«Потерять дар речи» — фраза, которую хотя бы раз в жизни произносил каждый из нас. Но далеко не всем известно, что такое действительно может произойти. И название данному явлению — мутизм. Это состояние, когда функциональность речевого аппарата и восприятие речи у человека сохраняются, но по каким-либо психологическим или физиологическим причинам он перестает разговаривать.
«Онемел от ужаса», «От страха все слова из головы вылетели», «От робости язык проглотил» — все эти идиомы, как нельзя лучше описывают основной принцип развития мутизма. Это тяжелое расстройство инициации речи получило свое название от латинского слова «mutus» — молчание. Мутизм является болезнью, а точнее патологическим состоянием, при котором человек молчит, но функции речевого аппарата и слуха, а также способность понимать речь окружающих сохраняется. Неврология рассматривает мутизм, как невротическое нарушение речи, психология — как утрату способности формирования социальных контактов, а психиатрия относится к данному состоянию, как к одной из основных составляющих различных психических отклонений, например, шизофрении, истерии или психозов. Сегодня мутизм принято трактовать, как поведенческое и эмоциональное расстройство, свойственное чаще всего детям в возрасте от 3 до 9 лет. Но и взрослые могут оказаться в группе риска и пополнить ряды мутистов (именно так называют пациентов с данным диагнозом). Гораздо чаще это женщины. Однако и чрезмерно чувствительные, эмоциональные и ранимые мужчины могут при определенных обстоятельствах, как говорится, потерять дар речи.
Врачи-психиатры Юсуповской больницы являются ведущими специалистами в своей области и оказывают помощь пациентам с многими расстройствами, в том числе и с мутизмом. Терапия патологии включается в себя комплексное лечение, благодаря чему удается достигнуть максимально положительного результата. Высокий уровень медицинских услуг и сервиса способствуют тому, что пациенту удается возобновить свои речевые функции, справиться с первостепенными причинами заболевания.
Обобщенные сведения о заболевании
Само словосочетание «селективный мутизм» переводится как «избирательная немота», то есть люди (чаще всего дети) с хорошо развитым слухом, способностью понимать речь и разговаривать могут молчать в определенных условиях.
В группе риска:
- первоклассники, которые еще не привыкли к школьным порядкам;
- социально тревожные дети, которые замолкают от чрезмерного беспокойства или под давлением;
- дети-эмигранты, которые элементарно испытывают дефицит запаса слов и стесняются этого.
Иногда ребенок замолкает во время большого стресса или в социальных ситуациях, а иногда молчанию способствует недопонимание со стороны родителей и педагогов. Бывает, что взрослые определяют селективный мутизм как хамство или невоспитанность, но причины болезни гораздо глубже.
Список источников
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. М.: Сфера, 2002;
- Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских ВУЗов. Том 1. М.Екатеринбург: Академический проект-Деловая книга; 2000;
- Яхно Н. Н., Штульман Д. Р. Болезни нервной системы: Руководство для врачей в 2-х томах. — М.: «Медицина», 2005;
- Коновалова А. Н., Скворцова В. И., Гехт А. Б. Неврология: Национальное руководство / Под ред. Е. И. Гусева. — М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009.
Причины избирательного мутизма
Никакой однозначной причины заболевания не существует. Расстройство может вызвать склонность человека к застенчивости или определенная сложившаяся социальная ситуация.
Основными факторами запуска элективного мутизма у детей могут выступать:
- задержка психического развития или развития речи (ребенок не уверен в своих интеллектуальных способностях, что активизирует застенчивость и молчание);
- индивидуальные психические особенности (когда у малыша наблюдаются повышенные тревожность, робость, чувствительность, впечатлительность, склонность к одиночеству);
- неимение собственного пространства для выражения негативных чувств (нереализованная агрессивность).
- диагностированные шизофрения, аутизм, невроз;
- нарушения неврологического характера (ребенок перенес инфекционное заболевание головного мозга, мозговую травму, у него диагностированы гематома или опухоль);
- особенности воспитания (если родители сами застенчивы, часто страдают депрессией, демонстрируют высокий уровень социальной тревожности, склонны вести себя агрессивно по отношению к детям – это может стать причиной возникновения селективного мутизма);
- пережитый стресс (авария, смерть кого-то из близких, развод родителей, насилие или физические наказания, переезд семьи в другой город/страну).
Во взрослом возрасте элективному мутизму больше подвержены женщины из-за склонности к более ярким эмоциям и переживаниям.
Расстройство может развиться у взрослых из-за:
- чрезмерной чувствительности и мнительности;
- перенесенного инсульта (приобретенный сбой в системе кровоснабжения мозга поражает участок, который отвечает за речевые функции);
- патологий голосовых связок (повреждение, паралич).
ВИДЫ
Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.
Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:
- элективный;
- психогенный;
- эндогенно-психотический.
Элективный мутизм
Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.
Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.
Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.
Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.
Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.
Психогенный мутизм
Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.
Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.
На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.
Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.
Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.
Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.
Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.
Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.
Эндогенно-психотический мутизм
Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.
Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.
Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.
Симптомы избирательного мутизма у детей и взрослых
Как мы уже выяснили, основным симптомом будет являться избирательная немота. Дети могут безумолку болтать дома, но не разговаривать в школе, детском саду; могут нормально общаться со сверстниками, но замолкать в присутствии педагогов (всех или одного конкретного человека).
Если селективный мутизм проходит в тяжелой форме – ребенка может так сильно напрягать чье-то присутствие, что он будет замирать в одной позе, избегать прикосновений, прятать голову и поджимать ноги. При длительном расстройстве формируются ритуальные привычки, как бы помогающие человеку справиться с напряжением – мытье или потирание рук, раскладывание вещей и другие.
Расстройство может осложняться фобиями, депрессивным состоянием, задержкой речевого развития, нервным тиком, энурезом. Без своевременного вмешательства специалистов, селективный мутизм может стать причиной ярко выраженных шизоидных черт или привести к уединенному поведению, проблемам с адаптацией в коллективе, к низкому уровню словесно-логического мышления. У детей могут появиться проблемы с обучением, а у взрослых – с карьерой, общением и личной жизнью.
Другие симптомы отклонения
- обостренное чувство правильного и неправильного;
- затруднение в выражении эмоций и чувств даже с близкими родственниками;
- негативная реакция на шум и большое скопление людей;
- повышенное чувство тревожности;
- нежелание улыбаться;
- проблемы с удержанием зрительного контакта;
- искусственная социальная изоляция;
- приверженность к музыке и искусству;
- умственные способности выше среднего;
- склонность к сопереживанию;
- наличие способности сочувствовать беде других людей.
Кто и как диагностирует селективный мутизм?
Чтобы поставить точный диагноз, психотерапевт опрашивает родителей, наблюдает за ребенком. Необходимо будет посетить несколько специалистов в комплексе: невролога, психолога, иногда – и логопеда-дефектолога, окулиста, отоларинголога.
При диагностировании должны быть исключены аутизм, шизофрения, неврологические нарушения, состояние шока, истерическая немота. Если эти заболевания не подтверждаются, то назначается клиническое обследование, в которое входит:
1. информация о нюансах протекания беременности у матери;
2. краниограмма, МРТ и КТ для определения состояния мозга;
3. ЭКГ;
4. рентген грудной клетки;
5. электроэнцефалография для определения уровня электрофизиологических процессов;
6. анализы крови и мочи для исключения гормональных нарушений.
Если при диагностике подтверждается элективный мутизм, специалист назначает программу лечения.
Как лечат селективный мутизм у детей
Основным направлением лечения будет качественная психотерапия, при помощи которой специалист устранит фобии и тревожно-депрессивный синдром, наладит коммуникационные навыки. В зависимости от конкретного случая, терапевт будет применять методы когнитивно-поведенческой терапии, семейной терапии, арт-терапии.
Психотерапевтические тактики при необходимости дополняются занятиями у логопеда, чтобы осуществить коррекцию артикуляции, наладить произношение звуков, что значительно снизит неуверенность и тревожность пациента.
В обязательном порядке врач назначает и медикаментозное лечение. Это могут быть антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, бензодиазепины, ноотропы. Лекарства помогут не только вылечить психическое расстройство, но и дадут седативный и снотворный эффект.
Чтобы справиться с элективным мутизмом, дополнительно рекомендуется:
- дыхательная гимнастика (чтобы скоординировать духовные и физиологические резервы организма ребенка);
- массаж/гидромассаж (поможет успокоиться и быстро восстановиться после травмы);
- иглорефлексотерапия (чтобы справиться с невротическими проявлениями).
О селективном мутизме и методах его лечения рассказывают наши специалисты на курсах по психологии. Выбрав и освоив программу обучения, вы сможете работать психологом и участвовать в реабилитации детей с различными нарушениями психики, помогая им стать полноценными членами общества.
Советы родителям детей, страдающих элективным мутизмом
Селективный мутизм чаще встречается у детей. Безусловно, шансы на выздоровление значительно увеличатся, если родители малыша будут принимать участие в коррекции расстройства.
Следующие советы помогут мамам и папам организовать дома пространство для выздоровления ребенка.
1. Создайте дома максимально положительную обстановку. Доброта, внимание и готовность всегда выслушать малыша дадут ему понимание, что к нему всегда прислушиваются, что бы он не сказал.
2. Исключите физические наказания. Всегда лучше объяснить на словах, что именно делать нельзя и почему.
3. Выполняйте свои обещания, дети всегда доверяют словам близких взрослых.
4. Попробуйте сменить окружение вашего ребенка. Если селективный мутизм возник из-за психологической травмы или конфликта со сверстниками или педагогами, целесообразным будет поменять детский сад или школу/гимназию.
5. Проводите больше времени вместе. Смотрите мультфильмы, читайте книги, обсуждайте увиденное и прочитанное, учите малыша озвучивать свои впечатления и желания, задавая наводящие вопросы: «Что именно тебе понравилось в этой истории?», «Почему ты думаешь, что герой повел себя неправильно?», «Какой еще мультик мы сегодня посмотрим?».