Философия жизни: основные понятия и ее представители

Жизненная философия — это система воззрений человека. Поиск ответов на главные вопросы в жизни, в чем ее смысл, для чего, что и как делать, не прекращается. С античных времен умы философов мудрствуют над этим. Сформированы десятки учений, но по-прежнему люди задают себе эти вопросы.

Философия жизни — основные идеи

Философия жизни объединила в себе различные направления, объединенные общими идеями. Она возникла как реакция на устаревшие философские традиции, обусловленные рационализмом. Идеи философии жизни в том, что бытие – это первооснова, и только через него можно что-то постичь. Все рациональные методы познания мира – в прошлом. На смену им приходят иррациональные. Чувства, инстинкты, вера – основные инструменты постижения реальности.

Жизнь что такое

Движение в пространстве и времени, при котором происходит развитие личности, приобретаются опыт, навыки и знания, затрачивается энергия на взаимодействие с другими индивидуумами – вот что значит жизнь.

Виды понятия

Жизнь – понятие, которое можно рассматривать с разных точек зрения:

  1. Физической. Непрерывный процесс, который сопровождается накоплением и рассеиванием энергии для того, чтобы увеличить или уменьшить хаос в системе – это и есть настоящая жизнь, о чем подробно повествует наука физика.
  2. Биологической. Согласно этому взгляду, общественное существование представляет собой особую форму живой материи, в каждой клетке которой протекают физические и химические процессы. Основными критериями развивающегося организма являются: рост, метаболизм, реакции на раздражители и размножение. Пока человек дышит, он продолжает жить.
  3. Если рассматривать этот термин с психологическим или культурным уклоном, можно обнаружить более 7 миллиардов определений, так как каждый взрослый человек и ребенок трактуют это явление по-своему.

Понятие жизни в философии

Более 30 столетий философы и пророки разных народов мира стремятся познать жизнь, понять, что это такое, и каковы ее границы. Спиноза, Сократ, Диоген, Антисфен и другие мудрецы сводили свои размышления к тому, что фундамент существования всего живого на земле сводится к поиску цели бытия.

Важно! Поэтому жизнь в философии – это своеобразный ключ к определению главных мотивов и путей развития мира, а также самосовершенствованию человека через его осмысленную созидательную деятельность

Бенедикт Спиноза

Нередко, чтобы понять этот термин, в древних трактатах использовалось сопоставление со смертью и небытием. Жизнь как бытие – это устаревшее философское определение.

Дополнительная информация. На смену рациональному познанию мира в современное время пришли иррациональные взгляды. Вера, инстинкты и чувства стали основными инструментами, которые позволяют постичь реальное существование.

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм. Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.

Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке «Буря и Натиск» Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. Инстинкт – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.

История развития

Изначально, философия была основной наукой, от которой впоследствии начали отсоединяться отдельные дисциплины. Также произошло и с психологией. Обе дисциплины появились в одно и то же время, но на протяжении существования, психология являлась частью философии и стала отдельной отраслью научной мысли только в 19 веке.

Впервые, об изучении души заговорил Гераклит, который считал, что она сложна для изучения. Он делил общество на две группы:

  • влажные – менее благородные особи, склонные к грехам;
  • сухие – обладают благородными качествами.

Психологическая доктрина развивалась в рамках материализма. Следующим развивал эту мысль Демокрит, который предложил теорию атомов. Он считал, что тело состоит из мелких частиц, а душа состоит из еще более мелких частиц. Душу он рассматривал как мотив жизни и признавал ее смертность, которая наступает со смертью носителя.

Сократ предполагал, что душа – это отголосок божественного разума, к которому следует прислушиваться. Сократ противопоставлял душу и тело. Душа – нематериальна, невидима и бессмертна как Боги. Поэтому со смертью тела, душа продолжает существовать. Сократ предложил идеалистическое понимание души, которое в дальнейшем получило своей развитие.

Продолжил эту тему Платон, который считал, что душа предназначена каждому существу еще до его рождения. Перед тем, как соединиться с телом, она находится в мире идей и знает всё. Но соединившись с телом, она забывает знания. Платон делил психологические явления на:

  • разум – находится в голове;
  • воля – располагается в груди и отвечает за исполнение желаний;
  • низменные желания – располагаются внизу живота и являются общими для людей и животных;

У мудрого эти три вида явлений находятся в гармонии. Чтобы ее достигнуть, человек должен самосовершенствоваться. Борьба с самим собой в процессе самосовершенствования выражается во снах.

Вершиной развития античной психологии стали работы Аристотеля. Он считал, что душа – часть тела человека, а не привнесенная извне. Душа придает смысл существованию, а тело служит для выполнения цели.

В Средневековье на психологию большое влияние оказывала религия, поэтому душу связывали с божественным началом и верой.

Смысл жизни человека — философия

Проблема смысла жизни в философии была и остается актуальной. Ответы на вопросы, в чем смысл жизни и что делает жизнь значимой ищут философы разных направлений на протяжении веков:

  1. Античные философы были единодушны во мнении, что суть человеческой жизни таится в стремлении к благу, счастью. Для Сократа счастье равно совершенствованию души. Для Аристотеля – воплощению человеческой сущности. А сущность человека – это его душа. Духовный труд, мышление и познание ведут к достижению счастья. Эпикур видел смысл (счастье) в удовольствии, которое он представлял не как наслаждение, а как отсутствие страха, физических и духовных страданий.
  2. В Средние века в Европе представление о смысле жизни было напрямую связано с традициями, религиозными идеалами и сословными ценностями. Здесь наблюдается схожесть с жизненной философии в Индии, где повторение жизни предков, сохранение сословного статуса являются ключевыми.
  3. Философы XIX-XX веков считали, что жизнь человека бессмысленна и абсурдна. Шопенгауэр утверждал, что все религии и философские течения – это лишь попытки найти смысл и сделать бессмысленную жизнь выносимой. Экзистенциалисты, Сартр, Хайдеггер, Камю, приравнивали жизнь абсурду, и только человек мог собственными действиями и выбором придать ей некий смысл.
  4. Современные позитивистский и прагматичный подходы утверждают, что жизнь обретает тот смысл, который важен для отдельного человека в рамках его реальности. Это может быть все, что угодно – достижения, карьера, семья, искусство, путешествия. То, за что конкретный человек ценит свою жизнь и к чему стремится. Такая философия жизни очень близка многим современным людям.

Этапы жизни

На каждом жизненном этапе у человека появляются новые цели и задачи. Любая пройденная возрастная стадия развития личности определяет дальнейшие шаги и формирует план для достижения результативности в следующем этапе. В зависимости от того, насколько успешно преодолена каждая стадия жизни, у личности формируется ощущение полноты жизни, чувство самоуверенности и удовлетворения пройденным путём.

Младенчество (первый год жизни)

В начале жизни основной задачей младенца является формирование базового доверия к окружающим. Ведь именно этот критерий позволит в дальнейшем уже повзрослевшему человеку чувствовать себя уверенно и воспринимать мир как безопасное и стабильное место, являющееся благоприятным для дальнейшего развития. Степень развития доверия у ребёнка к другим людям напрямую зависит от того, как к нему относится его мать.

Бытует мнение, что новорожденные малыши ничего не понимают и не осознают. Это не так. Вспомнить первые годы своей жизни у них, конечно же, не получится. Но большая часть информации закрепится на эмоциональном уровне.

Раннее детство (2–3 год жизни)

На втором этапе жизни личность стремится к достижению частичной самостоятельности и самоконтроля. Ребёнок пытается абстрагироваться от родительской опеки и научиться понимать мир.

Он учится самостоятельно есть, одеваться и принимать душ, разрешая матери присутствовать при этом, но не допуская к прямому участию. Поощрение таких действий формирует в малыше уверенность, чувство собственного достоинства и важности, самоконтроль и самоуважение.

Дошкольный возраст (4–6 лет)

Этот этап жизни несёт в себе формирование предварительных целей и задач на дальнейшую жизнь. Именно в возрасте 4–6 лет ребёнок впервые задумывается о выборе профессии, начинает осознавать, что к нему относятся как к взрослому, осмысленному человеку.

Успеха добиваются те, кто чувствует, что их самостоятельные действия поощряются со стороны старших, а их решения уважаются, а не высмеиваются. Ребёнок должен научиться отвечать за свои слова и поступки, и понять, что каждое решение так или иначе повлияет на его дальнейшую жизнь.

Поэт Лев Иовлев писал: «Когда человек везёт свой воз, силы ему придаёт понимание — зачем и куда»

Школьный возраст (7–12 лет)

В этом возрасте у детей возрастают способности к логическому мышлению и самодисциплине, а также желание взаимодействовать с окружающими в рамках разрешённых правил и уставов. Юная личность поглощена попыткой разобраться в том, откуда что берётся и для чего оно нужно. Эта жизненная стадия формирует понимание собственной полноценности и компетентности.

Ребенок осознаёт возможности и ищет своё место среди сверстников. Появляется интерес к дальнейшему развитию и обучению. Именно на этой стадии подрастающая личность нуждается во внимании своей семьи. Ведь как раз родители и помогают детям найти важные личные и общественные цели, которые могут оказать положительное влияние на общество. А чувство необходимости формирует уверенность в себе и своём будущем.

Юность (13–19 лет)

Подростковый возраст — одна из самых сложных ступеней в развитии личности. Молодой человек сталкивается с огромным количеством социальных требований и не понимает, в какую сторону ему теперь двигаться. Основной задачей становится формирование всей имеющейся к этому времени информации о себе и своих возможностях в единое целое и включение в полноценную картину общественной жизни.

Успешный выход из юношеского кризиса — соблюдение собственных обещаний и пожеланий, связанных с дальнейшей жизнью. Огромную помощь в этом могут оказать родители и близкие друзья, которые подтолкнут человека к решительным действиям своей верностью, верой и поддержкой.

Философия жизни и смерти

Проблема жизни и смерти в философии является одной из ключевых. Смерть как результат процесса жизни. Человек как любой биологический организм смертен, но в отличие от других животных, он осознает свою смертность. Это подталкивает его к мыслям о смысле жизни и смерти. Все философские учения можно условно поделить на два типа:

  1. Нет жизни после смерти
    . После смерти нет никакого бытия, вместе с телом человека погибает и его душа, его сознание.
  2. Жизнь после смерти есть
    . Религиозно–идеалистичный подход, жизнь на земле – это подготовка к загробной жизни или реинкарнации.

Целесообразность практической психологии.

Ответов может быть множество. И здесь все зависит от индивидуального понимания психологом своей задачи.

Так, например если это касается клиента, это может быть достижение каких то конкретных результатов в его жизни, например устройство на работу, избавление от зависимостей, решение личностных проблем, проблем в семье, на работе и т.п.

Это может быть также решение проблем личностной реализации человека, депрессивные и стрессовые состояния, неврозы и т.п.

Это, также может быть решением глобальных экзистенциальных проблем клиентов, при наличии подобного запроса.

Это может быть и комбинацией всего вышеперечисленного (что скорее всего), а также и многое другое.

Очень важно понимать, что решение перечисленных проблем во взаимодействии психолог — клиент касаются в равной мере обоих. Это важно понимать по той причине, что психолог также является личностью с множеством своих собственных проблем и задач, и вовсе не обязан (и в большинстве случаев не является) бытьнекой совершенной и полностью решившей все свои проблемы личностью

Это важно понимать по той причине, что психолог также является личностью с множеством своих собственных проблем и задач, и вовсе не обязан (и в большинстве случаев не является) бытьнекой совершенной и полностью решившей все свои проблемы личностью. Что отличает психолога от клиента, так это набор неких профессиональных навыков и знаний, в определенных случаях могущих привести к некоему приемлемому для связки психолог — клиент результату

Что отличает психолога от клиента, так это набор неких профессиональных навыков и знаний, в определенных случаях могущих привести к некоему приемлемому для связки психолог — клиент результату.

Но каков должен быть этот результат? И есть ли что-то, некий универсальный критерий, позволяющий обобщить задачи психологии? Конечно, результаты работы психолога (даже исходя из заявленных запросов) в их чисто прикладном аспекте могут отличаться весьма существенно.

Тем не менее есть один важный общий критерий — вся психологическая работа сводится к одной задаче — повышение качества жизни клиента, а от себя добавлю, что это в равной мере касается также и психолога.

Книги о философии жизни для саморазвития

Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:

  1. «Посторонний»
    . Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
  2. «Сиддхартха»
    . Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
  3. «Портрет Дориана Грея»
    . Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
  4. «Так говорил Заратустра»
    . Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
  5. «Превращение»
    . Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…

Взаимосвязь дисциплин

У этих двух отраслей есть общие и противоположные черты. Из-за длительного развития в составе философии, психология часто обращается к ней при решении каких-либо проблем. Философия дает общее представление об обществе, а психология работает с проблемами конкретного человека. Она воздействует на общество идеями и меняет его. Психология фиксирует проблемы, существующие в обществе, и вырабатывает способы их решения. Обе отрасли носят педагогический характер, но различаются по степени распространения.

Обе дисциплины опираются на опыт. Философия опирается на общественный и личный опыт. Философ не может выдвигать теории, не имея собственного опыта. Психология может помочь, основываясь на общественном опыте. Это наука базируется на опыте других людей, столкнувшихся с подобными проблемами. И на основе анализа методов, которые помогли в подобных ситуациях, они применяют их снова.

Психологи обращаются к философам при столкновении с серьезными вопросами. В 21 веке, основными проблемами современного общества являются: самореализация, поиск себя и смысла жизни. Всеми этими вопросами занимаются философы, поэтому без обращения к ним решить эти проблемы невозможно.

Совместная работа психологов и философов – плодотворна. Совместно они решают проблему познания окружающего мира. Они изучают природу человеческого интеллекта, пути его развития у детей.

Многие авторы исследований пишут на промежуточные темы между этими двумя науками, поскольку изучение одной из них невозможно без другой. К таким работам относятся исследования В. Франкла или К. Роджерса.

Психология рассматривает биологическую и психологическую стороны людей, протекающие в организме реакции и механизмы действий. Философия рассматривает человека, как личность и предоставляет общую информацию о его сущности и принципах бытия. Она выделяет детали общества, которые являются отличительными в определенный период развития человечества. Она не индивидуальна, а общественна, поэтому не оказывает существенную помощь конкретному индивиду в решении психологических проблем.

Фильмы о философии жизни

Режиссеры обращаются в своих картинах к теме человеческой жизни. Фильмы о философии жизни, которые заставят задуматься:

  1. «Древо жизни»
    . Режиссера Терренса Малика. Это кино поднимает миллионы риторических вопросов о значении жизни, проблеме идентичности человека.
  2. «Вечное сияние чистого разума»
    . Картина Мишеля Гондри, вышедшая на экраны в 2004, своего рода философское учение о том, как жить свою жизнь, принимать ошибки и не забывать о них.
  3. «Фонтан»
    . Фантастическое кино от Даррена Аранофски покажет новые интерпретации действительности.

У кого как, а у меня нет судьбы, придуманной кем-то там на небесах.

Есть только причинно-следственные связи, совершаемых поступков и немножко кармы с этой или прошлой жизни. События в моей жизни зависят от моего выбора и я сама несу ответственность за все, что со мной происходит. Это вовсе не значит, что я не верю в Бога. Конечно же, я верю в него, читаю молитвы, медитирую и часто обращаюсь к высшим силам в своём сердце. Иногда посещаю церкви и храмы, верю в силу святых и существование ангелов-хранителей, так как видела их ни раз в своих снах и чувствовала их силу и помощь мне в реальной жизни. Моя вселенная всегда заботится обо мне, а я её люблю и полностью ей доверяю.

Всему своё время.

Я часто слышу от знакомых о том, что мне пора замуж или рожать детей «хотя бы для себя»…. Ох, от части, я даже немножко согласна с этим мнением по тем или иным причинам. В 28 лет у моей мамы было уже двое детей, а я все никак не могу «осесть» на одном месте и завести семью. Ну что же, у каждого свои сроки, и меньше всего на свете мне хочется быть похожим на кого-либо. Сейчас у меня другие жизненные цели и расстановка приоритетов такова, что муж и дети там не на первом месте. Но, как я уже писала выше в первом пункте, моя свобода выбора, и если мне захочется что-то изменить, то я смогу сделать это в любой момент времени.

Рене Декарт

Рене Декарт – французский философ и социолог считал, что главное в жизни – это принцип умеренности, согласно которому не стоит бросаться в крайности, принимать поспешные решения, необходимо все разумно обдумать и найти правильный путь. Согласно его философии, старое легко разрушить, но, прежде чем это сделать, нужно подумать о последствиях. Естествоиспытатель уважал традиции и обычаи различных народов, это говорит о его высоких моральных качествах. Жизненное правило Декарта гласило о стремлении изменить, прежде всего, себя, а не окружающий мир. Ведь человек – высший разум, и только он может контролировать свои мысли и властвовать над ними.

Рене Декарт. Автор Франц Халс

Определение понятий

Философия и психология тесно связанные науки. Психология имеет два направления: знание и совокупность черт человека, составляющих его характер. В первом значении это наука, которая изучает механизмы и закономерности психической деятельности общества. Во втором значении это обозначает психические процессы, происходящие в организме человека, которые делают его индивидуальным.

Философия – это наука об общих законах развития природы, общества и человека. Она отражает состояние общества в определенный момент времени и развивается вместе с ним. Поэтому она непостоянна. В разные исторические эпохи в ней зарождаются течения, на основе которых появляются школы, а философы разделяются во мнении.

Жан-Поль Сартр

Представитель атеистического экзистенциализма – Жан-Поль Сартр рассматривал человеческое бытие как осмысленную, свободную деятельность. Однако, в сфере трудового экономического участия, человек не принадлежит себе, он ведет не подлинное существование. Сама же жизнь, по мнению Сартра, — последовательная цепь самоотрицаний, в которых реализуется свобода, и именно она — единственная основа ценности и не ценности поступков человечества. Свобода же возлагает на общество безусловную ответственность, вследствие которой выражается в критическом отношении к миру и людям.

Жан-Поль Сартр. Автор Моше Мильнер.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]