Если ты постоянно критикуешь себя, ругаешь; часто расстраиваешься, что выходит не так, как тебе бы хотелось, скорее всего, ты выдвигаешь для самой себя завышенные требования. Завышенные требования по отношению к себе плавно перетекают в преувеличенные ожидания от окружающих.
Так проявляются черты перфекциониста, для которого важно достигать «идеального» результата. Однако проблема заключается в том, что идеал – понятие субъективное и относительное. В погоне за совершенством, можно так и не постичь его.
В этой статье:
Возможные причины завышенных требований к себеПлюсы завышенных требований к себеМинусы излишней требовательности к себеКак избавиться от излишней требовательности к себеОткуда возникает требовательность к окружающимКак не требовать от других слишком много
Возможные причины завышенных требований к себе
Фото автора Nandi Gustian: Pexels
Мышление, в котором ты все время стремишься ко всему идеальному, формируется не случайно. На развитие такой модели поведения влияет ряд факторов:
- Особенность темперамента и характера.
Завышенные требования, как черта личности, которая на протяжении всей жизни сопровождает человека. Пессимистический настрой, склонность к само копанию и самоедству не дают человеку спокойно относиться ко всему происходящему.
- Постоянная критика со стороны родителей.
В детстве ребенок воспринимает все за чистую монету. В случае если родители редко хвалят своего малыша, а критика возникает как метод воспитания, формируется паттерн «я не достаточно хорош».
Критиковать детей – занятие не только бесполезное, а даже губительное. Впоследствии им будет сложно адекватно оценивать себя и свои способности. Даже если они будут хороши в каком-либо деле, они будут считать, что могли бы еще лучше.
- Родители часто использовали сравнение.
Возможно, родители допускали сравнение с самим собой в детстве: «Вот когда я был маленьким, я легко справлялся с такой задачей». Другая ситуация – это сравнение с другим ребенком: «Маша у тети Веры такая молодец, делает лучше тебя».
Такие фразы могут как «убить» в ребенке желание что-то делать, так и привести к отчаянному стремлению доказать всем, что ты чего то стоишь.
- Чрезмерный контроль со стороны родителей.
Допустим, мама сама любит, чтобы все было «идеально». Такие люди постоянно все контролируют. Регулирование действий своего ребенка, бесконечное стремление оградить его от всевозможных трудностей, приводит к страху ребенка перед возникновением сложностей.
Ограничение действий, невозможность полноценно развиваться, провоцируют неуверенность в своих силах, что в дальнейшем перетекает в тревожность и завышенные требования по отношению к себе.
- Низкая самооценка.
Заниженная самооценка порождает придирчивость к себе и страх не справиться с поставленной задачей. Неуверенные в себе люди критически относятся ко всему, что они делают. Даже находясь в обществе, ему кажется, что окружающие замечают лишь его недостатки.
К сожалению, так устроена психика таких людей, им все время кажется, что он недостаточно хорош. В этой борьбе и погоне за совершенством проходит их жизнь.
Долженствования в психологии – вопросы для работы
Задавайте себе вопросы:
- как из того, что вы хотите, следует, что так и должно быть?
- существует ли такой закон природы или общества, в соответствии с которым должно быть именно так?
- существуют ли какие-либо факты, доказывающие истинность вашего убеждения?
- существуют ли факты, опровергающие это убеждение?
Пересматривайте и подвергайте сомнению свои личные правила или ожидания, которые содержат такие слова как «должны», «обязаны», «следует поступать так». Помните, что всегда существуют исключения и особые обстоятельства.
Если люди действуют вопреки вашим ожиданиям или ценностям, это может раздражать. Но ваши личные ценности вполне закономерно могут не интересовать других. Важно допускать возможность ошибок, признавать уникальность каждого, в отношениях с окружающими заменять долженствования пожеланиями.
Работайте над своим мышлением, и оно станет более рациональным и адаптивным. Эти усилия обязательно окупятся, ведь только устойчивая нервная система поможет вам справляться со стрессами и трудностями, которые присутствуют в жизни каждого.
Как избавиться от излишней требовательности к себе
Достичь больших результатов – благая и достойная цель, однако если твоя жизнь превратилась в вечную борьбу за безукоризненное выполнение каждой, даже самой минимальной деятельности, стоит задуматься, не вредит ли это тебе.
Если ты четко понимаешь, что тревожность и страх не стать совершенной парализует тебя и не дает жить нормальной жизнью, стоит осознать свою проблему и начать путь по избавлению от нее. Что конкретно тебе стоит изменить?
- Пойми, что понятие совершенства и правильности относительно.
Все ограничения только в твоей голове. Каждый человек имеет право на ошибку. На самом деле, ошибки помогают развиваться и совершенствовать свои способности. Разреши делать что-то не так. Позволь себе быть свободной в принятии решений.
- Чужое мнение не должно тебя волновать.
Как правило, страх сделать ошибку кроется в страхе осуждения. Человек боится показаться людям не совершенным, не правильным. Пойми, твоя жизнь – твоя личная ценность. Нельзя опираться на мнение других людей, у них своя судьба.
- Научись ценить свободу.
Свободу выбора, свободу решения, индивидуальность и уникальность мнения и желаний – всем этим явлениям стоит придать значимость и ценность. Жизнь так быстротечна, что есть риск потратить ее на то, чтобы нравиться всем вокруг и соответствовать стандартам и правилам.
- Ищи опору в себе.
Благодарность к себе за каждый результат и способность хвалить за каждое достижение, а так же за смелость даже в случае негативного исхода, поможет понять, что ценность – внутри тебя — это ты сама. Ценнее только здоровье, гармония и спокойствие.
- Управляй жизнью сама.
Завышенные требования к себе напрямую зависимы от результата. Получается, что состояние, настроение и ощущение счастья пребывают во власти само оценивания. Ты должна сама стать хозяйкой жизни и управлять всем вне зависимости от обстоятельств.
Празднуйте каждое достижение
Это позволит значительно снизить негативные последствия от необходимости все время напрягаться и выполнять все наилучшим образом. А сделать это очень просто: будьте здесь и сейчас, замечайте, что вы прошли еще один какой-то рубеж в достижении цели. Тогда каждый пройденный этап станет ценен сам по себе. Тогда как тот, кто концентрируется только на конечной цели, упускает все эти моменты, которые считает тривиальными в сравнении с большим конечным результатом.
Откуда возникает требовательность к окружающим
Практически всегда придирчивость к окружающим – это последствие требовательности к себе. Если быть точнее, это неразрывные части одного целого. Человек, привыкший выполнять все «на отлично», будет ждать от другого человека такого же безукоризненного выполнения.
Воспитание и модель родительского поведения также играет роль в формировании такой черты. Если родители излишне опекали, контролировали, ожидали от ребенка четкого и беспрекословного повиновения, вырастая данный паттерн, будет использован в уже своей семье за пример для подражания.
Что значит быть перфекционистом?
Что значит перфекционист, можно разъяснить просто – безобидный индивид, который всегда держит слово, выполняет свои обещания, обязанности, он отличается пунктуальностью и безупречностью. Например, женщины всегда идеально выглядят, следят за фигурой, речью, здоровьем. Продавцы-перфекционисты могут часами выкладывать витрины до идеального вида. Такие люди не признают серых оттенков, для них есть только черный или белый цвет.
Слово перфекционист – это обостренное стремление добиться совершенства. Это обычно относится к достоинствам человека. Однако у многих психологов другое мнение на этот счет – они уверены, что это серьезная личностная проблема. В первую очередь – заниженная самооценка, что отражается на всех сферах жизнедеятельности. У перфекционистов нет «золотой середины», отсутствует гибкость, коммуникабельность, они постоянно впадают в крайности.
Постоянное копание в мелочах мешает продуктивности в работе. В итоге – человек не успевает по срокам, не может довести дело до конца, а когда возвращается к нему – оно часто становится неактуальным. Это давит на перфекциониста, вызывает чувство неудовольствия, негативно отражается на нервной системе, что приводит к неврозам.
Женщины-перфекционисты напоминают роботов, поэтому часто оказываются одиноки. Люди такого типа не выносят критики, что мешает в социализации.
Как не требовать от других слишком много
Окружающим людям не нравится соответствовать чужим ожиданиям. Поэтому, требуя от них конкретных действий и результатов, ты сталкиваешься с непониманием и конфликтами. Чтобы сохранить теплые и гармоничные взаимоотношения, стоит понять некоторые моменты:
- Другой человек не обязан соответствовать твоим стандартам.
Он отдельная личность, с личными желаниями, идеями, мыслями и целями. Попытка подчинить его своим требованиям, способна закончиться разладом и разрывом отношений. Даже если удастся убедить человека, что твои намерения благие, он не способен стать счастливым в позиции, навязанной ему тобой.
Да и стандарты правильности и совершенства у вас возможно противоположно диаметральные. Поэтому стоит предоставить свободу близким, дать им возможность принимать решения самостоятельно.
- Мы такие разные – этим и чудесна наша жизнь.
Как было бы скучно и приторно, если бы мы все были одинаковые. Несовершенство мира, неповторимость людей, делает нашу действительность особенно прекрасной. К любым ситуациям стоит научиться относиться с особой мудростью.
Все ошибки и не идеальности – это наш полезный опыт, способный научить чему-то большему и помогающий двигаться вперед. Принимай их с благодарностью и любовью и тогда ты научишься воспринимать себя и других, а также ценить человеческую уникальность.
Обучение на ошибках
Главная черта перфекционистов — боязнь неудачи, они стараются избежать падений и ошибок. Но ошибки помогают людям проверить себя на прочность. Когда мы идём на риск, падаем и снова поднимаемся — мы становимся сильнее. На основе опыта мы развиваемся, и в этом нам больше помогают поражения, а не успехи.
Неудача не обещает успеха, но отсутствие неудачи всегда означает и отсутствие успеха.
Те, кто понимает, что неудача всегда связана с успехом, учатся на своих ошибках, развиваются и в итоге преуспевают.
Что включает в себя главное коммуникативное требование для профессий, связанных с людьми
Умение коммуницировать включает в себя не только простую способность разговаривать, но и такие важные навыки, как умение грамотно построить свою речь, услышать, выслушать и понять собеседника, донести до него свою мысль так, чтобы он ее понял именно в том смысле, который вложили в нее вы. Большую роль играет способность понять психологию человека в короткий промежуток времени, а также найти общий язык с индивидом любого возраста, социального положения и умственного развития. Умение наблюдать и анализировать необходимо человеку, работающему с людьми.
Какие еще профессии относятся к типу «человек-человек»
К типу этих профессий также относятся директора и менеджеры, операторы на телефоне и бармены, контролеры в автобусах или электропоездах, риелторы и страховые агенты, социальные работники и супервайзеры, налоговые инспектора и специалисты по связям с общественностью. Это психологи, политологи, промоутеры и стюардессы и т.п.
С каждым годом появляются все новые и новые специальности. И многие из них связаны именно с людьми.
Подгруппы профессий типа «человек-человек»
Группа профессий «человек-человек» включает в себя три подгруппы: образовательную, защитную и обслуживающую.
К первой подгруппе относятся все педагоги, нянечки и воспитатели, ведущие детских кружков, тренеры по разным видам спорта, а также репетиторы.
Ко второй – полицейские, юристы разного толка, военнослужащие и инспектора.
Третью подгруппу можно разделить еще на несколько категорий. Обслуживание делится на информационное и информационно-художественное, торговое, бытовое и медицинское. По названиям понятно, кто чем обслуживает население. Например, библиотекарь – профессия, относящаяся к информационному обслуживанию, так же, как и гид. Они предоставляют людям информацию.
Медицинским обслуживанием занимаются врачи, медсестры и медбратья, фельдшера, сиделки и фармацевты.
К торговому обслуживанию относятся продавцы различных товаров: от продуктов до техники или канцелярии.
Бытовое обслуживание предоставляют парикмахеры, косметологи, мастера маникюра и другие подобные им специалисты. Также к этой категории относятся официанты и вахтеры.
Информационно-художественное обслуживание близко по своей специфике к профессиям типа «человек-художественный образ». Это могут быть экскурсоводы в картинных галереях или консультанты в художественных магазинах. Также руководителя художественного кружка или хореографа можно отнести сразу к двум категориям – к образовательной подгруппе и к информационно-художественному обслуживанию.