История создания теста на определение темперамента Айзенка

Довольно часто в жизни человека важную роль играют «случайности» (которые, как известно, не случайны). Например, выбрав дорогу, чтобы уйти от судьбы, мы именно там ее и встречаем. И тот, кто находит ответ на вопрос о том, почему так происходит, надолго остается в людской памяти.

Во многом благодаря нахождению нестандартных ответов на экстравагантные вопросы запомнился ученый Айзенк Ганс Юрген.

Детство и отрочество Айзенка

Все самое интересное, что впоследствии может играть ключевую роль в становлении человека, происходит в детстве. Ганс Юрген Айзенк (04.03.1916 – 04.09.1997) являлся ребенком «культурной интеллигенции» — и мать, и отец были актерами. Рут Вернер (под псевдонимом Хельга Моландер) блистала на экранах немого кино, а Антон Эдвард Айзенк совмещал пение и актерское мастерство. На ребенка у родителей времени не оставалось. А спустя два года они разошлись, и Ганс Юрген Айзенк был отправлен на воспитание к бабушке по материнской линии.

Из воспоминаний Ганса Айзенка можно узнать, что маленькому внуку всегда предоставлялась полная свобода действий, к его шалостям относились снисходительно. Возможно, поэтому мальчик все «пробовал на прочность и достоверность».

«Бунтарским» стилем поведения Ганс Юрген Айзенк был известен во всех кругах. Хотя именно благодаря этой особенности и были выдвинуты научные идеи и доказана их обоснованность.

Толкование сновидений

Эта глава буквально повторяет название работы Фрейда. «Согласно теории Фрейда и многих других…сновидения ничего не открывают о будущем» [1, С. 438]. А посвящены исключительно прошлому и настоящему, в символической форме. Здесь тоже не обходится без критического подхода к психоанализу: Фрейд считал, что в сновидении все имеет смысл (но эта мысль существовала в культуре давно, а он лишь ее популяризировал), все связано с удовлетворением желания (и это тоже не оригинально), причем сознательно подавленного (и только эта мысль – действительно открытие Фрейда (см.: [1, С. 439]). Да и метод словесных ассоциаций, как доказывает Айзенк, скорее, открытие Ф. Гальтона. Кроме того, не доказана правомерность символического толкования снов (так, Холл доказывал, что одно и то же действие у разных людей вызывает разные реакции и ассоциации).

Переезд в Англию

Осознание своей исключительности пришло к Гансу еще в школе: он частенько любил демонстрировать превосходство своих знаний по предмету над знаниями учителей, окончивших военные университеты. Будучи первым спортсменом в школе, в открытую высказывал свои негативные впечатления от нацистского митинга и выступавшего на нем Гитлера. Товарищи, сговорившисьу, избили его толпой. Однако это не смутило будущего доктора философских наук. На следующий день Ганс выловил своих обидчиков поодиночке и учинил «правосудие». Правда, умение держать удар не помогло молодому человеку при поступлении в Берлинский университет.

Впервые в жизни перед молодым человеком встал выбор: вступление в тайную нацистскую полицию и поступление в университет или отклонение его кандидатуры на место студента. Ганс Юрген Айзенк покидает Германию и отправляется в Англию.

Учеба

Образование получил в европейских частных школах. Часто любивший демонстрировать свое превосходство знаний над учителями, окончившими военные университеты, он превосходил многих еще и в физическом плане. Так, после высказанного им неодобрения фашизма и Гитлера в частности, коллектив школы избил его чуть ли не всем составом. Впрочем, его ответ обидчикам тоже не заставил себя ждать. Учителя с трудом замяли скандал, грозивший превратиться в побоище.

После окончания средней школы его приняли в Берлинской университет, на факультет философии. Однако же, там ему упорно намекали на необходимость вступить в СС, так что мать с отчимом (еврейским режиссером) решили, что лучше будет покинуть страну. В Дижонском университете, что во Франции, изучал историю и литературу, а на следующий год уже поступил в Лондонский университет, в Англии. Там Айзенк попросился на факультет физики, но после курса истории и философии его могли принять только на психологию. Согласиться-то он согласился, но и поскандалил при этом изрядно.

Больше благодаря умению разговаривать на любую тему и самоуверенности, чем действительным знаниям, окончил университет с отличием и получил красный диплом. Профессора окрестили его «надеждой будущей науки» и дали хорошие рекомендации, а несколько частных колледжей даже пригласили выступить с лекциями.

Профессиональное становление

Переезд скорректировал планы Ганса. Мечты о поступлении на физический факультет Лондонского университета не осуществились по ряду причин. Однако, не желая терять целый год из-за несоответствия требованиям, Айзенк поступает на курс психологии. В 1938 году молодой психолог получает степень бакалавра. А в 1940-м становится доктором философии.

С этого же года Ганс начинает работать в госпитале Милл-Хилл, принимая пациентов с различными психиатрическими проблемами. Следует отметить, что до этого момента никакой психиатрической и клинической практики у Айзенка не было. Это не означало, что молодой доктор философии спасует перед трудностями. Ганс считает неудовлетворительными критерии и категории клинической диагностики и находит возможность применить только разрабатываемые в то время факторные теории личности на практике. Благодаря этим изысканиям, обширной практике и неустанным наблюдениям теория формирования личности была оформлена в книгу «Измерения личности» (1947).

Факторный анализ — вклад Айзенка Ганса Юргена в психологию и частично психиатрию того времени. Он заметил, что выделяются два основных фактора при описании личностных качеств: невротизм с одной стороны и экстраверсия (интроверсия) – с другой. Эта идея получит свою окончательную огранку в 1970 году.

В послевоенные годы Айзенк продолжает работать в психиатрическом отделении на должности директора и через некоторое время становится преподавателем Лондонского университета.

С целью исследования психиатрической практики западных коллег отправляется в 1949 году работать приглашенным профессором в Пенсильванию. Неудивительно, что программы обучения по клинической психологии США и Канады были охарактеризованы Гансом как «ненаучные».

В 1950 году Айзенк возвращается в Европу.

Деятельность

«Когда я только начал заниматься психологией, она была совершенно дефективной. Сейчас ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена», — Ганс Айзенк.

Вернувшись в Германию, сильно заинтересовался опытами фашистов в области генетики и даже задался мыслью измерить человеческий интеллект. На лекциях часто можно было видеть его в окружении множества разнообразных измерительных приборов, а самого Айзенка коллеги прозвали «человеком-термометром». Как аргумент, приводил рассуждения о белых древесных сверчках, прибавив к числу стрекотаний которых за 15 секунд число 40, можно получить температуру воздуха в Фаренгейтах.

«Белые древесные сверчки редки, их трудно поймать, они слабо встраиваются в общую систему физических законов, на которой зиждется наша система измерений. Поэтому изобретение термометра было признано всеми как значительное достижение. И для измерения интеллекта мы придумаем свой термометр

«, — говорил он.

Снова отправившись в Англию, он написал целую серию статей, пропитанных фашистским духом, а его отношение к демократии было ничем иным, как презрением. Вполне закономерно, что за это его возненавидели, а порою попросту считали сумасшедшим.

Когда началась Вторая мировая война, его отправили в военный психиатрический госпиталь Милл Хилл, где он работал психологом-экспериментатором, работая с военными, перенесшими тяжелые стрессы и травмы. Не имея какой-либо практики в этом вопросе, он при этом все же считал неудовлетворительными критерии и категории клинической диагностики того времени и начал применять разрабатываемые им в то время факторные теории личности. Именно работа в том госпитале позволила ему написать свою книгу «Измерения личности».

Оставаясь работать в госпитале и после войны, в 1946 году он основал отделение психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, заведующим которого и оставался вплоть до 1955 года. В то же время в Лондонском университете он читал лекции по психологии, а консультирующим профессором так вообще был не в одном университете Соединенных Штатов. Легко заработавшего популярность уничтожающей критикой уже умершего на тот момент общего кумира Зигмунда Фрейда, работы его в то время уже активно печатались.

«Психотерапия — это просто чушь. Вот пришел ко мне больной с половым расстройством, я порекомендовал ему посмотреть один фильм — и все у него прошло. Больные с неврозами со временем выздоравливают сами по себе

«, — заявлял Айзенк.

Не будучи высокого мнения о традиционных видах психотерапии, пациентам своим он прописывал электрошок и психотропные препараты, вызывающие удушье, а истеричных детей советовал запирать на 10 минут одних в комнате. Несмотря на эффективность, его упрекали в жестокости и фашистских методах лечения.

В 1955 году Айзенк при Лондонском университете получил место профессора Института психологии, а в 1983, став уже почетным профессором, ушел в отставку. Переработав тесты для детей, созданные французским психологом А. Бине, применил их к взрослым — на выходе получив методику определения коэффициента интеллекта (IQ). Его методика обрела большую популярность и использовалась всюду, а сам Айзенк много путешествовал и стал состоятельным человеком.

Опубликовав в 1971 году статью «Раса, интеллект и образование», он представил мысль, что негроиды, в сравнении с европеоидами, имеют уровень интеллекта на 15 пунктов ниже из-за их генетического кода. Его статья вызвала бурную реакцию, в том числе: его книгу «Спор о коэффициенте интеллекта» отказались распространять в Америке, т.к. книготорговцам угрожали насилием и поджогами, а газеты отказалить публиковать на нее рецензии. Сам же Айзенк в 1973 году был избит толпой студентов, не успев даже начать свою лекцию в Сорбонне. Впрочем, никаких обвинений он им не выдвинул.

В 1970-х годах выпустил ряд статей о связи различных заболеваний с типами личности. В них он заявил, что рак легких провоцирует не курение, а расстройства личности, характеризующиеся неправильной реакцией на стресс или же вообще неспособностью выражать эмоции. Заболевания же сердца характерны людям злобным, агрессивным и враждебным. А вот к выздоровлению наиболее склонны, по его мнению, скандалисты и люди с неуживчивым характером.

В 1980 году основал журнал «Personality and Individual Differences», а в течение 1983-1985 годов занимал пост президента Международного общества исследователей индивидуальных различий. В начале же 1990-х годов американский табачный промышленник профинансировал исследование Айзенка, подтвердившее его гипотезы. В связи с нежеланием ученой общественности воспринимать результаты его исследования, он поставил на себе этот эксперимент. Протестированный при помощи электродов, Айзек не проявил какой-либо реакции — ни страха, ни депрессии, ни ярости. На какой-то момент даже решили, что все дело в неисправном оборудовании.

Вызванная раком мозга смерть Айзенка 4 сентября 1997 года в полной мере подтвердила его теорию о происхождении заболеваний.

Становление ученого

Какой внес Айзенк Ганс Юрген вклад в науку? В настоящее время мало кто задумывается о возникновении столь знакомых всем понятий и явлений. Однако некоторые их них начали свое существование не так уж давно. Айзенк, затаив дыхание следил, насколько это было возможным, за генетическими опытами, проводимыми в «Аненербе». Молодому ученому довелось самому проводить исследования головного мозга с намерением выявить корреляцию между размером мозга и интеллектом человека. Такие опыты до сих пор никого не привели к установлению каких-либо закономерностей, однако убедиться в этом Гансу было необходимо.

Пограничные зоны науки: гипноз и внушаемость

Во второй части своего труда Айзенк рассматривает феномен гипноза. Как и в случае психоанализа, многие пациенты утверждают о наступлении улучшений после сеансов, однако проверить эти результаты не представляется возможным (эксперименты Месмера, Брейда, Бернхейма, Либо, Шарко). Закономерность такова: «чем проще задача, тем больше улучшение, и наоборот, чем сложнее задача, тем меньшим будет улучшение» [1, С. 335]. Если обратиться к Фрейду, то сам он считал, что степень погружения в гипнотическое состояние напрямую связана со степенью переноса. Понятие «перенос» трактуется в книге Айзенка в более широком смысле, нежели это понимал сам Фрейд.

Влияние Бёрда на формирование концепций Айзенка

Научным руководителем молодого ученого был Сирил Лодовик. Он известен своей категоричностью в вопросе интеллектуального развития. С его точки зрения, интеллектуальные способности – врожденное свойство (как цвет глаз). Доказательством служили исследования, базирующиеся на тестах Бине — Симона. Очевидцы утверждали, что Сирил был неплохим математиком и пытался вычислить точное распределение врожденного и приобретенного факторов интеллекта.

Бёрту принадлежала разработка теории двухфакторной структуры интеллекта (сама идея была высказана Чарльзом Спирменом). Впоследствии настойчивое приписывание Сирилом авторства этой концепции себе позволило высказаться некоторым критикам о нездоровье ученого (его считали параноиком).

Многое, если не все, из трудов Бёрта можно найти в высказываниях Айзенка. Можно сказать, что Ганс довел систему до совершенства. Сегодня она известна всему миру как тест на IQ.

Знаменитые опросники ученого-психолога

Детально изучая влияние окружения и наследственности на интеллект, а также структуру и типы личности, Айзенк создал немало тестов в виде опросников, которые помогают провести полную диагностику психического состояния человека, чтобы получить общее представление о его характере, действиях, психологических реакциях и склонности к той или иной модели поведения.
Среди прочих часто используется тест Айзенка на самооценку. По большей части такие опросники применяются в образовательных учреждениях. Самооценка психических состояний по Айзенку позволяет выявить уровень самооценки учеников, а также определить уровень четырех основных психических состояний:

  • Тревожность.
  • Агрессивность
  • Фрустрация.
  • Ригидность.

Сам тест состоит из 40 вопросов, характерных для каждого конкретного состояния. Опрашиваемым предлагается три варианта ответа: «да», «нет» и «иногда». После обработки результатов тестирования можно получить весьма правдоподобную картину о состоянии испытуемого и понять, насколько адекватной является его самооценка.

Помимо этого, теория Айзенка о разных типах личности, построенная на основе концепции об иерархической модели личности человека (где высший уровень представлен суперфакторами, а нижний – специфическими мыслями и действиями человека), позволила ученому создать личностный опросник (тест для определения темперамента). Он представляет собой перечень вопросов, которые касаются особенностей поведения непосредственно оцениваемого человека.

Такая методика Г. Айзенка была разработана ученым на основании результатов его тестирований, в которых участвовало более 30 000 человек. Изначально испытуемые просто отвечали на вопросы (всего было 2 варианта по 57 вопросов в каждом), но позже Ханс Айзенк совместно с Сибиллой Айзенк разработали новый метод оценки, в котором помимо вопросов, с помощью которых диагностировались особенности поведения человека и шкала «лжи», были еще и дополнительные — на определение психотизма. Всего человеку нужно было дать 101 ответ.

Рекомендуем: Что такое характер?

Как первоначальная, так и предложенная позже методика включают в себя вопросы, абсолютно релевантные трем основным факторам структуры личности, а шкала «лжи» и в первом и во втором случае помогает выявить склонность опрашиваемого к фальсификации ответов.

К слову, первичный тест, позволяющий определить тип темперамента, пользуется большей популярностью, чем составленный позже опросник. И объясняется это количеством вопросов, которых в первом случае всего 57.

Семья доктора философии

Личная жизнь Ганса Юргена Айзенка была не столь противоречивой, как общественная и научная. В 1938 году психолог женился на Маргарет Дэвис, которая также была студенткой Лондонского университета, но на факультете математики. Уроженка Канады прожила в браке с Айзенком до 1950 года. Сын Майкл, рожденный в этом браке, впоследствии стал известным автором книг по психологии, а книга «Исследование человеческой психики» стала совместной работой сына и отца.

Сразу после развода с Маргарет Ганс женится на Сибил Ростал (знакомство с которой произошло во время путешествия по Филадельфии). Дочь скрипача Макса Ростала, психолог, мать четверых детей (у супругов родились 3 мальчика и девочка)

совместно с мужем выпустила несколько книг (в основном это доработанные тесты). Жена и дети Айзенка Ганса Юргена во всем его поддерживали и были его единственной отдушиной, в то время как весь научный мир бушевал. Знаменитый психолог никогда не рассматривал семейные отношения с точки зрения психоанализа Фрейда. Кроме того, однозначно высказался по поводу Эдипова комплекса. В краткой биографии Айзенка Ганса Юргена почти всегда обходят стороной семейные взаимоотношения, но плодотворные совместные с домочадцами работы говорят о взаимопонимании и поддержке, царивших в семье ученого.

Социальные установки

Это тоже важный вопрос, который затрагивает развитие общества в самом широком понимании. Стереотипы – это то, с чем мы встречаемся ежедневно. И их модальность (положительная или отрицательная) связана с устоявшимися субъективными отношениями. Так, говоря об антисемитизме, Айзенк приводит тест на отношение к евреям и попутно доказывает, что в основе любого стереотипа лежит эмоция – а значит, никакие доказательства и апелляции к уму не работают. Так и опросы общественного мнения – важны и востребованы, особенно сейчас, но методика и корректность их составления оставляют желать лучшего: выявляются погрешности формулировок ответов, факторов, влияющих на ответы. То есть, вопрос валидности опроса очень важен (интересно, что и самого Айзенка критиковали за размытость, а то и неверность ответов и формулировок в его тестах на уровень интеллекта).

Наследие ученого

Неординарная личность Айзенка проявлялась во всем — от отстаивания своих научных убеждений до провокационного поведения (за что был прозван «ужасным ребенком семидесятых»). Наследие ученого насчитывает 45 книг и более 600 статей.

Основал и был редактором таких журналов, как «Исследование поведения и терапия» и «Личность и индивидуальные различия». Основу концепции Айзенка составляли такие факторы личности, как экстраверсия – интроверсия и невротизм – стабильность. Спустя некоторое время в теории появился третий тип измерения личности (психотизм – сила суперэго), с предположением, что это генетическая предрасположенность к развитию личности по психотической или психопатической линии.

Опираясь на разработанные психологом модели поведенческих реакций, был предложен метод коррекции личности – аверсивная психотерапия (или терапия отвращением). Многие центры помощи людям с наркотической зависимостью используют такой вид терапии как основной.

Личность, курение и болезнь

Другая важная инициатива Айзенка после выхода на пенсию была изучение связи между темпераментом и физическим здоровьем. В начале 1960-х годов сотрудничество с онкологом Дэвидом Киссеном предположило связь между раком и личностью. Вскоре Айзенк привлек больше внимания, заявив, что причинная роль сигарет при раке не была убедительно доказана. Айзенк получил толчок критики со стороны защитников общественного здравоохранения, поскольку сообщение о борьбе с курением стало более заметным и убедительным в конце 1960-х годов.

Айзенк вновь рассмотрел этот вопрос в начале 1980-х годов и представил новые генетические доказательства, связывающие личность, курение и болезни. В серии работ в конце 1980-х и начале 1990-х годов Айзенк и малоизвестный югославский исследователь Рональд Гроссарт-Матичек сообщили о серии продольных исследований, очевидно демонстрирующих поразительную связь между типами личности и раком и ишемической болезнью сердца. Хотя Айзенк не организовал эти исследования, его вклад помог точно настроить презентацию и анализ. Был проведен ряд вмешательств, предполагающих, что психотерапия может иметь удивительно полезные эффекты для больных раком и людей с нездоровым образом жизни. Хотя масштабы и амбиции этих расследований приветствовали, критики жаловались на отсутствие методологического контроля и описательных деталей. Некоторые, такие как Энтони Пелоси и Луи Эпплби, даже предположили, что результаты «слишком хороши, чтобы быть правдой».

Увлечения доктора философии

Биография Ганса Юргена Айзенка повествует о его страстном юношеском увлечении астрологией. Естественно, что к этому вопросу он подошел со всей серьезностью ученого-исследователя. Исследование астрологических карт велось все с той же целью: найти закономерность, способствующую развитию таланта. Во время изучения темы Айзенк переписывался со многими знаменитыми астрологами. Им были составлены и отправлены почтой карты для некоторых представителей Рейхстага с предупреждением о крахе всех их планов. Но ответа не последовало.

Наблюдения за фашизмом и левыми радикалами привели ученого к выводу, что эти группы скорее подобны, нежели отличны. Обе обладали авторитарным стилем управления, жесткостью и нетерпимостью к инакомыслию, в отличие от контрольной группы. Возможно, эта гипотеза лишь усилила веру ученого в значение биологической составляющей в природе интеллекта.

Четырехуровневая иерархическая система организации поведения

В основе теории Эйзенка лежит представление о том, что элементы личности организованы иерархически. Айзенк построил четырехуровневую иерархическую систему организации поведения.

Самый низкий уровень — это конкретные действия или познания, индивидуальное поведение или образ мышления, которые могут быть или не быть чертами личности. Например, можно представить себе ученика, который начинает рисовать геометрические узоры в блокноте, когда он не может выполнить задание. Но если его тетради не расписаны вверх и вниз, то мы не можем сказать, что это действие стало привычкой.

Второй уровень — это привычные действия или познания, которые являются реакцией, повторяющейся при определенных условиях. Если ученик упорно работает над заданием до тех пор, пока не найдет решение, такое поведение становится привычным ответом. В отличие от конкретных ответов, привычные ответы должны происходить достаточно регулярно или быть последовательными. Привычные ответы отличаются от конкретных ответов факторным анализом.

Третий уровень в иерархии Айзенка — это черта. Айзенк (1981) определил черту как «важную, полупостоянную личную характеристику». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Например, если у ученика есть привычка выполнять классные задания и любую другую работу, от которой он не отказывается до тех пор, пока не закончит, то можно сказать, что ученик обладает чертой настойчивости. Поведенческие характеристики трейт-уровня получены путем факторного анализа привычных реакций, а черты «определяются с точки зрения наличия значимой корреляции между различными разновидностями привычного поведения» (Eysenck, 1990, с. 244). Большинство из 35 нормальных и аномальных первичных факторов Каттелла принадлежат к третьему уровню (уровень признаков) организации поведения, что объясняет, почему Каттелл идентифицировал гораздо больше личностных факторов, чем Эйсенк.

Четвертый и самый высокий уровень организации поведения — это типы или суперфакторы. Тип формируется из нескольких родственных признаков. Например, ассертивность может быть связана с чувством неполноценности, плохой эмоциональной адаптацией, социальной застенчивостью и некоторыми другими чертами, составляющими интровертный тип.

«Привычные ответы — это специфические ответы без их случайной составляющей и представляют собой специфические факторы; черты — это система специфических ответов без учета случайной и специфической дисперсии; тип — это система специфических ответов, которая исключает случайную, специфическую и групповую дисперсию».

Помимо настойчивости и социальной застенчивости, формированию интровертного типа способствуют и другие черты, такие как чувство неполноценности, низкая активность и серьезное отношение к жизни.

Факторная теория личности

Значительным вкладом Айзенка Ганса Юргена в психологию считается модель трехфазной концепции возникновения невроза, которая описывает невроз как проявление выученных поведенческих реакций. Как и Рэймонд Кеттл, используя факторный анализ, он показывает, как характерные черты личности влияют на поведенческие реакции. В отличие от Кеттела, Айзенк был убежден, что для объяснения поведения человека достаточно трех суперчерт (у оппонента их 16), которые именуются типами (интроверсия — экстраверсия, стабильность — нейротизм и психотизм — сила суперэго). Такая структура типов была сформирована на основе убеждений Айзенка в том, что они являются унаследованными на биологическом уровне (хотя влияние внешней среды не исключается).

Основой для построения его теории послужили работы коллег Э. Кречмера и К. Юнга. Айзенк рассматривал их типологии как одно целое.

Новизной теории личности считается рассмотрение психологических проявлений как континуумов значений, а не как крайних проявлений типов.

Бесценный вклад в развитие науки

В частности, господин Айзенк занимался психологическими исследованиями на темы наследственности и коэффициента интеллекта, базовых признаков личности, основ индивидуальности человека и прочие.

Следует отметить, что практически все работы Айзенка в сфере психологии были «шокирующими» и даже неприемлемыми, что вызывало множественные споры и осуждение со стороны критиков. Однако, несмотря на это, Ганс неустанно трудился, проводя опросы здоровых людей и потенциально больных (невротиков).

Параллельно с этим ученый уделял немало внимания проблемам клинической психологии, а также занимался критикой самоанализа. Так, постепенно, зарождалась теория личности Айзенка, благодаря которой мы имеем представление о трехмерной системе обозначения личных свойств человека, связанной с понятием темперамента.

Рекомендуем: Интроверт — кто это?

Считая психоанализ абсолютно ненаучным методом психологии, Ханс излагал собственные, не типичные для многих ученых умов версии относительно того, что влияет на формирование интеллекта и как развивается личность. В результате собственного факторного анализа, во время исследования группы здоровых людей и солдат, признанных невротиками, он выявил три различных фактора (экстраверсия, психотизм, нейротизм), отличающиеся специфическими реакциями и позволяющие составить представление о типах личности.

Процессы возбуждения-торможения и их соотношение были первоначальной точкой отсчета для интерпретации модели личности, которую предложил Ганс Айзенк. Теория личности, таким образом, указывает на три основные черты темперамента, которые являются, по версии ученого, личностными измерениями, обусловленными функционирующей на генетическом уровне ЦНС.

Доказательства теории Айзенка, для получения которых было проведено множество прикладных исследований, указали на важность отличий в чертах темперамента. И такие сведения представляют особую ценность для различных сфер знания и жизнедеятельности человека:

  • Психология (диагностика душевных заболеваний, выявление предрасположенности к отклонениям).
  • Образование (выбор профессии).
  • Медицина.
  • Статистика преступности и т.п.

В частности, благодаря теории личности Айзенка можно дифференцировать расстройства невротического характера, основываясь лишь на факторах нейротизма и экстраверсии. К таким относят невроз навязчивых состояний (наблюдается у эмоционально неустойчивых интровертов) и истерический (характерный для нестабильных экстравертов). Используя собственную трехфакторную модель личности, Айзенк смог создать специальные методики психоанализа, позволяющие выявлять и изучать разные нарушения психологического здоровья.
Рекомендуем: Карл Юнг: вклад в психологию

Например, определить врожденные характеристики человека (на основании теории Айзенка об экстраверсии и интроверсии) по преобладающим у него качествам и манере его поведения поможет тест Айзенка на определение типа темперамента. На сегодняшний день он остается самым значимым в психологии, являясь классическим способом, позволяющим узнать темперамент личности. Что представляет собой такой тест и как с его помощью понять, каким характером наделен тот или иной индивид, читайте далее.

Книги автора

Во всех книгах Айзенка Ганса Юргена красной нитью проходит идея ведущей роли генетических и нейрофизиологических факторов в формировании различных поведенческих реакций. Как истинный психолог, ученый знаменит «бросающими вызов» заголовками. Например, «Польза и вред психологии», «Смысл и бессмысленность в психологии», «Факты и вымысел в психологии», «Секс, жестокость и средства массовой информации».

Пожалуй самой известной книгой Айзенка является «Структура человеческой личности», в которой приводится доказательство эффективности факторного анализа в исследованиях личностных проявлений, талантов и предрасположенностей.

Основные понятия теории Айзенка

Айзенк-психолог работал над изучением личности. В его представлении она выступает, как сложная иерархическая структура.

Иерархия личности прослеживается от простых реакций человека на повторяющиеся ситуации до типа его темперамента. Примером тому может быть общение между людьми. Человек может без воодушевления реагировать на предложения других людей активно проводить время. При этом, он всегда выдерживает дистанцию и предпочитает уединение. Это говорит о его необщительности. А в целом оба эти параметра могут свидетельствовать об интроверсии.

Особые работы

Не обошел Ганс Юрген и такую щепетильную тему, как преступное поведение. В 1964 году увидела свет книга «Преступление и личность». В ней нет и намека на знаменитую теорию Ломброзо. По версии Айзенка, личности с высокими показателями экстраверсии, нейротизма и психизма, вследствие издержек социализации, могут стать преступниками. Автором выдвигалась гипотеза о наличии в популяции группы «преступного класса». Стоит отметить, что этот труд вызвал множество критики и споров в научной среде, однако обзавелся и последователями.

Как пройти тест

Чтобы пройти тест личности Айзенка, вам нужно ответить на предложенные ниже вопросы, а после – воспользоваться ключом для расшифровки ответов. Стоит отметить, что отвечать на поставленные вопросы нужно однозначно (отрицательно либо утвердительно). Кроме того, не стоит обдумывать свой ответ, сразу указывайте «да» или «нет».

Итак, ключом к тесту будут следующие ответы, совпавшие с указанными значениями:

Для того чтобы провести обработку ответов, нужно оценить их. За ответы, совпавшие с ключом, дается 1 балл. Таким образом, подсчитав результаты, можно произвести анализ данных:

  • По шкале экстраверсии: яркий экстраверт получит больше 19 баллов, личность-экстраверт – больше 15-ти, среднее значение экстраверсии – 12 баллов, у глубокого интроверта будет менее 5 баллов и меньше 9-ти – у простого интроверта.
  • По шкале нейротизма: очень высоким показателем для нейротизма считается 19 и более баллов. Высокий уровень нейротизма у тех, кто набрал больше 14-ти. Среднее значение нейротизма варьируется в пределах 9-13 баллов. И низкий уровень – когда у опрашиваемого получилось меньше 7 баллов.
  • По шкале «лжи»: допустимое для этой шкалы значение – 4 балла. Если у тестируемого получилось набрать более 4 баллов, то это указывает на склонность личности к осознанной лжи ради всеобщего одобрения.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]