, на отношение сотрудников к работе влияет материальная заинтересованность, но не является определяющей. Этот вид мотивации подчиненных многие руководители считают основным, переоценивая его влияние. Исследования показали, что такая система стимулирования работает только на начальных этапах, но на перспективу не оказывает воздействия. Однако всем известно, что от форм работы, используемых долгое время, очень трудно отказаться.

Согласно отработанной схеме, материальное стимулирование сотрудников нижнего звена прямо пропорционально отношению работника к работе: чем лучше результат, тем больше заработная плата и премиальные бонусы.

К управленческому персоналу иной подход: чем выше прибыль предприятия или организации, тем значительнее премиальные и прочие доплаты мотивирующего характера.

Симпатия и антипатия

Основой для межличностных отношений является чувство симпатии и антипатии. Симпатия — это чувство расположения к человеку, положительной оценки его нравственных качеств, внешности, особенностей характера. Симпатия сближает людей друг с другом, создает идеальные возможности для успешного сотрудничества. Проявление симпатии выражается в дружелюбном расположении к человеку, выражении интереса, благожелательности.

Симпатия возникает естественно и спонтанно, часто ее причиной является совпадение взглядов и интересов. Невозможно насильно заставить человека чувствовать симпатию или антипатию к другому. Поэтому, симпатия должна быть взаимной для успешного взаимодействия.

Антипатия к человекупроявляется как чувство неприятия, внутреннего недовольства поведением и внешним обликом другого. Такой человек может беспричинно раздражать просто одним своим присутствием, вызывать плохие эмоции. Антипатия является плодотворной основой для межличностных конфликтов, разногласий, соперничества.

Причины антипатии могут быть неясны даже для человека, испытывающего это чувство. Иногда, она возникает как реакция на непохожесть другого, его кардинальные отличия от остального общества, может быть связана со сложившимися стереотипами.Стереотипы — это утвердившееся в обществе мнение о представителях той или иной группы, часто бывает ошибочным, преувеличенным.

Примеры стереотипов: все девочки глупые, мальчики не должны плакать, женщина за рулем хуже ядерного оружия, все богатые — жадные.

Таким образом, даже не зная толком человека, к нему может заранее сформироваться предвзятое мнение, антипатия.

Метод подкрепления

Название данного способа позаимствовано из направления зоопсихологии, изучающего реакции животных в ответ на направленное воздействие. Схожесть реагирования друзей наших меньших и человека заметила американская дрессировщица Карен Прайор, работая с дельфинами. Эти удивительные морские млекопитающие откликались на подкрепление малейших изменений поведения, приближающихся к желательному. Результат — каскад сложнейших трюков.

Этим же методом пользуются талантливые режиссеры или дирижеры, отмечающие мельчайшие нюансы исполнения и подкрепляющие их одобрительными фразами или даже простым кивком головы. Но в итоге оркестр звучит потрясающе, а актерская игра становится гениальной.

Если кратко, то подкрепление — это действие, происходящее во время происходящего желательного (нежелательного) события или сразу же после него. Как мы уже знаем, мотивирование может быть как положительным, так и отрицательным.

Во временном объединении действия и подкрепления — вся суть процесса, которая названа модификацией поведения. Можно ли считать это манипуляцией? Тогда напрашивается и другой вопрос: как следует воспринимать систему штрафов и премий? В данном контексте — продолженной во времени манипуляцией.

Одним из эффективных способов, практикуемых в компаниях руководителями новой формации, можно считать «джокер». Его суть в организации сюрприза для сотрудников, который может произойти в любой день. В определенный момент руководитель предприятия или компании объявляет остановку всех рабочих процессов и приглашает всех специалистов на неожиданный фуршет, который может быть дополнен музыкальным сопровождением и выступлением приглашенных артистов. Практика показывает, что подобного рода сюрпризы существенно улучшают микроклимат на предприятии, а также и производительность труда.

Как бы то ни было, при формировании стратегии мотивирования сотрудников следует учитывать несколько составляющих:

  1. Прежде всего, объективная оценка отношения к работе специалиста.
  2. Затем его индивидуальные особенности характера, выявленные в ходе тестирования.
  3. Подбор тех вариантов мотивирования, которые подходят данному сотруднику.
  4. Важно определить степень удовлетворенности сотрудника оценкой его вклада в общее дело.

Что же касается перечня возможный поощрительных вариантов, то он включает в себя как стандартные, много лет используемые на разных видах предприятий, так и эксклюзивные, внедрение которых только начало практиковаться.

Неформальные отношения

Межличностные отношения могут различаться по наличию или отсутствию определенных правил общения, взаимодействия. В связи с этим выделяют следующие виды межличностных отношений: неформальные (личные) и формальные (служебные).

Неформальные отношения складываются синхронно, на основе чувств симпатии, родства, расположению друг к другу. Такие отношения регулируют сами участники взаимодействия, не подчиняясь каким-либо установленным извне правилам. К неформальным относятся отношения между друзьями, родственниками, приятелями, одноклассниками.

Пример. Друзья сами решают, когда и во сколько им пойти на прогулку, за опоздание на встречу друг не будет наказывать своего товарища. Общение между ними происходит на равных, строго установленных правил межличностного взаимодействия нет.

Неформальные отношения складываются по собственной воле участников взаимодействия, они проявляют высокую избирательность, внимательно изучая личные качества индивида. Это не зря, ведь такие взаимоотношения самые близкие, и человека нужно хорошо узнать, прежде чем с ним дружить, ему доверять.

Так же неформальные отношения могут прерваться, по обоюдному желанию, или даже воле одного из участников. Часто друзья прекращают общаться из-за нанесенной обиды, неоправданных надежд, ожиданий. Зачастую, это временные разногласия, после которых следует примирение, но иногда друзья расстаются на всю жизнь.

Плюсы формальности

Тут есть 2 точки зрения, и скажу сразу – то, что плюсы формальности для человека, который относится ко всему формально, то будет минусами для человека, который «с коллективом».

Для человека, который относится ко всему формально – это порой единственный выход из ситуации, чтобы остаться на работе и не быть белой вороной.

А для человека, который «с коллективом» — это катастрофа. Формальность они видят в страшном сне – как же так, куда делись те дружеские отношения в коллективе? Нужно уходить, а куда? Хватаются за голову и начинают паниковать, а поддержать то некому, коллектив ушел.

Замечу, человек, который нуждается в поддержке – это слабый и зависимый человек.

Если часть коллектива или весь коллектив пытается скрыть формальность, то это все тщетно. Она видна практически как на ладони:

  • она ощутима, ее чувствуют все;
  • она заметна, иногда просто в открытую;
  • ее не скрыть.

А если посмотреть со стороны, то такой коллектив выглядит дружным и все вроде бы в нем хорошо, порой даже идеально.

Дружба, товарищество

Для каждого человека надежные друзья представляют большую ценность. На тему важности дружбы в человеческой жизни есть множество поговорок, пословиц, сказок. Приятелей, знакомых, товарищей может быть много, но друзьями становятся лишь избранные, единицы.

Дружбаэто бескорыстные межличностные отношения, основанные на симпатии, привязанности, общности взглядов на жизнь и целей. Настоящих друзей, от приятелей отличают следующие качества:

  1. Умение и желание прийти на выручку в трудную минуту;
  2. Способность хранить тайны (так устанавливаются доверительные отношения);
  3. Отсутствие зависти, чувство радости в случае внезапной удачи, счастья выпавшего на долю друга;
  4. Сопереживание, заинтересованность в жизни друга, его благополучии;
  5. Верность своему слову.

Чтобы обрести настоящего друга, нужно самому стараться обладать вышеперечисленными качествами, ведь друзей выбирают по общности интересов, характера, восприятия мира.

Товарищество это взаимная помощь, уважительное отношение и благожелательность между участниками отношений. Товарищи не так близко и доверительно общаются как друзья, но их отношения так же построены на симпатии, общности интересов. Чаще всего, товарищами становятся, занимаясь общей деятельностью: учебой, работой, продвижением к общей цели.

Пример. В 6-а учится 25 человек. У всего класса сложились хорошие отношения, нет конфликтов. Все одноклассники являются друг другу товарищами, но у каждого в классе есть только 1-2 настоящих друга.

Формальные отношения

Формальные отношения этоофициальные межличностные взаимоотношения, подчиняющиеся определенным правилам, установленным извне. Они подчинены определенному порядку взаимодействия, где каждому участнику взаимоотношений отводится своя роль. К официальным (формальным) относят взаимоотношения между: офицером и солдатами, учеником и учителем, прорабом и рабочим, администратором ресторана и официантом, директором и секретарем.

Примеры формальных отношений

Сфера взаимоотношений, участники Принятые правила Наказание за нарушение правил
Армия (участники взаимоотношений служащие высших и нижних чинов) Нижестоящие чины должны подчиняться приказам вышестоящих, военнослужащие должны придерживаться правил воинского устава. Внеочередное дежурство, отправление на гауптвахту. Если неисполнение приказа причинило существенный вред интересам службы, за него устанавливается уголовная ответственность.
Школа (учителя, ученики) Ученики обязаны вовремя приходить на занятия, выполнять домашнее задание, носить школьную форму, придерживаться дисциплинарных правил. Учителя вправе наказывать учеников плохими оценками, выставлением неудовлетворительного поведения, вызовом родителей в школу.
Магазин (продавец-покупатель) На каждом товаре должна быть указана цена, срок годности. Покупатели должны рассчитываться в полном объеме за приобретаемый товар. Если товар оказался просроченным покупатель вправе возвратить его в магазин. За обман продавцом своих покупателей следует штраф, в некоторых случаях уголовная ответственность. Штраф или уголовная ответственность ждет покупателя решившего не расплатиться за товар.

Таким образом, к формальным относят все межличностные отношения,правила которых закреплены в документально.

Производственные отношения

Одна из разновидностей формальных межличностных взаимоотношений – это производственные отношения. Они регулируются трудовым кодексом – списком законов, устанавливающих права и обязанности работника и работодателя. Так за работником закрепляются обязанности:

  • Своевременно приходить на свое рабочее место;
  • Выполнять должностные обязанности;
  • Соблюдать технику безопасности на производстве;
  • Работать по графику, в строго отведенное время (стандартная продолжительность рабочего дня 8 часов).

Директор вправе наказать рабочего за несоблюдение правил, обязанностей, должностных инструкций. В первый раз он может ограничиться устным предупреждением, в следующие разы последуют штраф, выговор, увольнение с работы.

При этом кроме обязанностей за работником закреплены некоторые права:

  • На своевременную выплату заработной платы;
  • Предоставление очередного отпуска;
  • Предоставление больничного;
  • Получение премий за усердный труд, перевыполнение норм производства.

Производственные отношения регулируются на основе закона, главным документом работника является его трудовая книжка.

Диагноз – кризис неформальности

Можно выделить ряд симптомов, которые говорят о том, что бизнес переживает кризис неформальности:

неуправляемость. В самом начале все задания подчиненным исходят со стороны директора. Но с ростом численности подчиненных, руководитель не в силах запоминать рамки ответственности каждого отдельного сотрудника. В конечном итоге начинается настоящая путаница – появляются дублирующие и даже взаимоисключающие приказы.

нехватка времени. Исполнители не успевают выполнять работу в срок. Авралы становятся нормой, а многим сотрудникам приходится дневать в офисных застенках круглосуточно.

снижение эффективности управления финансами. Деньги уходят как вода. При этом присутствует рост прибыли, а под конкретные проекты и задачи средств недостает.

повышение уровня конфликтности. Так как сотрудники не успевают справляться с накапливающимися объемами работы, штат компании растет и расширяется. В компанию приходят более профессиональные специалисты, нежели работающие с самого основания компании. Постепенно положение дел приобретает состояние «холодной войны» между «старичками» и новыми сотрудниками. Психологический климат ухудшается, и работать перестают все.

Международный опыт. Глава компании BKG Марк Федин, в прошлом военный, отмечает, что формализовать должным образом отношения в компании ему помог опыт службы ВМФ. Когда Федин пришел в компанию, в ней было всего 15 человек, и был принят неформальный стиль работы – все занимались всем. Когда же число сотрудников начало расти, ситуация постепенно стала выходить из-под контроля. К примеру, в ходе переговоров с потенциальными клиентами участвовало одновременно несколько консультантов, в результате клиенты не понимали, к кому им следует обращаться для решения вопросов. В результате было принято решение разграничить должностные обязанности.

Основные правила общения

Межличностные взаимоотношения регулируются правилами этикета, нормами морали и нравственности. Этикет предписывает нормы поведения в обществе, в том числе и в процессе межличностного взаимодействия, общения.

Правилам культуры общения обучают с раннего детства. Это необходимо, для создания в обществе взаимоуважения, благожелательного отношения. К общим правилам общения относятся: выражение приветствия знакомым людям, доброжелательный негромкий тембр голоса, уважительное отношение к собеседнику (его нельзя перебивать, нужно предоставить возможность высказаться).

Правила общения со сверстниками отличаются от общения со старшими людьми. К равным по возрасту, хорошо знакомым людям можно обращаться на «Ты». К старшим, вышестоящим по званию, незнакомцам — принято обращаться на «Вы».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]