Что такое мораль — функции, нормы и принципы морали


Определение моральных принципов

Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.

Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.

На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.

Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.

Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.

Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.

Как формируется мораль?

Мировоззренческие установки совершенствуются по мере взросления любого социального строя. Формирование морали зависит не только от зрелости общественных устоев, но и от национальной и расовой принадлежности, от географического расположения региона проживания социума. Что такое мораль в обществознании, можно понять, проследив закономерность развития общества. В первобытно-общинной и последующих ранних формациях людей преобладал принцип Талиона (зуб за зуб). В современных обществах западного типа основной нравственный закон – толерантность.

История термина «мораль»

Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.

Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.

О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.

Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.

Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.

Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Конспект по обществознанию по теме «Религия, мораль,социальная мобильность»

Сущность морали

Мораль возникла еще в первобытном обществе. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых к человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение: они распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.

Понятие «мораль» произошло от латинского слова moralis

, что в переводе означает «нравственный». Синонимом морали является понятие
нравственность
.

Мораль

— это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу в целом. Мораль изучает особая наука —
этика
.

Моральные нормы

— это опирающиеся на общественные оценки убеждения и привычки людей, идеалы добра, зла, справедливости и т.п. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации «так, а не иначе». В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных, частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. Поэтому через моральные нормы могут оцениваться как цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

Выделяют светскую и религиозную мораль.

Светская мораль

— отражает потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, это отражение традиций и нравов общества в целом.

Религиозная мораль

— совокупность нравственных понятий и принципов, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер.

Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций

.

  1. Регулятивная функция

    — регулирует поведение людей в обществе, контролирует нижнюю границу человеческих отношений, за которой наступает ответственность перед обществом. Моральная регуляция отличается от правовой регуляции тем, что влияние первой определяется принципами, действующими изнутри самого человека, право же — является внешней надстройкой.

  2. Воспитательная функция

    — готовит человека к жизни в обществе, выступает одним из видов социализации подрастающего поколения. Моральное воспитание продолжается всю жизнь от момента формирования сознания человека через самовоспитание в период зрелости. Если в детстве ребенок получает первичные моральные представления, то в дальнейшем он самостоятельно развивает их, превращая в свой нравственный мир.

  3. Коммуникативная функция

    — создает нормативную основу человеческого общения (этикет, правила общения, правила приличия).

  4. Познавательная функция

    — позволяет познавать и оценивать человеческие качества.

В этой связи отметим, что моральное знание — это знание о должном, справедливом, о том, что находится под абсолютным запретом, о добре и зле.

Таким образом, мораль — это и характеристика личности, ее главных качеств. В тоже время, это и характеристика отношений между людьми, вся совокупность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Религия как феномен культуры

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой и образованием) форм духовной культуры и важнейшим фактором человеческой истории.

Слово «религия» произошло от латинского religio

— благочестие, набожность, святыня, предмет культа.
Религия
— это мировоззрение и мироощущение, которое основывается на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. такого начала, которое находится за пределами естественного знания, и недоступно пониманию человека.

В структуре религии

можно выделить
следующие элементы
.

  1. Вера

    в существование Бога как творца всего сущего.

Основания веры

: Священное писание, свидетельства очевидцев, чудеса.

Противоположностью веры является атеизм

— неверие в Бога.

  1. Учение

    — это совокупность принципов идей и понятий — закреплено в Священной книге (Библия, Коран).

  2. Религиозная деятельность (культ)

    — это вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу.

  3. Религиозные институты

    , называемые общиной или церковью.

Религия играет огромную роль в общественной жизни. Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. В качестве наиболее существенных функций религии

выделяют следующие.

  1. Мировоззренческая функция — объясняет человеку явления окружающего мира и его устройство, указывает на то, в чем состоит смысл человеческой жизни.
  2. Компенсаторная функция

    — дает людям утешение, надежду, опору, снижает тревожность в различных ситуациях риска. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

  3. Воспитательная функция

    — воспитывает и обеспечивает связь поколений.

  4. Коммуникативная функция

    — осуществляет общение людей, прежде всего в культовой деятельности.

  5. Регулятивная функция

    — религиозная мораль регулирует поведение людей в обществе.

  6. Интегративная функция

    — способствует объединению людей, объединяя их мысли, чувства и стремления.

Существуют различные формы религиозных верований

.

  1. Культ природы

    — обычно выделяют культы Неба и Земли. Небо населяют богами, которые управляют жизнью людей, а боги Земли управляют природными процессами.

  2. Анимизм

    — все вещи, предметы и явления природы наделяются духовным началом. Эти духи участвуют в делах человека, помогают или мешают ему.

  3. Тотемизм

    — такая форма верований, в которой человек рассматривается как потомок какого-либо животного (тотема).

  4. Культ предков

    — это вера в мистическую связь с умершими поколениями, поклонение духам умерших людей.

  5. Политеизм

    — вера во множество богов, среди которых обычно выделяется главный бог. Остальные боги являются его детьми и родственниками и подчиняются ему.

  6. Монотеизм

    — это единобожие, вера в существование единого Бога. Его трактуют как Творца, реальное начало мира, Господа и Царя Небесного.

Интернациональными, мировыми, вселенскими, монотеистическими религиями, получившими широкое распространение среди разных народов, являются буддизм, христианство и ислам. Возникновение мировых религий — результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Этнические, национальные перегородки, свойственные религиям древности, были заменены перегородками религиозными. Космополитический характер буддизма, христианства и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару и превратиться в мировые религии.

Мировым религиям свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога. Единый Бог монотеизма как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма. Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности.

Рассмотрим основные черты мировых религий

.

  1. Буддизм

    — самая древняя мировая религия. Возникла в VI—V вв. до н.э. в Индии. В буддизме существуют
    два направления
    :

1) хинаяна;

2) махаяна.

Суть учения буддизма

: через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению, к Богу. Если он ведет добродетельную и милосердную жизнь, то смерть станет переходом в высшее состояние — нирвану. Одна из важнейших заповедей буддизма — любовь и милосердие ко всем живым существам.

  1. Христианство

    — возникло в I в. н.э. на территории Римской импер. В настоящее время — это самая распространенная на Земле религия. Существуют
    три ветви христианства
    :

1) католичество;

2) православие;

3) протестантизм.

Центральная идея христианства

— это идея греховности человека как причина всех его несчастий. Человек может избавиться от грехов через молитву и покаяние.

  1. Ислам (мусульманство)

    — самая молодая мировая религия. Возникла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове, на территории арабских племен. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». В мусульманстве
    два направления
    :

1) суннизм;

2) шиизм.

Основные идеи ислама

— человек по своей сути грешен, ему остается уповать на милосердие и волю Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих, политика, правовые отношения, суд — все должно подчиняться религиозным законам.

Для ислама и христианства свойственен фатализм

— убеждение в том, что судьба человека и все его действия и поступки предопределены Богом, записаны в «Книге судеб».

В Конституции РФ, в статье 28, законодательно закреплена свобода совести и вероисповедания — человек вправе сам выбирать себе религию или быть атеистом.

Свобода совести – свобода исповедовать или не исповедовать любую религию.

Задания

  1. на оценку «5»: ответить устно на 4 контрольных вопроса на оценку «5»
  2. на оценку «4»: ответить устно на 3 контрольных вопроса на оценку «5»
  3. на оценку «3»: записать в тетради ответы на 4 вопроса.

1.Дайте определение понятию «религия».

2.Что в обществознании понимают под моралью?

3.Дайте характеристику мировым религиям.

4.Что означает термин «Свобода совести»?

Социальная мобильность

Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение — излюбленный сюжет народных сказок: Находчивый нищий вдруг становится богачом, бедный принц — королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» — инженерами, программистами, операторами. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Существует два основных вида социальной мобильности — вертикальная и горизонтальная.

Вертикальная мобильность

подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют
восходящая мобильность
(социальный подъем, движение вверх) и
нисходящая мобильность
(социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование — пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность

подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграци

. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция.

Социальная мобильность может быть групповой

, когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильности служат такие факторы, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др.

К факторам индивидуальной мобильности

, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, ученые относят социальный статус семьи, уровень получения образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, получение воспитания, место жительства, выгодный брак.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами вертикальной мобильности

. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия»,
«лифты»
, по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами является политика, армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия

функционирует в качестве канала вертикальной мобильности в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Солдаты продвигаются по социальной лестнице благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли власти, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь

как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Гиббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сын плотника. Социолог П. Сорокин изучил биографию 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти служителей церкви освободившиеся места заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Институты образования

и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Примером является древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность

наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV—XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% — банкира и биржевика, в 12% — торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья

и
брак
становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но незнатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Контрольные вопросы

  1. Какие элементы входят в понятие «социальная структура общества»?
  2. Объясните понятие «социальная группа».
  3. Какие виды социальных групп Вы знаете?
  4. Какие виды этнических групп Вы знаете?
  5. Что такое национализм?
  6. Как Вы понимаете понятия «национальное самосознание», «национальный менталитет», «национальный характер»?
  7. Что такое социальная дифференциация?
  8. Как Вы понимаете понятие «социальная стратификация»?
  9. Какие типы социальных стратификаций Вы знаете?
  10. Каковы особенности социальной стратификации современной России?
  11. Что такое социальная мобильность?
  12. Какие виды социальной мобильности Вы знаете?

Подходы к пониманию морали

Существует четыре подхода к пониманию морали:

  1. Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
  2. Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
  3. Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.
  4. Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.

Мораль в XXI веке

Управление персоналом — что это такое, принципы и функции процесса

В настоящее время все чаще моральные принципы объявляются архаичными или зачисляются в ранг предрассудков. Считается, что современные нормы морали должны быть научно обоснованы, достаточно аргументированы, подчинены логике. Нынешнее общество не приемлет многие правила нравственности только на веру без доказательной базы. Тем не менее, личные нормы морали сформированы у каждого человека на основе его мировоззрения и личных убеждений.

Важно! Библейские 10 заповедей актуальны и универсальны до настоящего времени и не отрицаются современными приверженцами логичной морали.


Извечная борьба добра со злом

Основные функции морали

Мораль осуществляет такие функции:

  • Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.
  • Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.
  • Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.
  • Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.
  • Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
  • Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.

Понятие

В обществе действуют такие правила поведения, которые не прописаны в документах, но соблюдаются большинством людей. Например, в профессиональной сфере. Человек проявляет любовь к своей работе, старается принести пользу, накапливает знания и навыки, которые способствуют его более успешной деятельности. Все это не устанавливается специальными актами и действует без какой-либо письменной формы. Также выстраиваются семейные и дружеские отношения, в которых, к примеру, принято уважать и любить друг друга, не лгать, поддерживать в трудных ситуациях.

В связи с этим возникает вопрос, существует ли какая-то система негласных правил, единая для всего общества? В качестве такой системы выступает мораль.

Мораль – это совокупность принятых в обществе норм, которые регулируют отношения между людьми, их взаимные обязанности и права с позиции добра и зла.

Классификация моральных принципов

Моральные принципы человек осознает как поведение, которое определяет характер взаимоотношений в обществе.

Выделяют такие моральные принципы:

  • Принцип гуманизма — высшая человеческая ценность, которая выражается в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и самореализацию.
  • Принцип альтруизма — нравственная норма, которая призывает оказывать бескорыстную поддержку нуждающимся.
  • Принцип коллективизма — возможность совместного существования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма.
  • Принцип справедливости — равные права и свободы для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества усилий со стороны каждого человека.
  • Принцип милосердия — готовность сострадать и помогать тем, кто просит, вне зависимости от социального статуса и внешнего вида.
  • Принцип миролюбия основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Миролюбие способствует поддержанию общественного порядка, взаимопониманию поколений.
  • Принцип патриотизма — любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
  • Принцип толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Другими словами, принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

Тест по теме

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Совокупность принятых в обществе неписаных правил поведения, норм – это:

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Данил Мещеряков

    9/10

  • Школьная-Библиотека Мбоу-Боградская-Сош

    10/10

  • Алина Громова

    10/10

  • Дима Семикин

    9/10

  • Светлана Абакшина

    7/10

Моральные принципы общения

Нравственные нормы и принципы в контексте общения:

  • самоуважение и проявление уважения к собеседникам;
  • приоритетность чужих или общественных интересов над личными;
  • осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
  • развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
  • ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
  • выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
  • признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;
  • вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
  • общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;
  • равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
  • искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
  • понятность и доступность для всех участников общения;
  • последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.

Мораль и нравственность – сходства и различия

Схожие понятия имеют общие характеристики:

  • основываются на одинаковых базисных понятиях;
  • имеют общие правила и представления;
  • принимаются всем обществом;
  • не обязательны к исполнению.

Отличие морали от нравственности:

  1. Одна применима к социальной сфере. Другая – к духовной.
  2. Мораль может менять свои принципы. Нравственность остается неизменной.
  3. Мораль имеет относительный характер (в разных обстоятельствах один и тот же поступок может быть и аморальным). Нравственность абсолютна для всех случаев.
  4. За нарушение моральных норм могут последовать санкции социума. За нарушение нравственности карает только совесть.

Отсутствие моральных принципов

Полное отсутствие моральных принципов невозможно — у человека в любом случае есть какое-то представление о том, что можно и что нельзя делать. Эти представления могут значительно отличаться от общепринятых в конкретном обществе, тогда такого человека могут назвать аморальным. Если человек перестает развивать свою личность, прекращает ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с этим начинается регресс сформированных моральных норм и правил.

Что такое аморальное поведение?

Это нарушение принципов морали, выражающееся в поступках. Аморальное поведение напрямую связано со слабыми духовно-нравственными установками личности. Другая причина – приверженность человеческим порокам. Если индивид ведет себя аморально, значит, родители и общество не заложили в него определенные нормы поведения, считающиеся моральными в социуме. Дальнейшие обстоятельства жизни (окружающая среда или нахождение внизу социальной лестницы) выработали у него свое внутреннее моральное сознание. Оно стало противоречить с моралью в обществе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]