Смысл жизни человека – что это и стоит ли его искать?

Про смысл жизни человечество рассуждает с самых ранних времен своего существования.

Люди – социальные существа с заложенным природой инстинктом выживания. На базовом уровне это выживание требует еды, питья, отдыха и продолжения рода. Именно поэтом, смысл жизни на самой ранней стадии существования человечества мог заключаться в продолжении процесса эволюции. Но чем осознаннее становились люди, тем более глубокое значение для них приобретало понимание истинного предназначения.

Благодаря интеллекту, любопытству, умению анализировать и рефлексировать многие умы стали все чаще задаваться вопросом «А для чего я живу?», пытаясь с его помощью не только реализовываться, но и даже выживать в сложные периоды.

Что такое смысл жизни?

Платон однажды определил человека как двуногое животное без перьев и с широкими ногтями. Позже он же дал другое определение – «существо в поисках смысла» [Psychology Today, 2018].

Человеческое стремление к поиску истины, познанию себя и окружающего мира находит выражение во всей его деятельности. Несмотря на относительную незаинтересованность в вопросе изучения смысла жизни среди философов-аналитиков на протяжении большей части двадцатого века, примерно за последние два десятилетия количество работ по этой теме значительно выросло.

По словам психоаналитика двадцатого века Бруно Беттельхейма, «самая большая потребность и самое трудное достижение – это найти смысл в нашей жизни». А переживший Холокост психиатр Виктор Франкл сказал, что человеческая воля к смыслу предшествует либо «нашей воле к удовольствию, либо воле к власти» .

Если говорить коротко, то смысл жизни – это то, ради чего живет человек и к чему стремится на протяжении всего осознанного возраста. Основными его характеристиками являются уникальность, изменчивость в зависимости от того или иного жизненного периода или обстоятельств и соответствие главным жизненным ценностям.

Вопросы о поиске смысла возникают и обретают форму в различных контекстах деятельности человека:

  • когда пытается принять важное решение о том, что делать со своей жизнью;
  • когда оказывается в ловушке работы, которую ненавидит;
  • когда задается вопросом, есть ли что-то большее, чем ежедневная суета;
  • когда заболевает неизлечимой болезнью;
  • когда переживает потерю родных и близких;
  • когда чувствует себя слабым и одиноким.

За многими вопросами о жизненном предназначении скрывается человеческая способность выйти за пределы привычных рамок, взглянуть на свою жизнь с более широкой точки зрения. К счастью, люди обладают сознанием и могут заниматься самоанализом и саморефлексией, переходя от простого автоматического существования к наблюдению и оценке .

Цитаты о жизни со смыслом являются одним из самых популярных запросов в Интернете наряду с вопросом об определении цели. Люди хотят знать, есть ли у них цель, и если да, то какова она. Многие из них полагают, что есть некая космическая миссия, вокруг которой можно упорядочить жизнь.

Существуют пять взглядов на смысл жизни:

  1. Сверхъестественный взгляд, утверждающий, что существование высшего разума, наряду с «надлежащим отношением» к нему, достаточно для обеспечения осмысленной жизни.
  2. Субъективный натурализм, согласно которому, смысл жизни варьируется от человека к человеку и формируется путем достижения поставленных перед ним целей.
  3. Объективный натурализм, утверждающий, что полноценная жизнь возможна в чисто физическом мире, лишенном духовных реальностей.
  4. Гибридный натурализм, сторонники которого полагают, что смысл не присутствует в жизни, наполненной бесполезными делами и суетой. Однако он также может отсутствовать и при участии человека в стоящих и объективно ценных проектах при условии, что он не вкладывает в них свою душу.
  5. Пессимистический натурализм (нигилизм) – точка зрения, отрицающая возможность полноценной жизни, потому что буквально ничто не имеет ценности .

Некоторые мыслители уверены, что смысл жизни человека определяется исключительно божественным провидением. Другие приписывают главную роль душе, полагая, что ее жизнь продолжается и после смерти «физической оболочки». Кроме того, существуют два лагеря «натуралистов», расходящихся во мнении о том, что же имеет истинную ценность.

Объективисты утверждают, что существуют абсолютные истины, которые имеют ценность, хотя они могут не соглашаться с тем, что они собой представляют. Например, некоторые из них говорят, что смысл жизни человека заключается в творчестве, в то время как другие считают, что истинный смысл ей придают лишь добродетель и мораль [Quartz, 2018]. Субъективисты считают эти взгляды слишком узкими. Если смысл определяется через познание, то он может исходить из любого количества источников.

Для субъективистов жизнь имеет смысл, но ее ценность создается самим человеком в его сознании и может меняться со временем. Смысл жизни для людей может уменьшиться или исчезнуть в результате упадка сил или трудных или трагических обстоятельств. Он также может меняться от одной фазы жизни к другой в связи с личным развитием, новыми интересами, контекстом, обязательствами и зрелостью [Philosophy Now, 2021].

Жизнь со смыслом может оцениваться с позиции значимости для человека в конкретный этап времени, даже в очень короткий. То, что ценно и важно в один период, может потерять актуальность уже через год. Так, например, стремление добиться карьерных высот в самом начале профессионального пути молодого специалиста через несколько лет может смениться на его желание реализоваться в качестве хорошего и ответственного родителя.

В книге «Философия сегодня» профессор политики Лондонского университета Тим Бейл дает чрезвычайно простой ответ: «Смысл жизни не в том, чтобы быть мертвым».

Многие философы предлагают аналогичные ответы. Ричард Тейлор предполагает, что не усилия и достижения делают жизнь значимой, а тот факт, что человек может просто быть живым и здоровым. Профессор философии и религиоведения из Университета Прибрежной Каролины Кейси Вудлинг предположил, что значимостью человеческую жизнь наполняет возможность размышления над ее проживанием» [Quartz, 2018].

Достижение целей, работа, увлечения, семья, финансовый успех – все это, несомненно, прекрасно, но, по мнению Вудлинга, не имеет особого значения. Однако стоит задуматься, почему люди так стремятся это заполучить. «Это близко к известному высказыванию Сократа о том, что неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить, – пишет Вудлинг. «Я бы рискнул сказать, что неизученная жизнь не имеет смысла» [Quartz, 2018].

Предназначение человека с философской точки зрения

Наверное, философия – это первая наука, которая изучает, что же такое смысл жизни. Но и тут есть свои споры, так как у каждого философа своя точка зрения, которую он готов отстаивать.

Философы постоянно стремятся к каким-то идеалам и создают собственные модели поведения. Самыми популярными постулатами о смысле жизни человека можно назвать следующие:

1. В античной философии существовали следующие мысли:

  • Аристотель видел смысл жизни человека в получении счастливых эмоций;
  • Эпикур считал смыслом человеческой жизни получение удовольствия;
  • Диоген видел в жизни смысл лишь тогда, когда речь шла о душевном покое.

2. В философии Средневековья на размышления что такое смысл человеческой жизни, отвечали так: это изучение жизни потомков и следование их примерам.

3. А философы двадцатого века смысл жизни человека видели в ином. И тут тоже имеются разногласия:

  • иррационалисты считали, что смысл человеческой жизни кроется в борьбе со смертью и страданиями;
  • экзистенциалы утверждали, что смысл жизни человека зависит лишь от него самого;
  • а позитивисты не считают это как таковой проблемой.

Зачем человеку нужен смысл жизни?

О жизни со смыслом можно говорить в разных контекстах. Он не сводится к одной ключевой цели-принципу, а воплощается в значимых и определяющих, хотя и производных жизненных смыслах, отражающих главные взгляды и позиции человека [Социологические исследования №11, 2016].

В книге «Человек в поисках смысла» психиатр и невролог Виктор Франкл написал о пережитых испытаниях в концентрационном лагере во время Второй мировой войны. Франкл обнаружил, что выжить в тех бесчеловечных условиях удавалось не тем, кто был физически сильнее, а тем, кто сохранял чувство контроля над окружающей средой и был движим конкретной целью. Именно эта цель, по мнению психиатра, и помогала людям, находящимся в концлагере, сохранять мотивацию к жизни и веру в свое светлое будущее [Psychology Today, 2018].

Выжив в заключении и пройдя весь ужас нацистских концлагерей, психиатр написал книгу, ставшую ориентиром для многих людей в понимании того, в чем состоит смысл их жизни. Цель Франкла, его воля к жизни, несмотря на нахождение в самых суровых условиях, проистекала из его желания позже написать об этом опыте. Писатель отметил, что у других, кто выжил в лагерях, также имелась конкретная цель – они были полны решимости увидеть свои семьи после войны или помогать другим заключенным жить, сохраняя при этом чувство человечности [Quartz, 2018].

Наличие смысла жизни не только помогает пережить сложные времена, но и благоприятно сказывается на здоровье людей. Американские ученые, в течение трех лет проводившие исследование, в котором опросили 1042 жителя города Сан-Диего в возрасте от 21 до 100 лет, пришли к интересному выводу. Люди, нашедшие смысл, становятся гораздо более спокойными, не испытывают стресса и других проблем со здоровьем в отличие от тех, кто считает свою жизнь бессмысленной [Известия, 2019].

Исследователи выяснили, что в разных возрастных группах процентное соотношение людей, удовлетворенных жизнью, значительно отличается. Самое большое количество довольных своим текущим состоянием было среди 60-летних опрошенных американцев.

Ученые полагают, что именно наличие смысла жизни позволяет улучшить физическое состояние пациентов и предлагают использовать данную терапию в медицине [РИА Новости, 2019].

То есть смысл жизни у каждого свой?

Да, исследования связи между ощущением осмысленности жизни и ментальным/физическим здоровьем и благополучием показывают: не важно, как вы представляете себе смысл жизни, главное — чтобы в вашей жизни он был.

Как пишет философ Саймон Блэкберн в книге Being Good, чтобы ответить на вопрос, есть у ли у жизни смысл, надо прежде всего определиться — для кого: электрона в атоме, камня на берегу реки, черной дыры в центре Галактики или для вас. С психологической точки зрения важны именно вы. Поэтому и типовые формулировки в анкетах на эту тему звучат так: ​​«Я понимаю, в чем смысл моей жизни», «У меня есть ясное ощущение цели в жизни», «Я ищу то, что дает мне ощущение осмысленности жизни».

Каждый пункт оценивается по шкале от «абсолютно верно» до «абсолютно неверно». То есть смысл жизни — не только субъективное понятие, но и измеримая величина, по сути показатель значения, которое мы придаем разным сферам своей жизни и своему положению в мире. Ценность может колебаться и иногда падает до нуля или уходит в минус, тогда и возникает ощущение бессмысленности. Но курс акций вашей жизни на этой бирже зависит только от вас.

Что означает «жизнь, лишенная смысла»?

Некоторые, кажется, проводят всю свою жизнь неудовлетворенными, находясь в постоянных поисках цели. Философ Иддо Ландау предполагает, что у каждого человека есть все необходимое для полноценного существования. По его мнению, люди ошибаются, когда чувствуют, что жизнь бессмысленна. Ошибка основана на их неспособности понять, что действительно важно. Вместо этого они чрезмерно сосредоточены на том, чего, по их мнению, не хватает для полноценного существования [Quartz, 2018].

«К моему удивлению, большинство людей, с которыми я разговаривал о сути смысла жизни, сказали мне, что они не думали, что их жизнь была достаточно значимой. Многие даже представляли свою жизнь откровенно бессмысленной» – пишет философ. «Но я часто находил причины, по которым мои собеседники приводили свои взгляды, проблематичными. Многие, как я думал, не задавали соответствующих вопросов, которые могли бы изменить их взгляды, или предпринять действия, которые могли бы улучшить их состояние. Большинство людей, которые жаловались на бессмысленность жизни, затруднялись даже объяснить, что они понимали под этим понятием» [The Philosophers’ Magazine, 2018].

Другими словами, Ландау считает, что люди, которые чувствуют, что проживают жизнь бесцельно, на самом деле неправильно понимают данный вопрос. Он стал одним из многих мыслителей, которые на протяжении многих веков пытались выяснить, что же такое жизнь, наполненная смыслом [Quartz, 2018].

Мнения философов на этот счет многочисленны, разнообразны и в разной степени практичны. Известный мыслитель Фридрих Ницше, например, сказал, что данный вопрос не имеет смысла сам по себе, потому что посреди жизни человек не в состоянии определить, имеет ли значение его жизнь, а выйти за пределы процесса существования, чтобы найти ответ, не представляется возможным [Quartz, 2018].

Иддо Ландау полагал, что любой, кто считает, что жизнь бессмысленна, также признает важность ценности. Другими словами, если человек думает, что его жизнь лишена какого-либо смысла, значит, он верит, что существует такая вещь как ценность [The Philosophers’ Magazine, 2018].

Многие популярные статусы про жизнь со смыслом утверждают, что абсолютно каждый в состоянии изменять ценность своей жизни с помощью практики, усилий, действий и размышлений. Философ отмечает, что мир переменчив: люди меняют место жительства, заводят знакомства, получают интересный опыт и знания, встречаются с новыми идеями. По мере того, как меняется человек, меняются его ценности, а также цели и смысл жизни.

Чтобы жизнь не была бессмысленной, она совсем не должна быть уникальной. По мнению Ландау, вера в то, что уникальность связана со смыслом, – еще одна ошибка, которую совершают многие. Это заблуждение, по его мнению, «приводит к тому, что некоторые люди без необходимости считают свою жизнь недостаточно значимой и упускают способы придать ей смысл» [Quartz, 2018].

По общему признанию, это важно в нескольких сферах: например, в творчестве ценность зависит в том числе и от оригинальности, поскольку просто повторять то, что уже создали другие художники, не имеет смысла.

Точно так же научные достижения ценятся за их оригинальность и новаторство. Слепое повторение чужих выводов не имеет особой ценности. И это, конечно же, означает, что на момент представления научных результатов они должны быть уникальными .

Однако в большинстве своем уникальность не важна для определения смысла жизни. Так, например, любовь между родителями и ребенком ценна не тем, что она отличается от любви между другими родителями и младенцами, а своей теплотой и эмоциональной близостью.

Таким образом, упор на уникальность – это еще одна ошибка, связанная с определением ценности. Эта ошибка приводит некоторых людей к тому, что они без необходимости считают свою жизнь недостаточно значимой и упускают, тем самым, способы придать ей смысл.

Наличие или, наоборот, отсутствие смысла определяется ценностями, которые важны человеку. Исходя из них, он определяет, удалась его жизнь или нет. Например, родителям, потерявшим своего ребенка в автомобильной катастрофе, трудно воспринимать настоящую реальность в прежнем контексте. Возможно, они снова увидят в жизни смысл только в том случае, если найдут другие вещи, которые, по их мнению, имеют достаточно высокую ценность (например, рождение или усыновление ребенка).

Кто-то начинает считать свое существование бессмысленным, потому что не может добиться определенных карьерных высот в работе. Для таких людей главным или единственным важным вопросом остается достижение совершенства в карьере. Это делает их слепыми к другим вопросам, которые могут иметь значение. Именно поэтому они начинают чувствовать бесцельность своего существования .

Важно отметить эту тесную взаимосвязь между осмысленностью и ценностью, поскольку именно она позволяет сделать много выводов, которые могут быть полезны для людей, считающих свою жизнь недостаточно значимой.

Взгляды людей на бессмысленность жизни часто могут быть ошибочными. Некоторые несправедливо полагают, что они плохие родители, в то время как другие неверно убеждены, что их методы воспитания идеальны. Одни люди необоснованно думают, что искусство, которое они создают, не очень хорошее, а другие ошибаются, считая, что создают шедевры. Кто-то, например, недооценивает или переоценивает собственное чувство юмора, знания или способность играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Такая ошибочная оценка наблюдается во многих сферах. А это значит, что и с определением смысла жизни может произойти то же самое. Удивительно, но многие люди, считающие свою жизнь недостаточно осмысленной, абсолютно уверены, что это так. Они убеждены, что их представления об этом должны быть точными и достоверными.

Отмечая, что смысл жизни основан на ценностях, человек также ориентируется на то, чтобы привнести его с помощью конкретных действий. Чтобы сделать свое существование более осмысленным, необходимо улучшать то, что является ценным .

Можно привнести в жизнь новые ценности, увеличить, заново осознать или переоценить ценности существующие. Многие люди, в том числе те, кто считает, что бесцельно прожигает годы, посвящают за один вечер больше времени и усилий обдумыванию того, на какой фильм пойти, чем размышлениям о том, что могло бы сделать их жизнь более значимой.

Ландау утверждал, что смысл – это чувство значимости, которое каждый определяет для себя самостоятельно, исходя из разных аспектов – отношений, творчества, достижений в определенной области или щедрости и других возможностей [Quartz, 2018].

Тем, кто озабочен вопросом бессмысленного проживания жизни, Иддо Ландау предлагает переосмысление и поиск смысла в других вещах. Так, например, если человек не чувствует смысла в жизни, потому что не реализовался в своей профессии, ему стоит постараться найти его в других своих начинаниях, таких как отношения, волонтерская работа, путешествия или творческая деятельность. Также, по мнению философа, он должен внимательнее присмотреться к тому, что делает – возможно в его жизни уже происходит что-то значимое и ценное, чему он пока не уделяет должного внимания .

Введение

Приветствуем тебя, о пытливый ум! Прежде чем разгребать монументальные вопросы а-ля: «В чём заключается смысл жизни человека?», «Как обрести смысл жизни?» или «Существует ли смысл жизни вообще?», давайте поймём, что объединяет всех нас.
Содержание

  • В чём заключается смысл жизни человека О потребности в самореализации
  • Существует ли смысл жизни
  • Зачем был изобретён тот самый смысл Бессмысленная жизнь — ужасна
  • Желание быть значимым
  • Интерес к жизни
  • Ответа на вопрос о смысле нет
  • Как устроен процесс реализации себя
      Развитие
  • Поиск
  • Создание
  • Служение
  • Любовь
  • Заблуждения на тему смысла жизни
      Жизнь и есть смысл жизни
  • Жизнь одна, надо взять от неё всё
  • Смысл в обретении счастья и успеха
  • Как обрести смысл жизни
      Как человек находит смысл
  • Следовать за желанием
  • Спросите «Зачем?»
  • Смысл жизни непостоянен
  • Резюме
  • Как понять свой смысл жизни?

    Можно бесконечно долго перечитывать сотни статусов из социальных сетей про смысл жизни, но понять, что же действительно движет каждым из нас можно, только хорошо разобравшись в себе.

    Часто к пониманию собственного предназначения приходят люди, пережившие серьезные испытания, такие как, например, неизлечимое заболевание, потеря близкого человека, большое банкротство. Испытав сильный стресс, они произвели переоценку ценностей и перестали принимать дарованную им жизнь, как должное. Многие из них нашли себя в благотворительности и помощи тем, кто столкнулся с подобной проблемой [The School of Life, 2021].

    К счастью, чтобы понять цель своего существования, совсем необязательно ждать плохих событий. Для этого достаточно уделить немного времени рефлексии и самоанализу.

    Чтобы определиться с тем, что действительно близко и важно, необходимо хорошо разбираться в себе. Стоит задать себе ряд вопросов:

    1. Что мне приносит искреннюю радость?
    2. Ради чего я готов с удовольствием просыпаться по утрам?
    3. Какие задачи я выполняю, находясь в состоянии потока?
    4. Без чего я не готов прожить ни дня?
    5. Что делает мою жизнь стоящей?
    6. В какие моменты я понимаю, что действительно счастлив?
    7. Если бы я мог заниматься делом мечты, что за дело бы это было?

    Важно, чтобы смысл жизни человека соотносился с его истинными ценностями и искренним интересом. Так, например, не всем важны медицина или социальная работа. Кто-то реализуется в помощи нуждающимся, в то время как другие определяют для себя высшей ценностью профессиональную реализацию или духовный рост.

    Смысл для разных людей может заключаться в различных моментах: в поддержке футбольной команды, в покорении новых горных вершин, в осознанном родительстве, в музыке, в помощи другим, в поиске истины через философию и т.д. Но характерной чертой всех этих примеров является сознание, которое позитивно и конструктивно поглощено, вовлечено, расширено и реализовано [Philosophy Now, 2021].

    Еще лучше узнать себя с помощью правильных техник и вопросов вы сможете на онлайн-программе «Самопознание». Правильная рефлексия позволяет определиться не только со смыслом жизни, но и понять свои сильные стороны, которые помогут этот смысл реализовать. Найдя ответы на многие вопросы, вы осознаете, что для вас важно, близко и ценно.

    Пока не существует единого смысла, каждый человек может прожить свою жизнь так, чтобы каждый день приносил ему как можно больше удовлетворения. Как выразился Конрад Лоренц: «Сама жизнь – это процесс познания». Согласно этой интерпретации эволюции, суть жизни является стремлением к знанию: знание о реальном мире, которое постоянно проверяется на соответствие этому миру [Philosophy Now, 2021].

    То, что работает и является в этом смысле «истинным», сохраняется. Жизнь, по мнению ученого, это проверенные знания, выдержавшие испытание геологическим временем. С этой точки зрения, принятие поиска знаний как возможного смысла жизни кажется в буквальном смысле естественным выбором [Philosophy Now, 2021].

    Смысл существования человека. Куда мы идём и почему. Новое понимание эволюции. Эдвард Уилсон.

    Смысл существования человека. Эдвард Уилсон. Эл. книга https://t.me/kudaidem/2252 В чем смысл жизни каждого из нас?

    социобиолог, дважды лауреат Пулитцеровской премии Эдвард Уилсон обращается к самым животрепещущим вопросам 21 века, ответив на которые человечество сможет понять, как идти вперед, не разрушая себя и планету.

    Будущее человека, проделавшего долгий путь эволюции, сейчас, как никогда, в наших руках, считает автор и предостерегает от пренебрежения законами естественного отбора и увлечения идеями биологического вмешательства в человеческую природу. Обращаясь попеременно к естественно-научным и к гуманитарным знаниям, Уилсон призывает ученый мир искать пути соединения двух этих крупных ветвей познания.

    Только так можно приблизиться к самым сложным загадкам — «куда мы идем?» и, главное, «почему?».

    Если к нам прилетят представители иной космической расы, они:

    • будут гуманоидами;
    • вряд ли захотят колонизировать Землю;
    • скорее всего, не заинтересуются нашими технологиями.

    Эдвард Уилсон, в возрасте 84 лет написал интереснейшую книгу «Смысл существования человека», где рассказал о биологических основах идеологии и рассмотрел человека как продукт биологической и социальной эволюции.

    4 причины познакомиться с обзором:

    • понять, какие качества помогли людям построить цивилизацию;
    • увидеть, как биологическая природа человека проявляется в сегодняшней политике и религии;
    • вместе с большим ученым пофантазировать о контакте с внеземной цивилизацией;
    • поверить в светлое будущее человечества.

    10 главных мыслей обзора.

    1. Современное состояние человека — продукт не только шести тысяч лет цивилизации, но и гораздо более протяженного доисторического времени.

    2. Ключом к развитию человеческой цивилизации стала эусоциальность — способность к разделению труда и организации безопасных убежищ для выращивания потомства. Эта способность присуща только двадцати видам на планете, четырнадцать из которых — насекомые.

    3. Формирование сложного социального поведения началось с возникновением оседлости.

    4. Эволюция социального поведения и быстрый рост объема мозга связаны с двухфазным естественным отбором: индивидуальным и групповым (а не только индивидуальным, как полагают сторонники теории инклюзивной изменчивости).

    5. Двухуровневая конкуренция рождает глубокий внутренний конфликт: с одной стороны, в рамках группы наиболее успешны эгоистичные и агрессивные особи; с другой — для успеха группы в целом необходимо, чтобы ее члены были крепко связаны, настроены на взаимную поддержку и альтруизм.

    6. Идеологии и религии имеют глубокие корни в биологии человека: нам как виду присущи стремление принадлежать к некой группе, противопоставлять себя членам других групп, оценивать, сравнивать и искать смысл своего существования во внешнем мире.

    7. Научное мировоззрение основано на убежденности: смысл существования человечества заключен в его уникальной способности принимать решения и прогнозировать последствия своих действий.

    8. Гуманитарное знание — наш самый ценный багаж и инструмент, который помогает понять нашу внутреннюю природу и обратить достижения науки и технологий на благо человечеству и других видов живых существ.

    9. Потенциальные пришельцы из космоса, вероятнее всего, будут гуманоидами, не заинтересованными в колонизации или захвате технологий, — их будут интересовать исключительно гуманитарные аспекты земной цивилизации.

    10. Современное состояние технологий и глобальные угрозы ставят перед человечеством серьезные вопросы, ответить на которые возможно, только освободившись от идеологических предрассудков и взяв на себя ответственность за всю планету.

    Книга для тех, кто любит сочетание научных доводов с философскими суждениями.

    Автор, крупнейший в мире специалист по муравьям, очень хотел написать книгу про муравьев, так как это его научная специализация, но никому особо эта тема не была интересна. Поэтому он назвал книгу более цепляюще, но содержание во многом оставил прежним.

    (Человечество в космической перспективе)

    В книге Уилсон суммировал свои философские позиции, выработанные за десятилетия активного интеллектуального поиска и блестящей научной карьеры.

    Эдвард Уилсон стал специалистом по поведению муравьев в результате несчастного случая: повредив глаз и подвергнувшись тяжелой операции в возрасте восьми лет, мальчик вынужденно сосредоточил свое внимание на мелких объектах — и «проводил время в наблюдении за муравьями и бабочками больше времени».

    посвятив себя изучению муравьев, Уилсон не только открыл более 300 новых видов насекомых, но и заложил основы социобиологии, а увлекшись проблемой биоразнообразия Земли, создал теорию островной биогеографии, которая трактует закономерности исчезновения растений и животных на архипелагах и отдельных островах.

    Уилсон как биолог и мыслитель осмысливает наш вид в контексте бесконечно разнообразного континуума, в котором человечество «выиграло в генетической лотерее».

    Человек предстает здесь как продукт биологической и социальной эволюции, пороки и слабости цивилизации получают генетическое объяснение, история познания себя и окружающего мира описана как цельный процесс, в котором сегодня наступает еще один плодотворный этап — Новое Просвещение.

    книга заставляет посмотреть на человечество с двух очень разных ракурсов:

    с одной стороны, мы — всего лишь физически несовершенные, мелкие существа, населяющие периферийную планету в одной из галактик.

    С другой — самый могущественный на родной планете вид, который сумел построить цивилизацию и теперь должен нести ответственность не только за себя, но и за другие виды, населяющие Землю.

    Уилсон анализирует соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания, рассказывает о биологических основах идеологии и объясняет, как и почему люди заняли уникальное место на планете.

    Условие нашего успеха как вида и надежда на светлое будущее заключается в способности действовать сообща и прогнозировать результаты своих усилий.

    книга поможет вам приподняться над обыденностью и с новым интересом и большей ответственностью взглянуть на родную планету — источник силы, радости и самой жизни.

    (Вглубь эволюции, вперед в будущее).

    В обыденном языке «смысл» обозначает цель, цель предполагает наличие замысла, а значит, и создателя.

    Все религии убеждены, что и человечество в целом, и каждая личность существуют не просто так — у них есть цель.

    Наука, с другой стороны, находит смысл в самом существовании человека, в сумме причин и следствий, которые породили наш вид и определяют его существование.

    Так же как отдельное действие человека осмыслено в обыденном значении, наша способность мыслить и принимать решения — это оправдание и смысл существования человечества как вида.

    Человек умеет воображать сценарии будущего и сознательно выбирать свои действия, ведущие к тому или иному развитию событий. Как именно мы распорядимся этим тонким инструментом, зависит от того, насколько хорошо мы понимаем свою природу.

    Технология генной инженерии дает человеку возможность взять на себя роль творца.

    Мы можем изменить самих себя по собственной прихоти:

    обзавестись большим объемом памяти, лучшим зрением, выдающимися атлетическими данными, способностью жить гораздо дольше.

    Возможности выбора бесконечны — но что же нужно выбирать?

    мы должны понять философский смысл существования человечества.

    Ведь нам дана только одна планета, и выбор, который мы сделаем, отразится не только на нас самих, но и на всех обитателях Земли.

    (Загадка существования человечества)

    возникновение сложного социального поведения у людей происходило по тому же сценарию, что и у других эусоциальных видов — то есть тех, у которых существует разделение труда и репродуктивных функций, перекрывание поколений и совместная забота о потомстве.

    Эусоциальность — чрезвычайно редкое явление: оно свойственно всего двадцати из сотен тысяч видов, населявших Землю в течение последних четырехсот тысяч лет.

    Эусоциальность встречается у четырнадцати разновидностей насекомых,

    трех видов обитающих в коралловых рифах креветок и лишь у трех видов млекопитающих — двух видов грызунов и собственно человека.

    С точки зрения эволюции эусоциальность возникла очень поздно.

    Наши предки тоже миллионы лет развивались как одна из веток приматов, без признаков эусоциальности.

    Очевидно, что эта продвинутая форма общественного поведения дает серьезные преимущества для выживания вида.

    Суммарная биомасса всего двадцати родов эусоциальных муравьев превышает 50% веса всех насекомых Земли (хотя их насчитывается около миллиона видов).

    Необходимым этапом перед возникновением эусоциальности является обустройство гнезда для выращивания потомства и выделения особей, которые занимаются добычей пищи.

    Около 2 млн лет назад далекие предки современных людей, травоядные австралопитеки, начали включать в рацион высокоэнергетическую животную пищу.

    Чтобы добыть этот широко рассеянный по территориям ресурс, из всех членов племени пришлось выделить охотников, которые могли охотиться далеко от дома, пока в стойбище в безопасности подрастало их потомство.

    Организация первых стоянок первобытных людей дала мощный толчок развитию интеллекта, поскольку требовала возникновения сразу двух механизмов взаимодействия: соревнования и сотрудничества.

    люди учились вступать в альянсы, соперничать, оказывать услуги, предавать и обманывать, тренируя память, используя полученный опыт и прогнозируя последствия своих поступков.

    В современном мире механизмы взаимодействия приняли форму политики, творчества и других высокоинтеллектуальных видов деятельности, которые получили название «гуманитарного знания».

    Развитие человеческого мозга от 680 см³ у Homo habilis до 1400 см³ у Homo sapiens — один из самых стремительных эпизодов эволюции сложных тканей в истории Земли.

    Пытаясь найти причину этого беспримерного рывка, биологи предложили две основные концепции, объясняющие, почему виды со сложным социальным поведением более успешны с точки зрения эволюции.

    Первая — концепция инклюзивной изменчивости — предполагает, что особи с альтруистическими наклонностями в рамках группы успешнее распространяют свои гены, а сама группа с преобладанием альтруистов выигрывает гонку на выживание благодаря сильной взаимной поддержке.

    Эта концепция, появившаяся в 1950-х годах, сохраняла популярность в течение примерно полувека.

    Вторая — двухступенчатый механизм отбора: индивидуальный и групповой, который реализуется через конкуренцию и кооперацию между отдельными особями и их группами.

    Отбор начинается на индивидуальной стадии: наибольшие шансы на распространение получают гены, носители которых пользуются поддержкой от родственников.

    Опираясь на это содружество, семьи растут, и со временем племя становится ансамблем нескольких семейств, между которыми формируется разделение труда, — это стадия группового отбора.

    Такие эусоциальные виды, как муравьи, демонстрируют настоящие чудеса в строительстве сложных «суперорганизмов», где группы особей исполняют строго отведенные им роли и пренебрегают возможностью размножения и даже самой жизнью ради общего блага колонии.

    Несмотря на то что к 2000 году концепция инклюзивной изменчивости приобрела характер догмы и распространилась, в частности, через бестселлеры типа «Эгоистичного гена» Ричарда Докинза, построенные учеными математические модели показывают, что она ошибочна.

    концепция двухступенчатого отбора, основанная на классической теории эволюции, проходит проверку математикой — а вот условий для инклюзивной изменчивости в природе практически не существует.

    В 2010 году Эдвард Уилсон и его соавторы опубликовали статью с опровержением концепции инклюзивной изменчивости.

    В 2012 году вышла книга Уилсона «Социальная конкуренция на Земле».

    опровергнуть математические модели Уилсона и соавторов Докинз не смог.

    Создание групп, не связанных общими генами, является уникальным достижением человеческой эволюции. Несмотря на то что сходство геномов по родству было неизбежным следствием формирования группы, селекция по родству не стала определяющей.

    Происхождение человеческого существования лучше всего объясняется естественным отбором для социального взаимодействия:

    унаследованной склонностью общаться, узнавать, оценивать, устанавливать связи, сотрудничать, конкурировать и получать удовлетворение от принадлежности к своей группе.

    Социальный интеллект, усиленный групповым отбором, сделал Homo sapiens первым полностью доминирующим видом в истории Земли.

    Наше повседневное поведение показывает, насколько близка человеческой природе концепция группового отбора.

    Эти механизмы так глубоко укоренены в человеке, что мы воспринимаем их как нечто совершенно необходимое и естественное — как воду и воздух. Люди обожают слухи и истории из жизни себе подобных — и разве может быть иначе?

    Наша одержимость собой — это инструмент повышения социальной компетентности.

    Мы непрерывно делимся сюжетами, оцениваем, сравниваем, причисляя себя и других к определенным группам, а то и создавая такие группы, которые в явной или неявной манере конкурируют друг с другом.

    (Внутренний конфликт).

    Двухуровневая конкуренция рождает глубокий внутренний конфликт:

    с одной стороны, в рамках группы наиболее успешны эгоистичные и агрессивные особи;

    с другой — для успеха группы в целом необходимо, чтобы ее члены были крепко связаны, настроены на взаимную поддержку и альтруизм.

    Как же правильно ответить на вопрос: ты волк-одиночка или командный игрок?

    В поисках баланса люди создают религиозные и политические системы, которые должны помочь им придать существованию некий высший смысл, защищающий от страха смерти.

    можно говорить, что идеология укоренена в природе человека.

    Люди далеко ушли от своих предков, обзавелись технологиями, развитым воображением и тонкими эмоциями — однако остались частью земной фауны, тесно связанной с родной планетой.

    Наш взгляд на историю и культуру должен учитывать эти корни. Истоки расизма, ксенофобии, религиозной вражды коренятся в неистребимом биологическом стремлении человека принадлежать к группе. При прочих равных люди всегда предпочитают общество человека с тем же цветом кожи, говорящим на том же языке, исповедующего ту же религию.

    Полезно понять, что с точки зрения эволюции эти чувства были важным условием развития интеллекта и социальной организации у людей как вида.

    Рано или поздно мы научимся уживаться с нашим внутренним конфликтом и даже получать от него удовольствие, рассматривая его как основной источник творчества.

    (Новое Просвещение)

    к 1800 году Просвещение закончилось. Несмотря на бурное развитие, наука не оправдала надежд философов и не сильно приблизилась к разгадкам тайн бытия.

    Ответом Просвещению стал романтизм, который переключился на поиск смысла человеческой жизни в его внутреннем мире.

    С тех пор пути естественных и гуманитарных наук разделились — уже больше двух столетий они развиваются рядом, но не вместе.

    Естественные и точные науки идут по пути все более узкой специализации, которая помогает справиться с нарастающим объемом знаний.

    Гуманитарная сфера и свободные искусства дают все более богатые и причудливые плоды.

    наступило время Нового Просвещения, когда все области человеческого знания должны вновь объ­единиться для устранения религиозных, мировоззренческих противоречий, которые мучают человечество, и для выработки ответа на ключевой вопрос: зачем мы существуем?

    «Лучшие ученые мыслят как поэты».

    Наука должна перестать стесняться говорить языком метафор.

    Идеология, религия и политика должны стать предметом научного осмысления.

    Идея континуума — то есть непрерывного изменения одновременно в двух, трех измерениях — должна распространиться из физики и химии в гуманитарную сферу.

    Человек существует на планете, которая является лишь крошечной частью Галактики, и в этом смысле наша принадлежность континууму несомненна.

    Биологи видят континуум биоразнообразия Земли, в котором одновременно существуют сотни тысяч видов живых организмов, начиная от бактерий, найденных в толще земной коры, и заканчивая микроорганизмами океанского дна и разреженных слоев атмосферы.

    Рост наших знаний о континууме, в котором мы существуем, позволяет лучше осознать место человечества во Вселенной — место вида с очень скромными возможностями и очень большими достижениями.

    Биологическая эволюция человека — результат сложной цепи миллионов и миллионов изменений, настолько же непредсказуемой, насколько случайной.

    Культурная эволюция, напротив, является продуктом единого органа — человеческого разума.

    Ее понимание требует близкого знакомства с людьми, знания бесчисленных человеческих историй, закономерностей превращения явлений и фактов в символы.

    «Гуманитарные науки — это естественная история культуры, наше самое ценное и самое личное наследие».

    Научные открытия и технологии универсальны.

    Вместе с тем они имеют свои жизненные циклы.

    В отличие от них, гуманитарные знания не устаревают, они аккумулируются в духовный базис человечества и непосредственно влияют на создаваемое нами будущее.

    В ближайшие годы наиболее существенные прорывы будут, по всей видимости, осуществлены в биотехнологиях, нанотехнологиях и робототехнике.

    И они поставят перед человечеством новые вопросы, ответить на которые будет невозможно без гуманитариев.

    Возможности изменения генома увеличиваются, одновременно из-за миграции и распространения межрасовых браков гены людей перемешиваются в масштабах планеты.

    Человечество в целом становится все более однородным, отдельные популяции — гораздо пестрее, чем несколько поколений назад.

    Что останется человеку, когда основную часть рутины возьмут на себя роботы?

    Какими мы захотим быть, когда каждый получит практическую возможность вживить в мозг импланты, обзавестись стальными мышцами или обрести другие сверхспособности?

    Ответы целиком зависят от гуманитарной сферы, которая занимается вопросами самоидентификации, поиска человеком своего места в мире.

    Мы прекрасно умеем развивать технологии, и давайте продолжим это делать. Но вместе с тем займемся и гуманитарными науками, которые делают нас людьми и не позволят засорить чистый источник абсолютно уникального человеческого потенциала».

    (Восемь решающих признаков)

    наша сенсорная ущербность тоже следствие эволюции.

    Взамен острого нюха, исключительного зрения и превосходного слуха человек получил целый ряд видовых признаков, который позволил ему занять особенное место на планете.

    Собранные воедино в одном существе, эти признаки обеспечили нам лидерство в коммуникациях, развитии абстрактного мышления, технологий и науки.

    Эдвард Уилсон рисует портрет инопланетного существа, которое способно достичь Земли, — и он убежден, что пришельцы из других миров тоже будут гуманоидами.

    Восемь ключевых признаков, которые дают возможность построить цивилизацию, достаточно развитую для межпланетных путешествий:

    • сухопутные, умеющие обращаться с огнем;
    • сравнительно крупное тело;
    • аудиовизуальный канал связи — основной;
    • относительно крупная, отделенная от тела голова с фронтально расположенными органами чувств;
    • слабые или умеренно развитые челюсти и зубы (развитый жевательный аппарат характерен для видов, питающихся травой и другими низкоэнергетическими видами пищи, — такой тип питания не оставляет времени на развитие интеллекта);
    • высокая степень социальной организации;
    • небольшое число свободных прямых конечностей;
    • мораль — без готовности поступиться своими интересами ради общего дела невозможно добиться высоких результатов в таком трудном деле, как межзвездные путешествия.

    Пришельцы, уверен Уилсон, будут заинтересованы в гуманитарных достижениях Земли куда больше, чем в технических.

    Если внеземная цивилизация развилась настолько, чтобы отправить своих посланников в далекий межзвездный полет, земляне вряд ли смогут удивить их техникой.

    Но гуманитарная сфера, которая раскрывает сущность человека, действительно оригинальный продукт, который может помочь пришельцам понять, кто населяет Землю.

    Эдвард Уилсон убежден, что потенциальные гости из космоса прилетят на Землю не ради колонизации: ее риски и трудности слишком велики. А если этот вид довел до гибели собственную планету, то его шансы создать жизнеспособные поселения в другом мире, населенном мириадами чужеродных организмов, вовсе стремятся к нулю.

    Давайте исходить из того, что наша планета — это единственный дом и единственный шанс выживания человека как вида.

    (Человек в своем доме)

    Современное влияние человека на биосферу — это атака на самих себя.

    Основные деструктивные факторы зашифрованы в английской аббревиатуре HIPPO:

    • Habitat loss — потеря мест обитания.
    • Invasive species — чужеродные виды, которые вторгаются на новые территории при помощи человека.
    • Pollution — загрязнение.
    • Population growth — рост населения, вызывающий рост нагрузки на биосферу.
    • Overharvesting — истощение природных ресурсов вследствие хищнической добычи.

    Мы единственные из всех существующих на планете видов можем в полной мере оценить ее красоту и научились ценить себя самих.

    (Идолы разума).

    Сознание человека — огромная ценность, но необходимо понимать, что наше самовосприятие находится под действием различных суеверий и предубеждений, этих идолов разума, которые затуманивают общую картину.

    Религии служат разобщению и становятся причиной нетерпимости, конфликтов и войн.

    При этом последние открытия нейробиологов показывают, что религиозность свойственна человеку на биологическом уровне: за нее отвечают те же гены, которые заставляют реагировать на музыку.

    Но кто может сказать, что религия — это лишь врожденное качество вида, и отделить ее от мыслительных конструктов, истории и психологического комфорта, который она дает верующим?

    К счастью, в отличие от животных, человек не раб своих инстинктов: он может сознательно управлять своим поведением.

    Мы наследуем способность выбирать сценарий поведения из нескольких возможных и преодолевать даже самые сильные инстинктивные побуждения, научаясь этому от других людей.

    Обучение — вот ключ к совершенствованию человечества как вида.

    Многие фобии современных людей уходят корнями в глубокое прошлое.

    Вполне естественно бояться пауков, змей, толщи воды и массовых скоплений — ведь эти страхи в течение миллионов лет помогали нашим далеким предкам избегать опасностей.

    А вот бояться автомобилей, вредной пищи и гиподинамии мы пока, к сожалению, не научились: слишком недавно эти факторы появились в жизни человечества.

    Движущая сила естественного отбора побуждает к сближению культуры разных уголков мира.

    В исследовании 1945 года под названием «Человеческие отношения» перечислены 67 универсалий, которые облегчают взаимодействие людей: это музыка и спортивные состязания, украшения тела и декоративное творчество, застолья и фольклор, обряды общения с потусторонними силами и погребения мертвых, шутки и запреты на инцест, прически и правила наследования имущества.

    Антропологи (и риелторы) знают, что требования по расположению жилья практически идеальны во всех культурах мира.

    Потомки обитателей джунглей и народов пустынь, не сговариваясь, выбирают для своего проживания места на возвышенности, вблизи воды и участков зелени.

    Даже там, где это не имеет практического смысла.

    Это впечатляющий пример того, как обучение многих поколений прошлого отражается на поведении современного человека.

    История науки знает много попыток разложить человека на составляющие, отделить разум от чувств и гены — от психики. Но все они были бесплодны.

    Человеческая природа — это совокупность наследственных закономерностей психического развития, которые руководят направлением культурной эволюции и таким образом связывают гены с культурой в мозгу каждого человека.

    Лучший путь, который может выбрать человечество, — это освободиться от иллюзий и демонов, которых так боялись наши предки, и взять на себя ответственность за судьбу своего вида и планеты в целом.

    (Одинокие и свободные)

    Загадка сознания не дает людям покоя уже две тысячи лет.

    исчерпывающий ответ на загадку человека может дать только философия или поэзия. Эта загадка вполне может быть разгадана.

    Объем знаний, получаемых наукой, удваивается примерно каждые десять лет.

    Кроме того, само сознание человека в ходе эволюции поступательно развивается — а это значит, что завтра может появиться точный ответ на те вопросы, которые сегодня мы даже не в силах сформулировать.

    Главный стимул к разгадыванию — сама одержимость людей собственной природой, как вид мы никогда не устанем говорить и думать о самих себе.

    Уилсон уверен, что мы одни во Вселенной, — или, по крайней мере, недостижимо далеки от любых разумных существ, которые могут обитать в иных мирах.

    Этот грустный факт тем не менее имеет и приятную оборотную сторону: будучи одинокими, мы свободны и можем распоряжаться собой, как захотим.

    Смысл существования человечества заключен в том, какое будущее мы выберем для себя и своей планеты.

    Мы стали единственным разумным видом на Земле — и, возможно, в своем уголке Галактики.

    Мы можем сделать свою планету такой, какой пожелаем.

    Проблема в том, что человечество — очень дисфункциональный вид:

    наша генетика все больше мешает, а не помогает в современном техногенном мире.

    Мы не можем наладить эффективное управление на уровне выше небольшой деревни.

    Нации возглавляют агрессивные мужчины, готовые силой добиваться повиновения и новых ресурсов.

    Сознание большинства затуманено религиозными и национальными предрассудками.

    Мы увлечены групповыми конфликтами.

    Есть надежда, что это будет преодолено уже в течение жизни нынешних поколений.

    Изрядная часть этих проблем связана с молодостью нашей цивилизации — но у многих, как мы убедились, есть и прочная биологическая основа.

    Эволюция сделала человека существом, эмоции которого поминутно меняются в очень широком спектре.

    В каждом из нас уживаются герой и трус, альтруист и эгоист, благородство и низость.

    Нестабильность эмоций, несмотря на все ее неудобства, нужно ценить как подарок природы: именно она лежит в основе развития, обучения и прогресса.

    Но мы должны на­учиться понимать себя и с психологической, и с эволюционной точки зрения, чтобы уверенно проложить путь к будущему своего вида.

    Об авторе:

    Эдвард Уилсон — ученый-естествоиспытатель, крупнейший в мире специалист по муравьям. Профессор Гарвардского университета, дважды лауреат Пулитцеровской премии.

    в 1975 году стал первым ученым, попытавшимся объяснить альтруизм и агрессию с точки зрения эволюции, и таким образом основал новую отрасль знания — социобиологию.

    Эдвард убежден, что «научный гуманизм — это единственное мировоззрение, совместимое с растущим знанием науки о реальном мире и законах природы».

    Цитаты о смысле жизни

    Паблики в социальных сетях пестрят большим количеством цитат и высказываний известных людей, посвященных смыслу жизни. Мы подготовили для вас подборку, в которой каждый сможет найти что-то интересное для себя:

    «Смыслу жизни все равно, что вы ему приписываете. Смысл в том, чтобы быть живым»

    Джозеф Кэмпбелл

    «Кем бы мы ни были, что бы мы ни делали из себя, это все, что мы когда-либо будем иметь, и в этом в своей глубокой простоте и заключается смысл жизни»

    Филип Эпплман

    «Наша главная цель в этой жизни – помогать другим. И если вы не можете им помочь, по крайней мере, не причиняйте им вреда»

    Далай-лама

    «Не существует одного большого космического значения для всех; есть только тот смысл, который каждый из нас придает своей жизни, индивидуальный смысл, индивидуальный сюжет, как отдельный роман, книга для каждого человека»

    Анаис Нин

    «Истинный смысл жизни – сажать деревья, в тени которых вы не ожидаете сидеть»

    Нельсон Хендерсон

    «Смысл жизни не просто в том, чтобы существовать, чтобы выжить, а в том, чтобы двигаться вперед, подниматься, достигать, побеждать»

    Арнольд Шварценеггер

    «Жизнь должна быть веселой, радостной и приносящей удовлетворение. Пусть каждый из вас будет таким»

    Джим Хенсон

    «Конечная цель человеческого разума во всех его проявлениях – познакомиться с истиной»

    Элиза Фарнхэм

    «Я придерживаюсь мнения, что моя жизнь принадлежит обществу, и пока я жив, я имею честь делать для него все, что могу»

    Джордж Бернард Шоу

    «Я чувствую, что способность заботиться – это то, что придает жизни ее глубочайшее значение»

    Пабло Казальс

    «Человек, рожденный с талантом, которым он призван пользоваться, находит свое величайшее счастье в его использовании»

    Иоганн Вольфганг фон Гете

    «Наша цель – не стать друг другом. Это значит, узнавать друг друга, научиться видеть другого и уважать его за то, что он есть»

    Герман Гессе

    «Начни сразу жить и считай каждый день отдельной жизнью»

    Сенека

    «Каждый момент вашей жизни бесконечно созидателен, а вселенная бесконечно щедра. Просто сформулируйте достаточно ясную просьбу, и все, что ваша душа пожелает, должно прийти к вам»

    Махатма Ганди

    Каждая из этих цитат про смысл жизни освещает именно те ценности, которые были близки ее автору.

    Смысл жизни определяется согласно убеждениям, которых придерживаются люди. Однако все человеческие системы верований в той или иной степени точны или ошибочны в своем описании мира. Более того, системы убеждений меняются со временем: от поколения к поколению, от культуры к культуре, от эпохи к эпохе [Philosophy Now, 2021].

    Убеждений, которых придерживаются сегодня даже широкие слои населения, вчера не существовало и, возможно, не будет завтра. Поэтому данные системы убеждений, будь то религиозные или светские, произвольны, и чтобы определить свое предназначение, нужно отказаться от данных систем. Иначе смысл жизни не может быть определен [Philosophy Now, 2021].

    Социальная функция индивида

    В процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей люди зависят друг от друга. На этом фоне устанавливается связь и взаимодействие между людьми.

    Социальная функция – это поручение конкретному человеку от общества. Она зависит от особенностей распределения труда: преподаватель несёт ответственность за обучение, медик – за лечение, предприниматель – за организацию производства.

    О функциях конкретного индивида социологи судят не по тому, что он делает или намеревается сделать, а по тому, какие последствия для общества вытекают из этих действий.

    Если индивид отказывается от выполнения своих функций или результаты его деятельности имеют негативное значение, речь идет о дисфункции.

    Выполняя свои функции, человек становится необходимым другим. На фоне общественного разделения труда образуются социальные статусы и роли. Появляются «ячейки», каждая из которых ответственна за выполнение важной общественной функции.

    Как устроен процесс реализации себя

    Если любой смысл жизни — это способ реализовать себя, значит нам необходимо понять, как происходит сам процесс реализации человека. В его основе лежат пять базовых принципов, исходя из них все мы и живём.

    Одни люди прекрасно осознают данные принципы, что и позволяет им реализовывать себя самым эффективным образом, другие — не осознают и всё равно следуют тем же принципам подсознательно, правда данный подход намного менее эффективен.

    Отлично, интрига создана, время вскрыть карты.

    Развитие

    Как только мужская клетка удачно встречается с женской, объявляя начало новой жизни, — с этого момента начинается постоянное развитие человека во всех аспектах жизни. Особенно в первые лет 15 этот процесс бросается в глаза, человек визуально претерпевает серьёзные изменения, да и в интеллектуальном плане развивается гигантскими темпами. Мир непрерывно совершенствуется, вынуждая нас развиваться вместе с ним.

    Любое человеческое достижение — результат долгого развития, иначе мы бы здесь все с первых минут жизни без особого труда умели выдавать нечто гениальное, но любой действительно стоящий результат достигается в затяжном процессе получения навыков, знаний и практики. Чтобы сделать что-либо дельное, необходимо вырасти относительно того, кем ты являешься сейчас.

    Поиск

    Стоит ли говорить, что самые популярные ресурсы в интернете — это поисковые системы, в которых все мы ищем интересующую информацию.

    Жизнь никогда не становится для человека однозначной, понятной или простой как раз потому, что процесс реализации себя подразумевает поиск, который невозможен, если вся искомая информация уже будет на руках.

    Необходимость искать в попытке познать мир и поддерживает наш интерес к жизни. Любой интерес или любопытство, которые в нас возникают, — это стремление что-то найти, а значит мы ищем каждый день.

    Ещё одной идеей поиска является самопознание. Каждому человеку дико интересно узнать, что он из себя представляет и как выглядит со стороны.

    Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.

    Мишель де Монтень

    Создание

    Возможность творить — величайшая привилегия человека. Возьмите любого гражданина, который оставил след в истории, и увидите, что ему удалось там наследить по причине того, что он за свою жизнь создал нечто грандиозное.

    Кто-то из них сотворил гениальную музыку или фильм, кто-то изобрёл колесо, а кто-то создавал равенство между чёрными и белыми людьми.

    Создание — это процесс застраивания земельной площадки при помощи имеющихся на руках инструментов. Реализовать себя и при этом ничего не создать — невозможно, ибо сам процесс раскрытия потенциала подразумевает извлечение ресурсов из себя и вложение их в вашу идею — в ходе этих манипуляций неизбежно происходит создание чего-либо.

    Служение

    Наверное, каждый ребёнок, задолбавшийся постоянным вторжением этого мира в его жизнь, мечтал просто остаться на планете один. Мы предлагаем вам представить эту картинку максимально живо.

    Вообразите, что прямо сейчас на планете больше никого не осталось, вообще ни одного человека. Как долго вам будет прикольно пребывать в таком мире? Уверяем, что совсем недолго, и всё потому, что каждому из нас необходимо служить.

    Что отличает успешного человека от остальных? — он делится с миром лучшим, что у него есть, вносит вклад. Влиятельным человека делает не его талант или сверхспособности, а то, насколько существенную пользу это всё несёт для других людей. Детальный разбор полётов на тему необходимости делиться уже проходил в статье о законе равновесия Вселенной.

    Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее.

    Альберт Эйнштейн

    Элемент служения в жизни человека не был придуман случайно. На Земле всё стремится к единству, а служение — это наш способ создать единство в наших рядах. Только благодаря другим людям у нас появляется возможность себя проявить и ощутить свою значимость. Посмотрите на наш мир, мы постоянно пользуемся чьими-то услугами и каждый из нас оказывает какие-то услуги другим. У любого человека есть его окружение, с которым он ежедневно взаимодействует.

    Из всех пяти принципов этот — самый неочевидный, потому что мы слишком сильно увлеклись отделением себя от остальных и стали разобщенными. Дистанция между людьми теперь слишком велика: мы разделили планету на страны, придумали религии, субкультуры, семьи, социальные статусы и кучу других факторов — всё это для того, чтобы каждый мог определить себя в какую-то категорию. Прийти к идее о служении, находясь в таком положении, не очень просто.

    Любовь

    Любовь — это трепет, с которым конструктор собирает свой новый автомобиль, или отдача, с которой тренируется титулованный атлет, или усердие, с которым режиссёр снимает свой фильм. В данном контексте под «любовью» можно понимать адское и непреодолимое желание что-то сделать.

    Реализация себя — это путь длинной в жизнь, необходима реактивная движущая сила, чтобы суметь сей путь пройти, и любовь отлично смотрится в этой роли. Неумение делать то, что любишь и является одной из основных причин, почему люди ленятся.

    Без любви ничто не может быть прекрасным, потому всё самое существенное всегда создаётся с любовью и благодаря любви.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]