Кризис новорожденности: причины, симптомы, осложнения


Что собой представляет кризис

Если говорить кратко, кризис новорожденности в психологии — это сам факт рождения ребенка. Такое резкое изменение комфортных условий в утробе матери на новые условия вызывают у младенца большой стресс.

Причины этого кризиса делятся на две группы:

  • физиологические (ребенок становится больше не связан пуповиной с матерью, меняет способ питания, попадает в воздушную среду, ощущает холод, яркий свет);
  • психологические (ребенок испытывает тревогу и незащищенность, т.к. больше не чувствует всем телом материнское тепло).

Главная характеристика кризиса новорожденности – это потеря в весе в первые дни после рождения. К ней добавляются крики малыша, которыми он подает сигнал о неудовлетворении базовых потребностей, и проявления условных рефлексов.

Согласно Л. С. Выготскому, кризис новорожденности длится от 4 до 6 недель жизни ребенка, пока у него не появится комплекс оживления. До этого у младенца не сформирован ни один акт поведения, он практически все время спит.

Это значит, что без заботы и внимания мамы или другого близкого человека малыш не сможет выжить. Такая зависимость от взрослых и невозможность выразить свои желания провоцирует дальнейшее активное развитие всех систем ребенка.

Кризис первого месяца (обычно начинается между 4-й и 5-й неделями).

После нескольких недель «спячки», которую часто наблюдают родители после родов, когда кроха только ест и спит, ребенок делает серьезный шаг в физическом развитии и совершенствовании органов чувств. Вот признаки этого возрастного скачка:

  • Малыш начинает проявлять ко всему интерес.
  • Количество дневного сна становится меньше.
  • Частые капризы
  • Требует, чтобы мама была рядом.
  • Ухудшается качество сна.

Возможные осложнения

Взрослые играют огромную роль в успешной адаптации младенца к изменившимся условиям. Абсолютно беззащитный малыш не может самостоятельно выдержать смену окружающей среды (температура, свет, шум), без заботы матери он просто погибнет.

При этом простого ухода (кормление, переодевание, купание) ребенку недостаточно. Если мать не будет налаживать с ним эмоциональный контакт, то этот период займет более продолжительное время и может спровоцировать задержку развития.

По Л. С. Выготскому именно кризис новорожденности формирует у ребенка базовое доверие к миру, уверенность в собственной безопасности. Чтобы этот этап прошел успешно, новорожденный должен чувствовать спокойствие и любовь близкого человека, понимать, что он всегда рядом и реагирует на его крик.

Через маму у ребенка формируется и все отношение к миру, которое окажет влияние и на взрослую жизнь. Когда формируется доверие к ней, то:

  • мир воспринимается надежным и стабильным, в нем есть люди, которые поймут и окажут поддержку и заботу;
  • все трудности в жизни, проблемы и возрастные кризисы переносятся менее травматично и более стойко.

Основной сложностью является то, что не всегда молодая мама может дать ребенку все, в чем он так нуждается в этот период. Иногда кризис новорожденности совпадает с послеродовой депрессией матери. Рождение малыша провоцирует у нее личностный кризис: мама не всегда уверена в своих силах, в том, что знает, как правильно поступать в любой ситуации, не может принять то, что теперь не принадлежит сама себе и не распоряжается своим временем, как хочется.

Чтобы этого не случилось, рядом с мамой и ребенком обязательно должен быть кто-то из близких или опытных людей. Тот, кто сможет оказать поддержку: убедить женщину в том, что лучше нее никто не понимает младенца, даст насладиться контактом с ним, не заботясь о домашних хлопотах, и просто будет готовым помочь.

Чего делать не следует

  1. Нельзя с первых дней новорожденного активно с ним взаимодействовать и перенасыщать день эмоциями и впечатлениями, показывать слишком яркие игрушки. Ребёнок может перенасытиться впечатлениями и стать беспокойным. Также не стоит постоянно менять интерьер детской. В таком возрасте ребёнок ощущает себя комфортнее спокойнее в привычном помещении.
  2. Нельзя оставлять плачущего ребёнка наедине с самим собой «проплакаться». Существует мнение, что не стоит обращать внимание на плач ребёнка после того, как все его потребности удовлетворены. Однако, такая рекомендация спорна, поскольку ребёнок в такие минуты чувствует себя покинутым и ненужным, ему одиноко и страшно. Если регулярно оставлять ребёнка «проплакаться», то у него может не сформироваться чувство доверия, необходимое для оптимального психоэмоционального развития. Все воспитательные приемы должны быть оправданы и разумно дозированы.

От того, как пройдет период новорожденности, во многом будет зависеть дальнейшее развитие ребёнка. Результатом его успешного завершения является нормальное функционирование организма малыша, удлинение времени бодрствования и живая реакция на появление мамы. Эти показатели в развитии ребёнка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Как организовать адаптацию младенца

Чтобы избежать всех возможных осложнений и сформировать у новорожденного базовое доверие к миру, родители должны знать, как себя вести во время кризиса новорожденности:

  • следить за комфортным для младенца температурным режимом в комнате;
  • кормить ребенка по требованию столько, сколько ему будет нужно;
  • налаживать коммуникацию: ласково разговаривать с малышом, обращаться к нему по имени, сопровождать все процедуры общением;
  • следить за микроклиматом в семье: быть спокойными, внимательными и заботливыми родителями – ребенок улавливает эмоциональное состояние взрослых;
  • проводить легкую гимнастику и массаж малышу;
  • для комфортного купания рекомендуется использовать пеленку или мягкое полотенце: завернутый в нее младенец, вспоминая похожее состояние в животе мамы, будет менее тревожно воспринимать воду;
  • не перегружать места, где проводит время малыш, яркими цветами и деталями — это может сильно раздражать его нервную систему (лучше остановиться на светлых пастельных тонах);
  • стараться создать для ребенка режим дня и следить за его соблюдением.

Существует много взглядов на развитие и воспитание детей, которые иногда противоречат друг другу. Молодые родители не всегда понимают, к каким советам стоит отнестись скептически.

Чтобы не навредить малышу в кризисное время, необходимо точно знать, чего делать не следует.

  1. Не стоит с первых дней начинать активное развитие ребенка: окружать его множеством ярких игрушек, картинок, песенок и др. Это может перенасытить малыша эмоциями и впечатлениями и приведет к беспокойству. Ведь очень важным моментом развития в это время является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Он должен научиться улавливать звуки и предметы, а реагировать на их большое количество младенцу пока сложно.
  2. Не оставлять ребенка одного, когда он плачет, даже если вы уверены, что удовлетворили все его потребности. Малыш не станет кричать и плакать без причины, возможно, он просто нуждается в этот момент в родительском внимании. Ситуация, когда он лежит и сильно расстраивается, не получая реакции, заставляет чувствовать сильную тревогу и одиночество. Это нарушает его базовое доверие к миру.

Кризис первого года (обычно начинается с 49-й по 56-ю неделю)

Крохе все лучше даются передвижения – он научился ползать, а может быть, и ходить, становится более самостоятельным. В то же время нервная система малыша не успевает обрабатывать большой поток новой информации.

Признаки этого возрастного скачка:

  • Малыш практически висит на маме, цепляется за одежду. Требует больше телесного контакта.
  • Ревность, когда мама уделяет внимание еще кому-то помимо него.
  • Непослушание.
  • Резко меняется настроение.

Диада «мать-дитя»

С физическим разделением матери и ребенка их психологическое единство еще не заканчивается. В психологии такое явление называется диада «мать-дитя», также этот период можно назвать четвертым триместром беременности.

Многие мамы с интересом замечают, что у них с малышом действительно создается какая-то неуловимая связь. Например, они различают разные оттенки плача и капризов, когда каждый означает свою причину, или просыпаются среди ночи ровно за пару секунд до пробуждения ребенка, как будто их кто-то специально разбудил.

Пока малыш беспомощен, он воспринимает и изучает все через значимого взрослого: удовлетворяет потребности, знакомится с собой и своими эмоциями, формирует отношение к окружающему миру. Если с мамой у него хороший контакт: она носит его на ручках, ласково обращается, улыбается и поглаживает, то ребенок улавливает сигнал «Все хорошо». А если от общения у него остаются негативные эмоции, то формируется установка: «Мир не безопасен, это очень плохо». Если такая ситуация повторяется из раза в раз, то установка «Я плохой» идет с ребенком и дальше во взрослую жизнь.

Ослабевает диада «мать-дитя» к 3 месяцам жизни малыша: он уже адаптировался к новым условиям жизни, понял, что мама всегда придет на помощь, и научился некоторым самостоятельным действиям. Психика к этому времени тоже претерпела изменения: ребенок стал крепче спать ночью, реже просить есть и лучше контролировать свои движения.

О полном разделении матери и малыша можно говорить к 10-14 месяцам его жизни. Теперь он полностью готов самостоятельно исследовать окружающую среду, выражать эмоции и доносить требования.

Родители, которые знают о явлении диады «мать-дитя», не только помогают младенцу мягче пройти кризис новорожденности, но и сами более спокойно адаптируются и воспринимают этот период.

Кризис «Мама, не уходи!» (начиная с 9 месяцев, приблизительно с 40-й по 47-ю неделю)

Новый физический навык – ползание – меняет представления малыша об окружающем мире, теперь он видит его по-другому, из более приподнятого положения. Переизбыток получаемой таким образом информации меняет ход мышления малыша. Все это провоцирует очередной скачок роста, который может проявляться следующим:

  • Ребенок может сильно плакать, как только мама покидает помещение.
  • Застенчивость, особенно при окружающих.
  • Начинает придираться к прикорму.
  • Появляется ревность.
  • Нужно много внимания от мамы.

Особенности новорожденного

В первые дни своей жизни ребенок имеет некоторые особенности:

  • большее время ребенок находится во сне (около 80 % времени);
  • оставшиеся 20 % он бодрствует, но при этом находится в полусонном состоянии;
  • малыш двигает руками и ногами в хаотичном порядке (поэтому может себя царапать и будить), постепенно движения приобретают более осознанный характер;
  • все поведение младенца состоит из безусловных рефлексов (комплекс оживления – это первый акт поведения).

Самыми важными безусловными рефлексами, которые постепенно пропадают, являются:

  • рефлекс Моро (при поднятии и опускании ребенка его ручки раздвигаются, а пальчики растопыриваются);
  • рефлекс шагания (если поставить ступни малыша на твердую поверхность и чуть наклонить вперед, то он начнет переступать ножками как при ходьбе);
  • хватательный рефлекс (любой предмет, который взрослый вкладывает в ладошку младенца, оказывается плотно сжатым);
  • рефлекс Бабкина (давление на ладонь и предплечье малыша заставляет его открывать рот и поворачиваться к раздражителю);
  • рефлекс Бабинского (поглаживание ступни от пятки к пальцам заставляет все пальчики сгибаться);
  • рефлекс «поиска груди» (прикосновение к детской щечке провоцирует малыша повернуться к раздражителю и открыть рот);
  • сосательный рефлекс (ребенок начинает сосать вложенный в рот предмет);
  • плавательный рефлекс (оказавшись в воде животом вниз, младенец совершает плавательные движения).

Окончание этапа новорожденности

Самым важным этапом в развитии малыша этого периода является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. К 2-3 неделям жизни ребенок реагирует на звуки: замирает, когда слышит громкий звук. Чуть позже начинает давать реакцию на человеческий голос: не просто замирает, а еще и поворачивает голову в сторону источника звука. С 3 недели у малыша появляется зрительное сосредоточение: он замирает и задерживает взгляд на предмете, попавшем в поле зрения. В первую очередь он удерживает свое внимание на лице близкого человека.

Именно эти явления считаются физиологическим критерием завершения кризиса новорожденности. Кроме того, к этому моменту ребенок должен обратно набрать вес, с которым родился.

С психологической точки зрения, кризис новорожденности заканчивается, когда появляется комплекс оживления, имеющий большое значение. Он означает начало возникновения потребности в общении и проявляется следующими действиями:

  • замирание и зрительное сосредоточение на объекте внимания при начале общения;
  • оживленные движения руками и ногами, выгибание спинки;
  • улыбка в ответ на речь говорящего;
  • вокализация в ответ (громкие вскрики и протяжные гуления).

Период новорожденности заканчивается через 4-6 недель, сменяясь новым этапом – младенчеством.

Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях

, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

Время появления движений

Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5 — 6 месяц Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой: ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
Год Ходит, держась одной рукой

1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак; 2 месяца — сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды. 3 месяца — удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот. 4 месяца — ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы. 5 месяцев — противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев. 6-7 месяцев — ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются. 8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают. 10-11 месяцев — манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия

, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком). Развитие речи: Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно
гулением
. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок
понимает
10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам
произносит
одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]