Понятие психических явлений
Чтобы мы смогли с вами говорить о психических процессах, нам будет необходимо вспомнить материалы предыдущих лекций.
Мы говорили о том, что любая наука (и психология в том числе) имеет свои объект и предмет исследования. Объектом
любой науки является то, на что направлено исследование в целом, а
предметом
– та часть объекта, которая подвергается изучению с помощью категорий, принципов и методов конкретной науки.
Объект науки – область действительности, совокупность реальных явлений и процессов, на изучение и обоснование которых направлена данная отрасль научных знаний. Объектом науки является та область окружающей нас действительности, которая находится в центре исследовательского поиска. Объект науки обычно представляет собой достаточно широкую сферу действительности, которая, вследствие своей сложности и многоаспектности, допускает и даже требует «соучастия» в своем обосновании самых разных наук. | |
Предмет науки – сторона объекта, определённый его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае; та сторона объекта, на изучение которой направлены конкретные исследования в данной области научных знаний | |
На первой лекции мы с вами выяснили, что объектом изучения психологии является человек. Но у каждой гуманистической науки (от лат. гуманитас –
человеческая природа) есть свой интерес к человеку: например, анатомия изучает строение человека, физиология
–
функционирование его органов, социология
–
его взаимодействие в обществе, в условиях социальных общностей и групп, антропология
–
происхождение и эволюцию физической организации человека и т. п.
Хотя психология и пользуется результатами исследований всех этих наук пользуется, все же она имеет свой предмет исследования. И мы с вами выяснили, что главным предметом научного исследования в психологии является психика человека.
Что же такое психика? Мы не можем ее непосредственно увидеть или прикоснуться к ней. Психика человека предстает перед нами в виде эмоций, особенностей мышления, реакции на различные внешние раздражители, то есть в виде разного рода особенностях нашего поведения и психической жизни, которые доступны нам для непосредственного наблюдения.
Эти, наблюдаемые нами психические особенности человека, в психологии называют явлениями. Этот термин пришел в психологию из философии, где им 2
обычно обозначают все то, что может быть познано чувственно (через ощущения).
Например, молния или дым. Это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а вот химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями (которые и вызвали эти явления), мы наблюдать не можем; их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата. Следовательно эти химические и физические процессы не есть явления.
Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям. Остальное, сокрытое, считается психическими механизмами.
Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин «психические явления» необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.
Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены; элементы внутреннего опыта субъекта; проявления психической деятельности человека, которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей. | |
1.1. Объективные и субъективные психические явления
Психические явления весьма разнообразны, поэтому их классификация может быть произведена по целому ряду оснований. Психические явления можно разделить на объективные и субъективные (рис. 1).
Объективные явления
доступны внешнему наблюдателю.
Объективность
– независимый от воли и сознания людей, очищенный от эмоций, бесстрастный взгляд с третьей позиции восприятия, с позиции постороннего наблюдателя; отношение к чему-то исходя из свойств и особенностей этого чего-то, собственные чувства (привязанности, симпатии, антипатии) не берутся в расчет.
Признаки объективного: физический, очевидный или реальный для всех воспринимающих его, доступный публичной верификации и надежный, фиксируемый как независимый от субъекта, внешний по отношению к телу или сознанию, свободный от психического или субъективного опыта. К признакам объективного можно добавить: воспроизводимый практически без заметных для наблюдателя изменений при повторении тех же условий восприятия, предсказуемый, подчиняющийся известным физическим законам.
Субъективные явления
доступны только внутреннему наблюдателю (то
есть самому их обладателю). 3
Субъекти́вность
– это выражение представлений человека
(мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания; «личное мнение», суждение на основе эмоций, характеристика внутреннего мира человека. В философии термин обычно противопоставляется объективности.
Основные признаки субъективного:
внутренний, персональный, недоступный для общественного рассмотрения, ощущаемый или психический, не подтверждаемый другими непосредственно, обусловленный личными, эмоциональными оценками, ненадежный, предвзятый.
Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно «читаются» сторонними наблюдателями, с другой – только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.
Факты внутреннего
субъективного опыта человека
Объективные | Субъективные |
Доступны внешнему наблюдателю | Не доступны внешнему наблюдателю |
Рис. 1. Классификация психических явлений в зависимости от восприятия их субъектом
Проявление сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Проявление сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Сознание — это высшая форма развития психики, присущая только человеку, проявляется в сложных формах отражения мира, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.
Основными характеристиками сознания являются:
- отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
- различение субъекта и объекта, которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию;
- самооценки своих поступков и себя в целом;
- обеспечение целеустремлённой деятельности человека;
- наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др.
Через сознание человек способен познать сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что она знает или не знает
В число базовых проявлений сознания включают:
— общую чувствительность человека к социально значимым проявлениям других людей, или то, что в обиходе привычно называют чуткостью в общем значении этого слова;
— активность человека в сфере социальных отношений, которую называют инициативностью;
— реактивность человека при социальных воздействиях на него, или его отзывчивость;
-соотношение инициативности и отзывчивости как общее проявление социализованности, или субъективной вовлечённости человека в общественную жизнь.
В число вторичных жизненных проявлений сознания входят:
— личностный темпоритм, или социальное время человеческой жизни в условиях жизни общества;
— социальная пластичность и/или ригидность, которая на практике устойчиво обозначается как образованность человека в форме его осведомлённости, умелости, воспитанности в актуальных отношениях. В случаях совершенной образованности предполагается ещё и рефлексивность всего этого. Однако рефлексивность не является всеобщим психическим образованием на уровне сознания;
— социальная экстра-/интровертность человека прекрасно известна всем студентам и даже школьникам. Это общительность и/или замкнутость (в форме самодостаточности) человека в межчеловеческих отношениях на бытовом повседневном уровне;
— и, наконец, социальная возбудимость, или то, что обычно называют справедливостью человека и/или его равнодушием в межчеловеческих отношениях.
Проявление бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Бессознательное —
те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.
Любое проявление бессознательного представляет собой ценный акт человеческой психики, наделенный определенным смыслом, хотя и не осознаваемый индивидом. Феномен человеческой психики состоит и в том, что мозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное, присущее всему человечеству.
Бессознательное – определяется общественными условиями существования человека. В нашем бессознательном можно обнаружить некие стандарты, позволяющие сопоставить потоки видений. У каждого типа видений свои собственные истоки и своя особая природа.
Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д.
Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.
Психическая деятельность может находится в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.
Бессознание как психическое явление – это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.
Типы темпераментов, их психологическая характеристика
Темперамент —индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Психологические характеристики основных классических типов темперамента:
Сангвиник- человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.
Холерик — как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.
Меланхолик — человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.
Личность и темперамент.
Личность и темперамент связаны между собой. Темперамент выступает в качестве общей основы многих личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Впечатлительность
— это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек дольше помнит разные воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Сила реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность
— это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него сильнее выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность
проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожность
проявляется в эмоциональных переживаниях: беспокойстве, боязни, опасениях, страхе. Тревожному человеку кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для его «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т. п.
Сочетание описанных свойств создает индивидуальный тип темперамента. Характеризуя темперамент человека, приходится отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Это не случайно, так как свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках и поведении человека.
Типология характеров.
На протяжении всей истории развития психологии предпринимались многочисленные попытки построить типологию характеров.
Опираясь на те черты характера, которые свидетельствуют об отношении к людям, К. Леонгард создает свою классификацию.
1) гипертимный тип – высокая контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики и пантомимики. Не выдерживает до конца тему разговора, отклоняясь от нее. Не очень серьезно относится к служебным обязанностям и семейным обязательствам. Часто провоцируют конфликты. Оптимистичен и энергичен, часто легкомыслен. Легко раздражается;
2) дистимный тип – немногословность, замедленность в движениях, пессимизм и пассивность, низкая общительность, индивидуализм;
3) циклоидный тип – характерна частая смена настроений и, как следствие, смена способов общения;
4) возбудимый тип – малообщителен, отмечается замедленность в движениях и речи.
5) застревающий тип– общительность умеренная, иногда занудливость, чувствителен в социальной справедливости, но легко обижается в случае критики, мстителен, честолюбив, ревнив, стремится во всем быть первым;
6) педантичный тип – бюрократ, стремится все делать по правилам, надежен, аккуратен, добросовестен, но занудлив, брюзга, в конфликты вступает редко;
7) тревожный тип – робкий и неуверенный, с заниженной самооценкой, дружелюбный и самокритичный, общительность низкая, исполнительный, часто несет ответственность за те действия, которые не совершал;
эмотивный тип – свои обиды носит в себе, предпочитает узкий круг общения, присуще обостренное чувство долга, добр и сострадателен, слезлив;
9) демонстративный тип – легко устанавливает контакты с окружающими. Жаждет власти и похвалы, обходителен и артистичен, способный увлечь других, но при этом эгоистичен, лицемерен, любит хвастать и отлынивать от работы;
10) экзальтированный тип – повышенная общительность и словоохотливость, влюбчивость, альтруизм. Яркость чувств и хороший вкус, однако склонен к паникерству, подвержен сиюминутным настроениям;
11) экстравертированный тип – большое число друзей и знакомых, болтливость и легкомысленность, готовность внимательно выслушать, но при этом охотно распространяет слухи;
12) интровертированный тип – замкнутость, склонность к философствованию, упрямство, ригидность, принципиальность.
Формирование характера.
Формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах.
Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Это все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.
При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.
Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.
Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители.
Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт.
Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.
Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.
К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.
Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).
После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.
Возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя.
Функции и виды эмоций
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Функции эмоций:
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.
Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.
Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.
Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы.
Виды эмоций.
Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Теории эмоций
Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.
Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе.
Биологическая теория эмоцийразработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.
Потребностно–информационная теорияпредложена П.В. Симоновым. Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.
Теория активациипроисходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение , которое снова проходит оценивание и очувствование.
Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.
Мотив и мотивация.
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности.
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В мотивационной сфере выделяются
:
§ мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
§ мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
§ мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.
Этапы развития педагогики
Первобытно — общинный строй.На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.
Античная Греция (Спарта и Афины).Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.
Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.
Афины. В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении.
Древний Рим и Римская империя. В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи.
Средневековье (ХIV—ХVIII вв.). Ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом потеряло прогрессивную направленность. Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека.
Возрождение (ХIV—ХVI вв.) В эпоху Возрождения многие сторонники гуманистического движения в науке стремились критиковать распространенную в Средневековье строгую и ограниченную палочную дисциплину. Гуманисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность. Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит развитие творческой активности, самостоятельности, эмоциональной свободы, самодеятельности.
XVII в. Отличительные особенности развития педагогики в данный период состоят в том, что педагогика выделилась в самостоятельную науку, хотя и осталась связана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования становится физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».
Просвещение (XVIII в.). Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного.
XIX в. Одинаково важным является и физический, и умственный труд. Обращали особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Большую роль придавали правильной организации урока, труда учителя и учеников.
XX в. В этот период целью воспитания становится развитие личности. Выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко разработал методику трудового воспитания, определил основные принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Важным критерием был гуманизм. Макаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости.
Проявление сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Сознание — это высшая форма развития психики, присущая только человеку, проявляется в сложных формах отражения мира, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.
Основными характеристиками сознания являются:
- отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
- различение субъекта и объекта, которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию;
- самооценки своих поступков и себя в целом;
- обеспечение целеустремлённой деятельности человека;
- наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др.
Через сознание человек способен познать сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что она знает или не знает
В число базовых проявлений сознания включают:
— общую чувствительность человека к социально значимым проявлениям других людей, или то, что в обиходе привычно называют чуткостью в общем значении этого слова;
— активность человека в сфере социальных отношений, которую называют инициативностью;
— реактивность человека при социальных воздействиях на него, или его отзывчивость;
-соотношение инициативности и отзывчивости как общее проявление социализованности, или субъективной вовлечённости человека в общественную жизнь.
В число вторичных жизненных проявлений сознания входят:
— личностный темпоритм, или социальное время человеческой жизни в условиях жизни общества;
— социальная пластичность и/или ригидность, которая на практике устойчиво обозначается как образованность человека в форме его осведомлённости, умелости, воспитанности в актуальных отношениях. В случаях совершенной образованности предполагается ещё и рефлексивность всего этого. Однако рефлексивность не является всеобщим психическим образованием на уровне сознания;
— социальная экстра-/интровертность человека прекрасно известна всем студентам и даже школьникам. Это общительность и/или замкнутость (в форме самодостаточности) человека в межчеловеческих отношениях на бытовом повседневном уровне;
— и, наконец, социальная возбудимость, или то, что обычно называют справедливостью человека и/или его равнодушием в межчеловеческих отношениях.
1.2. Классификация психических явлений по длительности
Многочисленные явления психики в зависимости от длительности их течения подразделяются на три основные группы (рис. 2):
§ психические процессы – это быстро протекающие психические явления, такие как: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление;
§ психические состояния – это более длительные психические явления, такие как: бодрость, усталость, настроение, сосредоточенность и др.;
§ психические свойства или качества – устойчивые постоянные психические особенности человека, в основном наследственные или врожденные, такие как: темперамент, характер, способности, волевые каче- 4
ства, задатки и т. д.
Психические процессы | Психические состояния | Психические свойства (качества) |
Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление и др. | Бодрость, усталость, настроение, сосредоточенность и др. | Темперамент, характер, способности, волевые качества, задатки и т. д. |
Быстро протекающие психические явления | Более длительные психические явления | Устойчивые психические особенности |
Рис. 2. Классификация психических явлений
Некоторые авторы выделяют четвертую группу психических явлений – психические образования, куда включают знания, умения, навыки, привычки (рис. 3). Отдельные авторы включают сюда также опыт и компетентность.
Однако я не встречала подобной характеристики у классиков психологии. Скорее всего, эта классификация составлена на основании чьего-то личного педагогического опыта и не имеет под собой психофизиологического подкрепления.
Классификация психических явлений на процессы, состояния и свойства была предложена Платоновым Константином Константиновичем в зависимости от длительности их протекания. Другой классификации, на сегодняшний момент учеными не предложено.
5
Рис. 3. Современная классификация психических явлений
Платонов
Константин Константинович (1906 – 1984) – рос-
сийский психолог, врач, специалист в области психологии труда, военной и медицинской психологии, социальной психологии и психологии личности. Заслуженный деятель науки РСФСР. Автор более 300 публикаций, переведенных на 21 язык («Человек в полёте», «Психология летного труда», «Проблема способностей», «О системе психологии», «Психология религии», «Занимательная психология», «Система психологии и теория отражения», «О системе психологии», «Краткий словарь системы психологических понятий», «Краткий психологический словарь-хрестоматия» и др.)
Четвертый компонент – психические образования – не характеризует психические явления с точки зрения особенностей протекания и длительности психических явлений. К тому же перечисленные категории: знания, умения, навыки, привычки, компетенции, опыт – это все категории деятельности, а е психических процессов.
Связь психологии с другими науками
Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (например, общая психология, где даются определения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология».
Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».
Социологиякак самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».
2 стр., 631 слов
Психология успешной личности
… «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние …
Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».
История.Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.
Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии).
На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».
Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».
Психические процессы
Психические процессы
– это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее «атомы». Они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. На их основе строится вся сложная система функционирования психики. Процессы динамичны – они имеют свой ход, развитие. Опишем основные процессы.
Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности – как временную и типологическую модификации психических процессов.
Психические процессы обычно имеют длительность от долей секунд до нескольких минут. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.
Психические процессы
– отдельные целостные акты отража-
тельно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс
6
имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности. Психические процессы – базовая группа психических явлений: на их основе формируются психические образы.
Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.
1.2. Осознаваемые и неосознаваемые психические явления
Психические процессы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми (бессознательными).
Осознаваемые психические процессы отличаются тем, что человек отдает себе отчет в процессе их протекания и могут в той или иной степени регулировать этот процесс. Фундаментальное свойство осознаваемых психических явлений – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим.
Неосознаваемые психические процессы характеризуются тем, что человек не отдает себе отчет в их протекании и не может контролировать их протекание. Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:
§ неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий;
§ неосознаваемые побудители сознательных действий;
§ «надсознательные» процессы (процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы).
2.2. Классификация психических процессов
В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые (рис. 4).
К познавательным психическим процессам
относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Эмоциональные психические процессы
отражают значимость для человека познаваемых им объектов и явлений. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
Волевые психические процессы
связанны с принятием решений, управлением своим поведением в ситуациях, требующих преодоления трудностей для достижения поставленных целей.
7
Рис. 4а. Классификация психических процессов
Рис. 4б. Классификация психических процессов
Эмоциональная сфера личности
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.
14 стр., 6877 слов
По психологии «Чувства и их развитие в дошкольном возрасте»
… психологии 1.1. Понятие чувства в психологии Понятие «чувство» охватывает очень обширную и многообразную область психической жизни человека. Человек живет и действует в реальной действительности, познавая окружающий мир, природу, людей и их социальные взаимоотношения. В процессе деятельности, …
Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.
Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Ощущения
Как мы получаем знания об окружающем мире?
Самые первые знания об окружающем нас мире человек получает с помощью особых психических процессов – ощущения и восприятия.
Ощущения и восприятия – это основной поставщик знаний. Благодаря им человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, температуре, гладкости, величине, объему и другим признакам.
Ощущения и восприятия лежат в основе более сложных психических процессов – мышления, памяти, воображения.
Благодаря накопленным представлениям, полученным через ощущения и вос- 8
приятия, мы учимся приспосабливаться и ориентироваться в окружающем мире.
Возьмем один из самых простых примеров. Если мы легко одеты и без зонта попали под дождь, то возвращаемся домой в промокшей одежде, грязные, замерзшие. Урок не проходит даром — мы помним свои неприятные ощущения. В следующий раз, собираясь выходить из дома, мы слушаем прогноз погоды и не только берем зонтик, но и надеваем плащ или куртку, соответствующую обувь. Ощущения и восприятия схожи, но между ними есть существенные различия.
3.1. Ощущения
Ощущения возникают при непосредственном контакте с предметом. Так, например, о вкусе яблока, которым нас угостили, мы узнаем тогда, когда попробуем его. На вид оно красное, красивое, а когда откусишь — может оказаться кислым.
Как появился у нас любимый сорт яблок? Мы пробовали разные сорта, наши ощущения суммировались — вот это яблоко — для одних сладкое, для других кисло-сладкое, для третьих кислое — мне нравится. Впрочем, есть люди, которые любят все яблоки.
Ощущение – это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается в отражении (познании) отдельных свойств этих предметов и явлений.
Все окружающие предметы обладают множеством свойств.
Дотроньтесь до парты. Что вы чувствуете? Дотронувшись мы получаем знания не о всей парте, а только о ее отдельных свойствах – она твердая, сухая, шероховатая.
А теперь посмотрите на парту. Какая она? Через зрение мы можем сказать, что парта определенного цвета, формы (серая, грязная, исписанная, прямоуголь-
ная и т. д.)
Постучите по парте. Что чувствуете? Через слух определяем, что парта деревянная и издает глухой звук.
Всё это примеры отдельных ощущений, через которые мы познаем окружающий мир. Запомните: через ощущения мы получаем информацию не обо всем предмете, а только об его отдельных свойствах.
3.1.1. Механизмы возникновения ощущений
Чтобы было еще понятнее, что такое ощущения, рассмотрим, как же происходит этот процесс.
Слышали такое понятие «анализаторы
»? Это
сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т. е. выделяет его отдельные элементы и свойства.
Каждый анализатор приспособлен для выделения и анализа определенной информации. Самые известные анализаторы у человека: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, тактильный – по пяти основным чувствам. 9
Каждый анализатор имеет определенное строение:
1) рецепторы
– органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа, мышцы); 2)
проводник
– нервные волокна от рецепторов к головному мозгу;
3) центральные отделы
в коре головного мозга.
Как происходит ощущение? Например, мы прикоснулись к парте. Рецепторы на коже пальцев получили сигнал, они передают его по проводникам в кору головного мозга, где идет сложная обработка полученной информации (собственно и происходит ощущение) и человек получает знание, что стол холодный, шероховатый и т. д.
Или горячий утюг… В коре головного мозга происходит обработка информации и мгновенный вывод: горячо и больно. Тут же идет обратный сигнал: отдернуть руку.
Все отделы анализаторов работают как единое целое. Если поврежден один отдел – ощущение не возникает. Например, слепорожденные никогда не узнают цветового ощущения.
Задумайтесь, как человек слышит звуки? «Я слышу ушами!» — скажете вы, но это неполный ответ. Человек слышит с помощью органа слуха, который устроен сложно. Ухо лишь его часть.
Ушная раковина, или наружное ухо, — это воронка, с помощью которой человек улавливает колебания воздуха. Пройдя по слуховому каналу, они воздействуют на барабанную перепонку. Колебания перепонки передаются слуховым косточкам и доходят до внутреннего уха. Далее по нервам импульсы достигают слухового центра, находящегося в коре головного мозга. Только с его помощью мы можем распознавать звуковые сигналы.
Именно так возникают ощущения. Недаром в определении отмечено, что ощущения возникают при воздействии окружающих предметов и явлений на анализаторы (органы чувств).
3.1.2. Виды ощущений
Ощущения, как вы уже поняли, бывают разные. Выделяют основные ощущения, связанные с пятью чувствами человека.
Зрительные ощущения.
Через них здоровый человек получает около 80% информации об окружающем мире –
ощущения цвета и света.
Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве. 10
Цвета по-разному воздействуют на человека:
§ красный
– возбуждает, активизирует (кратковременно!);
§ оранжевый
– веселый и жизнерадостный, общительный (возбуждает постоянно!);
§ желтый
– теплый, бодрящий, кокетливый, лукавый;
§ зеленый
– спокойный, уютное настроение;
§ синий
– спокойный, серьезный, печальный, настраивает на умственную работу, если его много – вызывает холод;
§ фиолетовый
– таинственный, соединение красного и синего: притягивает и отталкивает, возбуждает и грустит.
Слуховые ощущения.
Занимают второе место по значимости у здорового человека. Главное назначение у человека – распознание речи и других звуковых сигналов.
Выделяют речевые, музыкальные и шумовые ощущения.
Сильный шум негативно сказывается на человеке (на умственной деятельности и сердечнососудистой системе).
Зачем нам два уха? Может хватило бы одного? Два уха позволяют определить направление источника звука. Если закрыть одно ухо, то чтобы определить, откуда исходит звук, придется поворачивать голову во всех направления.
Значение слуха в жизни человека очень велико. С помощью слуха люди получают информацию и общаются между собой.
Ребенок слышит речь взрослых, и вначале просто распознает звуки, а затем начинает подражать им. Понемногу он учится произносить отдельные звуки, слова, а потом овладевает речью.
Вкусовые ощущения.
У человека на языке есть вкусовые сосочки, которые отвечают за
четыре вкусовых ощущения
. Кончик языка – распознает сладкие ощущения, задняя поверхность языка – горькие, боковины языка – соленые и кислые.
По мере насыщения человека роль вкусовых ощущений возрастает, голодный же человек съест и менее вкусную еду.
Пища состоит из разных компонентов и вызывает сложные вкусовые ощущения. Когда мы едим, мы ощущаем тепло, холод, иногда головную боль из-за изменения атмосферного давления, все это влияет на вкус пищи. Кроме того, вкусовые ощущения не воспринимаются в чистом виде, они связаны с обонятельными. Часто то, что мы считаем «вкусом», на самом деле является запахом. Например, кофе, чай, табак, лимоны стимулирует орган обоняния больше, чем орган вкуса.
Обонятельные ощущения.
Отвечают за
распознавание запахов.
У современного человека они играют незначительную роль в познании мира, но оказывают влияние на эмоциональный фон и самочувствие человека.
При поражении зрения и слуха обонятельные ощущения приобретают важ-
ное значение. 11
Многие животные, например, собака, живут исключительно за счет нюха. В нашем носу мембрана из чувствительных клеток, ответственная за обоняние, занимает с обеих сторон площадь с ноготь. У собаки, если ее расправить – закроет больше половины ее тела. Слабое обоняние человека компенсируется более высоким развитием других органов чувств.
Кстати, когда мы просто дышим, струя воздуха минует мембрану, и поэтому нам приходится принюхиваться — пропускать воздух над мембраной, чтобы почувствовать запах.
Существует пять основных типов запаха, которые мы можем уловить:
§ цветочный,
§ пряный (лимон, яблоко),
§ гнилостный (тухлые яйца, сыр), § жженый (кофе, какао),
§ эфирный (алкоголь, камфара).
Осязательные ощущения – комбинация кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов.
С их помощью маленький ребенок познает мир.
У людей, лишенных зрений, это одно из важных средств ориентирования и познания. Например, при чтении используется шрифт Брайля. Глухие, чтобы понять, что говорит им собеседник, могут распознавать речь по движению голосовых связок (прикладывая руку тыльной стороной кисти к шее говорящего). С осязанием связаны ощущения температуры, боли, давления, влажности и т. д.
Органические – ощущения голода, жажды, сытости, удушья, боли в животе и т. д.
Рецепторы данных ощущений находятся в соответствующих стенках внутренних органов: пищевод, желудок, кишечник.
Всем известно ощущение голода. Но как мы узнаем, что чувствуем голод? Голод не имеет ничего общего с пустым желудком, как думают многие. Ведь больные часто, несмотря на отсутствие пищи в желудке, не хотят есть.
Голод ощущается, когда в крови не хватает определенных питательных веществ. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника активизируется.
Как долго можно обойтись без пищи? Это зависит от индивидуума. Очень спокойный человек может не есть дольше, так как запасы белка в его организме расходуются медленнее, чем у легковозбудимого. На мировой рекорд продолжительности голодания претендовала женщина в Южной Африке, которая, по ее утверждению, прожила только на воде целых 102 дня!
Кинестетические (двигательные) ощущения – ощущения движения и положения частей тела
Проведите небольшой опыт. Закройте глаза и встаньте в какую-нибудь позу: выполните команду «смирно», а потом опять примите ту же позу. Подумайте, благодаря какому из пяти органов чувств вы повторили движение? Это было дви- 12
гательное ощущение
,
вызванное раздражением рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставах.
При ходьбе, танцах, езде на велосипеде мы чувствуем изменение скорости или направления нашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха.
Вибрационные ощущения – возникают при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущими или колеблющимися телам
Важную роль играют у глухих и слепых. Слепоглухие с помощью этих ощущений узнают о приближении транспорта, человека, прикасаясь к губам говорящего человека и ощущая их вибрацию, могут изучать алфавит и в дальнейшем говорить.
Отдельно выделяют субсенсорные (допороговые) ощущения.
Существуют данные, что человек с помощью обычных органов чувств может воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности, т. е. человек реагирует не только на те сигналы, которые осознает, но и на те, которые не осознает. На этом построены предчувствие, предвидение.
Абрам Пшоник в 1952 году проводил опыт с дочерью. На кухне во время завтрака дочь держала палец на кнопке, к которой был подведен ток. Когда загоралась лампочка, ток поступал, нужно было успеть оторвать палец от кнопки. Со временем девочка уже без лампочки отдергивала палец, реагируя на допороговые ощущения. Вместе с лампочкой Пшоник включал генератор звуков высокой частоты, не слышимые ухом, девочка реагировала на эти звуки.
Важность развития ощущений
Этот человек будет медленнее и хуже развиваться. Недаром, слепые дети позже начинают ходить, говорить.
Ощущения формируются и развиваются в результате практических действий и упражнений. Поэтому необходимо, чтобы ребенок получал максимальное количество разнообразных ощущений
(через игры, игрушки, общение).
Примерами важности раннего развития ребенка служат дети-маугли. Так, в 1825 году в германском городе был найден юноша примерно двадцати двух лет. Он сторонился людей, натыкался на предметы, не реагировал на речь. Постепенно он научился говорить и рассказал, что жил в погребе и помнил руки, которые