Формирование и становление науки
Этапы развития психогенетики как науки:
- 1 этап – происходит зарождение генетики человеческого поведения (1865-1900 гг.);
- 2 этап – генетика поведения становится самостоятельной научной дисциплиной (1900-1924 гг.);
- 3 этап – накапливается эмпирический материал (1924-1960 гг.);
- 4 этап – современное развитие (с 1960 г. по настоящее время).
Психогенетику как науку развивал английский ученый Ф. Гальтон. Он был двоюродным братом Ч. Дарвина.
В 1865 году Гальтон опубликовал статью «Наследственный талант и характер», которая положила начало серии работ в области изучения наследственности у человека. В 1869 году выходит в свет труд Гальтона «Наследственный гений: исследование его законов и последствий». В рамках исследования ученый попытался решить вопрос наследуемости одаренности с помощью анализа родословных выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства. Для этого он использовал генеалогический метод.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Еще один основатель психогенетики – немецкий исследователь В. Штерн, который впервые ввел понятие «дифференциальная психология».
Определение 2
Дифференциальная психология представляет собой отрасль психологии, которая исследует индивидуальные различия между людьми.
Штерном были сформулированы методологические и экспериментально- методические подходы, основные понятия, статистические приемы. Все они до настоящего времени используются в психогенетике.
Главными достижениями психогенетики в начале 20 века можно считать:
- Формирование надежных способов определения зиготности близнецов.
- Развитие статистических методов определения сходства между родственниками.
- Появление и развитие количественной генетики.
- Развитие тестологии (психологической диагностики).
Генеалогический метод
Генеалогический метод — это метод составления родословной — метод сбора и анализа семейных деревьев.
Цель метода заключается в следующем: -Определить наследуемость признака; Определите тип наследования признака (аутосомный, сцепленный с полом, доминантный, рецессивный); -Идентифицировать людей, носителей; -Определить прогноз потомства.
«Она основана на простой логике: если какой-либо признак закодирован в генах, то чем ближе родственные связи (то есть чем более схожи гены), тем более схожими должны быть эти люди по данному признаку. Поэтому необходимым условием для использования генеалогического метода является наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нуклеарную семью; Сюда входят пары родитель-ребенок и брат-сестра;
- эти, и только эти, имеют в среднем 50% общих генов. Более того, по мере уменьшения степени родства уменьшается доля общих генов, и, согласно схеме метода, сходство людей должно уменьшаться.
Чем больше поколений включает семейное древо и чем больше круг родственников, то есть чем оно обширнее, тем надежнее должны быть результаты.
Существуют определенные правила и символы для составления генеалогических деревьев.
Человек, для которого создается генеалогия (например, с редкой способностью или, в медицинской генетике, с подозрением на наследственное заболевание), называется пробандом.
Члены генеалогического древа расположены в порядке поколений, обозначенных римскими цифрами в левой части страницы, где это необходимо: -Предыдущие поколения к последующим поколениям; -Дети в каждой семье — слева направо в соответствии с порядком рождения, они обозначены либо цифрами, либо возрастом. Для некоторых задач, например, психотерапевтических, важно знать типы диадических отношений в дополнение к родственным; тогда они также могут быть отмечены на семейном древе.
Некоторые исследователи предлагают называть этот рисунок генограммой.
Генограмма — это формат представления семейного древа путем записи информации о членах семьи и их взаимоотношениях как минимум в трех поколениях. Генограмма графически представляет семейную информацию таким образом, что создается картина сложного семейного паттерна и является дополнительным источником подсказок о том, как клиническая проблема может быть связана с семейным контекстом и динамикой одного и другого с течением времени.» Учебник психогенетики /I. В. Равич-Щербо.
Метод приемных детей представляет собой сравнение сходства в некоторых психологических характеристиках между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, и ребенком и приемными родителями, которые его воспитывали, с другой.
С одной стороны, у этого метода есть довольно узкие границы: -юридический -Психологический. -Возможность неслучайного распределения детей по семьям; -Субъективные «легенды» о родителях/усыновителях.
Однако, несмотря на недостатки, этот метод имеет некоторые преимущества в психогенетике. Во-первых, это теоретически самый чистый метод с самой высокой разрешающей способностью.
В исследовании по методу приемных детей участвуют дети, которых как можно раньше поместили к приемным родителям, которые являются чужими людьми — с приемными родителями, их биологическими и приемными родителями.
Разновидностью метода приемных детей является изучение так называемых усыновленных (слившихся) братьев и сестер, то есть нескольких небиологических детей, усыновленных одной и той же семьей.
Различают две схемы этого метода: -полная схема. -частичная схема.
Полная схема объединяет данные двух групп: -схема для разлученных родственников (биологических родителей и их братьев и сестер); -схема сиблингов.
Частичная схема объединяет либо одну, либо другую группу данных. Метод приемных детей — один из основных методов современной психогенетики.
Понятие, предмет и задачи психогенетики
Психогенетика является междисциплинарной областью знаний, которая находится между психологией (в первую очередь, дифференциальной психологией) и генетикой. В качестве предмета ее исследования выступает относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в процессе формирования индивидуальных различий в области психологических и психофизиологических признаков.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Психогенетика 440 ₽ Реферат Психогенетика 260 ₽ Контрольная работа Психогенетика 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В последнее время в сферу психогенетических исследований было включено индивидуальное развитие, включая механизмы перехода со стадии на стадию, а также индивидуальные траектории развития.
Западная литература, обозначая эту научную дисциплину, чаще использует понятие «генетика поведения» (behavioral genetics). Тем не менее, в рамках отечественной терминологии его нельзя считать адекватным (во всяком случае, в отношении человека). Это обусловлено тем, что в отечественной психологии понимание категории «поведение» менялось достаточно сильно. Так, Л.С. Выготский считал «развитие поведения» и «психическое развитие» синонимами. По этой причине для него справедливыми являются закономерности, которые установлены для конкретных психических функций.
В дальнейшем «поведение» стали понимать в более узком смысле, больше, в качестве обозначения определенных внешних форм или проявлений активности человека, которые имеют личностно-общественную мотивацию.
Предмет исследования психогенетики представлен соотношением средовых и наследственных детерминант в межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков.
Сегодня цель большей части исследований в сфере психогенетики состоит в формировании относительной роли средовых и генетических факторов в формировании индивидуальных психологических различий. Также ель заключается в исследовании различных механизмов, с помощью которых опосредуются средовые и генетические влияния на развитие свойств психики разного уровня.
Среди задач психогенетики можно выделить:
- Выяснение роли среды и наследственности в формировании психологических различий между индивидами.
- Формирование набора сред, приводящих к появлению в различных фенотипах одного и того же генотипа.
- Создание элементов среды, которые имеют наибольший вклад в развитии соответствующего признака.
Замечание 1
Таким образом, перечень проблем психогенетики включает этиологию индивидуальности человека, средовые и наследственные факторы психических заболеваний и отклонений в поведении, исследование роли параметров среды в формировании человеческого поведения.
Психогенетика занимается также исследованием закономерностей онтогенеза, выяснением динамики генотип-средовых соотношений. Ее методы направлены на поиск соответствующих генов, включая их локализацию на хромосомах.
Вебинары6
23 марта Понедельник, 14:00 | Семинар «Наука Побеждать. Психогенетика поведения» Скидка 30% 2 часа | Консультативно-практический |
Крымский центр ментальной генетики (Крым) |
Андрей Виннер |
23 марта Понедельник, 19:00 | Онлайн-курс клеточной трансформации Living your Design. Проживая свой Дизайн. Система Дизайн Человека Скидка 500Р 7 дней | Экологический |
Татьяна Вольф |
24 марта Вторник, 14:00 | Семинар «Наука Побеждать. Психогенетика поведения» Скидка 30% 2 часа | Консультативно-практический |
Крымский центр ментальной генетики (Крым) |
Андрей Виннер |
28 марта Суббота, 16:00 | Вебинар «Трансплантация сознания совершенного здоровья и процветания. Метальная защита от эпидемий» Бесплатное 2 часа | Консультативно-практический |
Крымский центр ментальной генетики (Крым) |
Андрей Виннер |
11 апреля Суббота, 16:00 | Вебинар «Стратегии и принципы по управлению жизнью». Актуальные решения с научным подходом Бесплатное 2 часа | Консультативно-практический |
Крымский центр ментальной генетики (Крым) |
Андрей Виннер |
Литература
- Близнецы: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
- Генотип. Среда. Развитие: монография. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. — М.:ОГИ, 2004.
- Методы психогенетики: учеб. пособие для вузов. Панкратова А. А. — М.: Солитон, 2006.
- Особенности учебной деятельности близнецов: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
- Психогенетика. Учебник для вузов. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. — Спб.: Питер, 2008, т.1. 406 с., т.2. 336 с.
- Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
- Психогенетика. Учебник. И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000. — 447 с.
- Психогенетика: теория, методология, эксперимент. Малых С. Б. — М.:Эпидавр, 2004. — 414 с.
- Психологические очерки о близнецах. Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М.: Вопросы психологии, 2003.