Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты


Сущность самосознания и его структура в разных концепциях

Определение 1
Самосознание – это особая форма осознания человеком самого себя и своей сущности, которое проявляется в виде самовосприятия, самооценки, самоконтроля.

Благодаря самосознанию человек выделяется среди всех живых существ, потому что только человек может психическую деятельность обращать на свой внутренний мир, формировать образ «Я».

Развитие самосознания происходит от элементарных форм, таких как самоощущение, самовосприятие к более сложным – самооценка, саморефлексия, самопознание.

Самосознание, считает А.Г. Спиркин, включает осознание парциальных характеристик, благодаря которым человек получает возможность целостной оценки себя и своего места в жизни.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В отношении самосознания сходными являются позиции И.И. Чесноковой и В.В. Столина, которые считают самосознание неразрывным единством таких самостоятельных внутренних процессов как самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения в обществе. Говоря другими словами – это видение себя как бы посторонним взором.

Иную точку зрения имеет В.С. Мерлин, который относит самосознание к субъекту деятельности, а не личности непосредственно. Он понимает самосознание как осознание человеком собственной личности как субъекта деятельности.

В.С. Мухина больший акцент делает на отношение к отдельным звеньям самосознания, считая, что самосознание представляет собой ценностные ориентации, которые образуют систему личностных смыслов и составляют индивидуальное бытие личности.

Структура самосознания включает три компонента:

  • когнитивный,
  • оценочный,
  • поведенческий.

Когнитивный компонент или самопознание является знанием человека о самом себе, складывающемся в определенный образ «Я», включающий «реальное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я».

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Самооценка личности в структуре самосознания 440 ₽ Реферат Самооценка личности в структуре самосознания 270 ₽ Контрольная работа Самооценка личности в структуре самосознания 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Оценочный компонент или самоотношение – это отношение к тому, что человек знает о самом себе, как оценивает собственные качества, в результате формируя самооценку. Формирование самооценки происходит на основе сопоставлений себя с другими людьми, мнений о себе. Самооценка, связанная с уровнем притязаний личности, может быть завышенной, заниженной, адекватной, неадекватной.

Поведенческий компонент или самореализация опирается на самооценку. Исходя из уровня самооценки и её адекватности, человек может вести себя по-разному.

В самосознании выделяется природный уровень – выделение субъекта из среды, социальный уровень – сравнение себя с другими, личностный уровень связан с рефлексией. Кроме этого самосознание выполняет определенные функции – формирование себя как неповторимой личности, т.е. приобретение собственного образа «Я», а также самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности в жизнедеятельности.

Формирование самосознания личности

В подростковом и юношеском возрасте происходит формирование основ самосознания личности. Именно этот этап (от одиннадцати до двадцати лет) включает влияние на подростка собственного статуса среди ровесников, оценки общественной мысли, своей деятельности и соотношение реального «Я» с идеальным. Определяющими категориями формирования самосознания личности есть мировоззрение и самоутверждение субъекта.

Мировоззрение — это система целостных суждений человека о себе самом, окружающей действительности и о жизненных позициях и действиях людей. Оно основывается на опыте и знаниях, накопленных до этого периода, и придает деятельности осознанный характер.

Самоутверждение — это поведение человека, которое обусловлено повышением самооценки и поддержания желаемого общественного статуса. Метод самоутверждения зависит от воспитания, возможностей и индивидуальных умений конкретной личности. Человек может самоутверждаться как с помощью своих достижений, также и с присваиванием себе несуществующих успехов.

Среди других значимых категорий выделяют: осознание необратимости времени и смысла жизни; формирование полноценного самоуважения к себе; понимание личного отношения к интимной сенситивности (но тут существуют гендерные различия, обусловленные тем, что девушки развиваются физиологически раньше юношей); постижение любви как социально-психологического выражения.

Наравне с этими категориями следует выделить социальную роль и социальный статус, как основные критерии формирования самосознания.

Социальная роль — это устойчивая характеристика социального поведения, выражающаяся в выполнении моделей поведения, согласующаяся с нормами и собственными ожиданиями. Она сочетает ролевые ожидания и собственно исполнение роли.

Роль оказывает сильнейшее влияние на развитие индивида, так как именно социальное взаимодействие в значительной мере помогает приспособиться индивиду к жизни.

Социальным статусом называют положение человека в определенном обществе, которое включает ряд прав и обязанностей. Некоторые социальные статусы приобретаются при рождении, а другие целенаправленно достигаются на протяжении жизни.

Место самооценки в структуре самосознания

Важнейшим компонентом самосознания является самооценка, проблема которой привлекает к себе внимание исследователей. Она во многих исследованиях определяется как центральное образование личности со своими видами, свойствами, функциями.

Несмотря на большой интерес к проблеме самооценки, разработка данного явления имеет проблемы методического и методологического характера. Отечественная психология рассматривает самооценку в качестве компонента самосознания, важная функция которого заключается в самоуправлении поведением личности.

Внутри самосознания, считает Л.В. Бороздина, существуют подструктуры, которые нельзя смешивать, это разные элементы, имеющие самостоятельную сущность.

Самооценка – это специальная функция самосознания. Она заключается в наличии критической позиции индивида. Эта позиция рассматривается относительно того, чем обладает индивид, его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.

Самооценка и образ себя, как показывает теоретический анализ, являются различными образованиями самосознания. Они имеют определенные соотношения друг с другом – знание человека о себе является необходимым материалом для самооценки, а оценка себя дает возможность соотнести отдельные стороны образа «Я» с определенной системой ценностей.

Специалисты считают, что самоотношение и самооценку не следует смешивать, поскольку определенное самоотношение формируется из оценки себя. Производными самооценки будут комфорт или дискомфорт, самопринятие, удовлетворенность собой.

Отдельные образования самосознания имеют разновременность действия. Например, самооценку младший школьник выполнить ещё не может, несмотря на то, что определенное представление о себе он имеет. Переход на самооценку происходит в подростковом возрасте, что связано с новым уровнем самосознания.

Во время подросткового кризиса, по мнению Л.И. Божович, возникает самосознание – способность направлять сознание на собственные психические процессы. В подростковом возрасте самосознание имеет качественное своеобразие, которое является движущей силой на пути к самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.

Замечание 1

Самооценка, таким образом, является самостоятельным компонентом самосознания, функционирование которого начинается в подростковом возрасте.

Самооценку и её представленность в самосознании индивида можно интерпретировать следующим образом — самооценка – часть «Я-концепции», отражающая степень приятия себя, развитие чувства самоуважения, позитивного отношения ко всему, что входит в сферу «Я». При низкой самооценке индивид отрицает себя и к собственной личности относится негативно – в данных рамках самооценка не выделяется в качестве автономного образования и в структуре самосознания её место не устанавливается.

Менее всего распространена точка зрения, согласно которой самооценка понимается как когнитивная подструктура, обобщающая прошлый опыт человека и структурирующая новую информацию о «Я».

Самооценка, считает Л.В. Бороздина, не сводится к образу «Я» и эмоционально-ценностному отношению к себе. Самооценка – это критическая позиция индивида по отношению к собственному потенциалу.

ВВЕДЕНИЕ

Данный реферат посвящен изучению самооценки личности.

Целью работы является изучение самосознания личности и формирования ее самооценки.

Выбранная мною тема довольно актуальна в современном виде. Постоянно мы слышим о курсах, помогающим людям приобрести уверенность в себе и избавиться от застенчивости и низкой самооценки. И ведь люди охотно записываются на такие курсы. Услуга пользуется немалым спросом.

Действительно, при современном темпе жизни, можно проследить тенденцию к увеличению психических заболеваний у людей. Все чаще и чаще проблемой человека является не его физическое здоровье, а психическое.

Самооценка важна, так как от нее зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, требовательность к самому себе и отношение к своим успехам и неудачам. Именно она влияет на деятельность человека и его развитие.

Самооценка является одним из ключевых аспектов нашей психики.

Задачами данного реферата являются:

  • Изучить структуру образа «Я»;
  • Изучить самооценку и ее виды;
  • Рассмотреть процесс формирования самооценки у человека;
  • Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Что такое самооценка?

Самооценка — это понимание человеком самого себя, своих качеств, чувств, положительных и отрицательных сторон. Это осознание важности своей личности и своих действий в социуме.

Самооценка выполняет следующие функции:

  1. Регуляторная — позволяет личности принимать собственные решения.
  2. Развивающая — побуждает человека к развитию.
  3. Защитная — обеспечивает стабильность и независимость человека.
  4. Эмоциональная — помогает ощущать удовлетворенность своими качествами и другими характеристиками.
  5. Сигнальная — показывает настоящее отношение человека к себе.
  6. Адаптационная — помогает приспосабливаться к окружающей среде.
  7. Прогностическая — контролирует активность на старте выполнения дела.
  8. Корригирующая — позволяет регулировать процесс выполнения задачи.
  9. Ретроспективная — дает возможность оценить свою деятельность, поведение в финале выполнения задачи.
  10. Мотивирующая — побуждает действовать так, чтобы получить похвалу.
  11. Терминальная — вынуждает прекратить какие-либо действия, если в процессе их выполнения появляется самокритика и неудовлетворенность собой.

По сути, самооценка — это мнение человека о самом себе, на которое могут влиять окружающие: семья, друзья, коллеги по работе.

Важно отличать адекватную самооценку от самоуверенности. Самоуверенность — это завышенная оценка своей значимости для окружающих, высокомерность. Адекватная самооценка – это правильное соотношение собственных сил и целей, наиболее точное оценивание личностью своих умений и качеств.

Низкая самооценка проявляется в излишней самокритичности, неуверенности в себе, стеснительности. Таким людям сложно общаться, они часто подвержены депрессиям.

Правильное восприятие себя — это здравая оценка своих достоинств и недостатков, грамотное представление себя обществу и, конечно, любовь к себе. Уверенный человек акцентирует свое внимание на успехах и проводит конструктивный анализ своих ошибок без лишнего самокопания и критики.

Важный момент: если человек хочет, чтобы его полюбили, сначала ему следует полюбить себя. По мнению психологов, люди тянутся к успешным и уверенным в себе личностям.

Давайте разберем типичные признаки низкой самооценки в следующем разделе.

Уровень самоуважения

Самоуважение и самооценка — это два стержня, которые составляют личность. Человек представляет то, что он о себе думает. Уровень самоуважения определяется предпочитаемой мотивацией. Самоуважение и жизненные внутренние цели пересекаются, и от того, насколько человек себя уважает, будет зависеть его уровень притязаний в духовной и социальной жизни. Уважение к себе развивается благодаря действиям индивида.

Определение уровня самоуважения можно узнать по шкале Розенберга. Цель теста диагностировать уровень самоуважения испытуемого. Данный опросник создавался, как одномерный, однако факторный анализ обнаружил два независимых фактора: самоуважение и самоунижение. Самоуважение бывает присуще личности и в отсутствие самоунижения, и вместе с ним. Показатели по тесту связывают с тревожностью, депрессией, психосоматическими симптомами, лидерством, активностью в общении, чувством межличностной безопасности.

Развитие самоуважения у личности мотивирует к действиям, повышает удовлетворенность от жизни и рождает благодарность к самому себе. Для достижения уважения к себе очень важно развить и укрепить адекватную самооценку и совершать действия, которые приблизят индивида к подлинному себе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]