Сознание как высший уровень психического отражения


Сущность феномена сознания

А. Н. Леонтьев занимался исследованием закономерностей психического развития. Он осуществлял это в контексте материалистического понимания психики в качестве высшей формы отражения объективной реальности (деятельностный подход). При исследовании вопроса происхождения ощущения и механизмов чувственного отражения Леонтьевым были выделены и охарактеризованы основные этапы развития психики.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В своей эволюции психика проходит ряд этапов, которые начинаются с сенсорного, а завершаются перцептивным и далее интеллектуальным этапом. В завершение происходит формирование сознания. Сознание представляет собой особенность психики, которая становится продуктом общественно–исторического развития. Возможность существования сознания связана с применением и производством орудий труда, началом использования элементов языка, знаний и норм поведения в обществе.

Для объяснения возможностей совершенствования психики человека на основании общественного опыта И.П. Павловым было введено понятие первой и второй сигнальной системы.

Первая сигнальная система представляет собой тип сигнальной системы, предполагающий ориентировку животных на непосредственный раздражитель (например, зрительный, слуховой, тактильный сигнал, связанный с приспособительными условными и рефлекторными реакциями).

Вторая сигнальная система в большей степени концентрируется на знаковых, прежде всего словесных, сигналах. На их основе происходит формирование временных нервных связей.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Сознание как высший уровень психического отражения 470 ₽ Реферат Сознание как высший уровень психического отражения 270 ₽ Контрольная работа Сознание как высший уровень психического отражения 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Для людей характерно объединенное действие этих двух сигнальных систем. По этой причине И. П. Павлов предложил рассматривать специфические типы высшей нервной деятельности с преобладанием соответствующей системы. В зависимости от этого художественный тип определяется в качестве преобладания первой сигнальной системы, мыслительный — второй системы. Средний тип уравновешен по данному признаку.

Происхождение

Существует две ключевых концепции:

  1. Идеалистическая. Сознание появляется в природе человека без вмешательства каких-либо земных законов. Существуют различные попытки объяснения подобного подхода. Так, Кант придерживался мнения, что разум существует в Боге и в момент появления человека на свет вселяется в него. С религиозной точки зрения человек изначально рождается без сознания, но в первые недели его жизни оно проникает внутрь тела вместе с душой.
  2. Материалистическая. Разум является результатом появления у человека способности отражать все многообразие окружающей действительности. Данная концепция представлена тремя основными теориями: трудовой, теорией генетической ошибки, теорией бифуркации.
    В основе трудового подхода лежит теория происхождения видов Ч. Дарвина. Причина развития способностей кроется в совместном труде людей, появлении необходимости применения речи для общения между собой.

    По теории генетической ошибки человек стал результатом сбоя эволюционной программы развития. А теория бифуркации делает упор на возможность мощного скачка в развитии природы, в результате которого появился человек со сформированным мышлением.

Споры о происхождении сознания ведутся не только в психологической плоскости. Данный вопрос интересует также философов, историков, физиологов, физиков.

Теория Л. Кольберга

Отдельного внимания заслуживает теория Л. Кольберга о развитии морального мышления личности.

По мнению ученого, весь процесс эволюции, который проходит человек с раннего детства и до зрелости, связан напрямую с познавательной деятельностью.

Именно благодаря способности к познанию, человек овладевает эмоциями, формирует представления о моральных принципах, понимает свою половую принадлежность.

Кольберг привлекал детей к психологическим экспериментам, нацеленным на выявление закономерности развития нравственных суждений. В ходе проведенных многочисленных экспериментов было установлено, что моральное сознание личности состоит из трех уровней:

  1. Доусловный. Действия оцениваются с точки зрения возможных последствий.
  2. Традиционно-нравственный. Признанные обществом ценности и установки признаются более значимыми, чем индивидуальные интересы личности.
  3. Пострадиционный. Нравственные суждения формируются на основе собственных выработанных принципов.

Кольберг утверждал, что переход от одного уровня культурного развития к другому напрямую зависит от возрастных изменений.

По мере взросления на нравственные установки ребенка оказывают влияние взгляды его родителей, уровень образования, предпочтения сверстников, стремление к поощрению со стороны общества, развитие логического мышления.

Предпосылки и условия возникновения

Основной предпосылкой развития мыслительной деятельности человека стало появление первых орудий труда.

Овладение этими орудиями позволило людям приступить к трудовой деятельности.

Необходимость в координации усилий привела к развитию речи, как способа коммуникации.

К тому же, сама трудовая деятельность по своей природе побуждала к развитию сознания: человек приходит к пониманию того, что существует предмет и цель, которой можно добиться с помощью этого предмета. Так и формировалась целенаправленная деятельность.

Чем больше люди овладевали орудиями труда, чем дальше шел прогресс, тем выше становился уровень осознанности ими своего поведения.

В процессе совместной деятельности люди приходили к пониманию, что их личные потребности удовлетворяются одновременно с общими нуждами. Появились первые представления об общественном сознании, общности интересов.

В онтогенезе

Уровень мышления только что появившегося на свет ребенка и взрослого человека значительно различаются, этот факт не подвергается оспариванию в отличие от вопроса происхождения сознания.

Также ученые сходятся во мнении, что существует прямая зависимость между уровнем развития сознания и индивидуальными особенностями конкретного человека, спецификой его окружения.

Отдельного внимания заслуживает теория А.Н. Леонтьева. По мнению ученого человек рождается с определенной врожденной, безусловно-рефлекторной организацией поведения.

Затем в процессе своего существования он усваивает исторический опыт своих предков, и именно этот опыт является основополагающим этапом развития сознания.

Движущей силой, которая способствует усвоению опыта, становится взросление.

Сознание как высшая ступень развития психики

Сознание является высшим уровнем психического отражения. Эта форма свойственна человеку и предназначена для отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающей среды. Благодаря ей у людей происходит формирование внутренней модели внешней реальности. Сознание помогает познавать и менять окружающий мир.

Функция сознания в качестве высшей формы отражения состоит в создании целей деятельности, когда предварительно осуществляется мысленное построение действий и предвидение их результатов. Этот процесс призван для обеспечения разумного регулирования человеческого поведения и деятельности.

В сознание входит соответствующее отношение человека к окружающей среде и к окружающим людям. Принято выделять несколько свойств сознания:

  • Построение отношений;
  • Познание;
  • Процесс переживания.

Отсюда следует непосредственное включение мышления и эмоциональной сферы в процессы сознания. Основная функция мышления представлена определением объективных отношений между явлениями внешней реальности. Основной функцией эмоций является создание субъективного отношения человека к людям, предметам, явлениям.

В структуре сознания происходит синтез данных форм и видов отношений. Они способствуют определению, как организации поведения, так и глубинных процессов самооценки и самосознания. Существуя реально в едином потоке сознания, образы и мысли способны окрашиваться с помощью эмоций и становятся переживаниями.

Развитие сознания происходит у индивида преимущественно в социальных контактах. В филогенезе оно совершенствовалось и становилось возможным при условии активного воздействия на природную среду в условиях ведения трудовой деятельности. Сознание проявляется только при существовании языка, речи. Эти процессы возникают в одно время с сознанием в процессе труда.

Первичный акт сознания представлен актом идентификации с символами культуры. Они организуют человеческое сознание и делают человека человеком. За выделением смысла, символов и идентификации с ним идет выполнение и активная деятельность детей в области воспроизведения образцов поведения, речи и мышления. Сознание характеризуется активной деятельностью ребенка, отражающая окружающий мир и регуляцию поведения.

Сознание и самосознание

Сознание — высшая функция мозга, свойственная в живой природе только человеку.

Эта функция непосредственно связана с речью и выражается в способности мозга воспринимать, отражать и перерабатывать поступающую из окружающей действительности информацию, в умении планировать действия и предвидеть их результаты, в способности контролировать и регулировать поведение.

Сознание состоит из различных компонентов: внимания, памяти, воли. Каждый из них выполняет определенную функцию. Так, внимание позволяет усваивать информацию, поступающую извне.

Память способствует уяснению этой информации и способности ее применения в дальнейшем. А воля помогает нацеливать себя на достижение поставленных задач и получение желаемых результатов.

Разум помогает человеку познать окружающий его мир, успешно функционировать в обществе.

Приобретая знания о самом себе, о других людях, о природе, о закономерностях общественной жизни, человек получает возможность успешно социализироваться в своей среде обитания.

Также благодаря сознанию становится возможным проявление воображения. Люди могут не только воспринимать реальные предметы и явления, но и воспроизводить у себя в уме любые желаемые образы.

Именно это свойство психики позволяет создавать произведения искусства, делать научные открытия.

При помощи сознания человек оценивает свои поступки, их соответствие существующим требованиям.

Он вырабатывает принципы самоконтроля, регулирования своего поведения.

Сознание позволяет как ориентироваться в настоящем, так и прогнозировать будущее — строить планы, предвидеть развитие событий.

Самосознание — особая высшая форма мышления. Оно позволяет воспринимать себя как физический организм, как личность, с присущими ей качествами, установками, эмоциями и чувствами.

У человека появляется возможность не только объективно оценивать собственные индивидуальные черты, но и успешно интегрироваться в окружающую обстановку.

Благодаря наличию самосознания человек получает возможность постоянного саморазвития и самосовершенствования. Он свободно определяет свои желания, потребности.

Критерии, этапы, уровни

Существует три этапа развития внутреннего восприятия:

  1. Представления о своем физическом теле, определение себя как отдельного организма.
  2. Отнесение себя к определенной социальной группе, восприятие своей личности с точки зрения ее социальной роли.
  3. Полное восприятие своего «Я». У индивида формируются собственные ценностные установки, он ощущает себя как полноценную личность.

К критериям самосознания относятся:

  • степень автономности от остальных субъектов общества;
  • уровень активности (умения управлять собой);
  • распознавание в других качеств, которые присущи собственной личности;
  • наличие рефлексии — умение разбираться в себе, самосовершенствоваться и развиваться.

По этим критериям можно определить степень внутреннего восприятия индивидом своей личности, выявить существующие проблемы и внутренние разногласия.

Так, при высокой степени рефлексии, активности и автономности можно говорить о цельности личности и ее успешной интеграции в обществе без ущерба для собственной индивидуальности.

Уровни самосознания:

  • непосредственно-чувственный (ощущения, переживания);
  • целостно-образный (поддержание своего»Я»);
  • рефлексивный (самонаблюдение, самоанализ);
  • целенаправленно-деятельный (синтез трех предыдущих уровней, в результате чего формируются многочисленные мотивационные, поведенческие формы мышления: самоконтроль, самовыражение, самооценка и т.д).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]