- 12 Сентября, 2018
- Психотерапия
- Валентина Буравлева
Изначально данный подход в терапии назывался недирективным. Через время он получил название клиент-центрированного. Лучшим образом данный вид терапии был описан в работах Карла Роджерса.
Становление подхода
Роджерс — автор многочисленных книг, профессор психологии, а также основоположник клиент-центрированной терапии — в определенный момент времени ощутил неудовлетворенность теми принципами, что использовались в терапии в его время. Он решил заняться разработкой собственного подхода. Традиционные методы, которые были ориентированы на диагностику, практически перестали себя оправдывать. Формирующиеся идеи клиент-центрированной терапии Карла Роджерса, на удивление для него самого, не стали повторением предыдущих концепций в психологии. Они положили начало новой теории. Опыт преподавательской, научной и психотерапевтической работы позволил заложить прочный фундамент роджерианской концепции.
История
В опубликованной в 1951 году книге «Терапия, сфокусированная на клиенте» американский психолог и психотерапевт Карл Роджерс (1902–1987) высказал идею, которая радикально изменила понимание психотерапии: не терапевт, а клиент является экспертом для самого себя.
Книга была раскритикована психотерапевтами разных направлений, усмотревшими в позиции Роджерса угрозу традиционным директивным методам. Но уже следующая его книга — «Становление человека» (1961) — стала бестселлером. За свою деятельность, основанную на, казалось бы, предельно простых идеях гуманизма, Карл Роджерс был номинирован на Нобелевскую премию мира.
Философия клиент-центрированной терапии Роджерса кратко
В психологии того времени было принято считать, что по внутренней природе человек отличается иррациональностью, низким уровнем социализации, а также стремлением к разрушению. С позиции теории Роджерса, люди, напротив, являются социализированными и оптимистичными.
Если же в каких-либо случаях и проявляются антисоциальные переживания, проявляющиеся в процессе терапии (злость, раздражение, враждебность), то в действительности они являются естественной реакцией на фрустрацию в удовлетворении потребностей в любви, защите, счастье и пр. Поэтому нет смысла пытаться контролировать негативные реакции; необходимо уделить внимание тому, чтобы человек имел возможность получить достаточно любви, внимания, позитивных переживаний, которые будут уравновешивать друг друга. Например, потребность в дружеском общении может уравновесить агрессивность.
Участие в проблеме с помощью вербальных и невербальных сигналов
Делается это при помощи специальных вопросов (вербальные методы), а также посредством тонального понижения голоса (невербальные методы). Например, терапевт произносит фразу: «Я чувствую, что вам несладко пришлось в данной ситуации (понижение тона голоса)». Тональные изменения словно приглашают клиента «упасть» вниз, начать рассказывать подробнее о проблеме. Одновременно реакция психотерапевта может быть и не так выражена. Психолог должен ощущать, есть ли у клиента желание поговорить о данной проблеме, и насколько долго он будет способным это делать.
Почему не нужно формулировать вопросы вместо клиента
Психотерапевт сопровождает человека не в его погружении в саму проблему, а в глубины его эмоциональных переживаний, которые являются на данный момент актуальными. Немало клиентов не могут сформулировать правильно собственную проблему, поэтому часто оказывается бессмысленным требовать от них этого. Формулирование вопроса может быть опасно еще и тем, что направляет ход разговора, а также снова вводит клиента в проблему. Если вместо обратившегося за помощью начать выстраивать предположения о его чувствах или же пытаться сформулировать проблему, то терапевт будет направлять его, что может негативно сказаться на открытости клиента. Последний может заблокироваться и перестать рассуждать о своих переживаниях.
Например, девочка-подросток жалуется на то, что у нее нет друзей в школе. Терапевт может сказать: «Вы ощущаете себя очень одинокой», «Как думаете, в чем заключается причина этого?», «Как часто это происходит?» Подобные вопросы заставляют задуматься над обстоятельствами в интеллектуальном ключе, и клиент прекращает разговор о своих чувствах.
Главный принцип клиент-центрированной терапии – находиться в ее процессе рядом с клиентом. И поэтому вопросы терапевт должен задавать не для себя, а для самого обратившегося. Они должны помогать ему отправляться все дальше вглубь своих чувств.
Эмпатия в работе Роджерса
Когда терапевт неточен, клиент отвечает: «Нет, это не так» (возможны другие более мягкие или более резкие аналогии). Опять же, если таких «нет» много, клиент не чувствует себя понятым. В то же время, даже если эмпатические ответы терапевта не очень точны, клиент может испытать удивительное чувство соприсутствия. Важна не столько точность понимания клиента сама по себе, сколько интерес терапевта к миру клиента. Эмпатия — это процесс, в котором терапевт становится все ближе и ближе к мыслям и чувствам клиента. Точная эмпатия — это идеал.
При обращении к клиенту неоднократно подчеркиваются определенные значимые переживания. Если терапевт конкретно отвечает на них (обращается к ним), то терапевтический контакт состоялся. Например, одна женщина рассказала психотерапевту, что ее 13-летняя дочь встретила мужчину, который на два года старше ее дочери и состоит на учете в полиции по делам несовершеннолетних. Женщина боится за свою дочь и не хочет, чтобы она училась на собственных ошибках в жизни (страх был выражен в этом моменте). Она также боится, что потеряет контакт с дочерью, если не разрешит ей дружить с мальчиком. В этом случае возможен следующий терапевтический ответ: «Да, очень трудно учиться на собственных ошибках». Когда эмпатическое реагирование терапевта оказывается успешным, клиент начинает говорить совсем не те вещи, которые он готовил заранее, и часто, к собственному удивлению, обнаруживает в терапевтической беседе свои самые глубокие чувства. Роджерс писал, что клиент-центрированная терапия рассматривает перцептивное поле клиента как основу для понимания клиента, что погружение во внутренний мир клиента дает значительные преимущества. Поведение клиента можно лучше понять как возникающее из его перцептивного мира. Мир, воспринимаемый клиентом, является его истинной реальностью. Эмпатия — это «вхождение в личный перцептивный мир другого и его глубокое переживание». Она подразумевает чувствительность к постоянно меняющимся сенсорным впечатлениям другого, которые плавно перетекают одно в другое — к страху, или гневу, или нежности, или смущению, или к тому, что он или она испытывает. Эмпатия означает временно жить в жизни другого, мягко перемещаясь в ней без осуждения; эмпатия означает чувствовать смыслы, о которых он или она едва осведомлены…». . В приведенном примере женщина начала говорить о себе, о своих недостатках в жизни, которые мешают ей быть с любимым человеком, как будто она забыла о первоначальной просьбе.
Эмпатия Роджерса имеет следующие характеристики: Во-первых, эмпатический процесс сохраняет собственную позицию эмпата, поддерживая психологическую дистанцию между ним и эмпатируемым, или, другими словами, отсутствие идентификации между переживаниями эмпатируемого и эмпата в эмпатии (что, собственно, и отличает этот процесс от фенотипически сходного процесса идентификации). Во-вторых, наличие в эмпатии сопереживания (каким бы ни был знак переживания эмпата), а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии) эмпата к сопереживаемому. В-третьих, это динамичный процесс, а не статичное состояние. Эмпатия означает переживание мира клиента так, как если бы это был мир самого терапевта, но обязательно без потери этого «как если бы».
В отношении каких характеристик клиента психотерапевт должен проявлять эмпатию? Очевидно, что некоторые мысли, эмоции и поведение напрямую вытекают из проблем человека, а некоторые — из здоровой части личности. Эмпатия к личности в целом является условием освобождения от защитных механизмов (искажения и отрицания опыта), а эмпатия к здоровым аспектам — механизмом поддержки конструктивных начал личности.
Техника правильного «отзеркаливания»
Данный метод клиент-центрированной терапии позволяет в течение всей сессии оставаться «рядом» с обратившимся. Например, клиент, который пришел на прием, может сказать приблизительно следующее: «Сегодня ночью я увидел во сне мою мать. Пока я ехал к вам, постоянно думал только о ней. Как я устал от этого всего. У меня проблемы и дома, и на работе, и с детьми…»
Неопытный специалист, работающий в рамках клиент-центрированной психотерапии, может дать следующие ответы, однако они будут неверными:
- «Я вижу, что у вас немало серьезных проблем». Такая реакция терапевта, по сути, является директивной, поскольку заставляет обратившегося вести разговор только о проблемах. Но клиент имеет право сам выбирать, о чем ему говорить.
- «Вы многое рассказали, расскажите еще что-нибудь». Такой ответ имеет характер давления.
- «Есть ли вещи, помимо этих, которые приносят вам радость?» В подобном ответе проявляется эмоциональная «глухота» по отношению к клиенту. Обратившийся как бы слышит: «Что вы все о плохом да о плохом. Давайте лучше о хорошем».
- «У меня тоже был подобный опыт, я понимаю вас». Данный ответ не является сопровождением клиента в проблему.
Удачным будет следующий ответ терапевта, который проводит сеанс в русле клиент-центрированной психотерапии: «Да, с вами многое сейчас происходит…» После этого терапевт некоторое время ожидает в тишине. Сам обратившийся решает, о чем ему стоит говорить и требуется ли ему дальнейшая помощь.
Результаты психотерапии
Изменения клиента идут в направлении повышения дифференцировки реакций и непосредственности переживания чувств. В результате психотерапии происходят следующие изменения:
- повышается открытость опыту;
- усугубляются переживания;
- повышается доверие к собственным проявлений, к самому себе;
- формируется внутренний локус оценки;
- усиливается готовность войти в «процесс жизни»;
- углубляется знания о себе в процессе переживания.
С принятием своего опыта и переживаний всегда связан значительный риск.
Только небольшая часть личности эго-идентифицирована, или эго-синтонного, то есть принадлежит сфере Эго. Некоторые личные проявления (черты, переживания) не является эго-синтонного и образуют сферы «не-Я» и «симптоматика». Очень важное качество личности — это готовность быть в процессе развития. Сам Роджерс подчеркивал, что это означает способность отказаться от фиксированных целей и ожиданий, готовность отказаться от собственных определений жизни, могут ограничить саморазвитие. Структура личности согласно данной терапией выглядит так: в центре симптоматики находится «Я» и «не-Я», как две равнозначные части личности.
Результатом развития личности и максимально эффективной психотерапии становится «полностью функционирующая личность». Концептуально это понятие означает полную конгруэнтность, способность преодолевать препятствия и трудности жизни, творчески себя реализовать. В результате двадцатипятилетней исследовательской программы выявлено, что такая личность характеризуется положительной Я-концепцией, эффективным социальным функционированием и готовностью организма реагировать на любые внешние воздействия. Очевидно, что психотерапевтический процесс продвигает клиента к показателям «полностью функционирующей личности». Но клиент имеет право остановить терапию в любой момент и извлечь из нее ровно столько, сколько может. Поэтому одним из важнейших условий изменения клиента в терапии является его готовность к этому изменению.
Реальная психотерапевтическая практика связана с тем, что клиент-центрированные терапевты действуют по-разному и вносят в психотерапевтический процесс свои особенности и личностно значимые теоретические конструкты. Таким образом, в реальном психотерапевтическом процессе ряд психотерапевтов фасилитирует в клиенте «ребенка». Идея «полностью функционирующей личности» может трактоваться как идея «ребенка» в смысле натуральности, естественности чувств, жизни и проявлений. Это свободное выражение любви, грусти, страсти, печали, тревоги, гнева и т. Человек, «закрытая» к переживанию и экспрессии гнева, в значительной степени «закрыта» к переживанию и экспрессии любви. В этом смысле «полностью функционирующая личность» близка к «генитального характера» Вильгельма Райха. Но клиент может не принимать такое толкование «полностью функционирующей личности», как и психотерапевт.
Некоторые терапевты понимают «полностью функционирующую личность» как «духовную развитость», то есть делают акцент не на жизни, естественности, натуральности, а, наоборот, на разумности, всепрощении, покое и тому подобное. Одним словом, за реальным процессом психотерапевтического взаимодействия трудно говорить об абстрактных механизмы и нормативы психотерапевтической изменения клиента в рамках клиент-центрированного подхода.
Есть данные об использовании некоторыми психоаналитиками терапии Роджерса как паллиативного, симптоматического средства, к тому же назначается только при актуальных (а не инфантильных) и неглубоких неврозах и дает лишь кратковременный эффект. С этим трудно согласиться, так как терапия Роджерса ориентирована на личность, а не на симптом. В данной терапии клиент прогрессирует настолько, насколько он готов это сделать, поэтому эффект может быть перманентным, паллиативным или вообще отсутствовать, впрочем, как и при других видах терапии.
Метод повторов
Еще одна техника, использующаяся в клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, – это повторы. В данном случае психолог просто повторяет сказанное клиентом: «Вам сегодня приснилась мать, и вы размышляли о ней все то время, пока добирались на прием…» Затем должна последовать пауза.
Но если в процессе сессии клиент говорит слишком много, то методика повторов может и не сработать. Она в таком случае попросту выведет самого клиента из процесса погружения в собственные чувства и переживания. В таком случае более уместной будет методика обобщения. Приведенный выше первый вариант и представляет собой классический пример обобщения.
Метод метафоры
Еще один эффективный прием, используемый в клиент-центрированной терапии. Метафору можно использовать и разово, и в качестве устойчивого образа, который сопровождает весь терапевтический процесс. В том случае, если она соответствует опыту клиента, этот прием помогает ему войти в тот пласт бессознательного, который наполнен символами, что позволяет уйти от предметного мира. Ведь в последнем случае могут иметься существенные ограничения по способу выражения чувств.
К примеру, мужчина, обратившийся за помощью к специалисту, стал ненавидеть свою жену. Причина заключается в том, что она набрала лишний вес, стала некрасивой. Внутренне он желает ей смерти, однако не может выразить этого желания вслух, поскольку оно вызывает сильное чувство вины. Техника клиент-центрированной терапии Роджерса под названием «Метафора» может использоваться психологом в этом случае. Терапевт выстраивает образ: «Как-то раз принц одного небольшого королевства посадил под своим окном нежное, красивое дерево с прекрасными цветами. Каждое утро и вечер он наслаждался его благоуханием и поливал его. Однако в какой-то момент времени дерево стало очень быстро расти и начало закрывать свет, который уже почти не проникал в окно. В спальне принца стало холодно и неуютно. Сложно поверить, но это было то самое деревце, которое он когда-то полюбил. Теперь оно стало ему ненавистно. И принц уже начал выстраивать планы, как уничтожить это дерево, спилить его…».
Такая метафора позволяет обсудить свои агрессивные чувства без ощущения вины. Это делает клиента более открытым.
Недирективный подход
Изначально метод предполагал, так называемый, недирективный подход к клиенту со стороны психолога, что означало, что терапевт старался не давать советов, не отвечать на вопросы клиента, и, по возможности, даже не задавать ему вопросов. Идея была в том, чтобы дать клиенту возможность полностью выразить свое внутреннее состояние, а ответы на вопросы клиента должны были быть найдены им самим в процессе спонтанного и искреннего самовыражения. При этом, роль психолога сводилась к тому, чтобы отразить как в зеркале все то, что сказал или выразил клиент в процессе терапии, а также к прояснению этих слов и чувств путем уточняющего перефразирования слов клиента самим психологом.
*Тут можно провести аналогию с тем, что свои мысли, чувства и поведение часто представляются человеку в искаженном виде, как в отражении кривого зеркала, и в этом случае терапевт играл роль зеркала прямого, которое передавало бы клиенту истинную картину его собственных мыслей и переживаний.
То есть задача психолога в недирективной терапии сводилась к тому, чтобы продемонстрировать клиенту своей реакцией как можно более точно то, что он чувствует и говорит.
Три условия клиент-центрированного подхода
Вероятно, лучше всего проиллюстрировать метод Роджерса могут им же придуманные три необходимых и достаточных условий терапии для трансформации личности клиента. По сути, все они сводятся к передаче безусловного позитивного внимания со стороны психолога клиенту. Как мы помним, именно недостатком последнего Роджерс объяснял большинство психологических проблем людей. В результате такой передачи должно было произойти расширение я-концепции клиента и появиться возможность для восприятия мира посредством ораганизмических переживаний, что открывало прямую дорогу к самоактуализации человека и инсайтам.
Необходимые и достаточные условия клиент-центрированной психотерапии
1. Психологический контакт и эмпатия.
Это предусматривало возникновение между психологом и клиентом доверительных отношений. Без этого не могло быть никаких позитивных результатов терапии. Основой такого контакта была ЭМПАТИЯ со стороны психолога. Эмпатия означала понимание психологом эмоционального состояния клиента, с безусловным позитивным приятием этого состояния и ясным пониманием того, что источником этого состояния является другой человек, а не сам психолог. Последний пункт был очень важен и означал такую тонкую вещь — отражение эмоционального состояния клиента без привязки к последнему и разграничение своих собственных эмоций с теми, что возникли в ответ на эмоции другого. То есть сопереживание, при сохранении своей собственной позиции и психологической дистанции с клиентом.
Эмпатия должна была обеспечить возможность для искреннего и непосредственного человеческого эмоционального контакта между психологом и клиентом, в противоположность обычной ситуации в психотерапии, когда напротив вас сидел профессионал, вооруженный знаниями и методиками.
К особенностям этой терапии можно отнести тот факт, что ни одна психотерапевтическая техника не могла обеспечить такие условия в полной мере, то есть далеко не каждый психолог, даже вооруженный глубокими знаниями, мог обеспечить такой контакт. Фактически это означало, что психолог должен был быть одновременно и профессионалом, владеющим методом, и просто человеком, испытывающим к клиенту чисто человеческое участие.
2. Безусловно позитивное внимание к клиенту.
Данное отношение означает позитивное принятие любых переживаний клиента, уважение к ним и понимание. Конечно, такое отношение со стороны психолога — одно из условий эмпатии. Другая причина, по которой так важно безусловно позитивное принятие любых чувств выражаемых клиентом, это тот факт, что подавляющее большинство людей росло и воспитывалось в условиях подавления организмических реакций, что означало практически гарантированное расхождение между я-концепцией и истинными эмоциональными проявлениями. А учитывая тот факт, что Роджерс считал такое положение вещей истинной причиной психологических проблем, нетрудно представить, какое важное значение имел этот пункт.
3. Конгруэнтность психолога.
Этот термин, в контексте его применения именно в психологии, был создан Роджерсом и означает согласованность или адекватность информации, которую человек хочет передать словами и информации передаваемой им невербальным путем, в более полном смысле — согласованность информации вообще (искренность, достоверность).
Примером неконгруэнтности является ложь, например, когда вы говорите не то, что чувствуйте на самом деле. В этом случае вербально передается одно, а невербально, вы передаете совершенно другое послание (например, вас выдает мимика или положение тела). Это очень важное условие, которое является маркером искренности отношения терапевта к клиенту и отсутствия игры профессионал-клиент, в которую так легко может «свалиться» любой психолог.
Роджерс выделил две причины отсутствия конгруэнтности.
— Когда чувства терапевта не соотносятся с их осознанием (неверная интерпретация психологом своих собственных эмоциональных реакций). — Когда чувства терапевта сознательно им самим скрываются.
Гарантия конгруэнтности в психологическом консультировании — быть самим собой и не пытаться играть в профессионала, даже в угоду психотерапевтической ситуации, быть открытым в контакте с клиентом и искренне реагировать на ситуацию. Иначе говоря, клиент должен встретить в лице терапевта цельного и гармоничного человека, жизнь которого строится на истинных эмоциональных проявлениях.
Конечно же было понятно, что подобным требованиям довольно трудно соответствовать, поскольку они предполагали сочетание в лице психотерапевта профессионала и просто человека безусловно принимающего другого.
Понимая это, Роджерс вовсе не считал, что психолог должен быть постоянно открыт для организмического опыта. Это было бы очевидной утопией, поскольку таких людей единицы. В своей обычной жизни терапевт мог испытывать и тревогу, и гнев, и враждебность, быть в депрессивном состоянии, но в период встречи с клиентом он должен был, хотя бы на это время, находиться в гармонии с собой. Это и было непременным условием клиент-центрированной терапии.
Ответственность за результаты психотерапии
Оптимистичный взгляд Роджерса на природу человека породил его убежденность в том, что каждый индивид естественным путем будет двигаться к самоактуализации, достаточно лишь создать благоприятные для этого условия. По поводу же трансформации личности психотерапевт должен полностью положится на самого клиента, более того, как можно меньше оказывать влияние на этот процесс. Исходя из такого взгляда, становится совершенно понятно распределение ролей в кабинете психолога, где терапевт создает наилучшие условия для перемен в личности клиента, а собственно трансформацией, занимается сам клиент. Поэтому Роджерс утверждал, что именно клиент, будучи главным действующим фактором, несет большую часть ответственности за результаты терапии.
Задача клиента в терапии — постепенная трансформация личности (я-концепции) с помощью осознания и принятия безусловного позитивного внимания со стороны терапевта, что делает возможным жизнь без использования психологических защит, на основе переживания естественного организмического опыта. Такой результат делал возможным главное — самостоятельное дальнейшее движение человека к самоактуализации и ощущение более полного и глубокого существования, то есть, радости бытия.
Заключение
Если говорить о психологии, как о терапевтическом методе, то влияние Роджерса невозможно переоценить, и сравнить его в этом смысле можно только с Фрейдом. Его влияние на психотерапию было огромным. До сих пор множество психологов успешно используют клиент центрированный подход, причем не только в классической психотерапии, но и в образовательных учреждениях, семье, политике. Идеи гуманистической психологии послужили отправной точкой для множества психологов, породили несколько самостоятельных направлений и по праву заслужили название третьей силы в психологии (помимо психоанализа и бихевиоризма). Не вызывает сомнения, что это направление еще долго не утратит своей актуальности в области психологической помощи человеку.
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ РАЗДЕЛА — ГЕШТАЛЬТ ПОДХОД
Этапы
В результате исследований многих интервью были сделаны заключения о том, как происходит весь процесс терапии. Выявлено, что при этом возникает движение от застоя к процессу. Ученые выделили семь этапов терапии:
- На первом этапе клиент ощущает нежелание выражать себя. Общение происходит лишь на общие темы. На данном этапе обычно люди не обращаются за помощью к психологу – их чаще всего приводят родственники.
- На втором этапе проявляются чувства, однако клиент не берет на себя ответственности за происходящее в его жизни. Не признаются жизненные противоречия. Практически отсутствует дифференциация личностных смыслов.
- Затем начинается ослабление, постепенное самовыражение. Человек выражает прошлые переживания – как правило, отрицательные.
- Принятие того, что было выражено на предыдущем этапе, позволяет перейти на следующую стадию. Человек начинает чувствовать ответственность за те проблемы, что имеются в его жизни.
- На пятой стадии чувства выражаются уже полностью свободно, однако нередко присутствует удивление, страх. Человек более точно определяет свои чувства.
- Шестая стадия наиболее драматична. Клиент переживает свои чувства во всей полноте. Проблема прекращает для него быть объектом.
- На этом этапе обратившийся за помощью продолжает самостоятельное движение вперед, уже без помощи психотерапевта. Однако этап может обсуждаться на приеме у психолога.
Основные черты
Сам К. Роджерс и его коллега Р. Санфорд (1985) указали на следующие основные черты клиент-центрированной терапии:
- гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности;
- основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»);
- терапевтический процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент;
- внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической структуры;
- гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии можно применять ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены — к лицам, страдающих психозами, невротиков или к психически здоровых людей;
- интерес к философским проблемам, вытекающим из практики психотерапии.
Взгляды психолога со временем несколько трансформировались, однако ключевые идеи остались неизменными. Основная идея личностного контакта клиента и психотерапевта со временем стала только сильнее подчеркиваться Роджерсом.
Понятие «клиент» (лицо, получает определенные услуги, в данном случае психологические) вместо более «медицинского» — «пациент», тоже предложил использовать Роджерс. Таким образом человек, обратилась к психологу за помощью, тоже несет ответственность за изменения, происходящие с ним, кроме этого, она не является объектом диагностирования и медицинского лечения. Акцент в данном случае делается на помощи клиенту. Она проявляется в корректировке и стимулировании саморазвития и самореализации.
Отношения с терапевтом
Основные положения клиент-центрированной терапии Роджерса, на которых строится общение с клиентом, таковы:
- Принятие. Терапевт принимает обратившегося таким, какой он есть, вместе с его хорошими и плохими сторонами. Его установка по отношению к клиенту позитивна.
- Конгруэнтность. Линия поведения терапевта последовательна. Сам он является целостной и интегрированной личностью. Он хорошо понимает и осознает собственный опыт.
- Понимание. Означает, что терапевт испытывает точное видение мира клиента, переживает эмпатию.
- Сообщение принятия и понимания. Нет смысла в принятии и понимании, если этого не воспринимает обратившийся за помощью. Поэтому все это должно быть сообщено клиенту.
- Отношения, приносящие позитивный результат. Взаимоотношения с терапевтом не являются «подпоркой» для клиента. Но они обязательно должны быть безопасными, лишенными каких-либо угроз.
Клиент-центрированная терапия – хорошо зарекомендовавший себя метод, использующийся как среди людей с относительно простыми проблемами, так и среди пациентов психиатрических клиник. Эмпатия и теплота, сопровождающие терапевтические сессии, дают хороший эффект – и этот вывод за многие годы практики был сделан не одним психотерапевтом.
Телесно-ориентированная психотерапия
Она, как и арт-терапия, — не самостоятельное направление психотерапии, а собрание разнородных практических методов. Их объединяет концепция целостности организма, то есть единства души и тела. Таким образом, воздействуя на тело, терапевт способствует разрешению психологических внутренних конфликтов и осознанию себя как целостного телесного существа.
Самой известной методикой можно назвать вегетотерапию Райха. Райх предположил, что подавленные эмоции отражаются в теле в виде мышечных зажимов. По расположению этих зажимов можно понять, с какими эмоциями нужно работать. Чаще всего это гнев, тревога и сексуальная неудовлетворенность, которые можно ослабить с помощью осознания подавленных эмоций, массажа и физических упражнений.