Проактивность: что это такое, принципы развития, примеры

Что значит быть проактивным или реактивным? Возможно, вы никогда не задумывались об этих двух концепциях, хотя они особенно актуальны на рабочем месте. Эти черты на самом деле имеют тенденцию влиять на то, какой карьерный путь вы выберете, поэтому мы решили объяснить их подробнее.

Вероятно, у вас есть друг или знакомый, который всегда движется вперед, добивается больших успехов на работе или в каком-то другом аспекте своей жизни. Они постоянно ищут возможности и проблемы, которые подталкивают их к успеху . Вы, вероятно, также знаете кого-то, кто кажется застрявшим на своей работе. У них нет особых стремлений. В этом главное отличие реактивного человека от активного.

Проактивный человек – это тот, кто опирается только на себя. При любых событиях он оценивает свои действия, свои поступки и свои решения. Влияние окружающего мира для него незначительно и сведено к минимуму.

Реактивная личность, наоборот, склонна винить любые обстоятельства, которые встали у нее на пути. Хоть плохую погоду, хоть коллег, хоть детей. Всегда есть какой-то источник помех, который помешал добиться результата.

Что такое проактивность и реактивность?

Эти качества определяют успешность абсолютно во всех сферах жизни, являются двумя противоположными понятиями:

  • Проактивность можно пояснить на примере простых для понимания синонимов — целеустремленность, ответственность, активность, инициативность. Это отношение к жизни, ориентированное на собственные ценности и принципы, изменение обстоятельств под потребности, осознание свободы выбора без ущемления своих и чужих прав.
  • Реактивность, наоборот, характеризуется пассивным отношением и неосознанной реакцией на происходящее, выражающееся в чрезмерной эмоциональности, невозможности контролировать происходящее. Человеку присуще винить обстоятельства, окружающих.

Первая черта присуща успешным людям, а вторая — аутсайдерам. Проактивный человек находит выход в любой ситуации. Реактивный может реализоваться только в самых благоприятных условиях, а при малейших изменениях обстоятельств не в состоянии что-либо сделать, терпит неудачу.


Проактивное мышление

Проактивные люди проявляют инициативу

Вы все еще не уверены, проактивны вы или реактивны? Что ж, первое, что вам следует проанализировать, – проявляете ли вы инициативу или нет.

Инициатива связана с навыком, который высоко ценится на рабочем месте: проактивность.

Когда вы проявляете инициативу, вы выполняете определенные действия, которые делают вас лидером, а не последователем. Например, вместо того, чтобы ждать, чтобы найти работу, вы напрямую связываетесь с интересующими вас предприятиями. Вы можете сделать это, отправив им по электронной почте сопроводительные письма, в которых обсуждаются ваши интересы.

Это отличный способ узнать, проактивны вы или реактивны. Активные люди редко ждут. Они не боятся брать бразды правления , пробовать новое и двигаться вперед. Они экспериментируют и совершают ошибки вместо того, чтобы ждать, пока что-то произойдет

Если вы активный человек, вы не позволите закрытой двери, «нет» или неудаче остановить вас. Вы активны и продолжаете попытки. Верите вы в это или нет, но такой подход открывает для вас новые двери. Хотя это может принести плоды не сразу, в долгосрочной перспективе это поможет.

Брать на себя инициативу не означает быть назойливым, бесцеремонным или агрессивным. Это означает осознавать свою ответственность за то, чтобы события развивались определенным образом.

-Стивен Р. Кови-

Навык проактивности

Понятие ввел австрийский психиатр Виктор Франкл, написавший книгу «Сказать жизни — ДА». Она вышла в свет после пребывания автора в концентрационном лагере. Именно это умение позволило ему выдержать все тяготы, не потеряв внутренней свободы, убеждений, веры в смысл существования.

Навык проактивности — это, говоря простыми словами, осознанная способность выбирать реакцию на сложившиеся обстоятельства. Он позволяет человеку полностью осознавать ответственность за собственную судьбу, демонстрирует здравомыслие в любой ситуации.

Особенности доски визуализации целей и желаний

Принципы и примеры психологии

Каждый человек может стать проактивным. Развитие этого навыка базируется на четком понимании его основных принципов:

  1. Свобода выбора как ответ на раздражитель без эмоциональной реакции.
  2. Тщательный анализ реализации предстоящей задачи и предотвращение возможных проблем.
  3. Осознанная ответственность за каждый шаг, предпринимаемый на пути к достижению цели.
  4. Быстрое принятие решений в любой ситуации благодаря гибкости мышления.
  5. Постоянный анализ и улучшение собственного поведения.
  6. Правильная постановка вопросов, позволяющая прогнозировать, то есть «а что если…?», и возможные ответы.

Нельзя путать проактивность и невозмутимость. Последнее подразумевает отсутствие реакции, а первое еще и успешное избегание раздражителя. Понять разницу можно на простом примере: «за 15 минут нужно пройти 1 километр от намеченного пункта A до точки Б, но пошел дождь и дорогу практически размыло».

Невозмутимый человек будет спокойно идти, зная даже, что опоздает. Реактивный, видя слякоть, просто не пойдет и скажет, что виноват дождь. Проактивный заранее проверит прогноз погоды, наденет соответствующую обувь, проложит маршрут по карте, уложится в обозначенное время или закончить путь раньше.


Проактивность в жизни и работе

В психологии есть множество тестов и упражнений, позволяющих быстро проверить наличие данного навыка. Простейший заключается в вопросе «Кто виноват, что мальчик споткнулся о скамейку?». Малыши от трех до четырех лет винят скамейку, а старше шести —ребенка, который не заметил ее на пути. Кажется, а при чем тут дети? Взрослые, обвиняющие обстоятельства и других, по сути, остаются незрелыми и не проактивными.

Постановка целей или задач и их выполнение

Еще проще понять, о чем идет речь, на примере рыбы, видящей наживку на крючке. Она может ее проглотить, поплыть дальше. Это есть свобода выбора по проактивности. Решение всегда остается за вами. Чем меньше эмоций, тем проще принять решение, что делать. Их отсутствие на раздражитель позволяет полностью игнорировать проблемы, идя дальше к своей цели.

5 навыков проактивного мышления

Публикации в СМИ

Реактивный психоз — психическое расстройство, возникающее вследствие воздействия психосоциальных стрессов и имеющее сходство с другими психозами, но его изменчивость, лабильность и аффективная насыщенность более выражены.

Этиология. Психотравмирующая ситуация, оказывающая выраженное стрессовое воздействие почти на любого человека при сходных обстоятельствах в данной культурной среде. Классификация и клиническая картина. Для всех реактивных психозов характерна триада Ясперса: связь расстройства с психической травмой по времени её возникновения, отражение психотравмирующей ситуации в клинической картине психоза, выздоровление после прекращения воздействия психотравмирующей ситуации. В отечественной психиатрии различают следующие формы реактивного психоза: • Гипокинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок) — внезапное развитие психомоторной заторможённости, вплоть до полной обездвиженности (аффектогенный ступор). • Гиперкинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок, реакция катастрофы) — острое психомоторное возбуждение, развивающееся на фоне нарастающих тревоги и страха. Поведение теряет целесообразность, движения становятся хаотичными и бессмысленными. Пациенты в страхе мечутся, бегут куда-то, иногда навстречу опасности (фугиформная реакция). • Истерические психозы •• Истерическое сумеречное помрачение сознания — расстройство, возникающее на фоне аффективно суженного сознания и проявляющееся тревогой, эмоциональной неустойчивостью (немотивированный смех неожиданно сменяется плачем), иногда зрительными галлюцинациями, псевдодеменцией. Синдром Ганзера — один из вариантов расстройства •• Псевдодеменция (псевдодеменция Вернике) — регресс психической деятельности, имитирующий слабоумие. Больные дезориентированы, нелепо отвечают на самые простые вопросы, с грубыми ошибками выполняют элементарные задания (например, на просьбу указать на глаза показывают нос, вместо руки — ногу, туфли надевают на руки и т.д.). Но их ответы всегда соответствуют теме поставленного вопроса (например, белый цвет они называют чёрным, лето — зимой и т.д.). Наблюдают нарушения речи и письма — аграмматизмы, пропуски букв и слов, неровность почерка. Выражение лица — растерянное с бессмысленной улыбкой •• Пуэрилизм — регресс психической деятельности, характеризующийся появлением в речи и поведении взрослого детских черт. Пациенты говорят с детскими интонациями, шепелявят, сюсюкают, ко всем обращаются на «ты», называют «дядями» и «тётями», охотно играют в детские игры, часто капризничают, недовольно надувают губы, обиженно плачут. Расстройство отличается диссоциированностью: наряду с детскими чертами в поведении сохраняются отдельные привычки взрослого человека, например правильная манера зажигать спички, курить •• Синдром бредоподобных фантазий — бредоподобные идеи величия, богатства, изобретательства, развивающиеся на фоне аффективно-тревожного фона настроения и отражающие стремление личности вытеснить психотравмирующие переживания •• Синдром одичания — распад сложных психических функций на фоне аффекта страха. Поведение больного уподобляется поведению животного. Пациенты утрачивают навыки самообслуживания, ползают, лают, рычат, обнюхивают пищу и предметы, едят руками, агрессивны •• Истерический ступор (психогенный ступор, псевдокататонический ступор, эмоциональный ступор, диссоциативный ступор) — выраженная психомоторная заторможённость, сопровождающаяся мутизмом, выраженным аффективным напряжением. Мимика — выразительная, отражает аффект (страдание, отчаяние, злоба). При напоминании о психотравме у пациентов учащается пульс, на глаза наворачиваются слёзы, вздрагивают веки и крылья носа. • Реактивная депрессия — остро развивающееся депрессивное состояние, характеризующееся подавленным настроением, тоской, психомоторной заторможённостью или возбуждением, тревогой. На высоте развития психоза возможно возникновение бреда, галлюцинаций и суицидальных тенденций. • Реактивный параноид (психогенный параноид) •• Реактивная паранойя (психогенная паранойя) характеризуется развитием интерпретативного бреда, не выходящего за рамки психотравмирующей ситуации •• Реактивный бредовый психоз (параноид внешней обстановки, ситуационный параноид) характеризуется развитием на фоне выраженных тревоги и страха бреда преследования, воздействия, отношения, отражающих тему психотравмирующей ситуации. Часто наблюдают в условиях судебно-следственной ситуации, военного времени, внезапной изоляции (например, завалы в шахтах), резкой перемены окружающей обстановки (например, эмиграция).

Дифференциальная диагностика • Интоксикация наркотическим средством и синдром его отмены • Шизофрения • Расстройства настроения • Бредовое расстройство. Лечение • При психомоторном возбуждении — левомепромазин или хлорпромазин по 100–300 мг/сут, бромдигидрохлорфенилбензодиазепин по 1,5–3 мг/сут • При реактивной депрессии — антидепрессанты (например, амитриптилин по 150–300 мг/сут, имипрамин по 150–300 мг/сут, сертралин по 50–100 мг/сут однократно в утренние часы), транквилизаторы (например, диазепам по 5–15 мг/сут, бромдигидрохлорфенилбензодиазепин по 1–3 мг/сут, медазепам по 20–40 мг/сут) • При реактивных параноидах — нейролептики (например, галоперидол 5–15 мг/сут, трифлуоперазин по 5–15 мг/сут) • При истерических психозах — транквилизаторы (например, диазепам по 5–15 мг/сут, бромдигидрохлорфенилбензодиазепин по 1–3 мг/сут, медазепам по 20–40 мг/сут), нейролептики (например, тиоридазин, перициазин по 40–60 мг/сут) • При истерическом ступоре — психостимуляторы, например мезокарб по 30–40 мг/сут. Течение и прогноз. Психоз обычно развивается в течение нескольких часов после психотравмы. Продолжительность психоза — от нескольких часов до нескольких месяцев. При адекватной терапии прогноз благоприятный. На вероятность благоприятного исхода заболевания указывают лабильность симптоматики, благополучное преморбидное состояние пациента, отсутствие в семейном анамнезе случаев шизофрении и непродолжительность симптомов (от нескольких часов до нескольких дней). Синонимы • Кратковременное психотическое расстройство • Психогенный психоз

МКБ-10 • F23 Острые и преходящие психотические расстройства

Книги проактивности для развития

Проактивное поведение — это постоянный самоконтроль, повышенная требовательность к себе, умение видеть, как достичь цели, предвидя или быстро находя выход из проблемной ситуации. Помочь развить умение позволяют следующие книги, пользующиеся популярностью как у рядовых читателей, так и управленцев:

  • «Будь лучшей версией себя» Д. Вальдшмидт.
  • «5 навыков проактивного мышления» Д. Миллер.
  • «Человек в поисках смысла» В. Франкл.
  • «7 навыков высокоэффективных людей С. Кови.

Главное, не просто изучать написанное, но воплощать на практике все получаемые знания и неустанно работать над тем, чтобы быть ответственным, целеустремленным, инициативным.

С индивидуальной точки зрения

Проактивное поведение может быть направлено на изменение самости (например, получение новых навыков) или окружающей среды (например, внесение предложений о том, как улучшить обслуживание), и может быть противопоставлено как пассивному, так и реактивному поведению. Существует целый ряд различных задач, ориентированных на конкретные задачи и организации, которые можно рассматривать как активные, такие как поиск обратной связи, внесение предложений по улучшению или раскрытие информации (сообщение о нарушениях в вашей организации), а также более самостоятельные действия, такие как управление своей карьерой (например, взяв на себя инициативу посещать обучение, которое может оказаться полезным на работе в будущем).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]