Удовольствия, познание или долг: в чем философия предлагает поискать смысл жизни


Хотя смысл жизни — традиционный вопрос философии, исследовать его специально ученые стали только около полувека назад: тогда философия смысла жизни стала отдельным направлением. До этого философы пытались понять, что же такое счастье, нравственная жизнь, добро, справедливость и ответственность, искали определение понятиям «человек» и «бытие» и как бы между прочим отвечали на вопрос о смысле жизни. Почему этот вопрос всё время возникает снова и снова?

Люди — пока что единственные живые существа, способные на рефлексию и взгляд на самих себя со стороны. В отличие от котиков и хомячков мы в любой момент можем отвлечься от своих занятий и спросить себя, почему из множества дел мы выбрали именно это.

Такая способность не только может уберечь нас от выполнения ненужных дел, но и заставляет задумываться о глобальных вещах: почему мы вообще что-либо делаем, зачем живем? Рефлексия также помогает нам осознавать собственную смертность: понимание конечности жизни делает вопрос о ее смысле насущным. Особенно остро мы это чувствуем в кризисные моменты или, как сказали бы философы-экзистенциалисты, в «пограничных ситуациях»: например, когда переживаем смерть близких, узнаем про неизлечимую болезнь, попадаем в катастрофу или разводимся.

Как это обычно и бывает в философии, одного-единственного правильного ответа не существует, и разные философские школы предлагают свои варианты.

Учиться мудрости: жить как Сократ

Для древнегреческого философа Сократа (по крайней мере, если верить его ученику Платону) смыслом жизни является мудрость, познание и самопознание. Только они и способны сделать нас по-настоящему счастливыми, потому что учат нас не радоваться материальным вещам, а тому, как мы ими распоряжаемся. Какой смысл в деньгах, если они используются для войн и делают других несчастными? Какой смысл в золоте, если оно не приносит пользы ни нам, ни окружающим?

Сократ заметил, что даже самые хорошие вещи в руках глупого человека только сделают его более несчастным, ведь он не будет знать, как ими правильно распоряжаться.

Деньги он потеряет, здоровье разрушит, потому что не будет следить за собой, любовь упустит из-за придирок или завышенных ожиданий. Глупый человек обречен на несчастья, сколько бы он ни имел — так считал Сократ, а потому учил, что только в обретении мудрости и заключается наивысшая цель нашей жизни. Ведь умный, даже не имея ничего, найдет способы, как обернуть ситуацию в свою пользу.

«Поскольку мы все стремимся к счастью и, как оказалось, мы счастливы тогда, когда пользуемся вещами, причем пользуемся правильно, а правильность эту и благополучие дает нам знание, должно, по-видимому, всякому человеку изо всех сил стремиться стать как можно более мудрым».

— Сократ в диалоге Платона, «Евтидем»

Список литературы

  1. Балашов, Л. Е. Философия /Л. Е. Балашов. — M. : Дашков и К, 2005 г. — 672 с.
  2. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. — M. : Республика, 1995. — 464 с.
  3. Калмыков, В. Н. Основы философии : учебник / В. Н. Калмыков. ? 2 пересмотренное издание. ? Минск. Минск : Вышэйская школа, 2003. ? 541с.
  4. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант — Москва : Мысль, 1994 г. — 591 с.
  5. Евлампиев, И. И. Никколо Макиавелли / И. И. Евлампиев — Санкт-Петербург : РХГИ, 2002 г. — 689 с.
  6. Петров, Г. В. Философия смысла жизни / Г. В. Петров. — Псков : ПГПИ, 2002. — 80 с.
  7. Фейербах, Л. А. Сущность христианства / Л. А. Фейербах. — Москва : Мысль, 1965 г. — 151 с.
  8. Современная западная философия : учебник / В.Л. Абушенко [и др] ; под ред. Т.Г. Румянцевой. ? Д. / Минск : Дом книги, 2009 — 1022 с.
  9. Факты сознания. Предназначение человека. Преподавание естественных наук / перевод с немецкого. ? Минск : Харвест, М. : ACT, 2000. ? 784 с.
  10. Современный человек в поисках смысла жизни : материалы 3-й межвузовской республиканской научно-практической молодежной конференции, Узбекистан, 28 апреля 2008 г. / Алтайский государственный университет ; ред. А. А. Горбунова ? 2008 г. — 25 с.
  11. Емалетдинов, Б. М. Смысл жизни как социокультурный феномен : дис. канд. филос. наук : 09.00.11 / Б. М. Емалетдинов ; Башкирский государственный ун-т. Уфа, 2008. ? 26 с.
  12. Маслянка, Ж. В. Проблема смысла жизни в современной философии : автореферат диссертации. Кандидат философских наук : 09.00.01 / Ю.А. Козлов. В. Маслянка ; Пермский государственный университет им. М. Горького? Пермь, 2008 г. — 24 с.

Наслаждаться: жить моментом, как киренаики

С Сократом не соглашались его ученики, известные как школа киренаиков. Они считали, что познание субъективно — то есть истина у каждого своя, а потому мудрости учиться не надо, а лучше объявить различные радости (включая и простые телесные удовольствия вроде еды и секса) смыслом жизни.

Киренаики рассуждали так: раз будущее неизвестно, а одно и то же может разным людям (или одному человеку в разные времена) приносить и удовольствие, и страдание, нужно жить настоящим и пытаться каждый миг своей жизни сделать максимально счастливым: радоваться вкусной еде и вину, хорошей погоде и встречам с друзьями.

Неизвестно, каким окажется будущее, а жизнь происходит уже сейчас и складывается из вот таких вот отдельных моментов.

В этом и заключается смысл по-киренайски — наслаждаться жизнью и самому решать, что для тебя такое «наслаждение»: пиры и вино или интеллектуальные беседы и философия. Киренаики одобряли всё.

«Не нужно ни жалеть о прошлом, ни бояться будущего; но нужно довольствоваться только настоящим, да и то только каждым его моментом в отдельности.

Отдельное наслаждение само по себе достойно выбора. Но счастье возникает не само через себя, а через отдельные наслаждения».

— цитаты киренаиков по Лосеву, «Киренаики»

Прагматический подход к определению смысла жизни

Размышляя над тем, с какой целью мы приходим в этот мир, Уильям Джемс и его коллеги-прагматики приходят к выводу, что смысл и цель равны между собой. Мир иррационален, и искать в нем объективные истины бесперспективно. Поэтому прагматики считают, что смысл жизни соизмерим только с успехом человека в жизни. Все, что ведет к успеху, имеет ценность и смысл. Оценить и выявить наличие смысла жизни можно только применяя критерий полезности и выгодности. Поэтому нередко это понятие появляется в последующей оценке жизни другого человека.

Духовно наслаждаться: жить по-эпикурейски

Взгляды киренаиков — это то, что обычно имеют ввиду, когда говорят о гедонизме: удовольствия и вседозволенность. Но не все философы готовы признать, что в простых наслаждениях и заключается смысл нашей жизни. Однако и от удовольствий отказываться они не всегда готовы. Как это совместить?

Древнегреческий философ Эпикур делил все удовольствия на «временные» и «постоянные». Первые — это те, что приходят и уходят, и после них обязательно следует страдание: например, мы были голодны, вкусно поели и получили наслаждение от еды, но спустя пару часов снова хотим есть, а значит, страдаем и опять находимся в поисках удовольствия. И так по кругу. Позже английский философ-утилитарист Джон Стюарт Милль назовет эти удовольствия «низшими» и подчеркнет, что эпикурейцы советовали воздерживаться от них.

Вместо этого Эпикур предлагал сделать смыслом своей жизни получение «постоянных» (или «высших») удовольствий — душевного покоя, благоразумия и умеренности.

Если мы достигаем душевного равновесия, оно никуда не уходит и поддерживает нас в сложные минуты, помогает видеть в жизни главное. Чтобы достичь такого состояния духа, Эпикур советовал заниматься самопознанием, изучать всё новое, не бояться богов и смерти, а также сосредоточиться на том, что в наших силах.

«Когда мы гово­рим, что наслаж­де­ние есть конеч­ная цель, то мы разу­ме­ем отнюдь не наслаж­де­ния распутства или чув­ст­вен­но­сти, как пола­га­ют те, кто не зна­ют, не разде­ля­ют или пло­хо пони­ма­ют наше учение, — нет, мы разу­ме­ем сво­бо­ду от стра­да­ний тела и от смя­те­ний души. Ибо не бес­ко­неч­ные попой­ки и празд­ни­ки, не наслаж­де­ние маль­чи­ка­ми и жен­щи­на­ми или рыб­ным сто­лом и про­чи­ми радо­стя­ми рос­кош­но­го пира дела­ют нашу жизнь слад­кою, а толь­ко трез­вое рас­суж­де­ние, иссле­ду­ю­щее при­чи­ны вся­ко­го наше­го пред­по­чте­ния и избе­га­ния и изго­ня­ю­щее мне­ния, посе­ля­ю­щие вели­кую тре­во­гу в душе».

— Эпикур, «Письмо к Менекею»

Прочие точки зрения и мнения

Тибетская философия, как и буддизм, поддерживает точку зрения о необходимости освобождения человека от земных страданий. По их мнению, этого удастся достичь, познав мир и себя.
Эпикурейцы, напротив, превозносят радости жизни и предлагают получать их в неограниченном объеме. Их учение отрицает существование души после смерти тела, поэтому наслаждаться следует каждым днем. Вкусная еда, развлечения, дружба высоко ценятся эпикурейцами. А вот отрицательных эмоций, вроде чувства вины или грусти, они не признают.

Древние индейские цивилизации призывали человека оставаться частью природы и подчиняться естественному ходу жизни: растить новые поколения, обрабатывать поля и заниматься ремеслами. При этом не приветствовалось стремление ни к богатству, ни к бедности. Дети должны были унаследовать мир таким, каким его в свое время получили отцы.

Преодолеть страдания: жить как стоики и Будда

Учение Эпикура во многом перекликается с тем, что советуют стоики и буддисты. И те и другие ищут смысл жизни в душевном покое — только он достигается не за счет поиска постоянных удовольствий, как думают эпикурейцы, а благодаря свободе от страданий. Итак, как же перестать страдать? Тут есть несколько рецептов.

Стоики считали, что мы способны преодолеть страдания, только достигнув особого состояния — апатии. И это не полное равнодушие и даже упадок сил, как принято сейчас думать, а специфическое состояние ума, которое достигается благодаря правильным суждениям и самоконтролю.

Когда мы поймем, что всё в мире делится на то, что мы можем контролировать, и на то, что не можем, а также начнем беспокоиться только о первых и не переживать о вторых, — тогда мы начнем жить стоически. Причем единственное, что мы полностью можем контролировать — это наше отношение к ситуации. Только мы сами вправе решать, переживать нам из-за плохой погоды, или вместо этого одеться теплее и сосредоточиться на своем душевном равновесии. И перестать страдать.

«Если ты огорчаешься по поводу чего-либо внешнего, то угнетает тебя не сама эта вещь, а твое суждение о ней. Но устранить последнее — в твоей власти. Если же тебя огорчает что-либо в твоем собственном настроении, то кто мешает тебе исправить свой образ мыслей? Точно так же, если ты огорчаешься по поводу того, что не делаешь чего-либо, представляющегося тебе правильным, то не лучше сделать это, нежели огорчаться?».

— Марк Аврелий, «Наедине с собою»

Философия буддизма тоже ставит свободу от страданий превыше всего. Чтобы добиться такой свободы, стоит помнить, что источник страданий — наши желания. Мы постоянно чего-то хотим и страдаем, когда этого у нас нет. Получив же, страдаем, потому что легко можем этого лишиться, а также потому, что начинаем хотеть большего (или чего-то другого). Только отказавшись от всех желаний, мы способны избавиться от страданий и достичь особого состояния — нирваны.

Впрочем, словосочетание «смысл жизни» в привычном нам значении не очень-то к буддизму применимо. Буддизм — это широкое направление философии. В нем столько разных школ и течений и такая сложная терминология, что некоторые западные философы напоминают нам: всё, что западному пониманию доступно, — это «адаптация» буддизма для нашей культуры. Конечно, это не означает, что его нужно бросить и вообще не исследовать, просто стоит всегда помнить об ограниченности нашего понимания.

Текущие исследования смысла жизни

В современной психологии сам смысл обычно больше не подвергается сомнению. Практически все психологи согласны с тем, что смысл существует как концепция для людей. Что его можно найти в окружающем нас мире и что мы также можем создать или раскрыть свое собственное уникальное чувство смысла.

В этом смысле мы пришли к «пост-постмодернистскому» пониманию смысла. Мы больше не видим отчетливых, дискретных теорий смысла. Вместо этого нам удобно смешивать и сливать идеи из разных теорий. Таким образом, нынешнее понимание смысла выглядит примерно так:

«Мы не уверены, откуда именно исходит смысл, является ли он врожденным или вообще «реальным». Мы действительно знаем, что люди процветают, когда смысл есть, и страдают, когда его нет».

Эта идея преобладает, в частности, в позитивной психологии, где исследователи теоретизируют и экспериментируют с тем, как увеличить смысл. Источники, которые обеспечивают смысл, и как мы можем манипулировать нашим собственным опытом смысла. Не углубляясь слишком глубоко в вопросы о том, откуда приходит смысл.

Однако ни одна область психологии не будет полна конкурирующих теорий и множества противоположных идей. Ниже приведены некоторые из самых популярных и влиятельных идей о смысле жизни в позитивной психологии.

Модель поиска смысла Франкла

«У человека можно отнять все, кроме последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение в любых обстоятельствах». — Виктор Франкл

Хотя работа Виктора Франкла о смысле, конечно, не самая последняя, ​​она заложила основу для исследований, которые проводились в последующие десятилетия.

Франкл разработал свой подход к смыслу и терапию для лечения бессмысленности до Второй мировой войны, но усовершенствовал его во время пребывания в нацистских концентрационных лагерях. Его новаторская работа по логотерапии и его опыт в лагерях назван «Человек в поисках смысла» не зря. Основная идея его теории заключается в том, что людьми движет их желание смысла.

Основываясь на этой идее, Франкл разработал три основных компонента своей философии:
  1. У каждого человека есть здоровое «ядро».
  2. У каждого человека есть внутренние ресурсы, чтобы «использовать» свое здоровое внутреннее ядро.
  3. Жизнь предлагает каждому индивидуальную цель и смысл, но она никому не обязана счастьем или удовлетворением.
Кроме того, Франкл предположил, что смысл жизни можно открыть тремя способами:
  1. Создавая работу или выполняя какую-то задачу.
  2. Полностью переживая что-то или любя кого-то.
  3. По отношению к неизбежным страданиям.

Хотя страдание — неизбежная часть жизни, Франкл побуждает нас упиваться своей способностью выбирать, как мы реагируем на страдание. Действительно, переживание страдания может заставить нас найти смысл, который иначе мы не увидели бы, в зависимости от того, как мы на него реагируем.

Работа Франкла, будучи новаторской, не так углублялась во внутреннюю работу смысла, как хотелось бы некоторым исследователям. Некоторые исследователи в области позитивной психологии и за ее пределами имеют собственное понимание смысла.

Смысл жизни как понимание, цель и смысл

Один такой взгляд на смысл исходит от исследователей Джорджа и Парка. Их концептуализация смысла жизни рассматривает его как трехчастную конструкцию, определяемую как:

«Степень, в которой жизнь воспринимается как имеющая смысл, направляемая и мотивируемая ценными целями и имеющая смысл в мире».

Это определение можно разбить на три компонента:
  1. Понимание, или степень, в которой люди воспринимают чувство согласованности и понимания в отношении своей собственной жизни.
  2. Цель или степень, в которой люди воспринимают жизнь как направленную и мотивированную ценными жизненными целями.
  3. Смысл, или степень, в которой люди считают свое существование значительным, важным и ценным для мира.

Понимание, цель и смысл следует рассматривать не как три отдельных понятия, а как три тесно связанных конструкции, которые вместе составляют смысл жизни. Они будут естественно взаимодействовать и влиять друг на друга. Очень низкая степень одного компонента, скорее всего, потянет вниз другие, и наоборот.

На эти три компонента также влияют смысловые рамки или системы представлений о том, как обстоят дела и какими они должны быть. Если человек обнаруживает, что вещи больше не имеют смысла в соответствии с его системами мышления, эти рамки могут быть изменены, отменены или заменены в процессе поддержания смысла или создания смысла.

Эта трехкомпонентная теория смысла жизни все еще нова, но это многообещающий шаг к более всестороннему пониманию того, что смысл «означает» для людей.

Смыслообразование

Текущие исследования также все больше и больше сосредотачиваются на осмыслении или процессах, в которых люди участвуют, чтобы уменьшить стресс и восстановиться после стрессовых событий. Человек может «придавать» несколько смыслов, в том числе:

  • Глобальный смысл — общая ориентировочная система человека, состоящая из его убеждений, целей и чувств. По сути, глобальный смысл — это то, как человек смотрит на мир и какие у него представления о том, как все работает.
  • Ситуативный смысл — смысл в контексте конкретной среды или встречи, обычно стрессовой.
  • Оцениваемый смысл — подкомпонент ситуативного смысла. Оцениваемый смысл — это смысл, который человек автоматически приписывает ситуации. Это неявный вид смысла, но он может быстро меняться, когда человек пытается придать смысл стрессовому событию.

Существует столько же уникальных способов придать смысл, сколько людей в мире, но есть несколько полезных категорий, чтобы лучше понять наиболее распространенные процессы.

Были выявлены и изучены четыре различия между процессами смыслообразования:

Автоматическое против преднамеренного

Придание смысла может быть автоматическим или преднамеренным. Человек может участвовать в создании смысла бессознательно, даже не осознавая этого, или он может сознательно участвовать в процессе, чтобы придать смысл своей ситуации.

Автоматическое осмысление происходит, когда, например, человек переживает стрессовое событие, и у него возникают навязчивые и нежелательные мысли о событии. Хотя этот опыт не является приятным, на самом деле он может помочь человеку осознать свое стрессовое событие и найти смысл в своих страданиях.

Осознанные процессы могут быть задействованы разными способами, включая действия по преодолению трудностей. Люди, которые участвуют в этих действиях по преодолению трудностей, используют позитивную переоценку. Пересматривают свои цели и ищут решения своих проблем или активизируют духовные убеждения и опыт, чтобы помочь им пережить свой трудный опыт.

Ассимиляция против приспособления

Когда человек столкнулся со стрессовым событием, и его глобальный смысл не совпадает с его оценочным смыслом ситуации, что-то должно измениться. Это изменение может происходить в их глобальном смысле (изменение смысловых рамок индивида или в понимании мира). В их оценочном смысле ситуации (изменение в том, как они интерпретируют стрессовое событие), или в том и другом.

Когда человек меняет ситуативный смысл, чтобы он больше соответствовал его глобальному смыслу, он использует ассимиляцию. Когда человек меняет свое глобальный смысл, чтобы освободить место для этой новой ситуации, которая «не соответствует» его нынешнему пониманию, он прибегает к приспособлению.

Обычно считалось, что люди больше использовали ассимиляцию, поскольку она не требовала от них изменения своих общих убеждений. Однако приспособление может быть более распространенным явлением, особенно перед лицом огромных событий, изменяющих жизнь.

Поиск понимания и поиск смысла

Это различие проводится между попыткой привести событие в соответствие с определенной системой правил и стандартов и попыткой найти смысл, ценность или ценность в событии.

Например, человек, переживший трагическую утрату, может искать понимания, напоминая себе, что с хорошими людьми часто случаются ужасные вещи. В качестве альтернативы, он мог бы искать смысл, задаваясь вопросом, какое влияние эта потеря окажет на его жизнь и как она изменит его личность.

Когнитивное против эмоционального

Когнитивные процессы — это процессы, которые сосредоточены на обработке информации о стрессовом событии и переоценке или переработке своих убеждений. С другой стороны, эмоциональная обработка больше сосредоточена на переживании и исследовании эмоций, связанных со стрессовым событием. Эти эмоции должны быть поглощены и обработаны, прежде чем человек сможет продолжить свою жизнь.

Итоги

Эти процессы создания смысла могут привести к открытию или усилению смысла во многих различных формах, в том числе:

  • Ощущение того, что вы «обрели смысл» или пришли к пониманию того, почему произошло стрессовое событие (даже если «почему» просто «дерьмо происходит»).
  • Принятие или согласие с событием.
  • Повторная атрибуция и причинное понимание или заключение о причине события.
  • Восприятие роста или положительных изменений в жизни.
  • Измененная идентичность / интеграция стрессового опыта в личность.
  • Переоценка смысла фактора стресса или приведение опыта в соответствие с текущим глобальным смыслом.
  • Изменились глобальные (или общие) представления о том, как обстоят дела в мире.
  • Измененные глобальные (или общие) цели, такие как отказ от недостижимых целей или создание альтернативных целей.
  • Восстановленное или измененное чувство смысла жизни.

Однако исследователи определяют, различают или анализируют эту концепцию, но в целом все они согласны с тем, что чем больше смысла мы ощущаем в своей жизни, тем лучше.

Построить идеальное общество: жить по-конфуциански

Еще один любопытный вариант смысла жизни, доставшийся нам в наследие из восточной философии, — это стремление построить совершенное общество, в котором будет достигнута гармония между человеком и Небом.

Древнекитайский философ Конфуций учит, что идеальное общество можно построить, только если каждый человек будет хорошо исполнять свои обязанности и следовать своей судьбе.

Он рассматривал каждого человека как винтик в большом механизме, для слаженной работы которого важно, чтобы каждый старательно исполнял свои обязанности. Только работая сообща, исполняя свою предписанную роль и уважительно относясь друг к другу, люди способны жить в лучшем обществе. А потому и смыслом жизни Конфуций объявлял самосовершенствование и наилучшее исполнение той работы, которая тебе дана. Каждый человек, кем бы он ни был, способен учиться и совершенствовать то, что он делает: неважно, будто то уборка и готовка или управление страной.

Кроме того, Конфуций напоминает, что люди никогда не должны забывать и о других. Много внимание в конфуцианстве уделено отношениям: как быть хорошим сыном и родителем, как любить всех людей и как исполнять свой долг перед другими.

«Когда человек совершенствует то, что ему дано от природы, и использует это во благо других, он недалек от Истинного Пути. Не делайте то, что вам не нравится, по отношению к другим людям».

— Confucius, The Doctrine of the Mean

Деятельность человека как смысл жизни по И. Г. Фихте

Субъективно-идеалистическая философия Фихте была очень влиятельной среди ведущих философов своего времени.

Согласно Фихте, не только форма познания, но и все его содержание должно быть выведено из чистой самости трансцендентальной апперцепции. А это значит, что кантовский трансцендентальный субъект тем самым становится абсолютным истоком всего бытия ? абсолютным Я, из деятельности которого возникает вся полнота реальности, весь объективный мир, названный Фихте «Nicht ? Я». Таким образом, понимаемый субъект по существу занимает место божественной субстанции классического рационализма.

Чтобы понять субъективный идеализм Фихте, следует помнить, что он исходит из кантовского трансцендентализма, то есть обсуждает проблему знания, а не бытия. Главный вопрос «Критики чистого разума» Канта — «Как возможны синтетические суждения a priori?» — остается центральным и в творчестве Фихте. Именно поэтому он называет свою философию «учением о науке» («наукоучение»). Наука, утверждает Фихте, отличается от ненаучных идей своей систематической формой. Но систематичность является необходимым, но не достаточным условием научного знания. Истинность всей системы зависит от истинности базового предположения. Последнее, как говорил Фихте, должно быть сразу же достоверным (самоопровергаемым). Очевидность, по мнению немецкого философа, является главным критерием истины. Такое самоочевидное утверждение должно лежать в основе человеческого сознания, являясь источником и носителем всех остальных знаний.

Как Декарт в поисках самого надежного принципа («Я мыслю, следовательно, я существую») обратился к нашему «я», так и Фихте. Самое подлинное в нашем сознании, говорит он, это самосознание: «Я есть», «Я есть Я» [9, с.454]. Акт самосознания — это уникальный феномен. Согласно Фихте, это действие и одновременно продукт этого действия, т.е. встреча противоположностей? Субъект и объект, ибо в этом акте самость порождает себя, предполагает себя.

Акт, посредством которого самость порождает себя, является, согласно Фихте, актом свободы. Значит, утверждение «я есть» — это не просто констатация имеющегося факта, как, например, утверждение «роза красная», а ответ на призыв, на требование? «Осознайте» свое «я», осознайте его как особую автономную реальность через акт осознания… и тем самым войдите в мир свободных существ, а не просто природных существ. Это требование обращено к воле, и поэтому суждение «Я есть Я» выражает именно ту автономию воли, на которой Кант основывает этику. Философия Канта и Фихте — это идеализм свободы, этически ориентированный идеализм.

В абсолютном «я» Фихте теоретическое и практическое начала совпадают, а природа оказывается лишь средством для реализации человеческой свободы, теряя тот остаток автономии, который она имела в философии Канта. Для Фихте активность, активность абсолютного субъекта становится единственным источником всего бытия. Мы принимаем существование природных объектов как нечто независимое только потому, что деятельность, в результате которой эти объекты появляются на свет, скрыта от нашего сознания.

Задача Фихте — раскрыть субъективность во всех объективно существующих вещах. Природа, согласно Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого. Для того чтобы реализовать себя, деятельность самости требует некоторого препятствия, через преодоление которого она разворачивает все свои определения и, наконец, реализует себя полностью, тем самым достигая тождества с собой. Однако эта идентичность не может быть достигнута в течение ограниченного времени: Это идеал, к которому стремится человечество, но никогда не достигает его в полной мере. Движение к такому идеалу составляет смысл исторического процесса.

Исполнять свой долг: жить как Кант

Если идеи долга вам близки, но строить идеальный мир как-то не хочется, то спросите, в чем смысл жизни у немецкого философа XVIII века Иммануила Канта. Он посоветует добровольно следовать категорическому императиву или, проще говоря, моральному закону, который звучит так:

«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

— Иммануил Кант, «Критика практического разума»

Кант предлагает еще несколько вариаций категорического императива, но его суть такова: наш долг в том, чтобы жить и относиться к другим людям так же, как мы хотели бы, чтобы жили другие и относились к нам самим.

Проще говоря, если унижаешь других, не жалуйся, когда унижают тебя. А если хочешь, чтобы тебя любили, в первую очередь люби и уважай других.

Впрочем, Кант не поощряет эгоизм и учит, что к другим ни в коем случае нельзя относиться как к средству для достижения собственных целей: например, любить других только для того, чтобы любили тебя. Наоборот, нужно ценить каждого человека и видеть в нем личность или, как сказал бы Кант, «конечную цель». Только жизнь в согласии с моралью и может быть осмысленной.

Экзистенциальная теория смысла жизни

В 20-м веке философские рассуждения о целях существования людей становятся центральными во многих направлениях, в том числе в экзистенциализме. Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер размышляют о смысле жизни и проходят к выводу, что главное для человека – это свобода. Каждый сам привносит в свою жизнь осмысленность, так как мир вокруг абсурден и хаотичен. Действия и, главное, выбор, моральный, жизненный, и есть то, зачем люди живут на свете. Смысл можно постичь лишь субъективно, объективно его не существует.

Делать счастливыми других и быть самому счастливым: жить как утилитаристы

Однако не все философы согласны, что мораль заключается только лишь в исполнении нравственного долга. Утилитаризм учит, что действие может быть названо моральным, только когда оно приносит как можно больше счастья и пользы всем вокруг. А значит, и смысл жизни состоит в том, чтобы это счастье максимизировать и быть, таким образом, полезным обществу.

Но как этого добиться? Можно, например, мысленно подсчитывать, как много счастья принесет то или иное действие, а затем делать то, что наиболее полезно обществу.

Иногда даже во вред себе: выбирая между счастьем одного или десятерых, утилитарист предпочтет количество. А потому жизнь, наполненная смыслом, будет та, в которой человек приносит наибольшую пользу обществу и делает как можно больше людей счастливыми.

Утилитаристов за это любят покритиковать: не всё в жизни можно так легко подсчитать и сравнить, да и люди вряд ли согласятся жертвовать собой в угоду остальным.

Английский философ XIX столетия Джон Стюарт Милль возражает на это: «Счастье остальных делает счастливым и меня самого», — потому мы и совершаем добрые альтруистические поступки. Чаще всего именно они и наполняют нашу жизнь смыслом: делая счастливыми других и видя на их лицах улыбки, мы и сами становимся чуточку счастливее.

Смысл жизни в психологии

Психология – наука, изучающая психологические параметры человека и их изменения под влиянием извне. Ее основная цель – добиться осмысления внутреннего мира личности, чтобы подсказать человеку правильную мотивацию. Психология поднимает основные вопросы бытия, позволяя разобраться, что наиболее привлекательно.

  • Совершенствование и самореализация.

Найдя дело по душе, нужно развивать навыки и при необходимости менять области их применения, чтобы самореализоваться в профессии. В наш век это основная цель большинства людей. Без продвижения по карьерной лестнице они не видят в жизни смысла. Именно поэтому во всем мире возникло огромное число курсов повышения квалификации и различных тренингов. Посещение клубов для избранных, перелеты первым классом и обеды в шикарных ресторанах – бонусы, которые ценят карьеристы.

  • Продолжение жизни.

В отличие от трудоголиков, люди, ориентированные на создание большой и крепкой семьи, работают лишь для того, чтобы ее содержать. Рождение детей и забота о них занимают почти все их время. Радость и смысл их существования заключается в общении с родными, праздновании памятных дат и успехов членов семьи.

  • Достижение гармонии.

Некоторые обожают путешествовать и становятся настолько изобретательны в поиске средств для поездок, что умудряются не возвращаться домой годами.
Они ведут странички в интернете, подрабатывают на сезонных сборах урожая и находят самые дешевые авиабилеты для перемещения в новую страну.

Кто-то предпочитает рискованные виды спорта и тратит месяцы, доводя до совершенства мотор катера или мотоцикла.

Каждый реализовывается по-своему. Цель психологов – помочь найти истинное стремление человека и таким образом дать толчок развитию его личности.

Смысла нет: жить нигилистически

Впрочем, часть философов вообще сомневается в том, что в жизни есть какой-либо смысл. Например, немецкий философ XIX столетия Фридрих Ницше напоминает, что нет никакой объективной истины, всё зависит только от нас самих, точнее, от того, с какой стороны мы смотрим на вещи. У мира нет никакого смысла, как нет одной объективной истины, и нам нужно прекратить поиски.

С ним соглашается французский философ XX столетия Альбер Камю, который тоже говорит, что жизнь абсурдна и не имеет никакого смысла, как бы мы отчаянно ни пытались его найти. Все наши попытки — всего лишь разные точки зрения, ни одна из которых не может быть окончательной.

Он сравнивает вечные попытки человека найти всему объяснение с Сизифовым трудом: мы катим камень в гору, надеясь, что в этот раз удастся закатить его на вершину, смысл найдется и всё станет ясно, — вот только камень всегда скатывается вниз, мы остаемся ни с чем и начинаем всё по новой.

Жизнь бессмысленна, но это не значит, что следует сдаться и отказываться жить. Скорее, стоит прекратить попытки искать смысл и заявить, что отсутствие смысла дает человеку огромную свободу. Можно делать всё, что хочется, и не переживать за то, что твои действия бессмысленны.

Можно, наконец, честно сказать себе: «Жизнь — это абсурд, но я буду ею наслаждаться». Не жалеть о прошлом, не переживать за будущее, просто жить.

«Всё завершается признанием глубочайшей бесполезности индивидуальной жизни. Но именно это признание придает легкость, с какой они осуществляют свое творчество, поскольку принятие абсурдности жизни позволяет полностью в нее погрузиться».

— Альбер Камю, «Миф о Сизифе»

Философы Древней Греции о смысле жизни

Древние греки много размышляли о первоначалах бытия, истоках всего сущего. Проблема смысла жизни, пожалуй, единственная, в которой представители разных школ античной философии сходились во мнении. Они считали, что поиск смысла – это трудная, ежедневная работа, путь, у которого нет конца. Они предполагали, что у каждого человека на земле есть собственная, уникальная миссия, обрести которую и есть главная задача и смысл. Сократ предполагал, что обретение смысла позволяет человеку достичь гармонии между телесной оболочкой и духом. Это путь к умиротворению и успеху не только в земной жизни, но и в потусторонней. Аристотель считал, что поиски цели жизни – это неотъемлемый элемент человеческого самосознания и с ростом души цель существования, осознание предназначения человека меняются, и нет единого, универсального для всех ответа на вечный вопрос о том, зачем мы живем на свете.

Искать собственный смысл жизни: жить, как учат современные философы

Одной статьи не хватит, чтобы описать все возможные


на вопрос о смысле жизни. Да и жизни тоже не хватит, чтобы прочитать всех мыслителей и узнать, в чем они находили смысл.

А потому некоторые современные философы поступили хитрее: они считают, что каждый человек должен сам найти для себя свой смысл жизни.

Не стоит ждать, пока кто-то из мудрых ответит на этот самый главный вопрос, пора брать жизнь в свои руки и искать то, что вдохновляет и наполняет серые дни смыслом.

«Мне не кажется, что жизнь в общем имеет какую-либо цель. Она просто происходит. Но у каждого конкретного человека есть своя цель».

— Бертран Рассел, «Кто такой агностик?»

И вот эту самую свою цель и нужно найти, а затем жить так, чтобы ее достичь. Впрочем, философы предупреждают: зацикливаться на будущем так же опасно, как и надеяться на то, что ответ на вопрос о смысле жизни можно узнать, прочитав один лишь учебник.

«Привычка надеяться на будущее и думать, что оно придает смысл тому, что происходит сейчас, очень опасна. Не будет никакого смысла в целом, если нет смысла в его частях. Не нужно думать, что жизнь — это мелодрама, в которой главный герой или героиня мучаются и страдают, а потом обретают счастье. Я живу сейчас, и это мой день, потом у моего сына будет свой день, а затем его сын придет на его место».

Описание смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе

В начале XIX века в произведениях Джорджа Байрона (на фото справа), Александра Пушкина и Михаила Лермонтова поднимался вопрос о преждевременной «старости души», которой были подвержены главные герои их известнейших романов.

Чуть позже появились нигилисты, отрицавшие наследие предков и их достижения. Иван Тургенев прекрасно описал юношу-нигилиста в книге «Отцы и дети», показав, насколько наносной является скука и отсутствие интереса к жизни.

Человек счастлив, развиваясь на протяжении всего жизненного пути. Ребенок познает мир, молодой человек жаждет немедленных действий, и только в зрелости приходит осмысление совершенных поступков и шансов, которые были использованы или упущены.

Лев Толстой считал, что «надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Именно такой образ жизни вел французский писатель Оноре де Бальзак. По словам современников, он был неистов в проявлении любви и ненависти и отличался огромной работоспособностью. Его целью было стать знаменитым, и он с блеском достиг ее, вкладывая в уста героев романов собственные размышления о смысле бытия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]