Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния


Общие представления о психике

Психика представляет собой многогранную конструкцию, определяющую личность человека.В ней различают несколько звеньев:

  • Психические процессы. Это динамические показатели, которые являются критериями понимания мира, помогают брать и анализировать информацию из всего, что окружает человека, формируют его эмоции в конкретном эпизоде жизни, его поведение, цели и мотивы, а также регулируют общение, в зависимости от ситуации, изменяя жестикуляцию и позу, громкость и тональность голоса, мимику. В процессе развития личности они постоянно варьируются.
  • Психические свойства. К свойствам относят:
  1. темперамент, который закладывается при рождении;
  2. характер, который при исследовании личности оказался также во многом зависящим от наследственного фактора и лишь на 10 % от внешнего;
  3. способности, которые как заложены природой, так и формируются при развитии личности.

Свойства являются понятием статическим, однако подвержены относительной вариации при воздействии продолжительного раздражающего фактора.

  • Психические состояния. Определяет какие именно процессы и свойства человека проявятся в данной ситуации и какие из них будут преобладать над другими.

Психические свойства

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.

К психическим свойствам относятся:

  1. Темперамент;
  2. Характер;
  3. Способности;
  4. Направленность.

Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.

Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой. Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых. Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.

Психологические состояния, как основные критерии исследования личности

Личность человека в конкретной ситуации отображается с помощью психологического состояние, которое формирует ее ответ на раздражитель. То есть одни эмоции превалируют над другими, меняются жесты, изменяется поведение, иногда даже мотивация и другие процессы. Состояние является относительно статическим показателем, однако при длительно действующих одинаковых раздражителях меняющееся во времени состояние превращается в практически не вариативное свойство.

В процессе исследования личности выявили такие компоненты психического состояния:

  • Физиология (показатели физического плана, например, пульс);
  • Моторные функции (мимика, речь и т.д.);
  • Эмоции (в зависимости от ситуации как положительные, так и отрицательные);
  • Когнитивные процессы (возможность адекватного мышления, продумывания своих дальнейших действия, анализа ситуации);
  • Поведение (какие-либо действия, обусловленные конкретной ситуации);
  • Коммуникативность (возможность контакта и адекватного общения с человеком).

Все психологические состояния подразделяются на две группы: ситуативные и устойчивые (личностные). Каждая из групп имеет свою классификацию.

Ситуативные состояния характеризуются неустойчивостью и ответом личности на определенную нетипичную ситуацию. Они могут быть:

  • общефункциональными;
  • психического напряжения;
  • конфликтными.

Устойчивые, то есть те, которые сохраняются на длительное время, делятся на:

  • оптимальные либо кризисные;
  • различные пограничные состояния (малоумие, психопатии);
  • нарушения сознания.

Следует отдельно остановиться на кризисных состояниях, которые могут проявляться в виде:

  • негативизма (преобладание отрицательных эмоций даже в оптимальных условиях);
  • оппозиции (агрессивность в отдельных схожих ситуациях или к отдельным, но схожим по какому-то критерию личностям);
  • аутизм (полная социальная отчужденность).

Ю. В. Щербатых является основоположником другой классификации психических состояний. Классификация оформляется в виде таблицы и благодаря ей можно рассчитать формулу определенного состояния, например, страха или восхищения. В таблице рассматриваются 7 критериев, каждый из которых подразделяется на переходные и крайние варианты психического состояния.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

  • Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
  • Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
  • Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
  • Узнавание знакомых портретов известных лиц.
  • Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
  • Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Критерии сформировавшейся личности

Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:

  • должна быть способной к творчеству;
  • может быть множественной при одновременной целостности;
  • постоянно развивается.

Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.

Психологические исследования личности

Все методы исследования делятся на 4 категории, объединенные каким-то общим подходом к изучению личности.

  • Наблюдение. Основные способы оценки личности заключаются в осмотре, опросе как самого человека, так и его окружения, чтении истории болезни, если таковая имеется, чтении дневников или автобиографий. Последние два источника, как показывает практика, являются очень ценной информацией.
  • Эксперимент. Включает в себя различные исследования с помощью аппаратуры. Также возможны моделирования каких-то экстренных или имеющих значение для конкретного человека ситуаций для оценки его психического состояния.
  • Опросники и другие подобные методики. Позволяют оценивать множество критериев: мотивацию, целенаправленность, самооценку, силу воли и т.д.
  • Проектирование. С помощью методик данной области определяется личность в целом, без выделения ее отдельных критериев.

Однако в практике активно используются все 4 метода, которые к тому же могут перемешиваться, дополняя друг друга, поэтому их разделение является условным.

Педагогика тесты

1. Предметом педагогики как науки является…

А) целенаправленно организуемый педагогический процесс

2. Предметом психологической науки является

Г) психика

3. В буквальном смысле термин «педагогика» переводится …

Б) детовождение

4. В буквальном смысле термин «психология» переводится …

Б) знание о душе

5. Наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека называются

В) психическими свойствами

6. Определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени называется …

Г) психическими состояниями

7. Психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений называются …

Г) психическими образованиями

8. Психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности (имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец), называются …

А) психическими процессами

9. К психическим процессам относятся …

В) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля

10. К психическим свойствам относятся …

А) темперамент, характер, способности, направленность

11. К психическим состояниям относятся …

Б) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность

12. К психическим образованиям относятся …

Г) знания, умения, навыки

13. Целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на прочное овладение системой знаний, умений и навыков, называется …

Б) обучение

14. Целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у человека определенных качеств, взглядов и убеждений называется …

А) воспитание

15. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней …

Г) образование

16. Основной задачей психологической науки является …

А) изучение законов психической деятельности

17. Основной задачей педагогической науки является:

Б) изучение закономерностей воспитания и обучения

18. Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания …

А) в XIX в.

19. Согласно теории гуманистической психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является …

А) стремление к самоактуализации

20. Согласно теории когнитивного подхода в психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является:

Г) развитие познавательных процессов

21. Педагогика становится самостоятельной областью научного знания …

А) в XVII в.

22. Основоположником отечественной педагогической науки является …

Г) К.Д. Ушинский

23. Обучение и воспитание должны осуществляться посредством «делания» – сущность педагогики …

А) прагматизма

24. Главная цель обучения и воспитания гуманистической парадигмы образования …

В) способствовать развитию способностей человека

25. Главная цель обучения и воспитания в условиях этой образовательной парадигмы – дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания …

Б) знаниевая

26. С позиции субъекта выполняемой деятельности различают следующие направления психологии …

Г) психологию личности, социальную психологию, возрастную психологию, специальную психологию

27. С позиции содержания выполняемой деятельности различают следующие направления психологии …

А) педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, психологию спорта.

28. Изучением психологических закономерностей обучения и воспитания занимается …

Б) педагогическая психология

29. Изучением психологических особенностей деятельности человека в различных профессиональных сферах занимается …

Г) психология труда

30. Изучением разнообразных отклонений в развитии психики занимается …

В) специальная психология

31. Психические явления в процессе взаимоотношения людей в больших и малых группах изучает …

Б) социальная психология

32. К отраслям педагогики как науки относятся

Б) общая педагогика, история педагогики, дидактика

33. Спецификой применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов занимается следующая отрасль педагогики …

А) дидактика

34. Исследованием закономерностей функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и различий занимается …

Б) сравнительная педагогика

35. Коррекционная педагогика возникла на основе связи педагогики с …

В) медициной

36. К эмпирическим (практическим) методам психолого-педагогического исследования относятся …

В) наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент

37. Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения, – это …

В) личность

38. Самая высокая потребность в иерархии потребностей по пирамиде А.Маслоу …

Г) потребность в самореализации

39. Определите тип темперамента — отличается большой возбудимостью и неуравновешенностью; вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях с людьми; энергичен в деятельности, но цикличен в работе (не интересно – бросает)…

А) холерик

40. Гуманизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд являются проявлениями ___чувств …

А) этических

41. Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление составляют группу …

+ познавательных процессов

42. Внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, возникшее само собой, называется

Б) непроизвольным

43. Психический процесс, состоящий в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в сознании человека прошлого опыта …

Б) память

44. Мышление, осуществляемое нестандартным, оригинальным способом …

А) продуктивное

45. В качестве видов воображения можно выделить …

Б) мечты, сновидения, фантазия

46. Образование как педагогический процесс представляет собой …

Г) специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение задач развития личности

47. Одной из глобальных тенденций развития образования является …

Г) непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни

48. Основными функциями педагогического процесса выступают …

А) образовательная, воспитательная, развивающая

49. Объекты материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве предметной поддержки процесса обучения определяются как

Б) средства обучения

50. Координация и согласованность действий всех участников воспитательного процесса, служб, социальных институтов – это сущность принципа

А) единства воспитательных воздействий

51. Эгалитарный, патриархальный, матриархальный типы семей выделяются по…

В) особенностям главенства в семье

52. Поощрение инициативы и самостоятельности младших членов семьи характерно для ____ стиля семейного воспитания …

Б) демократического

53. Межличностная функция общения заключается в …

Г) в организации и поддержании взаимоотношений между индивидами на уровне определенных эмоциональных контактов

54. Формирование образа другого человека, понимание его личностных черт, это …

Б) перцептивная сторона общения

55. Неорганизованное, случайное, временное объединение ранее не знакомых людей на основе сходства интересов или общности пространства называется …

А) конгломератом

56. Наличие противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству называется:

В) конфликтом

57.
Педагогическим коллективомшколы совместно с родительскимактивом 7–9 классов была подготовлена и проведена научно-практическая конференция «Семья как фактор социализации, воспитания и развития подростка». При подготовке конференции психологом школы была проведена диагностика детско-родительских отношений в семьях подростков. В рамках конференции был обобщен опыт семейного воспитания, организованы встреча с психологом, педиатром, социальным педагогом, подготовлен обзор литературы и Интернет-источников по проблемам семейного воспитания, подведены итоги конкурса исследовательских проектов учащихся «Семья – семь Я». В качестве одного из решений, принятых на конференции, была предложена организация системы тематических семинаров и тренингов для родителей подростков «Родительская школа».
Семья относится к _______ социализации личности.
А) микрофакторам
58. Одной из глобальных тенденций развития современного образования.
Концепция непрерывного образования была выдвинута ЮНЕСКО в докладе «Учиться быть» в 1972 году. В ней заложена идея соединения в той или иной форме профессионального образования и повышения квалификации с общим образованием на разных уровнях. К основным целям непрерывного образования могут быть отнесены адаптация гражданина к меняющимся условиям его профессиональной деятельности и удовлетворение его индивидуальных потребностей. Одним из основателей теории непрерывного образования является чешский педагог Я. А. Коменский, который в XVII веке разработал систему образования, основанную на принципе природосообразности. В настоящее время цели и задачи непрерывного образования реализуются в разных формах организации обучения. Особая роль в реализации идеи непрерывного образования отводится высшим учебным заведениям, которым в рамках Болонского процесса рекомендуется интегрировать идеологию непрерывного образования в генеральные стратегии и план развития.Важную роль в реализации концепции непрерывного образования на современном этапе играет технология …А) дистанционного обучения
1. Предметом педагогики как науки является…

А) целенаправленно организуемый педагогический процесс

2. Предметом психологической науки является

Г) психика

3. В буквальном смысле термин «педагогика» переводится …

Б) детовождение

4. В буквальном смысле термин «психология» переводится …

Б) знание о душе

5. Наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека называются

В) психическими свойствами

6. Определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени называется …

Г) психическими состояниями

7. Психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений называются …

Г) психическими образованиями

8. Психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности (имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец), называются …

А) психическими процессами

9. К психическим процессам относятся …

В) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля

10. К психическим свойствам относятся …

А) темперамент, характер, способности, направленность

11. К психическим состояниям относятся …

Б) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность

12. К психическим образованиям относятся …

Г) знания, умения, навыки

13. Целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на прочное овладение системой знаний, умений и навыков, называется …

Б) обучение

14. Целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у человека определенных качеств, взглядов и убеждений называется …

А) воспитание

15. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней …

Г) образование

16. Основной задачей психологической науки является …

А) изучение законов психической деятельности

17. Основной задачей педагогической науки является:

Б) изучение закономерностей воспитания и обучения

18. Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания …

А) в XIX в.

19. Согласно теории гуманистической психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является …

А) стремление к самоактуализации

20. Согласно теории когнитивного подхода в психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является:

Г) развитие познавательных процессов

21. Педагогика становится самостоятельной областью научного знания …

А) в XVII в.

22. Основоположником отечественной педагогической науки является …

Г) К.Д. Ушинский

23. Обучение и воспитание должны осуществляться посредством «делания» – сущность педагогики …

А) прагматизма

24. Главная цель обучения и воспитания гуманистической парадигмы образования …

В) способствовать развитию способностей человека

25. Главная цель обучения и воспитания в условиях этой образовательной парадигмы – дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания …

Б) знаниевая

26. С позиции субъекта выполняемой деятельности различают следующие направления психологии …

Г) психологию личности, социальную психологию, возрастную психологию, специальную психологию

27. С позиции содержания выполняемой деятельности различают следующие направления психологии …

А) педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, психологию спорта.

28. Изучением психологических закономерностей обучения и воспитания занимается …

Б) педагогическая психология

29. Изучением психологических особенностей деятельности человека в различных профессиональных сферах занимается …

Г) психология труда

30. Изучением разнообразных отклонений в развитии психики занимается …

В) специальная психология

31. Психические явления в процессе взаимоотношения людей в больших и малых группах изучает …

Б) социальная психология

32. К отраслям педагогики как науки относятся

Б) общая педагогика, история педагогики, дидактика

33. Спецификой применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов занимается следующая отрасль педагогики …

А) дидактика

34. Исследованием закономерностей функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и различий занимается …

Б) сравнительная педагогика

35. Коррекционная педагогика возникла на основе связи педагогики с …

В) медициной

36. К эмпирическим (практическим) методам психолого-педагогического исследования относятся …

В) наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент

37. Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения, – это …

В) личность

38. Самая высокая потребность в иерархии потребностей по пирамиде А.Маслоу …

Г) потребность в самореализации

39. Определите тип темперамента — отличается большой возбудимостью и неуравновешенностью; вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях с людьми; энергичен в деятельности, но цикличен в работе (не интересно – бросает)…

А) холерик

40. Гуманизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд являются проявлениями ___чувств …

А) этических

41. Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление составляют группу …

+ познавательных процессов

42. Внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, возникшее само собой, называется

Б) непроизвольным

43. Психический процесс, состоящий в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в сознании человека прошлого опыта …

Б) память

44. Мышление, осуществляемое нестандартным, оригинальным способом …

А) продуктивное

45. В качестве видов воображения можно выделить …

Б) мечты, сновидения, фантазия

46. Образование как педагогический процесс представляет собой …

Г) специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение задач развития личности

47. Одной из глобальных тенденций развития образования является …

Г) непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни

48. Основными функциями педагогического процесса выступают …

А) образовательная, воспитательная, развивающая

49. Объекты материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве предметной поддержки процесса обучения определяются как

Б) средства обучения

50. Координация и согласованность действий всех участников воспитательного процесса, служб, социальных институтов – это сущность принципа

А) единства воспитательных воздействий

51. Эгалитарный, патриархальный, матриархальный типы семей выделяются по…

В) особенностям главенства в семье

52. Поощрение инициативы и самостоятельности младших членов семьи характерно для ____ стиля семейного воспитания …

Б) демократического

53. Межличностная функция общения заключается в …

Г) в организации и поддержании взаимоотношений между индивидами на уровне определенных эмоциональных контактов

54. Формирование образа другого человека, понимание его личностных черт, это …

Б) перцептивная сторона общения

55. Неорганизованное, случайное, временное объединение ранее не знакомых людей на основе сходства интересов или общности пространства называется …

А) конгломератом

56. Наличие противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству называется:

В) конфликтом

57.
Педагогическим коллективомшколы совместно с родительскимактивом 7–9 классов была подготовлена и проведена научно-практическая конференция «Семья как фактор социализации, воспитания и развития подростка». При подготовке конференции психологом школы была проведена диагностика детско-родительских отношений в семьях подростков. В рамках конференции был обобщен опыт семейного воспитания, организованы встреча с психологом, педиатром, социальным педагогом, подготовлен обзор литературы и Интернет-источников по проблемам семейного воспитания, подведены итоги конкурса исследовательских проектов учащихся «Семья – семь Я». В качестве одного из решений, принятых на конференции, была предложена организация системы тематических семинаров и тренингов для родителей подростков «Родительская школа».
Семья относится к _______ социализации личности.
А) микрофакторам
58. Одной из глобальных тенденций развития современного образования.
Концепция непрерывного образования была выдвинута ЮНЕСКО в докладе «Учиться быть» в 1972 году. В ней заложена идея соединения в той или иной форме профессионального образования и повышения квалификации с общим образованием на разных уровнях. К основным целям непрерывного образования могут быть отнесены адаптация гражданина к меняющимся условиям его профессиональной деятельности и удовлетворение его индивидуальных потребностей. Одним из основателей теории непрерывного образования является чешский педагог Я. А. Коменский, который в XVII веке разработал систему образования, основанную на принципе природосообразности. В настоящее время цели и задачи непрерывного образования реализуются в разных формах организации обучения. Особая роль в реализации идеи непрерывного образования отводится высшим учебным заведениям, которым в рамках Болонского процесса рекомендуется интегрировать идеологию непрерывного образования в генеральные стратегии и план развития.Важную роль в реализации концепции непрерывного образования на современном этапе играет технология …А) дистанционного обучения

Это интересно

Экспериментальный метод подвержен массовой критике из соображений гуманности, однако его результаты всегда оказываются наиболее достоверными и интересными для науки. Например, Стенли Шахтер провел очень любопытный эксперимент, в ходе которого было выяснено, что в экстренной, угрожающей жизни ситуации человек предпочитает находиться не один, несмотря на понимание совместной гибели. Дальнейшее проведение исследования показало, что человек предпочитает находиться рядом с тем, кто переживает те же страхи или эмоции, что и он. То есть в угрожающей ситуации человеку нужен не просто друг, а «страдающий» друг.

Основываясь на проведенных исследованиях личности можно достоверно определить все критерии и показатели психики человека, чтобы составить целостный личностный портрет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]