Профессиональный успех как самоопределение плюс уровень притязаний


Профессиональный успех как самоопределение плюс уровень притязаний

Сабурова

Профессиональный успех как самоопределение плюс уровень притязаний

ГБПОУ КК «Туапсинский социально-педагогический колледж»

Автор – Сабурова Тамара Евгеньевна, преподаватель психологии и спецдисциплин.

Тема. Профессиональный успех – как самоопределение плюс уровень притязаний.

«Самое важное — сделать хоть что-то для достижения успеха, и сделать это прямо сейчас. Это и есть самый главный секрет – несмотря на всю свою простоту. Потрясающие идеи есть у каждого, но редко кто делает хоть что-то, чтобы воплотить их на практике, причём прямо сейчас. Не завтра. Не через неделю. Сейчас»

Нолан Бушнелл (амер. инженер-предпринематель)

Что такое профессиональный успех – как его достичь?

Успех — это непрерывное движение вперёд. Суть профессионального успеха состоит в том,что ни один человек осознанно не сможет сказать: «Я добился подлинной вершины своего профессионализма и больше развиваться и расти мне некуда». Есть известная притча о мудреце, который молвил «Я знаю, что ничего не знаю»

является истинной характеристикой мастера своего дела. Совершенство не имеет границ, и личность, стремящаяся к
успеху, это отчётливо осознаёт. Человек не может знать всё, но он может познать многое.
В современном мире нам непроизвольно насаждается культ «успешности»

, мы все желаем таковыми стать. Слово
«успех»
совсем не новое,ведь мы часто говорим:
успех, желаем друг другу успехов. В настоящее время считается авторитетным, когда про человека говорят «успешная личность»
.

Заглянув в толковый словарь С. И. Ожегова,можно найти пояснение: «успешный — сопровождающийся успехом, удачный»

.
Успех — это термин, имеющий огромное количество толкований.В подавляющем большинстве в данный термин вкладывают такие значения: успешная карьера, материальные блага и высокий социальный статус.
Что же такое профессиональный успех? Профессиональный успех — совокупность позитивных результатов, накопленных в течение всей карьеры, — как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных достижений. Профессиональный успех включает в себя не просто занятие прибыльным делом, а деятельность, приносящую в нашу жизнь смысл, истинное удовольствие и радость, самореализацию и раскрытие творческих способностей индивида.

Успешность деятельности специалиста определяется качествами личности, которые призваны обеспечить её успешный трудовой старт и высокие профессиональные показатели.

Успех в профессиональной деятельности человека напрямую зависит от того, насколько хорошо человек знает самого себя. Поэтому начинайте совершенствоваться изнутри, постепенно подключая информацию из внешнего мира. Постигать придётся многое — общество не стоит на месте, а ваша цель стоит того! Поднявшись на ступеньку выше, вы обогатитесь не только финансово, но и получите уверенность и свободу в самореализации. Если профессиональная деятельность вносит в вашу жизнь положительные эмоции, уверенность в завтрашнем дне, а вы можете выбрать направление развития своего потенциала — что может быть лучше?

На успешность в профессиональной деятельности непосредственно влияют профессиональное и личностное самоопределение. Не только для преподавателей, но и для студентов.

Важен изначальный выбор профессии и если он был верный, то у человека велика возможность полной реализации себя в профессиональной деятельности. Правильный выбор позволяет обойти стороной разочарования, иметь достойный заработок и быть уверенным в завтрашнем дне по самоопределению.

В отечественной психологии под самоопределением понимается сознательный акт поиска баланса между осознанием субъективных качеств и требований общества или соответствие норм и ценностей окружающей действительности выбору только тех видов деятельности, которые личность воспринимает, как свои.

Профессиональное самоопределение — самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение является частью самоопределения человека, в широком смысле этого слова. Оно предполагает конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу.

Достижение успеха в профессии и профессиональной деятельности, без сомнения, является одним из наиболее действенных мотивов на различных этапах профессионального становления. Прежде всего, профессиональный успех взаимосвязан с такими личностными качествами, как целеустремлённость и самодисциплина.

Поэтому в самом начале пути выбора профессии, который нужно делать осознано,необходимо:

• обозначить перед собой цели, которые должны нести позитивный, конкретный и реалистичный характер;

• адекватно оценить свои возможности (интеллектуальные, физические, возрастные, финансовые и т. д.)

;

• соотнести способности со своими целями;

• пройти тестирование на соответствие личностных качеств выбору профессии.

Недостаточно просто поставить перед собой цель — нужно уметь достигать её различными способами, для чего и потребуется самодисциплина, как способность к самоограничению, постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в работе над собой. Личности, у которых отсутствуют данные качества, в большинстве случаев, не приходят к успеху, даже если они полны энтузиазма или амбиций.

«Никогда не сдавайся. Всегда бывают тяжелые времена, независимо от того, что ты делаешь в жизни. Важно пережить это время и сохранить свою конечную цель». Натан Чен

«Возьмите идею. Сделайте ее своей жизнью — думайте о ней, мечтайте о ней, живите ею. Пусть ваш разум, мышцы, нервы, каждая часть тела будет наполнена этой одной идеей. Вот он — путь к успеху» Свами Вивекананда

Успех профессионального выбора обеспечен,если:

• учтено наличие набора необходимых профессионально значимых для профессиональной деятельности качеств (интеллектуальных, личностных, физических)

;

• выбранная сфера деятельности пользуется спросом на рынке труда;

• работа приносит удовольствие и удовлетворение, а не тяготит.

Получив диплом об образовании, не останавливайтесь на достигнутом! Время не стоит на месте. С каждым днём находит своё распространение новая информация, которая приводит к обновлению подходов, сведений, задач и пр., поэтому полученных знаний вам вряд ли хватит для достижения наивысшего результата. Не стесняйтесь посещать лекции, тренинги, семинары, курсы дополнительного образования, предложенные руководством организации.

«Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако тебе, возможно, придётся ради этого потрудиться» Ричард Бах

А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества, ведущие к успеху, как проявления психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Успешность деятельности специалиста определяется качествами личности, которые призваны обеспечить её успешный трудовой старт и высокие производственные показатели.

При этом необходимо учитывать психологические особенности личности:

Способность человека к активности в той или иной сфере. Посредством активности личность решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности; мобилизует свою активность в необходимых формах.

Степень развития мотивационной сферы, которая включает в себя увлечённость смыслом профессии на благо других людей, стремление развивать себя как профессионала и гармоничное прохождение всех этапов профессионализации — от адаптации к мастерству.

Развитость «Я-концепции»

и её составляющих.
Успех в профессиональной деятельности является следствием не внешних, а именно внутренних причин. Это значит, что достижение успеха находится полностью в руках самой личности.
Личностное самоопределение рассматривается как нахождение самобытного образа «Я»

, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей; как высший тип
самоопределения, когда человеку удаётся стать хозяином ситуации и всей его жизни.
Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех. (Стендаль)

В рамках сферы профессиональной деятельности в качестве критериев успешностирассматриваются психологические характеристики:

• Высокие коммуникативные навыки являются неотъемлемым условием взаимодействия людей, частью коммуникативной культуры, и необходимы всем людям, а в ряде профессий они становятся профессиональной характеристикой личности.

Самодисциплина и самоконтроль. Подразумевают осознанность в характере своего поведения, позволяют выстраивать приоритеты в списке дел. Самоконтроль позволяет не вмешиваться в неприятные ситуации, а самодисциплина даёт возможность сосредотачиваться на решении наиболее актуальных задач.

• Умение планировать и управлять временем. Точная последовательность действий снижает вероятность выполнения бесполезной работы.

А так же учитывать когнитивные способности наиболее значимые для достижения профессионального успеха:

• планирование является важнейшим когнитивным показателем, который выражается в умении человека спрогнозировать последствия, выбрать рациональный путь для достижения определённой цели;

• мониторинг — это когнитивные навыки контроля своего поведения, благодаря чему человек утверждает правильность выбранных шагов к достижению цели;

• ингибиция заключается в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравый смысл в любой ситуации;

• принятие решений — определение способов на пути достижения цели;

• когнитивная гибкость позволяет личности быстро приспосабливаться к новым условиям, подстраивать своё поведение под них;

• рабочая память позволяет держать в голове необходимый набор информации для решения текущих задач.

Практические советы для достижения успеха:

Станьте настоящим фанатом своей профессии! Будьте увлечены своей профессиональной деятельностью, воспринимайте её не просто, как поход на работу, а как увлекательную миссию, в которой вы, являясь волшебником, воплощаете все свои идеи и задумки. Бессмысленно стремиться к успеху в том, что не вызывает у вас интерес и является простой обязанностью.

Энтузиазм может послужить качественным толчком на пути к успешной деятельности. Адекватный руководитель высоко оценит положительный настрой и проявление творческого потенциала на трудовую деятельность и не оставит это момент без поощрения.

Иной путь развития — самостоятельное обогащение своих знаний и умений. Выделите часть своего личного времени и бюджета на поиск и посещение мероприятия, тесно связанного с профессиональной деятельностью. Единственное, помните, что злоупотреблять этим тоже не следует.

Обратите внимание на смежные профессии, овладев которыми вы пополните не только запас знаний, но и, возможно, кошелька. Например,изучить иностранный язык можно различными способами: посещение курсов, частные уроки с репетитором, онлайн занятия или же дистанционное обучение.

«Один из лучших способов чему-то научиться – это изучить опыт людей, которые добились определенного успеха в выбранной деятельности»

Уинстон Черчиль

Самый простой способ обогатить свои знания — читать книги. Книжные полки в магазинах периодически пополняются новыми качественными изданиями, относящимися именно к вашей профессии. Для нахождения нужной литературы необязательно идти в книжный магазин, достаточно открыть браузер на вашем компьютере или смартфоне, а далее заказать нужную книгу с доставкой на дом или купить её в онлайн-библиотеке.

«Только в силе воли заключается условие наших успехов на избранном поприще» Н. Добролюбов

Эффективность успеха является одной из важнейших характеристик деятельности в любой отрасли и особенно в образовательной.

Современные исследования акцентируют наше внимание на следующих психологических предпосылках достижения успеха:

• мыслить категориями успеха — перезапустить свой «мыслительный процессор»

и настроиться исключительно на
успех;
• быть уверенным в себе — верить своему собственному «Я»

, принимать и отстаивать свои собственные мнения и желания;

• умение активизировать сильную мотивацию достижения — «запрограммировать»

себя на действие, которое приведёт к достижению
успеха;
• твёрдо знать то, чего хотите добиться;

• способность вооружать себя чётким планом действий, иметь позитивный настрой на предстоящее дело; (составлять план действий на день неделю – подводить итоги, что получилось, что полезного в этот день сделали и т. д.)

• каждое препятствие превращать в трамплин для приближения к поставленной цели;

• замечать и радоваться даже малейшим успешным шагам и достижениям;

• иметь высокий уровень притязаний –

Только так и не иначе можно прийти к профессионализму и профессиональному успеху.

Рассмотрим факторы успеха:

Что собой представляют факторы успеха? Это критерии организации эффективной деятельности, которые в перспективе обеспечат положительную динамику и успех.

В качестве факторов успеха профессиональнойдеятельности можно выделить следующие:

• Мотивация — один из наиболее значимых факторов, обеспечивающий успех в профессиональной деятельности. Высокомотивированный сотрудник выполняет свою работу лучше, качественнее и эффективнее. С падением же уровня заинтересованности сотрудника наблюдается снижение эффективности труда.

• Стрессоустойчивость позволяет человеку противостоять стрессовой ситуации, не испытав на себе отрицательных последствий. Стрессовые ситуации могут быть связаны как с выполнением трудовых действий, так и с условиями, в которых она протекает, поэтому современный специалист должен уметь принимать ответственные решение при дефиците информации и времени.

Профессиональное мастерство подразумевает наивысший уровень профессионального развития личности, который позволяет во всей полноте реализовывать профессиональные функции и решать профессиональные задачи.

Профессиональное мастерствоневозможно приобрести вместе с документом/сертификатом, подтверждающим образование. Это путь непрерывного развития и совершенствования личности, не имеющий конечной точки.

Основные показатели профессионального мастерства:

• прочные профессиональные знания;

• комплекс сформированных профессиональных умений;

• система ценностей и убеждений профессиональной деятельности;

• наличие профессионально важных качеств (в разных областях деятельности они отличаются, но есть общие)

: ответственность, пунктуальность, доброжелательность, толерантность, порядочность и др., которые сотрудник постоянно совершенствует в процессе
профессионального развития;
• оптимальный стиль общения или управления коллективом;

• творческая направленность специалиста.

В качестве критериев успеха уже сложившейся профессиональнойдеятельности можно выделить следующие:

• соответствие человека требованиям данной профессии, вносит ли работник ощутимый вклад в социальную практику;

• соответствие профессиитребованиям личности: её мотивам, склонностям, удовлетворённостью сферой деятельности;

• использование человеком социально приемлемых способов, приёмов и технологий при достижении качественных результатов в работе;

• стремление личности индивидуализировать свой труд, самореализовать в нём свои личные потребности;

• компетентные знания в профессии;

• достижение человеком высокого уровня профессионализма;

• наличие в профессиональной деятельности перспектив роста;

• готовность к принятию опыта других людей и проявление собственной профессиональной открытости;

• стремление человека обогатить профессию своим личным творческим вкладом;

• умение заинтересовать общество результатами своего труда;

• умение человеком соблюдать честь и достоинство профессии, видеть в ней неповторимый вклад в социум.

Успешные люди считают надеяться нужно только на себя, верить нужно в себя вопреки всем и всему, не смотрите ни на кого! Творите судьбу свою сами!

• Семь врагов успеха:

1. Привычка не доводить дело до конца.

2. Ошибочное убеждение в том, что жизнь должна быть легкой.

3. Ошибочное убеждение в том, что успех предопределен свыше.

4. Привычка мыслить негативно.

5. Боязнь препятствий, которые существуют у других.

6. Панический страх потерпеть неудачу.

7. Недальновидность.

«Не сдавайся. Снаружи слишком много скептиков, которые попытаются тебя остановить. Не слушай их. Единственный, кто может заставить тебя сдаться, это ты сам». Сидни Шелдон

Источники:

• Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: ИП РАН, 2016

• Деркач А. А., Кузьмина Н. В.Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М.: Луч, 1993. – 132 с.

• Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия,2017

• Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2017

• Марков В. Н. Проблемы профессиональной самореализации кадров управления М.: РАГС, 2018

• Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 2016 Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. М.: Канцлер, 2018

• Поддьяков А. Н.Психодиагностика интеллекта: подавление и выявление способностей, выявление и подавление способных /Психология: журнал Высшей школы экономики. 2016 № 2

• Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2018

• Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2018

• Равен Дж.Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2020

• Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2017

Профессия как трудовая деятельность и фазы жизненного пути профессионала

Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру. Ее можно описать следующим образом:

– заданные цели, представления о результате труда;

– заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и ситуация неопределённости, любая система, например, социальная, знаковая, художественно – эстетическая и др.);

– система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой);

– система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);

– система прав;

– производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности. Под профессиональным становлением субъекта понимается движение личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность.

Зачем указывать свои достижения?

  • Любая компания заинтересована в сотрудниках, которые будут вести ее к процветанию, а не просто исполнять свои обязанности на среднем уровне, поэтому ваши успехи на предыдущих местах работы продемонстрируют вашу перспективность.
  • Лучше не укажите пару-тройку личностных качеств в резюме, а подтвердите их фактами в «профессиональных достижениях». Целеустремленность должна быть продемонстрирована на деле.
  • Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. «Плохие солдаты» вряд ли заинтересуют успешную перспективную компанию.
  • Можно не указывать свои успехи в резюме, только тогда не удивляйтесь, если вас даже не позовут на собеседование.
  • Вы должны описать себя как идеальную «жертву» хедхантера, тогда на вас «клюнет» хорошая компания с высокой системой мотивации.

Основные пункты резюме

Обязательно указывается фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, семейное положение, телефон и электронная почта.

Далее описывается цель, то есть на какую должность вы претендуете.

Следующий этап — перечень всех образовательных учреждений, в которых вам приходилось учиться, особое внимание уделяется высшим учебным заведениям.

Дополнить предыдущий пункт можно пройденными курсами, тренингами или вебинарами. Указывать нужно те, которые непосредственно касаются будущей должности.

Опыт работы. Если вы начали вести трудовую деятельность в 11 лет, продавая абрикосы на базаре, это похвально, но в резюме такой факт вписывать не стоит. Самыми важными являются ваши последние три места работы.

В дополнительной информации можно повествовать о своих полезных навыках: знание компьютерных программ, владение иностранными языками и т. д.

В «личных качествах» соискатели часто пишут: коммуникабельность, целеустремленность. Это прекрасно, но данные достоинства так часто встречаются в резюме, что работодатели их просто упускают и считают отсутствием креативности. Умение быстро обучаться, расставлять приоритеты в работе, вводить рационализаторские предложения. Такой работник — мечта любого руководителя.

Примерами профессиональных достижений в резюме можно назвать должностные обязанности, которые были выполнены, доведены до конца и спровоцировали положительный сдвиг в организации или принести кому-нибудь пользу. Например, в ваши обязанности входит поиск новых кандидатов и проведение интервью, тогда укажите, что за последний год штат был пополнен 50 сотрудниками, проведено 100 интервью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]