На данный момент у многих людей в процессе общения возникают различные трудности. В период взаимодействия нескольких людей между собой может возникать коммуникативный барьер. Такие трудности в общении с людьми естественным образом связаны с нервно-психическим состоянием индивида. Принято различать две разновидности трудностей в общении: субъективные и объективные переживания. Субъективные не всегда остаются замеченными собеседником, а объективные наоборот проявляются во время личностного контакта. Помимо этого выделяют еще первичные и вторичные трудности общения. Первичные связаны в первую очередь с природными особенностями человека, а вторичные являются результатом какой-то травмы или пережитого стресса. Дефектное общение можно считать неполноценным, так как в межличностных отношениях не может установиться искренность, непритворность, доверительность и лёгкость во взаимодействии между людьми. Трудности в общении возникли давно. Но от них можно избавиться, если придерживаться нескольких принципов взаимодействия с собеседником.
Трудности общения
На данный момент у многих людей в процессе общения возникают различные трудности. В период взаимодействия нескольких людей может возникать коммуникативный барьер между ними. Кроме этого есть вероятность появления двустороннего или многостороннего осложнения отношений. Это связано обычно с такими личностными качествами собеседника как неискренность в общении, эгоизм и местами даже наглость. Такие трудности в общении с людьми естественным образом связаны с нервно-психическим состоянием индивида. Существуют отличия, берущие во внимание уровень напряжения человека, тип создавшейся ситуации и другие моменты.
Принято различать две разновидности трудностей в общении: субъективные и объективные переживания. Субъективные не всегда остаются замеченными собеседником, а объективные наоборот проявляются во время личностного контакта между людьми и сопровождаются понижением степени удовлетворенности от общения.Тем самым от диалога люди не только не получают удовольствия, а, наоборот, наполняются отрицательными эмоциями.
Проблема общения при субъективных трудностях характеризуется наличием таких качеств человека как застенчивость, смущенность, неуверенность, трудность вступать в психологические контакты с людьми. Объективные трудности возникают из-за различия степени коммуникативной грамотности собеседников. Ликвидировать трудности общения сможет специалист. Консультация психолога в Москве поможет справиться с проблемами взаимодействия во время общения с собеседником.
Помимо этого выделяют еще первичные и вторичные трудности общения. Первичные связаны в первую очередь с природными особенностями человека, а вторичные являются результатом какой-то травмы или пережитого стресса. Первичные характеризуются такими качествами человека как тревожность, агрессивность и многим другим, что непосредственно связанно с темпераментом самого индивида. Вторичные проблемы общения могут образоваться из-за плохой прежней практики взаимодействий с людьми. Консультация психолога в Москве посодействует лечению данного психического расстройства.
У кого возникают трудности в общении
Коммуникация – это взаимообмен мнениями, опытом, эмоциями. Трудности общения у взрослых – не редкость. Они возникают у людей, которые:
- Привыкли осуждать. Осуждение за «неправильные» поступки отталкивает. Собеседник рассказывает личную историю, а вы отвечаете с осуждением? От этого человек чувствует стыд, вину, злость или раздражение.
- Часто обесценивают. Знакомый говорит, что ему плохо. А вы отвечаете: «Это пустяки, не обращай внимания». Подобные фразы обесценивают мысли, действия, эмоции.
- Не задумываются о чужих чувствах. Представьте, что собеседник делится переживаниями… А вы не обращаете на это внимания, говорите о себе и своих делах. Единожды человек, может, не обидится. Но если часто не проявлять интерес к внутреннему миру, вряд ли близкое взаимодействие долго продлится.
- Вместо поддержки советуют. Большинство людей раздражает, когда им дают непрошеные советы. «Советчик» неосознанно принижает чужой опыт. Вспомните собственные эмоции. Хочется просто выговориться. А вам вместо сопереживания советуют, как надо себя вести. Не хочется больше делиться сокровенным, правда?
- Не хотят открыться. Иногда не хочется делиться переживаниями. Это нормально. Но если это ваше привычное поведение? Трудно общаться на равных с тем, кто не готов открываться.
- Не умеют выслушивать. Представьте, что вас либо перебивают, либо невнимательно слушают. Что вы чувствуете? Скорее всего, обиду, гнев, огорчение.
- Не понимают «язык» тела. Не вся информация доносится с помощью слов. Иногда важные сигналы передаются с помощью жестов, мимики, телодвижений. Непонимание языка тела нередко приводит к неловким ситуациям.
- Не умеют поддержать беседу. Отсутствие уточняющих вопросов, односложные ответы, дежурные фразы – знакомо? Мало кому хочется общаться, если нет обратной связи.
- Провоцируют скандалы. А вам нравится общаться с агрессивными людьми? Наоборот ведь – хочется защититься или убежать. Но не продолжать разговор.
Дефектное общение
Данное общение характеризуется наличием неких помех (дефектов общения). Это взаимоотношение можно считать неполноценным, так как отсутствует искренность, непритворность и лёгкость во взаимодействии между людьми. Эта проблема общения способствует завершению межличностных контактов между собеседниками. Тем самым нарушается успешность общения и снижается самоудовлетворенность им.
Нередко собеседник может вступать в общение, надев на себя маску. За ней он пытается скрыть свои недостатки характера (неуверенность и т.д.). Возникновение помех в общении может быть вызвано в результате становления угрозы понижения собственного достоинства и самооценки.
Главным образом именно черты характера создают проблемы в общении, которые могут привести к конфликтным ситуациям. Эмоциональное состояние человека играет решающую роль в установлении межличностных отношений с собеседником. Осложнять взаимодействие во время общения может множество факторов, которые в первую очередь связаны с повышенной эмоциональностью. Чтобы наладить отношения между собеседниками, нужно перестроить общение, которое основано на межличностном сотрудничестве с проявлениями эффективной коммуникации. Умение слушать и слышать очень важно в общении.
На самом деле трудности в общении возникли давно. Но от них можно избавиться, если придерживаться нескольких принципов взаимодействия с собеседником. Заинтересованно слушать собеседника, положительно и адекватно реагировать на его слова, не перебивать его и не создавать негативных эмоций в диалоге помогут наладить общение. Но если не получается самостоятельно сформировать успешное общение, то помощь профессионального специалиста поможет создать благоприятную обстановку между собеседниками. Консультация психолога в Москве поспособствует формированию взаимоотношений на основе эффективной коммуникации. От такого общения вы сможете получать максимум удовольствия и быть удовлетворенным разговором на 100 процентов, что повысит ваше настроение и наполнит вас изнутри позитивными эмоциями.
Глава 1. Понятие о затрудненном общении и его причинах
Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и его жизнедеятельности в целом. Как правило, независимо от трактовки самого понятия «субъект деятельности» и уровней его рассмотрения выстраивается логика изучения данного явления в направлении поиска тех характеристик активности человека, которые приводят к позитивным изменениям его самого и окружающего мира. Субъект эффективной, успешной деятельности и такого же общения чаще всего встречается в психологических исследованиях, в то время как личность в качестве субъекта деструктивного поведения, разрушения отношений, трудностей взаимодействия еще недостаточно изучена в отечественной психологии, несмотря на огромный интерес, проявляемый к этой проблеме в смежных отраслях психологии.
Усилиями психологов, психотерапевтов, этнографов, социологов, философов, культурологов создано еще одно направление изучения личности – психология затрудненного общения.
В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения. Традиционно она рассматривается в связи с вопросами оптимального общения. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Представления об оптимальной модели общения (незатрудненном общении) отражают позицию авторов относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и связанные с ними процессы, свойства и состояния личности. Большинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптимального общения рассматривается как показатель затрудненного общения. Особенно распространен такой подход в прикладных областях психологии, например в психологии педагогического общения или управленческого взаимодействия. Именно в этих областях прикладной психологии чаще всего обсуждаются вопросы об эффективности учителя, руководителя, управленца как субъектов общения, выстраиваются перечни свойств, качеств, навыков, умений, необходимых для оптимального общения.
7
характерно для современной психологии и ничем не отличается от исследования других аспектов общения.
С нашей точки зрения, к затрудненному общению следует относиться как к глобальному, интегральному феномену. В. Н. Куницына подчеркивает, что феномен затрудненного общения – это прежде всего явление, представленное в сознании и переживании партнеров. В отечественной психологии сложилась традиция уделять особое внимание субъективным факторам, причинам возникновения затруднений в общении, описанию тех состояний, которые являются результатом неналаженного общения или сопровождают трения и сбои в коммуникации. На первое место ставятся состояния напряженности, неудовлетворенности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и т. д.
О субъективной природе психологических трудностей общения писали А. А. Бодалев и Г. А. Ковалев, подчеркивая, что следствием этих «субъективных трудностей» является объективная картина нарушений – недостижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т. д.
Таким образом, затрудненное общение необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:
в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;
как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;
как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т. д.
Нет необходимости в том, чтобы еще раз пересказывать содержание известных в отечественной психологии работ, посвященных проблеме затрудненного общения. Исследовательские вехи расставлены в работах Е. В. Цукановой, В. Н. Куницыной, А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева, В. А. Лабунской, Т. А. Аржакаевой. Каждый из названных авторов опирается на идеи Б.Д.Парыгина о наличии психологического барьера, который понимается как устойчивая установка, психологический настрой личности, процессы, свойства, состояния человека, «которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности». Такая трактовка психологического барьера указывает на внутренний источник трудностей общения – устойчивые личностные образования, которые при определенных обстоятельствах могут приводить к сбоям в общении.
Есть исследования, в которых рассматриваются коммуникативные, социально-перцептивные барьеры, возникающие в обще-
8
Вместе с этим способом интерпретации общения как затрудненного используется оценка степени выраженности затруднений в зависимости от их воздействия на результаты общения. На основании данного критерия определяются ситуации затрудненного общения: от легких трений, сбоев в общении, не мешающих его продолжению, до того уровня конфликта, который приводит к полному разрыву между партнерами. С помощью оценки затруднений в общении можно создать классификации затрудненного общения. Например, выделить ситуации затрудненного общения, различающиеся по степени понимания – непонимания партнерами друг друга, проявления симпатии – антипатии, принятия – отчуждения и т. д.
Проблема затрудненного общения широко обсуждается во многих статьях и книгах психокоррекционного направления. В них, как правило, анализируются психологические, социально-психологические характеристики личности, приводящие к затруднениям в общении.
Многочисленные данные подтверждают существование специфического по своему психологическому содержанию феномена затрудненного общения. В ряде обобщающих работ подчеркивается, что под затрудненным общением понимается широкий спектр явлений, который можно свести к неналаженному, расстроенному, нарушенному, неблагополучному, дискомфортному, неэффективному общению. Перечень такого рода характеристик затрудненного общения можно было бы продолжить, используя синонимы или альтернативные ему определения оптимального общения. И в этом случае они относились бы к определениям переживания, состояния личности, испытывающей затруднения в общении, или к некоторым результатам общения (неналаженное, неэффективное и т. д.). Анализ литературы по данной проблеме приводит к выводу о том, что термин «затрудненное общение» используется то как широкое понятие, объединяющее такие явления, как трудности, затруднения, сбои, осложнения, препятствия, преграды, барьеры, конфликты, то как весьма узкое определение, фиксирующее незначительные трудности общения, преодолеваемые партнерами в процессе коммуникации и не имеющие далеко идущих деструктивных последствий. В качестве важных характеристик затрудненного общения в некоторых работах рассматривается степень выраженности затруднений, их глубина и интенсивность воздействия на результаты общения. В качестве крайней формы проявления трудностей общения в них изучается конфликт. Одна из первых исследователей затрудненного общения – Е. В. Цуканова отмечала, что многообразие проявлений затрудненного общения объясняется тем, что оно изучается в различных концептуальных рамках. Такое изучение данного феномена
9
нии. Наиболее распространена точка зрения, что различные затруднения в общении являются следствием особенностей развития социально-перцептивной сферы личности (неадекватные восприятия, понимание, оценка, самооценка и т.д.).
Поддерживая складывающуюся традицию, за основу трактовки затрудненного общения мы возьмем положения В. Н. Куницы-ной. С ее точки зрения, «объективные» трудности – это те, которые обнаруживаются в условиях непосредственного общения, снижают его успешность и лишают чувства удовлетворенности от общения. «Так называемые объективные трудности, – пишет В. Н. Куницына, – то есть вызванные объективными и в общем устранимыми причинами, – это трудности коммуникативного характера…. и коммуникабельного….» [92, с. 86]. Затрудненное общение объективно существует не только как явление сознания или переживаний партнеров. Оно детерминировано, как подчеркивает Л. А. Петровская, особенностями психологической природы человека и человеческих отношений. В качестве детерминанты затрудненного общения она называет негармоничное развитие различных характеристик личности, ее отношений и социального контекста. Само общение, в силу его социально-психологической природы, является «трудной» деятельностью. В нем реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптимальный уровень функционирования. Особенности экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы ее отношений, форм обращений, уровень развития навыков взаимодействия и условия общения превращают любой акт общения в задачу, в сложную, многоаспектную деятельность. Каждая грань общения, по мнению И. П. Шкуратовой, дает новый критерий для классификации трудностей и причин затрудненного общения. Поэтому перечень как субъективных, так и объективных причин, затрудняющих процесс общения, не может иметь четких границ, за исключением тех рамок, которые устанавливаются исследователем. Одной из самых широких рамок изучения затруднений в общении является этнокультурная. Анализ типических проявлений личности может быть осуществлен на различных уровнях.
Первый из них – это квазипсихологический
уровень изучения психических проявлений. На данном уровне анализируются представления об этнических или культурных стереотипах «независимого» и «взаимозависимого Я» или изучаются бытующие в культуре представления об особенностях поведения, характера, системы отношений и т. д.
На втором – интерпсихологическом –
уровне анализа исследуются типичные способы поведения в ситуациях конфликтного, затрудненного общения, этнические представления, установки,
10
регулирующие ролевые взаимоотношения участников совместной деятельности. При этом возможно изучение представлений о личности как субъекте затрудненного общения и их изменения под влиянием ролевого статуса партнеров.
Третий – интрапсихологический –
уровень анализа этнического характера, уровень изучения этнических смысловых установок. Эти образования появляются в результате возникновения определенных проблемно-конфликтных взаимоотношений, в процессе которых стереотипы, представления, существующие в этнической культуре, преобразуются в личностные смыслы. На данном уровне анализа могут быть рассмотрены результаты изучения когнитивно-эмоциональных образований, преобразованных в личностные смыслы партнеров общения.
Во многом перечисленные факторы общения являются результатом действия механизма «мы» и «они». Б. Д. Парыгин считает, что «истоки психологических барьеров заложены в самом факте существования общности и принадлежности к ней индивида» [141, с. 7]. Обособление индивидов в пределах общности «мы» объясняется действием механизма противопоставления другой общности – «они». Параметры, по которым осуществляется такое противопоставление, различны, но «главное заключается в том, что «мы» реагируем на определенные ситуации, определенные раздражители таким образом (что нас и объединяет) и они на то же самое реагируют по-другому». Непохожесть ограничивает контакты, ведет к вражде и стычкам, короче говоря, к затрудненному общению. В соответствии с этими фундаментальными механизмами функционирования общностей Б. Д. Парыгиным были выделены следующие детерминанты: 1) сила коллективных норм, ценностей, действий; 2) система ценностных ориентации личности [140, с. 52]. В работах последнего времени подчеркивается, что этнос способствует формированию у его членов общего видения мира, единых представлений о ценностях, смысле жизни. Однако этнос налагает ограничения на поведение людей, сужает спектр допустимых и желательных реакций человека на ту или иную жизненную ситуацию, а возникшие представления о нормах общения становятся все более автономными по отношению к своим носителям и независимо от них начинают регулировать взаимодействие как внутри этноса, так и за его пределами. В основе этнических стереотипов, как известно, лежит система этнических представлений – устойчивых, обобщенных, эмоционально-насыщенных образов, выступающих регуляторами общения.
Таким образом, возникновение ситуаций затрудненного общения и трудностей в общении обусловлено фактом формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической
11
природой общения, механизмами отражения и взаимодействия. Именно они провоцируют сбои в социально-перцептивной, интеракционной, коммуникативной системах общения, приводящие к трениям и возникновению психического напряжения различной интенсивности между людьми.
Итак, в узком смысле слова, затрудненное общение – это незначительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Для такого общения характерны: сохранность, непрерывность контактов между партнерами, определенная степень осознания испытываемых затруднений; поиск причин, приводящих к осложнениям общения; попытки самостоятельного преодоления социально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных затруднений. В широком смысле слова, затрудненное общение – это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, к непрерывно-прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения.
В определении «затрудненное общение» заключены как процесс, так и результат общения, имеющий и субъективный, и объективный характер. Но, каким бы ни был результат (субъективный или объективный), участникам общения он представлен через интенсивность, знак, направленность, модальность их эмоциональных переживаний, через степень когнитивно-аффективного напряжения, чувство комфорта – дискомфорта; испытываемых ими в процессе общения. Количество неприятных» фрустрирующих партнера способов общения, создающих барьеры, препятствия при достижении цели и удовлетворении базовых социальных потребностей, или, наоборот, объем средств и способов общения, помогающих достижению поставленных целей и удовлетворению потребностей, – это объективно-субъективные показатели общения, происходящего в пределах шкалы «затрудненное – незатрудненное общение».
В зарубежной психологии понятие «затрудненное общение» обозначается термином «miscommunication». В широком смысле под затрудненным общением понимается появление во взаимодействии и общении любого рода проблем, а в узком смысле затрудненное общение представляет собой факты непонимания, возникающие в общении. Схожими с понятием «miscommunication» выступают понятия «communication breakdown» – разрыв общения, «pseudo-communication» – псевдокоммуникация, «communication failure» – неуспешное общение, «deficiency communication» – дефицитарное
12
общение. Наиболее близким по смыслу к определению «затрудненное общение», принятому в отечественной психологии, является понятие дефицитарного общения, которое описывает такие ситуации, когда партнеры по общению испытывают недовольство друг другом, не могут достичь поставленных целей, установить открытый диалог, когда перед ними встают непредвиденные препятствия, развивается непонимание, появляются конфликты и т. д.
Парные понятия «затрудненное – незатрудненное общение» не являются синонимами понятий «успешное – неуспешное», «эффективное – неэффективное», «оптимальное – неоптимальное общение». Данные оценки общения отражают объективные показатели достижения его результата, но не учитывают спектра переживаний, возникающих в процессе общения, и индивидуальных оценок каждого из партнеров.
В психологии затрудненного общения, как и в психологии эффективного, оптимального общения, происходит соединение причин
возникновения затруднений,
результата
и
характеристик участников общения.
Особенности личности могут стать причиной затруднений в общении или результатом общения, могут рассматриваться в качестве внешних или внутренних, субъективных или объективных факторов. Классификация причин затрудненного общения, учитывающая неразрывную связь между общением и личностью, представлена в ряде работ [20, 39, 92, 145, 190].
Анализ исследований, проводимых в области психологик затрудненного общения и психологии эффективного взаимодействия, также свидетельствует о том, что главными сферами рассмотрения этого явления стали такие виды общения, как меж-личностное, ролевое, манипулятивное, монологическое, изучаемые в контексте делового, педагогического, этнического общения, а также в условиях социально-психологического тренинга.
Таким образом, трудности, возникающие в общении (причины затрудненного общения), могут быть классифицированы следующим образом:
- объективные, порожденные реальным взаимодействием, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы (динамические процессы в группе и между группами, культурно-психологические особенности ее членов);
- первичные (природные условия жизни группы, история ее формирования и отношений с другими группами) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;
- осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и груп-
13
пой; представленные в сознании личности, но реально несуществующие;
- ситуативные или устойчивые;
- межкультурные и культурно-специфические;
- общевозрастные и тендерные (маскулинность – фемининность), половые;
- индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;
- когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, нормы, ритуалы, принятые в группе способы обращения и т.д.);
- компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);
10) вербальные и невербальные.