Буддизм ― мировая религия, самая немногочисленная из трех основных конфессий. Принадлежность к ней не зависит от расы, национальности или местожительства ее последователей. Вот почему сотни миллионов ее адептов находятся не только во всех регионах Азии и Дальнего Востока, но и во многих государствах на других континентах. Очерк о происхождении и становлении буддизма не менее увлекателен, чем сведения о христианстве и исламе.Возникновение буддизма как религиозного и философского течения относится к глубокой древности, но само название возникло совсем недавно ― в XIX столетии, в Европе. Родиной его была Индия, но в современном мире он признан огромным количеством народов со всевозможными обычаями. Разными учеными буддизм определяется как:
- религия;
- философия;
- этическое учение;
- культурная традиция;
- цивилизация;
- наука о сознании.
Рассмотрим, что лежит в его сущности.
Историческая основа
Если не знать основы буддизма, нельзя понять величайшие восточные цивилизации: Индию, Китай, Тибет, Монголию, которые буквально пропитаны его философией. Возникновение этой конфессии относится к I тысячелетию до нашей эры. Сколько лет буддизму, было определено в 1956 году, когда в ЮНЕСКО было решено отметить 2 500-летний юбилей этого учения. Символически его появление датируется 543 годом до нашей эры – годом вступления Будды в паринирвану. Современными исследованиями установлено, что дата смерти Будды – 486 год до нашей эры.
По обыкновению зарождение буддизма связывают с принцем Сиддтхартхой Гаутамой, который проживал в изобилии и великолепии, избавленный отцом от всего плохого. Побуждением к духовным переменам для царского сына стали встречи со старцем, с прокаженным и с погребальным шествием. Они осведомили Гаутаму о том, что преклонный возраст, болезни и кончина являются участью человечества. После он встретил безмятежного бедного путника, ничего не требующего от судьбы. Этот урок произвел глубокое впечатление на царевича и заставил его размышлять об участи человечества. Втайне оставив дворец, он решил заняться поисками смысла жизни и в возрасте 29 лет превратился в отшельника.
В течение 45 лет Будда распространял свою теорию, которая представляла собой учение о четырех возвышенных истинах. Последователи называли его Буддой, что означает на санскрите «просветленный, пробужденный». После его смерти не осталось ни единого написанного трактата. Позднее появлялись и иные проясненные индивиды – Будды, внесшие свою лепту в религиозное формирование цивилизации. Приверженцы отдельных школ буддизма почитают наставниками и основателей иных учений.
Священные книги
Основной книгой, как Библия для христиан, как Коран для мусульман, для буддистов является Трипитака. Она представляет собой сборник священных писаний, объединенных в три разных тома. Отсюда и такое название, что переводится как «три корзины».
- Виная-питака. Описывает правила поведения монахов внутри общины, порядка пятисот проводимых обрядов, приводит примеры из жизни Пробужденного и любопытные притчи о некоторых традициях.
- Сутра-питака. Хранит в себе свыше десяти тысяч известных изречений Учителя, раскрывает подробности его жизни.
- Абхидхарма-питака. Раздел о теории философии, в котором систематизированы понятия, знания, основополагающие принципы Дхармы.
Фундаментальные представления
На протяжении нескольких лет наблюдая за своим разумом, Будда сделал заключение, что источником человеческих мучений и скорби становятся сами люди: их увлечение жизнью, имуществом и финансами, верование в незыблемость и вечность души. Это явилось экспериментом по созданию заблуждения, противостоящего глобальной изменяемости. Конца мучениям (вступления в нирвану) и пробуждения, при которых жизнь предстает правдивой и естественной, можно достигнуть, уничтожив все привязанности и заблуждения стабильности, чему способствует опыт сосредоточенности и ограничения, соблюдение пяти заповедей.
Будда констатировал, что его теория не является священным пророчеством, а обретена им в результате медитирования и наблюдения над собственной душой и иными вещами. Положение не стало догматичным, принимаемым на веру без критики, а эффект зависит от самого последователя. Будда наставлял принимать его учение лишь посредством испытания на своем собственном опыте, сравнивая этот процесс с процедурой проверки купцом подлинности золота при покупке. Он советовал принимать свою теорию только после убежденности в ее достоверности.
За 25 веков существования буддийская философия впитала массу разнообразных духовных практик и обрядов. Одни сторонники буддизма считают основным рефлексию на базе медитации, другие предпочитают заниматься полезными делами, третьи делают акцент на почитании Будды. Несхожесть в концепциях и представлениях разных буддийских школ обязывает принимать в качестве буддизма всякое учение, которое традиционно становится буддийским и основано на принципах, которые установил сам Будда. Но истолкование концепций в разных теориях иногда разительно отличаются. Сторонники тхеравады утверждают окончательность доктрин, а приверженцы махаяны настаивают на их условности, они считают их переходной ступенью в постижении учения. Одинаковым для различных учений является:
- жизнеописание Шакьямуни;
- принятие воздаяния и преображение (сансара);
- 4 возвышенных истины и восьмеричная стезя;
- теория зависимого возникновения.
Толкование этих компонентов в различных школах тоже многозначно. Некоторые документы махаяны описывают эти элементы лишь как умелые инструменты, чтобы привлекать внимание к буддизму людей, имеющих ординарный духовный потенциал.
Празднуют ли буддисты Новый год?
Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 годаClaremont Colleges Digital Library
В народном буддизме существует множество праздников — весьма популярных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вообще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых событий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буддийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ предков очень устойчив и играет огромную роль.
Представление о Боге
Единичные буддийские школы почитают Будду Богом, но прочие приверженцы учения усматривают в нем своего основоположника, учителя и цивилизатора. Они исповедуют, что достижение просветления станет возможным лишь за счет ресурсов Вселенной. Поэтому буддизм не признает Бога-создателя, всеведущего и всесильного. Всякий человек является элементом божества. Буддисты не имеют единого неизменного Бога, каждый просветленный может получить звание Будды. Подобное представление о Боге отличает эту конфессию от многих западных духовных учений.
Сам Будда всемерно отрицал мысль о наличии творца, создавшего Землю и жизнь на ней. Специалисты по буддийской медитации в принципе считают, что вера в Бога служит помехой на пути к нирване.
Хотя буддизм и не признает Бога, в учении фигурируют создания, ориентировочно приближенные к божественной сущности, ― дэвы. Но нельзя понимать их в том же смысле, что божества в западных религиях. Они проходят испытания скорбями и муками подобно людям, подвергаясь перерождению в колесе сансары. Будда становится мудрейшим в сонме божеств, его называют учителем богов. Различные учения буддизма имеют представления, уподобленные божествам. Бог в буддийском учении зовется различными именами:
- создатель, или первоначало ― основание происхождения мира и всего живого, которое невозможно понять с помощью разума;
- брамин ― духовное существо, осознающее себя после воскресения;
- идеал, тождественный абсолютному разуму.
Идея буддизма
Целью буддизма является достижение нирваны как особого состояния души. Нирвана – это абсолютный покой и блаженство, растворение во Вселенной. Путь к нирване лежит через отказ от излишнего комфорта и познание самого себя.
Будда считал, что причина всех человеческих страданий – это сами люди, потому что они зависимы от материальных благ. К страданиям человека приводят большие желания и негативные страсти. Человек желает сверх разумной потребности, хотя ему для счастья нужен минимум материальных вещей и максимум духовности.
Минимализм в жизни – это один из главных принципов буддизма.
В мире нет ничего постоянного, все изменяется. Но материальные вещи и комфорт создают иллюзию постоянства, которого в природе не существует. Когда что-то уходит, то приходит что-то новое. В мире происходит постоянное обновление. Но привязанность к старому не дает получить новое, и порождает страдания.
Душа и сознание человека должны изменяться так же, как изменяется природа.
Достижение нирваны – это пробуждение от иллюзий, способность увидеть жизнь такой, какая она есть на самом деле.
В чем заключается практика
Последователи буддизма устремлены к освобождению от помутнения разума, искажающего подлинную действительность. Они стараются избавиться от негативных качеств:
- гнева,
- ожесточения,
- тревоги,
- ужаса,
- необразованности,
- бескультурья,
- самолюбия,
- эгоцентризма,
- лености,
- недоверия,
- завистливости,
- алчности,
- недовольства.
Достоинством доктрины является воспитание в своих адептах чистых и возвышенных свойств:
- человечности,
- великодушия,
- признательности,
- милосердия,
- сочувствия,
- усердия,
- благоразумия.
Эти свойства способствуют постепенному овладению истиной и очищению разума, результатом чего становится стабильное чувство благоденствия. Работая над своим разумом, укрепляя, облагораживая и делая его ярче, буддисты снимают тревогу, раздраженность и недовольство, приводящие в итоге к неблагополучию, унынию и подавленности. Вот почему буддизм становится незаменимым условием для просветления и бесповоротного высвобождения сознания. Буддизм считается религией мировоззренческого, а не сверхъестественного плана.
Направления буддизма
Основные направления буддизма появились в древности. До настоящего времени это:
- Хинаяна (малая колесница). Доктрина этого направления утверждает, что достичь просветления и нирваны могут только монахи. Обычный человек должен посвятить себя исполнению учения Будды. Ради этого нужно оставить свою обычную жизнь.
- Махаяна (великая колесница). Это направление полагает, что нирваны могут достичь все соблюдающие учение Будды. Также необходимо принадлежать к сангхе – буддистской общине.
- Ваджраяна (алмазная колесница). В этом направлении считается, что нирваны могут достичь только немногие, которым доступны священные тексты и особые мантры (заклинания). Большое значение отводится йоге, медитациям, концентрации сознания.
Нравственность и этические нормы
Назидания и этика буддизма базируются на правилах, запрещающих причинять вред и требующих соблюдения чувства меры и скромности. Эти предписания воспитывают в людях благоразумие, глубокомыслие, концентрированность и нравственное поведение. Медитация помогает познанию и развитию приспособлений действия разума и логики между физическими, метафизическими и умозрительными операциями. Буддийские теории послужили фундаментом для множества разнообразных школ, объединенных пониманием жизнеописания Будды и его концепции и ориентированных на многогранную эволюцию человека ― рациональную эксплуатацию плоти, слова и интеллекта.
Универсальность и многосторонность буддийского учения основано не на вероисповедании, а на практике. Вот почему одно лишь изложение его сути не дает полного представления об этой конфессии. Специфика данного религиозного направления будет понятна лишь в сопоставлении с иными идеологиями и верованиями. Постигнуть концепцию Будды можно, только освободив энергию сознания от суровых этических стереотипов.
Заповеди [↑]
В Торе, как известно, 613 заповедей, охватывающих весь жизненный цикл человека. Кроме заповедей Торы есть еще и законы, установленные мудрецами. По любому вопросу, касающемуся как закона, так и этики, можно получить ответ, базирующийся на Первоисточнике.
На вопрос «что такое хорошо и что такое плохо» буддизм отвечает вполне адекватно: плохо — это убивать, лгать, красть, прелюбодействовать и употреблять «адское зелье» (наркотики, алкоголь, табак). Впрочем, на этом список запретов заканчивается: заповедей в буддизме всего пять. И кто дал эти заповеди, буддизм не объясняет, и объяснить не сможет, так как концепция Творца Мира буддизмом отвергается. Для них Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе.
Мировое распространение
Воззвание к независимости от скорби и вера в активность космоса привели к возникновению на Западе в прошлом и позапрошлом столетиях новых теорий ментальности и мировосприятия на основе концепции буддизма. Первоначально последователями буддийской философии были переселенцы из азиатских и восточных держав, удрученные скрытыми тревогами. Позднее к ним примкнуло неверующее население различного толка.
Буддизм считался в Тибете официальной верой до того момента, когда Китай в 50-е годы ХХ столетия оккупировал страну. Далай-лама, глава буддистов, одновременно был государственным лидером края. В результате интервенции Поднебесной ему пришлось эмигрировать. Поселившись в Индии, он продолжал оттуда руководить своими последователями.
За океаном и в европейских странах учение стало весьма популярным в форме дзен-буддизма. Это направление пришло из Японии, где оно сформировалось еще в XII столетии. Признание это течение получило после яркого выступления его последователя, японского монаха, во время Чикагского религиозного конгресса. С тех пор дзен-буддизм, наряду с йогой, стал наиболее распространенной на Западе ориенталистской теорией, в которой преимущество отдается регуляции сознания над телом.
В практиках дзен нет авторитетности божественных текстов, молений и наставлений, зато повышенный интерес уделяется персональным медитациям. Как и в традиционном буддизме, в дзен разум познается через практику, высшим проявлением познания является просветление. Повышенное внимание к дзен-буддизму объясняется непритязательностью этого учения.
Религия или философия? [↑]
Буддизм
считается религией множества народов Юго-Восточной Азии, особенно он распространен во Вьетнаме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Монголии, Мьянме, Бутане и Шри-Ланке. Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии, а оттуда распространился в другие страны Азии.
Первоначально буддизм не претендовал на то, чтобы называться религией, и в некоторых современных буддистских течениях и сейчас это учение является философским, а не религиозным — хотя бы потому, что оно не затрагивает тему Б-жественного. Иные же буддистские течения со временем приобрели черты язычества, начав культивировать поклонение Будде. Отношение иудаизма к язычеству однозначно и крайне отрицательно. «Да не будет у тебя других богов» — это вторая из десяти Синайских заповедей. Что же касается сходства и различия еврейской и буддистской истории, философии и этики — можно провести сравнение.
Концепция и мировоззрение
Буддийское учение невозможно причислить к вероучениям, центром которых является божество ― создатель мира. Это философия, предполагающая содействие в ориентации человека на стезю самосовершенствования и самопознания. Здесь отсутствует идея о существовании бессмертной души, об искуплении прегрешений, но утверждается, что все дела и помыслы человека возвращаются обратно. И это является не священным наказанием, а лишь результатом деяний и раздумий, оставляющих отпечатки на персональной карме.
Открытие Будды состояло в том, что человеческая жизнь является скорбью, а все творения изменчивы и недолговечны. Скорби образуются из-за желания. Избежать страданий получится только посредством отрешения от страстей. Целью последователей буддийского учения становится нирвана ― положение, достижение которого позволяет угаснуть страстям, вследствие чего пробуждается ощущение удовольствия и независимости. Достигнуть этой цели можно, следуя восьмеричным путем избавления.
Буддийское учение весьма универсально и примечательно тем, что не опирается на веру. Это философская теория. Значительным составляющим ее является практика. Буддизм слишком сложен для того, чтобы кратко его охарактеризовать. При сравнении этого учения с другими мировыми религиями и идеологиями выявляется все его специфическое своеобразие. Принимать это учение можно лишь в том случае, если сознание освободится от этических шаблонов.
Есть ли у буддистов храмы?
Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX векаPixels
Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первоначально ступы строились как реликварии, в которых хранились и почитались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разновидностей ступ, и их архитектурный облик во многом зависит от региональных традиций: они могут быть полусферическими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хорошую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.
Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообразные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддийского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.
Введение
Философия буддизма — это система рационально обоснованных представлений о мире, человеке и знаниях, разработанных в рамках различных направлений и школ буддизма. Отличительной чертой буддизма является его этически-практическая направленность. Буддизм с самого начала противопоставлял не только важность внешних форм религиозной жизни и особенно ритуала, но и абстрактные и догматические устремления, характерные, в частности, для брахманской ведической традиции. Центральной проблемой в буддизме была проблема индивидуального существования.
В основе буддизма лежит проповедь Будды о четырех благородных истинах. Все построения буддизма посвящены объяснению и развитию этих предложений, и особенно концепции личной автономии, содержащейся в них.
Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное невредительство другим (ахинса), проистекающее из общей кротости, доброты и чувства полного удовлетворения. В интеллектуальной сфере буддизма упраздняется различие между чувственными и рациональными формами познания и устанавливается практика так называемой созерцательной медитации, результатом которой является переживание полноты бытия в полном самопоглощении.
Вопрос о восприятии буддизма в России также имеет неоспоримую актуальность. Это связано с растущим в последние десятилетия интересом к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание других ценностей заставляет по-другому смотреть на взаимодействие культур и цивилизаций.
Эгоизм — причина всех страданий
Буддизм учит, что все страдания происходят от ложной концепции «Я». Да, существование отдельного Я это всего лишь очередная концепция, созданная в уме. И именно это Я, которое в западной в психологии называют Эго и страдает.
Любые страдания могут проистекать только от привязанности человека к самому себе, своему эго и себялюбия.
То, что делает буддийский Мастер — разрушает это ложное Эго, избавляя ученика от страданий. И это обычно больно и страшно. Зато действенно.
Наверное, одна из самых известных практик для избавления от эгоизма это тонглен. Для ее выполнения нужно представить перед собой знакомого человека и с каждым вдохом мысленно втягивать в себя, в район солнечного сплетения, все его страдания и боли в виде черного облака. А с каждым выдохом отдавать все свое счастье и все самое лучшее, что у вас есть или то, что вы бы хотели иметь. Представьте свою близкую подругу (если вы женщина) и мысленно отдайте ей все, что вы хотите сами для себя: много денег, лучшего мужчину, талантливых детей и т.д. А себе заберите все ее страдания. Еще эффективнее выполнять эту практику со своими врагами.
Практикуйте тонглен два раза в день утром и вечером в течение 5-10 минут 3 недели. И вы увидите результат.
Практика тонглен это то, что даст вам позитивные отпечатки в уме, которые через некоторое время придут к вам в виде того от чего отказались и отдали другому человеку.