Исследование самооценки и уровня притязаний личности (Самооценка и уровень притязаний в современной психологии)

ВВЕДЕНИЕ

Интерес человека к себе, к своему “Я”, издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ “Я””) и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием жизненной позиции личности. Вопрос самосознания человека чрезмерно сложен. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное своего “Я”, каким это “Я” предстает в глазах других людей и т.д. Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И. С. Кон дает следующее определение: “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я”. Как уже говорилось, что образ “Я” — ни неизменное, а очень динамическое образование личности. Образ “Я” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”. Но образ “Я” одновременно и “идеальное Я” субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и “фантастическое Я” — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Конечно же, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые могли способствовать осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека Мера адекватности образа “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Именно при помощи самооценки осуществляется регуляция поведения личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа “Я”, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). В случае успеха шкала притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Исследования показывают, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между архитрудными и чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и учетом прошлых успехов и неудач. Изучение уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по содержанию позволяет лучше понять мотивацию поведения человека.

Объект исследования: самосознание личности

Предмет исследования: самооценка и уровень притязаний

Цель: изучить различные подходы к изучению самооценки и уровня притязаний

Задачи:

1. провести анализ материалов отечественных и зарубежных исследований самооценки и уровня притязаний;

2. проследить динамику самооценки и уровня притязаний в разные возрастные периоды;

3. выявить оптимальные положительные сочетания самооценки и уровня притязаний.

Психосоциальные характеристики у молодых людей

Молодость — это время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к социальной жизни и своей роли, человек полон сил и энергии, желания реализовать свои цели и идеалы, оптимальное время для самореализации. В этот период наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, общение наиболее полное и интенсивное, легко устанавливаются и наиболее полно развиваются дружеские и любовные отношения.

Молодость — очень важный период в жизни человека. Это формирование нравственного сознания, развитие ценностных ориентаций и идеалов, устойчивых личностных качеств.

Этап юности характеризуется приобретением избирательного плана, полной юридической и экономической ответственности, возможностью вовлечения во все виды социальной активности. На этом этапе принимаются сложные решения, формируется стиль жизни, продолжается или завершается профессиональное обучение, осваиваются профессиональные роли, формируется соответствующий круг общения. Большинство людей создают свои семьи и рожают первых детей.

Осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли, формируется стремление к самостоятельности, независимости, осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких, готовность взять на себя эту ответственность. Возникает проблема выбора жизненных ценностей, осознания своей индивидуальности, уникальности и непохожести на других. В результате такого осознания может возникнуть внутреннее напряжение, которое создает ощущение одиночества. Это чувство увеличивает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность.

Заблуждением в этом возрасте является убеждение, что выбор, сделанный в жизни, является окончательным. Изменения в выборе обычно неизбежны. Но этот выбор, хотя и не окончательный, подразумевает некий жизненный уклад: одни живут один день, другие ухаживают за кем-то еще, и так далее. Каждый человек, в зависимости от периода,

Каждый человек, в зависимости от своего периода, сталкивается и получает внимание от определенных элементов жизненных паттернов. Люди в возрасте двадцати лет верят в себя и в свою силу воли, они считают, что это единственно правильный путь в жизни.

Согласно периодизации III Бюлера, подростковый возраст — это вторая фаза, фаза пробы сил и поиска работы, спутника жизни и т.д. Развитие дружеских отношений является важным аспектом жизни подростков на этом этапе. В этот период дружба выходит на новый качественный уровень.

Важным этапом также является развитие интеллектуальных навыков: Значительно развито теоретическое мышление, способность абстрагироваться, делать обобщения. Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная память) Происходят качественные изменения в когнитивных способностях: Теперь вопрос не только в том, сколько и какие задачи решает человек, но и в том, как он это делает.

Положение человека в системе личных отношений не только зависит от ряда факторов, но и само по себе является необходимым условием формирования личности. Наконец, качества личности и черты поведения, обуславливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и в обратном направлении, как результат воздействия на человека того статуса, который он приобретает в коллективе.

1.1. Самооценка и уровень притязаний в современной психологии.

Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека — степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят отношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, дело и развитие личности, ее отношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта. Самооценка характеризуется по следующим параметрам:1)уровень ( высокая, средняя, низкая);2)соотношение с реальной успешностью ( адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная); 3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).[12] Устойчивая и сообща с тем довольно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.). Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Таким образом, самооценка – субъективное и очень личностное образование психики человека. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, имеет отпечаток качественного своеобразия её психического мира, поэтому самооценка не во всех элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Она может быть завышенной или заниженной. Её адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности, поведении. Нравственные критерии самооценки являются общей ценностью того, что оценивает в себе человек. Большее или меньшее совпадение прогрессивных общественных ценностей с личностно-значимыми ценностями характеризует личность как нравственно зрелую, общественно ценную, и, напротив, расхождение “культивируемых” в себе ценностей с общественными ценностями прогрессивной направленности свидетельствует об отсутствии внешней связи между личностью и обществом.

Самооценка молодых людей

В подростковой фазе личность выбирает цели и средства их достижения, которые ассоциируются с различными компонентами ее «Я», и оценивает успешность своих действий в соответствии с Я-концепцией.

В этот период самооценка зависит от уровня достижений человека: она повышается, когда его желания реализуются, и понижается, когда цели не достигнуты. Самоконцепция индивидуализирует самооценку, поэтому то, что является успехом для одного человека, воспринимается как неудача для другого.

Кон И.С. считает, что мужское самовосприятие в основном содержит информацию о важности «Я» в сферах работы, бизнеса, спорта и сексуальности. Самооценка женщин в основном отражает то, насколько они привлекательны для внешнего мира. Мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности.

Эта необоснованная самоуверенность часто раздражает окружающих и становится причиной многочисленных конфликтов и разочарований. Только путем проб и ошибок человек постигает меру своих истинных способностей.

Самооценка женщин обычно более скромная и реалистичная.

Степень удовлетворенности своим физическим самовосприятием неизбежно отражается на общей самооценке. От этого во многом зависит их самоощущение благополучия и счастья.

На подростковом этапе критерии личного успеха формируются на основе сравнения с другими; эмоциональный компонент иногда преобладает в самооценке молодых людей.

Подростки с заниженной самооценкой часто испытывают трудности в общении и стремятся закрыться от других, надевая на себя фальшивое лицо, маску. Недостаток самоуважения, недовольство собой, презрение к себе, негативная самооценка и т.д., как правило, менее независимы, более впечатлительны, более пренебрежительно относятся к другим, более конформны, более уязвимы и более чувствительны к критике и насмешкам. Они больше беспокоятся о том, что думают или говорят о них другие. Их ожесточает неудача в деятельности, особенно если она происходит на публике. Они склонны к рефлексии и чаще находят недостатки в себе. Поэтому для них характерно стремление к психологической изоляции, уходу от реальности в мир грез.

Чем ниже самооценка человека, тем чаще он страдает от одиночества, низкая самооценка делает очень низким уровень социальных требований человека, побуждает его сторониться всех видов деятельности, в которых присутствует момент конкуренции. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, потому что не верят в свои силы. Это, в свою очередь, укрепляет их низкую самооценку.

Молодые люди с адекватной самооценкой правильно классифицируют свои способности и навыки, достаточно критичны к себе, стараются реалистично смотреть на свои неудачи и успехи и ставят перед собой достижимые цели, которые можно реализовать на практике. И они подходят к оценке достигнутых результатов не только со своими собственными стандартами, но и пытаются предсказать, как к ним отнесутся другие люди:

Коллеги по работе и близкие люди. Правильная самооценка — это результат постоянного поиска истинной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без чрезмерной критики своего общения, своей деятельности, своего опыта.

Принятие и одобрение себя, уважение к своей личности и поступкам, позитивная самооценка и т.д., более независимы, общительны, открыты, легче «принимают» других и их мнение, не скрывают своих слабостей и неспособностей, легче переживают неудачи, в них сильнее развит мотив достижения, соперничества.

Степень расхождения между реальным и идеальным «Я», определяющая уровень самооценки, зависит от многих условий. В подростковом возрасте это несоответствие может привести к нервозности и дисфории, депрессии, так как низкая самооценка в этом случае связана с «агрессией на себя». Но расхождение между идеальным «я» и реальным «я» в принципе является нормальной ситуацией для этого возраста, поскольку свидетельствует о росте самосознания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернс, Роберт. Развитие Я-концепции и в оспитание. /Пер. с англ. — М.; Прогресс, 1986. — 420с. 2. Божович Л.И. Проблемы фо рмирования личности/ Под ред. Д.И.Фельдштейна .2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практическ ой психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1997. -352с. 3. Божович Л. И. Этапы форм ирования личности в онтогенез е // Вопросы психологии. 1979.№2.-С.23-34. 4. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обо снованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника : Автореф. дисс. … канд. психол.наук.-М.,2000,-23с. 5. Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология.1986.№3.-С.21—30. 6. Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. «Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний». Экспериментальное исследование. 7. Капустин А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента : Автореф. дис. …канд.псих. наук. -М.,1980. — 24с. 8. Кислицкая Л.А. Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. -М.:МГППУ,2006.-320с. 9. Кон И.С. Самосознание: открытие «Я» // Психология ранней юности. М.1989. С.84-105 10. Лапшина О.А. Ваш ребенок пятиклассник //Школьный психолог. 2006г. 11. Лисина М.И. Общение, лич ность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. -М .: Из-во «Институт практическ ой психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.-384с. 12.МакароваИ.В.Психология.-М.:ЮРАЙТ,2004.-С.183-190. 13. Маслоу А. Мотивация и ли чность. 3-е изд./ пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. -352с. 14. Мельниченко О.Г. Соотнош ение между структурно-вариационн ыми характеристиками уровня притязаний и интеллекта в зависимости от свойств личности : Автореф. дис. …канд.псих.наук.-Ленингра д., Гос.университет им. Жданова, 1986.- 25с. 15. Менчинская Н.А. Проблемы обучения и психологического раз вития ребенка / под ред. Е.Д.Божович. — М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1998. -448с.

  • Информационное обеспечение профессиональной деятельности (Значение документации в бухгалтерском учете)
  • Основы оценки нематериальных активов, объектов интеллектуальной собственности
  • Основы оценки машин и оборудования. (Стандарт оценки стоимости машин и оборудования. Рынок машин и оборудования, особенности его функционирования и регулирования.)
  • Основы оценки нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности (Оценочная деятельность)
  • Оценка стоимости ценных бумаг (Понятие и виды стоимости ценных бумаг)
  • Применение модели Блэка-Шоулза в оценочной деятельности (Понятие опционов)
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Теория и практика перевода
  • Видо-временные формы группы Perfect
  • Искусство русского авангарда. Творчество К. Малевича, А. Родченко, В. Татлина, О. Розановой, А. Экстер, Л. Поповой
  • Направление творческой деятельности дизайнера (Этимология понятия дизайна)
  • Исследование самооценки и уровня притязаний

Поддержка позитивных представлений о себе

В повседневной жизни все люди получают широкий спектр отзывов о себе и своем поведении через окружающую среду, как во взаимодействии посредством языка, так и посредством невербального поведения. Если теперь учесть, что все, что личности воспринимают на себе каждый день, влияет на самооценку, это дает повод для размышлений. Важно подкреплять свои сильные стороны и не критиковать себя за слабые!

Например, детям в процессе формирования самооценки нужна возможность попробовать что-то, узнать свои навыки, получить физический опыт. Обратная связь с окружающей средой помогает классифицировать собственные компетенции. Предоставление разнообразных и дифференцированных отзывов о действиях, навыках и поведении является важной задачей родителей и других родственников.

Классификация

В психологии выделены 2 вида уровня притязаний (УП), которые подразделяют по 2 типам.

Виды:

  • Частный — относится к желанию быть успешным в конкретной сфере жизнедеятельности (профессиональная деятельность, спортивная карьера, личная жизнь).
  • Общественный — относится ко всем сферам жизнедеятельности.

Типы:

  • Адекватный — когда цели соответствуют возможностям.
  • Неадекватный, который подразделен на 2 подтипа:
  1. Заниженный. Пример: блестящий ученик не подает документы в престижный ВУЗ, боясь неудачи при поступлении.
  2. Завышенный. Пример: ребенок, плохо знающий предмет, уверен, что заслуживает высокую оценку, не предпринимая каких-либо действий для ее получения.

Что характеризует понятие

По мнению ряда известных психологов, изучающих понятие как психологическую категорию, УП характеризуется стремлением личности добиться успеха во всех сторонах собственной жизни (личностных отношениях, значимости в глазах окружающих, профессиональной деятельности, материальном благополучии).

Основа адекватного уровня притязаний — постановка достижимых целей и задач, способность трезво оценивать собственные возможности.

УП характеризуют следующие понятия:

  • степень трудности поставленной цели;
  • определение дальнейших задач;
  • ощущение собственной значимости.

Формирование самооценки личности

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни. Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми. Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]