Вопросы, их виды и значение
Определение 1
Вопросы – это особый вид логических понятий, которые являются завуалированными требованиями, применяемыми для выяснения обстоятельств, уточнения информации, разрешения проблемной ситуации.
В деловом общении, споре или полемике вопросы играют очень большую роль, с их помощью можно многое прояснить, а можно и сильно запутать. Вопрос, заданный уместно, высвечивает слабые стороны оппонента, а умение корректно его задать – это искусство. Всем хорошо известно, что уже половиной ответа является правильно заданный вопрос.
Вопросы, задаваемые в разных сферах деятельности, различны, например, вопросы психолога клиенту будут отличаться от вопросов, задаваемых близким людям.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Естественно, что вопросы психолога будут нацелены на решение определенных задач:
- на поддержку контакта с клиентом;
- на получение необходимой информации;
- на уточнение или проверку выдвигаемых гипотез;
- на передачу информации.
Умение задавать вопросы является важным профессиональным навыком психолога и условием эффективного консультирования.
Виды вопросов различны и простая их классификация выделяет уточняющие и восполняющие вопросы, вопросы сложные и простые, корректные и некорректные, нейтральные, благожелательные, провокационные.
Рисунок 1. Виды вопросов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уточняющие вопросы требуют простого ответа «да» и «нет» и направлены на то, чтобы выяснить истинность или ложность информации. Часто этот вид вопросов называют закрытыми.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Виды вопросов в психологии 460 ₽ Реферат Виды вопросов в психологии 270 ₽ Контрольная работа Виды вопросов в психологии 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Открытые же вопросы начинаются с вопросительных слов «что», «кто», «где», «когда», «как», «почему». Вопросительная постановка помогает получить развернутый ответ и новую информацию относительно какого-либо события или явления.
В основе корректных вопросов лежат истинные суждения, в то время как некорректные вопросы основываются на ложных суждениях.
Нейтральные вопросы не оказывают воздействие на собеседника и не содержат эмоциональной окраски.
Понятно, что благожелательные вопросы говорят о расположенности к собеседнику, а провокационные содержат подстрекательство к неверным действиям и имеют негативную окраску.
Разнонаправленные вопросы лучше поддерживают коммуникативное взаимодействие, а если они ещё и правильно поставлены, то дают возможность получать о собеседнике больше информации и управлять ходом делового общения.
Вопросы активизируют собеседника и дают возможность самоутвердиться.
Задаваемые вопросы помогают:
- значительно прояснить интересы собеседника;
- сосредоточить внимание на нужных деталях разговора;
- выяснить возражения партнера;
- держать инициативу в разговоре;
- сообщить свою точку зрения;
- разрушить уверенность в чем-либо;
- построить партнерские отношения;
- занять в процессе беседы лидерскую позицию.
Таким образом, вопросы являются способом заставить человека думать и, если ими умело пользоваться, знать и различать их, то можно многое осуществить.
Личностные испытания
Любой метод или инструмент оценки личности. Обычно прямые тесты (например, Миннесотская многомерная анкета для проверки личности) отличаются от косвенных или проекционных тестов (например, тест Роршаха).
Миннесотская многомерная анкета оценки личности является одной из наиболее широко используемых анкет для самостоятельной оценки личности. Первая версия, опубликованная в 1942 году, состояла из основного набора из 550 пунктов, каждый из которых представлял собой описательное изложение характерных чувств или поведения, с помощью которых субъект выражал согласие или несогласие. Первоначально он был разработан как клинический диагностический инструмент и содержал восемь весов. Он был разработан для оценки наиболее распространенных (в то время) клинических синдромов. Несмотря на то, что ММПИ не оказался тем инструментом объективной клинической оценки, который задумывали разработчики, он стал чрезвычайно полезным при исследовании социальных/личностных проблем. Фактически, в настоящее время существует более 200 отдельных шкал, измеряющих такие черты и характеристики, как беспокойство, сила эго, мужественность/женственность и интерьер/внешность, которые были разработаны на основе оригинального комплекта изделий MMPI. В связи с тем, что многие пункты были устаревшими, а также в связи с возможными перекосами в наборе пунктов и шкалах измерения, в конце 1980-х годов в вопросник были внесены изменения, а система подсчета баллов была пересмотрена, с тем чтобы отразить результаты, полученные на большой, репрезентативной выборке американцев. Пересмотренная версия содержит 567 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение о себе, на которое необходимо ответить «правда», «ложь» или «не могу сказать». В настоящее время она содержит 15 последовательных шкал, которые касаются целого ряда психологических проблем, например: Тревога, депрессия, гнев, социальный дискомфорт, семейные проблемы и т.д., и есть версии как для взрослых, так и для подростков.
Тест Роршаха (чернильный слот) назван так потому, что он был разработан швейцарским ученым доктором Германом Роршахом. Тест состоит из десяти симметрично раздавленных чернильных пятен на бумаге — как цветных, так и черных. Глядя на каждый такой клякса, проверяемый должен ответить на вопрос, что он в нём видит или о чём он напоминает. Подобно тому, как в ясный летний день смотрят на парящие в небе облака, в них можно увидеть нечто похожее на корабль, скачущего всадника и тысячу других объектов. Но каждый человек видит что-то свое.
Тест очень прост и доступен для всех. Но чтобы распознать что-то в этих местах, одному человеку может понадобиться 10 минут, другому — несколько часов. Время не ограничено, и вы не можете подготовить ответ заранее, поэтому ваши ответы никогда не бывают неверными или неправильными. Они всегда объективны. Собрав их и отметив, сколько времени было потрачено, психолог анализирует весь полученный материал и делает вывод о том, какова личность обследуемого.
Тест Роршаха используется для исследования личности. Он считается лучшим тестом на сегодняшний день, хотя обычно используется в комбинации с другими методиками
Открытые вопросы в психологии
Для психолога открытые вопросы дают информацию о сути затруднений клиента и, как правило, начинаются со слов «что», «кто», «как», «почему», «могли бы», «а если нет». На них трудно ответить односложно – «да», «нет», поэтому клиенту необходимо дать на них полный и развернутый ответ. Например, клиент имеет возможность сформулировать свой ответ без ограничений на вопрос – «Не скажете ли Вы, о чем у нас может пойти разговор?»
Психолог, задавая открытые вопросы, выясняет общую картину сложившейся ситуации и основные факты ситуации, а также отношение клиента к этим фактам и его суждения. Во время сбора информации психолог выясняет, насколько клиент понимает свою проблему, какие он испытывает чувства и особенности его мышления. Эти же самые вопросы можно использовать на третьей стадии, для выяснения целей клиента и что он об этих целях думает.
Замечание 1
Во время такой беседы психологу важно проявить чувство меры, особенно это касается вопроса «почему» – этот вопрос очень тревожный и у клиента может возникнуть желание защититься.
Вопросы открытого типа активизируют защитный механизм рационализации и, прежде всего, потому что клиент наверняка обдумывал данную проблему и готовил для себя систему объяснений.
Активное и длительное по времени расспрашивание клиента может восприниматься им как агрессия со стороны психолога, так же интерпретируют задавание вопросов гештальт-терапевты.
Задавая открытые вопросы клиенту, важно помнить некоторые правила, например:
- только на факты, а не на чувства, ориентируются вопросы «кто?» и «что?»;
- на внутренний мир человека, на его поведение ориентирован вопрос «как?»;
- следует избегать в консультировании вопроса «почему?», так как он провоцирует защитные реакции клиента;
- нельзя одновременно задавать несколько вопросов, потому что ответы на них могут совершенно разные и не связанные между собой;
- вопросы не должны опережать ответы клиента.
При неопределенном ответе на вопрос, стоит уточнить, например, как ваши дела на работе? При ответе «неплохо», уточняется – «что для вас означает неплохо?» Важной деталью в уточняющем вопросе является то, что в одни и те же понятия человек вкладывает абсолютно разное содержание.
Открытые вопросы имеют свои преимущества и недостатки. Преимуществом является возможность добровольной передачи информации собеседнику и возможность свободно говорить о своих чувствах, свободно комментировать то или иное событие.
Ориентируют на размышление, на анализ своих поступков, дают возможность говорить без ограничений и заставляют собеседника внимательно слушать говорящего.
Недостатком является возможность смущения клиента, не имеющего опыта отвечать на открытые вопросы, возможность провоцирования очень длинного ответа, сбивчивого и сумбурного ответа, сложного для понимания, необходимость задавать наводящие вопросы, что может обидеть клиента и затруднить ход беседы.
Общие сведения
Метод опроса используется в психологии в двух формах: Анкеты и беседы (интервью).
Источником информации в опросе являются письменные или устные оценки людей. Метод опроса часто подвергается критике: Выражаются сомнения в достоверности информации, полученной из прямых ответов субъектов. Для получения более достоверной информации создаются специальные анкеты для получения информации, соответствующей конкретной гипотезе, и эта информация должна быть как можно более достоверной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, их постановки в правильном порядке, группировки по отдельным блокам и т.д.
Если опрос проводится в письменной форме с помощью анкеты, то он называется методом анкетирования, преимущество которого заключается в том, что в опросе может участвовать одновременно и группа людей. Данные, полученные с помощью анкеты, могут быть статистически проанализированы. В юридической практике анкеты используются достаточно часто, однако следует помнить, что получение достоверных и достоверных фактов требует профессиональных знаний создателей анкет. Неправильно составленный вопросник не только не дает достоверной информации, но и ставит под угрозу сам метод. Рассматривая метод анкетирования в целом, можно констатировать, что он является средством первоначальной ориентации, предварительного уточнения. Данные, полученные с помощью вопросников, дают ключ к дальнейшему расследованию в отношении отдельного лица или группы лиц.
Получение информации в процессе прямого общения между исследователем и респондентом характерно для разговорного метода (интервью). Беседа является более «психологической» формой допроса, поскольку это взаимодействие между людьми, которое подчиняется определенным социально-психологическим законам. Важнейшим условием успешного проведения интервью является установление контакта между исследователем и интервьюируемым с целью создания конфиденциальной атмосферы диалога. Исследователь должен встретиться с интервьюируемым, потому что он должен быть открытым.
Опрос можно считать одним из наиболее распространенных методов получения информации о субъектах — респондентах. Опрос заключается в задании людям конкретных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимую информацию в зависимости от целей исследования. Характеристики съемки обусловлены ее массовым характером, что обусловлено конкретными задачами, которые она решает. Массивность обусловлена тем, что психолог обычно нуждается в получении информации о группе индивидуумов, а не в изучении одного индивидуума.
Человек — это индивидуум, отдельно существующий организм или индивидуум как представитель человеческой расы; один член общества, нации, класса или социальной группы. Индивидуум — это индивидуум от рождения; индивидуум — не «один», а «один из» человеческого общества. Этот термин подчеркивает зависимость индивидуума от общества.
Разделительные вопросы
Когда мы хотим уточнить что‒то, что мы уже знаем, показать свое недоверие и удивление, нам понадобится навык построения разделительных вопросов (tag questions). Называются они так потому, что перед уточнением стоит запятая, которая разделяет две части вопроса: утверждение/отрицание и хвостик ‒ tag.
- She is your friend, isn’t she? ‒ Она твоя подруга, не так ли?
Такие вопросы еще называют вопросы с хвостиком, и у них весьма интересная модель построения.
Альтернативные вопросы
Следуя из названия, такие вопросы предлагают собеседнику выбрать один из двух предложенных варианта, которые присоединяются союзом «или» ‒ or. Это может быть выбор предметов, мест, действий, качеств и так далее.
Сам вопрос строится как обычный общий вопрос, только в конце мы предлагаем собеседнику альтернативу: этот вариант или этот? Схема будет следующей:
- Would (вспомогательный глагол) you (подлежащее) like (сказуемое) some tea or coffee? ‒ Хотели бы вы чаю или кофе?
- Will (модальный глагол) she (подлежащее) be back (сказуемое) at 6 pm or 7 pm? ‒ Она вернется в 6 или 7 вечера?
Что в итоге
Всего в английском языке существует пять основных видов вопросов. Мы надеемся, что после прочтения нашей статьи, вы стали лучше разбираться в этой теме и можете с легкостью не только ответить на следующие вопросы, но и перевести их на английский язык:
- Как строить вопросы в английском языке? ‒ How to form questions in English?
- Как правильно задавать вопросы в английском языке? ‒ How to ask questions in English correctly?
- Какие бывают вопросы в английском языке? ‒ What sort of questions exist in English?
Составление вопросов в английском для многих становится сложной задачей: чтобы выучить правила и отработать знания на практике, уходит много времени и сил. Но как и в любом деле, чем больше вы будете практиковаться — тем лучше. Задавайте вопросы в уме, когда идете на работу, готовите ужин или гуляете с собакой. Давайте еще разок повторим все типы вопросов в английском языке.
Специальные вопросы
Очень часто построение вопросов в английском языке включает WH-questions — специальные вопросительные слова:
What ‒ что?
Where ‒ где?
Who ‒ кто?
When ‒ когда?
Why ‒ почему?
How ‒ как?
Эти вопросительные слова ставятся на первое место в специальных вопросах, а уже за ними следует остальная часть, которая строится по схеме общего вопроса:
What (вопросительное слово) did (вспомогательный глагол) you (подлежащее) do (сказуемое) yesterday? ‒ Что ты делал вчера?
Where (вопросительное слово) have (вспомогательный глагол) you (подлежащее) been (сказуемое)? ‒ Где ты был?
Who (вопросительное слово) has (вспомогательный глагол) travelled (сказуемое) to India? ‒ Кто путешествовал в Индию?
When (вопросительное слово) will (вспомогательный глагол) you (подлежащее) go (сказуемое) to a doctor? ‒ Когда ты пойдешь к доктору?
Why (вопросительное слово) should (вспомогательный глагол) I (подлежащее) do (сказуемое) my homework everyday? ‒ Почему я должен делать уроки каждый день?
How (вопросительное слово) can (вспомогательный глагол) I (подлежащее) learn (сказуемое) more about this opportunity? ‒ Как мне можно узнать больше об этой возможности?
ЗапомнитьЕсли смысловой глагол в предложении ‒ это to be, то в вопросе подлежащее и сказуемое меняются местами и вспомогательный глагол не нужен:
Если в предложении есть модальный глагол, то вспомогательный глагол не нужен и вопрос строится перестановкой мест подлежащего и сказуемого:
|
Подключайтесь к нашим онлайн-курсам английского языка для учеников от 4 до 18 лет! |