Одаренность – результат воспитания или врожденная особенность

Выявление и развитие одаренных детей – приоритетное направление современной системы образования. Оно осуществляется на всех уровнях: детский сад, школа, училище, университет. Открываются новые центры для одаренных, перестраиваются программы общеобразовательных учреждений. Важно как можно раньше распознать одаренность и помочь ребенку в социализации.

Что такое одаренность

Дадим определение понятиям «одаренность» и «одаренный». Одаренность – это, согласно определению из психологии, врожденное свойство психики, которое развивается в течение всей жизни индивида. Это выдающиеся способности, которые позволяют добиться больших, чем у других людей, успехов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренные дети – это ученики и воспитанники, которые выделяются на фоне других своими достижениями, действиями, суждениями, интересами, привычками. Или у которых невооруженным глазом видны предпосылки к выдающимся достижениям в одной или нескольких деятельностях.

Условия, влияющие на одаренность:

  • генетический фактор, то есть врожденные предпосылки, задатки;
  • социокультурная среда, условия развития;
  • активность личности и тяга к саморазвитию.

Развитие одаренности зависит не только и не столько от врожденных характеристик (задатков), сколько от слаженных действий родителей и педагогов, активности самого одаренного. Без активной работы задатки не перерастут в способности, а способности не станут талантом, он не превратиться в гениальность. На 99 % одаренность зависит от социальных и психологических факторов. Одаренность и способности – это разные стадии одного и того же (задатков).

Так какова характеристика одаренности, это врожденное или приобретенное качество? И то и другое. Это врожденные задатки, которые под влиянием среды становятся приобретенными способностями, знаниями, умениями и навыками, которые обуславливают талант, а он одаренность. Без благоприятных условий она не разовьется. Особое внимание нужно уделить развитию способностей в детском возрасте, это сензитивный период.

Что же такое одаренность? В психологии существуют два противоположных мнения. Одни психологи считают, что все индивиды от рождения являются одаренными и каждого воспитанника можно развить до этого уровня. Другие полагают, что часть людей имеет предпосылки к одаренности, их нужно найти и развить. Истина посередине: многие имеют склонность к потенциальной одаренности, но на практике реальные результаты показывают только некоторые из людей.

Некоторые воспитанники не могут раскрыть потенциал из-за внутренних барьеров или проблем в развитии, например, из-за заикания, конфликтности, стеснительности. Другие отстают в школьной программе, но дома сами организуют деятельность и добиваются в ней больших успехов. Если психологи, родители, педагоги помогут воспитаннику избавиться от барьеров, то он сможет раскрыть потенциал.

Психологические теории и школы

Изучением одаренности занималось большое количество психологических школ. Исходные тезисы многих исследователей были ошибочными. Ярким примером неоднозначности служит труд, посвященный роли наследственности и среды, созданный психологами Стэнфордского и Чикагского университетов во главе с

Л. Терменом и Ф. Фрименом. Исследователи изучали такие факторы, как раса и социальная среда. Огромная научная работа обладала противоречивостью. В противовес Л. Термену психолог Ф. Фримен утверждал, что огромную роль играет воспитание и родители.

Модель, разработанная представителем психологической школы при университете Небраски Дж. Гилфордом, получила название «Структура интеллекта». Она послужила основой для многих концепция педагогики. Большое внимание исследователь уделял памяти, познанию и логике.

Одаренность в психологии — это категория, которая носит не только узконаправленный, но и общий характер. Такое мнение высказал советский ученый Н.С. Лейтес.

Психолог предлагал рассматривать категорию через призму возрастных изменений. Им был введен термин «возрастная одаренность». Исследователь утверждал, что умственные возможности возрастают с годами, происходит постоянное вытеснение старых свойств и становление новых.

Профессор и директор Института педагогической психологии и психологической диагностики Мюнхенского университета К. Хеллер полагал, что одаренным детям присуща:

  • сверхчувствительность к знаниям;
  • интерес к постановке дивергентных задач;
  • высокий уровень концентрации внимания;
  • креативность.

Мышление у таких детей, по мнению ученого, обладает оригинальностью, продуктивностью и ассоциативностью. Психолог говорил, что гениальным детям присуща феноменальная память, высокая способность усвоения всего нового и развитое чувство любопытства.

Американский психолог Э.П. Торренс утверждал, что одаренный ребенок обладает творческими способностями и мотивацией. Той же концепции придерживался советский исследователь А.М. Матюшкин, полагая, что творчество является базисом, а ум — надстройкой.

Заведующая российской лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина и Института психологии РАН М.А. Холодная отмечает, что для изучения интеллекта требуются естественные и экстремальные условия. Ею были выделены 3 формы одаренности: компетентность, мудрость и талант.

Теория одаренности представлена в трудах ученого Ю.Д. Бабаевой. Специалист утверждает, что гениальность обусловлена социальным фактором. Исследователем был разработан тренинг для выявления гениальности, посредством которого можно постоянно развивать потенциал ребенка.

Одаренность в психологии — это достижение человеком высоких результатов в сферах деятельности. По мнению современного психолога В.С. Юркевич гениальность не существует без устойчивой системы интересов у ребенка. Одаренность всегда развивается на основе любимой деятельности. Развитый интеллект следует рассматривать в качестве системного психического продукта.

Виды одаренности

Психолог В.И. Панов выделил следующие виды одаренности детей и их характеристики:

  1. Общая. Все способности развиты одинаково хорошо, индивид может добиться успеха во всем.
  2. Художественная. Бывает музыкальной, изобразительной, сценической. Встречаются смешанные типы, например, художественно-литературная.
  3. Практическая. Воспитанник отличается высокой осведомленностью в своих достоинствах и недостатках, умении использовать как слабости, так и сильные стороны. Этот вид часто остается незамеченным. Или его принимают за социальный тип, частью которого он и является.
  4. Общая интеллектуальная и академическая. Личности с таким типом способностей быстро овладевают понятиями, легко запоминают, анализируют, перерабатывают информацию. Это позволяет добиваться успеха во многих видах деятельности.
  5. Специальная. Выдающиеся знания, умения, навыки, способности в одной из сфер. Ученик легко решает проблемы, придумывает стратегии поведения в рамках конкретной деятельности.
  6. Творческая одаренность. Это нестандартное мышление, поведение, восприятие – вот что отличается школьника с таким типом развития способностей. Он выделяется из толпы, кто-то считает его странным, а кто-то называет неудачником. Это любознательные личности с выраженной познавательной активностью. Творчество может раскрыться в любой деятельности.
  7. Интеллектуальная одаренность. Это способность добиваться больших высот в обучении. Такие ученики легко и с интересом анализируют информацию, изучают и сравнивают факты. У них высокий уровень интеллекта.
  8. Академическая. С интересом и легкостью усваивают школьную программу. Из таких воспитанников получаются хорошие специалисты.
  9. Спортивная. Быстрые, ловкие, сильные, умелые – так можно охарактеризовать этих учеников. Их спортивные достижения выделяются на фоне показателей остальных воспитанников.
  10. Организаторская. По-другому ее называют лидерской или социальной. Этот вид помогает ладить с людьми, организовывать их для какого-то дела, помогать им. Такие индивиды в будущем могут найти себя в педагогике, психологии, социальной работе.

Для ученика с лидерскими способностями характерны следующие особенности:

  • высокий уровень интеллекта;
  • умение принимать решения;
  • ответственность;
  • высокая способность к адаптации;
  • умение работать с абстрактными понятиями;
  • уверенность;
  • терпимость;
  • альтруизм;
  • толерантность.

Кроме названных 10 видов психологи выделили еще один тип – скрытая одаренность. Ученик отличается от остальных, его деятельность своеобразна, но это не выделяется явно. Обычно такие личности одержимы каким-то одним делом, это похоже на фанатичное отношение к чему-либо.

Психология рассматривает одаренность как отклонение в психическом развитии. Одаренность в психологии – это пример положительной девиации, то есть это отклонение от нормы, но в лучшую сторону. Однако оно скрывает риски и опасности, особенно при дисгармоничном развитии.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Модели одаренности
Психологические особенности интеллектуально одаренных обучающихся
Все страницы

Страница 2 из 4

1.2 Виды одаренности и их характеристика

Зарубежные и отечественные исследователи выделяют различные виды одаренности. Однако прежде чем перейти к их характеристике обратимся к анализу понятия «одаренность». Анализ энциклопедической литературы показывает, что одаренность рассматривается как: — «качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других» [32, с. 289]; — «талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности» [33, с. 267]; — «показатель уровня развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь значительных успехов» [34, с. 290]. В исследованиях одаренность обычно анализируется в нескольких направлениях: Рассматриваяодаренность как психическое явление, учеными отмечается, что с педагогическом точки зрения важно: одаренность, как и всякая другая психическая реальность, может присутствовать в психике конкретного человека в форме действительности или в форме возможности своего осуществления [35]. Как психологическое явление одаренность нашла отражение в концепции одаренности Б.Д. Богоявленской: одаренность- это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [36, с.47]. Н.С. Лейтесом подчеркивается социальный аспект одаренности. Как социальное явлениеона представляет собой особую формупроявления творческой природы психики в явной и возрастной форме, для реализации которой необходимо наличие не только природных задатков, но и средовых условий [14]. В.С. Юркевич отмечается, что существуют «разные виды одаренности, и некоторые из них одаренностью пока не считаются. И не только в школе» [37, с.98]. К основным видам деятельности школьников относятся: практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно- Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить каккачественный, так и количественный аспект. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют степень их выраженности.

Рисунок 1. Критерии выделения видов одаренности ценностнаядеятельность. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Соответственно можно выделить следующие виды одаренности: — в практической деятельности- одаренность в ремеслах, спортивную и организационную; — в познавательной деятельности — интеллектуальную и академическую одаренность; — в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность; — в художественно-эстетической деятельности — музыкальную, хореографическую, изобразительную, сценическую и литературно-поэтическую одаренность; — в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых ценностей и служении людям. Наглядно данные виды одаренности представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Классификация видов одаренности по критерию «виды деятельности и обеспечивающие их сферы психики»

Классификация видов одаренности по критерию «виды деятельности и обеспечивающие их сферы психики» является наиболее важнойв плане понимания качественного своеобразия природыодаренности. Остановимся более подробно на характеристике видов одаренности по данному критерию. Психомоторная (спортивная) одаренность -это врожденные особенности человека, обусловливающие высокий уровень спортивных достижений. Однако, осознание того, что высокие достижения в спортивной деятельности возможны только при наличии спортивной одаренности, пришло не сразу. Долгое время среди ученых имела место дискуссия, что является решающим в достижении спортивных успехов: природная талантливость или труд, воспитание, тренировка. В этой дискуссии часто звучали крайние точки зрения. Одни придерживались мнения о том, что чемпионом может стать любой целеустремленный человек. Другие считали: спортивная одаренность предполагает комплекс природных качеств, дающих возможность достичь спортивных вершин в процессе многолетней тренировки. Таким образом, современную точку зрения на спортивную одаренность отражает высказывание С.Ю. Соколик: «Спортивный талант подразумевает комплекс способностей как реализуемых в специфической деятельности морфофункциональных и психофизиологических задатков, являющихся биологическим потенциалом развития»[38, с.26]. Детей, относящихся к группе с психомоторной (спортивной) одаренностью, отличают такие признаки, как энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость. Общая интеллектуальная и академическая одаренность .Общая интеллектуальная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для чего требуются определённые умственные качества. В исследованиях Э.А. Голубевой в качестве показателей общих способностей использовались успешность мнемической, интеллектуальной и учебной деятельностей [12]. Они сопоставлялись с показателями трех свойств нервной системы: силы, лабильности, активированности. Была установлена связь высоких показателей интеллекта по тесту А. Векслера со слабой и лабильной нервной системой [21]. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Социальная одаренность — это исключительная способность устанавливатьзрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, и экспрессия, просоциальное поведение, высокий уровень развития социального интеллекта и контроля [19]. Под социальным интеллектом понимается интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социально-психологической адаптации, способность прогнозировать как своё собственное, так и поведение других людей в различных областях человеческой жизнедеятельности, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.В личностной структуре социально одарённого индивида особое место занимает эмпатия — способность сопереживать другому человеку, гибко реагировать на изменения его эмоционального состояния. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности наряду с аттрактивнойодарённостью. Аттрактивнаяодарённость — это способность на взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Лидерская одаренность — это совокупность природных, социальных и духовных способностей и возможностей человека, позволяющих ему оказывать влияние на других людей, иметь власть над ними и осуществлять управление их деятельностью при достижении общих и индивидуальныхцелей. Исследователи (Е.И. Власова, А.Н. Ильин, Е.А. Панько, Д.В. Ушаков) указывают следующие черты личности, обладающей лидерской одаренностью: — интеллект выше среднего; — умение принимать решение; — способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; — ощущение цели, направления движения; — гибкость; приспосабливаемость; — чувство ответственности; — уверенность в себе и знание себя; — настойчивость; — энтузиазм; — умение ясно выражать мысли. В художественно-эстетической деятельности выделяют пять видов одаренности: музыкальную, хореографическую, изобразительную, сценическую, литературно-поэтическую. Музыкальная одаренность — высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Показателями музыкальной одаренности являются блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность.Признаки одаренности в области музыки очевидны, часто проявляются еще в раннем детстве. Изобразительнаяодаренность — способность к созданию художественного творчества и исполнительскогомастерства в живописи, скульптуре. А. Ф. Лазурский выделял такие характеристики художников, как наблюдательность, живая восприимчивость по отношению к внешним впечатлениям, соединенная с ясной отчетливой памятью; сильно развитое воображение, богатое и яркое; значительное развитие чувствований, постоянно влияющих на суждения и на всю общую умственную деятельность; склонность к эстетическим переживаниям, заставляющие предпочитать эстетические наслаждения всему остальному. Литературно-поэтическаяодаренность -это способность к созданию художественных текстов. Развитие одаренности происходит, если человек или родители ребенка выделяют время на занятия литературным творчеством. Такие люди часто являются генераторами идей, но обратная сторона медали это состояние нервозности и непостоянности. Как следствие, для них важна поддержка окружающих, правильная мотивация и умение позитивно реагировать на критику. В основе сценической одаренности лежат актерские способности. Одаренностьв художественно-эстетической деятельности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. Как о, каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.)[39]. Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Так, например, деятельность музыканта-исполнителя, являясь художественно-эстетической, в то же время формируется и проявляется впрактическом, познавательном,коммуникативном идуховно-ценностном плане. В практическом плане она проявляется на уровне моторных навыков и исполнительской техники. В познавательном плане — на уровне интерпретации музыкального произведения. В коммуникативном плане охватывает уровень коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями. В духовно-ценностном плане проявляется на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта. Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. По критерию «степень сформированностиодаренности» выделяют два вида одаренности: актуальную и потенциальную. Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет наличный уровень развития, превышающий возрастную и социальную норму при выполнении деятельности. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в определенном виде деятельности. Развитие потенциальной одаренности может сдерживаться неблагоприятными условиями, к которым можно отнести трудные семейные обстоятельства, недостаточную мотивацию, низкую саморегуляцию, отсутствие необходимой образовательной среды и т.д. По критерию «формы проявления» дифференцируют: — явную одаренность; — скрытую одаренность. Явная одаренность проявляет себя ярко и отчетливо в деятельности ребенка даже в неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнений. Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возникает опасность ошибочных заключений об отсутствии у такого школьника одаренности. Таких детей достаточно часто относят к числу «бесперспективных», вследствие чего их могут лишить необходимой помощи и психологической поддержки. По критерию «широту проявленийв различных видах деятельности» можно выделить: — общуюодаренность; — специальную одаренность. Этой точки зрения придерживаютсяФ.Гальтон, С. Марлэнд.В психологиитакже закрепилось представление о двух видахобщей одаренности: интеллектуальной одаренности и творческой одаренности (креативности) (Д.Гилфорд, П.Торренс, Д.Б.Богоявленская и др.) [33]. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которого выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Специальная одаренность — это одаренность в отдельных видах деятельности, в основе которой лежат способности. Например, музыкальная, артистическая, математическая, лингвистическая, спортивная, техническая и т.д. По критерию «особенности возрастного развития» выделяют раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями в данном случае выступают темп психического развития и те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Однако необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и раннее обнаружение дарований далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательных выводов относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Причем, существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано проявляется одаренность в сфере искусства, особенно в музыке. В науке достижение значимых результатов проявляется позднее, чем в искусстве, что обусловлено необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (в переводе с немецкого — «чудесный ребенок»).Вундеркинд- это ребенокдошкольного или младшего школьного возраста, который достиг чрезвычайных, блестящих успехов в определенном виде деятельности (математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.). Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельныхпознавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.). Творческая одаренность.Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A.M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая, так как, если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: — отсутствие внимания условностям и авторитетам; — большая независимость в суждениях; — тонкое чувство юмора; — отсутствие внимания к порядку и организации работы; — яркий темперамент Таким образом, творческая одаренность — порождение необычных идей, отклонение от традиционных схем мышления, способность к быстрому разрешению проблемных ситуаций. В нашемучебном пособии рассматривается, в первую очередь, интеллектуальная одаренность школьников. Необходимо отметить, что в психолого-педагогической литературе даются разные определения интеллектуальной одаренности. Д.Б. Богоявленская трактует интеллектуальную одаренность как «проявление необычно высокого уровня умственного развития (при прочих равных условиях) и качественного своеобразия умственной деятельности» [40, с. 56]. В структуреинтеллектуальной одаренности она выделяет следующие составляющие: интеллект, креативность, обучаемость, познавательная мотивация, интеллектуальная активность. В когнитивной концепции М.А.Холодной интеллектуальная одаренностьрассматривается как «уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, которые обеспечивают возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием инновационных подходов к решению проблем, открытостью противоречивым аспектам ситуации» [13, с. 143]. Признаки интеллектуальной одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут бытьоценены путем наблюдения за характером его действий. К ним относятся: — повышенная исключительная сообразительность; — динамичность и оперативность мыслительных процессов; — полное погружение в предпочитаемую сферу деятельности; — успешное применение знаний и умений в практических ситуациях; — острота аналитического ума; — стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; — развитые навыки планирования; — настойчивость в достижении цели. Изучение психологических механизмов интеллектуальной одаренности необходимо для разработки валидных средств диагностирования ее проявлений, содействие развитию потенциала личностей. Интеллектуальная одаренность — состояние индивидуальных психологических ресурсов (прежде всего умственных), которыйобеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности. Эта деятельность связана с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективных способов поиска решения в определенной предметной области, открытостью любым инновациям. В психологии понятие «интеллектуальная одаренность» многозначно, что обусловлено наличием различных критериев, на основе которых человека идентифицируют как интеллектуально одаренного. С проявлением интеллектуальной одаренности, по мнению М Холодной, соотносятся такие типы интеллектуального поведения: 1) лица с высоким уровнем развития общего интеллекта, имеющих показатели 135-140 единиц, их обнаруживают с помощью психометрических тестов интеллекта (сообразительные); 2) лица с высоким уровнем академической успеваемости — показателей учебных достижений; выявляют с использованием критериально — ориентированных тестов (блестящие ученики); 3) лица с высоким уровнем развития дивергентного способностей — показателей беглости и оригинальности идей; обнаруживают на основе тестов креативности (креативы); 4) лица с высокой успеваемостью в выполнении конкретных видов деятельности, имеющих большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей предметной области (компетентные); 5) лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, воплощенными в реальных, объективно новых, общепризнанных формах (талантливые); 6) лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и прогнозированием событий повседневной жизни (мудрые)[13]. Интеллектуальная одаренность, на первый взгляд, всегда проявляется в сверхвысоких показателях интеллектуальной деятельности. В западной психологии доминирует тенденция оценивать интеллектуальную одаренность на основе стандартных психометрических тестов, максимально высокие оценки по которым получают примерно 2% испытуемых — их и считают интеллектуально одаренными. Противоречие заключается в том, что стандартные тесты интеллекта фиксируют только один аспект индивидуального интеллекта — конвергентные способности, а интеллектуальная одаренность — явление более широкое. Одним из оснований отождествлять интеллектуальную одаренность с высоким уровнем были результаты лонгитюдного исследования Л Термена, которое проводили в течение 20 — 70-х годов XX века. Было отобрано 1500 учеников, которые в получили по интеллектуальной шкале Стэнфорд-Бине 140 и более баллов. Через 40 лет достижения лиц, признанных в детстве одаренными, исследовали снова и выявили следующие результаты: 60% из респондентов окончили университет; 14% мужчин и 4% женщин имели высшие научные звания; мужчины имели 2000 научных статей, 60 монографий, три романа; зарплата большинства из них была выше среднего уровня. Следовательно, значительная часть детей с высокимуровнем IQ стали высокопродуктивными в интеллектуальном смысле взрослыми. Однако никто из них не стал выдающейся творческой личностью, а 15% популяции не преуспели по стандартам американского общества (имели относительно низкую зарплату, часто нуждались психиатрической помощи). На этом основании был сделан вывод, что сверхвысокие показатели ^в детстве не соотносятся непосредственно с проявлениями интеллектуальной одаренности в зрелом возрасте. Вопрос о том, насколько успешно складывалась интеллектуальная и профессиональная судьба детей со средними и низкими значениями Доставался открытым [41]. Это привело к тому, что некоторые исследователи, в частности, Л.И. Ларионова, дополняют содержание интеллектуальной одаренности таким компонентом, как духовность. «Интеллектуальная одаренность — динамическое интегральное личностное образование, включающее интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развития личности, которое формируется в процессе взаимодействия и социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях» [42, с. 158]. Это позволяет нам рассматривать понятие интеллектуальной одаренности как динамического интегрального личностного образования, которое формируется в процессе взаимодействия с социокультурным пространством и проявляется в высоких творческих достижениях. В связи с этим в структуре одаренности мы выделяем три компонента: интеллектуальный, креативный и духовный. Эти компоненты, являясь в определенной степени самостоятельными, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Духовность является системообразующим фактором одаренности, она связана с высшим уровнем развития личности и определяет направление, в котором происходит творческий процесс. Иначе говоря, интеллект, креативность, духовность представляют собой не просто отдельные качества одаренной личности. Одаренность обнаруживается у личности тогда, когда все ее психологические качества охвачены и трансформированы духовностью, то есть, по существу, стали ее проявлениями.Высокий духовный уровень личности является необходимым условием того, что, с одной стороны, одаренный учащийся реализует свой дар на пользу человечеству, а, с другой стороны, является необходимым условием для развития одаренных учащихся. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

<< Предыдущая — Следующая >>

Особенности одаренного ребенка

Чем отличается одаренный ученик от способного и образованного? Мотивацией. Одаренным воспитанникам интересно содержание, а не оценки. Они легко признаются в том, что чего-то не понимают, не боятся пробовать и проигрывать. Им интересен сам процесс обучения, поиск ответов на вопросы.

Не существует единого портрета одаренного ребенка. Однако принято выделять гармоничный тип одаренного и дисгармоничный. Рассмотрим их подробнее.

Гармоничный тип развития

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие гармонично сочетается, соответствует друг другу. При этом физическое, психическое и интеллектуальное развитие соответствует личностному развитию. Такие индивиды быстро адаптируются к школе, показывают одинаковые успехи по всем предметам. Во взрослой жизни они быстро и легко находят свое призвание, легко сходятся с другими людьми.

Особенности одаренных личностей с гармоничным типом развития:

  • творческая активность;
  • склонность выражать свои идеи, мнение и отстаивать его;
  • использование инновационных методов, выход за рамки требований задания;
  • высокий уровень самоорганизации, саморегуляции;
  • высокий уровень самостоятельности, в том числе при выборе заданий, выполнении новых заданий;
  • познавательная мотивация и активность выше, а деятельность продуктивнее, если педагоги, родители не мешают своей помощью, советами;
  • повышенная любознательность;
  • перфекционизм (без контроля педагогов, родителей, психологов превращается в самоедство, неспособность закончить начатое);
  • интерес к проблемам, познавательная мотивация, которая не снижается даже при встрече с трудностями;
  • независимость от мнения других;
  • непосредственность и непредсказуемость.

Таким ученикам нужно давать свободу, поощрять инициативность и самостоятельность. Они сами выбирают программу обучения, предметы для углубленного изучения, дополнительные занятия. Как и другим, им нужен наставник, но именно наставник, а не учитель. Такие педагоги должны обладать другим уровнем знаний, умений и навыков. Они не только должны быть в состоянии сами ответить на каверзные вопросы ученика, но и помочь ему освоить методы самообразования. Научить поиску информации через исследования, интернет, общение с другими людьми.

Дисгармоничный тип

Со стороны такие ученики похожи на детей с задержкой развития или на детей с ускоренным развитием. Специфика в том, что их развитие происходит неравномерно. То есть выдающиеся способности в чем-то одном сочетаются с сильнейшей инфантильностью в другом. Например, высокий интеллект сочетается с бытовой инфантильностью. Или ребенок не умеет читать, но отличается творческими способностями в рисовании. Или он обладает высокими интеллектуальными, творческими способностями, но совершенно незрелый психически, конфликтный, не может адаптироваться, отличается психической нестабильностью. Такие дети попадают в группу риска, сталкиваются с психологическими, психосоматическими и психопатологическими проблемами. Их жизнь нельзя назвать легкой и беззаботной.

Характеристика личности с дисгармоничным типом развития:

  • интеллектуальные и творческие способности заметно опережают эмоциональное, физическое, социальное развитие;
  • ярко выраженная дифференциация интересов, отвечающая выраженным способностям;
  • доминирование личных интересов в системе ценностей, притом интерес и ценность представляет конкретный вид деятельности, это похоже на одержимость;
  • завышенная или нестабильная самооценка (то завышенная, то заниженная);
  • перфекционизм и чрезмерно высокая требовательность к себе, которая приводит к неудовлетворенности собой;
  • склонность ставить недостижимые цели, расстраиваться из-за неудач;
  • повышенная впечатлительность и чувствительность;
  • повышенное чувство ответственности, которое приводит к самобичеванию, чувству вины, депрессиям;
  • повышенная возбудимость, склонность к аффектам;
  • стеснительность и замкнутость;
  • предрасположенность к психосоматическим заболеваниям;
  • одержимость той деятельностью, к которой есть способности, и которая легко получается;
  • недостаток саморегуляции, волевых качеств для организации другой деятельности;
  • избегание занятий спортом;
  • успешнее усваивают и воспроизводят знания, нежеле придумывают что-то инновационное, но при подходящих условиях обучения эта проблема решается.

Дети с дисгармоничным развитием склонны к истерическим и инфантильным реакциям. Например, они могут остро отреагировать на критику, замечание. Такие дети часто оказываются в конфликтах с учителями, одноклассниками.

Диагностика

Опираясь на дифференциацию ученых, гениальность может быть:

  • Психомоторной. Связывается с точностью движений.
  • Интеллектуальной. Обусловливается высоким развитием мыслительных процессов.
  • Социальной. Определяется развитым навыком общения с другими людьми.
  • Духовной. Связывается с этическими и моральными качествами.
  • Творческой. Определяется уровнем креативности.

К психомоторной категории относят тест:

  • Пурдве. Служит инструментом определения уровня координации.
  • Крауфорда. Позволяет оценить ловкость манипуляции с предметами небольшого размера.
  • Арнхейма и Синклера. Оценивает координированную функциональность рук и глаз.

Для оценки уровня мышления применяют шкалу:

  • Станфорд–Бине. Оценивает степень развития ребенка.
  • Векслера. Анализирует творческие спсобности. Используется и для взрослых людей.
  • Маккарти. Она составлена для детей от 2 до 8 лет. Оценивает память.
  • Торндайка и Хагена. Обозначает когнитивные навыки.

С целью анализа академической гениальности применяют:

  • Общее тестирование. Оценивает навыки чтения, счета и письма.
  • Айовский тест. Анализирует лексику, скорость чтения и коммуникацию.
  • Стэндфордский тест достижений. Предусматривает анализ навыков в математических вычислениях и устной речи.
  • Калифорнийский тест достижений. Оценивает беглость чтения, быстрое понимание, почерк и математические способности.

Для выявления творческих способностей служат тесты следующих авторов:

  • Гилфорда. Выявляет креативное мышление.
  • Торранса. Раскрывает творческие способности и
  • наличие образного мышления.
  • Пимма. Производит оценку деятельности в группе.
  • Хорнера и Ю.Хеменвея. Раскрывает необычность мыслительных процессов и творческий потенциал.

Если перед психологом или педагогом лежит более широкая задача или предполагается отбор, то диагностическая сфера существенно расширяется. Она включает тесты на раскрытие способности коммуникации гениального ребенка со сверстниками и взрослыми людьми или мониторинг психомоторного или эмоционального дисбаланса.

Однако самые усовершенствованные методы не являются гарантом защиты от ошибок. Следует отметить, что ни один из тестов не может охватить все виды одаренности.

Тестирование гениальности можно провести в образовательных центрах. Психологами используются различные методы. Включаются и игровые формы. Результаты фиксируются в специальном бланке. После обработки полученных данных делаются выводы о ведущей, сопутствующей и отстающей способности. Процедура длиться 45 минут. Стоимость услуги составляет 1500 руб.

Признаки одаренности

В педагогике принято говорить не «одаренный ребенок», а «ребенок с признаками одаренности». Дело в том, что детская одаренность отличается от взрослой одаренности непостоянством, динамичностью признаков. Неожиданно все признаки могут пропасть, а ребенок, которого считали одаренным, становится среднестатистическим.

Признаки одаренности ребенка:

  • высокий уровень выполнения деятельности;
  • специфические стратегии деятельности (обеспечивают особую продуктивность и высокое качество);
  • склонность все делать по-своему, поиск инновационных способов решения задач;
  • выход за рамки первичных целей и особенностей деятельности при помощи инноваций;
  • высокий уровень саморегуляции и самоорганизации;
  • склонность тщательно анализировать задачу перед принятием решения, заниматься рефлексией;
  • системное мышление (способность видеть предмет, проблему в условиях разных связей);
  • способность структурировать деятельность, сворачивать и разворачивать узкие сферы знаний для поиска решений в нужный момент;
  • легкость перехода к обобщению и интерпретации единичных предметов, явлений;
  • способность быстро осваивать любой вид информации в той сфере, которая интересна ребенку;
  • выдающиеся способности в чем-либо, например, феноменальная память, наблюдательность, способность в уме производить сложные вычисления и прочее.

Особого внимания требует мотивационная сфера ребенка. С раннего возраста одаренные дети отличаются склонностью к самообучению. Задача родителей, педагогов – создать условия, в которых ребенок сможет заниматься тем, что ему интересно.

Признаки выдающихся способностей в мотивационной сфере:

  • повышенный интерес и восприимчивость к отдельным видам деятельности (физическая, познавательная, художественная и прочее) или к отдельным предметам и их свойствам (звуки, цвета, растения и т.д.);
  • повышенная любознательность, добровольный выход за рамки установленных заданий;
  • выраженная заинтересованность, одержимость каким-либо видом деятельности, предметом или каким-либо делом (упорство, трудолюбие, поиск проблем и их нестандартного решения);
  • склонность к перфекционизму, совершенству;
  • склонность ставить сложные цели, упорно добиваться их своим трудом;
  • высокая самотребовательность.

Сами по себе названные признаки не являются строгими критериями одаренности детей. Более того, они часто встречаются не все или отличаются противоречивостью. Однако наличие хотя бы одного из названных признаков – это повод понаблюдать за ребенком, обратить на него особое внимание.

Педагог А.И. Доровской определил развитие признаков одаренности по возрастам:

Заметить признаки можно в ходе наблюдения за ребенком в какой-либо деятельности. Для более точного определения способностей, которые заподозрили в ходе наблюдения, используют психологические опросники и другие методики.

Развитие одаренности

Принято выделять два типа одаренности: ранняя и поздняя. В первом случае таких детей называют вундеркиндами. Их одаренность заметна уже в 2–3 года. Они рисуют как художники мирового уровня, разговаривают на нескольких языках, пишут стихи, производят сложные вычисления. Иногда таких детей еще называют индиго. Раньше всего себя проявляет одаренность в искусстве, особенно в музыке. Позже всего – одаренность в науке (открытия).

Известны случаи, когда одаренность проявилась в 16-18 лет. Согласно одной из теорий, в каждом одаренном ребенке словно записана программа, которая определяет, когда и какие способности проявят себя. Раньше «записанного» времени одаренность нельзя «вытащить». Однако многое зависит от условий воспитания. Если они будут неподходящими, то выдающиеся способности так и останутся нераскрытыми.

Какие условия семейного воспитания способствуют развитию одаренности:

  • познавательная активность родителей;
  • совместная деятельность родителей и ребенка;
  • совместное решение, обсуждение проблем, выходящих за рамки быта;
  • содержание обучения и развитие ребенка имеет больший приоритет, нежели отметки по учебе;
  • близкие, доверительные, теплые отношения с ребенком;
  • предоставление самостоятельности и поощрение инициативы;
  • внимание к ребенку;
  • вся семья признает ценность образования.

Нельзя воспитать одаренного ребенка в условиях гиперопеки, авторитаризма, попустительского стиля воспитания. Демократический стиль воспитания – оптимальный вариант.

Условия школьного обучения для развития одаренности:

  • предоставление свободы;
  • ориентация школьной программы на ближайшую зону развития (чуть сложнее актуальных возможностей, чтобы ребенок хотел преодолевать трудности, сохранял мотивацию и интерес);
  • свобода в самовыражении, особенно в выражении мнения на уроках, оспаривании теорий и чьих-то взглядов.

Как в семье, так и в школе важно относиться к ребенку с уважением. Развитие и обучение одаренного ребенка всегда требует строго индивидуального подхода. За составлением индивидуальной программы сопровождения родители могут обратиться в ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум в школе или в детском саду. Или к штатному психологу. Одаренные дети должны обучаться в специальных центрах, школах с углубленным изучением отдельных предметов.

Проблема детской одаренности

Какова проблема одаренности детей? Если родители, психологи и педагоги замечают одаренность, создают условия для ее развития, то такие дети живут счастливее своих сверстников. Они добиваются больших высот в учебе, а потом и на работе, у них успешнее и легче складывается личная жизнь. Они легко адаптируются к жизненным изменениям, стойко переносят трудности. Но если одаренность остается не выявленной, условия развития и обучения не соответствуют особенностям ребенка, то ему приходится столкнуться с рядом трудностей:

  • программа обучения кажется скучной и неинтересной, что отражается на успеваемости и дисциплине;
  • творчество и потребность в самореализации уходит в деструктивное русло, например, хулиганство, зависимости, другие девиации;
  • возникают проблемы в сфере социального взаимодействия, общения;
  • наблюдается эмоциональная и психическая нестабильность.

Одаренный ребенок чувствует, что он не такой, как все. В обычных условиях, в которых ему скучно, встречаются две модели поведения: он ведет себя высокомерно, часто конфликтует или он замыкается в себе, изолируется от общества сверстников.

Вспомним о том, что одаренность чаще всего проявляется в одной сфере, что такие дети избирательны в активности. То есть они могут проявлять интерес и успевать по одному предмету, но при этом не дотягивать даже до тройки по другим. За это их ругают учителя, родители. Таким образом, одаренные дети входят в группу риска по школьной дезадаптации и негативным девиациям. Непринятие учителями и сверстниками, проблемы с профессиональным самоопределением, конфликты, травля, одиночество – малая часть того, с чем сталкивается одаренный ребенок. В этом и состоит проблема детской одаренности.

Дети-индиго

Сейчас существует особый вид одаренности — дети-индиго. Однако эта группа детей не признается ни одной наукой. Термин существует сам по себе, но не имеет четких определений. Впервые он был введен Нэнси Энн Тэпп, которая утверждала, что индиго — это те дети, которые обладают сверхвозможностями.

Современные ученые не выделяют никаких критериев, по которым можно было бы определить, что ребенок относится к этой группе, однако некоторые условные отличия все-таки есть:

  • Дети часто замыкаются в себе и имеют слабую коммуникабельность.
  • Они индивидуалисты, полностью отрицают присутствие каких-либо авторитетов, отказываются подчиняться кому-либо.
  • От других детей их отличает высокий уровень интеллекта и творческий потенциал.
  • Они проявляют интерес к наукам, которые не имеют никакой связи друг с другом.
  • В них много энергии, они практически никогда не сидят на месте.
  • Склонны к депрессиям, у них часто меняется настроение без явных причин на это.
  • Они плохо поддаются воспитанию, родителям бывает трудно совладать даже с маленьким ребенком.
  • У детей очень хорошо развита интуиция, они практически всегда чувствуют приближение опасности.
  • Им хорошо даются цифровые технологии, они преуспевают в программировании.

Проявляется такой вид одаренности у детей младшего школьного возраста и даже раньше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]