Вклад Карла Юнга в развитие представлений об архетипах психики человека
Карл Юнг является одним из основоположников психоаналитического движения. Совместно с Зигмундом Фрейдом он занимался исследованиями глубинной психологии и бессознательных проявлений психики человека.
В процессе своей научной деятельности он развивал подход Фрейда к психике человека как многоуровневой и многополюсной энергетически противоречивой системе.
В последствии Карл Юнг занялся отдельными исследованиями и сформулировал собственную теорию об особенностях аналитической психологии человека, которая оказала большое влияние как на психологию, так и на психиатрию и многие смежные науки.
По мнению ученого структура личности включает в себя три компонента: Эго, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Именно в коллективном бессознательном Юнг выделил подструктуры, которые были названы им архетипами личности человека.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Общее понятие об архетипах
По мнению Карла Юнга, коллективное бессознательное находит свое проявление в архетипах, являющихся общими для всего человечества.
В отличие от индивидуального бессознательного, коллективное является общим для всех людей и способствует образованию всеобщего основания душевной жизни каждого человека. Именно коллективное бессознательное является наиболее глубинным уровнем психики и основным структурным элементом личности человека, включающим в себя весь культурно-исторический опыт человечества, который находит свое отражение в психике человека в форме унаследованных им архетипов.
Определение 1
Архетипы представляют собой врожденные тенденции, находящиеся внутри коллективного бессознательного и являющиеся внутренними детерминантами психической жизни человека. Именно благодаря архетипам осуществляется процесс направления действий человека в определенное русло, схожее с теми поведенческими стратегиями, которые существовали у предыдущих поколений человечества.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Архетип Тени 480 ₽ Реферат Архетип Тени 280 ₽ Контрольная работа Архетип Тени 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Также архетип можно определить, как психический прообраз с одной стороны обуславливающий предрасположенность человека к определенным поведенческим реакциям, с другой стороны проявляющиеся в мифах и сказках коллективные идеи, образы и теория человечества.
Карл Юнг обращал особое внимание на тот факт, что архетипы выступают связующим звеном между материей и психикой человека и обладают способностью оказывать влияние на физический мир человека.
Замечание 1
Архетипы находят свое проявление в сознании человека в виде эмоций и связаны с такими моментами жизненного опыта человека, как рождение и смерть, основными стадиями жизненного пути, а также с реакциями на возникающую смертельную опасность.
Образ души (анимус и анима).
Эта фигура была названа Юнгом «анима» в женской психике и «анима» в мужской психике. Вражда и анима всегда существуют в тесной связи с тенью. Архетипичная фигура образа души всегда символизирует дополняющую часть психики, которая относится к противоположному полу и отражает как наше отношение к этому аспекту нашей души, так и наше переживание всего того, что связано с противоположным полом. Образ души — это образ противоположного пола, который мы носим в себе как индивидуумы и в то же время как представители определенного биологического вида. Скрытое, недифференцированное и бессознательное содержание психики всегда проецируется наружу, и это справедливо как для Евы, мужчины, так и для Адама, женщины. Через другого человека мы переживаем не только нашу тень, но и элементы противоположного пола, содержащиеся в нас. Мы влюбляемся в тех, в ком представлены качества нашей анимы/вражды.
Образ души — это достаточно прочный функциональный комплекс. Поэтому неспособность отделиться от него приводит к развитию таких типов, как капризный, женственно-импульсивный, эмоционально неуравновешенный мужчина или враждебно настроенный, самоуверенный, спорный всезнайка, который реагирует на вещи по-мужски, а не в соответствии со своими природными инстинктами.
Разнообразие форм, которые может принять образ души, неисчерпаемо. Характеристики, присущие этому полу, типичны для данного пола, но в противном случае могут иметь различные противоречия. Анима может принимать форму нежной молодой девы, богини, колдуньи, ангела, демона, нищего, прохожего, верного друга, амазонки и так далее. Анимация также может принимать различные формы: типичные фигуры — Дионис, Синяя Борода, Летучий Голландец, Зигфрид, а на более низком, примитивном уровне — известные киноактеры, чемпионы по боксу. Анимация или анимация может символизироваться животными и даже неодушевленными объектами со специфическими женскими или мужскими характеристиками; как правило, это происходит тогда, когда анима или анима еще не достигла уровня человеческой фигуры и проявляется в чисто инстинктивной форме. Таким образом, анима может принимать форму коровы, кошки, тигрицы, корабля, пещеры и т.д., в то время как анима принимает форму орла, быка, льва, копья, башни или любого другого объекта фаллической формы.
Здесь, как и в случае с тенью и всеми другими элементами бессознательного содержания, необходимо различать внутренние и внешние проявления. Мы сталкиваемся с внутренними формами animus или anima во снах, фантазиях, видениях и других проявлениях бессознательного, когда они раскрывают противополые черты нашей психики; мы имеем дело с внешними формами, когда мы проецируем наше бессознательное на кого-то в нашем окружении.
И анимация, и анима имеют две основные формы: светлую и темную, «высшую» и «низшую», положительную и отрицательную.
Положительные проявления анима: покровительство, забота, красота. Отрицательные: всасывание, пожирание, каприз, истерика, черный мистицизм. Духовно зрелый человек имеет развитую анимацию и обладает тонкостью, чувствительностью, обонянием, креативностью и творчеством. Неразвитая анима в незрелом человеке причудлива, грубо эротична и разрушительна.
Положительные проявления враждебности: альтруизм, щедрость, успешное прохождение теста через трансформацию.
Отрицательные: тонкая жестокость, бессердечность, склонность к играм с холодным умом, чувство притягательности с неспособностью любить.
Мудрый старейшина и Великая Мать
Особенности проявления архетипа Тени по Карлу Юнгу
Карл Юнг выделял множество архетипов, но чаще всего в его исследованиях упоминаются:
- Персона,
- Анима и Анимус,
- Тень,
- Самость.
Рассмотрим архетип Тени более подробно.
Архетип Тени, выделенный Карлом Юнгом, по его мнению, является центром личного бессознательного человеческой личности, фокусом для материала, вытесненного из сознания. Данный архетип является некой обратной стороной «Я».
Данный архетип включает в себя имеющиеся у человека желания, воспоминания, переживания, отрицаемые человеком в связи с их несовместимостью с образом Персоны или противоречащие имеющимся в данном обществе социальным стандартам и идеалам.
Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Однако стоит отметить, что также, как и у Персоны, у данного архетипа есть две стороны и позитивным влиянием Тени является то, что она выступает в качестве источника творческих порывов человека и проживания глубоких эмоциональных состояний.
Архетип Тень находит свое выражение в теневой животной стороне личности человека и включает в себя социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы человека, присутствующие у него аморальные мысли и страсти. Одновременно с этим данный архетип способен выступать в качестве источника жизненной силы человека, творческого начала в его деятельности.
Карл Юнг в описании данного архетипа отмечал, что в функционировании данного архетипа решающую роль играет сознание, которое способно направить энергию Тени в нужное русло и способствовать тому, чтобы человек с одной стороны был способен к контролированию пагубных сторон своей личности, а с другой стороны имел возможность к открытому выражению своих желаний и импульсов и наслаждался здоровой и творческой жизнью.
Появление аналитической психологии
Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа. Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами, в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это, ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности (супер эго) и неосознанными импульсивными желаниями (ид), обусловленными животной природой человека, которая, неизменно подавляется социальными и этическими установками.
Таким образом, в учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.
Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.
В целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.
В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо животных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.
Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом, Юнгом вовсе не отрицался факт сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.
Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие, касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.
Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно, детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве. Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы, в равной мере, определяются, не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.
Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.
Однако, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.