Какие бывают качества личности и что они определяют


Что такое личность

Понятие личность характеризует человека как существо наделенное сознанием, использующим его в процессе общения, интеллектуальной деятельности, труда, взаимодействия в обществе. Личность обладает неповторимым характером, проявляет активную жизненную позицию, осознает свои поступки и принимает за них ответственность.

Одинаковых личностей не бывает, так как у каждого человека свой жизненный опыт, особенности психики, врожденные и приобретенные качества. Можно подумать, что животные так же отличаются друг от друга, но от этого они не становятся личностями. Ведь личность — это часть человеческого общества, выполняющая в нем определенные функции, играющая свои роли.

Многие задаются вопросом, в каком возрасте человек становится личностью? Но точного ответа нет, у каждого этот процесс проходит индивидуально, в свое время. О начале становления личности можно говорить, если ребенок отделяет себя от окружающих людей, понимает, какое место занимает среди членов семьи, родственников. Затем он начинает сравнивать себя со сверстниками, другими детьми. Так, постепенно личность развивается с самого детства.

Это интересно! Дети, возрастом до 1 года не способны различать себя в зеркале. Они с интересом наблюдают за появившимся отражением, но еще не могут понять, что это они сами. Часто малыш пытается заглянуть за обратную сторону зеркала, в желании найти там другого ребенка. Но с 12-16 месяцев дети уже устанавливают связь между собой и возникающим отражением. Это один из их первых «шагов» к самопознанию, развитию себя как личности.

Личности бывают очень разные: положительные и отрицательные, развитые и отсталые, искренние, подлые, доброжелательные и прочие. Все зависит от набора индивидуальных качеств, которые формируются с самого раннего детства.

Роль воспитания в формировании индивидуального морального императива

Воспитание основных качеств личности ребенка в детском и юношеском возрасте играет важнейшую роль в его развитии как индивида. Очень часто ребенок копирует поведение родителей, а во взрослом возрасте проецирует их образы на окружающих людей. По этой причине родители должны подавать детям правильный, хороший пример.

Согласно учению Л. Колберга, моральный императив индивидуален и устанавливается благодаря прохождению нескольких стадий:

  1. Преднравственный этап. Поведение ребенка в этот период времени определяется внешними факторами. Мнение окружающих людей не имеет для него значения. Тем не менее ребенок слушается взрослых, чтобы его не наказали. Первая стадия. Ребенок понимает, за что он получает вознаграждение и похвалу, а за что его могут отругать. Все действия определяются исключительно данной моделью.
  2. Вторая стадия. На этом этапе ребенок ориентирует поведение на получение выгоды. Учится отвечать злом на зло, а добром – на добро.
  • Конвенциональный этап. Индивид ориентирует свое поведение на копирование принципов окружающих его людей.
      Третья стадия. Ребёнок поступает таким образом, чтобы это вызвало одобрение в глазах окружающих. Таким образом он учится совершать хорошие поступки.
  • Четвертая стадия. На данном этапе формируется уважение к органам, контролирующим закон. Человек не делает того, что запрещено и следует установленным в обществе нормам и правилам.
  • Постконвенциональный этап. Истинный моральный императив достигается только на данном этапе, потому что интеллектуальное развитие индивида позволяет ему судить о своих и чужих поступках с точки зрения собственных нравственных идеалов.
      Пятая стадия. Оценка основывается на демократичном отношении к обществу, уважении к людям (всем и в частности).
  • Шестая стадия. На этом этапе человек поступает хорошо, потому что хочет, чтобы к нему относились так же.
  • Прохождение указанный этапов становления моральных качеств личности у всех людей заканчивается в разном возрасте. Нередко человек может «застрять» на одной из ранних стадий, не желая развиваться дальше.

    Качества присущие личности

    Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.

    Отличительными признаками личности являются:

    1. Мировоззрение. Это целая система взглядов на мир, представлений о нем, ценностей, которые могут быть реалистичными или иллюзорными.

    Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.

    Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.

    1. Характер. У каждого человека существует набор личных особенностей, качеств, которые определяют его поведение. Характер тесно связан с эмоциональностью, так чрезмерная чувствительность может привести к обидчивости, вспыльчивость делает человека гневливым.
    2. Степень ответственности. Понять серьезный человек или нет можно по его поступкам. Личностей постоянно опаздывающих, не выполняющих свои обязательства, обещания, отказывающихся от обязанностей — называют безответственными. Ответственная личность наоборот, стремиться доводить все дела до конца, сдерживает свое слово, отвечает за собственные поступки. Таких людей всегда уважают и ценят в обществе, доверяют им ответственные задачи, назначают на более высокие должности.
    3. Самооценка. Личность может отличить себя от остального общества и оценить собственную деятельность, внешность, привычки и другие особенности. Самооценка складывается в процессе сравнения себя с другими.

    От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.

    1. Умственные способности. У каждого от рождения свой интеллектуальный потенциал, то есть возможности развивать разум. Но личность может превзойти природные данные, благодаря настойчивости, целеустремленности, своему труду.

    Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.

    При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.

    Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.

    Источники

    • van Riel MHC., Yu Z., Hodono S., Xia D., Chandarana H., Fujimoto K., Cloos MA. Free-breathing abdominal T1 mapping using an optimized MR fingerprinting sequence. // NMR Biomed — 2022 — Vol — NNULL — p.e4531; PMID:33902155
    • Treese JS., Nolte I., Bach JP. Chronic enteropathy in dogs — retrospective case analysis and results of an owner survey. // Tierarztl Prax Ausg K Kleintiere Heimtiere — 2022 — Vol49 — N2 — p.94-103; PMID:33902118
    • Hildebrandt N., Henrich E., Schneider M. [Echocardiographic measurements in clinically healthy ferrets without sedation]. // Tierarztl Prax Ausg K Kleintiere Heimtiere — 2022 — Vol49 — N2 — p.104-109; PMID:33902117
    • Stark A., Cantrell S., Greenberg RG., Permar SR., Weimer KED. Long-term Outcomes after Postnatal Cytomegalovirus Infection in Low Birthweight Preterm Infants: A Systematic Review. // Pediatr Infect Dis J — 2022 — Vol — NNULL — p.; PMID:33902071
    • Walentek P. Signaling Control of Mucociliary Epithelia: Stem Cells, Cell Fates, and the Plasticity of Cell Identity in Development and Disease. // Cells Tissues Organs — 2022 — Vol — NNULL — p.1-18; PMID:33902038
    • Seki A., Saito K., Takemiya H. Current status of the environmental monitoring database on the accident at Fukushima Daiichi Nuclear power plant. // J Radiol Prot — 2022 — Vol — NNULL — p.; PMID:33902015
    • Liu X., Wu W., Liu C., Yi W., Chen Q., Cui S. Preparation and mechanism research of Bio-inspired dopamine decorated Expanded Graphite/Silicone Rubber composite with high thermal conductivity and excellent insulation. // Nanotechnology — 2022 — Vol — NNULL — p.; PMID:33902011
    • Beck W., Hora F., Pantchev N. Case series: Efficacy of a formulation containing selamectin and sarolaner against naturally acquired mite infestations (Demodex sp., Ornithonyssus bacoti) in degus (Octodon degus). // Vet Parasitol — 2022 — Vol293 — NNULL — p.109430; PMID:33901932
    • Mahboub HH., Beheiry RR., Shahin SE., Behairy A., Khedr MHE., Ibrahim SM., Elshopakey GE., Daoush WM., Altohamy DE., Ismail TA., El-Houseiny W. Adsorptivity of mercury on magnetite nano-particles and their influences on growth, economical, hemato-biochemical, histological parameters and bioaccumulation in Nile tilapia (Oreochromis niloticus). // Aquat Toxicol — 2022 — Vol235 — NNULL — p.105828; PMID:33901865
    • Cusumano D., Boldrini L., Yadav P., Yu G., Musurunu B., Chiloiro G., Piras A., Lenkowicz J., Placidi L., Romano A., De Luca V., Votta C., Barbaro B., Gambacorta MA., Bassetti MF., Yang Y., Indovina L., Valentini V. Delta radiomics for rectal cancer response prediction using low field magnetic resonance guided radiotherapy: an external validation. // Phys Med — 2022 — Vol84 — NNULL — p.186-191; PMID:33901863

    Индивид и индивидуальность

    Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.

    Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.

    Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.

    Сила воли — черта характера

    Понятие «сила воли» довольно часто ассоциируют с заставляющими факторами: строгая диета, отказ от курения, алкоголя, принуждение к чтению или учебе. Она крайне необходима и незаменима на протяжении человеческой жизни и во всех её сферах: спорт, карьера, духовное самопознание и развитие. Сила воли вполне реально помогает нам сосредотачивать разум на достижение целей, заставляя нас идти, не оглядываясь и не останавливаясь на полпути «передохнуть».

    Силу воли требуется развивать постоянно. Обладающий силой воли человек смело диктует своему разуму и подсознанию то, что ему необходимо: что представлять, на чем акцентировать внимание и как думать. При отсутствии данного навыка мы превращаемся в родителей любящих своего ребенка слепой, больной любовью: позволяем любому капризу и мысли управлять нами. Как же сделать так, чтобы сила воли постоянно следовала рядом с нами, пока мы растем, взрослеем и стареем?

    Укрепление силы воли:

    • Уважение к себе Уважайте себя — если Вы что-то для себя решили — делайте это, обязуясь идти до конца. Не меняйте своего мнения и не откладывайте на потом.
    • Свобода от привычек Не становитесь рабом привычек. Не делайте то или иное действие одинаковыми способами — развивайтесь творчески.
    • Делайте то, что меньше всего хочется Необходимо заставлять себя уделять время и силы тому, чем Вы не хотите заниматься, помня о том, что только наша лень и отсутствие веры в себя мешают справиться с тем или иным заданием.
    • Больше — лучше Делайте больше, чем планировали: читайте на 5 страниц больше, пешую прогулку периодически увеличивайте, убирайте большую площадь, чем планировали.

    Неудача-это всегда новая точка отсчета. Начинайте снова и снова. Сильных, уверенных в себе людей не останавливают поражения. Конец старого — всегда начало нового.

    Как и в какой среде формируется личность

    Личность формируется в процессе взаимодействия с другими людьми: родителями, семьей, друзьями, учителями, коллегами по работе и прочими. Процесс формирования личности долгий и сложный, невозможен без социализации. Социализация – это освоение индивидом ценностей, правил поведения и норм, принятых обществом.

    Социализация начинается с раннего детства, когда родители учат детей на своем примере, воспитывают их. Читая сказку, мама объясняет малышу какие герои плохие, что такое добро и зло, как нужно поступать хорошему человеку. Постепенно, у ребенка складываются основные нормы нравственности, морали, понятие, что такое хорошо и что такое плохо.

    Социализация продолжается с поступлением в школу. Там, на ребенка оказывают влияние учителя, одноклассники, школьная администрация. Постепенно, круг общения у человека расширяется, он налаживает контакт с большим количеством людей. Социализация продолжается в течение всей жизни, то есть, формирование личности процесс непрерывный.

    Это означает, что личность меняется с течением времени, изменяется характер или отдельные качества, появляются новые физические и интеллектуальные особенности. Благодаря знаниям характеристик личности в каждом возрасте, была создана целая наука – Возрастная психология. Это не значит, что в определенном возрасте люди становятся одинаковыми, но у них проявляются общие черты, качества, характерные для данного возраста.

    Пример. Можно заметить, что у подростков в переходном возрасте проявляются общие черты характера: вспыльчивость, упрямость, подверженность влиянию сверстников. У стариков проявляются другие особенности: медлительность, постоянное беспокойство за свое самочувствие.

    Влияние социума на личность

    Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

    Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

    Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.

    Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.

    1. Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
    2. Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
    3. За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
    4. Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).

    Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.

    Исследования подтверждают

    Более строгие факты получены в результате исследований с применением близнецового метода. Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто пар братьев и сестер. Корреляция показателей внутри однояйцевых пар оказалась очень высока, у братьев и сестер она была значительно ниже.

    Результаты исследования животных с применением метода искусственной селекции продемонстрировали возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

    Воздействие личности на общества

    Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:

    1. А. В. Суворов — известный российский полководец, пользовался большим уважением среди солдат. Ему удалось выиграть множество битв, в которых армия противника в несколько раз превосходила русскую. Суворова солдаты настолько любили и уважали, что шли без страха в любой бой, под его руководством. Так, благодаря личным качествам военного деятеля, Россией были одержаны победы во многих войнах.
    2. Известный изобретатель Генри Форд создал конвейерное производство автомобилей, благодаря которому машина стала доступным средством передвижения для многих жителей Америки.
    3. Николай Коперник первым отверг идею о неподвижности Земли, предположив, что она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Его труды привели, впоследствии, к множеству разных открытий.

    Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]