Знаете ли вы, какую роль играет тот или иной человек в вашей команде и чему вы можете у него научиться? Помимо официальной должностной роли (функционал и обязанности, описанные в должностной инструкции), люди в группе также могут взять на себя вторую, командную роль. Разбираемся, что это такое и как использовать роли для улучшения работы команды.
Часто командные роли развиваются со временем, причем неформально, и потому могут остаться незамеченными. Однако командная роль суммирует то, как люди склонны себя вести, какой они вносят вклад и как будут взаимодействовать с командой в течение определенного периода времени. Например, один член команды может постоянно придумывать новые идеи, другой хорошо развивает контакты за пределами команды, а третий отлично воплощает идеи в практические действия. Со временем в любой команде развиваются паттерны, когда один и тот же человек постоянно берет на себя определенную роль, исполнения которой от него впоследствии начинают ожидать другие.
Другими словами, роли в команде — это попытка классифицировать типы личности, чтобы можно было идентифицировать и распознать сильные и слабые стороны членов группы
Базовой для определения того, какие функции люди выполняют в группе, традиционно считается модель Рэймонда Мередит Белбина, доктора психологических наук, почетного профессора университетов в Бристоле и Экстере, советника ООН и комиссии Европейского сообщества о командных ролях или функциях, которую он представил в 80-х годах прошлого века.
Всего Белбин выделил девять групповых ролей, или групп поведения, разделив их на три группы: ориентированные на действия, ориентированные на людей и ориентированные на мысли. Каждая командная роль связана с типичными поведенческими и межличностными качествами. Белбин также определил характерные слабости, присущие каждой командной роли: он назвал их «допустимыми» слабостями — это области, о которых следует знать и потенциально улучшать.
Роли, ориентированные на действия
Шейпер
Шейперы — это люди, которые бросают вызов команде, чтобы она стала лучше. Обычно это динамичные и экстравертные личности, которым нравится стимулировать других, ставить под сомнение нормы и находить наилучшие подходы к решению проблем. Шейпер — это тот, кто встряхивает команду и перебирает все от и до, чтобы убедиться, что все возможности учтены в полной мере. Шейперы часто рассматривают препятствия как захватывающие испытания и, как правило, имеют смелость их преодолевать, когда другие уже готовы все бросить.
Их потенциальные слабости могут заключаться в том, что шейперы склонны к спорам, нетерпеливы и могут оскорблять чувства людей.
Реализатор
Реализаторы — это люди, которые добиваются цели, превращают идеи и концепции команды в практические действия и планы. Обычно это консервативные дисциплинированные люди, которые работают систематически и эффективно и очень хорошо организованны. На них вы всегда можете рассчитывать — они точно выполнят свою работу.
Минус в том, что они могут застрять на своем пути и не всегда открыты для новых идей и способов решения задач: при любом раскладе они предпочли бы придерживаться старых, испытанных и проверенных методов, чем принимать изменения и инновации.
Педант
Педанты — это люди, которые ориентированы на задачи и следят за тем, чтобы проекты были выполнены полностью, чтобы не было ошибок или упущений. Они обращают внимание на мельчайшие детали, озабочены сроками и подталкивают команду к тому, чтобы работа была выполнена вовремя. Их часто называют перфекционистами, они упорядоченны и сознательны.
Тем не менее часто это чрезмерно тревожные люди, которые испытывают трудности с делегированием задач. При прочих равных они лучше сделают что-то сами и будут знать, что дело наверняка будет выполнено правильно, чем поручат его кому-то другому.
Как выявить командные роли у сотрудников
Рэймонд Белбин в книге «Типы ролей в командах менеджеров» выделяет факторы, которые влияют на выбор командной роли для человека:
- Личностные особенности;
- Интеллектуальные способности;
- Внутренняя и внешняя мотивация, личные ценности;
- Прошлый опыт;
- Степень освоения командной роли.
Чтобы правильно выявить предпочитаемую человеком командную роль, рекомендуется проводить комплексное тестирование по трём блокам: мотивация, интеллект и личность. Если оценивать сотрудника с помощью какого-то одного теста — прогноз его поведения в команде может оказаться недостоверным. Для разных ролей важны разные факторы.
Например, чтобы выявить Генератора идей, нужно оценить личность человека, его интеллект и мотивацию. В то время как для определения Реализатора достаточно оценить только мотивацию и личность.
При этом с помощью тестирования нельзя узнать о прошлом опыте сотрудника и его степени освоения командной роли. Для решения этой задачи используется гибридная технология оценки, где тестирование совмещается с интервью с экспертом. Тест оценивает мотивацию, интеллект и личность, а эксперт, в личной беседе, выясняет прошлый опыт сотрудника, командную роль, которую человек выбирал на предыдущем месте работы и причины этого выбора.
В результате комплексной оценки складывается полная картина о сотруднике, — его потенциале, способностях и личностных особенностях.
Отметим, что один человек может сочетать в себе несколько командных ролей: одна проявляется больше, другая — меньше. Например, сотрудник может быть одновременно и Аналитиком, и Душой команды или Мотиватором и Реализатором. То есть, команда необязательно должна состоять из девяти участников, где каждый сотрудник исполняет одну конкретную роль. Главное, чтобы члены команды чётко понимали свои роли и взаимодополняли друг друга.
Роли, ориентированные на людей
Координатор
Координаторы — это те, кто берет на себя традиционную роль руководителя группы, их также называют председателями. Они направляют команду к тому, что считают целями, часто являются отличными слушателями и хорошо осознают ценность, которую имеет каждый член команды. Они спокойны, добродушны и эффективно распределяют задачи.
Потенциальная слабость координаторов в том, что они могут делегировать слишком много задач из области личной ответственности и склонны к манипуляции.
Душа команды
Душа команды — это люди, которые обеспечивают поддержку и следят за тем, чтобы все в команде эффективно работали вместе. Они выполняют роль переговорщиков, обычно это гибкие, дипломатичные и проницательные люди, как правило, популярные, которые сами по себе очень способны, но ставят во главу угла сплоченность команды и помощь другим.
Однако они могут быть нерешительными при принятии групповых решений, поскольку разрываются между благосостоянием отдельных членов команды и способностью команды действовать как единое целое.
Исследователь ресурсов
Исследователи ресурсов изобретательны и любопытны, изучают все доступные варианты, устанавливают контакты и обсуждают ресурсы от имени команды. Это полные энтузиазма члены команды, которые выявляют внешние заинтересованные стороны и работают с ними, чтобы помочь команде достичь своих целей. Общительны и часто бывают экстравертами, из-за чего другие часто очень восприимчивы к ним и их идеям.
С другой стороны, такие люди могут точно так же быстро потерять энтузиазм и нередко чрезмерно оптимистичны.
Теория ролей в психологии
Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.
Роль как функция человека в обществе
Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.
Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности. Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах. Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.
Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли. И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет. Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.
Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.
Роль как стереотип поведения
Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:
- социальные нормы;
- обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
- права человека как члена данной группы;
- стереотипы ролевого поведения.
Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы. Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д. И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.
Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:
- роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
- роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.
Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов. Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции. А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.
Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д. хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения. Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.
Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.
Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас. Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями. Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.
Роли, ориентированные на мысли
Генератор идей
Генератор идей — творческий новатор, который придумывает новые идеи и подходы. Они любят похвалу, но им особенно тяжело справляться с критикой. Такие люди часто замкнуты и предпочитают работать отдельно от команды. Поскольку их идеи новаторские, иногда они могут оказаться непрактичными.
Генераторы идей склонны игнорировать заданные параметры и ограничения, часто это интроверты, у которых могут быть слабо развиты коммуникативные навыки.
Аналитик-стратег
Аналитики-стратеги лучше всего умеют анализировать и оценивать идеи, которые предлагают другие (часто генераторы идей). Такие люди проницательны, объективны и тщательно взвешивают за и против каждого варианта, прежде чем принять решение.
Из-за того что они мыслят критически и очень стратегически подходят к делу, их часто воспринимают как отстраненных или бесстрастных людей.
Специалист
Специалисты — это люди, обладающие специальными знаниями, необходимыми для выполнения работы. Они гордятся своими навыками и способностями и работают, чтобы сохранить свой профессиональный статус. Их главная забота в команде — быть экспертами в своей области, они полностью привержены своим знаниям. Специалисты, как правило, целеустремленны и профессиональны.
Что, в свою очередь, может ограничить их вклад. Также, учитывая зацикленность на практических аспектах, у специалиста могут возникнуть проблемы с реальным применением своего опыта для решения более широких задач команды.
Что такое модель командных ролей Белбина
Рэймонд Мередит Белбин, доктор психологических наук и директор Belbin Associates Ltd, в 60–70-х годах создал теоретическую модель командных ролей. Она состоит из 9-ти типов и поделена на 3 группы: интеллектуальные роли — Генератор идей, Аналитик-стратег, Специалист; социальные роли — Душа команды, Исследователь ресурсов, Координатор; роли действия — Мотиватор, Реализатор, Педант.
Главная идея модели: рабочая команда наиболее эффективна, когда состоит из людей с разными способностями, образами мышления и личностными качествами. При этом важно, чтобы члены команды не просто отличались, а дополняли друг друга. Тогда процесс заработает по принципу конвейера, где каждый сотрудник исполняет свои конкретные функции в проекте, а затем передаёт его дальше, по цепочке.
Когда в команде налажен бизнес-процесс — никто из сотрудников не тратит время впустую, не делает двойную работу и не конкурирует между собой. Каждый участник понимает свою роль и делает ровно то, что от него ждут руководитель и его команда.
Разберём подробнее каждую командную роль, функции, плюсы и минусы.
Референтные группы
Это группа, с которой сравнивают человека или другую группу. Референтные группы используются для изучения и определения характера личности или других характеристик и социологических характеристик других групп.
Это группа, к которой человек относится или стремится психологически связать себя. Это становится ориентиром и источником индивидуума для извлечения его или ее опыта, восприятия, потребностей и представлений о себе.
Эти группы выступают в качестве эталона и контраста, необходимого для сравнения и оценки групповых и личных характеристик.
Что запомнить
- Если несколько человек в рабочей команде дублируют друг друга по ролям и функциям — возникает неэффективное распределение ресурсов внутри группы, снижается общая результативность. Теория Белбина о командных ролях создана, чтобы решить эту проблему;
- Модель Белбина состоит из 9-ти типов и поделена на 3 группы: интеллектуальные роли — Генератор идей, Аналитик-стратег, Специалист; социальные роли — Душа команды, Исследователь ресурсов, Координатор; роли действия — Мотиватор, Реализатор, Педант;
- Для того чтобы выявить командные роли у сотрудников, рекомендуется использовать тестовую оценку персонала. Для разных ролей важны разные факторы, поэтому оценка должна быть комплексной и рассматривать человека по трём направлениям: мотивация, интеллект, личность;
- После оценки можно формировать команду. Начинайте с самой важной роли для проекта, а затем подбирайте остальных участников так, чтобы они дополняли качества друг друга и нейтрализовали недостатки. Здесь важен баланс сил всей команды;
- Модель командных ролей Белбина поможет сформировать органичную рабочую команду, которая будет способна эффективно справляться с поставленными задачами и регулярно приносить пользу компании.
Рекомендуемая литература
- Э.Э. Линчевский «Психологический климат туристской группы», М., «ФиС», 1981, на основе этой книги и построена данная лекция.
- «Школа альпинизма» ???
- Отдельные публикации в журналах «Турист».
- А также разнообразная литература по психологии, главным образом социальной:
- Самыгин С. И., Столяренко Л.Д. «Психология управления», М., «ЗЕВС», 1997
- М. Е. Литвак «Командовать или подчиняться», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997
- Е.В. Руденский «Социальная психология»,М.-Н., 1998
«Формирование положительной групповой мотивации»
Тест может быть применен как для индивидуальной работы, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.
Инструкция.Перед Вами тест, содержащий 25 факторов (положительных и отрицательных).
Эти факторы позволяют оценить степень сформированности групповой мотивации. Просим Вас внимательно оценить эти факторы и выбрать соответствующий бал. Обведите кружочком соответствующую вашим представлениям цифру.
Преобладающие факторы | Баллы | Преобладающие факторы |
1. Высокий уровень сплоченности группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Низкий уровень групповой сплоченности |
2. Высокая активность членов группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Низкая активность членов группы |
3. Нормальные межличностные отношения в группе | 7 6 5 4 3 2 1 | Плохие межличностные отношения в группе |
4. Отсутствие конфликтных отношений в группе | 7 6 5 4 3 2 1 | Наличие конфликтов в группе |
5. Высокий уровень групповой совместимости | 7 6 5 4 3 2 1 | Низкий уровень групповой совместимости |
6. Личностное осмысление организационных целей и их принятие | 7 6 5 4 3 2 1 | Непринятие работниками организационных целей |
7. Признание авторитета руководителя | 7 6 5 4 3 2 1 | Члены группы не признают авторитет руководителя |
8. Уважение компетентности руководителя | 7 6 5 4 3 2 1 | Члены группы не отдают должного компетентности руководителя |
9. Признание лидерских качеств руководителя | 7 6 5 4 3 2 1 | Члены группы не считают своего руководителя лидером |
10. Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем |
11. Участие в принятии коллективных решений членами группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие участия членов группы в принятии решений |
12. Есть условия для выражения творческого потенциала работников | 7 6 5 4 3 2 1 | Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы |
13. Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления у членов группы принимать ответственность за выполняемую работу |
14. Хороший психологический климат в группе | 7 6 5 4 3 2 1 | Плохой психологический климат в группе |
15. Высокий уровень контроля за действиями каждого члена группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Низкий уровень контроля за действиями каждого члена группы |
16. Наличие активной жизненной позиции внутри группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие активной жизненной позиции внутри группы |
17. Стремление к самореализации у членов группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления к самореализации у членов группы |
18. Высокая степень согласованности действий у членов группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Слабая степень согласованности действий у членов группы |
19. Сформированность общегрупповых ценностей | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие общегрупповых ценностей |
20. Отсутствие стрессов внутри группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Наличие стрессов внутри группы |
21. Желание работать в группе | 7 6 5 4 3 2 1 | Стремление членов группы работать индивидуально |
22. Положительное отношение руководителя к своим подчиненным | 7 6 5 4 3 2 1 | Отрицательное отношение руководителя к членам группы |
23. Положительное отношение членов группы к своему руководителю | 7 6 5 4 3 2 1 | Отрицательное отношение членов группы к своему руководителю |
24. Принятие нравственных норм поведения внутри группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие нравственных норм поведения внутри группы |
25. Умение проявлять самостоятельность в решении поставленных задач членами группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления самостоятельно решать поставленные задачи у членов группы |
Социальная роль и социальный статус
Социальный статус — это положение человека в обществе, которое соответствует его возрасту, полу, профессии, происхождению и семейному положению.
Для достижения определенного статуса человеку необходимо придерживаться того или иного типа поведения, соответствовать роли, то есть выполнять конкретные действия.
Например, тренер баскетбольной команды — это авторитетный статус в спортивном обществе. Чтобы привести команду к победе, ему нужно тренировать и обучать спортсменов. Таким образом, социальная роль представляет собой полный спектр действий для достижения общественного положения и поддержания его в дальнейшем.
Делаем вывод: социальный статус — это положение, а роль — это модель поведения, которая связана со статусом.
Виды социальных статусов | |
Название | Как приобретается |
Групповой статус | В коллективах большого размера: представители профессии, конфессии, нации. |
Личный статус | В малых социальных коллективах: семья, трудовой коллектив. |
Основной статус | На длительное время и определяет социальное положение человека в обществе. |
Эпизодический статус | На короткое время и в определенной ситуации: пассажиры транспорта, пешеходы и т.д. |
Предписанный статус | После каких-либо событий: зять, невестка и т.д. |
Достигаемый (приобретенный) статус | В результате личных стремлений и труда человека: мастер спорта, призер олимпиады и т.д. |
Теория социальных ролей
Американский социолог Мертон первым обратил внимание на то, что у любого социального статуса есть целый набор социальных ролей. Это открытие легло в основу его теории.
В настоящее время в науке такая совокупность получила название ролевого набора. Предполагается, что чем он богаче, тем лучше для реализации самого человека. Если у человека небольшое количество ролей, то в этом случае можно говорить о сильной изоляции от общества.