Уровень притязаний личности — что это такое, в чем проявляется

Уровень притязаний – это стремление человека к достижению тех целей, которые он, на его взгляд, может достичь. Говоря простыми словами, это набор амбиций. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой и самоуверенностью человека. А также он зависит от того, насколько человек знает, принимает и понимает себя. Теперь разберем подробнее, что такое уровень притязаний, как его определяют в психологии и каким он бывает.

Что такое уровень притязаний

Термин «уровень притязаний» ввел психолог, основатель социальной психологии Курт Левин (20-е годы XX века). Разберем основные понятия и определения из теории К. Левина:

  • предшествующее достижение – это опыт, результат предыдущего действия;
  • выбор цели, или определение уровня притязаний – это размышления о том, какую цель можно поставить перед собой на основе предыдущего опыта;
  • результат – сравнение уровня ожиданий (поставленной цели) и реального результата, итог может превзойти цель, не дотянуть до нее или совпасть с ней;
  • реакция на результат – при успехе человек поднимает свой уровень притязаний, при неуспехе опускает его.

На практике реакций на результат может быть больше. Например, некоторые люди с заниженной самооценкой даже после успеха, положительной разницей между целью и результатом, продолжают выдвигать заниженные ожидания к себе. А бывает, что после поражения человек ставит перед собой ту же или более высокую цель и делает все возможное, чтобы в этот раз задуманное получилось. Такая разница в поведении связана не только с самооценкой, но и с темпераментом, характером человека.

Таким образом, можно сказать, что уровень притязаний – это в психологии система ожиданий человека относительно самого себя при выполнении какого-либо дела.

Что влияет на формирование уровня притязаний? Основными факторами формирования уровня притязаний личности является субъективное переживание человеком своих успехов и неудач. То есть важен не сам результат, а то, как человек к нему относится. Например, один субъект сосредоточит внимание на самом факте проигрыша и откажется от этой цели, а другой скажет: «В этот раз у меня почти получилось. Я сделал это явно лучше, чем тогда. Нужно еще немного поднажать, и все удастся. Я попробую еще раз».

В чем он проявляется

В чем проявляется уровень притязаний? В степени трудности задач, которые человек ставит перед собой. Чем больше у человека амбиций, тем сложнее задания он выбирает.

Однако способности и уровень притязаний – это не одно и то же. Не всегда последнее соответствует реальным способностям личности. Когда и почему такое случается? Например, когда человек привык хорошо жить за чужой счет, не привык работать, самостоятельно решать проблемы и справляться с трудностями. У него не хватает навыков и знаний.

Нередко завышенный уровень притязаний формируется у детей из богатых семей, в которых родители давали ребенку все готовое, ничего от него не требовали, баловали. Ребенок вырастает, его потребности остаются теми же, но сам он их удовлетворить не может. Если родители перестанут помогать, то человека ждет разочарование, провалы, переживания.

Таким образом, амбиции отражаются в тех благах, которые человек хочет получить от жизни. Это его запросы относительно профессионального становления, обучения, условий жизни, личной жизни и т.д.

Метод эффективной самореализации

Чтобы считать себя счастливым состоявшимся человеком, необходимо полностью реализовать свою природу. Немногие, однако, знают, в чем заключается их индивидуальное предназначение.

Читайте также: Коричнево зеленый интерьер гостиной

Люди порой готовы выполнять ненавистные обязанности, проживать чужие жизни, только чтобы не брать на себя ответственность. И это серьезная проблема. Главный метод эффективной самореализации состоит в том, чтобы найти свою индивидуальную дорогу и набраться смелости идти по ней с гордо поднятой головой.

Разновидности уровней притязаний

В психологии принято выделять два вида уровня притязаний: адекватный и неадекватный. Последний, в свою очередь, бывает двух типов: высокий и низкий. Разберем их подробнее:

  1. Завышенный уровень притязаний. Возникает на фоне завышенной самооценки и неадекватной Я-концепции (неадекватного самосознания). Пример завышенного уровня притязаний: участники музыкального шоу, которые уверены, что пройдут кастинг, да и вообще претендуют на победу, но по факту только смешат судей и зрителей, потому что совершенно не умеют петь.
  2. Заниженный уровень притязаний. Формируется у людей с комплексом неполноценности, страхами, непроработанными травмами. Например, музыкант, у которого получается виртуозно играть на гитаре, которого периодически приглашают выступить в каком-нибудь клубе, баре и которому друзья, родственники постоянно говорят о том, что ему нужно продвигать себя, не решается пойти на кастинг популярной группы, которая как раз ищет гитариста.

Особенности личности с завышенным или заниженным уровнем притязаний (завышенной или заниженной самооценкой):

  • выбирает слишком сложные или слишком простые цели;
  • избегает конкуренции, соревнований;
  • много тревожится и постоянно пребывает в напряжении;
  • часто ошибается в прогнозах относительно своей деятельности (в худшую или в лучшую сторону соответственно);
  • отказывается анализировать свои действия и результат.

Адекватный уровень притязаний – это стремление человека достигать тех целей, которые реально соответствуют его способностям, возможностям, знаниям, умениям, навыкам. Как правило, они чуть выше того, что уже покорилось человеку. Личности с адекватным уровнем притязаний отличаются уверенностью в себе, целеустремленностью, настойчивостью, адекватной самотребовательностью и самокритичностью, высокой продуктивностью.

Пример адекватного уровня притязаний: музыкант хорошо играет и знает это, он уже побеждал на некоторых конкурсах, его часто просят сыграть для души, периодически он за деньги выступает на корпоративах. Он видит объявление о кастинге в популярную группу и решает попробовать свои силы.

Кроме этого, в психологии принято выделять общий и частный тип притязаний. Общий – это амбиции человека в жизни в целом. Частный – это амбиции в одной сфере, например, на работе, в спорте, музыке или чем-то еще. То есть в первом случае речь идет об оценке человеком себя в целом как личности, а во втором – об оценке своих отдельных способностей, качеств, навыков и т.д.

Интересно! По уровню притязаний можно судить о самооценке человека и наоборот. Ставит завышенные, нереалистичные для себя цели – самооценка завышена. Выдвигает заниженные требования – самооценка заниженная.

Связь с самооценкой

Уровень притязаний напрямую зависит от того, как личность сама себя оценивает. Как правило, у людей, имеющих завышенную самооценку, имеются большие планы на жизнь. Они-то уж точно не удовлетворятся мелкими достижениями и низкими доходами. Такие личности претендуют на высококачественные продукты, стремятся к карьерному росту.

Человек с заниженной самооценкой не может осознать всех своих достоинств и преимуществ. Он часто оказывается в ситуации внутреннего конфликта с самим собой, не знает, что для него лучше. Нередко он живет по принципу «лишь бы меня не трогали» и готов даже терпеть значительные неудобства. Подобное мировоззрение сильно осложняет ему жизнь. Такой человек не верит в себя, а также в то, что его могут по-настоящему любить другие люди. Где-то в глубине души он сомневается в самом себе и возможностях, которые открывает перед ним жизнь. Вот о чем может свидетельствовать заниженная самооценка. Притязание всего лишь отражает ее суть.

Что характеризует уровень притязаний человека

Уровень притязаний формируется в процессе деятельности, решения задач и анализа конечного результата. Он характеризуется выбором задач, которые человек ставит перед собой.

Проще говоря, если человеку удается успешно решить какую-то задачу, то в следующий раз он поставит перед собой более сложную цель, то есть его уровень притязаний вырастет. Если же результат деятельности не устроит человека, то он снижает амбиции и в следующий раз берется за что-то более простое. Или же в случае провала человек пробует еще раз решить ту же задачу, но параллельно разбирает причины неудачи и делает работу над ошибками. Большинство людей после неудачи берется за более простые задачи. Эту особенность К. Левин доказал экспериментально.

Обратите внимание! Уровень притязаний определяется потребностями человека.

Влияние на личностные свойства

Уровень притязаний характеризуется динамичным развитием. Он может повышаться и понижаться в зависимости от качества выполнения очередного задания. Эмоционально-волевые особенности личности определяют ее поведение в случае неуспеха. Поведенческие реакции на провал индивидуальны. Неуравновешенные люди могут реагировать на поражение бурно, излишне эмоционально, совершая хаотичные, иррациональные действия.

Другие люди теряют уверенность в себе и в дальнейшем выбирают заниженные цели, чтобы предотвратить повторную неудачу. Интеллектуальные способности индивида влияют на УП. С повышением уровня интеллекта увеличивается УП, что обусловлено реалистичной оценкой собственных возможностей и применением логичного, обоснованного подхода при целеполагании. УП рассматривается многими психологами, как важнейшее индивидуальное свойство личности. С учетом УП выделяют типы личностей:

  1. Предпочитающий рисковать. Высокий УП, который выше уровня достижений (УД).
  2. Перестраховщик. Пониженный УП, который ниже УД.
  3. Адекватный. Характеризуется приблизительно одинаковыми показателями УП и УД.

Существенное расхождение показателей УП и УД свидетельствует о завышенной или заниженной самооценке, неудовлетворительной координации программ действий, недостаточно развитых механизмах саморегуляции. Исследования показывают, что у индивидов, склонных рисковать или перестраховываться, понижена устойчивость к стрессовым воздействиям.

В ходе исследований выяснилось, что многие люди больше стремятся уклониться от поражения, чем преследуют цель – достичь успеха. В этом случае обычно обозначенные для себя задания либо слишком простые, либо чрезмерно трудные. В первом случае риск потерпеть фиаско минимален, во втором – провал можно объяснить незаурядными, большими трудностями, поэтому поражение не отразится на самолюбии и самооценке.

Поднимая планку слишком высоко или опуская ее слишком низко, индивид больше стремится сохранить самоуважение (высокую самооценку), чем реализовывать свой потенциал в каких-либо сферах деятельности. В этом случае прошлые результаты деятельности влияют на местоположение планки опосредованно, незначительно корригируя величину (объем) претензий.

Уровень притязаний личности в психологии – критерий, который позволяет оценивать личные качества индивида, прогнозировать его поведение при целеполагании и в случае неудачного исхода намеченного мероприятия.

Как определить свой уровень притязаний

Чтобы определить свой уровень притязаний, можно воспользоваться одной из методик для самодиагностики. Например, обратиться к опроснику В. Гербачевского или воспользоваться методикой Шварцландера. Предлагаю разобрать подробнее последнюю технику.

Альтернативное название теста – «Моторная проба Шварцландера». Это универсальный экспресс-тест. Его применяют в школе, университетах и при отборе кадров, а также для диагностики сотрудников.

Суть исследования:

  1. Испытуемому предлагают предположить, сколько плюсиков он успеет поставить за 10 секунд.
  2. Затем ему выдается бланк, ведущий засекает время, а потом останавливает процесс.
  3. Сравнивается предположительное количество знаков (УП – уровень притязаний) и реальное количество проставленных символов (УД – уровень достижений). Данные заносятся в тот же бланк, где испытуемый ставил плюсы (смотрите таблицу после инструкции).
  4. Еще 3 раза испытуемому предлагают оценить свой результат и предположить, сколько знаков он успеет поставить, а затем засекают время. То есть всего эксперимент повторяется 4 раза. При этом 1, 2 и 4 эксперимент длятся по 10 секунд, а третий – 8 секунд.
  5. Затем считается общий балл уровня притязаний по формуле:

Образец заполнения бланка:

УП 10++++++++
++
УД 13

Размер таблицы – 10х3 см, размер одного квадратика – 1х1 см. Это важно. Рекомендуется проводить эксперимент, используя именно распечатанные варианты бланков.

Трактовка результатов диагностики:

  • от 5 баллов и больше – очень высокий уровень притязаний;
  • от 3 до 4,9 баллов – высокий уровень притязаний;
  • от 1 до 2,99 – адекватный уровень притязаний;
  • от -1,49 до 0,99 баллов – низкий уровень притязаний;
  • от – 1,5 и меньше – очень низкий уровень притязаний.

Если вы считаете, что результатов самодиагностики не достаточно, сомневаетесь в них или не знаете, что делать дальше в случае выявления неадекватного уровня притязаний, то рекомендую обратиться к психологу. Одного сеанса будет достаточно для того, чтобы специалист помог вам определить актуальный уровень амбиций и наметить план работы. В случае с травмами, блоками и другими психологическими проблемами понадобится несколько сеансов. План работы определяется индивидуально.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернс, Роберт. Развитие Я-концепции и в оспитание. /Пер. с англ. — М.; Прогресс, 1986. — 420с. 2. Божович Л.И. Проблемы фо рмирования личности/ Под ред. Д.И.Фельдштейна .2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практическ ой психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1997. -352с. 3. Божович Л. И. Этапы форм ирования личности в онтогенез е // Вопросы психологии. 1979.№2.-С.23-34. 4. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обо снованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника : Автореф. дисс. … канд. психол.наук.-М.,2000,-23с. 5. Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология.1986.№3.-С.21—30. 6. Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. «Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний». Экспериментальное исследование. 7. Капустин А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента : Автореф. дис. …канд.псих. наук. -М.,1980. — 24с. 8. Кислицкая Л.А. Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. -М.:МГППУ,2006.-320с. 9. Кон И.С. Самосознание: открытие «Я» // Психология ранней юности. М.1989. С.84-105 10. Лапшина О.А. Ваш ребенок пятиклассник //Школьный психолог. 2006г. 11. Лисина М.И. Общение, лич ность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. -М .: Из-во «Институт практическ ой психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.-384с. 12.МакароваИ.В.Психология.-М.:ЮРАЙТ,2004.-С.183-190. 13. Маслоу А. Мотивация и ли чность. 3-е изд./ пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. -352с. 14. Мельниченко О.Г. Соотнош ение между структурно-вариационн ыми характеристиками уровня притязаний и интеллекта в зависимости от свойств личности : Автореф. дис. …канд.псих.наук.-Ленингра д., Гос.университет им. Жданова, 1986.- 25с. 15. Менчинская Н.А. Проблемы обучения и психологического раз вития ребенка / под ред. Е.Д.Божович. — М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1998. -448с.

  • Информационное обеспечение профессиональной деятельности (Значение документации в бухгалтерском учете)
  • Основы оценки нематериальных активов, объектов интеллектуальной собственности
  • Основы оценки машин и оборудования. (Стандарт оценки стоимости машин и оборудования. Рынок машин и оборудования, особенности его функционирования и регулирования.)
  • Основы оценки нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности (Оценочная деятельность)
  • Оценка стоимости ценных бумаг (Понятие и виды стоимости ценных бумаг)
  • Применение модели Блэка-Шоулза в оценочной деятельности (Понятие опционов)
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Теория и практика перевода
  • Видо-временные формы группы Perfect
  • Искусство русского авангарда. Творчество К. Малевича, А. Родченко, В. Татлина, О. Розановой, А. Экстер, Л. Поповой
  • Направление творческой деятельности дизайнера (Этимология понятия дизайна)
  • Исследование самооценки и уровня притязаний

Примеры

Чтобы лучше понять, что такое уровень притязаний личности, приведем примеры каждого из трех видов.

Примеры адекватного уровня притязаний:

  1. Человек хочет сменить работу на более прибыльную. Он изучает вакансии и останавливается на одной из них. Он сравнивает требования к соискателю со своими навыками, знаниями, умениями. У него есть опыт, который здесь требуется: он знает английский язык, «общается» с компьютером на уровне продвинутого пользователя, да и вообще соответствует описанному портрету. Он приходит на собеседование и получает эту работу.
  2. Обычный парень-работяга ищет себе девушку среди таких же простых женщин. Да, внешне ему нравятся ухоженные и местами накаченные девушки (он постоянно любуется на их фото в Инстаграме), но он понимает, что не потянет такую даму, да и она вряд ли вообще посмотрит на него.
  3. Фрилансер ищет заказы. Он изучает требования по одному из проектов. Все понятия ему знакомы, похожие задачи он уже выполнял. Только одна программа, с которой нужно работать, пока неизвестна, но он уверен, что сможет с этим разобраться, потому что в аналогичных сервисах он успешно работает. Фрилансер подает заявку на заказ, а параллельно приступает к изучению этой программы, ведь все равно в будущем это пригодится.

Примеры завышенного уровня притязаний:

  1. Молодой человек, который еле-еле закончил 9 классов, дальше ни на кого не учился и ни дня не работал, приходит устраиваться в крупную фирму. Он претендует на роль директора. Из раза в раз ему отказывают, но он не сдается и давит авторитетом своего успешного отца: «Да вы хоть знаете, кто мой отец! Он закроет вашу шарашкину контору!». Молодой человек путает свои способности и возможности с достижениями отца.
  2. Красивая, но не самая умная и мудрая, невоспитанная, необразованная девушка (а иногда еще и не красивая, не умеющая и не желающая следить и ухаживать за собой) ждет принца на белом коне. Она уверена, что какой-то миллионер должен взять ее под свое крыло и удовлетворять все ее потребности просто за сам факт ее существования. То есть она ему ничего не может предложить, кроме своего тела (и то не всегда), но считает, что этого вполне хватит для того, чтобы прийти к успешной жизни.
  3. Парень 25 лет отказывается работать за минимальную оплату, потому что считает, что это не его уровень – ему нужно сразу и минимум 50 тыс. рублей в месяц. Но при этом у него за плечами только школа, официального трудового стажа нет, хромает самоорганизованность и дисциплина, неразвиты многие другие деловые качества, специальных навыков для работы за желаемую оплату тоже нет. Но он продолжает игнорировать реальные для него вакансии, отказывается работать над собой и продолжает ходить на собеседования в крупные компании. А потом жалуется на то, что весь мир против него, работы нет, а директора этих компаний совсем обнаглели и зажрались. Периодически он устраивает скандалы прямо в офисах.

Примеры заниженного уровня притязаний:

  1. Преподаватель говорит студентам: «Все, кто посещали лекции, могут автоматом получить тройки. Если хотите другую оценку – тяните билет и сдавайте экзамен. Все, кто учатся на «плохо» и «удовлетворительно», согласились на автомат, но среди них оказался один отличник. Почему? Потому что он не уверен, что сможет хорошо сдать экзамен. Он вообще никогда не бывает в этом уверен, но всегда получает «хорошо» или «отлично». Однако это не меняет его отношения к себе. «Повезло», – всегда говорит он.
  2. Уже 10 лет мужчина работает в одном и том же месте на одной и той же должности. Обязанности растут, зарплата не меняется. Окружающие убеждают его, что нужно попросить о прибавке или о повышении либо сменить работу, потому что он явно достоин большего. Но он так не считает, убеждает себя и других, что его все устраивает, а дохода на все хватает. Однако в глубине души он мечтает о большем, но боится рискнуть и потерять даже то, что имеет.
  3. Школьник сдает ЕГЭ и надеется, что наберет хотя бы минимальный балл – на большее не рассчитывает. Неожиданно для самого себя он набирает 90 баллов из 100, что намного больше минимума. Однако это не снижает его общей тревожности. Дальше предстоит обучение в ВУЗе. И хотя баллов хватит для того, чтобы поступить на желаемое, престижное направление, выпускник выбирает более простой вариант, так как уверен, что в первом ВУЗе ему будет тяжело учиться. Зачем занимать чье-то место?

Важно! По уровню притязаний можно судить о том, что человек считает возможным и достойным для себя, насколько он ценит и уважает себя.

Понятие о воображении и его видах

Воображение — психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение — пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение — его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение — в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение — ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Интерпретация результатов

Диагностика уровня притязаний в моторной пробе Шварцландера построена на анализе целевого отклонения. Сопоставляется число крестиков, намечаемое для исполнения, с реально реализуемым в каждой пробе.

Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний УП и уровня достижений (УД):

УП2, УП3 и УП4 – величины уровней притязаний в расстановке крестиков в квадраты каждой из 2-й, 3-й и 4-й проб; УД1, УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-й, 2-й и 3-й пробах соответственно.

Стандарты целевого отклонения:

5 и выше – нереалистично высокий УП;

3 – 4, 99 – высокий УП;

1 – 2, 99 – умеренный УП (внутри нормальных границ);

-1,49 – 0,99 – низкий УП;

-1, 5 и ниже – нереалистично низкий УП.

Высокий реалистичный уровень

притязаний человека может сочетаться с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.

Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности в реализации собственных жизненных планов.

Умеренный уровень притязаний

характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и соизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого.

Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой. Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.

Коррекция уровня притязаний должна быть направлена на согласование представлений о желаемом результате с возможностями и способностями человека. Закрепление этого согласования в конкретной успешной деятельности повышает адекватность уровня притязаний.

Ирреальность — это мистификация действительности

Природа — великий мистификатор. Достаточно вспомнить о Северном сиянии. Ирреальное для нас визуальное явление фантастических всполохов в небесах на самом деле имеет вполне реальную подоплеку — возникновение магнитных бурь под воздействием магнитных полей Земли.

Таким образом все, выходящее за рамки привычных для человека явлений, можно назвать ирреальным, не имеющим вещественных доказательств. Предположить, что ирреальность — это парадокс реальности.

В концепции ирреализма принято считать, что «ирреальность» так же реальна и фактически существует, как и сама «реальность».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]