Духовные потребности человека вместе с запросами материального характера становятся, по сути, двумя сторонами одной и той же медали. Как существа, принадлежащие к животному миру, люди до конца своих дней остаются заложниками физиологии, которая требует от общества постоянного восполнения материальных ресурсов, необходимых для жизни. Человечеству нужна пища, кров, спасающий от невзгод погоды. Много чего нужно, чтобы жизнь стала безопасной и сытной. В том числе то, о чём, по невежеству, человек пока не догадывается.Но существует ещё и эстетическая сторона. Как показала человеческая практика, начиная с Адама и Евы, удовлетворение только биологических потребностей для индивида из племени homo sapiens не достаточно. Почему? Для человека, обладающего разум, нужна ещё идеологическая обусловленность своих поступков. Людям нужны определенные жизненные ориентиры, дающие более объёмно и рационально обозначить и, по возможности, усвоить блага, гарантирующие оптимальный комфорт.
Духовность становится этим посредником. По крайней мере, самым важным из всех достижимых. Она наполняет сознание индивида теми ориентирами, которые предоставляют возможность жить лучше. Дают в руки каждому тот самый метафорический дарвиновский сучок, с помощью которого можно дотянутся до недоступного прежде. Наполняя интеллект новыми знаниями, чувственными образами и применяя всё это на практике, человек совершенствует свои возможности, понимает их меру и тем самым всё лучше познаёт окружающее и себя.
Что такое потребность пример?
Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека. Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный). Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные.
Интересные материалы:
Как определить кондиционер 7 или 9? Как определить конструктор авто или нет? Как определить концентрацию сероводорода в воде? Как определить координаты участка по кадастровому номеру? Как определить коробка робот или автомат? Как определить кошерные продукты? Как определить костяной фарфор? Как определить крепость домашнего вина? Как определить крепость вина без спиртометра? Как определить крепость вина?
Какие бывают принципы
Ценности делятся на материальные и духовные:
- материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
- духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.
Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.
С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.
Экономический интерес
Мотив, который побуждает личность к хозяйственной деятельности, называется экономическим интересом. В нем отображены экономические потребности человека. Например, работнику, чтобы дороже продать свою рабочую силу, нужно показать, насколько он квалифицирован. В этот момент он пытается удовлетворить свои финансовые потребности. При этом чем больше он зарабатывает, тем выше будет его самооценка и социальный статус. Конкурируя с другими работниками, он достигает больших результатов, что положительно влияет как на него самого, так и на все предприятие в целом. Поэтому экономические интересы и потребности не могут существовать друг без друга.
Тренируй свой мозг с удовольствием
Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров
НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ
— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, любовь, ответственность, красоту, милосердие, справедливость, самосовершенствование, свободу, красоту, здоровье, знания и т.д.
В зависимости от созданной системы ценностей каждого человека можно отнести к одной из 3 групп: — материалисты; — духовные люди; — духовные материалисты.
Интересно, к какой группе относишься ты?! Сейчас на минутку прекрати чтение и подумай. В какую сторону больше направлены твои основные векторы развития? В сторону материального? А может в сторону духовного? Или в ту и другую! Лично я отношусь к 3-ей группе. Я духовный материалист. Но еще лет 5 назад я был закоренелым материалистом. Понимание 7 сфер жизни помогло мне стать более сбалансированным и начать жить .
Система ценностей современного человека, к сожалению, похожа на Пизанскую башню, которая перекошена в одну сторону. Спрашиваешь, куда? В сторону материальных ценностей. Все просто застыли в материальности, как каменные глыбы. Материальные ценности ты можешь потрогать, увидеть, купить и все они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не было автомобилей и значит ценности в них тоже не было. Это сейчас только и думаешь, как бы заработать на крутой Мердседес. А представь, что Иисус ходил по Святой Земле и кайфовал просто без iPhone 7S! Материалистов сейчас процентов 60% и с каждым днем их становится все меньше.
Духовных людей намного меньше. Процентов 30%. На духовные ценности человек обращает внимание после лет 40-45. Приходит мудрость, начинаешь ценить здоровье, больше проявляешь любви к окружающему миру, в жизни появляется свобода и творчество. Больше думаешь о Боге и о жизни в целом. Наступает время внутренней философии. Больше хочется молчать и даже быть в одиночестве. Но многие так уходят в духовность, что забывают про материальную сторону. Большинство великих Творцов были нищие. «Для меня важно творчество и свобода, а деньги меня не волнуют» — так может сказать, только человек, жизненные ценности которого направлены только в сторону духовного мира. И это тоже некий дисбаланс, который нужно устранять. Чем быстрее, тем лучше.
Гармоничными могут быть только духовные материалисты. В их системе ценностей важно и то, и другое. Развитие личности должно опираться на ценности 2 видов. Духовное и материальное – это две стороны одной медали. Не нужно отрицать одно или другое. Нужно соединять, и тогда появится мощная внутренняя сила, которая может творить чудеса. Одно только помогает другому. Они не мешают. Что было бы, если пришлось бы ехать на одноколесном велосипеде. Ехать можно, но скорость будет не та. А скорость развития своей личности очень важна в жизни. Духовных материалистов примерно 10%. А должно быть намного больше! Мы должны творить новую жизнь на нашей новой планете Земля!
Ценность человеческих отношений
Человеческие отношения представляют огромную ценность, поскольку любой индивид — существо социальное
. Ни один человек не может прожить в обществе без общения с другими людьми, без вступления в общественные отношения — дружеские, любовные, партнерские.
Особенную ценность для человека представляют дружеские и любовные отношения
, поскольку в них можно найти поддержку, понимание, опору.
В отношениях, вызывающих у человека доверие, он может раскрыть себя и развиваться.
Наличие близких по духу людей
рядом придает , наделяет положительными эмоциями.
Примеры
Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:
Примеры жизненных ценностей:
- Отношения с любимым человеком.
Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.
- Деньги
. Материальная выгода, финансовое благополучие и достаток — главные цели в жизни человека, для которого наивысшей ценностью являются деньги. Его поступки в первую очередь нацелены на получение дохода, достижение материальных благ. - Власть
. Люди, ценящие превыше всего власть, всю жизнь стремятся к повышению своего социального статуса. Они желают занять определенное положение в обществе, позволяющее им оказывать влияние на других.
Творчество
Творчество свойственно каждому человеку, но не все это в себе открывают. Это создание чего-то нового, того, что раньше не встречалось.
Обычно считают, что творчество – это создание произведения искусства, написание классической музыки, однако маленькая девочка, например, которая написала в своей тетради пару строк про медвежонка, гуляющего по лугу – это уже творчество, она творец и создала что-то новое.
Творчество – это способность создавать новое, оно всегда возвышает душу и облагораживает личность.
Иерархия ценностей
У каждого человека иерархия ценностей имеет свои особенности. Каждая жизненная ценность в такой иерархии занимает свое место в зависимости от степени ее значимости для индивида.
Если обобщить результаты многочисленных исследований, то можно определить следующую распространенную иерархическую последовательность жизненных ценностей
:
- семья;
- дети;
- здоровье;
- карьера;
- деньги;
- самореализация;
- друзья;
- развлечения;
- общественное признание.
Таким образом, базовые личностные и семейные ценности находятся на вершине иерархии, а материальные и иные ценности находятся в самом низу.
Часть I. О нравственности вообще
Чего не должно под ней разуметь? Излагая понятия о нравственном чувстве, нравственном законе, чувстве долга и совести, мы везде имели в виду и свободные намерения и действия человека, по поводу которых возбуждаются те движения нравственного чувства и возникают в сознании те представления, которые дали материал для указанных понятий. Переходя теперь к самым намерениям и действиям человека, из повторения и усиления которых образуется добродетель или порок и нравственный характер, мы должны прежде всего остановить внимание на том, что этим намерениям и действиям сообщает значение нравственных, т. е. таких, по поводу которых возбуждается нравственное чувство. То, что нашим намерениям и действиям сообщает такой характер, заключается не в самих намерениях и действиях, а в том, что они сознаются свободными, – в нравственной свободе. На сколько, с одной стороны, нравственное чувство составляет основание тех представлений, из которых образовались понятия о нравственном законе, чувстве долга и о совести, на столько же нравственная свобода составляет основание для тех духовных образований, которые называются добродетелью и пороком и нравственным характером. Сливаясь же между собой нераздельно в самом центре нашего сознания, в нашем «я«
, оба эти элемента, т. е. нравственное чувство и свобода, совокупно с их сознанием при каждом акте самосознательной деятельности, составляют исключительное, существенное содержание самого этого »
я»
или нашей духовной личности33. Столь неизмеримо важное значение понятия о нравственной свободе требует самого внимательного и отчётливого понятия о ней с православно-христианской точки зрения. Раскрывая это понятие, объясним прежде всего отрицательную его сторону, т. е. то, чего не должно разуметь под нравственной свободой, а затем – положительную сторону этого понятия, т. е. то, что разумеется под этой свободой; далее предложим ответ на известные нам возражения против существования правильно понятой свободы и, наконец, постараемся доказать согласие нашего учения о свободе с учением божественного Откровения.
Часто говорят о свободе, разумея под нею не что-либо действительно существующее, а только отвлечённое, и притом чисто отрицательное, понятие, т. е. разумея отсутствие внешнего, со стороны внешней природы или других людей, препятствия к каким-либо внешним же действиям
. В таком смысле говорят о ней, когда рассуждают о свободе гражданской, т. е. об отсутствии препятствий со стороны других людей так ли иначе располагать своим имуществом, заключать договоры и т. п.; о свободе печати, т. е. об отсутствии внешних же препятствий обнародовать такие или другие мысли; о свободе политической, т. е. об отсутствии препятствий к такому или другому участию в государственных и международных делах и отношениях; о свободе вероисповеданий, т. е. об отсутствии опять внешних же принудительных препятствий так или иначе проявлять вовне свои верования. Всё это говорится о свободе почти в таком же смысле, в каком говорят о свободном воздухе, коль скоро он не заперт со всех сторон, о свободных птицах или животных, коль скоро они не в клетке или не на цепи и т. п. Не о такой, конечно, свободе речь, когда говорят о нравственной свободе.
Говорят также о свободе в ином, более положительном, смысле по отношению к живым существам и даже к человеку – именно как о последней причине их действий, не характеризуя, однако же, далее ничем этой причины
. Такое понятие о свободе ближе к существу дела, но всё же оно очень двусмысленно. Одна причина не походит на другую. Известный цветок, при влиянии на него лучей солнца, как будто сам раскрывается или обращается к солнцу; домашнее животное, при влиянии на него, например, запаха пищи, угрозы или ласки хозяина и т. п., само бежит в ту или другую сторону; в обоих случаях причина движений или действий лежит как в солнце, запахе, звуке, так и в организации растения или животных. Если бы животное могло сознавать себя, то оно, без сомнения, сознавало бы себя причиной своих действий, но это означало бы отнюдь не то, что оно
обладает свободой или есть свободная причина
своих движений и действий, а только то, что внешние влияния на него, благодаря его внутренней организации, необходимо заставляют его двигаться не непосредственно, через внешний толчок или соприкосновение, а через посредство нервной системы и присущей ему силы ощущений и врождённых влечений. Из этих внутренних влечений и ощущений и из повторения такого или другого способа возбуждения и удовлетворения их может и в неразумных животных сложиться целый строй так называемых нравов, – строй, который называется иногда волей их и может видоизменяться под влиянием воспитания, дрессировки и пр., но всё же это будет не та свобода, о которой у нас речь. Если всё это и можно назвать свободой, то только свободой
психологической
или
естественной
, имеющей тот смысл, что существо, сознающее свои влечения и действия как
свои
, вынуждается к ним не материальной силой непосредственного толчка и не слепой физической силой движения, а через посредство ощущений и соответствующих им представлений, движущих однако это существо с такой роковой необходимостью, с какой вода течёт по наклонной поверхности или круглое тело движется от данного ему толчка. Так обыкновенно понимают свободу детерминисты, т. е. те, которые отвергают её в человеке и потому, со своей точки зрения, приписывают существование её в человеке его самообольщению.
Такую свободу, т. е. как последнюю причину человеческих действий, имеют в виду и многие философы и богословы, когда стараются доказать превосходство человеческой природы пред неразумными тварями или объяснить образ Божий в человеке как бесконечно возвышающий его над ними34. Но им справедливо возражают детерминисты, что действовать может человек не иначе, как по известным только побуждениям или хотениям, которые все, как зависящие, с одной стороны, от неизменных потребностей человеческой природы, а с другой – от влияния внешнего мира, отнюдь не во власти человека и что всякая человеческая решимость и дело не суть неизбежное следствие наиболее настойчивого или сильнейшего побуждения, энергия которого скрывается, с одной стороны, в неизменных свойствах человеческой природы, с другой – в возбуждении этих свойств внешними влияниями. «Делает человек только то, чего он сам хочет. Это правда, – говорят детерминисты, – но хотеть он может в каждый данный момент только того, чего он хочет, т. е. по необходимости, и ничего более»35.
К этой же категории должно отнести довольно двусмысленное учение о нравственной свободе и некоторых из новейших отечественных писателей, например, Чичерина («Наука и религия», Москва, 1879 г.). С одной стороны, доказывая нравственную свободу человека, г. Чичерин справедливо учит, что человеческая душа не есть «пустая коробка», в которой будто бы действуют независящие от неё побуждения и внешние влияния, что она носит в себе нечто общее, единое, безусловное, что возвышается над всеми частными, разнообразными и конечными побуждениями, что она способна как в теоретической области восходить от отвлечения к отвлечению, пока не дойдёт до чистого отрицания, так и в практической может возвышаться над частными побуждениями или данными мотивами, противопоставляя им всякие другие, частные же мотивы, или всем частным побуждениям способна противопоставлять сознание безусловно общих начал, – или может отрешаться и от последних, воздерживаясь от всякой деятельности по данному поводу единственно ради идеи чистой свободы или нежелания связать себя чем бы то ни было, – и таким образом возвышаться к безусловной своей сущности или своей независимости от чего бы то ни было
. Таким образом под свободой здесь разумеется
независимость человека от чего бы то ни было или чистая свобода
, которая составляет и его безусловную сущность. С другой стороны, объясняя происхождение зла в мире, он пишет: «Как существо разумно-нравственное, человек сознаёт общий, безусловный закон, связывающий его со всеми разумными существами, и действует на основании этого закона. Как существо чувственное36, напротив, он не имеет иного побуждения, кроме личного удовольствия, которое часто может идти в разрез с требованиями нравственного закона. Мы имеем здесь сопоставление двух противоположных мировых начал: отвлечённо-общего и частного».
«Эти противоположные начала, – продолжает г. Чичерин, – сочетаются в едином существе, которое сознаёт себя как единственное лицо и действует как таковое. Следовательно, это сочетание невозможно представить в виде двух независимых друг от друга сил, которые находятся в постоянной борьбе и из которых при данных обстоятельствах то та, то другая может получать перевес. В единичном существе может быть только одно господствующее начало, и этим началом в человеке может быть только разум, ибо очевидно, что безусловно-общий закон не может подчиняться частным определениям, а должно быть наоборот. Единичное существо, в котором, по закону его природы, господствуют частные влечения, не есть существо разумно-нравственное. Это – животное, а не человек. Следовательно, если человек допускает в себе преобладание частных влечений над общим законом, то это допущение может быть только делом владычествующего элемента его души, то есть разума. В самом разуме должно произойти раздвоение
. Это и разумел Кант, когда он утверждал, что нравственное зло состоит не в преобладании частных целей над общим законом, а в том, что разум в себе самом признаёт правило, допускающее это преобладание»37.
«Это внутреннее раздвоение разума объясняется диалектическим законом, который выведен идеализмом. Но разум сам же это противоположение сводил опять к единству. Противоположность определений заключается здесь в том, что, с одной стороны, разум является сознанием общего закона или связи разумных существ, а с другой – он же сознаёт себя отдельным существом или самостоятельным частным центром. Тот момент, в который эта самостоятельность, признавая себя исключительным началом, ставит себя в противоречие с общим законом, есть явление зла. Становясь на эту точку зрения, человек отрицает собственную внутреннюю сущность – те вечные и бесконечные начала, которые лежат в основании его природы, как разумного существа. Повод же к такому отрицанию подаёт сочетание разума с физическим элементом
. Как чувственное существо, человек есть не более, как отдельная особь, которая ищет личного удовлетворения и во всём остальном видит только средство для осуществления этой цели. Вместе с тем, будучи одарён разумом, человек может подчинять себе внешние предметы. Соединяясь с чувственным элементом, разум является владыкой физического мира. Отсюда поползновение, или, говоря языком нравственности,
искушение, выделиться из подчинения общему закону и сделаться самостоятельным центром
. А так как это поползновение вытекает из самой природы человека как отдельной особи, то можно сказать, что оно ему
прирождено. Поэтому нет человека, изъятого от зла
».
«С другой стороны, однако, это внутреннее раздвоение составляет не более как низший момент человеческого естества. Внутренняя сущность человека состоит всё-таки в подчинении частных стремлений общему закону, и это сознание сохраняется в нём неизменно как требование не умолкающей совести. Поэтому, когда он выступает из подчинения общему закону и, раздвояясь внутри себя, ставит личные цели выше общих, он не может ссылаться на то, что он не ведал, что творил. Это извращение его природы есть собственное его дело или акт свободы. Но совершивши этот факт, он внутри себя всё-таки остаётся тем, чем он был. Его природа состоит в том, что общее начало должно владычествовать над частным, а потому он всегда сохраняет возможность отрицать то отрицание и возвратиться к положительным требованиям бесконечного своего естества. Он волен нарушить закон, но он волен также ему подчиняться».
Двусмысленность заключается тут в понятии и о чувственной природе человека, и о духовной, и о личности его, и о свободе.
Чувственность, по учению Чечерина, составляет неотъемлемую принадлежность человека как личного существа
, – она составляет условие того, что он может испытывать
личное удовольствие
. Следовательно, заключаем мы, под чувственностью разумеется не телесная только природа человека, но и духовная, поскольку личное удовольствие бесспорно есть не телесное только явление. Но такое удовольствие, или способность чувствовать, не имеет, по-видимому, у г. Чечерина ничего общего с духовной, или разумно-нравственной, природой человека, ибо разумно-нравственное противополагается г. Чечериным чувственному, от которого зависит всякое личное удовольствие.
Что же такое после этого духовная, или разумно-нравственная природа человека? Чем она возбуждается к деятельности? И на этот вопрос ответ опять двусмысленный. Это есть разум, владычествующее или господствующее начало в человеке, безусловный элемент его духа, носитель абсолютных начал или законов как познания, так и практической деятельности человека. Как носитель практического нравственного закона, т. е. сознания связи разумных существ между собой, он прямо противоположен всему личному, частному и потому безусловно осуждает все личные, частные побуждения в деятельности человека, коль скоро они становятся в противоречие с требованиями общего закона или пересиливают их
. Но если личное, следовательно индивидуальное, eo ipso, как не общее, частное есть противоречие разуму, то что же такое в таком случае и сам разум вне личности, т. е. вне самосознания, следовательно вне индивидуальности? Что такое общий закон разума без соответствующего ему нравственного чувства, движение которого составляет единственный мотив к исполнению закона и есть всегда личное состояние? И как возможно исполнение общего закона вне индивидуальных обязанностей каждой отдельной личности? Если частные, личные побуждения всегда составляют нечто противозаконное, то противозаконны и все обязанности, как индивидуальные. Тогда всякая нравственность, личная жизнь, а с ней и сам разум подлежат осуждению. Если же эти обязанности могут гармонировать, как доказывает и сам г. Чичерин, с общими законами, в таком случае требования разума не могут быть в нравственном отношении противополагаемы личным, индивидуальным побуждениям. По мнению г. Чичерина, «закон выражает связь разумных существ между собой и в этом случае прямо противоположен личному, частному». Но связь разумных существ между собой не исчерпывает ещё всего содержания нравственного закона, предполагает собой личное самосознание этих существ, если они действительно разумны, и, наконец, отнюдь не может быть противополагаема личным интересам их, которые могут быть и бывают отнюдь не эгоистического свойства. Г. Чичерин неотчётливо мыслит как природу духа, так и свойства и содержание нравственного закона.
«В человеке, – продолжает г. Чичерин, – сочетаются противоположные начала: отвлечённо-общее и частное; но, как единичное существо, он сознаёт себя и действует как единое лицо; господствующим началом в нём может быть только одно – разум; ибо очевидно, что безусловно общий закон не может подчиняться частным определениям, а должно наоборот. Если человек и допускает в себе преобладание частных влечений (становится через это, по словам г. Чичерина, животным, а не человеком), то и это допущение есть дело только разума; сам разум подвержен возможности раздвоения, с одной стороны будучи сознанием общего закона или связи разумных существ, с другой, – сознавая себя отдельным существом или самостоятельным частным центром. Тот момент, в который эта самостоятельность, признавая себя исключительным началом
, ставит себя в противоречие с общим, есть явление зла; поводом же к этой самостоятельности служит сочетание разума с физическим элементом, с чувственной стороной человека, по которой он есть не более, как отдельная особь, стремящаяся только к личному удовлетворению».
Итак, что же такое человек по Чичерину? Личное ли он и самостоятельное существо или безличное? Ни то, ни другое, но нечто среднее между тем и другим. Он не может быть только самостоятельным существом или самостоятельным частным центром – ибо самостоятельность, отдельность есть противоречие общности, связи разумных существ между собой. Но с другой стороны, будучи соединением общего и частного, он, как единичное существо, не может не сознавать себя одним центром, лицом
, хотя в нём и должно господствовать не личное, а общее начало. Всё это крайне сбивчиво, темно и неосновательно. Не гораздо ли проще и правильнее было бы сказать, что человек есть лицо, носящее в себе сознание обязательных для всех людей требований закона, каждым лицом, однако, осуществляемых самостоятельно, в виде индивидуальных обязанностей? В таком случае ни самостоятельность не будет противоположна общему, ни индивидуальные обязанности не будут противоречить общеобязательным требованиям закона, как связи разумных существ между собой личные побуждения не будут eo ipso эгоистическими, противоположными общему закону или общему благу; а также самая свобода не будет иметь того диалектически-детерминистского характера, какой она имеет в теории г. Чичерина.
По этой теории выходит, что свобода есть только отрицательное понятие, отсутствие зависимости от чего бы то ни было
и притом свойственное разумному существу только потому, что оно есть синтез двух начал: безусловного и условного, бесконечного и конечного. Только благодаря этому синтезу, разум, как господствующая в нём часть, имеет возможность возвышаться над частными побуждениями, противопоставляя одни из них другим, или всем частным побуждениям противопоставлять сознание безусловных начал, или отрешиться и от последних, воздержавшись от всякой деятельности по данному поводу единственно
ради идеи чистой свободы или нежелания связать себя чем бы то ни было
, и таким образом возвыситься к безусловной своей сущности или своей независимости от чего бы то ни было. В сущности такая свобода и такая безусловная сущность есть чисто отрицательное понятие, ничем не отличающееся от выщеобъяснённой естественной, или психологической, и потому очень легко может быть принято и детерминистами. Без побуждений для человека невозможна деятельность; а во власти ли человека эти побуждения, г. Чичерин этого не объясняет; воздержание от деятельности ради идеи чистой свободы не составляет её доказательства; ибо само воздержание, хотя бы и кратковременное, будет всё же актом воли и притом из-за определённого желания – доказать свободу. А может ли человек, при известных условиях, не желать этого доказательства, этого не видно из этого самого доказательства. Объясняя же происхождение зла в человеке, г. Чичерин сам ослабляет и эти, и без того не сильные, свои доказательства. В силу всемогущего диалектического метода, в теоретической области разум вынужден переходить от одного положения к другому, противоположному и потом к синтезу их, за которым следует снова анализ, противоположение и новый синтез и так далее в восходящей линии; в силу того же диалектического метода человеческому разуму прирождено, по г. Чичерину, практическое поползновение, или искушение, раздвоиться с собой, выступить из подчинения общему закону и сделаться самостоятельным центром. Хотя это внутреннее раздвоение составляет не более, как низший момент человеческого естества, тем не менее
поползновение к нему вытекает из самой природы человека, как отдельной особи, и потому нет человека
, – говорит г. Чичерин, –
изъятого от зла
. Чем же здесь является нравственная свобода человека, если не врождённым диалектически-нравственным методом, по которому человеку неизбежно приходится то нисходить от общих начал к частным побуждениям, т. е. делать зло, то восходить от этих последних к первым, т. е. освобождаться от зла; ибо разуму невозможно, по г. Чичерину, не сознавать себя самостоятельным центром, или лицом, и невозможно жить ни одними общими началами без частных побуждений, ни одними частными влечениями без сознания общеобязательных законов. Мнимая независимость от чего бы то ни было, таким образом, оказывается очень сродной с чистой необходимостью действовать так, а не иначе, по свойству самих элементов, синтезом которых, по г. Чичерину, является сам человек.
А между тем понятие нравственной свободы отнюдь не требует ни того, чтобы человек действовал без личных побуждений, ни того, чтобы он не был в нравственном отношении самостоятельным центром. Напротив, где нет личных нравственных побуждений и где нет в то же время нравственной самостоятельности, там немыслима и действительная свобода.
Виды нравственных идеалов
Виды духовно-нравственных ценностей:
- Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
- Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
- Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.
Почему так важна система ценностей для каждого человека?
Важно понимать, что наличие системы ценностных ориентаций говорит уже о зрелой личности. Личностные ценности определяют нашу внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности и указывают направления нашего развития. Если сказать более простыми словами, то система ценностей для человека является некоторым вектором его развития. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «базовые» ценности, которые определяют деятельность в основных .
Жизненные ценности не возникают за один день. Они являются результатом нашего жизненного опыта. Огромную роль в этом играют значимые события в нашей жизни, книги, фильмы, учителя и т.д. Жизненные ценности со временем могут меняться. Нет ничего более постоянного, как временное. В 15 лет у тебя одни ценности, в 30 уже другие. Ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. Совпадение главных жизненных ценностей укрепляет взаимоотношения людей, что очень важно в современном обществе.
Понимание своих главных жизненных ценностей — очень важная вещь. Если ты проживешь большую и трудную жизнь, а в конце поймешь, что такая жизнь была не интересной, то что-то менять будет уже поздно… Если же, напротив, ты хорошо будешь знать, что хочешь от жизни, что для тебя по-настоящему дорого, каждый день твоей грамотно выстроенной жизни будет наполнен смыслом.
Основные духовные понятия
Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.
Красота
Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.
Истина
Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как человечество создало свод моральных законов и правил поведения.
Искусство
Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.
Творчество
Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:
- памятники культуры;
- литературу;
- живопись.
Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.
Любовь
Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:
- сопереживание;
- верность;
- уважение.
Без нее невозможно существование.
Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.
Ценности в жизни человека играют огромную роль
.
Они определяют его мышление, руководят поступками.
У каждого человека присутствует своя иерархия основных ценностей.
Как пережить семейный кризис? Узнайте об этом из нашей .
Классификация в таблице
Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:
Базовые, истинные ценности | |
Личностные | Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье. |
Отношения, семья | Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками. |
Общение, взаимопомощь. | |
Материальные ценности | |
Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход. | |
Положение в обществе | Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность. |
Духовные ценности | |
Духовное развитие | Образование, самообразование, самопознание. |
Второстепенные ценности | |
Развлечения | Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры. |
Когда у женщины наступает кризис среднего возраста? узнайте прямо сейчас.
Свобода
Свобода – это очень многозначное понятие, однако его можно охарактеризовать. Человек всегда может почувствовать, когда он свободен, а когда нет. Если он поступает исходя из своих принципов, желаний и несет ответственность за результат своих действий – он свободен.
То есть отвечает за свои поступки и сам решает, как ему поступать. Это означает свободную волю и отсутствие принуждения со стороны.
Переосмысление
Существуют определенные признаки, по которым человек понимает, что его система ценностей нуждается в переосмыслении:
Таким образом, жизненные ценности не только определяют наше поведение, но и руководят нашей жизнью.
Четкое понимание системы собственных жизненных ценностей — залог удовлетворенности своей жизнью и полноценного, успешного существования в обществе.
Что для тебя является главным в жизни? И если задать этот вопрос разным людям, то наверняка получишь разные ответы. Я бы сразу сказал, что свобода и развитие. Один из моих лучший друзей ответил, что для него главное в жизни семья и здоровье. У тебя будет свой ответ. Нужно понять всего лишь одно, что то, что является для тебя важным, управляет твоими действиями. В зависимости от того, какие у тебя приоритеты, и будет выстраиваться твоя жизнь. И в этой статье я хотел бы поговорить о формировании системы жизненных ценностей, т.к. считаю это очень важным моментом в процессе
Определение понятия и признаки
Что это такое?
Жизненные ценности
— это взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков.
Опираясь на собственные жизненные ценности, человек принимает решение о том, что для него приемлемо, а что нет.
Несмотря на то, что люди сами определяют для себя жизненные ориентиры
, в процессе постоянного существования в обществе они постепенно начинают автоматически подчиняться своим же установкам и действовать в соответствии с ними.
Это объясняется тем, что существующие нормы и правила, которых человек придерживается, заложены в нем самом.
Если он предаст собственные взгляды и убеждения, это неизменно приведет к , и понижению .
Список основных признаков
:
Жизненная позиция, утверждающая ценность человека, как личности, называется гуманизмом
.
Система ценностей у мужчин и женщин
Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе
, а основной ценностью женщин —
реализация в семье
в качестве матери, жены.
Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.
В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами
.
Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.
Роль
Составляющие личности
Ценности являются неотъемлемой частью личности
человека.
Если человеку свойственно любить свою семью, стремиться к карьерным успехам, заниматься духовным развитием, то другие люди при характеристике его личности могут использовать знания о его ценностях.
Любовь к семье
характеризует человека как ответственного, любящего и заботливого.
Карьерные успехи
говорят о дисциплинированности, целеустремленности.
Стремление к духовному развитию
свидетельствует о высокой нравственности, интеллекте.
Предпосылки поведения
Одновременно ценности — это и мотивация человеческого поведения.
Если для человека среди жизненных ценностей приоритетное место занимает собственное здоровье, то все его поведение будет направлено на соблюдение этой ценности — ведение правильного образа жизни
, постоянный контроль состояния своего здоровья, избегание опасных для организма ситуаций и т.д.
Если для человека доброта, порядочность и искренность являются неотъемлемыми элементами духовных ценностей, то от него нельзя ожидать подлости, предательства, лжи.
Исключением являются случаи, когда человек отходит от своих жизненных установок под влиянием внешних факторов: жажда наживы, уход от ответственности, и т.д.
В этом случае возможно совершение поступков, противоречащих существующим принципам
.
Часто полученный результат не приносит человеку ожидаемого удовлетворения из-за возникшего противоречия между внутренними принципами и совершенными поступками.