Вы будете смеяться: всё о смысле юмора, его социальной роли и последствиях для шутников

Американский композитор Нед Рорем сказал: «Юмор – это способность видеть три стороны одной медали». Психология полностью согласна с этим мнением. Развитое чувство юмора действительно помогает увидеть ситуацию в другом свете, найти больше вариантов решения проблемы.

Юмор помогает предупреждать и разрешать конфликты, налаживать отношения, самовыражаться. Это то качество, которое одинаково привлекает мужчин и женщин. Но это только часть преимуществ. Юмор еще и способен исцелять наши души. В психологии даже есть терапия смехом (юмором).

Чувство юмора в психологии

«Если позволять себе шутить, люди не воспринимают тебя всерьез. И эти самые люди не понимают, что есть многое, чего нельзя выдержать, если не шутить», – Эрнест Хемингуэй.

По тому, над чем человек смеется и как он шутит, можно многое о нем узнать, например, его ценности и убеждения, принципы (или их отсутствие), больные точки, особенности характера и темперамента, уровень интеллекта и ширину кругозора, глубину внутреннего мира.

Думаю, вы сами замечали, что кого-то рассмешить очень легко, кто-то понимает только прямые шутки, кто-то повторяет чужие образцы, а кто-то сам шутит, да так интересно и утонченно, что не всегда оказывается понят другими.

Какова же структура юмора и почему чувство юмора отличается? В чувстве юмора задействованы познавательные процессы и эмоции, а также физиология.

  • Познавательные процессы – это внимание, память, мышление, воображение и другое. Чем выше развиты эти свойства психики, тем острее и интереснее у человека чувство юмора.
  • Причем тут физический уровень? Под этим подразумеваются вербальные и невербальные способы, используемые человеком.
  • Про эмоции все еще понятнее: мы от природы отличаемся темпераментом, а значит и эмоциональностью. Жизненный опыт тоже вносит свою лепту. В результате кто-то более эмоционален, кто-то менее. У кого-то преобладают положительные, а у кого-то отрицательные эмоции.

Для того чтобы мы посмеялись, посыл (а юмор всегда связан с какой-то мыслью, образом) должен быть не значим для нас, то есть вводить в состояние игры, а не вызывать переживания. Отсюда и обиды с фразами «Да ты чего, я же пошутил». Есть вещи, над которыми шутить нельзя. Но беда в том, что для каждого человека это свои идеи, личные.

Из сказанного выше вытекает еще одна важная функция юмора: познание другого человека и себя. Развитие своих коммуникативных способностей, эмпатии, чувствительности, умения встать на место другого человека.

На этой же почве то, о чем мы шутим, а точнее что воспринимаем серьезно, а что нет, говорит о наших желаниях и потребностях, отношении к человеку или каким-то вещам. Наверняка, случалось такое, что вы сами не верили в серьезность происходящего до последнего.

ÐÑÑилиаÑивное ÑÑвÑÑво ÑмоÑа

СвойÑÑвенно Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей, коÑоÑÑе лÑбÑÑ ÑаÑÑказÑваÑÑ Ð°Ð½ÐµÐºÐ´Ð¾ÑÑ Ð¸ ÑмеÑнÑе иÑÑоÑии, не оÑкоÑблÑÑÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»Ñдей. Ðазовем ÑÑо ÑмоÑом Ñади ÑмоÑа. Ðак пÑавило, лÑди Ñ Ð°ÑÑилиаÑивнÑм ÑÑвÑÑвом ÑмоÑа иÑполÑзÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ð´Ð»Ñ ÑкÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоÑиалÑнÑÑ ÑвÑзей, и вÑе Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑки ÑÑÑиÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¾Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð»Ð°Ð´Ð¸ÑÑ Ð¾Ð±Ñение Ñ Ð´ÑÑгими лÑдÑми.

ÐÑо Ñак ÑÑÑиÑ: ÐбÑÑно лÑди, пÑедпоÑиÑаÑÑие ÑÑÑиÑÑ Ð² данной манеÑе, ÑвлÑÑÑÑÑ Ð³Ð°ÑмониÑнÑми и ÑоÑиалÑнÑми лиÑноÑÑÑми, коÑоÑÑе пÑидаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑое знаÑение Ñвоим оÑноÑениÑми и дÑÑжбе. Ðни ÑмоÑионалÑно ÑÑабилÑнÑ, ÑмеÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÑÑ ÑеÑнÑе ÑвÑзи Ñ Ð´ÑÑгими лÑдÑми, но не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð´ÑмаÑÑ, ÑÑо Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑÑков Ð½ÐµÑ ÑÑеÑжнÑ. Ðм ÑвойÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ñ Ñакие каÑеÑÑва, как ÑÑÑеÑÑоÑÑÑойÑивоÑÑÑ Ð¸ коммÑникабелÑноÑÑÑ, Ð´Ð°Ð½Ñ ÑникалÑнÑе адапÑивнÑе навÑки.

Здоровое и нездоровое чувство юмора

Чувство юмора – признак зрелой и здоровой личности. Однако чувство юмора чувству юмора рознь, важно смотреть не только на его наличие, но и на содержание.

  • Здоровое чувство юмора позволяет продуктивно взаимодействовать с людьми и предполагает гибкие личностные границы.
  • Нездоровый юмор, как правило, имеет разрушающий характер в отношении других или себя, препятствует налаживанию контактов. А вместе с этим отмечается неподвижность личных границ. Часто как раз про таких людей говорят, что у них нет чувства юмора.

Самым опасным считается черный юмор, притом отмечается, что он свойственен людям с психозами.

  • Например, юмор шизофреников сложно понимать другим людям.
  • А параноики наоборот не понимают шутки здоровых людей. Им мерещатся оскорбления и угрозы.
  • Шутки маньяков пугают других людей, но услышать их можно очень часто.

Здоровье/нездоровье юмора можно определить с помощью опросника для оценки стилей юмора (автор – Мартин). Проводились исследования с помощью этого опросника, в ходе которых было выявлено:

  • Здоровый адаптационный юмор свойственен оптимистам, людям с адекватной самооценкой и способным строить близкие отношения.
  • Агрессивный юмор наблюдается у неудовлетворенных людей.
  • Самодеструктивный и самоуничижительный – у людей с психическими нарушениями, сопровождающимися депрессией, тревогой и враждебностью, низкой самооценкой и неудовлетворенностью отношениями с окружающими людьми.

Принятие себя

Люди, обладающие хорошим чувством юмора, склонны к самоиронии и, как следствие, глубокому самоанализу. Доказательством тому является широкая популярность движения стенд-ап комиков. Люди со сцены рассказывают о своих размышлениях, наблюдениях, проблемах и часто о своей так называемой «боли», о которой часто упоминают члены жюри телепередачи «Открытый микрофон» на канале ТНТ и, по совместительству, первые стэндаперы в России.

Именно по причине способности заглядывать «внутрь себя» люди с хорошим чувством юмора легче реагируют на собственные неудачи и недостатки.

Типы чувства юмора

Чтобы определить характер юмора, а значит и личностные особенности человека, не обязательно общаться с ним, достаточно проанализировать продукты его творчества (рисунок, сценарий, книга, песня). Что и сделала Р. Сильвер. Автор пользовалась рисуночным тестом. В результате этого она выявила 7 типов чувства юмора:

  1. Патологический черный юмор. Для него характерен смех над ситуациями смерти и опасности. Это насмешка над чужими страданиями и страхами.
  2. Непатологический черный юмор. Смех также над ситуацией смерти, несчастья, но при условии, что сам участник этой ситуации не демонстрирует страдания или страх.
  3. Уничижительный юмор. Предполагает насмешки и унижения по какому-либо признаку.
  4. Самоуничижительный юмор. Высмеивание собственных неприятных черт.
  5. Неясный юмор. Что-то отстраненное, не предполагающее конкретного развития событий далее.
  6. Умеренно положительный юмор. Предполагает преодоление неудач с помощью высмеивания, доброго смеха над самим собой. Особенно по достижению успеха.
  7. Выраженный положительный. К выше описанному добавляется игра слов, высмеивание абсурда и двойственности ситуации. Это игривый юмор, иногда объединяющий нескольких персонажей.

Для каждого человека характерно преобладание того или иного чувства юмора в зависимости от ситуации. Но этим и затрудняется дифференциация чувства юмора по принципу патологии/нормы.

Как понять, что с вами случилась именно паническая атака?

Как следует из названия, главным симптомом панической атаки является внезапный и, казалось бы, беспричинный приступ тревоги и страха. Он сопровождается неприятными ощущениями: сердцебиением, приливом холодного пота, дрожью в ногах, болью в груди, затруднением дыхания и так далее. Симптомы могут быть самыми разными, но главное — они должны бесследно проходить через 5−20 минут вместе с ощущением страха. Диагноз панической атаки не может быть поставлен лишь на основании симптоматики: нужно убедиться, что причиной симптомов не является какое-либо другое заболевание (например, патология сердца).

Сама по себе паническая атака обычно не причиняет какого-либо вреда. Симптомы крайне неприятны, но довольно быстро проходят. Главной бедой становится страх того, что паника повторится: например, для человека, пару раз испытавшего панический приступ в метро, вновь спуститься в подземку может быть большой проблемой. Такой страх бывает «самосбывающимся»: человек испытывает напряжение, и под влиянием стресса паническая атака возникает вновь. В тяжелых случаях может формироваться агорафобия — состояние, когда почти любое взаимодействие с обществом вызывает приступы страха и дискомфорта, и человек вынужден проводить жизнь взаперти.

С точки зрения физиологии, паническая атака — неоправданно резкий ответ нервной системы на внешний раздражитель, который в реальности совсем не опасен. Все ее симптомы являются составляющей защитного механизма «бей или беги», который срабатывает, скажем, при встрече с медведем в лесу. В этих случаях, действительно, есть повод для страха, а частое сердцебиение дает возможность быстрее бежать. Однако, по не вполне ясной причине, этот механизм иногда срабатывает и «без медведя», то есть без видимых причин.

Это роднит панические атаки с вегетососудистой дистонией — расстройством вегетативной нервной системы, которое описано только в отечественной литературе. За рубежом такой диагноз широко не используется: он ничего не говорит о причине болезни, характеризуя лишь ее механизм.

Функции юмора

Юмор – средство коммуникации, способ игры и флирта. В психологии такое игривое состояние называется парателическим. Какие еще функции несет в себе юмор:

  • помогает влиться в компанию;
  • может быть вариантом психологической защиты (спасает от расстройств личности и внутренних противоречий);
  • выступает способом выражения агрессии или сексуальности (интереса);
  • помогает перерабатывать информацию.

Кроме того, среди социальных функций значится:

  • социальная активность и возможность выхода за социальные рамки;
  • снятие ответственности (если хочешь что-то сказать, но боишься, то скажи это в шутку);
  • регуляция отношений;
  • защита социального статуса и иерархии;
  • идентичность и сплоченность.

Главная психотерапевтическая функция состоит в том, что юмор позволяет человеку посмотреть на свои проблемы, желания, личностные качества со стороны, а после, трансформируя их в приемлемые формы, принять. Это важно для внутренней и внешней интеграции человека.

Кроме того, юмор позволяет позитивно переоценивать стрессовые ситуации, сохранять внутреннюю свободу, преодолевать чувство отчаяния и трудные жизненные ситуации – это еще и средство саморегуляции.

Где лучше всего шутить?

Чтобы научиться шутить, нужно сначала выбирать знакомую компанию. Это должны быть понимающие люди, которые при возможном промахе не будут унижать или обсмеивать. По прошествии некоторого времени свои шутки можно попробовать в компании уже искушенных юмором людей. Если вы заметите, что вас поняли и оценили (а здесь достаточно улыбки), вам удалось их рассмешить, есть повод для гордости.

Лучше всего шутить в уже подготовленной к веселью компании. Это может быть любой праздник, куда пришли все в хорошем настроении, например, день рождения, Новый год или любая вечеринка.

Как развить чувство юмора (рекомендации на каждый день)

Прежде всего важно понять, что необходимо для чувства юмора:

  • зрелые познавательные процессы (психофизиологическая взрослость);
  • сформированная Я-концепция и развитое самосознание (личностная зрелость);
  • сложная внутренняя организация (глубокий и широкий внутренний мир);
  • очень хорошо развитое абстрактное мышление.

Все это необходимо, чтобы понимать, насколько предмет шуток соотносится с самим автором и другими людьми. Безусловно, смеяться могут все. Но очевидно, что причины смеха и содержание шуток ребенка и взрослой развитой личности очень отличаются.

Для формирования чувства юмора большое значение играет чувство самоиронии, что в свою очередь связано с самопринятием и самопониманием. Второй элемент – психологическая безопасность, чувство защищенности и уверенности в своих силах.

Без чувства юмора тяжело живется и самому человеку, и его окружению. Но развить его можно.

  1. В первую очередь вспомните, что лежит в его основе: высокий уровень развития познавательных способностей. Соответственно, тренируйте интеллект, память, мышление.
  2. Читайте книги, смотрите фильмы. Во-первых, книги развивают нас, а во-вторых, там можно встретить немало острот, интересных образов. Чем чаще вы будете сталкиваться с какой-то схемой, тем прочнее она укоренится в вашем подсознании. Попросите кого-то вам «расшифровывать» юмор, постепенно вы сами научитесь его видеть. Еще чуть позже сможет сами придумывать шутки.
  3. Расширяйте кругозор, пополняйте словарный запас. Освойте техники коммуникации.
  4. Как шутить? Берете какой-то не важный для вас и собеседника образ и с помощью аналогии сравниваете его с чем-то («Ну ты прям как…») или с помощью логики придумываете исход событий («Ты бы еще…»).
  5. Развивайте самоиронию. Для этого нужно осознать свои недостатки и принять их, а после научиться спокойно их использовать.
  6. Заучивайте и рассказывайте анекдоты. Скорее всего, подойдет этот метод для начинающих шутников. Но постепенно, если будете выполнять и другие рекомендации, то сможете сами шутить. Рассказывайте анекдоты в тему и очень артистично, передавая эмоции словами и жестами.
  7. Не бойтесь отвечать шуткой на шутку. Остроумные люди притягивают друг друга. Всегда приятно услышать достойный ответ, осознать родственность души и интеллекта.
  8. Научитесь видеть что-то смешное в повседневности: вот в толпе дама идет в забавной шляпе как у Шапокляк, а вот у салона красоты забавная вывеска, а там мужчина, ну, копия мультяшный персонаж.
  9. Посмотрите выступления стендаперов, комиков. Как изящно они шутят над недостатками мира или собственными изъянами! Но не все авторы, некоторые скатываются в пошлости. На мой взгляд, прекрасен в своем жанре стендапер Джордж Карлин.
  10. Всегда наблюдайте за реакцией окружающих на ваши шутки. Можно напрямую попросить кого-то из близких людей наблюдать за вами, критиковать, помогать, подсказывать.

В общем, нужно саморазвиваться и личностно расти.

Если случилась паническая атака: что делать

В тот момент, когда случается паническая атака, нет никакой возможности анализировать причины. Но есть несколько способов, которые помогут вам справиться с приступом панической атаки:

Сделайте несколько вдохов в любую емкость. Это может быть пластиковый стаканчик или даже пакет — просто спокойно дышите в него. Так вы быстрее сможешь стабилизировать дыхание и справиться с паникой

Переключите внимание на что-то внешнее. Например, сосчитайте колонны на станции метро или пуговицы на пиджаке прохожего — любая концентрация на посторонних предметах поможет вам прийти в себя и снова ощутить связь с реальностью

Оставайтесь на месте, а лучше — сядьте. Во время панической атаки постарайтесь ограничить свои передвижения, по возможности присесть и как бы «замереть». Этот метод, как и предыдущий, помогает сконцентрировать внимание на окружающем мире, а не своих неприятных ощущениях. Поговорите с кем-нибудь. Да, это может на первый взгляд показаться странным, но случайный прохожий, к которому вы обратитесь за помощью, способен вам помочь просто своим вниманием. Общение с другим человеком даст ощущение защищенности и отвлечет от приступа.

Упражнения для развития чувства юмора

На каждое упражнение отводите хотя бы по часу в день.

Двусмысленность

Вспоминайте как можно больше слов с двойным значением. Принцип таких шуток: в первом предложении мы думаем об одном смысле, а уже во втором понимаем, что смысл был иной. От того и смешно.

От обратного

Самый простой способ. Научитесь комментировать вещи, представив их в противоположном смысле. Так рождаются выражения а-ля «Ты сегодня нарядный» (когда человек пред нами в явно помятом виде). Главное не уйти в крайность оскорблений и язвительного юмора. Именно с техникой «от обратного» существует такая опасность.

Ассоциации

Выискивайте в своих знакомых какие-то интересные элементы и на бумаге придумывайте к ним ассоциации. Можете придумывать что угодно, но если «подопытному кролику» этого лучше не знать, то бумаги сжигайте и рвите.

Фантазии

Каждый день выбирайте одну букву и старайтесь придумывать предложения, состоящие из слов исключительно на эту букву. Пусть выйдет нереально, абсурдно. Не важно! Вы учитесь креативить, развиваете свое мышление, воображение, пополняете словарный запас.

Развить чувство юмора можно всегда. Да, кто-то от природы в большей мере наделен остроумием, кто-то – в меньшей, но это не так важно. Точнее даже будет сказать, что у кого-то природная эмоциональность и чувствительность выше, а вот острота и гибкость интеллекта, абстрактно-логическое и творческое мышление, как и понимание людей и ситуации – дело наживное. Главное, не лениться и регулярно самосовершенствоваться.

Теория несоответствия

Представленная теория тянется корнями к воззрениям Артура Шопенгауэра, считавшего, что причина смеха всегда состоит во внезапном восприятии несоответствия представлений об объектах и их реальными образами. Это несоответствие служит важнейшим фактором, определяющим комичность шутки: все, что не соответствует ожиданиям, все, кажущееся необычным, своеобразным, удивительным нелепым, представляется смешным.

Эта идея развивалась британским психологом Гансом Айзенком. Он считал, что причина смеха – внезапная интуитивная интеграция несовместимых или противоречивых идей, чувств или установок, объективно испытываемых человеком. Также идея разрабатывалась журналистом и психологом Артуром Кестлером: он ввел термин бисоциации, возникающей тогда, когда событие, ситуация или идея воспринимается в одно и то же время с двух вполне логичных, но несопоставимых ракурсов.

Стоит отметить и теорию разрешения несоответствия Томаса Шульца. Он полагал, что шутку позволяет понять не несоответствие, а его разрешение в шутке: именно момент кульминации в шутке порождает когнитивное несоответствие посредством введения несовместимой с ожиданиями информации. По этой причине слушатель возвращается к началу шутки и пытается определить двусмысленность, которая разрешит появившееся несоответствие.

Есть и двухэтапная теория понимания юмора, предложенная психологом Джерри Салсом. В ней главная часть шутки создает несоответствие, из-за чего слушатель предполагает вероятный результат. Несоответствие развязки ожиданиям заставляет слушателя удивляться и искать когнитивное правило для восстановления причинно-следственной логики, завязки и развязки. После нахождения этого правила несоответствие может быть устранено, шутка воспринимается смешной, а юмор становится итогом устранения несоответствия.

Теория, безусловно, состоятельна, но и в этот раз научные исследования (в частности немецкого психолога Курта Гольдштейна и его коллег) показали, что несоответствие является пусть и необходимым, но не единственным условием для юмора. Нельзя забывать и о психологическом настрое человека на юмор и его эмоциональной готовности к нему. Теория несоответствия подходит скорее к пониманию юмора, но не к его объяснению его эмоциональной приятности.

Психоаналитическая теория

Автором психоаналитического подхода к изучению теории юмора, как и следует полагать, был Зигмунд Фрейд. Его теория (как и теория психоанализа вообще) была одной из самых влиятельных в области психологических исследований юмора в первой половине 20 века. Согласно ей, юмор можно рассматривать в качестве сильнейшего защитного механизма, позволяющего справляться с трудностями и отрицательными эмоциями.

В теории Фрейда смех и юмор понимаются как способы проявления бессознательного, создающие напряжение и желание разрядки. Юмор преодолевает защитные механизмы благодаря «юмористическому передвиганию» из области запретного в область дозволенного, вследствие чего уменьшается власть «Ид» и «Супер-Эго», а внутренняя цензура и бессознательные страсти теряют свою мощь.

Исходя из идей Фрейда, неосознанные агрессивные (порожденные либидо) и сексуальные побуждения из детства и незрелости стремятся найти мгновенное удовлетворение и выразиться через удовольствие. «Супер-Эго», включающее в себя требования и предписания социума, противодействует «Ид». «Эго» же функционирует по принципу реальности – оно стремится прийти к удобному компромиссу требований «Ид», «Супер-Эго» и реального мира, представляющего собой, по мнению ученого, юмор.

Зигмунд Фрейд говорил о том, что юмор является высшим защитным механизмом, т.к. позволяет избегать негативных эмоций и смотреть на жизненные ситуации объективно, не прибегая к патологическим защитным формам. Проведенные им эксперименты показали, что:

  • Людям, в обычной жизни вытесняющим агрессивные или сексуальные побуждения, доставляют больше удовольствия шутки, где присутствуют соответствующие темы
  • Если стимулировать агрессивные и сексуальные побуждения, шутки, связанные с этими побуждениями, будут доставлять больше удовольствия
  • Представление агрессивных и сексуальных шуток уменьшает силу соответствующих побуждений

Кроме того, определенные подтверждения теории Фрейда были найдены в изысканиях, демонстрирующих усиление сексуальной и агрессивной тематики в ответах респондентов, выполнявших задания на генерацию юмора.

Впоследствии же многие исследователи пришли к выводу, что теория Фрейда не согласуется с функционированием нервной системы в современном понимании, и стали постепенно от нее отказываться.

Одинокие шутки

Невозможно не заметить, что за последние годы изменился и вид шутки. Она перевоплотилась из слова в картинку — мем.

Факт

Мем — любой символ или идея, передающиеся от человека к человеку с помощью жестов, речи, письма и т. д. Термин был введен английским эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген».
Однако и это безобидное «существо» внесло коррективы в коммуникацию людей.

Шутки в Интернете.

CCO.

Елена Владимирова, семейный психотерапевт:

Понятно, что мы перешли из реальной жизни в виртуальную. На юморе это тоже сказалось. Ведь, например, анекдоты работают в живой беседе за чаем. Читать их обычно не хочется.

А мемы воспринимаются легко и быстро. Отправляются куда угодно за доли секунды. И даже если поделиться не с кем, можно листать в одиночку. Чем реже люди встречаются, тем больше у них появляется новых способов общения. Мемы — один из них.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]