Инфантильность — детское восприятие окружающих людей и мира. Этот термин означает незрелость в развитии. Человек сохраняет в своём поведении психологические и физические черты, присущие ребёнку. Инфантильные люди наивные, непосредственные, не умеют ставить цели и боятся ответственности.
Понятие инфантилизма
В современном обществе явление инфантилизма достаточно распространено и практически каждый хоть раз в жизни сталкивался с инфантильными людьми. Но так как это явление по своей сути не является социально-опасным, ему, как правило, не уделяется необходимое количество внимания. А это является достаточно большой ошибкой, ведь несмотря на то, что инфантильное поведение не является социально-опасным и не несёт в себе угрозы, оно значительно ухудшает качество жизни как самого человека с инфантилизмом, так и жизнь его близких. А кроме того, явление инфантилизма зачастую выходит из семьи, и понимание ошибок воспитания поможет вырастить ребёнка в соответствии с нормами развития.
Именно поэтому очень важно знать, что же он собой представляет, из-за чего возникает и как с этим можно бороться, если всё же вы столкнулись с явлением инфантилизма.
Сам термин «инфантилизм» ( infantilismus ) произошел от латинского слова “infantilis”, что в переводе означает «младенческий, детский» или от “infans” – неговорящий.
Ещё инфантилизм можно определить как незрелость в развитии, то есть инфантильный человек является по своей сути незрелой личностью.
В отличие от умственной отсталости, у таких людей страдает эмоционально-волевая сфера. То есть дети вовремя начинают говорить, рисуют, лепят, задают вопросы и совершают другие интеллектуальные действия, соответствующие их возрасту. Не страдает и развитие моторики: они такие же активные, как и их ровесники. Но при этом у них происходят частые смены настроения, их поведение более ситуативное, чем у сверстников. Их эмоции поверхностны, не возникает глубоких чувств. Такие дети непосредственны и несамостоятельны.
Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать свою деятельность. Инфантильные дети не умеют регулировать своё поведение, объективно и адекватно оценивать ситуацию и изменять поведение, согласно внешним условиям. Всё это в конечном итоге приводит к нарушениям социальной адаптации инфантильных людей.
Отставание в эмоциональном развитии влечёт за собой вторичную задержку интеллектуального развития, являющуюся результатом социальной дезадаптации. Как правило, это начинает проявляться в процессе обучения в школе:
- Во-первых, таким детям сложнее найти общий язык со сверстниками и завести друзей, а это может приводить к снижению интереса к школьной жизни и учебной деятельности.
- Во-вторых, у инфантильных детей возникают сложности с решением заданий, требующих внимательности и умения анализировать, это тоже снижает успешность их учебной деятельности. В результате чего пропадает интерес и мотивация к учёбе, такие дети часто остаются на второй год в одном классе, их интеллектуальное развитие тоже начинает отставать от сверстников.
Хьюстон, в чем проблема?
Гиперопека, деспотия, ограничение свободы, повышенный родительский контроль, запрет самостоятельности и инициативы – все это приводит к остановке психологического роста личности.
Основные отличия инфантила от взрослых личностей:
- ответственность не касается нашего героя;
- отказ от самостоятельного выбора;
- отсутствуют правила и самодисциплинарные требования, которые практикуются в обществе;
- преобладают игровые интересы;
- самоцентричность.
Надо понимать, что в каждом человеке есть детские черты и они могут проявляться в зависимости от обстоятельств или состояния. Однако если они преобладают это может стать проблемой!
Отличительные особенности инфантилизма
Существует множество различных видов задержки развития, и люди зачастую их путают между собой. Для того чтобы лучше понять, что представляет собой инфантилизм, и разобраться в причинах его возникновения, стоит для начала выяснить, чем он отличается от других видов задержки развития.
Для начала стоит уточнить, что инфантилизм связан в первую очередь с задержкой развития эмоционально-волевой сферы. И в отличие от умственной отсталости в данном случае интеллект остаётся сохранным. Если и происходит задержка в интеллектуальном развитии, то это уже вторичное явление, возникающее в результате социальной дезадаптации. Такие люди могут успешно заниматься творчеством, петь, рисовать, писать рассказы, стихи. Они способны к абстрактно-логическому мышлению, поэтому для них доступны очень многие умственные операции. Трудности, которые у них возникают при решении тех или иных задач, по большей части связаны с нарушением концентрации внимания, неумении планировать и анализировать свою деятельность и её последствия, а также с избеганием принятия ответственности за свои действия.
Ещё одно нарушение психического развития, с которым путают инфантилизм – это аутизм. И в том, и в другом случае у человека наблюдается снижение социальной активности, нарушение социальной адаптации. Однако больные аутизмом, как правило, вообще не нуждаются в социальных контактах и даже избегают их. Всё внимание у них направлено вовнутрь, другие дети их просто не интересуют. Ребёнок-аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно.
У тех, кто страдает инфантилизмом, социальные контакты изначально не нарушены. Наоборот, такие дети стремятся общаться с окружающими, любят быть в центре внимания. Социальная адаптация снижается в результате того, что такие люди не могут контролировать своё поведение и проявление своих эмоций, им становится сложно существовать с теми, кто их обгоняет в развитии. Это и приводит к нарушениям социальных контактов.
Кроме того, у детей-аутистов, в отличие от инфантильных детей, наблюдается задержка речевого развития или же вообще его отсутствие.
Также не всегда задержки физиологического развития будут свидетельствовать о том, что такой человек инфантилен. Зачастую, причиной задержки именно физиологического развития становится гормональный сбой. Например, карликовость, вызванная недостатком соматотропного гормона (гормона роста), гормонов щитовидной железы. Такие люди выглядят значительно меньше своих сверстников, однако их психическое развитие в большинстве случаев полностью соответствует возрастной норме.
Общая информация
В МКБ-10 болезнь включена под шифром F60.8. У детей раннего возраста выявление эмоционально-волевого отставания и снижение уровня мотивации затруднено, поэтому расстройство в большинстве случаев становится отчетливым с начала обучения, а затем хорошо просматривается в период пубертата. Наиболее заметными отличительными особенностями являются склонность к играм при слабом интересе к учебе, непонимание и невозможность соблюдения требований преподавателей, в том числе – в отношении дисциплины. Распространенность составляет чуть больше 1,5%.
Несмотря на трудности при диагностике задержки развития по типу психического инфантилизма у маленьких детей, ученым удалось выявить соответствующие признаки при наблюдении за группой пациентов, которые длительно находились на стационарном лечении, подвергались неоднократным операциям и, таким образом, «упускали» определенные этапы. Специалисты отмечают, что в подобных случаях, наряду с психоэмоциональным компонентом, страдают моторные функции и интеллект.
Несмотря на изученность различных форм и возрастных проявлений, исследователи пока имеют недостаточное представление о динамике и исходе нарушения в целом. У взрослых патологическое состояние выявляется при наличии психических заболеваний.
Причины возникновения инфантилизма
Причины возникновения инфантилизма зависят от его вида. Выделяют два основных:
- Физиологический инфантилизм.
- Психологический (психический) инфантилизм.
Причиной физиологического инфантилизма, как правило, служит поражение центральной нервной системы, возникающее в результате асфиксии, разного рода травм головы и инфекционных заболеваний, поражающих нервную систему, в частности головной мозг. Ещё одной причиной развития физиологического инфантилизма могут служить заболевания органов эндокринной системы, которые приводят к гормональным нарушениям во всём организме.
Физиологический инфантилизм
Физиологический инфантилизм может быть как врождённым, так и приобретённым. Врождённый, как правило, связан с нарушениями функционирования нервной системы во внутриутробном периоде. К ним могут относиться различные заболевания и травмы во время беременности. Приобретённый инфантилизм связан уже с непосредственным воздействием на нервную систему человека различных факторов риска, которыми являются черепно-мозговые травмы, инфекции, поражающие нервную систему, разного рода воздействия, ограничивающие поступление кислорода к головному мозгу.
Физиологический инфантилизм также можно рассматривать с медицинской точки зрения. В медицине термином «инфантилизм» характеризуют такое состояние организма, при котором органы половой системы у человека недоразвиты, а также практически отсутствует сексуальное влечение к партнёру. Из-за нарушения репродуктивной функции такие люди чаще всего не способны к деторождению.
Что касается психологического инфантилизма, основная причина его возникновения кроется, в первую очередь, в задержке развития лобных долей головного мозга в результате неправильного воспитания. Психический инфантилизм зачастую является следствием гиперопеки или же наоборот, недостаточного внимания и попустительского отношения к ребёнку со стороны родителей.
Психический инфантилизм
Психический инфантилизм бывает только приобретённый и в свою очередь подразделяется на тотальный и частичный.
Тотальный инфантилизм подразумевает отставание как физического развития (вес, рост) человека, так и его психологического развития. И внешний вид ребёнка, и его поведение будут соответствовать в таком случае более раннему этапу развития.
Частичный инфантилизм включает в себя отставание только психического развития, физическое развитие ребёнка полностью соответствует его возрасту.
На причинах психологического инфантилизма стоит остановиться поподробнее, так как это более распространённый вид инфантилизма и столкнуться с ним может абсолютно каждый. Как уже говорилось раньше, основная причина его возникновения кроется в ошибках воспитания, которые многие родители зачастую даже не осознают. Так что же это за ошибки?
Причины психологического инфантилизма
В первую очередь это гиперопека. Ребёнок, за которого родители принимают решения, ограждают от различных трудностей, потакают всем его капризам не учится брать на себя ответственность, решать свои проблемы самостоятельно. От окружающих его людей он тоже требует такого же внимания и заботы, исполнения всех его просьб. Его поведение становится эгоцентричным.
Обратная сторона гиперопеки – это попустительское отношение к детям. Родители, которые не обращают достаточно внимания на своего ребёнка, точно также могут спровоцировать появление у него инфантилизма. Ребёнок, предоставленный сам себе, пытается восполнить недостаток общения со своими родителями с помощью просмотра фильмов, сериалов, компьютерных игр, общения в социальных сетях. Реальный мир заменяется вымышленным. Ребёнок не знает, как вести себя в реальности, не умеет выстраивать адекватное общение с живыми людьми, он не приспособлен к условиям окружающего его реального мира, а всё это и является признаками инфантильности.
Ещё одна частая ошибка, которую допускают родители – это запрет на самостоятельную деятельность. В период раннего детства ведущей деятельностью ребёнка становится предметная деятельность. Через окружающие его предметы ребёнок знакомится с миром, познаёт его. К двум-трём годам он уже начинает пытаться повторять действия взрослого, учиться делать всё самостоятельно. Но многие родители не позволяют ребёнку самому выполнять даже простые действия. Чаще всего это делается из соображений безопасности ребёнка и экономии времени, однако впоследствии такая позиция будет приводить к тому, что ребёнок вырастет инфантильным. Он не научится самостоятельной деятельности, и уже во взрослом возрасте будет ждать, что за него примут решение и всё сделают.
Авторитарное воспитание. Родители не дают ребёнку возможности проявлять самостоятельность и принимать решения. За него это делают взрослые. Ребёнок в такой семье оказывается во всём зависимым от его родителей. Он не учится решать свои проблемы сам, принимать решения и быть независимым.
Воспитание ребёнка – это очень ответственный процесс. И родители всегда должны понимать, к каким последствиям в будущем могут привести их действия, чего будут стоить их ошибки воспитания для ребёнка. И если все родители будут подходить к вопросам воспитания осознанно и ответственно, многих проблем удастся избежать.
Правовой инфантилизм как фактор негативного влияния на уровень правосознания в России
Размещено на https://www.allbest.ru/
ПРАВОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ КАК ФАКТОР НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА УРОВЕНЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ В РОССИИ
правовой инфантилизм власть
Формирование гражданского общества и построение правового государства невозможно без участия граждан в этом процессе, без наличия у них чётких правовых установок, без активного отстаивания своих прав. Однако в настоящее время нестабильность ситуации в обществе, произвол чиновничьего аппарата, социальная пропасть между богатым и бедным классом приводят к возникновению различных правовых девиаций. Наиболее яркой и распространённой среди российских граждан девиацией является правовой инфантилизм.
Правовой инфантилизм — это особая форма деформации правосознания, выражающаяся в неинформированности населения в правовых вопросах, наличии пробельных правовых знаний, а также в нежелании их получить.
Еще М.Е. Салтыков-Щедрин иронично высказывался о том, что русский человек сам не знает, чего хочет: то ли поросятины с хреном, то ли конституций. Складывается ощущение, что со времён великого писателя ничего не изменилось. Граждане России слабо представляют себе не только структуру высших государственных органов, но и не осведомлены о своих правах и свободах, провозглашённых Основным законом государства — Конституцией РФ, а также о способах их защиты и отстаивания.
М. Буторин провёл выборочные опросы, среди различных социальных групп населения — городского и сельского, которые подтвердили, что общество в своем большинстве имеет самое смутное представление о Конституции РФ. «Многие воспринимают с определенной долей удивления, — говорит он, когда им начинаешь объяснять, что в соответствии со статьей 3 «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» .
Существует несколько причин такого ярко выраженного правового инфантилизма именно в России.
Во-первых, исторические корни инфантилизма.
Правовой инфантилизм — это исключительно русская национальная черта. Менталитет, основанный на инфантилизме и лени, уходит корнями в прошлое, в эпоху крепостного права, когда ни о чём не нужно было думать. Всё решит барин или государь. В 20-м веке при большевиках этот инфантилизм еще более усугубили, всякая инициатива наказывалась, прибавилась безответственность коллективизма, а также желание и возможность поживиться за чужой счет. Сейчас же человек поставлен в такие условия, когда от него также ничего не зависит. Реализация его прав полностью зависит от чиновника, который либо позволяет, либо не позволяет такую реализацию.
Во-вторых, частое несоответствие формы закона его содержанию. Проблема состоит в том, что некоторые правовые нормы наполняются совершенно иным содержанием, выгодным государству. Ярким примером является возможность назначения губернатора субъекта Президентом России, которая не соответствует смыслу Конституции РФ. Поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», касающиеся нового порядка назначения губернаторов, вступили в силу 15 декабря 2004г. Этот закон отменил прямые выборы губернаторов населением региона и ввел порядок утверждения его кандидатуры законодательными собраниями субъектов по представлению Президента РФ.
Данные положения были оспорены в Конституционный Суд четырнадцатью представителями Союза правых сил, а также гражданином Владимиром Гришкевичем из Тюмени. Но Конституционный суд РФ подтвердил конституционность нынешнего порядка назначения глав субъектов Федерации.
Как говорится в Постановлении Конституционного суда РФ, полномочия Президента вносить кандидатуру главы субъекта Федерации на утверждение законодательным органом данного субъекта Конституцией РФ непосредственно не предусмотрено, но данное обстоятельство не препятствует тому, чтобы федеральный законодатель возложил на Президента РФ как главу государства определенные функции по участию в наделении полномочиями главы субъекта. Такое право Президента не может рассматриваться как нарушение принципа разделения властей, так как окончательное решение остается за законодательным органом субъекта Федерации. В постановлении КС подчеркивается, что главы субъектов Федерации являются звеньями в единой системе государственной власти и «находятся в отношениях непосредственной субординации с президентом РФ». КС также прекратил производство по жалобам В. Гришкевича и других граждан, касающихся конституционности положений закона о возможности увольнения главы субъекта РФ президентом и роспуска президентом Законодательного собрания субъекта .
При этом интересно особое мнение судьи А. Кононова, который считает, что «аргументы судей КС не могут убедить — при всей очевидности, что они не очень соответствуют реальности. КС говорит: это правильно, то правильно, а почему правильно, не объясняет» .
А. Кононов присоединяется к мнению известного немецкого конституционалиста Отто Люхтерханта, который сказал, что не конституционность данного закона настолько ясна, что это понятно даже не юристу .
В данном контексте проблемы следует предложить государству ввести в обыденное правосознание населения возможность такого несоответствия. Тогда не будут возникать какие-либо иллюзии и неоправданные ожидания.
В-третьих, отсутствие в России чёткой и прозрачной системы исполнения законов. Несомненно, в России отсутствует четкое исполнение законов, реальное введение в жизнь новых правовых норм, население не видит реального смысла функционирования законодательной ветви власти.
Принятие Федерального Закона № 122 «О монетизации льгот» вызвало огромный резонанс в обществе. Правовые нормы, заложенные в данном акте, были реализованы с совершенно иным содержанием. По словам Председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике, А. Исаева, «народный гнев вызвал не сам «монетизирующий» закон, а его реализация, которая «оказалась провальной». Основная вина в этом лежит на Правительстве России, — уверен парламентарий. — Кабинет министров вошел в реализацию закона, не имея ни графиков, ни схемы его реализации, ни необходимых подзаконных актов. Это привело к серьезной социальной напряженности» .
В-четвёртых, антагонизм человека и государства, полное несовпадение их интересов. Необходимо отметить, что полное совпадение интересов государства и человека, как и полное совпадение публичных и частных интересов невозможно. Однако для взаимодействия эти два субъекта права должны найти определённые точки соприкосновения.
П.А. Оль считает, что «индивидуальное и социальное — это противоположности, но они существуют в единстве и взаимно определяют и обусловливают друг друга. Уровень развития одной из них находится в прямой зависимости от уровня развития другой, следовательно, отрицание или умаление одной означает отрицание или умаление другой» .
Ответственность за снижение правового инфантилизма у населения лежит на государстве, которому для преодоления данной девиации следует решить 2 задачи:
1. Формирование доверия граждан к власти.
2. Предоставление государством возможности получения гражданами качественных правовых знаний. В 2004 году ROMIR Monitoring проводил социологического опрос на знание гражданами Конституции РФ. В итоге выяснилось, что около 60%, т е. большинство россиян, не знают, когда была принята действующая Конституция страны.
Неправильный ответ на вопрос о дате принятия Конституции России дали 24% опрошенных, 16% респондентов ответили правильно. По сравнению с данными прошлого года количество правильно ответивших граждан сократилось на 5%, количество не знающих года принятия действующей Конституции РФ увеличилось на 5%. Давшие неверный ответ сохранили свои позиции.
Кроме того, респондентам был задан вопрос о том, в какой мере они знакомы с действующей Конституцией. Ответы на него распределились следующим образом: 35% опрошенных «знакомы в общих чертах», столько же — «плохо знакомы», совсем не знают — 21%, хорошо знакомы — 7%, полностью знают 2% респондентов. Всего было опрошено 1 тысяча 600 россиян в возрасте от 18 лет .
Можно предложить следующие пути решения данных задач:
1. Выработка общей системы и стратегии реформирования государства.
Необходимо наличие чётко сформулированной программы развития государства, для того, чтобы гражданам было ясно, какие задачи ставит перед собой государство, и какова его цель.
На данный момент власть сообщает лишь о ближайших реформах, но в государстве не существует общей стратегии реформирования, что приводит к разрозненности данных мероприятий и непонимании их сути среди населения.
2. Подробное разъяснение населению предстоящих реформ.
Перед внедрением в жизнь каких-либо нововведений власть должна подробно информировать граждан о предстоящих реформах, для того, чтобы избежать неоправданных ожиданий и подрыва доверия граждан.
3. Повышение качества преподавания юридических дисциплин в школах, средних учебных заведениях, ВУЗах.
Думается, что искоренение правового инфантилизма следует начать с подрастающего поколения.
Михаил Буторин в своих исследованиях указывает на следующее: «В среднем не более пяти процентов опрошенных когда-то заглядывали в Конституцию. Отсюда следует, что преподавание в учебных заведениях основ законодательства поставлено из рук вон плохо. Иначе чем можно объяснить тот факт, что большинство выпускников школ уверено, что Конституция гарантирует им право на труд. И мало кто знает, что данная статья имеет совсем другое содержание, а именно: труд свободен» .
Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме, в период республики и демократии элементарное юридическое образование, как и воспитание, было частью общего образования. Тогда весь уклад римской жизни требовал общего знакомства всех и каждого с элементарными положениями права: весь народ принимал участие в политической жизни, весь народ призывался к обсуждению и решению законодательных вопросов .
Конечно, семья и школа играют большую роль в правовом воспитании личности, в преодолении такой деформации как правовой инфантилизм, но это не «улица с односторонним движением». Государство должно принимать в этом самое активное участие. И как бы не старались педагоги и родители, но гражданин, в конце концов, выходит в реальную жизнь, где сталкивается с неправовыми проявлениями.
4.Введение обязательного для всех государственных и муниципальных служащих экзамена на знание Конституции РФ и основных прав и свобод человека и гражданина.
Прежде чем требовать от рядовых граждан знания основ законодательства, его необходимо изучить представителям власти.
«То, что кто-то не знает, что такое Конституция вообще, — неудивительно. Еще свежи в памяти запинки Станислава Говорухина, который в одном из интервью журналистам долго не мог вспомнить, какой статус нашей страны и как она называется. И ведь заметьте — депутат, а не торговец мороженым» .
5.Пропаганда в средствах массовой информации законопослушного поведения.
Повышение правосознания напрямую зависит от снижения уровня правового инфантилизма у граждан России. На данном этапе государство почти не обращает внимание на данную проблему. Думается, что пока оно не заинтересовано в наличии образованного, грамотного и инициативного общества, знающего свои права и свободы и умеющего их защищать.
Литература
1. Буторин М. Когда народ не знает Конституции // www.russia-today.ru/2003/no_15/15_mail.htm
2. https://www.sinfo.ru/ru/main/focus/news/detail.shtml?id=34693
3. http//www.sps.ru
4. http//www.sps.ru
5. Федеральному закону о монетизации льгот исполняется год // https://law.edu.ru/news/news.asp?newsID=7606
6. Оль П.А. Обоснование идеи публичного интереса в западной и отечественной политико-правовой мысли: некоторые аспекты правопонимания // Материалы V международной научно-теоретической конференции «Публичное, корпоративное, личное право: проблемы конфликтности и перспективы консенсуальности». — СПб., 2005. — С. 147.
7. https://top.rbc.ru/news/incidents/2004/01/20/20103809_pv.shtml
8. Буторин М. Когда народ не знает Конституции // www.russia-today.ru/2003/no_15/15_mail.htm
9. Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Петроград: издание Юридического книжного склада «Право», 1917.
Проявления инфантилизма в жизни
До этого уже много говорилось о поведении инфантильных детей и взрослых, сейчас эти темы нужно обобщить.
Инфантильность детей более ярко и заметно начинает проявляться всё же в школьном возрасте. Дети хуже учатся, у них возникают проблемы с концентрацией внимания. Они могут встать и выйти посреди урока или перебивать учителя. Их игровая деятельность преобладает над учебной. В общении со сверстниками инфантилизм проявляется в неумении контролировать своё поведении, в непосредственной реакции на происходящее вокруг. Такие дети доверчивы и наивны. Зачастую круг их общения состоит из детей младшего возраста, так как они находятся ближе к ним по уровню развития.
Наивность и непосредственность сохраняются также и у взрослых людей. Их эмоциональные реакции не всегда адекватны ситуации. Кроме того, у взрослых людей инфантильность проявляется в нежелании брать на себя ответственность за свои поступки. Такие люди редко вступают в брак или заводят семью по собственной инициативе. В отношениях такие люди на бессознательном уровне будут искать того, кто сможет исполнять роль родителя, то есть заботиться и покровительствовать. В профессиональной деятельности незрелые личности будут всячески избегать ответственности. Данная категория людей не любит решать проблемы. Сталкиваясь с трудностями, они либо от них бегут, либо стараются забыть, либо перекладывают их на плечи других людей. Они зависимы от мнения окружающих, поэтому боятся критики и очень остро реагируют на неё.
Многие психологически не зрелые люди впоследствии становятся иждивенцами. Женщины находят состоятельных мужчин, которые полностью обеспечивают их. Мужской инфантилизм чаще проявляется в нежелании и неумении вести домашнее хозяйство. Такие мужчины будут искать женщин, на которых можно переложить все заботы о домашнем хозяйстве.
Конечно, по большей своей части проявления инфантилизма не несут в себе угроз жизни и здоровью самого человека и его близким и друзьям. Но всё же это явление нельзя оставлять без внимания.
Характерные признаки инфантильности
Стоит отметить, что на инфантильность не влияет пол: он может проявляться и у женщин, и у мужчин, и у подростков. Но у ребёнка определить эту проблему достаточно сложно, ведь все дети, по сути, ведут себя по-детски наивно.
Общие признаки инфанта:
- стремление снять с себя ответственности и переложить обязанности на других;
- нежелание овладевать новыми знаниями;
- неумение проявлять заботы о близких;
- незрелое эмоционально поведение (не соответствующее по возрасту), неадекватная реакция;
- отсутствие адекватной оценки своего поведения;
- неумение решать проблемы;
- сложности в карьере, на работе;
- наивность, хвастливость;
- внушаемость, следование чужим советам;
- неприспособленность в быту
- склонность винить окружающих в собственных ошибках.
Самый большой страх инфантильных людей, который во многом определяет их личность во взрослом состоянии, — это страх одиночества. Они очень боятся остаться одни. Для ребёнка это состояние нормально: он боится быть один, потому что не может самостоятельно справляться с трудностями. Чтобы он выжил, рядом всегда необходим кто-то взрослый.
Для взрослого человека этот страх является субъективным — он растёт из детства, детских травм, понимания и ощущения «что я один, сам по себе, самостоятельно не смогу справиться со своей жизнью и решить проблемы». Поэтому инфанты будут держаться за рядом находящихся людей всеми руками и ногами, как люди, не умеющие плавать, будут держаться за обломок корабля… Иногда страх заставляет их быть рядом с теми людьми, рядом с которыми бывает находиться физически опасно (абьюз и т. д.).
— Николай Стрелков,
психолог, врач-психотерапевт, эксперт YouTube-канала «Где мои дети».
Инфантильность у мужчин
Многим из нас знаком типаж мужчины, долго живущего с родителями. Это настоящий ребёнок. Инфантильный мужчина редко создаёт собственную семью, часто уставшие родители начинают предлагать ему тот или иной вариант, но у него и так всё хорошо: его накормят, помоют посуду, постирают и купят ему одежду. Если брак всё же заключается, то на жену ложится роль матери. Муж развлекается с компьютером, ест, спит, иногда работает, но в семейных отношениях играет роль ребёнка.
Первый признак мужского инфантилизма — эгоизм.
Эта черта отражает фиксацию человека только на своей личности. Если это качество естественно для ребёнка, то проявление выраженного эгоцентризма у взрослых вызывает, как минимум, удивление.
Инфантильный мужчина представляет себя центром Вселенной, он уверен, что всё вокруг создано только для него. Такие мужчины никогда не сомневаются в своей правоте, поэтому совершенно не замечают недовольства окружающих.
Инфантильный мужчина не видит необходимости становиться главой семьи, довольствуясь ситуацией, которая не требует от него принятия на себя бóльшей ответственности, чем в незаконных отношениях. В конфликте ему сложно понять, чего от него требует супруга, во всех проблемах он обычно обвиняет её.
Следующим признаком является отсутствие желания принимать самостоятельные решения и брать на себя бытовые хлопоты.
Такие мужья не любят проявлять инициативу. Хозяйственные дела вызывают у них большие проблемы. Инфантилизм мужчины приводит его к неспособности принимать значимые решения — мешает отсутствие силы воли. Мужчины с детским характером часто выбирают в жёны женщин более зрелого возраста, готовых к проявлению родительской опеки, что позволяет им долго оставаться детьми.
Инфантильность у женщин
Женщина с детским характером напоминает маленькую беспомощную девочку — о ней заботятся либо родители, либо муж. По данным исследования, проведённого американскими психологами, 34% инфантильных женщин ведут себя по-детски, в основном только рядом с мужчиной, а 66% постоянно пребывают в образе легкомысленной девочки.
Истинная инфантильность делает жизнь женщины хаотичной и сумасшедшей — она постоянно попадает в приключения, у неё много беспорядочных знакомств. Круг её общения состоит в основном из людей намного моложе её.
Причина «ложной» инфантильности женщины заключается в потребности получить желаемое лёгким путём.
Вместо того, чтобы нести ответственность за свою жизнь, она мечтает о том, чтобы её проблемы взял на себя кто-то другой, например, взрослый и состоятельный мужчина. При выборе партнёра для жизни она предпочитает опираться на достаток, щедрость, чувство ответственности и надёжность партнера. Демонстрируя свою беззащитность, она ждёт, что опеку над ней возьмёт на себя герой.
Мужчины любят приключения — у них это вызывает прилив адреналина, а с женщиной-девочкой никогда не бывает скучно. Её хочется опекать, защищать от всех напастей, относиться к ней с особой нежностью. С ней легко –— она не думает о будущем, не заводит разговоров о рождении детей, замужество не играет для неё значительной роли. Рядом с женщинами, ведущими себя по-детски, мужчины чувствуют силу и опыт, что, безусловно, положительно сказывается на самооценке.
Такие женщины не только имеют инфантильный характер, но и пользуются им. Стремясь завоевать внимание мужчины, они пытаются казаться хрупкими и чувствительными, говорят детским высоким голосом. Они могут притворяться обиженными или несчастными, если знают, чего хотят.
Инфантильная женщина может заставить мужчину поверить, что без его поддержки ей будет очень плохо, а без него она пропадет. Инстинкт подсказывает мужчине, что девочку нельзя ругать, её надо беречь — и женщина, таким образом, получает желаемое.
Инфантилизм у детей
Инфантилизму подвержены не только взрослые, но и дети.
Детский инфантилизм проявляется в том, что игровые интересы детей преобладают над учебными.
Такие дети не способны глубоко воспринимать учебный процесс и связанные с ним требования, проявлять дисциплину, что, в свою очередь, приводит к дезадаптации в школе и вне её — это проявляется в различных социальных проблемах, негативно влияющих на психическое состояние. Несмотря на то, что таких детей иногда принимают за умственно отсталых или аутистов из-за школьной дезадаптации, они достаточно продуктивны и могут применять усвоенные понятия к новым конкретным задачам.
Причины детского инфантилизма могут крыться в своеобразных условиях семьи. Часто такие дети вырастают в неполных семьях или в условиях, когда между родителями не складываются отношения.
Например, женщина, одна воспитывающая сына, может быть крайне строгой и подавлять в мальчике мужские качества. Поэтому парень дольше остается зависимым и не осуществляет самостоятельных действий. На причины инфантилизма могут влиять особенности кризиса подросткового возраста, ведь от его исхода зависит, насколько сильной окажется личность в будущем.
Если вы, будучи родителями, видите, что ваш ребёнок не готов брать на себя ответственность и всё время пытается за ваш счёт решить возникающие проблемы, главное, что вы должны сделать — «отодвинуть» его от себя и перестать решать его проблемы с помощью своих ресурсов. Постарайтесь дать ему самостоятельность и возможность «опереться на свои крылья».
— Николай Стрелков,
психолог, врач-психотерапевт, эксперт YouTube-канала «Где мои дети».
Опасность инфантилизма
Основную опасность для человека, страдающего инфантильностью, представляет, конечно же, социальная дезадаптация. В результате того, что таким людям сложно приспосабливаться к окружающему миру и людям, они часто оказываются в одиночестве, у них может возникать чувство собственной неполноценности, ненужности. Это в итоге может приводить к разного рода неврозам и депрессиям, которые в некоторых случаях заканчиваются самоубийствами.
Для ребёнка, которому в детстве во всём потакали и всячески ограждали от трудностей и неприятностей, фрустрирующим обстоятельством станет то, что во взрослой жизни ему придётся решать всё самому, и никто не будет исполнять его желания по первому требованию. А это опять-таки приведёт к тому, что такой человек будет отвергаться обществом. В результате чего повышается риск развития неврозов и депрессивных состояний со всеми вытекающими последствиями.
В профессиональной деятельности такие люди тоже, как правило, не добиваются значимых успехов. Они не умеют ориентироваться во внештатных, экстремальных ситуациях, зачастую перекладывают решение возникших проблем на плечи коллег. В связи с этим люди-инфантилы редко занимают хорошие должности и их достаточно часто увольняют. Потеря работы для людей с расстройством такого типа тоже является подобием катастрофы. Им очень сложно сориентироваться в произошедшем, адекватно оценить причину увольнения и начать искать новую работу. Они, как правило, винят в своём увольнении работодателя, уходят в свои переживания несправедливости произошедшего. Многие так и не начинают искать работу, погружаются в депрессивные состояния, начинают играть в компьютерные игры, пытаясь таким способом уйти от гнетущей их реальности. Ухудшается финансовое положение, что приводит к тому, что такие люди пытаются найти человека, у которого они могут быть на иждивении.
Для окружающих инфантильные люди опасности как таковой не представляют. Как правило, основные трудности возникают в результате их незрелости и нарушения социальной адаптации. По своей сути они являются большими детьми, и в профессиональной деятельности такие работники неэффективны во многих сферах. Любая трудная ситуация может выбить их из колеи и ухудшить качество работы, что для работодателя является нежелательным. С другой стороны, нарушения социальной адаптации будут приводить к тому, что такому человеку будет сложно влиться в рабочий коллектив и выстроить адекватные взаимоотношения с коллегами. А это приведёт к возникновению производственных конфликтов, что в свою очередь будет весьма нежелательным для работодателя.
Что касается семейной жизни, то, как правило, инфантильные люди боятся брать на себя ответственность и вступать в брак, заводить детей. Но если это всё-таки произошло, то в семейной жизни на таких людей нельзя положиться. Они вряд ли смогут быть главой семьи, вряд ли смогут полностью обеспечивать себя и своих близких, справляться с возникшими трудностями. А кроме того, ребёнок, воспитывающийся в семье, где есть инфантильный родитель, тоже с высокой долей вероятности станет инфантильным. Или же у него сформируется неправильное представление о роли матери или отца в семейной жизни. Девочки, выросшие в семье с инфантильной матерью, с высокой долей вероятности при построении своей семейной жизни будут копировать её инфантильное поведение. Если же инфантильным был отец, то высока вероятность, что такие девочки в будущем будут выбирать инфантильных мужчин, так как такой образец поведения будет для них единственно возможным. То же самое происходит и с мальчиками.
Кроме того, если так сложилось, что оба родителя являются незрелыми личностями, то личностное развитие их ребёнка тоже будет страдать. Практически в ста процентах случаев ребёнок будет в лучшем случае инфантильным. В худшем же, к этому может прибавиться ещё и умственная отсталость или же начнёт проявляться девиантное поведение.
Как избавиться от инфантильности? Нужно ли её лечить?
Не все виды инфантилизма требуют лечения.
В случае гипофизарного инфантилизма, который классифицируется как патологическое состояние, необходимо диагностировать расстройство и провести гормональную терапию. Половой инфантилизм подлежит психотерапии у сексолога. Однако если партнеры не испытывают дискомфорта, в лечении нет необходимости. То же самое и с детским инфантилизмом, который может пройти с возрастом. Если же развитие ребёнка значительно затруднено, необходима консультация специалиста.
В случае психического инфантилизма, связанного с определенным расстройством психики, необходимо специализированное лечение, включая психологическую терапию и реабилитацию. Они направлены на устранение не только последствий инфантилизма, но и лечение расстройства, вызвавшего его.
В случае самого распространённого — психологического — инфантилизма лечение целесообразно, когда он заметно мешает нормальному функционированию, например, способствует возникновению проблем на работе. В остальном своё поведение можно скорректировать самостоятельно.
Научитесь быть рациональным
Возьмите за правило не принимать решения сразу. Установите себе лимит времени (например, 5 минут), в течение которого вы должны проанализировать ситуацию.
Научитесь сопереживать, понимать чувства других людей
Заставляйте себя ежедневно спрашивать мнение других, особенно в спорных ситуациях. Вы не обязаны принимать чью-то точку зрения, но вы должны уметь её слышать и понимать.
Избавьтесь от эгоцентризма
Вы не единственный человек на планете. Вам не нужно жертвовать собой, но вам нужно развивать бескорыстие. Социальный мир основан на взаимном уважении и уступках. Прежде чем говорить о себе, поинтересуйтесь делами другого человека, спросите его, не устал ли он после рабочего дня, как прошёл его день.
Уйдите от позиции «хочу или не хочу», примите позицию «надо»
У каждого человека есть не только желания и права, но и обязанности. Определите и осознайте их. Если вы живёте с кем-то, ежедневно выполняйте свою часть работы: убирайтесь, готовьте, помогайте финансово.
Научитесь принимать решения
Это поможет не только вашей жизни, но и жизни ваших близких. Планируйте свой день, неделю, месяц, годы вперёд. Составьте список дел. Ставьте ближайшие и отдалённые цели, определяйте возможности и средства для их достижения. Расставляйте приоритеты с учётом долгосрочной перспективы. Каждый раз, когда идёт борьба между желанием и потребностью, перечисляйте выигрыши и проигрыши. Что в конечном итоге перевесит в плане ценности, то и выбирайте.
Как бороться с инфантилизмом?
Бороться с инфантилизмом можно и даже нужно. Это не всегда лёгкий и быстрый процесс, однако, его результаты могут помочь значительно улучшить качество жизни как самого человека, так и его близких.
Существуют разные подходы к решению проблем инфантилизма и связаны они в первую очередь с его этиологией.
Если проявления инфантилизма связаны с физиологическими причинами, то тут, в первую очередь, необходима консультация врача, который назначит грамотное медикаментозное лечение. После чего можно обращаться к психологу.
Если же причины проявления личностной незрелости связаны с психологическими факторами, то в таком случае необходима консультация психолога. Рассмотрим это с двух сторон.
В том случае, когда инфантилизм проявляется у ребёнка, консультация психолога необходима как ребёнку, так и его родителям. Психолог проведёт диагностику и выяснит, в чём заключается основная проблема. А разговор с родителями поможет понять, где были допущены ошибки, совместно выработать систему воспитания, которая поможет ребёнку развиваться дальше без задержек. Вполне возможно, что своевременная совместная психологическая консультация поможет решить проблему инфантильности, и развитие ребёнка после этого постепенно догонит сверстников. Психолог поможет ребёнку научиться новым адаптивным способам социального функционирования.
Со взрослым человеком ситуация немного сложнее, но однако всё решаемо. Если человек осознает, что у него есть проблема, которую надо как-то решать, то совместная работа с психологом может дать значимые результаты. Самое главное – это не стесняться обращаться за помощью к квалифицированному специалисту и не бояться работать над собой, ведь это может помочь значительно улучшить качество жизни.
Но стоит запомнить, что нельзя самостоятельно, если у вас нет психологического образования, пытаться избавить человека от инфантилизма. Можно подсказать ему, к какому специалисту обратиться, поддержать, когда он будет работать с психологом. Но самостоятельно решать эту проблему не стоит. Грамотный психолог проведёт необходимую диагностику, выяснит причину возникшего расстройства и продумает, каким образом человеку можно помочь. Только в таком случае помощь будет эффективной.
Как отличить обычного человека от инфантильного?
Первый способен к самоконтролю, может нести ответственность за себя и всё, что с ним происходит, зарабатывает на жизнь, умеет разумно пользоваться её благами, разрешать конфликты и обсуждать проблемы, чем бы ни занимался, как бы ни выглядел и что бы ни любил. За смешной причёской и детской толстовкой с мультяшными героями при этом может скрываться самый исполнительный и ответственный человек.
Инфантильный человек постоянно нуждается в ком-то, кто позаботится о нём.
Он не отличается умением идти в ногу со временем, своими желаниями, своей жизнью. Он не способен открыто выражать свои потребности (пусть другие ломают над этим головы) и не в состоянии обеспечивать себя. Он делает попытки манипулировать людьми, а работать над собой и своими отношениями не умеет. При этом его одежда и внешний вид могут быть самыми консервативными.
Органический
Синдром неосложненного органического психического инфантилизма наблюдается при поражениях мозга. У многих больных повреждение происходит внутриутробно, признаки патологии сочетаются со стигмами эмбриогенеза: неправильным ростом волос, нарушениями прикуса, высоким небом, низкорослостью и пр. Проявления чрезвычайно разнообразны, зависят от объема и локализации поражения церебральных структур.
Как и у детей из предыдущей группы, отмечаются наивность, внушаемость, склонность к играм. Мышление отличается инертностью, затруднениями при переключении. Эмоции нередко сглаженные, недостаточно живые и яркие, воображение бедное, привязанности поверхностные. Дети не ощущают потребности в одобрении и оценке результатов игр и обучения, что указывает на низкий уровень притязаний. Возможны расторможенность и элементы патологического поведения.
В рамках осложненного органического варианта рассматривают дипропорциональный, невропатический и церебрастенический типы. В первом случае отмечается существенное несовпадение уровней различных сторон личности. Для второго вида характерны робость, пугливость, неуверенность, проблемы при адаптации в коллективе. В третьем случае наблюдаются раздражительная слабость и небольшое интеллектуальное снижение.