Бихевиоризм: наука о поведении: Freepick Какие тайны может раскрыть психология? Как наука о поведении предугадывает действия и поступки человека в различных ситуациях? Бихевиоризм дает ключи не только к пониманию, но и к управлению поведением людей. Рассмотрим кратко основы этого направления, а также самых ярких его представителей.
Психология как наука о поведении кратко
В психологии много граней, а предмет психологии понимают по-разному в зависимости от ее направления. Так, бихевиоризм занимается изучением реакций индивидов на различные события, то есть фактически это наука о поведении человека.
Как и почему возник бихевиоризм? Кратко стоит сказать о том, что это направление достаточно молодое, зародилось оно сто лет назад и стало кардинально новым психологическим подходом. Его задачу определили так — изучение поведения человека с точки зрения рефлексов. Методологический аппарат нового направления включал наблюдение и анализ.
Психология как наука о поведении стала своеобразным протестом против умозрительности выводов и описаний, основанных на метафорах. Новое направление сделало акцент на практической, а не теоретической психологии.
Приведем пример того, как работает наука о поведении. Джон Уотсон, основатель бихевиоризма, верил, что реакции людей на различные действия можно предсказать. Подтвердил он это таким экспериментом:
- Для опыта собралась небольшая группа детей. Принесли кроликов.
- У малышей возникало естественное желание погладить животных.
- При попытке это сделать ребенок получал слабый разряд тока.
- На следующий день при виде кроликов дети начинали плакать, так как помнили о предыдущем опыте.
- Ученый давал им сладости, продолжая держать кроликов рядом.
- Постепенно дистанция сокращалась, а в конце опыта дети вновь охотно играли с животными.
Таким образом, согласно теории бихевиоризма, поведение людей обусловлено преимущественно безусловными рефлексами. Зная стимулы и реакции человека на разные факторы, его поведение можно предугадывать и, соответственно, управлять личностью.
Мозг человека и его поведение: Freepick
За прошедшее столетие внутри бихевиоризма сформировалось несколько направлений:
- Методологическое (бихевиоризм Уотсона). Предполагает, что объективному наблюдению поддаются лишь публичные события (поведение человека), а его личные чувства и мысли можно не брать во внимание.
- Радикальное (бихевиоризм Скиннера) направление принимает во внимание, наряду с внешними, также внутренние события в жизни человека. Считается, что изменения в среде влияют и на них, и на поведение.
- Телеологическое (целевое). Занимается объективными наблюдениями, противопоставляя их когнитивному процессу.
- Теоретический бихевиоризм принимает в расчет внутренние (невидимые) процессы.
- Биологическое (теория поведенческих систем) сориентировано на сознательную и бессознательную обработку данных.
- Психологическое, которое сосредоточено на методах практического контроля поведения человека.
В современном мире бихевиоризм нашел широкое применение. Особое расположение ему оказывают, например, менеджеры по продажам и политики, которые заинтересованы в этих знаниях. Также метод используют практикующие психологи, чтобы помогать людям бороться с фобиями и страхами.
Но есть у этого течения и свои недостатки. Его основа — общие реакции человека, не учитывается темперамент и особенности его характера. По этой причине манипуляции поведением окружающих зачастую оказываются гораздо сложнее, а реакции плохо поддаются контролю.
Изучение индивида при первом знакомстве
Чтобы понять, как будет меняться поведение индивида, нужно обратить внимание на разные факторы. Первое знакомство может предоставить много правдивой информации об индивиде.
Внешний вид
Сначала нужно посмотреть на одежду индивида. По ней можно определить вкусы, настроение, достаток. Особенности:
- Если мужчина надел дорогую одежду, но она неопрятная, скорее всего он материалист, который ищет красивую спутницу.
- Женщина с яркой косметикой, большим количеством драгоценных украшений пытается привлечь внимание. Для нее в приоритете не чувства, а материальные ценности.
- Люди, которые одеваются скромно, но их одежда выглажена, чиста — пунктуальные личности, которые любят работать, ценят заботу, любовь.
Также нужно уделить внимание обуви. Для умного, образованного, пунктуального человека характерна чистая, ухоженная обувь.
Поступки
Поступки — это главный фактор, по которому нужно судить об индивиде. Индивид может говорить что угодно, но то как он поступает, особенно в мелочах, говорит о его натуре. Например, девушке будет приятно видеть, как парень распахивает перед ней двери, помогает нести сумку или пакеты, подает руку выходя из транспорта или машины. Чтобы произвести впечатление на девушку при первой встрече, парню нужно подобрать интересное место для свидания, подарить ей цветы, сделать несколько комплиментов. Для первой встречи этих манипуляций достаточно, чтобы произвести положительное впечатление.
Движения рук и рукопожатия
Узнать личность поможет рукопожатие. Этот жест имеет множество расшифровок, зависимо от положения, движения рук. Расшифровка:
- Если при рукопожатии собеседник удерживает руку под прямым углом, а локоть плотно прижимает к корпусу, он считает, что уже слишком многое сделал для Вас, просто встретившись. У него бесполезно что-то просить.
- Если при приветствии собеседник прижимает руку к телу, тем самым вынуждая тянутся к нему — собеседник ценит только свое мнение, будет говорить больше о себе.
- Собеседник далеко вытягивает руку, чтобы поздороваться. Этого говорит о том, что ему нужна поддержка. Такими людьми можно манипулировать, они поступают аналогично своим кумирам. Стараются постоянно кому-то подражать.
- Индивид сразу протягивает руку. Этого может говорить о том, что человек экстраверт, старается не задерживать собеседника без повода.
- При рукопожатии индивид протягивает только кончики пальцев. Это значит, что перед вами весьма скользкий тип, который будет расхваливать себя на словах, но на деле все окажется враньем.
Крепкие рукопожатия, которые заставляют вас пытаться избавиться от захвата, исходят от людей, которые хотят навредить окружающим, ищут конфликтные ситуации или желают их создать.
Люди, которые выполняют рукопожатия двумя руками одновременно, пытаются показать свою дружелюбность, но это вранье.
Поза и мимика
Также внимание нужно уделить позе, мимике индивида. Расшифровка:
- руки за спиной, голова поднята вверх — высокомерие, гордость;
- руки на бедрах, корпус вытянут вперед – уверенность в своих силах;
- индивид опирается руками о стол — собеседник не может наладить контакт с партнером;
- голова наклонена в сторону — проявление интереса.
- голова наклонена вниз — собеседник отрицательно относится к высказываниям;
- субъект сидит на кончике стула — опасение;
- руки скрещены на груди – скептическая защита.
Расшифровка мимики:
- частая улыбка — собеседник хочет одобрения;
- при улыбке нижние веки не поднимаются — отсутствие искренности;
- улыбка с поднятыми бровями — субъект готов подчиняться;
- кривая улыбка — собеседник испытывает повышенную нервозность, которую не может скрыть;
- сморщен нос, выдвинута нижняя губа — отвращение к чему-либо.
По мимике, позе можно узнать о собеседнике много подробностей.
Интонация и слова
Слова и интонация могут многое сказать о воспитании человека, его поведении в обществе. При любом проявлении грубости, повышении тона нужно перестать общаться с собеседником, поскольку это может привести к развитию конфликтной ситуации.
Психология как наука о поведении: представители
Первенство в обосновании и развитии бихевиоризма принадлежит американскому ученому Джону Уотсону. В 1913 году исследователь сделал доклад, в котором четко изложил суть новой теории.
Основное открытие состояло в том, что стимул вызывает определенный отзыв. По мнению Уотсона, чтобы понять особенности индивида, необходимо за ним наблюдать. Верный подход помогает предугадывать реакции человека на различные действия. Основой направления стала физиологическая теория о рефлексах.
Основатель бихевиоризма Джон Уотсон: Gettyimages
С Уотсоном согласились и поддержали его идеи такие ученые:
Уильям Хантер
Этому ученому принадлежит обоснование теории отсроченного поведения. Ее смысл заключается в том, что стимул человеку можно дать сейчас, а ответная реакция может быть получена позже. Свои эксперименты Хантер проводил на обезьянах:
- ставил в комнате ящик с бананами;
- отгораживал его ширмой;
- наблюдал за реакцией животных;
- спустя время награждал приматов фруктами.
Карл Лешли
Взаимосвязь между раздражителями и центральной нервной системой изучал Карл Лешли. Ученый проводил опыты с животными: обучал их определенным навыкам, а после производил удаление частей головного мозга. Это позволило определить взаимозаменяемость участков мозга.
Беррес Скиннер
Способствовал развитию и популяризации бихевиоризма:
- Разработал теорию оперантного обусловливания. В ней ученый обосновал, что поведение вызывает изменения в окружающей среде, которые в дальнейшем формируют особенности поведения.
- Способствовал развитию программированного обучения.
- Писал художественные и публицистические произведения о бихевиоризме.
Свои теоретические работы Скиннер подтвердил экспериментально с помощью функционального анализа. Их цель — изучение, прогнозирование и контроль поведения людей путем управления окружающей средой.
Эдвард Торндайк
Ученому принадлежит теория, согласно которой сознание рассматривается как система связей, объединенных ассоциациями. Торндайк предложил закон упражнений и эффекта. Его объясняют так: чем больше совершается повторов действия, тем сильнее оно запечатлевается в сознании.
Эдвард Торндайк: Facebook/@afender2017
Эдвард Толмен
Толмен развил стандартную теорию бихевиоризма, которую предложил Уотсон, и занялся разработкой когнитивного учения. Согласно его подходу, стимул и реакцию разделяют особенные знаки-гештальты, основа которых — это когнитивные карты.
Свою теорию он доказывал экспериментами на крысах. Они могли отыскать новую дорогу к кормушке, если освоенный ранее путь по каким-либо причинам оказывался недоступным.
Нил Миллер
Ученый занимался исследованиями поведенческой психологии. Бихевиористскую концепцию применял в изучении таких понятий, как мотивация, агрессия, фрустрация, а также в конфликтологии и психотерапии. Исследователя интересовали физиологические механизмы, которые лежат в основе влечений и подкреплений, электрофизиология мозга и психофармакология.
Психология — одна из самых загадочных наук, ведь предмет ее познания — внутренний мир человека. Загадки психологии решают целые поколения ученых. Новые открытия экспериментаторов приносят не только ответы, но и становятся источником вопросов.
Психология как наука о поведении сохраняет свою актуальность. Она продолжает развиваться и открывать неизведанные грани психики человека. Но все же точное прогнозирование поведения людей остается фантастической задачей, так как на него влияет множество факторов и не все из них можно заранее оценить и определить.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1767841-psihologia-kak-nauka-o-povedenii-ucenye/
Как по жестам определить, что человек лжет?
Психологи выделяют ряд движений, жестов, которые могут сказать о том, что собеседник лжет:
- Субъект делает шаг назад. Такое движение указывает на то, что при ответе собеседник ощущает повышенный дискомфорт. Поэтому он пытается увеличить дистанцию.
- Скрещенный руки. Этот жест нельзя однозначно приравнивать к тому, что индивид лжет. Он может указывать на обман или возрастающий дискомфорт, защитную стойку.
- Поворот в какую-либо сторону. Это движение символизирует то же самое, что и шаг назад. Смысл заключается в увеличении дистанции.
- Если при ответе собеседник прячет руки в карманы, значит он отвечает не искренне.
- Субъект закрывает лицо. Это один из признаков обмана.
- Любые оговорки указывают на то, что индивид не верит в то что он говорит.
- Длительная пауза. Если собеседник может ответить правду, он сделает это быстро. Любое промедление говорит о том, что субъекту нужно время для придумывания ответа.
- После вопроса начинает бегать взгляд.
- Взгляд длительный уставленный в одну точку.
- Сжатые губы.
Чаще подобные факторы проявляются комплексно.
Психологи изучают особенности поведения несколько сотен лет. Полученные данные позволяют предугадывать действия человека в какой-либо ситуации, отличать правдивые ответы от лжи.
Виды психологии.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития
? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые расшифровки бесплатно.
Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:
- Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
- Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.
Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.
Основные разделы академической психологии.
Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:
- Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
- Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
- Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
- Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
- Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
- Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
- Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
- Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
- Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
- Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Основные разделы и направления прикладной психологии.
Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:
- Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
- Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
- Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
- Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.
Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:
- Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
- Планирует или строит свой бизнес.
- Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
- Переживает сложную жизненную ситуацию.
- Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
- Обеспокоен поведением детей-подростков.
- Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
- Страдает от панических атак, фобий, страхов.
- Не может справиться со своими вредными привычками.
- Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.
Появление психоанализа
Как вы могли заметить, ранняя психология была ориентирована на изучение сознательного ума. Но в конце 19 века австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав тем самым веру в рациональную природу разума.
Согласно Фрейду, поведение во многом определяется прошлым опытом (в том числе ранними детскими воспоминаниями) и внутренними импульсами, о которых человек даже не подозревает. Бессознательное формируется путем вытеснения – процесса, при котором тревожные переживания и подавленные чувства уходят из сознательного ума в некий резервуар, становясь частью бессознательного. Чтобы исследовать его содержимое, отец психоанализа полагался на гипноз и сновидения, пытаясь расшифровать скрытый в них смысл.
Хотя теория Фрейда вызвала в свое время лавину критики и до сих пор воспринимается со скептицизмом, ее влияние на психологию неоспоримо. Мы не знаем, были ли прав Фрейд, зато уверены, что разбираться в основах психологии просто необходимо. Что нами движет? Почему мы поступаем так, а не иначе? Как понять мотивы поведения других людей? Наш бесплатный онлайн-курс «Психология человека» поможет прояснить ситуацию. Читайте и удивляйтесь, насколько прекрасна эта наука и глубока человеческая психика.
Зачем изучать психологию?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:
- Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
- Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
- Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
- Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
- Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
- Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
- Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
- Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
- Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
- Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
- Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
- Просто для себя.
С чего начать изучение?
Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится. Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?
Общий кругозор.
- Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
- Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
- Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».
Детская психология.
- Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
- Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».
Психология творчества.
- Остин Клеон «Кради как художник».
- Барбара Шер «О чем мечтать».
Психология успеха.
- К. Макгоникал «Сила воли: развить и укрепить».
- Рэй Далио «Принципы».
- Чин-Нинг Чу «Каменное лицо, черное сердце».
Психоанализ (фрейдизм) стремился найти выход из кризиса в рамках медицины и собственно психологии.
Психоанализ стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, построить теорию и получить информацию, которая полезна для решения практических психологических, прежде всего терапевтических, задач. Не случайно, что З. Фрейд (1856-1939) свои научные изыскания начал с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только потом превратил накопленный опыт в психологическую теорию.
В психоанализе психология вновь обрела живого человека и с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Увлеченный своими теоретическими рассуждениями, З. Фрейд все дальше уходил в область формальных рассуждений, часто умозрительных, бездоказательных.
Ключевые понятия психоанализа «сознание» и «бессознательное». Последнему была отведена особо важная роль в детерминации человеческого поведения. З. Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая требует глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, «у которых самокритика и совесть … оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обуславливают важнейшие поступки». Бессознательным, по З.Фрейду, может быть и чувство вины.
Сначала отношение к фрейдизму было критическим. Позже фрейдизм получил распространение во многих странах, в том числе и в России. Число последователей З. Фрейда весьма значительно. К ним, в частности, следует отнести А. Адлера (1870-1937), К.Г. Юнга (1875-1961), Г. Салливена (1892-1949), Э. Фромма (1900-1980) и др.
Проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией З. Фрейда, хотя ряд проблем и концепций, представленных в этом направлении, радикально от нее отличается.
Но, тем не менее, фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, «комплексов».
А. Адлер отрицает непосредственную зависимость психологического развития человека от органических факторов. С первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть в своем жизненном опыте, найти и доказать свою способность к преодолению чувства природной слабости. Кроме комплекса неполноценности, ребенку с первых лет жизни, в этой концепции, приписывается стремление к творческому самосовершенствованию.
3 стр., 1113 слов
Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности
… первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию … проекции – личность как субъект деятельности. А.Н.Леонтьев отмечал, что на определенном этапе развития личности – на рубеже ее превращения из «элемента», усваивающего в ходе ее …
Человек рассматривается изначально как существо, стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, активно, целесообразно и обдуманно, а не пассивно и реактивно.
Цели жизни определяет сам человек. От характера этих целей зависит многое в поведении человека: под их влиянием у него формируются образы, память, складываются определенное черты характера личности, склонности и способности, моральный облик, аффекты и чувства.
Другую концепцию психоанализа, получившую название «аналитическая психология» разработал К.Г. Юнг. Психика, по К. Юнгу, представляет собой сложное целое, отдельные, независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый «комплекс Я». С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе передается, ему по наследству и отражает общий опыт, накопленный человечеством.
Личное бессознательное «содержит комплексы», принадлежащие субъекту и составляющие неотъемлемую часть его психологической жизни. Коллективное бессознательное включает мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы, отложившиеся в мозгу человека с древних времен и передающиеся из поколения в поколение. Они могут проявляться, например, в сновидениях, содержание которых как бы возвращает человека в далекое прошлое.
Важной заслугой Юнга перед психологической наукой явилось введение научный оборот представлений о двух типах личности с интровертированной и экстравертированной установкой. Первой свойственна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих совершаемые поступки; второй присуща тенденция живо откликаться на внешние воздействия и находить в них истоки поведения. Обе тенденции в той или иной степени свойственны всем людям, но представлены в их психологии и поведении в различной пропорции. Интровертами называют людей, у которых первая тенденция явно доминирует над второй, а экстравертами, напротив, тех индивидов, для которых характерно явное преобладание второй тенденции. Наблюдения показали правоту такого деления и потом были выработаны личностные тесты.
Э. Фромм — автор концепции «гуманистического психоанализа». Последователь 3. Фрейда о биологической обусловленности психики и поведения человека. Э. Фромм: они обусловлены социально.
Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни. Там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичны из них конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и отшельничеству.
Методы психологии.
Практически все методы психологии можно объединить в две группы:
- Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
- Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).
Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:
- Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
- Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
- Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
- Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
- Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
- Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
- Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.
Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.