Психический инфантилизм – достаточно равномерное отставание в развитии с преимущественной задержкой эмоциональной сферы и волевых качеств, поведением, свойственным представителям младших возрастных групп. Наиболее ярко проявляется в школьные годы. По мере взросления нивелируется либо встраивается в структуру пограничной личности или психопатии.
Для записи на прием достаточно связаться с нами по телефону 8(969)060-93-93.
Общая информация
В МКБ-10 болезнь включена под шифром F60.8. У детей раннего возраста выявление эмоционально-волевого отставания и снижение уровня мотивации затруднено, поэтому расстройство в большинстве случаев становится отчетливым с начала обучения, а затем хорошо просматривается в период пубертата. Наиболее заметными отличительными особенностями являются склонность к играм при слабом интересе к учебе, непонимание и невозможность соблюдения требований преподавателей, в том числе – в отношении дисциплины. Распространенность составляет чуть больше 1,5%.
Несмотря на трудности при диагностике задержки развития по типу психического инфантилизма у маленьких детей, ученым удалось выявить соответствующие признаки при наблюдении за группой пациентов, которые длительно находились на стационарном лечении, подвергались неоднократным операциям и, таким образом, «упускали» определенные этапы. Специалисты отмечают, что в подобных случаях, наряду с психоэмоциональным компонентом, страдают моторные функции и интеллект.
Несмотря на изученность различных форм и возрастных проявлений, исследователи пока имеют недостаточное представление о динамике и исходе нарушения в целом. У взрослых патологическое состояние выявляется при наличии психических заболеваний.
К чему приводит развитие инфантильности
Недостаточно понимать термин того, что такое инфантильность. Чтобы начать разбираться в этой проблеме, нужно еще и знать базовые проявления проблемы. Самый распространенный из них —это нежелание принимать важные решения и страх к общению с взрослыми людьми. Часто такие люди пытаются перекладывать важные задачи на других, избегая даже таких вещей, как стирка для себя, глажка вещей. Хоть и на практике доказано, что часто такие люди зарабатывают сами и могут иметь очень неплохой материальный достаток.
Во многом представители этой социальной категории эгоистичны и больше внимания уделяют именно собственным проблемам, заботам. К сожалению, самостоятельно выйти из этого состояния практически невозможно.
Причины
Основным фактором считаются поражения церебральных структур во внутриутробном и младенческом периоде: хронические интоксикации и инфекционные болезни матери, асфиксия плода, родовые травмы, тяжелые соматические заболевания ребенка. Особенно важными являются неблагоприятные воздействия в третьем триместре беременности и родах.
Вероятно, наличие инфантильных черт при отсутствии умственной отсталости объясняется изолированным поражением тех участков головного мозга, которые наиболее интенсивно формировались в период влияния негативного фактора. Специалисты также указывают на большое значение генетической предрасположенности и особенностей воспитания, которые вызывают или усиливают чрезмерно детские проявления. В число возможных причин входят деспотическое воспитание, гипер- и гипоопека.
Симптомы
Инфантильные дети отличаются повышенной внушаемостью, беспечностью, несамостоятельностью, неспособностью принимать на себя ответственность и непониманием ее сути. Пациенты предпочитают игру любым другим видам времяпрепровождения (учебе, участии в делах семьи, помощи старшим, самостоятельному изучению нового, занятиям в кружках и секциях). Им трудно прилагать волевые усилия, сдерживать чувства, подчинять свое поведение требованиям учителей и родителей.
Характерными особенностями являются низкая заинтересованность в исследовании мира, слабость мотивации, склонность к чрезмерному слиянию с матерью, отсутствие потребности в самостоятельности. В раннем возрасте на запаздывающее созревание отделов мозга, отвечающих за возникновение и контроль эмоций, указывают склонность к генерализации реакций на раздражительности, расторможенность и гиперактивность при недостаточном формировании тонких моторных актов. Детали клинической картины определяются типом расстройства.
Психологическое слияние с родительской семьей
Причиной инфантилизации молодежи часто выступает незавершенная сепарация от родителей. Под этим термином понимается расставание с близким, с которым человек находился в психологическом слиянии.
Чаще всего речь идет о матери. Если взрослеющий ребенок отделяется от родителей, происходит становление личности. Он постепенно начинает совершать самостоятельные поступки, берет принятие решений на себя.
Фото kelli mcclintock on Unsplash
Если сепарация завершается успешно, молодой человек обретает самодостаточность, становится взрослым. «Ребенок вырос, а родители и не заметили». Это можно сказать сегодня по отношению к молодым людям в нашей стране.
Ведь есть немало условий, мешающих завершиться сепарации. Невысокие доходы, сложности при трудоустройстве, неизвестность — все это мешает развиваться. Дети достигают возраста совершеннолетия, но остаются зависимыми от родителей.
В некоторых семьях ребенок является «центром вселенной», и все другие родственники вертятся около него, как планеты вокруг светила. Но приходит время выпустить чадо из родного гнезда.
Фото Daniel H. Tong on Unsplash
Например, для выезда на учебу в другой город, прохождения военной службы. Ради работы, в конце концов. Вся семья остро переживает этот момент. Возникает «синдром гнезда, из которого улетел повзрослевший птенец».
Современная культура не имеет традиций, которые инициируют получение нового статуса в социуме. Нередки ситуации, когда в жизнь уже женатого «ребенка» продолжает вмешиваться мать; или отец взрослой женщины диктует ей, как одеваться и с кем встречаться.
Простой
Гармонический простой психический инфантилизм характеризуется довольно равномерным отставанием, влияющим на социальную адаптацию. Средняя задержка составляет 1-3 года. Больные выглядят младше своего возраста. Они живые, любознательные, но легко отвлекающиеся, непостоянные, неспособные к длительному сосредоточению даже в сфере своих интересов.
Дети подолгу играют, но быстро устают, когда приходится выполнять задания, требующие терпения, волевых усилий и интеллектуального напряжения. При начале обучения в школе тяжело реагируют на стандартные задания. На фоне перегрузки возможна невротизация.
Течение достаточно благоприятное. Симптомы нивелируются или исчезают по достижении 10 лет. Однако некоторые специалисты считают, что наблюдаемая динамика не обязательно указывает на полную гармонизацию психики. У взрослых существует повышенная вероятность формирования акцентуаций характера.
Инфантильный человек — это…
Итак, что значит инфантильный характер, по каким признакам можно сделать вывод, что перед вами личность подобного «кроя»? Для нее свойственны следующие черты:
- иждивенчество – жизнь за счет других (наверняка вам встречались «детки», сидящие на шее у родителей или супругов в 30, 40 и более лет);
- эгоизм – зацикленность на себе, своем комфорте и благополучии, обеспокоенность своими проблемами и равнодушие к чужим, неспособность к самопожертвованию и помощи другим;
- нежелание отвечать за свои слова, действия и поступки. Речь инфанта наполнена такими выражениями, как «меня спровоцировали», «меня принудили», «заставили». Таким образом, инфант сообщает миру: «Это не я, это все они, я ни при чем»;
- поведение, ориентированное на игру – человек большую часть времени развлекается: играет в компьютер, любит покупать всякие гаджеты и игрушки, проводить время с друзьями в баре или на танцполе. Он весел, беспечен, легок в общении;
- отсутствие целей, стремлений к развитию и самореализации;
- стереотипное мышление, узкий кругозор, незнание себя, своих потребностей и, как следствие, отсутствие самокритики, самооценки;
- ярче всего инфантилизм проявляется в беспомощности перед негативными реалиями: любые проблемы не решаются, а избегаются – игнорируются либо перекладываются на близких.
Органический
Синдром неосложненного органического психического инфантилизма наблюдается при поражениях мозга. У многих больных повреждение происходит внутриутробно, признаки патологии сочетаются со стигмами эмбриогенеза: неправильным ростом волос, нарушениями прикуса, высоким небом, низкорослостью и пр. Проявления чрезвычайно разнообразны, зависят от объема и локализации поражения церебральных структур.
Как и у детей из предыдущей группы, отмечаются наивность, внушаемость, склонность к играм. Мышление отличается инертностью, затруднениями при переключении. Эмоции нередко сглаженные, недостаточно живые и яркие, воображение бедное, привязанности поверхностные. Дети не ощущают потребности в одобрении и оценке результатов игр и обучения, что указывает на низкий уровень притязаний. Возможны расторможенность и элементы патологического поведения.
В рамках осложненного органического варианта рассматривают дипропорциональный, невропатический и церебрастенический типы. В первом случае отмечается существенное несовпадение уровней различных сторон личности. Для второго вида характерны робость, пугливость, неуверенность, проблемы при адаптации в коллективе. В третьем случае наблюдаются раздражительная слабость и небольшое интеллектуальное снижение.
Методы диагностики
Психиатр проводит беседу с пациентом, оценивает его адекватность, способность поддерживать диалог, интеллектуальные возможности.
- Во время диагностики психофизической инфантильности детей используют тесты. Им предлагают нарисовать животное, дерево, цветок по определённым критериям. Если существует проблема, ребёнок упрощает элементы рисунка и не придерживается рекомендаций.
- Для школьников и подростков применяют тесты в картинках, на которых изображены разные жизненные ситуации. Врач просит пациента объяснить действия и чувства нарисованных людей.
- Чтобы выявить психоэмоциональную неустойчивость у взрослых и детей старше 10 лет, используют специальные анкеты. Люди должны правдиво отвечать на вопросы. Ответы анализирует врач и по ним определяет патологии мышления и поведения.
Доктор определяет уровень биологической зрелости ребёнка: оценивает внешние характеристики, сравнивая их с детьми сверстниками. После сверяет результаты с хронологическими данными. Если они приблизительно равны, это означает оптимальную зрелость. Когда биологический возраст меньше фактического, констатируют запаздывающий (ретардированный) вариант развития.
Для диагностики физиологического инфантилизма проводят общее обследование, включающее:
- гинекологический осмотр;
- лабораторные анализы крови, мочи.
Чтобы выяснить возрастные особенности, проводят антропологическое исследование. Состояние внутренних органов изучают при помощи УЗИ.
Стоимость услуг
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ | |
Первичная консультация врача психиатра (60 мин.) | 6 000 руб. |
Повторная консультация | 5 000 руб. |
Консультация психиатра-нарколога (60 мин.) | 5 000 руб. |
Консультация психолога | 3 500 руб. |
Консультация Громовой Е.В. (50 минут) | 12 000 руб. |
ПСИХОТЕРАПИЯ | |
Психотерапия (сеанс) | 7 000 руб. |
Психотерапия (5 сеансов) | 30 000 руб. |
Психотерапия (10 сеансов) | 60 000 руб. |
Групповая психотерапия (3-7 человек) | 3 500 руб. |
Сеанс психотерапии у Громовой Е.В. (50 минут) | 12 000 руб. |
В данном перечне представлены не все цены на услуги, которые предоставляет наша клиника. С полным прайсом можно ознакомиться на странице «Цены», либо по телефону: 8(969)060-93-93. Первичная консультация БЕСПЛАТНА!
Психогенный
Этот вариант возникает на фоне неправильного воспитания, изучен меньше других. Формируется вследствие депривации важных эмоциональных и интеллектуальных потребностей из-за невнимания, заброшенности, слишком жестких требований или, напротив, попустительства и полного отсутствия дисциплины.
В зависимости от стиля воспитания возможны эгоцентризм, пассивность, снижение инициативы, нерешительность, неспособность выдерживать напряжение, отсутствие идеалов и этических установок, необходимых для нормального функционирования зрелой личности. Лечение предполагает длительную психотерапию.
Для постановки диагноза и качественной терапии позвоните по номеру 8(969)060-93-93 и запишитесь на прием.