Современный мир, транслирующий свободу слова, мнений и взглядов, предполагает развитие такого навыка как восприимчивость к негативному мнению, высказанному со стороны. Особенно важно правильно относиться к корректирующей обратной связи, ведь именно она помогает принимающему ее человеку стать лучше.
Умение правильно воспринимать критику в свой адрес – нелегкий опыт для большинства людей. Хотя никто не хочет слышать о своих ошибках, окружающие все равно с радостью готовы делиться своим видением и взглядом на каждую из них. Если вы начнете относиться к конструктивной обратной связи с легкостью, это поможет вам стать лучше и улучшить необходимые навыки [Psychology Today, 2018].
В данной статье мы поговорим о том, как правильно и спокойно реагировать на критику, чтобы не позволить таким эмоциям как разочарование, обида или злость взять верх над разумом и испортить отношения с близкими людьми.
Почему люди критикуют
Получать нелестные оценки, мягко говоря, нелегко. Лишний раз даже говорить о чем-то неохота — получай потом ушат негатива. Почему люди склонны критиковать?
Критику принято разделять на конструктивную и деструктивную. Цель конструктивной — исправление недочетов и ошибок (например, близкий человек это делает любя). Цель противоположной — задеть, вызвать негативные эмоции, оскорбить, в конце концов. Даже если в ней есть правдивые слова, то подаются они в резком ключе, и становится обидно.
Как правило, поведение критиканов можно объяснить следующими причинами:
- Попытка прикрыть зависть, злость, раздражение или иные отрицательные чувства и эмоции.
- Проблемы в жизни и желание выместить свою злость на другом человеке.
- Наличие неудовлетворенной потребности, а вы выступаете как раздражитель.
- Желание самоутвердиться за ваш счет.
- Оправдание собственных неудач.
- Компенсация собственной неуверенности в себе.
- Самовлюбленность или желание утвердить свой статус.
Почему нас задевает критика
Потому что негативные оценки заставляют нас чувствовать злость, обиду. Мы понимаем, что наши старания не ценят, а нас самих считают хуже, чем мы есть. Больше всего критика задевает перфекционистов и ранимых людей с заниженной самооценкой. Перфекционисты стремятся делать все на 5+ с первого раза и хотят быть идеальными буквально во всем. В жизни так не бывает, придется это принять как данность. Как говорится, и на солнце бывают пятна. Более того, конструктивные замечания — это уникальная возможность для развития, а реагировать на весь негатив — никакой жизни не хватит. Люди с низкой самооценкой. С одной стороны, заниженная самооценка должна стимулировать и двигать вперед, но с другой — человек начинает принимать все замечания (даже не особо его касающиеся) на свой счет. Такие переживания отнимают много сил и энергии, поэтому очень важно научиться правильно реагировать на критику, чтобы она не выбивала из колеи.
Что мешает вам стать богатым
Екатерина Сигитова
Предыдущий мануал «Как правильно критиковать» предельно чётко высветил проблему, появления которой, конечно, стоило ожидать. Огромное количество людей не могут, просто не в состоянии адекватно реагировать даже на самую конструктивную и дружелюбную критику. Почему? Да потому что им каждый раз очень больно. То есть мануал-то, конечно, немного облегчил им жизнь, потому что стало ясно – кое-какую критику имеет смысл спустить в унитаз вместо того, чтобы тратить на неё свои нервы. Но что делать с критикой правильной? Особенно если она вам важна. Что делать, если вам требуется обратная связь, но даже от аккуратных и мягких замечаний вас скрючивает похлеще радикулита, и вы начисто теряете мотивацию и вообще волю к жизни?
Решила написать второй мануал. О том, как воспринимать критику, если у вас с этим большие проблемы. Он должен пригодиться уж никак не меньшему числу людей, чем первый