Научные предпосылки:
1) критика бихевиоризма и возрождение интереса к теме сознания в США начиная с 50х годов ХХ века;
2) влияние гештальт-психологии – принятие активной роли субъекта, интерес к проблеме сознания;
3) учение Ж.Пиаже, проведшего ряд значительных исследований по детской психологии с позиций исследования стадий когнитивного развития ребенка;
4) изменение научной парадигмы в физике – отказ от идеи абсолютной объективности и признание активной роли субъекта в познавательном процессе.
Становление когнитивной психологии:
1) 1960г. – открытие Дж.Миллером и Дж.Брунером в Гарварде центра когнитивных исследований, в Центре изучали разнообразные познавательные процессы — восприятие, память, мышление, речь, в том числе проводили анализ их генезиса. Это было первое применение термина «когнитивный»;
2) В 1967 году У.Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология». Эта книга открыла новое поле исследования. У.Найссер определил познание как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются… Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности». P. Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности. Высказанная в книге «Познание и реальность» (1976) метафора компьютера легла в основу работ, в которых компьютерные программы служат моделью для понимания процессов обработки информации человеком. Интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто малосвязанных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, в которой считалось, что вслед за ощущением идет восприятие, затем память, мышление и т.д. В новом подходе рассматривается комплексная система, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от стоящих задач.
9 стр., 4273 слов
Андреева Г.М. — К проблематике психологии социального познания
… — был сделан шаг в сторону социально-психологического исследования когнитивных процессов. Социальная психология оказалась более всего подготовленной стать непосредственной предшественницей психологии социального познания. Можно назвать как минимум три области, …
Историческая справка
Когнитивная психология (сognitio (лат.) — знание, познание) возникла в США в 50-е годы 20-го века. До появления когнитивной психологии в ее современном виде, психологи уже пытались заниматься проблемами познания. Много лет (и даже столетия) назад уже были первые попытки изучать мышление не только философскими, но и научными методами.
Считается, что определенную роль в развитии современной когнитивной психологии сыграли такие философы как Декарт, Юм и Кант. Декартова идея психической структуры, вылилась в исследовательский метод изучения собственной психики. Эмпирик Юм пытался установить законы ассоциации идей и разработал классификацию психических процессов. У Канта разум — это структура, опыт — факты, заполняющие структуру. Он различал три вида психических структур при изучении познания: измерения, категории и схемы.
Конечно, было бы неправильно считать, что столпами когнитивной психологии являются только эти философы. Да, и не только философы, но и ученые других отраслей знания внесли свой вклад в становление и развитие когнитивной психологии.
Когнитивные теории:
1) Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition знание, dissonance – несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок.
Считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.
2) Когнитивные теории памяти: Р.Аткинсон в качестве методологических оснований ориентировался на „компьютерную метафору“, проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. И в 1968 г. предложил свою трех компонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем — при соответствии задаче сохранения — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течении десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она храниться в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени. С.Стернбергизвестен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов.
3) Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктов Г. Келли(1905-1967).
Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Г.Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.
В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии распространенными стали символический и коннекциональный подходы.Символический подход рассматривает преимущественно способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе.
8 стр., 3724 слов
Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности …
… к морально-психологические качества личности. Но все области психологических знаний требуют знаний общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу … действительности. Стоит отметить, что каждая конкретная наука имеет свой комплекс, набор категорий. При этом собственный категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Категориальный аппарат психологии …
Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности (особенно труды Келли).
В социальной психологии все большее распространение получает изучение социальных когницийи их роли в межгрупповом взаимодействии, о чем упоминалось выше. Работы Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды, так же как и исследования Гибсона, привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психологии, реальной альтернативой информационному подходу во многих сферах когнитивной психологии.
[править] Ссылки
- Мы не замечаем, сколь многого мы не замечаем — доставляющее интервью с когнитивным психологом.
- Когнитивная терапия. Полное руководство — для борьбы со своими тараканами. Автор — Джудит Бек, дочь Аарона Бека, одного из основателей когнитивного направления в психотерапии.
- Психотренинг по методу Альберта Эллиса — книга другого основателя когнитивного направления в психотерапии. Написана специально для рядового читателя, без зауми, даже поймешь.
- Годный научпоп по теме
[ + ] Когнитивная психология — целебная панацея от всех болезней | |||||||||||||||
|
[ + ] Когнитивная психология Матан | |||||||||||||||
|
Практическое применение:
1) Когнитивная психотерапия — психотерапевтический метод, разработанный А.Т. Бекоми основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально депрессивных состояний) объяснялось прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа пациент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях; на этапе эмпирического анализа — отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации; на этапе прагматического анализа — строит оптимальное осознание собственных действий.
2) Рациона́льно-эмоциона́льно-поведе́нческая терапи́я, РЭПТ (англ. Rational Emotive Behavior Therapy (REBT) — активно-директивный, обучающий, структурированный, мультимодальный подход в психотерапии и психологическом консультировании, сконцентрированный на проблеме, созданный А.Эллисом в 1955 году и рассматривающий в качестве главной причины психических расстройств ошибочные, иррациональные когнитивные установки (убеждения, верования, идеи, предположения и т.п.), а не прошлый опыт индивида (в отличие от психоанализа).
Такие когниции в терминах РЭПТ называются «иррациональными верованиями» (иногда — «иррациональные убеждения», англ. irrational beliefs) и основной целью терапии является их устранение.
Когнитивная психология активно развивается и далека от завершения, обладает всеми признаками научной школы и стала частью основного русла психологической мысли.
Содержание
- 1 Немного истории, или как моск изучал моск
- 2 Суть метода 2.1 Что есть «когнитивное»?
- 3.1 Экспериментальное подтверждение
- 4.1 Пирамида Маслоу
Общее представление о мышлении
Мышление
— это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
Главными особенностями протекания процесса мышления являются:
1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.
2. Связь с практической деятельностью.
3. Неразрывная связь с речью.
4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.
6 стр., 2724 слов
Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы …
… (прикосновение, объятие); искренность. Подражание — воспроизводство человеком определенных образцов поведения, манеры говорить, способа мышления другого человека. Это следование общим примерам, эталонам, стереотипам, одно … демократический, либеральный. Необходимо понять, что такое влияние с точки зрения психологии. Психологическое влияние — воздействие на психологическое состояние, мысли, чувства, …
Обобщенное отражение
действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.
Опосредованное отражение
действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» — это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.
Мышление возникает на основе практической деятельности
, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.
Мышление неразрывно связанос речью
. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.
Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация
. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.
Связанный термин
Когнитивный карта представляет собой пространственное представление внешнего мира, которая хранится в памяти, пока фактическое проявление (обычно, рисунок) этого воспринимаемых знаний не генерируются, ментальная карта. Когнитивная отображение является неявной, психическое отображение явная часть одного и того же процесса. В большинстве случаев, когнитивная карта существует независимо от ментальной карты, статья охватывает только когнитивных карт будет оставаться ограниченным теоретическим соображениям.
В некоторых применениях, ментальная карта относится к практике, проводимой городскими теоретиками, имея городские житель нарисовать карту, из памяти, их города или места, где они живут. Это позволяет теоретику, чтобы получить ощущение, какие части города или жилищ являются более существенными или воображаемыми. Это, в свою очередь, предоставляет себя в решающие идеи о том, как хорошо городском планировании проводились.
Качественные характеристики мышления
Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств. Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей, и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то – при решении практических вопросов.
Примеры качеств (свойств) мышления:
Быстрота мышления — способность находить правильные решения в условиях дефицита времени
Гибкость мышления — умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения
Глубина мышления — степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи
Предыстория, просто мысли или домыслы
Все начинается с начала. Чтобы что-то понять, начнем с начала зарождения компьютерной эры, которая «как ни странно» практически совпала с появлением когнитивной психологии. Бродил такой призрак по просторам Европы и Америки, но это не был призрак коммунизма, это была идея, даже не идея, а вечная идея усовершенствования мира, создания интеллектуальных систем и совершенного человеческого разума. Что может быть привлекательней для человечества?
Возможно, что в начале все развивалось параллельно, а затем дальнейшее быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало толчок и в понимании процессов, происходящих в психике человека. Что общего в проблеме человеческой психики, этой «трепетной лани» и холодной расчетливости машины? Да, вы правы — это ЗНАНИЕ!
Мышление и интеллект
Интеллект
— совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.
В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком – его мыслительные способности.
В психологии существует понятие структуры интеллекта
,однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую, или текучую (
“fluid”
), и статическую или кристаллизованную (
“crystallized”
).
Согласно его концепции, текучий интеллект проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. Кристаллизованный интеллект больше зависит от социальной среды, и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.
4 стр., 1578 слов
Мышление и интеллект Определение мышления
… преобразовательного и познавательного характера. Основные виды мышления. Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к … проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. Интеллект — это относительно устойчивая структура именно …
Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:
·Способность к обучению (быстрому освоению новых знаний. умений и навыков);
·Способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;
·Способность к решению практических задач и проблемных ситуаций.
·Объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.
Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области, тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом, тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого существуют и специальные тесты на интеллект, например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр. К наиболее известным интеллектуальным тестам относятся:
Тест Стенфорда-Бине
: оценивает интеллектуальное развитие ребенка.
Тест Векслера:
оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта.
Тест Равена:
невербальный интеллект.
Тест Айзенка (IQ)
–определяет общий уровень развития интеллекта
При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или интеллектуальные способности развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант.
обзор
Когнитивные карты были изучены в различных областях, таких как психология, образование, археология, планирование, географии, картографии, архитектуры, ландшафтной архитектуры, градостроительства, управления и истории. Как следствие, эти ментальные модели часто называют, по- разному, как и когнитивный карты, ментальными карты , сценарии , схемы и систем отсчета .
Когнитивный карты служат строительство и накопление пространственных знаний, «разрешающее глаза ума » для визуализации изображений с целью снижения когнитивный нагрузки , повышения отзыва и обучения информации. Этот тип пространственного мышления также может быть использован в качестве метафоры для непространственных задач, где люди , выполняющие непространственные задачи , связанные с памятью и визуализации используют пространственное знание , чтобы помочь в обработке задания.
В нейронных коррелятах когнитивный карты были размышляли быть на место клеточной системы в гиппокампе и недавно обнаруженные клетки сетки в энторинальной коре .
Основные виды мышления
По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит четыре стадии.
Первый способ мышления ребенка – предметно-действенное мышление
(в возрасте от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.
Следующая ступень — наглядно-образное
— мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных).
Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).
В образном мышлении,
которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые).
Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличие от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.
Абстрактно-логическое
(отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств.
4 стр., 1840 слов
Тесты экология человека
… г а г а в в а а-1 б-2 в-3 социального Тесты по экологии человека Вариант 2 1.Здоровье – это а) состояние полного физического, психического и социального … в) «образ жизни» является единственной причиной возникновения заболеваемости населения; г) нет такого понятия – «образ жизни»; д) «образ жизни» формирует здоровье и занимает всего 1% удельного …
Формы мышления
Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие
— мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.
Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д. Отличие понятия от представления состоит в том, что представление — это всегда образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове. Кроме того, представление включает в себя как существенные, так и несущественные признаки, а понятие — только существенные. Содержание понятий раскрывается в суждениях.
Суждение
– есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.
Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления – умозаключение.
Умозаключение
— такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение
Мыслительные операции
Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.
Анализ
— мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.
Синтез
— объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.
Абстрагирование
— выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.
Обобщение
— выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.
Конкретизация
— операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.
Примеры похожих учебных работ
Психология человека
… человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, тог есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие … психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в …
Психология человека 4
… мышление. Так, например, обезьянам присуща психическая деятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют стадией интеллекта. Объединив все перечисленные стадии психики человек … всем — все несет информацию обо всем. Это …
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5
… руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной … занятие № 14 Тема «внимание» План: Понятие о внимании. Основные виды внимания. Характеристика свойств …
Психология человека в Исламе
… не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда … настоящим мусульманином. Молитва в исламе неразрывно связана с таким понятием, как тавхид, то есть единосущие Аллаха. Она отражает …
Постнеклассическая психология человека
… создания особой дисциплины — психологической антропологии, изучающей психологию человека в ее специфике [4: с. 32-33]. … со-бытийная общность. Фундаментальный статус понятия «со-бытийной общности людей» как особого пространства, где происходит …
история
Идея когнитивной карты была впервые разработана Толмен . Толмен, один из ранних когнитивных психологов, выдвигая эту идею, делая эксперимент с участием крыс и лабиринты. В эксперименте Толмена, крыса была помещена в крестообразном лабиринте и позволила исследовать его. После этого первоначального исследования, крысу помещали в одной руке креста и еда была помещена на следующую руку непосредственно справа. Крысу приучены компоновщика и научились повернуть направо на перекрестке, чтобы добраться до пищи. При размещении на разных плечах крестообразного лабиринта однако, крыса все равно пошла в правильном направлении , чтобы получить пищу из исходной когнитивный карты он создал из лабиринта. Вместо того , чтобы принять решение, чтобы повернуть направо на перекрестке , независимо от того , что, крыса был в состоянии определить правильный путь к еде независимо от того , где в лабиринте он был помещен.