«Не хочу ничего решать»: инфантилизм как проблема для окружающих


Инфантил – ребенок внутри взрослого

Что представляется нам, когда мы слышим фразу «инфантильный человек»?

1. Безответственный, склонный к необдуманным поступкам, одним словом, взрослый, который не желает взрослеть или не может обойтись без посторонней помощи. Он не осознает последствия своих решений, не задумывается к чему приведут его необдуманные действия. Что уж говорить, он как ребенок: не понимает запретов, когда чего-то очень хочется. 2. Многие из инфантов скорее полезут в драку для отстаивания своих интересоввместо того, чтобы просто обсудить проблему. 3. Инфантилы придумают массу оправданий для ничегонеделания. Они ищут виновных в провалах. Переводят стрелки на кого угодно, только бы не смотреть на себя. Диалога с такими людьми не построить, потому что выходит, что меняться должны окружающие люди, условия вокруг, кто угодно, но только не инфантил. Любой психотерапевт скажет, что инфантилам иногда сложно помочь. Взрослые люди жертвуют своей гордыней для того, чтобы построить здоровые, надежные и прочные отношения. Проблемы решаемы, если партнер признает ошибки и хочет меняться. Но инфантилы не способны к переменам, поэтому их общение с окружающими, как и со второй половиной, напоминают дешевый спектакль. Они со злостью будут говорить о том, насколько партнер неадекватный, не смотря на себя со стороны. Однако, если ваши старания убедить инфинтила поработать над собой увенчаются успехом, они все равно будут сидеть и ждать, когда все-таки окружающие подстроятся под их капризы. Этого, естественно, не происходит, проблемы углубляются, и жизнь инфантилов становиться еще сложнее.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Критерии поведения инфантильного человека

  • Работа. Из-за того, что эти люди неожиданно все бросают, забывают о своих обещаниях и обязательствах, сотрудничать с ними невозможно. Они, как дети, непоследовательны, внезапно изменяют планы ради своих фантазий, оставляя партнера с кучей проблем.
  • Отношения. Инфантильным людям необходима «волшебная рука», которая будет мотивировать, решать возникающие проблемы и определять задачи. Также как родители для ребенка. Оно и понятно, что в детстве ребенок полагается на опыт и мудрость родителей, которые будут решать бытовые проблемы, а он будет дальше жить припеваючи. Однако неповзрослевший ребенок не способен взять в руки ответственность за то, что происходит вокруг во взрослой жизни.
  • Мышление. Инфантильные люди не любят разбираться в чем-то досконально. Вникать, изучать – это не про них. Инфантилы слушают советы других, в особенности, если они не требуют лишних усилий. Рекламные услуги, магазины на диване, финансовые пирамиды, яркие движения вызывают у них полный восторг. Они не задумываются о механизмах работы, подобных организаций, и отнесут все свои сбережения мошенникам, а потом удивляться, как их так обманули.
  • Обучение. Инфантильному человеку хочется красивой, яркой, сказочной жизни, но она сама должна их найти. В сравнении с инфантилами, взрослые люди не просто предаются мечтам, а строят свою жизнь. Потому что для достижения успеха, важно учиться и постоянно преодолевать неприятные сюрпризы судьбы.
  • Ответственность. Инфантилы не в состоянии позаботиться о близких. Они легкомысленны и безответственны. Легко заводят домашнего питомца, а после бросают на улице, как наиграются. Но беда в том, что к продолжению рода такие люди подходят также несерьезно. Они могут случайно перебрать на вечеринке, а потом вдруг–неожиданная беременность. Конечно, аборт делать грех, значит, будем рожать. Или же они делают детей потому, что так заведено. Как заведено? Кем? Нужно-ли вообще? На такие вопросы ответа не дождетесь.
  • Уборка. Следующее, что замечается за инфантильными людьми – это бардак. Инфантил не будет наводить порядок дома, на улице или где-то еще. Ему и так комфортно, знает, что где бросил. Есть даже специально отведенный угол для мусора. А это отражение того, что происходит в мозгах, где не под силу разобраться иногда даже состоявшемуся взрослому человеку.

Проявления инфантилизма в жизни

До этого уже много говорилось о поведении инфантильных детей и взрослых, сейчас эти темы нужно обобщить.

Инфантильность детей более ярко и заметно начинает проявляться всё же в школьном возрасте. Дети хуже учатся, у них возникают проблемы с концентрацией внимания. Они могут встать и выйти посреди урока или перебивать учителя. Их игровая деятельность преобладает над учебной. В общении со сверстниками инфантилизм проявляется в неумении контролировать своё поведении, в непосредственной реакции на происходящее вокруг. Такие дети доверчивы и наивны. Зачастую круг их общения состоит из детей младшего возраста, так как они находятся ближе к ним по уровню развития.

Наивность и непосредственность сохраняются также и у взрослых людей. Их эмоциональные реакции не всегда адекватны ситуации. Кроме того, у взрослых людей инфантильность проявляется в нежелании брать на себя ответственность за свои поступки. Такие люди редко вступают в брак или заводят семью по собственной инициативе. В отношениях такие люди на бессознательном уровне будут искать того, кто сможет исполнять роль родителя, то есть заботиться и покровительствовать. В профессиональной деятельности незрелые личности будут всячески избегать ответственности. Данная категория людей не любит решать проблемы. Сталкиваясь с трудностями, они либо от них бегут, либо стараются забыть, либо перекладывают их на плечи других людей. Они зависимы от мнения окружающих, поэтому боятся критики и очень остро реагируют на неё.

Многие психологически не зрелые люди впоследствии становятся иждивенцами. Женщины находят состоятельных мужчин, которые полностью обеспечивают их. Мужской инфантилизм чаще проявляется в нежелании и неумении вести домашнее хозяйство. Такие мужчины будут искать женщин, на которых можно переложить все заботы о домашнем хозяйстве.

Конечно, по большей своей части проявления инфантилизма не несут в себе угроз жизни и здоровью самого человека и его близким и друзьям. Но всё же это явление нельзя оставлять без внимания.

Причины инфантилизма: как взрослые становятся детьми?

Причина №1: инфантильные родители.

Эта проблема передается из поколения в поколение, но не через гены, а попросту, потому что дети принимаю модель поведения своих инфантильных родителей. Правда, иногда родители ведут настолько безумный образ жизни, что их детям приходится страдать. В этом случае родители станут отрицательным примером, показывая, что так жить нельзя.

Причина №2: чересчур заботливые и беспокойные родители.

Они оберегают своей гиперопекой ребенка от всех возможных трудностей, не дают сталкиваться с жизненными трудностями, которые так необходимы для взросления. Чрезмерная забота о своем ребенке, попытка уберечь от боли и страданий – это не любовь. Это прямая дорога к пожизненной опеке взрослого ребенка. Она причиняет только вред.

Причина №3: система служения.

Детский сад, школа, университет помимо важных знаний учат человека правильно воспринимать жизнь. Правильно для системы, но не всегда для самого человека. Смысл в том, что человеку-ребенку внушают, что о нем всегда кто-нибудь заботится, что ему нужно рассчитывать на других. Для этого есть специалисты, разного рода чиновники, лидеры. Так система привязывает к себе человека, чтобы получить в его лице преданного слугу.

Причина №4: монопрофильность.

Распределение большинства важных дел по другим людям снимает с человека дополнительную нагрузку. Оно лишает возможности развиваться инфантила всесторонне, нести ответственность за остальные сферы его жизни. Для развития до уровня зрелого человека нам необходимо усложнять жизнь, подвергаться небольшому стрессу, который поможет созреть психике.

Классификация ЗПР по эпигенетическому принципу. Причины ЗПР

  1. 75% от случаев ЗПР – это задержка церебрально-органического генеза, то есть в основе лежит недостаточность функционирования мозга и его проводящих путей (часто – последствия неблагополучной беременности, проблем в родах и т.д.).
  2. ЗПР конституционального происхождения. Так называемый гармонический инфантилизм, когда в психофизическом отношении ребенок несколько отстает от сверстников. Это обусловлено наследственными причинами. Ребенок может быть более внушаем, эмоционален, чем его сверстники. В целом он и выглядит на более младший возраст (разница с реальным возрастом – 1-1,5 года).
  3. ЗПР соматогенного происхождения. Здесь задержка обусловлена ослабленностью организма, частыми, хроническими соматическими болезнями ребенка. Общий тонус тела и психики ребенка понижен. Часто ситуация осложняется гиперопекой со стороны семьи.
  4. ЗПР психогенного происхождения (сюда же относится педагогическая запущенность). Причина – в неблагоприятных психосоциальных условиях. Раньше было принято считать, что такая задержка может встречаться только у детей из неблагополучных семей (безработные, тунеядцы, алкоголики и т.д.). Сейчас все чаще встречаются случаи, когда, несмотря на финансовый достаток, тип воспитания в семье является негармоничным, в частности, у ребенка не развивается необходимый уровень саморегуляции, осведомленности, самообслуживания в виду гиперопеки, непоследовательности, воспитательной неуверенности, тревожности родителей.

Инфантилизм излечим, если сам человек признает эту проблему

Избавиться от инфантилизма – значит сделать все, чтобы человек начал работать над собственным развитием. Самостоятельно, без посторонней помощи это не всегда возможно. Ведь дети на то и дети, что в некоторых вещах им нужна помощь и поддержка взрослых и опытных людей. Поэтому инфантильным людям помощь необходима. А это значит, что правильно учить их самостоятельности, правильно толкать их к тому, чего они избегают больше всего на свете, к трудностям.

И здесь в первую очередь нужна мотивация к такой работе. Человек мотивируется двумя вещами – болью и удовольствием. Если интереса к развитию, к учебе, к труду у человека нет и его не удается пробудить, если желание достичь высот не просыпается, тогда остается только одно – заставить его страдать, испытывать боль, лишения, чтобы он начал развиваться не по желанию, а по необходимости. Здесь важно не перестараться, чтобы не сломать человека. Ведь психологический возраст у всех разный и учитывать его – сложная задача. Поэтому не получится разом наверстать все то отставание в развитии, которое складывалось годами. Каждый человек получает такую нагрузку, которую способен выдержать на этом этапе собственного развития. Это касается его физического, психического и умственного развития.

Во вторую очередь можно обратиться к помощи профессионалов. Психотерапия как нельзя лучше чувствует настрой человека и помогает изменить собственные взгляды на жизнь. Посмотреть на себя со стороны, признать недостатки. Неизвестно, какие испытания свалятся человеку на голову в будущем. И если он не будет к ним готов из-за собственной инфантильности, то для него все закончится печально.

Так что мы сами решаем, насколько наш жизненный путь правильный. Поэтому, если ваше мнение по проблеме инфантилизма не совпадает с тем, что здесь написано, это не значит, что вы не правы. Важно решить для себя, к какому мнению стоит прислушаться.

Как избавиться от инфантильности?

Ярко выраженное инфантильное поведение опасно: оно ведёт к расстройствам нервной системы, социальной дезадаптации, внутреннему напряжению, тревожности – своевременно начинайте лечение.

Метод терапии определяют индивидуально. Если проблема спровоцирована повреждением мозга или другой болезнью, направляют все силы на её устранение. Психогенная форма нуждается в коррекции психиатра.

Для устранения расстройств поведения назначают медицинские препараты:

  • транквилизаторы;
  • ноотропы;
  • антидепрессанты;
  • седативные средства;
  • витаминные комплексы.

Консультации психиатра изменяют поведение больного, улучшают эмоциональную сферу и адаптируют его к условиям жизни.
Избавиться от инфантильности помогут резкие перемены. Если человек оказывается без поддержки близких, ему приходится действовать самому и принимать решения.

Причиной, мотивирующей изменить поведение, бывает:

  • потеря материального благополучия;
  • увольнение с работы;
  • рождение ребёнка;
  • уход в армию.

Важно! Родителям инфантильных детей психологи советуют приучать их к регулярным обязанностям и мягко порицать за невыполнение правил. В тоже время нужно быть другом ребёнку, играть с ним в игры, ходить в гости, делать вместе поделки.
Незрелые дети предпочитают общение с малышами. Учите их находить общий язык со сверстниками, не конфликтовать, прощать обиды. Поощряйте принятие самостоятельных решений. Если ребёнок хочет заниматься танцами или рисованием, пусть пробует свои силы.

Чтобы справиться с проблемой во взрослом возрасте, надо признать свою инфантильность, побороть её. Для этого полезно отказаться от родительской помощи и стать самостоятельным. Вначале будет трудно, но постепенно человек научится не перекладывать ответственность на других и обдуманно принимать решения со всеми вытекающими последствиями.

Причины, патогенез

Причины:

  1. Перенесенные в детстве заболевания хронического характера:
      печени, сердечно-сосудистой и кровеносной систем, желудочно-кишечного тракта;
  2. туберкулез;
  3. сифилис, и др.
  4. Заболевания и травмы головного мозга.
  5. Родовая травма.
  6. Функциональная или органическая гипоталамо-гипофизарная недостаточность:
      тотальная;
  7. парциальная;
  8. Чрезмерное употребление алкоголя, наркотическая зависимость родителей.
  9. Плохие материальные условия:
      недостаточное питание;
  10. авитаминоз.
  11. Наследственность.

Причины инфантилизма в 20-40 лет у взрослых:

  1. Поражения гипоталамуса или гипофиза:
      опухолевое;
  2. травматическое;
  3. сосудистое;
  4. инфекционно-токсическое.
  5. Неправильная работа эндокринных желез.

Патогенез следующий:

  • центральная нервная система (ЦНС) развивается замедленно, функциональная активность одной или нескольких эндокринных желез недостаточная;
  • нарушаются обменные процессы;
  • недоразвитие половых органов.

Классификация

Психический инфантилизм бывает врожденный и приобретенный, простой и дисгармонический.

При простом (гармоническом) незрелость человека характеризуется поведением, не соответствующим возрасту. Происходит равномерная задержка психического и физического развития.

Дисгармонический – это простой инфантилизм с дополнительными характеристиками:

  • перепадами настроения;
  • самолюбивостью;
  • завышенными или заниженными потребностями;
  • повышенной аффективной возбудимостью;
  • ранней сексуальностью;
  • жестокостью по отношению к слабым и беззащитным и др.

Приобретенный инфантилизм делят на три группы:

  • органический (вследствие поражения центральной нервной системы);
  • соматогенный (вследствие эндокринных и хронических заболеваний, поражений внутренних органов);
  • психогенно обусловленный (психологический) как следствие чрезмерной опеки родителей, изнеживающего либо деспотичного воспитания.

Виды инфантилизмаОписание
ФизиологическийЗамедление роста и развития физиологических систем организма
ПсихическийХарактеризуется задержкой темпов психического развития
СоциальныйПроблемы социализации, непонимание обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления
ПравовойНе сформированные правовые знания, взгляды и установки

Инфантильный возраст

Положительных изменений в развитии инфантильных детей можно ожидать к 10-12-летнему возрасту. И здесь родителям стоит быть особенно внимательными: так происходит не всегда. В ряде случаев темп созревания бывает настолько медленным, что и в этот период — младший подростковый возраст — инфантильные ребята рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, попадают в разные авантюрные истории.

Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода молодой человек опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Так что последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее.

Ситуация вполне подвергается коррекции. Помочь в этом может психолог, который при необходимости посоветует проконсультироваться у других специалистов. Родителям детей, склонных к инфантильности, лучше начать действовать как можно раньше, не дожидаясь подросткового возраста. Родители Павлика, обратившиеся ко мне за помощью, когда ребенку было 10 лет, сумели изменить поведение своего ребенка вовремя. Возможно, их опыт и мои рекомендации помогут и другим семьям.

Повышенный контроль

Технический прогресс не стоит на месте, и у родителей появилась масса возможностей контролировать жизнь своего ребенка. Во многих школах введена пропускная система, позволяющая взрослым получать уведомления на смартфон, когда их дети приходят и уходят со школы, а значит прогулять урок и остаться незамеченным вряд ли получится. Система электронного дневника тоже не добавляет свободы – теперь родители всегда в курсе успеваемости ребенка, проблема плохой оценки теперь не решается вырванной страницей.

Отдельно стоит отметить специальные приложения на телефон, позволяющие отслеживать местоположение детей в режиме реального времени. Это нововведение пользуется огромной популярностью, ведь родитель спокоен, зная, где находится его ребенок, добрался ли он до места назначения, если находился в пути. Более того, существуют программы, позволяющие прослушать звук с телефона ребенка, иначе говоря, узнать с кем и о чем он говорит в данный момент.

Родители стремятся контролировать жизнь своих детей с благими намерениями. Они боятся, что ребенок попадет в неприятности на прогулке, свяжется с плохой компанией или начнутся проблемы с успеваемостью. Это ведет к тому, что взрослые дают все меньше свободы действий своим чадам. Таким образом, одни подростки растут несамостоятельными, полагаются в решении проблем на старших, а другие бунтуют против такой опеки и в итоге учащаются ссоры.

Современный родитель, стремясь защитить ребенка от проблем, забывает, что всем нам необходимо личное пространство. Приучайте детей к самостоятельности, позволяйте совершать проступки и исправлять их последствия, разговаривайте, выслушивайте и объясняйте свою точку зрения. Необходимость в тотальном контроле отпадает, когда взрослый и ребенок доверяют друг другу.

Возможности медицины

Лечение и коррекция включает:

  • улучшение условий проживания;
  • сбалансированное питание;
  • прием витаминов;
  • физиотерапию;
  • психотерапию (индивидуальную или групповую);
  • фармакотерапию.

Мероприятия должны быть направлены на причину возникновения заболевания и включать комплекс необходимых мер.

Инфантильность в психологии

Инфантильность это в психологии означает незрелость развития, своеобразное проявление детского поведения у взрослых, причем термин отражает как психологические, так и физиологические факторы.

Дополнительная информация. Слово «инфантильность» происходит от латинского infantilis, что переводится как «детский».


Что такое инфантильность

В психиатрии такое понятие рассматривается в качестве патологической задержки в развитии. В медицине физиологический инфантилизм отражает проблемы с органами и системами. В бытовой сфере у взрослых здоровых людей наблюдается социальная и психологическая незрелость. Инфантильные люди могут внешне выглядеть как взрослые, но, по сути, они являются «большими детьми».

Что означают понятия социального и психологического инфантилизма, будет понятно, исходя из причин, которые приводят к их образованию.

Неусидчивость или неспособность к учебе?

Учатся инфантильные дети чаще всего плохо, но не из-за отсутствия способностей. Основная трудность, с которой сталкивается учитель или воспитатель, — это неумение инфантильного ребенка включиться в общую работу: он даже не пытается ее выполнять, невпопад задает вопросы, не имеющие отношения к делу. Причем часто такое поведение сочетается с искренним желанием ребенка соответствовать собственным представлениям о «хорошем ученике». Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно вскакивает, когда его спрашивают. Но непосредственные желания через довольно короткое время пересиливают, и ребенок перебивает учителя, разговаривает с соседом, ходит по классу. Такие дети склонны к дурашливости и клоунаде, в школе отличаются неусидчивостью, расторможенностью, неумением вести себя на уроке.

Почему так происходит, постараемся понять. Для инфантильного ребенка сама ситуация общения со взрослым или сверстником является более важной, и любое задание имеет значение лишь постольку, поскольку оно вплетено в эту ситуацию общения. Например, он изо всех сил тянет руку, просит, чтобы его спросили. Когда учитель его вызывает, он встает, гордый тем, что его вызвали, и, радостно улыбаясь, молчит. Оказывается, вопрос уже забыт, но ребенок и не думает об этом, ведь его «вызвали»!

От заданий такого ребенка отвлекают и посторонние звуки, и внезапно нахлынувшие воспоминания, и шаги в коридоре, и фломастеры соседа, что, естественно, затрудняет его обучение, а педагоги отмечают, что он постоянно отвлекается. Инфантильные дети, как правило, неистощимы в фантазиях и играх, но в учебе быстро устают и пресыщаются. Необходимость упорного, систематического труда вызывает у такого ребенка пассивный протест.

Говоря об инфантильности детей, нужно помнить, что незрелость касается эмоционально-волевых проявлений, ничуть не затрагивая интеллектуальную сферу: «вечно маленький» ребенок может быть способным и талантливым. Особенно в таких сферах человеческой деятельности, как музыка, изобретательство, сочинительство, актерство. Ведь высокие достижения в этих областях возможны именно вследствие яркости, образности, живости мышления, выразительной эмоциональности и непосредственности поведения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]