Применяя к той или иной личности понятие «талантливая», люди часто имеют в виду наличие у нее определенных способностей, выделяющих ее на фоне остальных. Однако природа «талантливости» куда более сложна и многогранна. В этой статье я подробно опишу определение слова «талант», расскажу, что это такое, действительно ли он есть у каждого человека и какое значение он имеет.
В психологии
Я, как психолог, вкладываю в этот термин удачное сочетание ряда данных, предрасположенностей и условий для реализации творческих или иных устремлений индивида. Тем самым, для раскрытия задатков необходимо стечение определенных обстоятельств, связанных со средой, в которой находится объект: социальных, культурных и исторических. Речь идет о незаурядном потенциале, который проявляется в процессе получения опыта и позволяет добиться успеха в конкретном деле. Иначе говоря, о том, что получается у вас лучше, чем у большинства обывателей.
В чем сущность
Талантливость представляет собой не только особую одаренность, но и бессознательную тягу личности к конкретному роду деятельности. При этом тем, к тому, что привлекает человека, он стремится несмотря ни на что. Зачастую эти способности выявляются еще в детстве. Выдающиеся ученые проявляют нездоровый интерес к изучению окружающего мира (букашек, растений, технических приборов), будущие высококлассные математики рано и быстро учатся считать. Возраст раскрытия у каждого свой. Но уже с ранних лет талантливый ребенок в чем-то выделяется среди сверстников.
Первая редакция
Гоша К. — помощь визионерам с деятельностьюDec 12, 2016 · 4 min read
! Рекомендую читать вторую редакцию данной статьи.
Недавно друг рассказал мне свои наблюдения за собою в течении одного дня. Он следил за тем, счастлив ли он, и заметил, что получал удовольствие от жизни всего в 2-х коротких моментах за весь день. Это явный пример жизни и деятельности, которая никак не основана на личных талантах человека.
1. Было ли у вас такое, что вы умело делали какую-то работу, занимались какой-то деятельностью, вкладывая в неё личную энергию, но это недавало вам абсолютно никакого внутреннего драйва? При этом вы получали хорошие результаты, и ваш продукт называли гениальным? Если вы помните такой случай, то назовём это: СЛУЧАЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ.
2. У вас бывало такое, что что-то в деятельности и жизни зажигало вас и ваш интерес на долго? Поднимало в состояние бесконечного вдохновения?Драйвило вас?Если вы помните такое, то назовём это: ПРОЯВЛЕНИЕ ТАЛАНТОВ.
В чём разница? Таланты — это НЕ то же самое, что Способности. А способности — НЕ то же самое, что Умения. Существует градация:
Талант — это природная способность, с которой человек РОДИЛСЯ.
Почему это обстоит таким образом?
Потому что таланты напрямую связаны с личными и настоящими целями личности. Можно сказать, что таланты — это личные инструменты для достижения своей цели.
А цели в свою очередь — сильный катализатор, который активирует супер-способности и таланты человека.
Постоянная вдохновлённость, или любое состояние ещё класснее вдохновения — это основной показатель того, что человек проживает свои таланты, а не идёт мимо них по жизни.
Многосторонне-развитый индивид умеет делать множество вещей хорошо и компетентно.
Бывают люди, которые одинаково хорошо дружат и с текстами, и с графическим дизайном, и умеют писать великолепную музыку, а также хорошо руководить разработкой проектов.
Выдающиеся способности можно натренировать. Способности — продукт тренировок и большой практики. Таланты— тоже, но есть одна разница:
Тренируя что-либо без вдохновения, просто на аналитическом уровне осознания — обретёшь лишь способность, и она не поднимется до таланта, сколько бы времени не уделялось обретению мастерства.
Можно тренировать 1 000 000 лет нечто под кодовым названием “А”, и тренировать столько же времени нечто под названием “Б”. Останутся ли эти вещи лишь гениальными способностями, или станут личным талантом — зависит исключительно от того, есть ли вдохновение и состояние «потока»?
Вы умеете печатать на клавиатуре? Отлично, у вас есть умение! То же самое можно сказать про умение ходить, думать, включать и выключать компьютер, пользоваться интернетом.
Является ли ваше умение делать это — выдающимся, проявляемым неординарными способами, и показателем сверх-быстрого получения супер-компетентных результатов? Если да, то это Способность!
Является ли то или иное умение или способность — активатором вашего личного вдохновения или драйва, состояния «потока»? Если да, то за этим кроется какой-то талант!
У человека есть и Таланты, и Способности, и Умения.
1-й вариант: человек часто основывает свою деятельность и жизнь на своих Умениях или Способностях…2-й вариант: … но можно заложить в основу своей деятельности — свои Таланты.
Теория наследственности
Одаренность нередко связывают с генетическими предрасположенностями.Однако точного ответа на вопрос о наследственной склонности к талантливости не существует. Гены, способствующие физическому усилению организма, формируют предрасположенность к занятию спортом. По наследству может передаваться и основа для развития умственных способностей. Но все-таки для раскрытия индивидуальных особенностей одного генома не хватает. Важна практическая реализация потенциала при способствующих этому условиях жизни.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
талант
м. вес и монета у древних греков и у римлян; природный дар, дарования человека и способность к чему. Талантливый, даровитый, с природными способностями. Талан, счастье, удача; рок, судьба, участь; барыш, прибыток вят. перм.; находка тамб. Талан на майдан! привет играющим на деньги. Наш талан — с сумой по дворам. Мой талан ушел по горам (съел баран). Талану к коже не пришьешь. Не наш талан, чтоб найти, а наш, чтоб потерять. На дочернино счастье лошадь продал. Бог дал пять рублев талану, наживы. Кому есть талан, тот будет атаман. Нашему Ивану нигде нет талану. Всеми молодец, да нет талану на роду. Худ талан, коли прост (пуст) карман. Не возьмешь товаром, не возьмешь и таланом (и божбою). Овому талан, овому два (прибавка: а нет талану, не пришьешь к сарафану). Талан не туман, не мимо идет. Как в поле туман, так ему счастье, талан! (слова повитухи, за кашей) Знать по всему, что не быть талану. Чужой талан скоро растет, а наш — ни ползет, ни лезет! Таланный, к талану относящ. Таланное дитя мачехино! Будешь таланен, так наспишься по баням (т. е. без крова). Таланливый, счастливый, удатный, кому везет. Таланлив ли тебе сон приснился? И счастлива будешь, и таланлива. говор. ворожейка. Парень-то таланлив, да некорыстен сон! Таланить кому, безлич. быть счастью, удаче, счастливить, удаваться. Ему все таланит. Вор вору таланит, сиб. угождает, норовит, или потакает. Рыбакам заталанило, повезло. Исталанился талань мой! Поталанило было счастье, да и село. Проталанило ему с год. Не поталанилось мне. Таланить, искажен. табанить.
Читайте также: История создания войск связи
Задатки, талант и гениальность – отличия
Говоря о природных зачатках, имеют в виду врожденную предрасположенность человека к определенной деятельности. Они могут проявиться и зачахнуть со временем в зависимости от того, прилагал ли индивид достаточное количество усилий для их развития. Например, если с рождения ребенок имеет широкий голосовой диапазон и тонкий слух, ему будет проще стать музыкантом, обучившись этому мастерству. Однако одних задатков недостаточно для того, чтобы говорить об одаренности индивида. Природные качества могут дать плоды только при усердной работе над ними.
Другое понятие – способности – определяется, как индивидуальные особенности человека, являющиеся обязательными условиями для осуществления им выдающейся деятельности. При этом обычный функционал, присущий каждому человеческому существу, нельзя относить к этой категории (речь, умение ходить, трудиться), так как он не уникален и имеет общий характер. Важно, что способная к чему-либо личность обладает возможностями быстро усваивать нужные ей для развития знания и навыки.
Одаренность – это совокупность врожденных задатков, выступающих одним из условий появления способностей. Она предполагает сильное стремление индивида к определенному занятию и обладание большим потенциалом для выдающихся достижений в выбранной сфере. Например, если с детства ребенок увлекается изобразительным искусством, о предпосылках развития талантливости будут говорить его развитая фантазия, умение видеть цветовые и световые тонкости, а также находить прекрасное во всем, что его окружает. При всем этом у юного дарования должна быть и потребность в самовыражении.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Талант, как уже сказано выше, предполагает наличие у личности определенной платформы для становления при соответствующем благоприятном стечении обстоятельств и упорного, длительного труда. Гениальность представляет собой высший уровень одаренности, для которого характерна крайняя степень продуктивности, а также способность создать нечто принципиально новое, ранее не существующее и уникальное. Она выражается не только в результате произведенной деятельности, но и мощностью его воздействия на окружающий мир и общество.
Афоризмы
- «Талант без труда никогда не расцветает, а труд без таланта даже не даёт всходы», — говорил российский философ и литератор Геннадий Матюшов. По его мнению, чтобы талан проявился, нужно приложить усилия, а чтобы труд дал нужный результат, нужно обладать каким-либо талантом.
- «Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу», — писал русский писатель Максим Горький. Он считал, что любым талантом нужно уметь управлять, как породистым конем, иначе можно его испортить.
- «Талант – это способность делать то, чему нас никто не учил», — утверждал польский беллетрист Альфред Конар. Он называл талантом способности, данные свыше, умения, которым человека никто и никогда не учил.
- «Великие таланты навлекают на себя ненависть — так железо подвергается ржавчине, одна посредственность не имеет врагов», — писал Жан Лерон Даламбер, французский философ и ученый. Он считал, что о великих талантах говорили во все времена, они навлекали на себя ненависть, подвергались критике, так же, как железо подвергается ржавчине. И только о посредственностях никто никогда не отзывается плохо.
- «Талант – это развитая природная склонность», — утверждал французский писатель Оноре де Бальзак. По мнению великого классика, талант – это уникальный дар природы, который человек вовремя замечает и развивает.
- «Талант – способность в чём-то понять творца, способность видеть чудо», — считает русский писатель, поэт и журналист Александр Круглов. Он отмечал, что талант – это умения, на которые не способны обычные люди: например, умение понять Бога или способность видеть чудо.
- «Чуть в какой-либо профессии намечается выдающийся талант, как тотчас же все посредственности этой профессии стараются замять дело и всякими средствами лишить его случая и возможности сделаться известным и заявить себя перед светом, как будто он замыслил покушение на их неспособность, банальность и бездарность», — писал немецкий философ Артур Шопенгауэр. По его мнению, талантливым людям во все времена завидовали люди посредственные, поэтому всеми способами старались лишить одаренных любой возможности и всякого случая заявить о себе.
- «Я своими глазами видел, как богатство погубило талант не одного музыканта и художника. Участи этой удаётся избегнуть лишь тем, кто, разбогатев, продолжает трудиться так же, как во времена бедности», — считал французский писатель Андре Моруа. Он делится своими мыслями о том, что многих талантливых людей испортило богатство, которое достигнуто благодаря таланту, потому что, разбогатев, талантливый человек перестает работать, а это значит, останавливается на достигнутом, перестает развивать свой талант.
- «Талант — ещё далеко не всё. Нравственные качества человека и его мировоззрение — вот что определяет лицо настоящего учёного», — русский ученый, педагог Иван Сеченов. По мнению известного ученого, настоящий ученый обладает не только талантом, но и нравственными человеческими качествами. Такой человек будет направлять свой талант на пользу человечеству.
- «Не упиваясь словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами», — говорил русский советский поэт и переводчик Лев Озеров.
Виды таланта и примеры из жизни: каким он может быть у человека
Выделяются 7 типов талантливости. Позднее этот перечень был актуализирован и дополнен еще несколькими пунктами, соответствующими современным реалиям:
- Вербально-лингвистический.
- Логико-математический.
- Телесно-кинетический.
- Взаимодействия с природой.
- Слуховой.
- Эмоциональный.
- Пространственный.
- Межличностный.
К той или иной категории людей можно относить при условии наличия у них стремлений и возможностей к освоению определенного рода деятельности, а также быстрой обучаемости и усвояемости необходимых навыков.
Межличностный тип
Человек с межличностным типом таланта лучше, чем кто-либо, умеет общаться с другими людьми, понимать их и находить с ними общий язык. Такого человека отличает неповторимая харизма, а также способность чувствовать чужие эмоции и искренне разделять их, сопереживать. Люди с подобным талантом становятся прекрасными психологами, бизнес-тренерами, маркетологами, общественными деятелями. К людям с межличностным типом таланта относятся такие знаменитые личности, как Альфред Адлер, Карл Юнг, Луиза Хей, Тони Роббинс и др.
Какие бывают таланты у человека: список
- Вербально-лингвистический. Характеризуется отменным владением письменной и устной речью. Такие люди, как правило, добиваются успеха в филологии, журналистике, литературном творчестве и юриспруденции. Им хорошо удается написание стихотворений и прозы, выступления перед публикой, различные приемы вербального и невербального общения. К таким талантливым личностям относятся В. Овчинникова – советский очеркист и востоковед, Г. Олдред – известный американский юрист (входит в топ-5 успешнейших адвокатов в мире).
- Цифровой. Предполагает наличие выдающихся математических, аналитических способностей. Человек, обладающий этим типом одаренности, легко проводит вычисления, выстраивает логические связи, воспринимает мир больше через призму чисел, чем через его художественную составляющую. Великим математиком является Л. Эйлер, объединивший алгебру, анализ и тригонометрию и составивший общие теории и законы.
- Пространственный. Представляет собой выдающиеся архитектурно-художественные данные. К этой категории относятся художники, дизайнеры, скульпторы, архитекторы. Например, испанец А. Гауди-и-Корнет, умеющий работать с самыми смелыми формами в архитектуре.
- Физический (телесно-кинетический). Определяется стремлениями к спортивным достижениям, а также предрасположенностью к танцевальной сфере. Как правило, обладатели такого типа талантливости имеют природные выносливость, гибкость, силу и энергию, что позволяет им проще переносить нагрузки и стремиться к высочайшим результатам. Примеры – баскетболист Л. Джеймс, гольфист Т. Вудс, легкоатлет У. Болт.
- Внутриличностный (эмоциональный) талант проявляется в склонности к философии, саморазвитию, погружению во внутренний мир. Это глубоко рефлексирующие люди, по большей части погруженные в себя. Они склонны к медитации, овладению духовными практиками, достижениям, касательно личного становления, роста.
- Межличностный. Раскрывается во взаимодействии с окружающими. Это общественные деятели, умеющие налаживать контакт с аудиторией или отдельными ее представителями. Хорошие психологи, которые обладают особой харизмой, эмпатией, чувствуют собеседника и находят к нему нужный подход. В эту категорию входят также политики, актеры, предприниматели.
- Талант окружающей среды. К нему относят тех, кто развивает себя в агрономии, дрессировке, ветеринарии и других сферах деятельности, связанных с природой, уходом за растениями или животными. Как британка К. Дрю-Бейкер, благодаря которой (а точнее – ее исследованиям морской флоры и фауны) было налажено производство водорослей нори.
- Слуховой (музыкальный). Присущ тем, кто имеет особые отношения с миром звуков. Такие личности обладают практически абсолютным слухом, чувствуют музыку. Такие данные есть у выдающихся композиторов, певцов, дирижеров, музыкантов.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Вербально-лингвистический тип
Такие люди отличаются превосходным владением речью, как письменной, так и устной. Кроме того, у них зачастую присутствует и талант к языкам. Манера изложения собственных идей и мыслей у таких людей исключительно оригинальна, качественна и красива. Из них получаются первоклассные писатели, журналисты, юристы, ораторы, переводчики. Среди ораторов с данным талантом — Авраам Линкольн, Уинстон Черчилль, Владимир Ленин, Стив Джобс и др. Среди людей искусства с этим талантом можно выделить таких великих литераторов, как Лев Толстой, Федор Достоевский, Уильям Шекспир, Гомер и др.
У меня нет талантов: как быть
Одаренность свойственна не всем людям, что и делает это явление уникальным. Но задатки, которые являются стартовой платформой для развития талантливости, есть у каждого. В первую очередь, необходимо проанализировать, присутствует ли у вас стремление к чему-то. Возможно, вам легко дается конкретный род занятий. Найдите сферу, к которой у вас наблюдаются склонности.
Как обнаружить свои способности
Так как эта индивидуальная особенность зависит от врожденных свойств личности, ее раскрытие позволяет найти свое призвание. Чем быстрее вы с этим определитесь, тем больше времени будет на самореализацию в выбранной области.
Существует несколько основных методик, позволяющих выявить скрытый потенциал:
- самоанализ, исследование детства;
- прохождение тестов;
- откровенная беседа с близким человеком;
- постоянное развитие внутреннего мира, мировоззрения;
- повышение уровня экспертности в ряде интересующих вопросов, увеличение знаний;
- проведение экспериментов с разными сферами, практика новых видов деятельности.
Вспомните свои детские интересы. Кем вы хотели стать в будущем? Чему могли посвящать все свободное время? Этот период является самым искренним в жизни. Незашоренный общественным мнением и влиянием ответственности ребенок интуитивно тянется к тому, что получается и приносит ему удовольствие. Вспомнив то, что вы любили и ценили в раннем возрасте, вы сможете обнаружить в себе те же склонности уже во взрослом.
Как развить талант
После определения способностей важно начать их «прокачивать». Для этого обязательно регулярно практикуйтесь, повышая уровень профессионализма. Раскрытие вашей талантливости – результат упорного труда, тренировок, усердия. Подкрепляя силу воли и целеустремленность, вы превращаетесь от обычного способного человека в талантливого.
Задайте вопрос
Также вы можете следовать такому алгоритму:
- Осознайте наличие у вас предпосылок к одаренности.
- Систематически уделяйте своим задаткам время.
- Выходите из зоны комфорта, делайте что-то новое, позвольте миру узнать о ваших успехах.
- Ищите и накапливайте информацию, которая касается вашего увлечения.
- Обзаведитесь наставником.
- Периодически соревнуйтесь с конкурентами.
Помните о том, как важна вера в себя. Обрести заряд положительной энергии, научиться двигаться к мечте невзирая на препятствия вы можете, записавшись на мою консультацию. Не бойтесь, если в определенный момент вас начнут критиковать. Учитесь отделять субъективное мнение от конструктива и извлекать пользу из полученной обратной связи. Начинайте прямо сейчас. Даже не вздумайте отложить саморазвитие до завтра, понедельника, первого числа месяца или Нового года. Откладывать развитие своих способностей на потом, значит – зарывать талант все глубже в землю.
Скрытые возможности
Иногда понять, к чему человек склонен, получается не сразу. Не пользуясь красками, он никогда не узнает, что имеет задатки художника. Единственный способ определить спрятанный внутри потенциал – постоянно пробовать новое. О том, что это действительно «ваше» занятие, скажут:
- простота освоения навыков;
- быстрые и достойные результаты;
- чувство наполненности, отсутствие необходимости в дополнительной мотивации.
Освоение полезных навыков лишь тогда способствует раскрытию одаренности, когда личность видит результаты своего труда, имеющие высокое качество. А для этого необходимо получать как можно больше опыта, тренироваться, чтобы не потерять форму.
Талантливый во всем: ищем нужную сферу
Жизненные ценности: что это такое, какие бывают, список с примерами
Способность ребенка заметна с раннего возраста. Да, все дети танцуют, рисуют, бегают и лепят из пластилина.
Но одни делают это ради развлечения, а другие относятся к любимому занятию серьезно и даже ненасытно – им всегда его не хватает.
Талант художника
Любимое времяпровождение будущего творца — лепить, рисовать, делать аппликации. Самовыражаясь через свои «произведения», дитя демонстрирует чувства миру. При этом кроха не только отражает существующие предметы, которые его окружают, но и абстрактные явления.
Маленького художника можно узнать по способности различать больше цветов по сравнению с ровесниками, желанию описывать предметы оттенками и цветами, обращать внимание на детали, в том числе предметы, расположенные на заднем плане. Актерство и писательство
Актерство и писательство
Склонный к управлению словом ребенок обожает все, что связано с книгами. Он с удовольствием листает все, что имеет страницы с буквами, а начинает читать с самого раннего возраста.
Наверняка такое чадо с ходу запоминает длинные стихотворения, легко пересказывает прочитанное или услышанное с любого места и любит декламировать тексты даже на публику.
Это человечек с богатым воображением, который может сочинить и собственные увлекательные истории, которым присущ логичный конец. Он поражает окружающих обширным словарным запасом, ярким выражением эмоций через слова и искренним желанием быть услышанным.
Немаловажный довод в пользу артистической способности ребенка – инициатива подражать своим любимым героям, активно используя для этой цели мимику и жесты.
Музыкальность
Потенциальный музыкант с легкостью воспроизведет многократно (в исключительных случаях и однократно) услышанную мелодию. У него врожденное чувство ритма и умение двигаться в такт.
Такой малыш не просто любит звуки во всех их проявлениях – он охотно воспроизводит услышанное без фальши, иногда в точности подражая тому, что слышит.
Также ребенок может интересоваться специальными инструментами и создавать мелодии собственного сочинения.
Спорт
Будущего чемпиона наверняка можно узнать по отменной физической форме и непоседливости, которую родители часто путают с гиперактивностью. Несмотря на несолидный возраст, кроху отличает ловкость, хорошая координация и выносливость.
Это настоящий энерджайзер, для которого лучшим отдыхом является беготня, пешие прогулки, езда на велосипеде и других средствах передвижения.
Более того, он умеет контролировать свое тело, зная о нем все, что нужно, поэтому почти не устает от нагрузок.
Даже если это случается, будущий спортсмен просто «кайфует», получая моральное удовлетворение от того, что выдохся.
Наука и техника
С пеленок малыш проявляет неподдельный интерес к миру чисел
Проявляться это может через особое внимание к табличкам, деньгам, всему, что связано с исчислением
Крохе легко сконцентрироваться на мелочах, поэтому он с удовольствием играет во все виды настольных игр, в большинстве случаев обыгрывая ровесников.
Такому ребенку интересно внутреннее устройство всех игрушек, а также четкий механизм их действия. Он отлично ориентируется во времени и рано начинает пользоваться часами, интересуется функционированием домашней бытовой техники.
Как похвалить за талантливость
Похвала и поддержка – очень важный инструмент в развитии способностей. Если вы обнаружили у близкого человека некоторую степень одаренности, уникальности, обязательно покажите ему, что вы готовы его поддержать. Пусть он увидит, что вы тоже счастливы, когда он посвящает себя любимому занятию. Не стоит опасаться перехвалить его. Напротив, чем сильнее будет ваше воодушевление, восхищение и стремление помогать, тем быстрее он поверит в верность своего пути. Особенно это касается детей. Ни в коем случае не игнорируйте их порывы творчества, а всячески способствуйте их закреплению.
Не стоит забывать, что творческие люди чаще всего очень ранимы и впечатлительны. Они переживают, если их успехи не интересуют окружающих. Простая похвала может стать очень ценным механизмом, подталкивающим их к достижениям. Талант проявляется лишь при благоприятном стечении личностных качеств индивида, его задатков и социокультурных условий. Лучшим временем для становления и раскрытия одаренности считается детство. В этот период личность тянется к тому, что действительно пробуждает эмоциональный отклик внутри нее. Важно, чтобы обстановка в семье и школе способствовали развитию способностей ребенка. Но и во взрослом возрасте человек может обнаружить в себе новое дарование. Вопрос лишь в мотивации, желании добиться большего и трудолюбии.
Личностный (эмоциональный) тип
Обладатели данного типа таланта искусны в развитии себя как личности. Они склонны тщательно анализировать собственные поступки и поведение, а также все, что происходит в их жизни. Помимо хорошего знания самих себя, такие люди любят практиковать различные медитативные и духовные практики, и в этом им действительно нет равных. Человек с данным талантом становится превосходным тренером личностного роста, философом. Среди людей с эмоциональным типом таланта — Омар Хайям, Ошо, Махатма Ганди и др.