Искаженное восприятие реальности — форма психологической защиты.

Различные события, радостные, тревожные, сопровождают человека на протяжении жизни. Приятные моменты воодушевляют, способствуют позитивному настрою. Травмирующие ситуации, от которых не застрахован никто, подчас трудно осознать и выдержать. Они приводят к эмоциональному спаду и подавленности. Чрезмерные нагрузки, повышенная ответственность на работе, семейные кризисы – всё это причины стресса вызывающего апатию и депрессию. Для устранения психологического дискомфорта организм начинает вырабатывать психологическую защиту – внутренние установки и поведенческие реакции. Различные защиты – это, как правило, процессы на уровне подсознания, которые формируются на протяжении жизни.

Искаженная реальность — форма психологической защиты

Психологические установки, дающие эмоциональный комфорт, имеют, с одной стороны, положительное влияние, избавляя от тревог и беспокойства, позволяя сохранить чувство самодостаточности. С другой стороны, они искажают действительность и являются формой самообмана. Искажая реальность, психологическая защита, в этом случае погружает человека в трансформированную реальность, этим представляя определенную опасность. Для того, чтобы уберечься от травмирующих эмоций, в которых можно видеть причины стресса, человек имеет в запасе различные психологические защиты. Среди них можно выделить следующие:

• Рационализация • Обесценивание • Проекция • Вытеснение • Сублимация

Психологическая защита – рационализация

Люди, испытавшие дискомфорт от неудачи, крушении мечты, начинают искать причины, которые оправдали бы их. Подсознание услужливо предлагает варианты: излишне придирчивый педагог, тиран-начальник, взбалмошная жена – все эти мысли переключают внимание на другой объект. В своих глазах человек чувствует себя правым и не видит свои промахи. К этой модели поведения относятся и родители, поднимающие руку на ребенка. Агрессия, неудовлетворенность жизнью, другие причины стресса отражаются на малыше, взрослые же успокаивают себя тем, что это в благих целях. Данная психологическая защита даёт лишь временное облегчение, сглаживает беспокойство, притупляет совесть. Самое главное, она не создает конструктивной модели поведения и не способствуют решению внутренних проблем.

Вытеснение

Этот способ защиты связан с частичной амнезией. Травмирующая ситуация вытесняется в подсознание, вспомнить её человек может только под гипнозом. В частности, Фрейд, изучая многочисленные неврозы пациентов, выдвигал теорию, что психогенные факторы, в которых он видел причины стресса, углубляются в подсознательную область. В случае, когда бессознательное становится сознательным, невротический синдром исчезает. Вытеснение, как психологическая установка, широко обыгрывается в фильмах. Чаще встречается частичное перемещение информации в подсознательную область. Например, человек напрочь забывает ситуации, где он повел себя недостойно и проявил себя непорядочно. На первый взгляд, это спасает от угрызений совести. Но затаившаяся вина может вызвать психосоматические болезни – мигрень, гастрит, гипертонию. Лучшим вариантом является осознание ситуации, даже, если человек в ней выглядит неприглядно. Переосмысление поможет сделать выводы и изменить поведение.

Расстройства детского восприятия

Детская психиатрия представляет собой обширную область, пересекающуюся с неврологией и психологией. Детский психиатр должен, с одной стороны, быть всесторонне ориентированным в области детской психологии, механизмах психологической защиты, особенностей эмоциональных реакций и поведения, проявлений острого и хронического стресса, беспокойства, депрессивной симптоматики у детей. С другой стороны, многие нарушения в детском возрасте — результат повреждения тех или иных структур мозга, и детский психиатр должен знать основы неврологии, уметь читать результаты электроэнцефалограммы, вызванных потенциалов и магнитно–резонансной томографии. Поскольку многие неврологические/психические расстройства у детей генетически обусловлены, на мой взгляд, в идеале и начинать с генетического обследования ребенка. Неудивительно, что таких специалистов не хватает. Нейропсихиатрические заболевания у детей очень разнообразны, и отличаются от аналогичных заболеваний у взрослых.

Заболевания, связанные с пережитым стрессом

Обычно легкие варианты расстройств возникают при остром и, особенно, хроническом стрессе. Это острые реакции на стресс, другие расстройства тревожного спектра, включая столь распространенные у детей, фобии, а также нарушения сна. К сожалению, родители редко обращаются к специалистам при этих заболеваниях, так как считают их нормой, или путают с негативными детскими реакциями или особенностями характера. Депрессии в детском и подростковом возрасте проявляется совсем не так, как у взрослых. Дети могут становиться чрезмерно активными или наоборот, вялыми и апатичными, они могут принимать меньше пищи, терять аппетит, плохо засыпать, отказываться от любимых игр, становиться непослушными или плаксивыми. У детей могут быть ночные кошмары или другие страхи, самоповреждения и тики. Для детей очень частое явление это соматизация — жалобы на расстройства внутренних органов при психических расстройствах, нарушения функции вегетативной нервной системы. Для подростков, страдающих депрессией более характерна раздражительность, ссоры без видимого повода, нарушение сна. Жизнь детей всецело зависит от тех, кто их окружает, поэтому ссоры или переживания родителей, негативные события в семье, резкая смена обстановки оказывает серьезное влияние на них.

В лечении описанных расстройств мы придерживаемся принципа минимизации использования препаратов. Тревожные и депрессивные состояния можно лечить с помощью воздействия токов разной частоты и амплитуды (tDCS, tACS), нейромодуляции (tDCS+одновременные тренинги с психологом), психотерапии, а также техник биологической обратной связи (БОС). У подростков иногда (редко) назначаются антидепрессанты. Особняком стоят детские фобии — боязнь темноты, боязнь животных, например, пауков или насекомых, боязнь высоты, боязнь воды. Эти фобии обычно легко корректируются нашими психотерапевтами, методом систематической десенсибилизации.

СДВГ

Синдром гиперактивности и дефицита внимания встречается на приеме довольно часто. Родители детей с СДВГ в начале заболевания могут списывать проблемы с концентрацией внимания и избыточной активности на недостаток организованности ребенка, лень и непослушание. Простая электроэнцефалограмма, как правило, выявляет нарушения в работе мозга и характерное для более раннего возраста распределение ритмов. Иногда ситуация более сложна, и на МРТ выявляются структурные нарушения, например, недостаток волокон в связках, соединяющих структуры мозга. При СДВГ мы используем нейромодуляцию, tDCS, назальный электрофорез пептидов, биологическую обратную связь и занятия с психологом и психотерапевтом, подключая и семейную психотерапию. Для достижения результата оптимально сочетание нескольких методов. При СДВГ средней тяжести и более тяжелых вариантах иногда применяются медикаменты.

Аутизм

Сегодня это очень популярный диагноз. Мне приходится сталкиваться с матерями, которые уверены, что у их ребенка аутизм, и даже знакомство с критериями аутизма на сайте международной классификации заболеваний (МКБ) не может убедить их в обратном. Основные симптомы аутизма — стереотипии (ребенок совершает одни и те же движения, отсутствие стремления контактировать с окружающими, проблемы с социализацией), сниженный ответ на эмоции даже близких людей (отсутствие эмоционального контакта). Более подробные описания, как проявляется аутизм по годам, можно прочитать на любом, в том числе и нашем сайте. Лечение аутизма связано с еще большим количеством мифов. Вместо общепринятых психотерапевтических методик типа АВА, родители отправляют детей заниматься с собаками или дельфинами, дают им хелирующие препараты, даже когда содержание металлов в крови нормальное, следуют БКБГ (безглютеновая, бесказеиновая) диета без определения чувствительности к глютену и казеину.

Детям с расстройствами аутистического спектра часто назначают нейролептики для снижения возбужденности или агрессии. Эти препараты буквально «приглушают» ребенка и наносят вред его мозгу. Мы не назначаем нейролептики при аутизме, вместо этого проводим работу по выявлению и устранению причины беспокойства (например, боль в ухе или другое воспаление может стать причиной возбужденности), настраиванию коммуникации (специальные карточки, разработка своего символического языка итд), и формирования комфортной среды для ребенка, где он может развиваться.

Задержка психического развития.

Это наиболее частая проблема у детей. Начать работу с таким пациентом надо с диагностики. Существует множество причин ЗПР, от генетических до инфекционных (цитомегаловирус, герпес, вирус Эпштейн-Барр), токсических, гормональных, а также связанных с аномалиями головного мозга (гидроцефалия и т.д.). Диагностику стоит начинать с генетического анализа. Лучшим на сегодня вариантом является полногеномный анализ, при котором «прочитывается» вся генетическая информация пациента. При проведении генетического анализа, возможно также выяснить особенности фармакогенетики — какие препараты оптимальны для лечения тех или иных заболеваний, какие побочные эффекты препаратов возможны. Еще одно важное исследование — МРТ, оптимально с трактографией. Это исследование показывает, есть ли нарушения в структурах мозга. Данные МРТ связаны с прогнозом (больше нарушений — хуже прогноз) и иногда дают информацию о причинах расстройства (при гидроцефалии, демиелинизации и др.). Важную информацию дает диффузионное тензорное изображение или трактография. Обычно при аутизме нарушены связи лобной и височной доли и, особенно, передняя часть поясной извилины, а при задержке речевого развития, нарушения локализуются в задне-нижней области лобной доли левого полушария. Часто ЗПР сопутствует эпи-активность. Электроэнцефалограмма показывает наличие аномальной активности и помогает поставить диагноз. Стоит также исключить инфекционные причины заболевания, для этого делают соответствующие анализы. Лечение зависит от причины задержки психического развития. При эпи-активности назначаются соответствующие препараты, нормализующие состояние, при инфекциях — антивирусные и антибактериальные препараты, при нарушениях речи стимулируются зоны речи с помощью tDCS и нейробиомодуляции.

Шизофрения

С моей точки зрения, шизофрения у ребенка — это такая редкость и экзотика, что о ней и говорить нечего. Раньше диагноз шизофрения ставили аутистам и детям с ЗПР. Сегодня эта практика постепенно уходит, но кое-где, особенно у врачей старой школы, может сохраняться. В моей практике, у большинства пациентов с диагнозом шизофрения, находятся нарушения в структуре или функции мозга, либо нейроинфекции или аутоиммунный процесс. Исходя из этого, важно провести исследования (МРТ, ЭЭГ, анализы) перед тем, как начать принимать назначенные антипсихотики. Возможно, ребенку нужны совсем другие препараты.

О психотропных препаратах

Я стремлюсь назначать минимум психотропных своим пациентам. Когда речь идет о детях, я подхожу с двойной осторожностью к назначению препаратов (в психиатрии легче назначить препараты, чем их отменить). Психотропные препараты имеют массу побочных эффектов, и во многих случаях наносят больше вреда, чем приносят пользу. До назначения препаратов нужно попытаться стабилизировать состояние немедикаментозными методами, от воздействия токов и магнитного поля (ТМС) на определенные участки мозга до работы с клиническим психологом и биологической обратной связи.

Подумайте перед тем, как давать ребенку любые препараты

Отдельно надо отметить бессмысленность и опасность назначения препаратов без диагностики. Так, антипсихотические препараты могут ухудшить симптоматику при некоторых вариантах органического поражения мозга с эпи-активностью. Не говорю о массе побочных эффектов, которые у детей еще более выражены, чем у взрослых. Итак, не спешите давать своему ребенку нейролептики и антидепрессанты, которые часто назначают психиатры и не спешите пичкать его ноотропами (обычно рекомендуют неврологи), витаминами и пищевыми добавками, аминокислотами и специальными диетами, построенными на основе «анализа энергетического поля». Важно понять сначала, что происходит с ребенком, то есть поставить диагноз, а только потом начинать лечение.

Также, Вам могут быть интересны следующие материалы нашего сайта:

1.

2.

3.

4.

Проекция

Одним из видов психологической защиты является проекция, когда неблаговидные мотивы и действия индивидуум приписывает другим людям. Например, завистливый человек обвиняет окружающих в зависти, глупому все кажутся глупцами, а агрессивный видит агрессию в других. В стремлении человека считать, что окружающие имеют недостатки, присущие ему самому, и состоит проекция. Раздражительность, вспышки гнева, мнительность – разные причины стресса – переносятся на другого. Сам человек забывает, что это его проблемы, дистанцируется от них. Лучшим методом избавления от психологической проекции – здоровая самокритика.

Ходить к психиатру не стыдно

Если раньше я была самой незаметной личностью в школе, то сейчас ко мне может подойти любой человек и сказать: «Мне плохо, что мне делать?»

Я в первую очередь советую никому не бояться обращаться за помощью. Это просто глупо. Если у тебя болит нога, ты идешь к врачу. Если тебе тяжело и какая-то душевная штука мешает нормально жить, то почему ты не должен обратиться с ней к врачу?

Если родители или друзья вам не верят, в первую очередь нужно думать о себе

Не о том, что скажут люди, а о том, что будет с тобой. Потому что, как говорит моя психиатр, лучше сейчас подкорректировать, чем потом лечить. Если еще не все серьезно, то есть вероятность вылечиться за полтора месяца, и здоровье навсегда останется в порядке. А если жить год в тяжелом состоянии, то придется очень долго и тяжело лечиться.

В крупных городах есть кризисные центры для несовершеннолетних, они бесплатные и принимают без родителей, можно туда прийти и посоветоваться. Иногда можно довериться школьному психологу. Он не будет лечить, но поможет преодолеть страх перед походом к врачу и посоветует, как лучше рассказать об этом родителям и друзьям.

Познание себя

Психологические способы защиты в момент травмирующей ситуации могут сгладить эмоциональный дискомфорт. Но продолжительное пребывание в рамках трансформированной реальности уменьшает приспособление к окружающему миру и, скорее, может вызвать невроз и депрессию. Различные причины стресса, которые послужили внутренним конфликтам, необходимо прочувствовать, вывести на сознательный уровень. Умение познать себя даст возможность стать зрелой личностью и обрести душевную гармонию. Обладая ясным мышлением, умением взглянуть на себя со стороны, оптимизмом и жаждой жизни, человек обретает высокий уровень психологической защищенности.

Далеко и близко

Расстройства ощущений и восприятия полученных данных тесно взаимосвязаны. Рецепторы, которые получают информацию об окружающей действительности, передают нервные импульсы в мозг, где происходит анализ, переработка полученных сведений и возникает ответная реакция в виде представления о предмете или явлении, воздействующем на рецепторы. Причем такое воздействие некоторые из рецепторов должны получать при непосредственном контакте с объектом, а некоторые — через пространство. Так, к примеру, вкусовые ощущения возникают при попадании пищи в полость рта и на язык. А вот зрение позволяет видеть объекты на расстоянии. Восприятие полученных сведений через различные органы чувств и рецепторы — основной механизм познания мира человеком. Расстройства восприятия — сложная физиологическая и психологическая проблема.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]