Как выстроить эффективную команду единомышленников?

То, насколько успешная и развитая компания во многом зависит от людей, которые в ней работают. А точнее, от команды людей. Очень важно, чтобы команда состояла из людей с похожими идеологическими ценностями, профессиональными взглядами. Простыми словами, для успешной работы компании нужна эффективная команда единомышленников.

Как создать эффективную команду единомышленников рассказал Павел Маркасьян – HRD Trionika на вебинаре 17 ноября. Если вдруг вы не успели на нем поприсутствовать, мы, как всегда, подготовили для вас статью с главными мыслями из вебинара:

  • понятие команды и отличия от группы людей;
  • этапы развития команды;
  • роль лидера в формировании эффективной команды;
  • поведенческая типология DISC;
  • командные роли;
  • социальные лифты сотрудников;
  • коучинговый подход в развитии сотрудников;
  • как эффективно управлять командой в режиме частичной «удаленки».

Что такое команда?

Ключевое преимущество компаний – гибкость и оперативное реагирование на изменения рынка. Следовать тренду позволяет переход на гибкую модель управления. Это же, в свою очередь, предполагает командную работу.
В основе любой эффективной компании лежит организация работы команд по созданию за ограниченное время уникальных, инновационных решений, методов, технологий, продуктов и услуг, их совершенствование и сопровождение на всем жизненном цикле продукта.

«Правильная» команда разработки – коллектив специалистов, объединенных общей целью и решающих все поставленные перед ними задач на протяжении жизненного цикла продукта.

У каждого члена команды есть ключевая роль и набор основных и дополнительных знаний. Последние крайне важны для построения именно высокоэффективной команды.

Ключевые принципы формирования команды – добровольность вхождения в ее состав и нацеленность на результат. Каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую определила вместе с ним его команда, а не ту, что он обычно исполнял по заданию руководства.

Пару слов о Павле Маркасьян

Павел Маркасьян – HR Director компании Trionika c 10-летним опытом в обучении и управлении персоналом, сертифицированный коуч (ECF), автор нескольких интернет-проектов по шаблонам презентаций PowerPoint и основатель PowerPoint Academy.

У Павла есть опыт работы в сфере страхования, гостиничного бизнеса и IT. Павел работал бизнес-тренером в , «PZU Україна», в сфере Hospitality в отеле «Fairmont Grand Hotel Kyiv», «Fairmont Chicago», «Hyatt Regency Kyiv» и затем в IT-компании Wentrum.

Сейчас Павел работает директором по персоналу в компании Trionika. Кроме того, он занимается профессиональным созданием презентаций PowerPoint и выпустил несколько своих проектов:

  • PowerPointBase.com
  • PowerPointStore.com
  • PPSlides.com
  • MagicDiagram.com

Семь плюс/минус два

Команда будет максимально эффективной, а ее деятельность –результативной, если в ее состав входит не более 9 человек (формула «семь плюс/минус два»)

Особенность работы команды – коллективная ответственность. Все члены команды, независимо от должностей в штатном расписании, «зарабатывают», если команда в целом работала эффективно, и «теряют деньги», если команда не достигла результата.

При этом полностью исключается индивидуальная ответственность и тем более индивидуальное финансовое стимулирование сотрудников.

Наиболее эффективное решение – когда кратковременный командный результат не имеет прямой корреляции с компенсацией. Речь может идти только о долгосрочном (годовом и более) поощрении, связанном с результатами работы команд в целом или даже компании в целом.

Ищите не только умных, ищите коммуникабельных

Что поможет создать умную команду? Не только высокий IQ, но также и навыки общения в команде.
Вот три фактора:

  • средний уровень социальной чувствительности членов группы;
  • рабочее пространство, в котором нет доминирующих в обсуждениях лиц;
  • процент женщин в группе.

Женщины в данном исследовании, как правило, показывали более высокий уровень социальной чувствительности, чем мужчины. Другими словами, группы лучше работают над задачами, когда:

  • их участники имеют хорошие навыки общения;
  • когда в группе есть несколько женщин;
  • когда в общении все участники группы имеют возможность высказать свои идеи.

Синергетический эффект

Члены команды стремятся к достижению единой цели: суммарные усилия команды намного превышают сумму усилий ее отдельных игроков. Это называется эффектом синергии.
Таким образом, проектные команды отличает самоуправление, т. е. ими управляет «лидер-слуга», а не администрация организации. Справедливости ради отметим, что есть и другие формы управления работой.

Бывает, что каждый член команды выполняет свою функцию и отслеживает свой сектор работы, а все решения принимаются руководителем, с учетом или без учета мнения всех членов команды или группы самых авторитетных специалистов.

У нас генеральный директор больше не говорит первым, он сначала слушает сотрудников и вместе с ними решает стоящие перед компанией проблемы. Так мы совершили плавный переход от индивидуального к командному стилю руководства, который вывел компанию в лидеры отрасли. Этот подход называется «зеркальная сессия». Это когда предложения по улучшению поступают прежде всего от тех, кто непосредственно выполняет работу. То есть, прежде чем приступить к мероприятиям оптимизации, нужно посоветоваться с рядовыми сотрудниками.

Антон Ярмаркин

основатель Ассоциации некоммерческих структур безопасности «Русская охрана»

Стоит сказать, что внедрение командного подхода положительно сказывается не только на результат работы компании, но и способствует сплочению коллектива, снижению текучести кадров.

В компании позитивно меняется качество деловых и межличностных взаимоотношений, следовательно, снижаются конфликтность и непроизводственные издержки. Внутренний менеджмент обеспечивает конкурентоспособность и лидерство компании на рынке, а также повышает ее инвестиционную привлекательность.

Александр Аверин первый заместитель декана МТСиГБ Финансового университета при Правительстве РФ

Поведенческие типы

Есть большое количество различных классификаций поведенческих типов людей. Одна из самых известных – это типология DISC, созданная американским психологом Уильямом Моултоном Марстоном. В 1928 году он опубликовал книгу «Эмоции обычных людей», где описал четыре поведенческих типа: доминирующий, стабильный, влияющий и адаптивный. Именно они легли в основу оценки DISC.

Павел отмечает, что когда он работал в компании Wentrum, все кандидаты проходили тестирование DISC. HR менеджеры знали какое соотношение векторов предпочтительно для той или иной позиции.

У руководителей так же должно быть понимание факторов DISC. Это поможет ему понимать, как будет действовать каждый из участников команды в разных ситуациях, какое поведение для них типичное, а какое нет.

DISC: квадрат Марстона

В квадрате Марстона есть 4 вектора: красный, желтый, зеленый и синий. В каждом из нас есть эти четыре вектора, но один или несколько из них, как правило, доминирует.

Чаще всего в человеке сочетаются красный с желтым (или наоборот) и синий с зеленым (или наоборот). Чуть реже встречается доминирующее сочетание в одном человеке красного и синего или желтого и зеленого. И совсем редко мы можем встретить людей, у которых лидирующие красный с зеленым или желтый с зеленым, поскольку эти векторы диаметрально противоположные по своим характеристикам.

Красный и желтый векторы обозначают ориентацию на результат, достижение целей.

Зеленый и синий векторы обозначают ориентацию на процесс.

Характеристики каждого из векторов

Красный вектор

Люди с преобладающим красным вектором – доминанты. Они целеустремленные, но окружающий мир для них – очень враждебный. Их драйвит конкуренция и вызовы, для них важно ставить перед собой амбициозные цели. Если в вашей команде новый человек с доминирующим красным вектором, то ему нужно ставить труднодостижимые цели.

Люди с красным вектором быстро движутся по карьерной лестнице и занимают топовые позиции. Их мнение для них самих всегда самое правильное и важное. Они умеют управлять своими эмоциями и показывают их только тогда, когда уже совсем накипело.

Чаще всего людей с красным вектором можно встретить в полиции, армии, строгих иерархических структурах, страховых компаниях, банках и т. д. В споре такие люди давят и притягивают к своей точке зрения. Темп речи у них средний, но ближе к высокому.

Одна из сильных сторон красного вектора заключается в том, что они могут долгое время работать под прессингом и не выгорать. Именно благодаря этому качеству они часто задерживаются на руководящих позициях, где собственники давят и постоянно требуют большего.

Возможные слабые стороны красного вектора

Несмотря на то, что люди с красным вектором умеют управлять своими эмоциями, они абсолютно не понимают состояние окружающих. Именно поэтому считается, что у них низкий эмоциональный интеллект.

Руководителей с красным вектором не интересуют чувства сотрудников, поскольку им важно выполнить план. Таких людей мотивируют деньги, власть и достижения.

Как мы уже говорили выше, люди с красным вектором не выгорают, но они перекладывают этот прессинг на подчиненных. Поэтому, если руководитель с красным вектором не прокачивает другие вектора, в его департаменте высокая текучесть кадров.

Желтый вектор

Люди желтого вектора – очень эмоциональные и нацелены на результат. Как правило, свои эмоции они выплескивают на всех окружающих. Таким людям очень важно, чтобы их хвалили и подтверждали их высокую самооценку.

Как и красный вектор имеют низкий эмоциональный интеллект. Единственное отличие от красного вектора – это то, что желтый понимает свои эмоции, но не может воздействовать на них. При этом, они прекрасно понимают эмоции других людей и воздействуют на них, поскольку такие люди – отменные манипуляторы.

У руководителей с желтым вектором самый мотивированный персонал. Они знают кому и на какую кнопку надавить, чтобы получить желаемый результат и замотивировать сотрудника на продуктивную работу.

Основной мотив таких людей – признание их заслуг. Не менее важно для них иметь возможность проявлять в работе творчество и креативность. Поэтому, если у вас в команде есть человек с ярко выраженным желтым вектором, постарайтесь подбирать для него задачи с минимальным количеством рутинной работы.

Возможные слабые стороны желтого вектора

Люди желтого вектора – эстеты. Для них важно, чтобы все было красиво, ярко и лаконично. Но из-за своей скорости: у них высокий темп речи, движений, мыслей, они теряют точность и внимательность к деталям.

Такие сотрудники не любят рутинную, монотонную работу, поскольку от нее они выгорают. У руководителей с желтым вектором очень много креативных идей, но большинство из них – незавершенные.

В конфликтах они очень агрессивны, поскольку считают себя самыми умными и не принимают другую точку зрения.

Зеленый вектор

Люди с высокой эмоциональностью. Но в отличие от желтого вектора, который расплескивает свои эмоции на других, зеленый – переживает все внутри. Люди зеленого вектора очень переживательные и трепетные. Как правило, у них заниженная самооценка, поэтому их нужно регулярно хвалить.

Зеленый вектор – это командные игроки, которые умеют сопереживать. Они сделают все, чтобы в коллективе не было никаких ссор. Это те люди, которые будут работать в компании с низкой зарплатой 10 лет, потому что коллектив хороший и им не хочется покидать зону комфорта.

Их мотивируют взаимоотношения, стабильность и безопасность. Таких людей очень здорово иметь в команде, поскольку они метко подмечают личные проблемы у других сотрудников и всегда подскажут, на кого нужно обратить внимание.

Важно. С сотрудниками, у которых преобладает зеленый вектор, важно регулярно проводить встречи 1:1, говорить с ними на любые темы, налаживая с ними коммуникацию.

Возможные слабые стороны

Из-за того, что они быстро подпускают людей к себе, принимают близко к сердцу их проблемы, у них отсутствует work-life balance. Такие сотрудники переносят работу домой и наоборот, у них полностью стираются границы.

Для зеленого вектора очень важно иметь комфортное рабочее место с любимым цветком, теплым пледом и тогда они будут всегда довольны.

Синий вектор

Представители синего вектора – это бухгалтеры, IT-специалисты, люди, которые прекрасно работают с цифрами, но не любят лишний раз коммуницировать с людьми. Как правило, люди синего вектора – не эмоциональные, у них низкий эмоциональный интеллект. Они искренне не понимают, как может так разрывать на части желтый вектор

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]