Среди эмоций, которые испытывает клиент во время психологической сессии, является агрессия. Это не хорошо и не плохо. За любыми эмоциями и чувствами стоит какая-то потребность, желание человека.
В кабинет психолога клиент приносит все то, чем обладает в жизни. Как в лаборатории можно в безопасных и экологичных условиях исследовать проявления клиента. К проявлению чувств из агрессивного регистра можно относиться по-разному. В сессии — это поле для изучения и экспериментирования.
Введение
Настоящая статья посвящена изучению психологических характеристик агрессивного поведения подростков.
Наиболее важной областью социального поведения подростков является среда сверстников. Степень влечения к среде сверстников также зависит от индивидуальных особенностей подростков, но подавляющее большинство из них в той или иной степени находятся в тесном, продуктивном контакте со своими сверстниками. Около 80% подростков состоят в группах сверстников, и только 20% одиноки. Общение со сверстниками необходимо развивающейся личности для формирования навыков общения и самооценки. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.
Психологический портрет подростка был бы явно неполным, если бы в нем отсутствовала такая важная деталь, как агрессия. К сожалению, в последние годы наблюдается значительный рост агрессии среди подростков. Агрессивное поведение становится источником душевных страданий не только для родителей, но и для самих подростков, которые довольно часто становятся жертвами своих сверстников. Несомненно, агрессивное поведение вызывает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Это вызывает большую озабоченность у педагогов и правоохранительных органов. Практически, она так или иначе затрагивает всех, кто контактирует с молодыми людьми. Работа психолога связана с решением проблемы психического и психологического здоровья подростков. Именно поэтому так важно понять причины такого поведения и условия его возникновения. На наш взгляд, это определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования — анализ психологических характеристик подростковой агрессии для выявления возможностей ее коррекции.
Объектом исследования являются подростки в возрасте 13-15 лет.
Предмет исследования — факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения и способы коррекции агрессивного поведения у подростков.
Мы предположили, что «существует корреляция между агрессивным поведением подростка и его социометрическим статусом в группе сверстников».
Исходя из цели и гипотезы исследования, необходимо было решить следующие задачи:
- проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
- дать сравнительный анализ понятий «агрессия» и «агрессивность».
- изучить психологические характеристики подростковой агрессии.
- 4.показать связь агрессивных тенденций со статусом подростков в группе сверстников.
- разработать рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у подростков.
Основными методами, использованными в работе, являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностические методики: Опросник Басса-Дарки, тест А. Ассингера — для определения агрессивности в поведении подростков, социометрическая процедура для выявления социометрического статуса в группе сверстников; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования определяется системой работы психолога по диагностике и коррекции нарушений поведения у подростков.
Надежность и валидность исследования обеспечивалась путем сопоставления данных, полученных разными методами с одним и тем же контингентом подростков.
Диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографию из 35 наименований и приложения.
Феноменология агрессии и агрессивности: опыт терминологического разграничения
Мы не можем представить себе газету, журнал, радио- или телепрограмму новостей, в которых не сообщалось бы ни об одном акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, как часто люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.
Хотя в большинстве случаев мы не ведем себя агрессивно или жестоко при общении с другими людьми, наше поведение все равно оказывается источником физических и психологических страданий для наших близких. Возможно, но многим может показаться, что на данном этапе исторического развития человечества «темная сторона» человеческой природы как-то необычайно усилилась и вышла из-под контроля. Однако свидетельства насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем мире, нет ничего необычного.
Конечно, даже в тех случаях, когда люди калечат и убивают друг друга с помощью примитивного оружия, их действия разрушительны и приводят к ненужным страданиям. Однако такие боевые действия происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для всего человечества. Применение современного, несравненно более мощного оружия может привести к глобальной катастрофе. Некоторые государства сегодня обладают способностью уничтожить все живое на Земле. Оружие массового поражения также относительно недорого в производстве в наше время и не требует особых технологических знаний.
Учитывая эти тенденции, невозможно не признать, что насилие и конфликты являются одними из самых серьезных проблем, стоящих сегодня перед человечеством. Почему же люди ведут себя агрессивно? Какие шаги следует предпринять, чтобы предотвратить или контролировать такое деструктивное поведение?
Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с разных сторон — в форме философии, поэзии и религии. Но только в нашем веке эта проблема стала предметом систематического научного исследования. Количество данных по теме агрессии настолько велико, что мы обратимся к двум важным областям.
Во-первых, мы сосредоточимся в первую очередь на проблеме человеческой агрессии. Во-вторых, обсуждение агрессии ведется в основном с социальной точки зрения.
R. Барон и Д. Ричардсон в своей фундаментальной книге «Агрессия» выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальную, внешнюю, индивидуальную и биологическую.
При характеристике агрессии обычно используются два основных термина — агрессивное поведение и агрессивность. Кажущаяся близость этих терминов часто затрудняет правильное понимание природы агрессии как таковой.
В жизни бывают ситуации, когда, описывая человека, мы говорим, что тот или иной человек — агрессивная личность. При этом мы стараемся подчеркнуть наличие весьма специфического качества, присущего ему, — агрессивности. В то же время мы с удивлением отмечаем факт агрессивного поведения человека, которого нельзя было заподозрить в агрессивности. Таким образом, сама жизнь знакомит нас с существованием двух разных явлений — агрессивности как качества личности и агрессивного поведения как целенаправленного действия. На самом деле, многозначность термина «агрессия» вполне очевидна.
О самой агрессии говорят, когда она очевидна, т.е. проявляется в поведении или действиях человека.
Взаимодействие с психологом через агрессию
Что мы делаем для того, чтобы взаимодействие произошло или не состоялось? Это могут быть как осознанные, так и не совсем, транзакции. То, как человек себя ведет в определенных обстоятельствах, располагает к общению или нет. Если клиент этого не замечает и не понимает, почему именно так происходит, то очень важно обратить на это внимание в сессии.
Клиент привносит из своей жизни в контакт с психологом то, что свойственно его личности. Если человек привык жестко себя вести, требовать, повышать голос и так далее, то рано или поздно, психолог, который работает с этим человеком, также станет мишенью для эмоционального посыла. В сессии очень удобно, обнаружив это, вывести данный паттерн на уровень осознавания личностью.
Агрессивные проявления клиента в сторону психолога могут свидетельствовать о его беспомощности, невозможности получить то, что хочет. Не всегда клиент способен вербализовать свои желания. Желание человека сместить собеседника в нужную ему позицию, может происходить через манипулирование. Например, это может быть провоцирование специалиста на проявление сильных чувств, или нарушение психологических границ, или сеттинга. В каких ситуациях в жизни так поступает клиент, и с какими людьми, какого результата ожидает? Насколько он осознает те инструменты, которые использует для достижения своих целей? Есть ли в его арсенале альтернативные варианты получить то, что он хочет? Все эти вопросы требуют ответов в рамках психологической сессии.
Теоретические подходы к объяснению агрессивного поведения
Факт агрессивного поведения всегда является целостным актом, требующим проявления целостности на уровне всей личности. Следовательно, суть агрессивного поведения заключается не в отдельных психологических проявлениях, качествах или характеристиках, а в единой структурно организованной человеческой системе.
На протяжении всей эволюции человечества агрессия играла важную роль в выживании его представителей. Первым охотникам иногда приходилось проявлять свирепость, убивая животных или других людей, которые соперничали с ними за пищу, товарищей или территорию. Но вся последующая история всех цивилизаций отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами или нациями, и нельзя найти никакой связи между этими конфликтами и индивидуальным выживанием как таковым.
Однако есть культуры, которые преуспели в разработке способов сдерживания агрессии путем создания систем специфических сигналов, угрожающего поведения или боевых ритуалов, например, те, которые до сих пор встречаются среди племен на берегах Амазонки или на островах Океании. Этнологи даже обнаружили общества, которые, казалось бы, не знают агрессии.
Что касается природы агрессивности, то ее происхождение лежит на уровне нейродинамических и психодинамических черт, темперамента и некоторых типов акцентуаций характера. К ним относятся эмоциональная чувствительность и раздражительность, степень тревожности, некоторые эмоции, входящие в так называемый комплекс враждебности — гнев, отвращение и презрение, а также эмоция страха. Кумулятивный эффект этих черт определяет склонность человека к агрессивным действиям.
Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как гнев, мотивами — такими как желание оскорбить или причинить вред — и даже негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Хотя все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, которое приводит к причинению вреда, их наличие не является обязательным условием для таких действий. Однако гнев отнюдь не является обязательным условием для нападения на других людей; агрессия проявляется как в состоянии полного спокойствия, так и в состоянии крайнего эмоционального возбуждения.
Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых предлагает свой взгляд на природу и происхождение агрессии. Самая старая из них, теория инстинктов, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд, самый известный из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что «агрессия возникает из врожденного инстинкта смерти, направленного на ее носителя; по сути, агрессия — это тот же самый инстинкт, только вдвойне спроецированный и направленный на внешние объекты». Положение о влечении к смерти является одним из самых противоречивых в теории психоанализа. Она была фактически отвергнута многими учениками Фрейда, которые разделяли его взгляды по многим вопросам. Тем не менее, утверждение о том, что агрессия берет свое начало во врожденных, инстинктивных силах, в целом поддерживалось даже этими критиками.
Взгляды Фрейда на происхождение и природу агрессии крайне пессимистичны. Такое поведение не только является врожденным и проистекает из «встроенного» в человека стремления к смерти, но и неизбежно, поскольку если энергию Танатоса не обратить вовне, она вскоре приведет к разрушению самого человека.
Эволюционные теоретики считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, который присущ всем животным, включая человека.
K. Лоренц, лауреат Нобелевской премии и выдающийся этолог, отстаивал эволюционный подход к агрессии, который имеет неожиданное сходство с позициями Фрейда.
По мнению К. Лоренца, этот инстинкт развивался в ходе длительной эволюции, о чем свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба распределяет представителей видов на широкой географической территории, обеспечивая максимальное использование имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида, гарантируя, что только самые сильные и энергичные особи смогут оставить потомство. Наконец, сильные животные лучше способны защитить себя и обеспечить выживание своего потомства.
Одним из наиболее интересных следствий теории Лоренца является то, что она может объяснить тот факт, что у людей, в отличие от большинства других существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего вида. Лоренц также утверждал, что любовь и дружба могут быть несовместимы с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.
Как вести себя с агрессивным человеком
Главная задача в общении с агрессивно настроенным человеком — избежать конфликта и не поддаться на провокацию. Хорошо при этом уйти в глухую оборону — если можно, молча покинуть помещение или хотя бы замолчать намертво. Дать агрессору выговориться. Решающим при этом будет настрой, с которым придётся слушать оскорбления в свой адрес. Надо твёрдо знать: агрессор — несчастный человек, проблемы раздирают его, вызывая выброс негативной энергии.
Ни в коем случае нельзя отвечать гневом на гнев, грубостью на грубость. Не стоит вступать в разговор, пока несчастный не выпустит весь пар. После этого стоит вежливо попросить его, в такой манере с вами больше не разговаривать. При этом использовать язык тела: держаться максимально прямо, смотреть собеседнику прямо в глаза, всем своим видом подчёркивая, что у вас нет страха перед ним, но и оскорблять вы его не собираетесь. В конце концов, каждый из нас имеет право на ошибку.
«Хамство как ответ на оскорбление свидетельствует о слабости характера; хамство как привычная манера поведения — о духовной бедности; хамство с целью оскорбления и унижения — о моральном изъяне». Рефат Шакир-Алиев, психиатр
Факторы, определяющие возникновение и развитие агрессии в детском возрасте
Поскольку большинство исследований, посвященных появлению агрессивных реакций в поведенческом репертуаре, сосредоточено на том, как маленькие дети усваивают модели агрессивного поведения, центральной темой этого раздела будет агрессия в детстве. Однако основное внимание будет уделено не эволюции агрессивного поведения в течение жизни, а скорее возникновению и усилению агрессивных реакций. Какие факторы, связанные с образом жизни, семьей и опытом раннего детства, могут предопределить агрессивность человека в дальнейшем?
Дети узнают о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может как демонстрировать модели агрессивного поведения, так и подкреплять их. Вероятность того, что дети будут проявлять агрессивное поведение, зависит от того, сталкиваются ли они с агрессией в семье. Формы проявления агрессии у детей различны и зависят от отношения родителей или воспитателей. Взрослые обычно нетерпимы к открытым формам агрессии, поэтому уже в двухлетнем возрасте появляются символические формы агрессии — нытье, фырканье, упрямство, визг, удары. Дети также учатся агрессии через взаимодействие со сверстниками. Они часто узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игры. Наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых средствами массовой информации. На наш взгляд, особое место занимает влияние семьи на развитие детской агрессии. Давайте рассмотрим эту позицию более подробно.
Существует большое количество исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными отношениями в системе «родитель-ребенок», эмоциональной депривацией в семье и детской агрессией. Например, доказано, что если у ребенка негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивной самооценки и Я-концепции не подкрепляются родительской оценкой или ребенок не чувствует родительской поддержки и заботы, то вероятность делинквентного, делинквентного поведения значительно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессия к собственным родителям.
В одном из исследований в лабораторных условиях наблюдалось, как дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев взаимодействуют со своими матерями и другими детьми. Регистрировались различные параметры, включая измерение времени, которое требовалось матери, чтобы взять ребенка на руки после того, как он плакал или тянулся к ней. Другим аспектом наблюдения была регистрация случаев агрессивного поведения ребенка, направленного на других (удары, укусы, попытки отобрать предмет). Было обнаружено, что дети, чьи матери медленно подходили к ним, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на их плач или желание ребенка вступить в контакт.
Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени, в которой они чувствуют себя в безопасности в отношениях с матерью. Ребенок с надежной привязанностью имеет безопасные, стабильные и чуткие отношения с матерью. Такой ребенок склонен доверять другим, имеет хорошо развитые социальные навыки, склонен к конструктивному общению и не агрессивен. Ребенок с неуверенной привязанностью или тревогой привязанности характеризуется неуступчивостью, сопротивляется контролю и склонен к физической агрессии. Для таких детей характерны аффективные вспышки и импульсивное поведение (8).
Сегодня, пожалуй, нет сомнений в том, что существует положительная корреляция между строгостью наказания и уровнем агрессии у детей.
Было установлено, что эта корреляция распространяется на случаи, когда наказание является ответом родителя на агрессивное поведение ребенка, т.е. используется как мера воспитания, направленная на снижение агрессии и формирование неагрессивного поведения у ребенка.
В ходе эксперимента изучалось агрессивное поведение третьеклассников в зависимости от характеристик родительских стратегий наказания. Характеристики и тяжесть наказания измерялись по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребенка.
Особенности мужской агрессии
Специфика мужской агрессивности объясняется действием гормонов и стереотипами поведения, обусловленными ролью мужчины в обществе. Мужской гормон тестостерон обеспечивает половую активность мужчины, а также его физическое превосходство. Мужчине легче решиться на открытую агрессию — у него для этого достаточно энергии и силы.
Кроме того, с детства мальчики узнают о своей социальной роли защитников семьи и государства. Постоянные драки и разборки «кто сильнее?» — обычное явление в среде маленьких мужчин: они учатся нападать, сражаться с обидчиком, отстаивать свои права.
Одна из основных потребностей в жизни мужчин — самореализация. Если они имеют общественный статус, не соответствующий их запросам — это неизбежно ведёт к повышению их агрессивности. Тот, кто не сумел самоутвердиться в работе, пытается доказать свою состоятельность демонстрацией физической силы. В основном это происходит в семье. Самые частые виды мужской агрессивности — семейная, алкогольная, наркотическая.
Есть несколько признаков, помогающих увидеть в избраннике будущего семейного деспота:
он со вкусом описывает драки и сцены насилия ищет виновников неудач во всех, кроме себя очень ревнив и позволяет себе вспышки ярости равнодушен и даже жесток к детям и животным
Семейный агрессор, упрекая жену во всех тяжких преступлениях, перечисляет именно те факты, в которых виновен сам
Характеристика агрессии у подростков
Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют разные уровни привязанности и близости к своим родителям. Предметом одного из таких исследований было изучение характеристик идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом, было установлено, что неагрессивные подростки более сильно идентифицируют себя со своими родителями, чем агрессивные подростки. Однако степень различия между двумя группами подростков в плане идентификации с матерью и отцом была неодинаковой. Самые сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками были обнаружены в степени идентификации с отцом. Соответствующие различия в степени идентификации с матерью были менее выражены. То есть, идентификация с матерью была высокой как среди неагрессивных, так и среди агрессивных подростков и была довольно близка к среднему показателю по группе.
Последний факт, на наш взгляд, можно трактовать как еще одно проявление особой значимости матери в системе привязанностей и социальных отношений подростка. Очевидно, что нарушенная идентификация с матерью встречается не у всех, а только при очень тяжелых нарушениях развития личности. Например, в одном из исследований было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (включая отношение к отцу и сверстникам), отношение к матери было наиболее позитивным. Было установлено, что снижение позитивного отношения к матери и увеличение негативных дескрипторов (черт) в описании матери коррелирует с общим увеличением негативности всех социальных отношений индивида. Можно предположить, что за этим фактом стоит основной феномен проявления тотального негативизма (негативизма по отношению ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, которые характеризуются негативным отношением к собственной матери. В целом, как отмечается в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагоприятного развития личности.
Формирование просоциального, неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами неусиления или активного наказания, но и обязательно (а возможно, и в первую очередь) с активным социальным обучением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий, реализации различных мотивов личности. Ведь хорошо известно, что наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми кроются не в личном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает в себя приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, которые формируют основу для способности реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.
Большинство существующих в современной психологии теорий агрессии согласуются с идеей о том, что агрессия связана с определенными устойчивыми моделями поведения. Или, другими словами, идея о связи агрессии с определенными типами черт характера. Логика инстинктивных и психоаналитических теорий агрессии допускает такую связь. Эта связь не только допускается в теории социального научения агрессии, но даже постулируется как обязательная. Связь между агрессией и специфическими индивидуальными характеристиками менее характерна, пожалуй, только для фрустрационной теории агрессии (да и то лишь для ее классического, первого варианта).
Однако утверждение логической связи между агрессией и конкретными чертами личности не является содержательным решением проблемы. Значительный теоретический и, возможно, прежде всего практический интерес представляет раскрытие конкретного характера взаимосвязи между агрессией и очень специфическими (конкретными) чертами характера.
Одно из исследований было направлено на выяснение взаимосвязи между уровнем агрессии и определенными чертами характера подростков 14-17 лет.
Результаты были ожидаемыми и предсказуемыми, указывая на очень конкретные, четкие и сильные корреляции между возбудимыми чертами характера и различными тенденциями к агрессии. «Возбудимость» положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией, а также косвенной агрессией.
Хорошо известно, что центральной чертой возбудимой личности является импульсивное поведение. Весь их способ общения и поведения во многом обусловлен не логикой, не рациональной оценкой своих действий, а импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми порывами. В области социального взаимодействия, общения они отличаются крайне низкой толерантностью. На этом фоне выявленная система корреляционных зависимостей не кажется случайной и вполне логичной.
Гораздо более неожиданными оказались результаты, которые установили четкую и вполне определенную корреляцию между демонстративными характеристиками и агрессивностью личности. Более того, структура отношений в диаде «демонстративность-агрессия» оказалась почти полностью идентичной структуре отношений в диаде «возбуждение-агрессия». Разница заключается не в структуре связей, а только в их прочности. «Демонстративность» положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией и косвенной агрессией. Однако такая четкая и многоканальная корреляция демонстративности личности с агрессией кажется неожиданной и странной, поскольку известно, что центральными, существенными чертами демонстративной модели поведения является вовсе не агрессия, а другие поведенческие характеристики. Эти особенности демонстративной личности традиционно включают потребность и постоянное желание произвести впечатление, привлечь внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном, часто нарочито демонстративном поведении. Одним из элементов такого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых этот человек сыграл главную роль. Результаты исследования взаимосвязи демонстративности и агрессии расширяют традиционные представления о демонстративной личности и позволяют взглянуть на проблему демонстративного поведения с другой стороны. С другой стороны, мы видим в этих данных еще одно подтверждение того, что агрессия и агрессивность представляют собой сложный личностный и поведенческий феномен, причинно-следственная природа которого вряд ли может быть описана единой, одномерной, хотя и внутренне непротиворечивой моделью.
Методы борьбы с собственной агрессивностью
Каждый из нас сталкивался с нарастающим в душе раздражением, готовым выплеснуться при первом удобном случае. Освободиться от внутренней агрессии можно через осознание её причин и избавление от негативных переживаний.
Пять шагов к пониманию
Первое, что надо сделать — понять и простить себя в этом состоянии.
осознать эмоции, которые приведут или уже привели к конфликту какие мысли возникли в процессе конфликта по отношению к его участникам какие потребности должны были реализоваться проанализировать все негативные стороны происходящего увидеть позитивные стороны
Честный анализ ситуации — самый конструктивный способ для снятия агрессии внутри себя.
Когда нужен юмор
Смеяться над собой может лишь тот, кто знает себе цену, у него больше шансов сделать успешной свою жизнь. Он не зацикливается над своими неудачами и провалами. Сделать работу над своими ошибками — это рассказать о них с юмором. Люди оценят смелость и самокритику, будут готовы учиться на ваших ошибках. Так что стоит найти смешные стороны в своём агрессивном состоянии и посмеяться над ним.
Активное движение
Справиться с агрессивными мыслями помогут занятия спортом. Регулярные физические нагрузки — хорошая энергетическая разрядка. Для отрицательных эмоций сил уже не останется.
Помогут пробежки и занятия в фитнес-зале, велоспорт и теннис. Прогулки пешком и вылазки на природу способны оказать умиротворяющее действие. Возможно, природа поможет вам по-новому взглянуть на конфликтную ситуацию. Главное — не сидеть взаперти, открыть себя для новых впечатлений.
Математика приводит ум в порядок
Многим людям помогло справиться с раздражением и беспокойством арифметическое упражнение. Надо медленно сосчитать про себя до десяти. Затем, не спеша, посчитать в обратную сторону — до единицы.
Можно складывать в уме трёхзначные числа, перемножать двузначные — лишь бы левое полушарие мозга было занято работой. В это время правое полушарие работать не будет — а оно ответственно за эмоциональное состояние человека.
В то время, пока вы будете считать, агрессивность попросту выключится. И чем сложнее будет работа левого полушария, тем больше будут слабеть эмоции, питающие агрессивность.
Список литературы
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебник. — Санкт-Петербург: Издательство В.А. Михайлова, 1998 г. — 379 с.
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Исследование влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999 г. — 512 с.
- Башкатов И.Л. Домогательства: обидчики и обиженные // Социс, 2002 г. — №12.
- Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб: Питер, 2001.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб: Питер Ком, 1999 г. — 528 с.
- Барон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Санкт-Петербург: Питер, 1999 г. — 352 с.
- Бютнер К. Жизнь с агрессивными детьми: Перевод с немецкого. — М.: Педагогика, 1991 г. — 144 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Том 1. — М.: Мир, 1996 г. — 496 с.
- Дроздов А.Ю.. Агрессивное поведение подростков в контексте социальной ситуации // Социс, 2003. — № 4. — С. 95-98.
- Завир А. Али Рашид. Кросс-культурное исследование агрессивного поведения среди подростков в России и Йемене // Диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук.
- Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессии и агрессивного поведения: автореф. дис. канд. психол. наук. Диссертация. — Санкт-Петербург, 1996.
- Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа, 2001. — № 5 — С. 78-79.
- немировский Д.Е. Мотивы противоправных деяний молодежи // Социс, 1992. — № 3.
- Немов Р.С. Психология: учебник для студентов педагогических институтов. В 3 кн. 1 Общие принципы психологии. — М.: ВЛАДОС, 1994 г. — 576 с.
- овчарова Р.В. Справочник социального педагога. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 480 с.
- особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы их профилактики: методические рекомендации, под ред. Н.В. Аликиной. — Киев, 1991.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. — 1996. — №1. — С. 20-33.
- психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2 т. — М.: Владос, 2001 г. — т. 1. — 312 с.
- психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — 365с.
- психология человека от рождения до смерти. — СПб: Прайм-Еврознак, 2002 г. — 656 с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб: Питер, 2000.
- Реан А.А. Агрессия в структуре поведения раздражительной и демонстративной личности // Ананьевские чтения. — СПб, 1997.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. — 1996. — № 5.
- Реан А.А. Аутоагрессивный паттерн личности / / Аннаньевские чтения-98 — СПб. 1998.
- Реемшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы формирования личности. — М., 1994. — 320 с.
Лечение агрессии
В борьбе с агрессивными вспышками придётся обратиться к психотерапевту. Он проведёт коррекцию поведения, научит контролировать гнев и негативные эмоции. Потребуется пересмотреть своё отношение к жизненным ситуациям и научиться правильно их воспринимать.
Патологические проявления агрессии: приступы ярости, насильственные и разрушительные поступки — требуют вмешательства психиатра, который назначит медикаментозное лечение.
Нейролептики — применяются для остановки приступов агрессии. Их действие усиливает процессы торможения ЦНС. Нормотимики — используются для длительного лечения. Они уравновешивают процессы торможения и возбуждения, регулируют настроение. Ноотропы используют для укрепления психики и улучшения работы мозга. Седативные препараты на основе растений — валериана, зверобой, пустырник — оказывают мягкое успокоительное действие на нервную систему. Наладить сон и обеспечить хорошее расслабление помогут эфирные масла лаванды иланг-иланга, мяты, мелиссы.
Не занимайтесь самолечением и не применяйте сильнодействующие психотропные препарата, имеющие серьёзные побочные эффекты
* * *
Агрессивность — свойство, доставшееся нам от животного мира. Исследователь поведения животных К. Лоренц считал агрессию бомбой замедленного действия, действующей в нашем мозгу.
Чтобы овладеть этим разрушительным даром природы, необходимо большое искусство. Ведь наряду с физическими потребностями человеку необходима любовь и уважение, свобода для самовыражения.